Арт терапия определение: Арт-терапия. Что такое «Арт-терапия»? Понятие и определение термина «Арт-терапия» – Глоссарий

Содержание

1.1. Определение арт-терапии. Арт-терапия детей и подростков

1.1. Определение арт-терапии

Арт-терапия является междисциплинарным подходом, соединяющим в себе различные области знания – психологию, медицину, педагогику, культурологию и др. Ее основой выступает художественная практика, поскольку в ходе арт-терапевтических занятий клиенты вовлекаются в изобразительную деятельность. Слово «арт-терапия» (art therapy) стало впервые использоваться в 1940 гг. в англоязычных странах такими авторами, как М. Наумбург (Naumburg, 1947, 1966) и А. Хилл (Hill, 1945), для обозначения тех форм клинической практики, в рамках которых психологическое «сопровождение» клиентов с эмоциональными, психическими и физическими нарушениями осуществлялось в ходе их занятий изобразительным творчеством с целью их лечения и реабилитации.

Иногда в русскоязычных публикациях арт-терапию необоснованно смешивают с «психотерапией выразительными искусствами» или «психотерапией искусством» (expressive arts therapies), связывая ее с применением разных форм творческого самовыражения с целью достижения лечебно-коррекционных и развивающих эффектов (Аметова, 2003а, б; Гришина, 2004; Медведева, Левченко, Комиссарова, Добровольская, 2001).

Однако большинство отечественных авторов, использующих понятие арт-терапии, следуют принятому в международной литературе определению и рассматривают ее как одну из форм психотерапевтической практики, основанную на использовании пациентами визуальных, пластических средств самовыражения в контексте психотерапевтических отношений (Бурно, 1989; Каравасарский, 2000; Копытин, 1999, 2001, 2002а; Никольская, 2005; Хайкин, 1992).

Поскольку термин «арт-терапия» пришел из английского языка, для прояснения его содержания целесообразно обращение к тем литературным источникам, которые имеются в англоязычных странах. Например, в Информационной брошюре Британской ассоциации арт-терапевтов указывается:

«Арт-терапевты создают для клиента безопасную среду, каковой могут являться кабинет или студия, и обеспечивают его различными изобразительными материалами – красками, глиной и т. д., находясь рядом с ним в процессе его изобразительной работы. Клиенты могут использовать предоставленные им материалы по своему желанию, стремясь в присутствии арт-терапевта выразить в изобразительной работе свои мысли и чувства… Арт-терапевт побуждает клиента к взаимодействию с изобразительными материалами и продукцией, благодаря чему арт-терапевтический процесс представляет собой одну из форм диалога»

(BAAT, 1994).

Несколько более развернутое определение арт-терапии содержится в еще одном документе Британской ассоциации арт-терапевтов, озаглавленном «Художник и арт-терапевт: краткое обсуждение их ролей в больницах, специальных школах и социальной сфере»:

«Арт-терапия связана с созданием визуальных образов, и этот процесс предполагает взаимодействие между автором художественной работы (пациентом), самой художественной работой и психотерапевтом. Арт-терапия, так же как и любой иной вид психотерапии, направлена на осознание неосознаваемого психического материала – этому способствует богатство художественных символов и метафор. Арт-терапевты глубоко понимают особенности процесса изобразительного творчества, обладают профессиональными навыками невербальной, символической коммуникации и стремятся создавать для пациента такую рабочую среду, в которой он мог бы чувствовать себя достаточно защищенным для того, чтобы выражать сильные переживания. Эстетические стандарты в контексте арт-терапии не имеют большого значения.

Основой арт-терапевтического взаимодействия являются выражение и конденсация неосознаваемого психического материала посредством изобразительной деятельности»

(BAAT, 1989).

Как написано в информационном бюллетене Американской арт-терапевтической ассоциации,

«Арт-терапия – это терапевтическое направление, связанное с использованием пациентом (клиентом) различных изобразительных материалов и созданием визуальных образов, процессом изобразительного творчества и реакциями пациента (клиента) на создаваемые им продукты творческой деятельности, отражающие особенности его психического развития, способности, личностные характеристики, интересы, проблемы и конфликты»

(AATA, 1998).

По мнению руководителя программы арт-терапевтического образования, профессора Лондонского Университета и почетного президента Британской ассоциации арт-терапевтов Д. Уоллер, арт-терапия основана на представлениях о том, что создание и восприятие визуальных образов является важным аспектом познавательной деятельности человека; что изобразительное творчество в присутствии специалиста позволяет клиенту актуализировать и выразить как ранние, так и актуальные в контексте «здесь-и-сейчас» осознаваемые и неосознаваемые чувства и потребности, в том числе те, выражение которых с помощью слов слишком сложно; и, наконец, что визуальный образ является средством коммуникации между психотерапевтом и клиентом (Waller, 1993).

Арт-терапия представляет собой частную форму психотерапии искусством, включающей также драматерапию, музыкотерапию и танце-двигательную терапию. В некоторых странах арт-терапия и иные направления психотерапии искусством в настоящее время признаны не только в качестве самостоятельных психотерапевтических модальностей, но и профессий.

Учитывая нарастание во всем мире интеграционных процессов и активизацию профессиональных контактов развитие арт-терапевтического направления в нашей стране трудно представить без ясного понимания отечественными специалистами основополагающих принципов и содержания арт-терапевтической деятельности, согласующихся с ее общепринятым определением. Подобные определения представлены в информационных материалах Европейского консорциума арт-терапевтического образования (сокращенно ЕКАТО) (ECArTE, 1999, 2002, 2005), объединяющего более трех десятков европейских университетов, разрабатывающих программы подготовки специалистов по разным направлениям психотерапии искусством.

В документах ЕКАТО обозначается место арт-терапии в системе других направлений психотерапии искусством. Как заявлено в информационном бюллетене этой организации (ECArTE, 1999), одна из основных задач ее деятельности заключается во внедрении во всех входящих в ЕКАТО странах общих стандартов арт-терапевтического образования и профессиональной практики. При знакомстве с информационными бюллетенями (ECArTE, 1999, 2005) можно отметить, что, несмотря на определенные различия в понимании арт-терапевтической деятельности в разных странах, обусловленные своеобразием местных культур и традиций, участники ЕКАТО сходятся во мнении относительно ее основного содержания. Так, все они признают, что изобразительная деятельность клиента в арт-терапии происходит в присутствии специалиста (арт-терапевта), создающего для него психологически безопасную среду, помогающего ему творчески проявить себя, а также организовать и осознать свой опыт. Важнейшими факторами лечебно-коррекционного воздействия в арт-терапии выступают изобразительная деятельность, психотерапевтические отношения и обратная связь клиента и специалиста (арт-терапевта).

В 2005 г. первое российское государственное учебное заведение, Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования, было принято в ЕКАТО в статусе действительного члена. Членство в этой организации и сотрудничество с профессиональными организациями и арт-терапевтическими институтами Европы было бы невозможно без принятия согласованных с другими странами-членами ЕКАТО критериев арт-терапевтической деятельности и требований к подготовке специалистов.

На основе обобщения определений арт-терапии, содержащихся в различных отечественных и зарубежных источниках, прежде всего тех, которые отражают высокий уровень профессионализации арт-терапевтической деятельности, авторы настоящей книги предлагают рассматривать арт-терапию как совокупность психологических методов воздействия, применяемых в контексте изобразительной деятельности клиента и психотерапевтических отношений и используемых с целью лечения, психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц с различными физическими недостатками, эмоциональными и психическими расстройствами, а также представителей групп риска.

Несмотря на тесную связь с лечебной практикой, арт-терапия во многих случаях имеет преимущественно психопрофилактическую, социализирующую и развивающую направленность, благодаря чему она может стать ценным инструментом в деятельности образовательных учреждений, реабилитационных проектах и в социальной работе. Вместе с тем внедрение методов арт-терапии в эти области должно осуществляться на основе ясного понимания того, что составляет основное содержание арт-терапевтической практики, ее цель и задачи и не должно приводить к их искажению и подмене иными, не свойственными ей формами околопрофессиональной деятельности.

Очевидно, что разные виды творческой активности могут оказывать важные психопрофилактические и развивающие эффекты. Инновационные подходы к образованию, например, могут и должны опираться на проявления творческого потенциала детей и подростков и использование его здоровьесберегающих факторов. Педагоги и школьные психологи в ходе образовательного процесса вполне могли бы осваивать такие формы взаимодействия с учащимися, которые основаны на игровой деятельности и приемах изобразительной, музыкальной, драматически-ролевой и художественно-поэтической экспрессии. Это, однако, не должно служить основанием для их перехода в плоскость терапевтической практики.

Во избежание смешивания терапевтических и образовательных компонентов в работе педагогов, авторы настоящей работы предлагают им вместо слов «арт-терапия» и «арт-терапевтический» (метод, прием, подход) использовать такие понятия, как «арт-метод» («арт-методы»), «методы, основанные на творческой активности», «методы творческого самовыражения» и иные близкие им по содержанию определения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Школы терапии

Школы терапии Между двумя терапевтами, один из которых помещает пациента на кушетку, погружая его в поток свободных ассоциаций, а другой приглашает на сессию всю семью, скорбя в ее кругу по поводу безвременной кончины дедушки, надо признать, не очень много общего. И столь

Теория терапии

Теория терапии В каждом психотерапевтическом подходе имплицитно содержится идея психологической нормы. Подчеркнем, что речь идет именно о психологической, а не о психической норме. Вопрос о том, что представляет собой психическая норма, чаще всего решается

Механизмы терапии

Механизмы терапии Саногенные механизмы первичной терапии многообразны. Цель терапии – выявить, осознать и пережить заблокированные первичные чувства. Это психотерапевтическое движение пациента к первичным чувствам метафорически можно представить как оживление и

Теория терапии

Теория терапии Теоретическими истоками гештальт–терапевтического направления считаются психоанализ, экзистенциальная философия, гештальт–психология и дзэн–буддизм. При этом необходимо отметить, что строгой философской гештальт–терапевтической концепции просто

Результат терапии

Результат терапии В гештальт–терапии нет жестких критериев того, каким должен быть человек. Гештальт–терапевты придерживаются теории парадоксальных изменений: человек начинает меняться тогда, когда он начинает принимать себя таким, каков он есть, а не тогда, когда он

Механизмы терапии

Механизмы терапии Порой полагают, что механизм терапии, ориентированной на клиента, состоит в объективации клиентом собственной проблемы и дистанцировании от нее. Такая когнитивистская трактовка причин изменений клиента, с нашей точки зрения, упрощает подход Роджерса.

Теория терапии

Теория терапии Джеймс Прохазка и Джон Норкросс (Prochaska, p.  330–331) сформулировали основные черты когнитивной терапии:1) неудовлетворенность клинической теорией и результатами психоанализа;2) когнитивная ориентация – помощь клиентам состоит в том, чтобы научить их правильно

Показания к терапии

Показания к терапии Бек отмечал, что когнитивный подход наиболее пригоден для людей со способностью к интроспекции и рассуждениям о своих мыслях и фантазиях. Когнитивная терапия применяется в случаях, когда проблему можно четко сформулировать и имеются когнитивные

Еще о пользе арт-терапии

Еще о пользе арт-терапии Терапия искусством приносит большую пользу и помимо повышения уровня самопознания и принятия себя, а именно:• Человеку приходится активно участвовать в этом процессе, что позволяет весьма успешно бороться со скукой, апатией и чувством

2.

1. Аналоги ландшафтной арт-терапии в деятельности психиатрических учреждений. Использование ландшафта в арт-терапии

2.1. Аналоги ландшафтной арт-терапии в деятельности психиатрических учреждений. Использование ландшафта в арт-терапии Идеи о благотворном влиянии окружающей среды на психическое здоровье человека использовались при обустройстве психиатрических клиник Европы и

СПЕКТР ТЕРАПИИ

СПЕКТР ТЕРАПИИ Кен Уилбер ПСИХИЧЕСКАЯ ПАТОЛОГИЯПрактика медитации охватывает три широких уровня или проходит три стадии — начальную, промежуточную и продвинутую. Каждая стадия имеет свои задачи и возможности, а также свои искажения или патологические отклонения,

2.2. Методы арт-терапии и креативной терапии, применяемые при травматическом стрессе и постстрессовых расстройствах

2. 2. Методы арт-терапии и креативной терапии, применяемые при травматическом стрессе и постстрессовых расстройствах При оказании арт-терапевтической помощи переживающим травматический стресс и постстрессовые расстройства может быть использована как индивидуальная,

Выбор терапии

Выбор терапии Ни одно лекарство, к сожалению, не является панацеей, а тем более если оно предназначено для лечения какого-то психического недуга. Вот почему антидепрессантов много, они разные и по механизму действия, и по производимым эффектам. Так или иначе, но

В. Мотивы терапии

В. Мотивы терапии Обычно пациент обращается к терапии по двум причинам, ни одна из которых не подвергает его сценарий опасности. Взрослый хочет узнать, как удобнее жить в мире своего сценария. Наиболее откровенные примеры этого — гомосексуалисты обоих полов, которые

Начало терапии

Начало терапии Ю.  Т. позвонила спустя три месяца после первого интервью, и мы договорились о встрече. В ходе сеанса она сообщила, что хотела бы начать психотерапию, поскольку считает, что это единственное, что может помочь ей преодолеть апатию, суицидальные мысли,

Арт-терапия

Арт-терапия

Арт-терапия — лечение творчеством. Это короткое определение как нельзя лучше отражает суть метода. Чтобы создать рисунок, слепить фигурку из пластилина или собрать пазл, требуется задействовать разные участки мозга. В результате активируются скрытые резервы организма, улучшается память, речь, способность к анализу информации.

Как это работает

Метод арт-терапии основан на принципе обратной связи. Что это значит?

За все виды физической активности, а также за речь, память, способность к мышлению отвечает мозг. Он руководит телом, и каждый новый навык (например, ходьба) отрабатывается до автоматизма еще в детстве.

У человека, перенесшего инсульт, часть налаженной «управляющей системы» мозга выключается. Разрушенные нейронные связи приходится создавать заново, и творческая работа стимулирует этот процесс. Развивается так называемый «ручной интеллект».

На занятии арт-терапией пациент восстанавливает утраченные навыки:

  • четкость и связность речи
  • зрительная, слуховая и тактильная память
  • ориентация в пространстве
  • способность к аналитическому, образному и словесно-логическому мышлению
  • координация движений и мелкая моторика

Таким образом, занятия творчеством — своего рода спортивная тренировка для мозга. Арт-терапия — научно обоснованный метод, который предполагает серьезную работу с психикой и физическим состоянием пациента.

Как проходит занятие

Арт-терапия может быть индивидуальной или групповой. К пациентам, которые самостоятельно не передвигаются, терапевт приходит в номер.

Что можно делать на занятии? Список достаточно разнообразный:

  • рисование
  • работа с мозаикой
  • раскрашивание по образцу
  • лепка из пластилина
  • прослушивание музыки и пение
  • чтение
  • игры в шахматы, шашки и нарды
  • песочная терапия
  • шитье и вязание
  • танцевальные упражнения
  • сочинение историй

Занятия арт-терапией очень увлекательны, и пациенты ждут их с нетерпением.
Радость от процесса творчества позволяет справиться с плохим настроением, тревогой и страхом.

Арт-терапия предполагает глубокую работу с бессознательной частью психики.

Глядя на результаты своего ручного труда, человек понимает: болезнь над ним не властна, и ему удастся справиться с ней. А некоторые люди открывают в себе новые таланты — например, одна из наших пациенток после выписки стала заниматься оформлением тортов и сделала это своей основной профессией.

Немаловажно, что в медицинском центре «Консилиум» работает опытный арт-терапевт. Она умеет находить общий язык с пациентами, делает все зависящее, чтобы помочь, и занятие — будь то индивидуальный или групповой сеанс — приносит удовольствие всем участникам.

Об Американской ассоциации арт-терапии

Американская ассоциация арт-терапии (AATA) — это 501(c)(3) некоммерческая, беспартийная, профессиональная и образовательная организация, занимающаяся ростом и развитием профессия арт-терапевт. Американская ассоциация арт-терапии, основанная в 1969 году, является одной из ведущих в мире членских организаций арт-терапии.

НАША МИССИЯ

Продвигать арт-терапию как регулируемую профессию в области психического здоровья и создавать сообщество, поддерживающее арт-терапевтов на протяжении всей их карьеры. Принято в июле 2021 года.

НАШЕ ВИДЕНИЕ

Мир, в котором каждый имеет доступ к профессиональной арт-терапии для улучшения психического здоровья и благополучия. Принято в июле 2021 г.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ

Арт-терапия — это профессия в области психического здоровья, которая обогащает жизнь людей, семей и сообществ посредством активного творчества, творческого процесса, прикладной психологической теории и человеческого опыта в рамках психотерапевтические отношения.

Посетите нашу страницу «Об арт-терапии» для получения дополнительной информации о профессии арт-терапии и ее практике.

ЧТО МЫ ЗАНИМАЕМСЯ

Американская ассоциация арт-терапевтов, ведущая некоммерческая организация страны, занимающаяся продвижением профессии арт-терапевта, предоставляет своим членам самую свежую информацию, ресурсы и значимые сетевые возможности. Ассоциация выступает за развитие профессии и связывает членов с важной работой арт-терапевтов по всему миру.

ЧЛЕНСТВО

Американская ассоциация арт-терапии представляет отдельных лиц и организации, занимающиеся арт-терапией и заинтересованные в содействии ее развитию на всей территории Соединенных Штатов. Членство состоит из, но не ограничивается: профессиональными арт-терапевтами, студентами, образовательными учреждениями и соответствующими специалистами в области психического здоровья. Члены Американской ассоциации арт-терапии имеют постоянный доступ к широкому спектру преимуществ.

ЗАЩИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Активный комитет по делам правительства, поддерживаемый командой национального офиса и советником по общественной политике, защищает профессию от имени наших членов и клиентов, которых они обслуживают. Центр защиты интересов, доступный исключительно для членов, предоставляет самую свежую информацию о государственной политике, связанной с арт-терапией, на федеральном уровне и уровне штатов.

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Постоянно расширяющийся онлайн-институт непрерывного образования в области арт-терапии (ICE/AT) предоставляет вам под рукой соответствующие курсы, позволяющие развивать компетенции и быть в курсе новых тенденций в этой области, одновременно получая право на получение кредитов на непрерывное образование. (ЦИК). Участники получают существенную скидку.

NETWORKING

Ежегодная конференция — главное событие, объединяющее арт-терапевтов с коллегами со всей страны и со всего мира.

ИССЛЕДОВАНИЯ

Арт-терапия: журнал Американской ассоциации арт-терапии — самое престижное издание в этой области, в котором публикуются ведущие исследования, практические статьи и многое другое; он полностью доступен для вас как участника.

Что такое арт-терапия? — Канадская ассоциация арт-терапии

1. Арт-терапевты – это обученные профессионалы

Арт-терапевты – это обученные профессионалы, имеющие опыт психологического консультирования и изобразительного искусства.

В Канаде и США арт-терапевты должны иметь как минимум степень магистра или диплом магистра в области арт-терапии, прежде чем идентифицировать себя в профессии. Это высшее образование включает часы клинической практики под наблюдением (1000 часов для канадских арт-терапевтов), что обеспечивает безопасность клиента, а также профессиональную ответственность агентств и работодателей, предлагающих эту форму терапии.

Зарегистрированный канадский арт-терапевт (RCAT) является профессиональным членом с хорошей репутацией, который прошел дополнительное обучение по профессии, клиническое наблюдение (50 часов за 1000 часов контакта с клиентом) после окончания учебы, демонстрирует участие в сообществе арт-терапии и имеет опыт в работа с разными клиентами в разных условиях. Для получения дополнительной информации посетите нашу страницу «Уровни членства».

2. Арт-терапевты соблюдают Кодекс этики, относящийся к арт-терапии

Подробную информацию см. на странице «Стандарты практики»

3. Арт-терапевты работают с разными клиентами

Арт-терапия эффективна для людей любого возраста. Арт-терапевт работает с отдельными лицами, парами, семьями или группами в таких учреждениях, как консультационные агентства, школы, лечебные центры, реабилитационные учреждения, больницы, исправительные учреждения и учреждения по уходу за престарелыми.

4. Профессиональные и зарегистрированные арт-терапевты имеют страховку ответственности

Чтобы получить высшее образование, арт-терапевты должны иметь не менее 1000 часов практических занятий по арт-терапии под наблюдением. Это гарантирует, что дипломированные арт-терапевты имеют глубокое и профессиональное понимание работы с клиентами, а также обеспечивает безопасность клиентов при работе с глубокими психологическими проблемами. Как работающие профессионалы, профессиональные и зарегистрированные канадские арт-терапевты должны иметь страховку профессиональной ответственности, чтобы предлагать арт-терапию.

5. Существуют исследования в поддержку арт-терапии

Исследования результатов арт-терапии с участием различных групп населения продолжают публиковаться в различных академических журналах по арт-терапии, психологии, психотерапии, консультированию, особым группам населения, художественному образованию и т. д.

Канадская ассоциация арт-терапии публикует количественные, качественные, смешанные -методы и основанные на искусстве академические исследования арт-терапии с различными группами населения с 1985 года в нашем академическом журнале.

Исследовательский комитет Американской ассоциации арт-терапии создал Библиографию результатов исследований   по результатам и исследованиям отдельных субъектов в арт-терапии, чтобы поддержать практику арт-терапии путем предоставления эмпирических доказательств ее использования.

Добавить комментарий