Арт терапия занятие: Арт терапия⭐️ 10 основных видов для работы, методы, преимущества

Арт-терапия для взрослых | Центр «Оранжевое солнце» – сертификационные обучающие программы по психологии, тренинги, семинары, консультации психолога в Екатеринбурге

Пройдите опрос и узнайте, чем Вам может помочь арт-терапия


Если Вы ответили «Да» хотя бы на один вопрос, то Вам точно подходит арт-терапия

О возможности оказания психологической помощи через занятия искусством слышали немногие из нас. А даже если и слышали, то всерьёз не воспринимали. Как-то это не по-взрослому…

Однако подобное отношение в корне не верно, так как современная арт-терапия это занятия, помогающие с успехом снять накопившийся стресс, вернуть себе радость жизни, узнать себя лучше и принять себя таким, какой есть.

Содержание

Что такое арт-терапия?

Занятия арт-терапией под руководством специалиста – это творческий процесс в сочетании с эффективными психологическими методами. Грамотное сочетание методов позволяет безболезненно обойти границы сознания человека и поработать с его внутренним миром. На сегодняшний день арт-терапия для взрослых считается одним из самых сильных методов работы.

Популярность арт терапии обусловлена не только её эффективностью в работе с клиентами всех возрастов, но также и абсолютной безопасностью применяемых методов. Это направление не имеет противопоказаний, поэтому с успехом применяется в работе широкого спектра специалистов: от профессиональных психологов до педагогов в школе и тренеров в бизнесе.

К клиентам, приходящим на курс арт-терапии обычно не предъявляется каких-либо требований, так как творческий процесс здесь имеет немного другую цель. Основная задача пришедшего на занятие это не создание красивой картинки, а осознание себя через творческий процесс. Таким образом, искусство способствует выражению чувств, страхов и переживаний человека. Увлеченный творческим процессом человек свободно «выплескивает» внутренний мир, минуя при этом «цензуру разума». Порой подобное невербальное общение является единственным способом изъяснения клиента со специалистом. В созданных на занятиях работах взрослый показывает все проблемы, кажущиеся ему непреодолимыми препятствиями, усложняющим жизнь.

Занятие творчеством способствует раскрытию потенциала человека, высвобождает его скрытые ресурсы. В творческой обстановке клиент находит силы для решения проблемы наиболее оптимальным способом.

Арт-терапия для взрослых: когда и кому помогут занятия

Наш мир – гонка, которая вгоняет в депрессию и приводит к накоплению негатива, не давая возможности избавиться от него. Именно в такой ситуации арт-терапия является лучшим средством, помогающим побороть негативные эмоции и справиться с депрессией.

Арт-терапия для взрослых отлично подойдет и тем, кто хочет просто расслабиться, отключившись от внешнего мира. Занятия у специалиста, применяющего современные методики позволят не только открыть свой внутренние резервы, но и избавиться от тревоги и апатии, обрести гармонию.

Виды арт терапии

Вообще видов у этого направления достаточно, однако есть среди них те, которые пользуются популярностью у посетителей занятий.   К таким видам относятся: ИЗО-терапия, музыкотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, игротератия  и т.д.

Рассмотрим подробнее некоторые вида арт терапии.

ИЗО-терапия

Изобразительное творчество является, пожалуй, самым понятным и простым для человека видом творческой деятельности. Но, при кажущейся простоте. Занятия изобразительным искусством помогают не только выразить свои мысли, но и ощутить и понять себя.

При этом совсем не обязательно быть художником и обладать выраженными художественными навыками: часто клиенты и сами не осознают, до какой степени способны на создание прекрасного. Занятия помогают узнать больше о своих способностях, раскрыть свой творческий потенциал по максимуму. Однако это не создаёт какого-либо напряжения, а совсем наоборот. Творческий процесс приводит к тому, что человек полностью расслабляется, чувствуя лишь легкость и уверенность в своих силах.

На занятиях с опытным специалистом люди освобождаются от негатива, общаются и становятся более уверенными в себе.

Музыкотерапия

Музыка влияет не только на психоэмоциональную и духовную сферу человека, но также оказывает влияние и на поверхность тела и даже на внутренние органы. Активные или пассивные занятия музыкотерапией направлены на эстетическое переживание произведения клиентом. При этом произведения подбираются исходя из имеющихся у клиента проблем. Если на пассивных занятиях человек лишь прослушивает музыкальное произведение, то на активных сам участвует в его исполнении.

Основная цель музыкотерапии заключается не только в лечебном воздействии, но и во включении клиента в социум, преодоление им барьеров в общении, устранение застенчивости.

Сказкотерапия

Обычно занятие проводится в группе, вызывая массу положительных эмоций. Занятия с применением сказкотерапии помогает клиентам отыскать верные пути решения накопившихся проблем, «вырывая» его из замкнутого круга. Придумывая сюжет сказки, клиент может натолкнуться на ванные для себя детали, что может в корне изменить его представление о себе и своих проблемах.

Песочная терапия

Терапия песком очень популярное направление арт терапии. Занятия с использованием песка помогают клиенту избавиться от напряжения, тревог и стресса.

На занятиях уже взрослый человек позволяет себе вновь побыть ребенком. Играя в песочнице он «отключает» контроль сознания, открывая доступ к подсознательному. Именно в такой обстановке удается увидеть скрытые проблемы и найти пути их решения.

Кстати, выпускники центра рекомендуют отличную программу “Песочная терапия” которую ведет кандидат психологических наук Кормушина Наталья Геннадьевна. 

Арт терапия  универсальный способ решения как детских, так и взрослых проблем. Она эффективно применяется в работе многих специалистов. Однако даже неспециалисты могут использовать методики арт терапии в повседневной жизни.

Например, родители во взаимодействии с детьми. Часто ребенок не в силах сказать Вам о том, что у него есть проблема, а выразить её в творческом процессе ему гораздо проще.

Имея представление о методах и видах арт терапии, Вы сможете эффективно и своевременно оказать ему помощь. Более того, творческое занятие, в который Вы можете вовлечь всю семью, будет способствовать вашему сближению и улучшению микроклимата внутри семьи.

 

Хотите стать настоящим специалистом в области арт терапии для взрослых – приходите к нам на обучение в учебный центр Оранжевое солнце. Наша программа “Основы арт-терапии в консультировании и групповой работе со взрослыми” научит Вас как надо применять арт-терапию в индивидуальном и семейном консультировании , а так же в групповой работе.

Психологический центр обучения Оранжевое солнце

Тэги: Арт терапия для взрослых

Занятие с подростками «Решение конфликтов с помощью арт-терапии»

Занятие с подростками «Решение конфликтов с помощью арт-терапии»
Коррекционная работа психолога в школе — Коррекционно-развивающие занятия

Цель: гармонизация личности через развитие способности самовыражения и самопознания.


Задачи:
1. Профилактика внутренней конфликтности
2. Развитие способности самовыражения
3. Развитие рефлексии
4. Обращение агрессии в приемлемые способы самовыражения.
Время работы: 40 минут

Ресурсы:
листы бумаги формата А3;
цветная бумага
ножницы;
клей;
цветные карандаши.
Участники: подростки

Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Рисунок не только улучшает коммуникацию и экспрессию, но дает удовольствие и укрепляет чувство контроля и завершенности. Процесс создания графических композиций может также быть полезным в облегчении психического дискомфорта. Рисунок способствует обращению агрессивных и враждебных чувств в более приемлемые способы самовыражения.
Дети, плохо контролирующие свои эмоций, могут благодаря этому открыть для себя альтернативные стратегии, которые не замечали ранее. Рисунок также хорош тем, что инициируется и контролируется самим человеком, что, в свою очередь, способствует адекватизации его самооценки. Законченная работа, как и сам процесс, дает детям чувство развития и достижения цели, являясь условием личного удовлетворения и убеждения в собственной важности.
Проективный рисунок может использоваться как в индивидуальной форме, так и в групповой работе. Основная задача проективного рисунка состоит в выявлении и осознании трудновербализуемых проблем и переживаний, то есть тех переживаний, которые сам ребенок по тем или иным причинам не может озвучить. Направляя тематику рисунков, можно добиться переключения внимания ребенка с актуальных для него проблем.
Проективное рисование рассматривается некоторыми авторами как вспомогательный метод в групповой работе. Он позволяет диагностировать и интерпретировать затруднения в общении, эмоциональные проблемы и т.
д. темы рисунков подбираются так, чтобы предоставить участникам возможность выразить графически или рисунком свои чувства и мысли. Метод позволяет работать с чувствами, которые субъект не осознает по тем или иным причинам.
Учитывая тот факт, что данное занятие разработано для проведения его с воспитанниками подросткового возраста, стоит отметить актуальность разработки в том, чтобы на практике показать применение арт-терапевтических методов в работе с данной возрастной категорией.
Внутренний конфликт — столкновение противоположных ценностных ориентации личности, ее потребностей, интересов, стремлений. Основными причинами внутреннего конфликта являются трудности при выборе решения, неадекватное представление о себе, непомерные претензии, противоположно направленные мотивы самоутверждения.
Внутренний конфликт представляет собой внутриличностное противоречие, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу сознания, направленную на его преодоление.
Выделяют определенные показатели внутреннего конфликта:
— снижение самооценки;
— психоэмоциональное напряжение.
Под разрешением (преодолением) внутриличностного конфликта понимается восстановление согласованности внутреннего мира личности, установление единства сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений, достижение нового жизненного качества.
Проблема внутреннего конфликта является актуальной в подростковом возрасте, когда ребенок переходит от «детства» к «взрослости». Несомненно, не каждый ребенок сталкивается непосредственно с проблемой именно внутреннего конфликта, однако, для тех и других занятия данной направленности могут выступать как проработка, так и профилактика внутреннего конфликта.

1. Имя, качество
Цель: познакомить участников и создать свободную от барьеров атмосферу в группе. Время: 5 минут.
Ход упражнения: Каждый из участников по очереди представляет себя группе, называя свое имя и личностное качество, начинающееся на первую букву своего имени.

2. Настроение
Цель: предоставить возможность участникам выразить свои чувства. Время: 10 минут.
Ход упражнения: Группе дается инструкция: «Нарисовать свое настроение». Все участники, по желанию используя цветные карандаши, на листе бумаги изображают свое настроение «здесь и сейчас». В случае если кто-то из участников изобразил плохое или мрачное настроение, ведущий может предложить ему нарисовать на новом листе то, что могло бы улучшить это настроение.

Когда участники справились с заданием, педагог собирает все рисунки. После этого листы с рисунками передаются по кругу. Первый участник, получивший рисунок, высказывается, что ему в нем нравится, после чего передает рисунок следующему.
Обсуждение. Нахождение совместными усилиями общего и отличительного во всех рисунках.

3. Я и мое любимое животное
Цель: способствовать активизации и расширению рамок ассоциативного мышления. Время: 10-15 минут.
Ход упражнения: Каждый участник по очереди говорит о своем любимом животном.

Далее группе дается инструкция: «Представить себя именно своим любимым животным». Участники описывают свои образы вслух, после чего педагог дает инструкцию изобразить свой образ на бумаге, то есть, если любимое животное участника кошка, он представляет, как бы выглядел, если бы был кошкой и изображает этот рисунок на бумаге.
Когда рисунки готовы, они одновременно демонстрируются группе. Группа высказывает свое мнение относительно рисунка, после чего высказывается сам автор.

4. Сотворение мира
Цель: творческое самораскрытие участников. Время: 15-20 минут.

Ход упражнения: Каждый участник получает чистый лист бумаги А3. дается инструкция: «Придумать свой мир (страну, континент, государство). На листке, слева участники обводят свою руку. Далее, каждый из полученного контура делает флаг этого мира, используя карандаши, цветную бумагу. После того, как рисунок выполнен, необходимо:
— подчеркнуть характерные и отличительные особенности своего мира;
— кто населяет этот мир;
— сферы деятельности;
— предметы импорта и экспорта;
— приблизительная численность населения;
— чем занимается население, наиболее востребованные профессии;
— угрожает или может ли угрожать миру что-либо;
— культурные традиции (флаг, герб, правила, мифы, легенды, что нужно знать и уметь иностранцу, чтобы попасть в этот мир).
После этого происходит презентация готовых миров.
Обсуждение. Что было сложного в упражнении? Что было легко?

5. Пожелание
Цель: тренировка в необычном способе передачи обратной связи. Время: 10 минут.
Ход упражнения: Каждый участник получает лист бумаги, на котором он молча рисует свое пожелание группе. По сигналу ведущего каждый передает рисунок своему соседу справа (слева). Участник, получивший рисунок, продолжает его. Упражнение продолжается до тех пор, пока рисунки не вернутся к своим авторам.
Обсуждение.

6. Завершение
Участники по очереди высказываются, с чем они уходят, группа поддерживает аплодисментами каждого говорящего.

Ростов-на-Дону, 2009 г.

 

Бюро трудовой статистики США

Элка Торпи | Апрель 2015 г.

В старшей школе искусство помогло Радже Аосси справиться с потерей члена семьи. Теперь она помогает другим использовать исцеляющую силу искусства.

Раджа — арт-терапевт. Она разрабатывает и руководит художественными мероприятиями, направленными на улучшение самочувствия учащихся с особыми потребностями.

Что они делают

Арт-терапевты работают в разных условиях с разными типами клиентов. Некоторые, как Раджа, находятся в школах, где работают с учениками всех возрастов и встречаются с ними в группах или один на один. Многие другие работают в медицинских учреждениях, таких как общественные клиники и психиатрические больницы, где они могут помочь людям с физическими или психическими заболеваниями. Третьи имеют свою собственную практику, обслуживая клиентов с различными потребностями.

Но независимо от того, где они работают или кто их клиенты, арт-терапевты используют в своей работе искусство и психологию.

Арт. У каждого клиента свои потребности, но Раджа говорит, что для некоторых процесс создания может быть ценным сам по себе. «Неотъемлемый акт создания искусства, вовлечение вашего тела в то, что вы делаете, приносит пользу», — говорит она. Например, люди, у которых есть проблемы с концентрацией внимания, могут стать более заземленными при работе с глиной. Использование красок, напротив, может помочь людям высвободить эмоции.

Арт-терапевты разрабатывают проекты, используя свое понимание того, как художественные средства и техники могут влиять на людей. Например, Раджа может попросить учеников создать изображение, показывающее части их прошлого, которые они хотели бы оставить позади. Затем она может попросить их создать образ, изображающий их будущее и демонстрирующий положительные элементы, на которые они надеются опираться. «Это помогает им подумать о том, что они хотят изменить в себе, кем они хотят быть», — говорит она.

Психология . Знание психологии позволяет арт-терапевту помочь клиентам понять себя и работать над достижением конкретных целей. Арт-терапевт вовлекает клиентов в размышления об искусстве, которое они создали. «Речь идет об изучении того, что они пытаются обработать, но не могут передать устно», — говорит Раджа. «Иногда они не готовы говорить, но просто присутствие человека помогает».

Когда клиенты готовы обработать свои мысли, арт-терапевт может обсудить способы помочь им справиться с тем, с чем они сталкиваются. Например, арт-терапевт может работать с клиентами над развитием навыков совладания или стратегий изменения поведения.

Другие задачи . Арт-терапевты также проводят оценку, составляют планы лечения и сводные отчеты, а также обсуждают прогресс клиента с коллегами. И они не отстают в исследованиях и методах, помимо других обязанностей.

Арт-терапевты, имеющие собственную практику, обычно имеют дополнительные обязанности, такие как выставление счетов клиентам и продвижение своего бизнеса.

Награды и вызовы

Арт-терапия дает много наград. Возможно, больше всего арт-терапевты получают удовлетворение, когда видят положительный эффект, который их работа оказывает на других.

Но работать с людьми не всегда легко, и арт-терапевты должны работать с клиентами, которые уже сталкиваются с трудностями. Например, некоторые клиенты могут проявлять агрессию по отношению к другим, что может привести к опасным ситуациям.

Арт-терапевты часто подходят к сложным аспектам своей работы так же, как и предлагают клиентам: через творческое самовыражение. «Личное искусство помогает мне понять, что происходит или что я чувствую», — говорит Раджа.

Требования

Чтобы стать арт-терапевтом, вы должны проявлять творческий подход и стремиться помогать другим. Вам также потребуются отличные навыки слушания и общения, терпение и интерес к человеческому поведению.

Подготовьтесь к карьере арт-терапевта, прочувствовав работу. Например, вы можете добровольно работать с населением в условиях, которые обычно обслуживают арт-терапевты, например, с онкологическими больными в больнице. Если профессия вам нравится, вам сначала нужно получить степень бакалавра; возможные специальности включают студийное искусство и психологию. Затем вам понадобится степень магистра арт-терапии, которая также может включать курсовую работу по консультированию.

Большинство аккредитованных программ арт-терапии в колледжах и университетах требуют, чтобы кандидаты представили портфолио художественных работ и стенограмму курсов по студийному искусству и психологии. Программы магистратуры обычно включают практику, которая включает в себя наблюдение и практику для получения кредита за курс. Вам также необходимо пройти стажировку, в ходе которой вы получите опыт работы с клиентами или пациентами под наблюдением.

Лицензирование зависит от штата. В некоторых штатах эти работники получают лицензию арт-терапевтов. Другие штаты разрешают людям работать арт-терапевтами, если они имеют лицензию в другой области, например, в сфере профессионального консультирования. Профессиональные полномочия, включая регистрацию и сертификацию, можно получить в Совете по сертификации арт-терапии.

Работа и зарплата

Бюро трудовой статистики (BLS) не собирает данные об арт-терапевтах. Вместо этого оценки BLS включают эту профессию среди «терапевтов и всех остальных», из которых 11 770 человек работали в мае 2014 года со средней годовой заработной платой в размере 55 900 долларов США. Американская ассоциация арт-терапевтов насчитывает около 5000 членов в Соединенных Штатах, и ее опрос 2013 года показал, что большинство из этих арт-терапевтов имеют годовой оклад от 30 000 до 80 000 долларов.

Хотя, по оценкам ассоциации, число этих работников увеличивается, в должностях может не быть должности арт-терапевта. «Если вы ищете только работу по арт-терапии, вы можете не найти слишком много», — говорит Раджа. «Но если вы ищете работу в сообществе, где вы могли бы применить то, что вы узнали, что для меня означало рассмотрение позиции лицензированного профессионального консультанта, есть гораздо больше вариантов».

И, как говорит Раджа, как бы она ни называлась, эта работа вознаграждается. «Мне нравятся отношения, которые я строю со студентами, и мне нравится видеть их волнение», — говорит она. «Это волнение, которое они испытывают, заставляет меня хотеть идти на работу каждый день».

Элка Торпи — экономист Управления профессиональной статистики и прогнозов занятости BLS. С ней можно связаться по адресу [email protected].

Рекомендуемая ссылка:

Элька Торпей, «Арт-терапевт», Перспективы карьеры, Бюро трудовой статистики США, апрель 2015 г.

Арт-терапевт | www.explorehealthcareers.org

Средняя заработная плата 30 000 – 80 000 долларов

Высшее образование 6

Перспективы работы Отличный

Арт-терапия — признанная профессия в области психического здоровья, использующая творческий процесс создания произведений искусства для улучшения и улучшения физического, умственного и эмоционального благополучия людей всех возрастов.

Он основан на вере в то, что творческий процесс, связанный с художественным самовыражением, помогает людям разрешать конфликты и проблемы, развивать навыки межличностного общения, управлять поведением, снижать стресс, повышать самооценку и самосознание и достигать понимания.

Арт-терапия объединяет области человеческого развития, изобразительного искусства и творческого процесса с моделями консультирования и психотерапии. Арт-терапия используется с детьми, подростками, взрослыми, пожилыми людьми, группами и семьями для оценки и лечения:

  • Тревога, депрессия и другие психические/эмоциональные проблемы
  • Психическое заболевание
  • Злоупотребление психоактивными веществами и другие зависимости
  • Вопросы семьи и отношений
  • Жестокое обращение и насилие в семье
  • Социальные/эмоциональные трудности, связанные с инвалидностью или болезнью
  • Личная травма, посттравматическое стрессовое расстройство и потеря
  • Физические, когнитивные и неврологические проблемы
  • Психосоциальные трудности, связанные с медицинским заболеванием

Некоторые арт-терапевты работают в составе медицинской бригады, в которую входят врачи, психологи, медсестры, консультанты по психическому здоровью, семейные и семейные терапевты, консультанты по реабилитации, социальные работники и учителя. Вместе они определяют и реализуют терапевтические цели и задачи клиента. Другие арт-терапевты работают независимо и ведут частную практику с детьми, подростками, взрослыми, группами и/или семьями.

Если вы рассматриваете эту карьеру, имейте в виду, что арт-терапевту необходимы определенные личные качества, такие как чувствительность, эмпатия, эмоциональная стабильность, терпение, навыки межличностного общения, понимание человеческого поведения и понимание художественных медиа. Арт-терапевт должен быть внимательным слушателем и проницательным наблюдателем. Гибкость и чувство юмора также бесценны.

Условия работы | Академические требования | Ресурсы

Условия работы

Арт-терапевты работают в самых разных условиях, включая:

  • Больницы и клиники, как медицинские, так и психиатрические
  • Амбулаторные психиатрические учреждения и дневные лечебные учреждения
  • Стационарные лечебные центры
  • Домики на полпути
  • Домашнее насилие и приюты для бездомных
  • Общественные организации и некоммерческие организации
  • Крытые мастерские
  • Школы, колледжи и университеты
  • Исправительные учреждения
  • Учреждения по уходу за престарелыми
  • Художественные студии
  • Частная практика

Диапазон заработной платы и перспективы

Согласно опросу, проведенному Американской медицинской ассоциацией в 2009 году, зарплаты арт-терапевтов сильно различаются. Зарплата для тех, кто только начинает свою карьеру, обычно составляет от 30 000 до 40 000 долларов, в то время как те, у кого есть опыт, могут получать зарплату более 100 000 долларов. Имейте в виду, что заработная плата будет значительно различаться в зависимости от опыта, местоположения и типа практики.

Академические требования

Арт-терапевты должны иметь степень магистра в области арт-терапии или консультирования или в смежной области с акцентом на арт-терапию, и должны пройти обязательный основной учебный план, как указано в образовательных стандартах Американской ассоциации арт-терапии (AATA).

Одобренные AATA программы арт-терапии обычно состоят из 48–60 семестровых кредитов (или примерно от 18 месяцев до 2 лет очного обучения). Типовой учебный план включает:

  • История и теория арт-терапии
  • Методы или практика арт-терапии
  • Применение арт-терапии к людям в различных условиях лечения
  • Понимание методов и навыков групповой арт-терапии и консультирования
  • Этические и правовые вопросы арт-терапевтической практики
  • Оценка арт-терапии
  • Стандарты практики арт-терапии
  • Культурное и социальное разнообразие
  • Диссертация или завершающий проект

Кроме того, каждый студент, изучающий арт-терапию, должен пройти практику или интернатуру, включающую не менее 700 часов арт-терапевтической практики под наблюдением, по крайней мере половина из которых должна быть посвящена работе непосредственно с пациентами в индивидуальном, групповом или семейном форматах.

Добавить комментарий