Барьер характера – Барьер характера и темперамента | PSYERA

БАРЬЕР ХАРАКТЕРА И ТЕМПЕРАМЕНТА — МегаЛекции


 

Социально-психологический конфликт происходит не только от общения, взаимодействия, вынужденных обстоятельств, организации труда, норм, законов общества, но и от индивидуальных особенностей человека, его неповторимости, крайностей, дисгармонии качеств, характера и акцентуации. Испокон веков бытуют конфликты на почве необычности, самостоятельности, способностей, выходящих за рамки тех социальных норм, представлений, которые господствуют в данной микро- и макросреде. В жизни, художественной литературе подобные конфликты наиболее полно выражаются во взаимоотношениях мужчин и женщин, в любви человека и в законах социальной среды (обычаях, нравах, религии, традициях, стереотипах, предрассудках).

Талантливых, неординарных людей нередко отвергают из-за их непохожести на других — нестандартности их поведения, мышления, чувств, поскольку это воспринимается и переживается как нарушение общепринятого, привычного, как угроза целостности своего образа жизни, своего «Я». Новаторов очень часто преследуют, осуждают, притесняют, изолируют, завидуют им, вредят. Ведь новое требует переоценки ценностей личности, а это ведет к необходимости ломки привычных стереотипов, возникновению чувства неполноценности, пониженной самооценки.

Есть и другие стороны личности, которые могут вызвать конфликт, например, уверенность — неуверенность в собственных силах. Самоуверенность поддерживается переоценкой своих возможностей и недооценкой потенциала и способностей других людей. Она социально обусловлена. Неуверенность усиливается односторонним сравнением с окружающими. Чрезмерная недооценка себя может привести к аутоагрессии или агрессии, а также вызвать противоположное состояние — сверхкомпенсацию.

Привычные роли, определяемые характером человека, также могут предрасполагать к конфликту. Привычное поведение инертно и ригидно, что далеко не всегда соответствует задачам эффективного взаимодействия. Конфликтогенны навязчивая назидательность, поучения, «родительское» поведение, угрозы начальника подчиненным, капризы, неуместные шутки, провокационные выпады, склонность задевать самолюбие человека, играть на нервах другого, тешиться над его слабостью. Социальные роли, установки, навязанные характером человека, хотя и изменяются, заменяются другими, но накладывают своеобразный отпечаток на поведение человека.


С античных времен ученые стремились как-то классифицировать людей по их темпераментам, характерам, особенностям личности с целью определения совместимости или разобщенности. Таких классификаций существует множество, и они достаточно полно описаны в научно-популярной и научной литературе (Елисеев О. П., 1994; Морозов А. В., 2000; Стратиевская В., 1997; Хьелл Л., Зигерт Д., 1997). Некоторые из них можно рассмотреть с точки зрения самопознания и преодоления трудностей общения.

Древнейшее описание темпераментов принадлежит «отцу» медицины Гиппократу. Он полагал, что в человеческом теле присутствует четыре вида жидкости — светлая желчь, кровь, слизь и черная желчь, которые рождены четырьмя природными стихиями, соответственно огнем, воздухом, водой и землей, а темперамент человека определяется тем, какая жидкость у данного индивида преобладает. Исходя из греческих названий этих жидкостей, различают четыре типа темперамента: холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики. Холерики очень подвижны, возбудимы, с трудом доводят до конца задуманное дело, им свойственна быстрая смена настроения. Сангвиники — энергичны, быстры, жизнерадостны, общительны, сравнительно легко реагируют на жизненные трудности и неудачи. Флегматики уравновешенны, спокойны, медлительны, испытывают сложности, когда нужно быстро переключить внимание с одного вида деятельности на другой. Меланхолики чувствительны к невзгодам, замкнуты, застенчивы, робки, быстро утомляются, склонны к грусти.

При общении с человеком необходимо прежде всего определить, какие особенности его поведения в конфликтной ситуации обусловлены его темпераментом. Это позволит предвидеть его реакцию на те или иные жизненные обстоятельства, предотвратить конфликты. В определенных случаях темперамент может стать серьезным барьером общения во взаимоотношениях между людьми.

Нередко сангвинику или меланхолику (не говоря уже о холерике) трудно ужиться с холериком. Их раздражает непоседливость, излишняя вспыльчивость, суетливость холерика, а тот, в свою очередь, иногда с трудом выносит гиперактивность и чересчур навязчивое стремление к лидерству со стороны сангвиника или же излишнюю чувствительность меланхолика.

Недопонимание родителями особенностей темперамента своих детей — суть одного из самых серьезных конфликтов «отцов и детей».

Ребенок-меланхолик своей медлительностью выводит из терпения родителей (особенно того из них, у которого темперамент холерика). Они начинают его сердито подгонять, высмеивать его нерасторопность. Ребенок пытается быть активнее, но у него это с трудом получается. Он нервничает, плачет, считает себя незаслуженно обиженным.

У ребенка-холерика другие проблемы. Своей энергичной неугомонностью он вызывает возмущение родителей, которые вместо того чтобы направить эту энергию в нужное русло (например, спорт), начинают его муштровать и наказывать. Всегда нужно стараться учитывать тип нервной системы человека и не пытаться ломать особенности поведения, которые определяются темпераментом.

Темперамент может проявляться и в социальной сфере. У холерика, к примеру, бывают столкновения с людьми, протекающие по типу мгновенной эмоциональной разрядки. В таких случаях разговор начинается без мысли о ссоре, но внезапно в ответ на нечто его возмутившее (для другого это может быть пустяк) у него возникает вспышка негодования. А если у собеседника слабый тип нервной системы (меланхолический), то он надолго погружается в пучину обиды, в то время как сам «застрельщик» уже через 20— 30 минут забывает о сказанном. Психолог, социальный педагог или социальный работник с темпераментом флегматика порой испытывает значительные трудности при исполнении служебных обязанностей. Он не может одновременно решать несколько задач, быстро переключаться с одного вопроса на другой. Напряженная, постоянно меняющаяся ситуация, высокая ответственность за порученное дело может неадекватно сказаться на его нервной системе. Позднее сюда присоединяются головная боль, общее недомогание, бессонница, а в итоге развивается неврастения. И она не исчезнет, пока не устранится первопричина — несоответствие возможностей нервной системы требованиям среды.

Какова связь темперамента с характером? Характер человека — это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. В то же время при определенном темпераменте одни черты приобретаются легче, другие — трудней. Например, организованность, дисциплинированность легче выработать флегматику, чем холерику; доброту, отзывчивость — меланхолику. Быть хорошим организатором, общительным человеком проще сангвинику и холерику. Отрицательные черты — вспыльчивость, грубость — при порочном воспитании легче укореняются у холерика, равнодушие — у флегматика, обидчивость, пессимизм — у меланхолика.

Акцентуации характера играют своеобразную роль в развитии конфликтной ситуации. Как считает известный немецкий исследователь Карл Леонгард, у 20—50% людей некоторые черты характера или темперамента настолько заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и «нервным срывам». Выраженность акцентуации бывает различной: от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов нормы, когда приходится задумываться, нет ли здесь психической болезни. Но в отличие от этого патологического состояния акцентуация проявляется непостоянно, лишь в определенных ситуациях (например, кто-то вспыльчив и груб с коллегами, но сдержан с начальством).

К. Леонгард выделяет 12 типов акцентуации1, каждый из которых предопределяет избирательную чувствительность человека к одним жизненным обстоятельствам при повышенной устойчивости к другим и, что особенно важно, может способствовать возникновению не любого, а определенного вида конфликтного поведения. Описанные Леонгардом типы акцентуации характера не встречаются в чистом виде. Чаще в жизни приходится сталкиваться со смешанными, или промежуточными, типами, объединяющими в себе те или иные признаки разных типов акцентуации.

«Тяжелый характер» — это преграда не только нормальным семейным, но и эффективным служебным взаимоотношениям. Причиной конфликтных ситуаций часто выступает такая черта личности, как формализм. Он может быть отражением застревающего и педантичного типа акцентуации характера. Еще одна причина формализма — желание ощутить свою власть. Кому-то приятно, чтобы его упрашивали, заискивали перед ним, унижались.

Конфликтный характер проявляется не только отношением к другим людям, но и к самому себе. Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, сравнивает себя с окружающими. В итоге вырабатывается довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, словом, формируется индивидуальный «набор самооценок», от которого и зависит скромны вы или высокомерны, требовательны к себе или самоуспокоены. Невозможно понять истоки некоторых межличностных столкновений без анализа самооценки конфликтующих сторон.

Конфликт субъективен, так как он немыслим вне психики, вне сознания личностей. Но конфликт и объективен, поскольку реализуется в поведении людей. Не всегда столкновения между людьми неизбежны и имеют объективные причины. Они могут быть вызваны деформацией личности, ее ограниченностью, отклонениями, патологией психики, стереотипностью отношений, поведения, психическим дискомфортом, неадекватностью восприятия и понимания другого человека, мотивов его поведения, ситуации, взаимным предубеждением, инертностью психики и отношений, непосредственно не обусловленных происходящим.

Качества личностей в конце концов становятся реальными, объективными в своих проявлениях, так что мы сами создаем предпосылки для конфликтов. Конечно, неизбежны взаимопереходы субъективных и объективных противоречий, противоборств. Личностные качества в одних ситуациях предупреждают конфликт, в других — провоцируют. Обычно миролюбивый, терпеливый и нерешительный человек в экстремальной ситуации может оказаться агрессивным.

Человек становится источником конфликтов, когда его направленность, ценности несовместимы с ценностями, интересами и целями коллектива, социума. Гуманная мораль не приемлет эгоцентризма, противопоставления личного коллективному, общественному. Следовательно, мотивом межличностых конфликтов выступают нравственные, мировоззренческие качества. У конфликтного типа людей нет соответствия между естественными импульсами и сознательными целями. Такие люди ради целесообразной адаптации со средой вынуждены жить на ступени объективации и таким образом регулировать свое социальное поведение. Они внутренне конфликтны, но по внешнему виду уравновешенные люди.

Конфликтогенными для личности могут быть устойчивые для нее качества, черты характера, которые предрасполагают к столкновению с окружающими, вызывают чувство антипатии. Это нетерпимость к недостаткам других, пониженная самокритичность и завышенный уровень притязаний, импульсивность, несдержанность, укоренившиеся негативные предрассудки, предубеждения по отношению к отдельным лицам или группам, склонность к агрессивному поведению, к подчинению себе других, корыстолюбие, эгоизм, ригидность, косность привычек, неуравновешенность нервной системы — высокий уровень нейротизма.

 



Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Психологический барьер — как преодолеть, барьер в отношениях, в общении

Под психологическим барьером понимается определенная степень акцентуации личности на своем характере, препятствиях и различных преградах. Общение в таком случае становится чем-то трудным, почти невозможным. Ведь чем больше человек зацикливается на проблеме, тем сильнее она его захватывает. Психологические барьеры бывают в отношениях между людьми, в общении. В большинстве случаев с ними удается справиться самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов. Для этого требуется разобраться в ситуации, определиться с дальнейшими шагами.

Психологические барьеры общения

Психологический барьер представляет собой такое состояние личности, при котором она не может действовать согласно своим внутренним убеждениям. Становится по-настоящему трудно реализовать себя в каком-то деле, достичь поставленной цели, да и просто быть открытым в общении с окружающими. Блок проявляется в определенном поведении и способе смотреть на окружающую действительность.

Нерешительность

Это первое, что бросается в глаза, когда рядом находится такой индивид. Нерешительность мешает принимать важные решения, действительно всячески ограничивает личность в общении. Подобного рода барьер совсем не просто преодолеть, тем более, что здесь замешаны чувства. В общении с людьми такой человек не может проявить себя, не понимает, как ему нужно действовать, на что направлять свое внимание. Кажется, что прилагаемые усилия все потрачены напрасно. На самом деле, прежде чем предпринимать какие-то действия, необходимо осознавать, куда и зачем следует двигаться. Нерешительность как черта характера часто заставляет личность упускать хорошие возможности. Даже если есть понимание того, что нужно кардинально изменить свое поведение, отсутствуют силы, чтобы что-либо поменять. Общение после этого часто портится. Когда внутренний барьер не преодолен, всегда присутствует вероятность того, что проблема так и не будет решена.

Социофобия

Представляет собой довольно серьезную проблему, которая всячески мешает человеку жить. Окружающим бывает сложно представить, что он испытывает на самом деле. Общение становится для такой личности сродни настоящему испытанию. Повседневная реальность часто предстает перед личностью в пугающем и неизвестном свете. Социофоб не обладает необходимыми коммуникативными навыками, у него отсутствует стремление заниматься собственным индивидуальным развитием. Психологический барьер как личностная проблема способна существенно отравить жизнь, сделать существование просто невыносимым. Возможность полноценного общения при этом полностью исключается. Чем сильнее выражен страх перед жизнью, тем сложнее выстраивать отношения с окружающими.

Психологические барьеры в отношениях

В отношениях между людьми иногда ярко проявляются психологические барьеры. Они появляются и у тех, кто не имеет выраженных проблем в общении. Просто иногда становится действительно трудно понять друг друга. В большинстве случаев каждый индивид склонен отстаивать собственные интересы. Вот почему так много ссор и скандалов возникает в молодых семьях, особенно с появлением младенца. Как выражается наличие барьеров в отношениях между людьми? Рассмотрим подробнее этот вопрос.

Неумение доверять

Никакое близкое общение выстроить невозможно, если человек не может проникнуться доверием к оппоненту. Когда имеет место быть некоторый барьер, он способен значительно отравить жизнь и сделать существование просто невыносимым. С проблемой обязательно нужно работать, ведь само собой, как известно, ничего не решается. Психологический барьер блокирует самые лучшие чувства в человеке, способствует эмоциональному закрепощению, прерыванию общения. Когда сознанием руководит подозрительность, недоверие, замкнутость нормальное общение выстроить просто не представляется возможным. А общение само по себе занимает в отношениях важную позицию. Доверие – это основа любого близкого взаимодействия. Когда оно по каким-то причинам утрачивается, многие вещи теряют свой смысл.

Неумение выражать чувства

Это другой психологический барьер, который препятствует счастливому самоощущению. Общение в этом случае уже не будет по-настоящему искренним. Неумение выражать свои чувства – это серьезная недоработка, которая мешает продуктивному общению. Такой блок может присутствовать у человека длительное время и мешать адекватно воспринимать окружающую действительность. Если личность не умеет выражать свои чувства, то общение не будет складываться удачно. В большинстве случаев получается так, что барьер в общении тянет за собой другие проблемы психологического характера. Иногда такому человеку хочется проявить свои самые лучшие качества, побыть ласковым, а не получается по той причине, что нет соответствующих навыков. Даже когда имеется естественное стремление меняться, все сделать сразу никогда не получается.

Страхи и сомнения

Они всегда преследуют неуверенного в себе индивида. Некоторые фобии настолько навязчивы, что мешают не только общению, но и полноценной жизни. В отношениях крайне важно быть честным до конца и уметь принимать на себя ответственность. В противном случае такое общение никак не будет приносить радость. Внутренний барьер обязательно нуждается в том, чтобы обратить на него внимание. Со страхами и сомнениями обязательно надо работать, хотя бы стараться это делать. В противном случае они полностью подчинят себе личность и не оставят ей никакого выбора.

Как преодолеть психологический барьер

Внутренний барьер действительно препятствует полноценному общению и установлению глубокого понимания между людьми. Требуется грамотный подход к проблеме, ясное осознание того, что происходит на самом деле. Психологический барьер, как правило, сильно ограничивает возможность взаимопонимания между людьми. Как преодолеть внутренний блок? Какие шаги нужно предпринять, чтобы выстроить полноценное общение с окружающими людьми? Попробуем разобраться!

Решение проблем

Оно должно быть обязательно своевременным. В противном случае теряется возможность наладить общение и изменить отношение к самому себе. Ничего нельзя пускать на самотек. Лучше полностью сосредоточить силы в собственных руках. Преодолевая трудности, мы закаляем характер, становимся духовно сильнее и богаче.

Постепенное движение

Не надо стремиться решить все сложности разом! Необходимо постепенно двигаться вперед, открывая для себя все новые и новые границы общения. Внутренний барьер будет со временем становиться меньше, пока не исчезнет совсем. Проблема заключается в том, что у большинства людей просто не хватает терпения для того, чтобы пройти этот путь от начала и до конца. Они все время торопятся и хотят поскорее избавиться от то и дело возникающих трудностей. Так делать не следует. Сложности всегда будут. С ними надо просто уметь работать.

Духовные практики

К ним относят медитацию, йогу и еще ряд других занятий, которые позволяют человеку восстановить душевное равновесие. Размышляя над тем, как избавиться от внутренних барьеров, следует руководствоваться голосом разума. Духовные практики действительно способствуют укреплению жизненной силы. У человека появляется уверенность в себе, желание следовать свои мечтам, строить далеко идущие планы. В большинстве случаев с помощью таких занятий удается сформировать новое отношение к жизни, обрести личную ответственность перед самим собой.

Принятие ответственности

Пожалуй, это главный шаг, без которого невозможно сделать остальные. Необходимо принять все, что происходит без всяческих обвинений и упреков. Освободившись от гнева и страданий, мы становимся мудрее. Только тогда возможно обрести контроль над своей жизнью, сделаться сильной личностью, которая знает, чего хочет достичь на самом деле. Принятие ответственности – это уже половина успеха.

Таким образом, проблема психологической блокировки чувств, эмоций и настроений обязательно нуждается во внимании. Чем больше человек работает над собой, тем проще ему становится жить в повседневной реальности.

psyh.info

причины, виды и способы предоления

Психологическим барьером называется специфическое состояние человека, не позволяющее ему осуществить желаемое или занять активную позицию. Очень часто, находясь в компании, люди не могут свободно поддерживать разговор, озвучить свои мысли или сделать простые на первый взгляд вещи. Невозможность переступить через себя и сделать желаемое из-за необъяснимых внутренних страхов и переживаний является психологическим барьером.

Каждый человек не раз в своей жизни сталкивался с одним из видом психологических барьеров (мы создаем их на подсознательном уровне). В этом нет ничего страшного, если все в пределах разумного и находится под контролем. Наличие подобной проблемы нельзя оставлять без внимания, если человек постоянно находится в стрессовом и скованном состоянии, ведь ограниченность в движениях и общении делает его замкнутым, раздраженным и несчастным. Неуверенность в себе, заниженная самооценка, внутренние страхи и внутренний конфликт с собой являются основными причинами возникновения подобной проблемы, но не всегда.

Существует несколько разновидностей психологических барьеров, имеющих свои отличия и особенности.

Виды психологических барьеров

  1. Одним из наиболее распространенных вариантов считается «Первое впечатление». Практически каждый человек не раз выстраивал перед собой психологический барьер, не осознавая этого. Бывает, что при первом знакомстве (или посещая незнакомое место, компанию) людям не нравятся их оппоненты. В этом случае поведение активного и жизнерадостного человека становится совершенно обратным. Молчаливая позиция, нежелание активно принимать участие в играх (танцах, обсуждениях), полная погруженность в собственные мысли и желание поскорей закончить знакомство – именно это является барьером «первого впечатления».
  2. Конфликт в стилях мышления. Каждый из нас является личностью со своим восприятием жизненных ситуаций и наличием собственного мнения. Озвучивание своих мыслей и вступление с собеседником в спор по поводу их правоты влечет за собой конфликтную ситуацию и неприятный осадок. Довольно часто после громких и долгих дискуссий каждый остается при своем мнении, а между оппонентами возникает напряженность и не восприятие (каждый выстраивает личный барьер касательно второго).
  3. Несовпадение темпераментов еще один вид влекущий возникновение барьера. Довольно часто столкновение между вспыльчивым и чрезмерно активным холериком и медлительным флегматиком может возникнуть психологический барьер. Даже не подозревая, именно флегматики чаще всего выстраивают защиту из-за боязни слишком импульсивного и жестикулирующего собеседника. Аналогичная ситуация обстоит между меланхоликами и сангвиником, оптимистами и пессимистами. Безусловно, практически не существует темпераментов в чистом виде. В зависимости от умения и желания человека приспосабливаться и слышать другого прямо зависят ощущения его комфорта и отсутствие (или присутствие) в общении барьеров.
  4. Различие целей еще одна причина, расставляющая все по своим местам. В одной и той же ситуации люди могут иметь совершенно разные цели.Пример: Семья отправляется в отпуск на дачу. Муж стремится провести все время на рыбалке. Жена надеется посадить огород и надеется на помощь от мужа и сына. Ребенок вообще изначально договорился о встречи с друзьями. Несмотря на то, что все направляются в одно место у каждого свои планы, и никто не хочет уступать.Именно из-за неумения слушать собеседника и идти на компромисс возникает психологический барьер в общении.
  5. Моральный барьер – еще одна разновидность, возникающая из-за неприязни к определенному поведению людей (грубость, наглость, лживость и т.п.). Наличие психологического барьера не всегда является негативным явлением, но если это происходит постоянно независимо от ситуации и круга общения стоит предпринять некоторые меры, способствующие решить проблемы.

Способы преодоления

  1. Следует научиться понимать себя (чувствовать в какой именно момент начинает выстраиваться барьер) и других (видеть их поведение и распознавать чужие барьеры).
  2. Постараться создать комфортную атмосферу во время общения. Если замечаете что та или иная тема вызывает столкновение характеров и мнений лучше переключиться на что-то более оптимистичное, легкое и непринужденное.
  3. Активное использование чувства юмора всегда помогает расслабиться и поспособствует веселому диалогу.
  4. Слишком импульсивным личностям стоит немного контролировать свою громкую речь и активную жестикуляцию.
  5. Посещение социально-психологических тренингов.

psychologyc.ru

6.3. Барьеры общения, их выявление и устранение

Эффективность
взаимодействия деловых партнеров может
снижаться в результате проявления
различного рода барьеров.

Барьеры
общения
представляют
собой психофизиологические и личностные
особенности партнеров по общению,
актуальные проявления психологической
защиты, психические состояния, установки
и мотивы, паттерны взаимодействия,
социальный и эргономический контекст
общения, отрицательно влияющие на его
эффективность.

И.М.
Юсупов описывает такие помехи
взаимодействия, как барьеры темперамента,
характера, отрицательных эмоций.

Барьер
темперамента
имеет
место в том случае, когда взаимодействующие
лица плохо осведомлены об особенностях
и закономерностях функционирования
нервной системы собеседника. В результате,
чисто динамические, импульсивные реакции
партнера могут интерпретироваться как
осознанные ответы на действия собеседника,
как демонстрация отношения лично к
нему. Так, для холерика, с его высокой
реактивностью и вспыльчивостью,
необузданностью в желаниях, внезапную
вспышку негодования можно считать
скорее нормой, проявляющейся в аналогичных
ситуациях всегда, чем реакцией на
конкретного человека. Также «с
пониманием» следует относиться к
повышенной обидчивости меланхолика, к
внешне слабо проявляющейся эмоциональности
флегматика, нетерпеливости сангвиника.

Бизнесмен
должен хорошо разбираться в особенностях
проявления темперамента людей, уметь
выявлять преобладающий тип темперамента
партнера (подчиненного, коллеги) и с
учетом этого строить общение с ним. Дело
в том, что темперамент лежит
в основе характера
человека,
он в значительной степени зависит от
генотипа, возраста и не
может быть произвольно изменен
«по
приказу», «по требованию»
начальника или делового партнера.

В
психологической литературе дается
такое описание основных черт темпераментов.

Холерик
(от
греч. chole
— желчь) — человек, обладающий таким типом
темперамента, отличается высоким уровнем
психической активности, энергичностью
действий, резкостью, стремительностью,
силой движений, их быстрым темпом,
порывистостью. В общении с холериком
следует помнить о том, что он склонен к
резкой смене настроений, вспыльчив,
нетерпелив, подвержен эмоциональным
срывам, порой бывает агрессивным. При
отсутствии надлежащего воспитания
оказывается неспособным контролировать
свои эмоции в сложных жизненных ситуациях.

Сангвиник
(от
лат. sanquis
— кровь) — отличается высокой психической
активностью, энергичностью,
работоспособностью, быстротой и живостью
движений, богатством мимики, быстрой
речью. Стремится к частой смене
впечатлений, легко адаптируется к новой
обстановке, общителен. Эмоции -чаще
всего положительные — быстро возникают
и быстро сменяются. Неудачи переживает
сравнительно легко. В деловом общении
может также быть поверхностным,
неоправданно поспешным, скучающим,
отвлекающимся.

Флегматик
(от
греч. phlegma
— слизь) характеризуется низким уровнем
психической активности, медлительностью,
невыразительностью мимики. Трудно
переключается на новый вид деятельности
и медленно приспосабливается к новой
обстановке.

При
неблагоприятных условиях делового
взаимодействия у флегматика развиваются
вялость, бедность эмоций, склонность к
выполнению однообразных, привычных
действий.

Меланхолик
(от греч. melas
— черный, chole-
желчь) отличается низким уровнем
психической активности, замедленностью
движений, сдержанностью моторики и
речи, быстрой утомляемостью. Для
меланхолика свойственны: высокая
эмоциональная чувствительность, глубина
и устойчивость эмоций (прежде всего
отрицательных) при слабом их выражении.

При
неблагоприятных условиях общения у
меланхолика могут проявляться повышенная
эмоциональная ранимость, замкнутость,
отчужденность.

Незнание
закономерностей проявления темперамента
может сорвать взаимодействие, испортить
деловые отношения между людьми.

Барьер
характера
выражается
в сформировавшихся у отдельных людей
крайне выраженных поведенческих
стереотипах, которые воспринимаются
окружающими не как устойчивые качества,
а как реакции на их конкретные предложения,
действия, как выражение отношения к
ним. Такие заостренные, находящиеся на
границе нормы, гипертрофированно
выраженные, черты названы К. Леонгардом
акцентуациями
характера.

По
оценкам И.М. Юсупова, в сложном сочетании
положительных и отрицательных качеств
акцентуантов, отталкивающими для
партнеров являются следующие черты их
характера.

Для
гипертимного
типа
акцентуации
часто характерны легкомысленность,
склонность к аморальным поступкам,
раздражительность в кругу близких
людей, недостаточно серьезное отношение
к обязанностям.

Для
акцентуантов
дистимического типа
свойственны
пассивность, замедленность мышления,
неповоротливость и др.

Возбудимый
тип акцентуации
включает
такие черты, как раздражительность,
неадекватные вспышки гнева и ярости,
вплоть до рукоприкладства, жестокость,
ослабленный контроль над своими
впечатлениями.

У
застревающего
типа акцентуантов
обострены
такие черты, как обидчивость, легкая
уязвимость, мстительность, честолюбие,
ревность, непомерные требования к
окружающим, самонадеянность.

Для
педантичных
акцентуантов
в
большой мере характерны формализм,
«крючкотворство», жесткое следование
определенным алгоритмам поведения,
стремление переложить принятие важного
решения на других людей.

Люди,
относящиеся к тревожному
типу акцентуации,
отличаются
повышенным беспокойством, беззащитностью,
ранимостью.

Эмотивный
тип
характеризуется
крайней чувствительностью, слезливостью,
способностью провоцировать нападки
невоспитанных или раздражительных
людей.

Демонстративные
акцентуанты
нередко
проявляют эгоизм, необузданность
поступков, хвастливость, лживость,
отлынивание от работы, «заболевание»
в самые трудные и ответственные периоды.

Лабильный
тип акцентуации
характера
отличается чрезмерной впечатлительностью,
подверженностью отчаянию и паникерству.

Для
экстравертированных
акцентуантов
характерным является подверженность
чужому влиянию, необдуманность поступков,
легковерие, стремление к развлечениям,
склонность к сплетничанию.

Интровертированный
тип
отличается
упорным отстаиванием своих взглядов,
особой точки зрения.

Конечно,
приведенные негативные черты характера
не проявляются с неизбежностью. Однако
деловому человеку следует помнить, что
при взаимодействии с акцентуированными
личностями возможны описанные выше
проявления, и быть готовым к тому, чтобы
правильно на них реагировать. Ставить
себе целью переделать такого человека
в течение одной встречи, и даже за более
длительное время, — неразумно. Поэтому
более благоразумно позволить ему быть
таким, каков есть, проявив в ответ, в
одно случае -внимание, в другом — терпение,
в третьем — безразличие, в четвертом
-твердость и др.

Барьер
отрицательной эмоции
представляет
собой выраженное и устойчивое переживание
негативной эмоции, препятствующее
точному восприятию и оценке партнера
по общению. К. Изард относит к числу
эмоций, способных стать барьерами в
общении: страдание, гнев, отвращение,
брезгливость, презрение, страх, стыд,
вину, плохое настроение.

Перечисленные
эмоции можно сравнить с очками, в которые
встроены кривые зеркала, искажающие
действительность, образы людей, процесс
общения. Деловому человеку важно помнить,
что эти эмоции могут, с одной стороны,
овладеть им самим, а, с другой стороны,
управлять поведением и отношением
партнера по общению.

При
обнаружении у себя барьеров отрицательных
эмоций необходимо немедленно принять
меры для их преодоления. К примеру, можно
сделать десять коротких, энергичных
вдохов и десять продолжительных плавных
выдохов, попеременно напрягать и
расслаблять мышцы рук, ног, спины, груди,
живота и т.п.

В
случае переживания негативных эмоций
партнером по общению необходимо
руководствоваться следующими правилами.

  1. В
    горе человеку часто хочется побыть в
    одиночестве, утешения окружающих в
    этот момент могут вызывать раздражение.

  2. С
    возбужденным, взволнованным, спешащим
    куда-либо человеком, не имеет смысла
    говорить о делах.

  3. Если
    поддаться влиянию эмоций собеседника,
    можно утерять смысл сообщения. Любое
    эмоциональное возбуждение затрудняет
    понимание других людей.

  4. Если
    у партнера устойчиво плохое настроение
    и его не удается изменить, лучше найти
    способ перенести встречу.

studfiles.net

Эмоциональный барьер взаимопонимания




⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5

Эмоции как субъективные реакции человека на внешние и внутренние раздражители служат для него универсальной мерой ценности всего вокруг происходящего. Они являются своего рода «механизмом» регуляции деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. Положительные эмоции предстают как награда за достижение поставленной цели, а за неосуществление потребностей человек расплачивается отрицательными эмоциями.

Эмоции могут влиять на восприятие партнера по общению. Испытывая к нему неприязнь, брезгливость, трудно рассчитывать, что удастся правильно его понять, и наоборот, влюбленность, очарование, например, красотой и остроумием собеседника, часто приводит к тому, что его видят сквозь «розовые очки». Не любая, а лишь устойчивая отрицательная эмоция способна воздвигнуть серьезный барьер в общении. К таким относятся: страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и вину.

Эмоциональный барьер взаимопонимания имеет три разновидности: барьер отрицательных (негативных) эмоций; барьер положительных эмоций; барьер беспристрастных эмоций.

Барьер отрицательных эмоций включает: барьер страдания, который в общении искажает восприятие окружающих: чужая радость нередко может вызвать боль и зависть, породить эгоизм (из-за жалости к себе) или, наоборот, альтруизм как способ заглушить в себе чувство вины перед кем-либо. Иногда, особенно у детей и подростков, страдание приводит к агрессивности (например, разлученные с матерью, они начинают часто ломать игрушки, бить куклу). Подчас в горе человеку хочется побыть в одиночестве. Утешение окружающих в этот момент вызывают лишь раздражение.

Барьер гнева в общении рождается в ответ на неожиданные препятствия к удовлетворению актуальной потребности, на прерывание какого-то приятного занятия, на неожиданное оскорбление или незаслуженную обиду, на принуждение совершить какой-либо неприемлемый поступок. Чем сильнее вызванный гнев, тем больше потребность излить его словами или агрессивными действиями. Поэтому при встрече с разгневанным человеком не стоит испытывать в это время «запас его прочности».


Барьер отвращения и брезгливости возникает подчас как следствие негигиеничности собеседника (неопрятность, мятая грязная одежда, источаемый им неприятный запах и т.д.), его дурных манер и отсутствия самоконтроля в поведении. В отношении поведения человечество выработало множество рекомендаций, наиболее приемлемые из которых изложены в специальных популярных руководствах.

Барьер презрения, как и барьер отвращения, способствует ограничению контактов с человеком, вызвавшим отрицательные эмоции. В этом его положительная роль. Однако иногда он является результатом предрассудков, например расовых или национальных. Испытывая презрение к кому-либо, стараются избежать общения с этим человеком. Порождают презрительное отношение к личности некоторые черты характера этого человека, его аморальные поступки и устоявшаяся за ним репутация. Преодолеть возникающие при встрече с подобным субъектом эмоции трудно, для этого требуется длительное время.

Барьер страха может быть вызван биологическими причинами (опасение за жизнь и здоровье, страх увечья, заражения болезнью) и социальными (опасение за материальное и моральное благополучие, благоговение перед общественным статусом собеседника, угроза с его стороны, опасение наказания и т.д.). При столкновении с человеком, занявшим недоброжелательную позицию в диалоге, всегда стоит задуматься, какой страх им владеет. От того, насколько близким к истине будет ответ, зависит, удастся ли преодолеть барьер страха, которым отгородился партнер по общению.

Барьер стыда и вины возникает как чувство неуместности происходящего, из-за неловкости за себя или других. Стыд чаще всего охватывает человека при критике, но иногда и при неумеренной похвале. Поэтому не должно вызывать удивления, когда собеседник вместо того, чтобы расплыться в радостной улыбке в ответ на дифирамбы, прячет глаза, краснеет, стремится побыстрее проститься. Нередко стыд и вина перед человеком приводят к прерыванию отношений с ним. Чувство вины может возникнуть и без критики в том случае, если человек перестал получать привычное одобрение. Такое молчаливое порицание может подействовать сильнее резких обвинений. Чувство вины нарушает психологические контакты с людьми. В одном случае человек сам избегает прочных межличностных связей, а в другом – общество может изолировать его, если совесть последнего оказалась не на высоте.



Барьер плохого настроения не может быть выделен в отдельную группу причин, влияющих на успех установления контактов в общении, поскольку он включает в себя большинство перечисленных отрицательных эмоций. Тем не менее, его следует учитывать, так как дурное состояние в любом случае индуцируется на партнера. Идти на занятие или деловую встречу в плохом настроении означает заведомо обречь задуманное предприятие на провал, а себя — на недостижение поставленных целей. При подавленном состоянии надо стремиться отвлечься от дурных мыслей, переключиться на приятные воспоминания, которые всегда у каждого найдутся. Общение в плохом настроении всегда одностороннее и плохо действует на партнера, особенно не склонного к сопереживанию. Не случайно в Японии считается невоспитанностью показывать посторонним свои отрицательные переживания. Это не только снижает работоспособность человека, но и отталкивает от него большинство людей.

Барьер положительных эмоций

С положительной эмоциональностью все, казалось бы, обстоит по-другому. Приятные эмоции способствуют благожелательному восприятию других людей. Житейская мудрость учит обращаться с просьбой или предложением к «влиятельным людям» в момент их доброго расположения духа. Но в этой меркантильной рекомендации эксплуатируется один существенный недостаток человека, пребывающего в состоянии радостного возбуждения. В связи с тем, что на фоне такого состояния снижается критичность человека, любое случайно совпадающее с ним во времени событие покажется достаточно привлекательным. К чему это может привести? Во-первых, к согласию с мнением, которое в обычных условиях неприемлемо. Во-вторых, к поддержке человека, не вполне ее заслуживающего.

Даже возвышенные чувства могут стать источником серьезных ошибок во взаимопонимании. Любовь приносит радость, без которой жизнь вряд ли может быть полноценной. Но такова уж психология влюбленного, что в объекте своей любви он замечает только лучшее, а зачастую и приукрашивает образ любимого усилиями собственного воображения. Так возникает феномен «розовых очков». Сквозь розовые очки не видны изъяны. Но влюбленность проходит, исчезают приятные эмоции, и друг перед другом предстают люди со всеми присущими им слабостями. Тогда-то и обнаруживается «несходство характеров», за которым нередко стоит запоздалое истинное «взаимопонимание»

Таким образом, ошибки понимания других людей вызываются и положительными эмоциями.

Барьер беспристрастных эмоций

Психологические исследования показали, что и отрицательные, и положительные эмоции могут быть источником барьеров взаимопонимания, так, может быть, лучших результатов удается достигнуть тому, кто отрешился от эмоций и способен б е с п р и с т р а с т н о оценивать каждую ситуацию общения? Но человек никогда не станет раскрывать свой внутренний мир перед равнодушным наблюдателем. Чтобы понять другого человека, необходимо испытывать интерес к его личности, а интерес всегда эмоционально окрашен и не оставляет шансов на позицию беспристрастного арбитра.

Трудно сознательно определять меру эмоциональной вовлеченности во взаимоотношения. Все зависит и от особенностей личности, и от специфики ситуаций общения. В конечном счете, не отдельные эмоциональные состояния определяют возможности человеческого взаимопонимания. Способность правильно реагировать на эмоции и чувства других людей заключается не только в том, чтобы выдержкой отвечать на несдержанность, а ровным голосом – на крик. Главное — это умение с о п е ре ж и в а т ь. Есть люди, богато одаренные э м п а -т и е й — способностью переживания эмоциональных состояний другого человека как своих собственных. Для них чужая радость может быть своей радостью, чужое горе — своим горем.

Эмпатия способствует преодолению многих барьеров на пути к взаимопониманию, помогает выстоять в трудностях и неудачах.

Барьер темперамента в общении встречается между людьми с разными типами нервной системы. Например, человек с высокой реактивностью, вспыльчивый, в желаниях необузданный, начиная диалог без мысли о ссоре, внезапно в ответ на возмутившую его реплику разряжается вспышкой негодования. В то же время для партнера сказанное им замечание субъективно означает сущий пустяк. А вот другой субъект, очень чувствительный, со слабым типом нервной системы, с малой реактивностью на то же воздействие собеседника отреагирует иначе: изменится в лице, уйдет в себя, надолго затаит обиду.

Неосведомленность о типе темперамента партнера может разрушить начавшийся диалог, а, в крайнем случае, привести к полному разрыву отношений.

Такие же последствия ожидаемы при неучете акцентуированного характера собеседника. Акцентуация характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты усилены, что вызывает избирательную уязвимость со стороны некоторых психогенных воздействий при повышенной устойчивости к другим. Акцентуация может быть явной и скрытой. Последняя относится не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях она не видна, а проявляется под воздействием нанесенных психических травм.

 



Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о