Невербальные средства общения мимика – Невербальные средства общения

Содержание

Невербальные средства общения

Контрольная работа

по предмету: Русский язык

на тему: «Невербальные средства общения»

П Л А Н

1. Ведение

2. Невербальные средства общения

3. Мимика

4. Жестикуляция

5. Жесты, жесты, жесты

5.1. Ритмические жесты

5.2. Эмоциональные жесты

5.3. Указательные жесты

5.4. Изобразительные жесты

5.5. Символические жесты

6. Национальный характер жестов

7. Заключение

8. Литература

Введение

Жесты, мимика, интонации — важнейшая часть делового общения. Порой с помощью этих средств (их называют невербальными) можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Наверное, каждый может вспомнить, как он сам прибегал к красноречивым взглядам и жестам или «читал» ответ на лице собеседника. Такая информация пользуется большим доверием. Если между двумя источниками информации (вербальным и невербальным) возникает противоречие: говорит человек одно, а на лице у него написано совсем другое, то, очевидно, большего доверия заслуживает невербальная информация. Австралийский специалист А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств- 38%, мимики, жестов, позы — 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, а как это делается.

Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального (вербальный — «словесный, устный») общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.

Встретишь, к примеру, надменный и насмешливый взгляд, сразу осечешься, слово застрянет в горле. А если на лице собеседника еще и презрительная улыбочка, то уже никак не захочешь изливать душу, делиться сокровенным. Другое дело — взгляд сочувствующий, поощряющий, заинтересованный. Он внушает доверие, располагает к откровенному разговору. Ваш собеседник безнадежно махнул рукой, отвел взгляд в сторону, и вы понимаете без слов, что он не верит вам, считает создавшееся положение безнадежным. И как ни стараются отдельные люди контролировать свое поведение, следить за мимикой и жестами, удается это не всегда. Невербальное общение «выдает» собеседников, ставит порой под сомнение то, что было сказано, обнажает их истинное лицо. Поэтому надо учиться понимать этот язык.

На какие же невербальные элементы следует обращать внимание во время общения?

Мимика

Главным показателем чувств говорящего является выражение лица. В «Частной риторике» профессора русской и латинской словесности Н. Кошанского (С.-Петербург, 1840) есть такие слова: «Нигде столько не отражаются чувства души, как в чертах лица и взорах, благороднейшей части нашего тела. Никакая наука не дает огня очам и живого румянца ланитам, если холодная душа дремлет в ораторе… Телодвижения оратора всегда бывают в тайном согласии с чувством души, со стремлением воли, с выражением голоса».

Мимика позволяет нам лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает. Так, поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот свидетельствуют об удивлении, опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы выражают гаев.

Печать отражают сведенные брови, потухшие глаза, слегка опущенные уголки губ, а счастье — спокойные глаза, приподнятые внешние утолки губ.

Для каждого, участвующего в беседе, с одной стороны, важно уметь «расшифровывать» «понимать» мимику собеседника. С другой стороны, необходимо знать, в какой степени он сам владеет мимикой, насколько она выразительна.

В связи с этим рекомендуется изучить и свое лицо, знать, что происходит с бровями, губами, лбом. Если вы привыкли хмурить брови, морщить лоб, то постарайтесь отучиться собирать складки на лбу, расправляйте почаще нахмуренные брови. Чтобы ваша мимика была выразительной, систематически произносите перед зеркалом несколько разнообразных по эмоциональности (печальных, веселых, смешных, трагических, презрительных, доброжелательных) фраз. Следите, как изменяется мимика и передает ли она соответствующую эмоцию.

Жестикуляция

О многом может сказать и жестикуляция собеседника. Мы даже не представляем, сколько разнообразных жестов использует человек при общении, как часто он ими сопровождает свою речь. И вот что удивительно. Языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто предварительно не объясняет, не расшифровывает их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его.

Понятна ли будет фраза, сказанная без жеста: «Дочь у меня вот тут сидит»? Нет, непонятна. Где «тут»? В углу комнаты, за столом, у телевизора или еще где? Указательное местоимение требует уточнения. Но если говорящий сопроводит эти слова жестом (постучит ребром ладони ниже затылка по шее), тогда сказанное приобретает смысл, что дочь находится на полном его иждивении, непомерно обременяет его.

В русском языке существует немало устойчивых выражений, которые возникли на базе свободных словосочетаний, называющих тот или иной жест. Стаз фразеологизмами, они выражают состояние человека, его удивление, равнодушие, смущение, растерянность, недовольство, обиду и другие чувства, а также различные действия. Например: опустить голову, вертеть головой, поднять голову, покачать головой, рука не поднимается, развести руками, опустить руки, махнуть рукой, поло-ока руку на сердце, приложить руку, протянуть руку, погрозить пальцем, показать нос.

Жесты, жесты, жесты

Знаменитый оратор древности Демосфен на вопрос, что нужно для хорошего оратора, ответил так: «Жесты, жесты и жесты!»

Не случайно, что в различных риториках, начиная с античных времен, выделялись специальные главы, посвященные жестам. Теоретики ораторского искусства в своих статьях о лекторском мастерстве также обращали особое внимание на жестикуляцию. А. Ф. Кони в «Советах лекторам» пишет: «Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое движение и т. п.) должны соответствовать смыслу и значению данной фразы или отдельного слова (здесь жест действует заодно Итоном, удваивая силу речи). Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают».

Как видно из цитаты, — Кони подчеркивает значение жеста: жест уточняет мысль, оживляет ее, в сочетании со словами усиливает ее эмоциональное звучание, способствует лучшему восприятию речи. В то же время А. Ф. Кони отмечает, что не все жесты производят благоприятное впечатление. Действительно, плохо, если говорящий дергает себя за ухо, потирает кончик носа, поправляет галстук, вертит пуговицу, то есть повторяет какие-то механические, не связанные со смыслом слов жесты.

Механические жесты отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию. Нередко они бывают результатом волнения говорящего, свидетельствуют о его неуверенности в себе.

В зависимости от назначения жесты подразделяются на ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные и символические.

Ритмические жесты

Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Понаблюдайте за выступающими по телевидению, посмотрите, как часто говорящий в такт речи размахивает рукой.

Ритмические жесты подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз, то есть то, что обычно передает интонация.

Произнесите, например, пословицы:

«Говорит, что воду цедит»

«Строчит, как из пулемета, сопровождая их ритмическими жестами».

Произнося первую пословицу, мы делаем несколько замедленное движение рукой в правую сторону. При этом и гласные звуки произносятся несколько растянуто. Во втором случае производим частые вертикальные движения ребром ладони правой руки, напоминающие рубку капусты.

Эмоциональные жесты

Речь наша часто бывает эмоциональной. Волнение, радость, восторг, ненависть, огорчение, досада, недоумение, растерянность, замешательство — все это проявляется не только в подборе слов, в интонации, но и в жестах. Жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными. Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях, поскольку такие жесты стали общезначимыми. Например: бить себя в грудь, стукнуть кулаком по столу, хлопнуть (ударить) себя по лбу, повернуться спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь.

Указательные жесты

Скажите, можно ли выполнить приказания: «Открой то окно», «Эту книгу не бери, возьми вон ту», если они произносятся без жеста? Ответ будет один: «Нельзя!» В таких ситуациях требуется указательный жест. Им говорящий выделяет какой-то предмет из ряда однородных, показывает место — рядом, наверху, над нами, там, подчеркивает порядок следования — по очереди, через одного.

Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, пальцем (указательным, большим), ногой, поворотом тела.

Некоторые указательные жесты имеют условный характер. Так, когда говорящий показывает себе на грудь — слева, где сердце, говоря: «У него тут (жест) ничего нет», то понятно, речь идет о бессердечном, бесчувственном человеке. .

Бывают случаи, когда расшифровка жеста определяется ситуацией. Вот несколько примеров:

Идет лекция. Один из слушателей, поймав взгляд другого, показывает пальцем место на руке, где носят часы. Догадались, о чем он спрашивает? Он хочет узнать, который час.

Другая ситуация. Ассистент лектора делает ему тот же знак, но жест уже равнозначен словам: «Время истекло. Пора заканчивать лекцию».

mirznanii.com

Что такое невербальные средства общения

Автор Ирина Кирьянова На чтение 10 мин. Опубликовано

Язык жестов – одна из форм самовыражения, без использования слов и речевых символов. Данный язык был в подробностях рассмотрен австрийским писателем Аланом Пизом, в его произведении под названием «Язык Телодвижений». По мнению писателя, всего семь процентов от всей получаемой информации, человек воспринимает при помощи слов. Остальные девяносто три процента воспринимаются человеком, благодаря невербальным сигналам. Давайте рассмотрим, что такое невербальное общение, мимика, жесты, движения, позы и их значение.

невербальные средства общенияЯзык нашего тела, по сравнению с другими вербальными (речевыми) средствами общения, является уникальным

Важность сенсомоторных сигналов

Умение правильно толковать невербальные сигналы имеет большую важность в современной жизни человека. Ведь именно подобные жесты наиболее полно выражают человеческие чувства и переживания. В некоторых случаях, эмоциональные переживания могут быть настолько сильны, что без вербальных сигналов передать всю гамму переполняющих эмоций практически невозможно. К тому же, данные жесты позволяют установить более глубокий коммуникационный контакт между собеседниками.

Нередко подобные знания позволяют достичь определенных результатов в предпринимательской деятельности. Главная особенность невербальных сигналов заключается в том, что человек не в силах управлять ими. Примеры использования подобных средств общения позволяют научиться улавливать лживые нотки в словах собеседника и избежать попыток манипулирования вашим поведением.

Человек, знающий основы невербального общения, лучше понимает собеседника, что позволяет ему отличить ложь от правды.

Как расширить собственное восприятие

Для того чтобы научиться разбираться во всех тонкостях невербальной коммуникации, потребуется довольно длительный промежуток времени. Очень важно не только уметь правильно распознавать различные знаки собеседника, но и анализировать различные элементы его телодвижений. Невербальные средства общения сочетают в себе различные движения тела и жестикуляцию, мимику, тональность голоса и его тембр, а также расстояние между собеседниками и даже зрительный контакт. Далее мы предлагаем рассмотреть во всех подробностях эти средства коммуникации на конкретных примерах.

невербальная коммуникация этоНевербальное общение (жестовое общение, язык тела) — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов

Мимика

Под термином «мимика» следует понимать выражение человеческих чувств и эмоций при помощи лицевых мышц. По мнению специалистов, изучающих мимику, человеку намного проще распознавать позитивные эмоции. К таким эмоциям относятся удивление, любовь и другие искренние проявления эмоционального подъема. Чувство гнева или отвращения распознать гораздо сложнее из-за того, что большинство людей редко проявляют подобные эмоции открыто. Трудность с восприятием подобных сигналов заключается в том, что разные стороны лица отражают эмоции по-разному.

Специалисты объясняют этот нюанс особенностью человеческого мозга. Управление чувствами и эмоциями осуществляется при помощи правого полушария, в то время как левое берет на себя ответственность за интеллектуальное развитие. Давайте рассмотрим, как различные эмоции выражаются при помощи мимики:

  1. Печаль – проявляется в виде «потухшего» взгляда, опущенных вниз уголков губ и сведенных бровей.
  2. Счастье – эту эмоцию человек проявляет при помощи спокойного взгляда и приподнятых уголков губ.
  3. Гнев – это чувство отображается в виде широко открытых глаз, опущенных вниз уголков губ, сжатых зубов и прищуренного взгляда.
  4. Удивление – данное чувство отражается в виде чуть приоткрытого рта, глаз и приподнятых бровей, кончики губ чаще всего опущены вниз.
  5. Страх – одно из самых сильных чувств человека, что проявляется в виде сведенных бровей, растянутых губ, уголки которых отведены вниз.

Визуальный контакт

Невербальный язык общения состоит из определенного набора сигналов, где ключевая роль отводится визуальному контакту. Именно глаза, наиболее четко передают заинтересованность собеседника в разговоре, и напрямую отражают уровень его участия в беседе. Собственно, с помощью зрительного контакта регулируется уровень комфорта во время разговора. Прямой взгляд можно расценивать как знак доверия к собеседнику и заинтересованностью темой разговора.

Согласно мнению психологов, разговор на обоюдно приятную тему создает прямой визуальный контакт, в то время как при негативных вопросах, большинство людей избегает попыток его установить. Отведение взгляда в сторону является сигналом неприязни и внутреннего несогласия. Основываясь на этих особенностях языка тела, можно проанализировать степень заинтересованности собеседника в продолжении разговора.

невербальное общение мимика жесты движения позы и их значение​​​​​​​Невербальное общение — то, что мы говорим друг другу без слов

Давайте рассмотрим, как проявляются различные эмоции при помощи визуального контакта. Ожидание сопровождается резким взглядом в глаза и приподнятыми глазами. Во время проявления неприязни, собеседник избегает долгого визуального контакта и всеми силами пытается отвести глаза. Расположенность к разговору проявляется при помощи внимательного взгляда, а сам визуальный контакт устанавливается с промежутком, равным десяти секундам.

Подобным образом проявляется и возмущение, однако в данном случае паузы отсутствуют, а во взгляде собеседника можно заметить нотку тревожности. Восхищение проявляется подобным образом, однако, взгляд человека в этой ситуации более спокойный. Некоторые психологи говорят, что определить характер человека можно благодаря не только его манере общения, но и цвету глаз.

Жестикуляция и телодвижения

Говоря о том, что такое невербальное общение и как проявляются подобные сигналы, следует уделить особое внимание жестикуляции и телодвижениям. Привычка двигаться во время разговора, набор жестов и отдельно взятые телодвижения наглядно демонстрируют весь спектр чувств, что испытывает человек. Экспрессивная моторика и оживленное выражение лица способствуют налаживанию контакта, что значительно повышает уровень доверия между собеседниками.

Большое количество жестов, повторяющихся с определенной периодичностью, может говорить о том, что человек испытывает чувство сильной неуверенности и пребывает в состоянии напряженности. Именно понимание жестикуляции и языка тела человека, с которым ведется разговор, позволит быстро наладить взаимопонимание. Давайте рассмотрим, как проявляются различные эмоции при помощи жестов и поз.

В сосредоточенном состоянии человек часто дотрагивается до подбородка и переносицы, закрывая при этом глаза. Критичность проявляется в виде наклона тела вперед и косвенного касания лица. Человеческое тело отражает скуку при помощи расслабленного корпуса, а голова человека подпирается рукой. Если ваш собеседник испытывает чувство превосходства, то он в положении сидя «забрасывает» одну ногу на другую, а руки складывает в «замок» за головой.

При неодобрении человек бессознательно проявляет неспокойные движения и постоянно поправляет собственную одежду. Открытость демонстрируется при помощи зрительного контакта с собеседником, расправленных плеч и расслабленного корпуса. Неуверенность показывается людьми в виде постоянного контакта рук с ушами и локтями.

что такое невербальное общениеИсторически невербальное общение возникло значительно раньше общения словесного

Тембр голоса и интонация

Умение правильно воспринимать тембр голоса – позволяет научиться читать информацию «между строк» и грамотно улавливать особенности информации. Эти особенности невербального общения выражаются в виде: пауз между словами, построении предложений, скорости речи и силе голоса.

  1. Чувство неуверенности – выражается в виде частых пауз, приступов нервного кашля и большого количества ошибок в словах.
  2. Усталость — передается низким тоном голоса и понижением высоты ближе к окончанию предложения.
  3. Чувство взволнованности – передается так же, как и усталость, однако в этом случае человек говорит более быстро, а его речь становится обрывистее.
  4. Энтузиазм – проявляется в виде высокого тона голоса и четкой уверенной речи.
  5. Чувство высокомерия — проявляется в виде растянутого произношения слов и ровной монотонной интонации.

Важность межличностного пространства

Рассматривая различные виды невербального общения, следует уделить отдельное внимание важности межличностного пространства. Именно этому инструменту отводится значительная роль во время попыток установить контакт в общении. Такие часто используемые выражения, как «держись подальше от него» и «хочу быть рядом с ним» наглядно показывают важность этого инструмента. В той ситуации, когда люди проявляют подсознательный интерес друг к другу, они стремятся сократить пространство между ними. В некоторых ситуациях, подобное поведение недопустимо, что заставляет человека придерживаться определенных рамок общения.

Невербальное общение между мужчиной и женщиной испытывающих интерес друг к другу осуществляется на расстоянии менее пятидесяти сантиметров. Для данного расстояния используется термин «интимный». Подобное расстояние допускается в общении со второй половиной, близкими друзьями, а также в некоторых видах спорта, сопровождающимся телесным соприкосновением. Во время дружеского разговора собеседники чаще всего располагаются в некотором отдалении друг от друга. Чаще всего они находятся на расстоянии от половины метра до ста двадцати сантиметров. Данное расстояние именуется межличностным пространством.

виды невербального общенияСегодня, 60% в общении между людьми составляет невербальная часть, то, что люди передают друг другу телом, через позу, жесты и выражение лица

Социальное пространство между людьми, ведущими разговор, составляет от ста двадцати до трехсот семидесяти сантиметров. Чаще всего подобные примеры можно заметить во время проведения деловых разговоров. Формальность разговора определяется расстоянием между участниками переговоров. Расстояние более четырех метров между людьми называется публичным пространством. Как можно предположить из названия, данное расстояние является более комфортным для публичного выступления перед аудиторией.

Воздвигая определенные рамки в общении, следует учитывать пол и возраст человека, а также некоторые особенности его личности. Психологи говорят о том, что дети чаще стараются расположиться как можно ближе к собеседнику, а подростки испытывают необходимость в некоторой отстраненности. Женщины, как и дети, любят вести разговор на более близком расстоянии. Также психологи утверждают, что для людей, обладающих уверенностью в себе, расстояние, на котором ведется разговор, редко имеет особое значение, в то время как люди имеющие проблемы с самооценкой стараются подсознательно отдалиться от человека.

Невербальные сигналы как средство распознавания лжи

Невербальная коммуникация – это система различных сигналов человеческого тела, с помощью которых усиливается передача различных эмоций и чувств. Умение правильно истолковать жесты человека позволяет избежать лжи и обмана. Чаще всего во время неправдивого изложения фактов человек колеблется перед началом предложения и вставляет длительные паузы между словами. Также ложь характеризуется «каменным» выражением лица и асинхронностью в работе мимических мышц.

Из-за того, что человеку не под силу управлять своими эмоциями, они редко соответствуют словам и проявляются только после произнесения лживых фраз. Обман можно определить при помощи «вытянутой» улыбки, при которой линия губ складывается в узкую линию. Когда человек говорит неправду, его жесты передают некоторую нервозность, а поза становится закрытой. Попытка контролировать собственное тело приводит к скудным мимическим жестам и малой подвижности тела. Частые жесты руками, прерывистое дыхание, повышенный тон голоса, покусывание губ – самые легкие способы, распознать ложь в словах собеседника.

невербальное общение между мужчиной и женщинойКак правило, невербальное общение происходит мало осознанно и редко преднамеренно

Понять о том, что человек врет, можно с помощью анализа помощи его взгляда. Во время лживого разговора собеседник избегает длительного визуального контакта и его глаза быстро перемещаются по сторонам. Нередко проблемы с налаживанием зрительного контакта приводят к тому, что обманщик начинает бессознательно подносить свои руки к собственному лицу, потирая различные участки головы.

Определить ложь в словах можно, благодаря неуместным жестам и движениям, а также слишком вялому выражению собственных эмоций. Знание подобных тонкостей невербального общения позволяет не только избежать попыток манипуляции со стороны окружающих, но и научиться самостоятельно управлять собеседниками и направлять разговор в необходимое русло.

ktovdepressii.ru

34. Невербальные средства общения. Роль жестов, мимики, позы в общении.

При общении невербальные средства преобладают, их используется 55% или даже 65%, а вербальных, соответственно, 45% или 35%. Ученые обнаружили и зафиксировали почти миллион невербальных сигналов. По подсчетам одного из специалистов, только с помощью рук человек может передать 700 000 сигналов.

Язык мимики и жестов выражает чувства говорящего, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.

Мимика позволяет нам лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает.

Жестикуляция выражает состояние человека,

По своей функции жесты делятся на указательные, изобразительные, эмоциональные, ритмические, механические. Особый интерес представляют символические жесты. Они условны. Но некоторые из них имеют вполне определенное значение. Так, известен жест отказа, отрицания – отталкивающие движения рукой или двумя руками ладонями вперед. Этот жест сопровождает выражения: Не надо, не надо, прошу вас; Никогда, никогда туда не поеду!

Жест разъединения, расподобления – ладони раскрываются, «разъезжаются» в разные стороны: Это совершенно разные темы; Это надо различать; Они разошлись.

Жест объединения, сложения, суммы – пальцы соединяются в щепоть или соединяются ладони рук: Они хорошо сработались; Давайте объединим усилия.

Жесты, как и слова, бывают очень экспрессивными, придают речи грубоватый, фамильярный характер (например, кручение пальцем около виска, что означает «из ума выжил», «разума лишился»).

Следует учитывать, что жестикуляция обусловлена и характером говорящего. Некоторые люди от природы подвижны, эмоциональны. Лучшим жестом считается тот, которого не замечают, который органически сливается со словом и усиливает его воздействие на слушателей.

Всем, кто по роду своей деятельности часто общается с людьми, важно знать, что мимика и жесты могут многое рассказать о характере человека, его мыслях, переживаниях.

Когда человек нервничает, испытывает отрицательные эмоции, то он инстинктивно старается оградить себя от нежелательной ситуации: скрещивает руки на груди. Этот жест как бы создает заслон, ограждает его от неприятностей.

Итак, мимика, жесты, поза выступающего с лекцией, докладом или принимающего участие в разговоре должны свидетельствовать о движении мысли, о чувствах говорящего, являться физическим выражением его творческих усилий.

35. Особенности публичной речи.

Публичное выступление — устная форма речи. И чем более ей свойственны все характеристики живого разговора, тем сильнее ее воздействие на слушателей. В то же время это речь подготовленная, базой для нее, как правило, служит написанный текст. Публичная речь произносится с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия (убеждение, внушение, воодушевление, призыв к действию и т.д.).

Публичная речь — монолог по форме, а по существу — диалог. В диалоге реакция собеседника выражается очень определенно, то при публичном выступлении о ней надо догадываться по поведению слушателей, их жестам, репликам, выражению глаз. Это надо делать одновременно с произнесением речи. И здесь вступает в строй другое затруднение — лингвистическое, или языковое. Необходимость «охватить более обширное тематическое содержание» усложняет синтаксис монолога по сравнению с диалогом: предложения становятся конструктивно сложнее; соединение их в связный кусок текста многоступенчато; чтобы соблюсти структурно-стилистическое единство текста в целом, говорящий вынужден держать в поле внимания и конец, и начало высказывания.

Другая отличительная особенность — это живая интонация разговорной речи, т.е. возможность в устном монологе выразить свое отношение к произносимому не только словами, но и тембрально-тоновой окраской голоса, системой логических ударений и пауз, мимикой, жестом.

Публицистический текст часто строится как научное рассуждение: выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее решения, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логической последовательности, используется общенаучная терминология. Публицистические выступления отличаются достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью, что сближает его с научным.

У публицистического стиля также много общего и с художественным стилем речи. Для него характерны страстность, призывность. Чтобы эффективно воздействовать на читателя или слушателя, на его воображение и чувства, говорящий или пишущий использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные средства, прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи.

Важнейшее требование, предъявляемое к публицистике, — общедоступность: она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем.

studfile.net

Невербальные знаки при ведении деловых переговоров

При общении от 55 до 70% информации люди получают за счет невербальных средств, и только 30-45% приходится на слова.
Невербальное общение  —  это язык тела, а именно  мимика, взгляд, жесты, принимаемые позы, осанка, походка. Правильное понимание невербальных сигналов между коллегами по работе является важным условием для эффективного взаимодействия. Считывая невербальные сигналы во время общения, вы сможете понять, как настроен собеседник, как он на самом деле относится к сказанному, открыт или замкнут, заинтересован или скучает.

деловые переговоры

Необходимо учитывать тот факт, что произносимые слова человек контролирует, что позволяет ему лгать. В то время как за язык тела отвечает подсознание, а значит, транслирует правдивую информацию.

Если Вы знакомы с основами невербального делового общения, это поможет Вам:

  1. точно определять позицию собеседника;
  2. понимать его истинное отношение к предмету разговора;
  3. производить приятное впечатление;
  4. контролировать свое поведение;
  5. устанавливать доверительные контакты с партнерами;
  6. заключать выгодные сделки.

Приветствие

Приветствие является началом любого делового общения, от него зависит первое впечатление о человеке. С помощью невербальных сигналов можно определить настрой партнеров, их отношение к предмету разговора.

При встрече необходимо встать. Первым здоровается входящий в помещение человек, руководствуясь субординацией.

Рукопожатие

деловые переговоры

Рукопожатие является составляющей делового общения и должно соответствовать правилам этикета. Оно должно быть коротким, энергичным, средним по интенсивности. При этом не нужно забывать о невербальных сигналах, которые помогут определить характер партнера.

  • Если при рукопожатии собеседник переворачивает вашу ладонь вниз, обхватывает ее второй рукой или похлопывает по плечу — он демонстрирует власть и превосходство.
  • Вялое рукопожатие у ленивого, пассивного человека, влажные руки — признак того, что партнер нервничает.
  • Очень сухие руки могут свидетельствовать о том, что перед вами добродушный, энергичный человек.

Взгляд и выражение лица

взгляд

Взгляд и выражение лица (мимика) тесно связаны и являются важными элементами невербальной коммуникации в деловом общении. Спокойный доброжелательный взгляд, сопровождающийся приветливой улыбкой, символизирует симпатию, заинтересованность, положительный настрой партнера. Выражение лица иллюстрирует сказанное, демонстрирует отношение к теме разговора, помогает более полно доносить информацию. С помощью мимики люди выражают эмоции, которые, как правило, легко читаются во время общения.

Но есть скрытые невербальные сигналы лица, выдающие лживость собеседника:
  • асимметричная или скудная мимика;
  • напряжение лицевых мышц;
  • не меняющееся в течение нескольких минут выражение лица;
  • пауза между словами и соответствующими эмоциями;
  • покусывание или подрагивание губ;
  • «продолговатая» улыбка с ровной узкой ротовой щелью.
Расшифровав невербальные сигналы, вы сможете понять истинное настроение партнера.
  • Взгляд в пол говорит о желании прекратить общение, вверх — об усталости, по сторонам — о том, что ему скучно.
  • Пристальный взгляд свидетельствует о враждебности или стремлении доминировать.
  • Во время раскованной,  доверительной беседы взгляды ее участников регулярно пересекаются.
  • Не стоит доверять собеседнику, который избегает зрительного контакта, часто переводит взгляд с одного предмета на другой («бегающий взгляд»), моргает, отводит глаза.

Походка и осанка

взгляд

Человек с правильной осанкой производит благоприятное впечатление, располагает к общению. Хорошая осанка подразумевает прямую спину, расправленные плечи, уверенную посадку головы. Она должна быть расслабленной и естественной.

  • Сутулая спина свидетельствует о зажатости, неуверенности. Еще более тягостное впечатление производят опущенные плечи и голова, которые можно принять за проявление пассивности и покорности.
  • Походка так же является элементом невербального общения и позволяет узнать характер партнера.
  • Активные натуры, привыкшие действовать, ходят быстро и уверенно.
  • Творческим, занятым мыслительной деятельностью людям присущ медленный, неспешный ритм ходьбы.
  • Невеселые мысли и подавленное настроение как будто прижимают человека к земле — он идет, с трудом переставляя ноги.
  • У оптимистов, наоборот, походка легкая, летящая.
  • Неуверенные люди, пытаясь отгородиться от окружающих, опускают голову, сутулят спину.
  • Гордеца и человека с завышенной самооценкой выдает высоко поднятая голова.

Невербальные проявления во время переговоров

деловые переговоры

Расшифровка языка тела поможет заглянуть под маску и увидеть истинное лицо собеседника.

Среди невербальных средств делового общения, используемых во время переговоров, основное внимание нужно уделить следующим:

  1. Мимика. Во время общения в основном смотрят в лицо человека. Глядя на него, говорящий устанавливает обратную связь, судит о реакции на сказанное, считывает эмоции.
  2. Жесты. Жестикуляция во время беседы сопровождает слова и оживляет речь. При помощи жестов выражается настрой собеседника, его отношение к говорящему, степень открытости и правдивости.
  3. Позы. Положение тела во время беседы выражает различные чувства: интерес, скуку, доверие, настороженность, безразличие и пр. Также поза человека выдает его психологический настрой: стремление доминировать или подчиняться.

Во время переговоров с партнерами нужно контролировать свои невербальные сигналы. Собеседник не должен знать о вашей неуверенности, сомнениях, скрытых мотивах и целях. Поза должна быть расслабленной, открытой, без скрещивания рук и ног. Голос спокойный и уверенный, взгляд прямой, умеренная жестикуляция, естественная мимика. Помните, собеседник наблюдает за вами, анализирует поведение и делает выводы.

Позы собеседника

деловые переговоры - Невербальное общение

Положение тела меньше всего подвержено сознательному контролю, поэтому поза собеседника правдиво рассказывает о его намерениях, воспитанности, степени уверенности в себе.

  1. На деловых встречах не рекомендуется разваливаться в кресле. Не стоит закладывать руки за голову — это будет расценено как превосходство и желание доминировать. Не принимать позы, демонстрирующие закрытость.
  2. Если партнер на переговорах ерзает на стуле и часто меняет положение тела, это свидетельствует о том, что он недостаточно искренен. Скрещенные руки и ноги говорят о закрытости партнера, нежелании идти на контакт.
  3. Наклон тела в сторону говорящего или склоненная вбок голова сигнализируют о заинтересованности, опущенная голова — о слабой позиции и боязни поражения, поднятые плечи — о напряжении.
  4. Поднятые плечи вместе с опущенной головой указывают на то, что человек обижен. А опущенные плечи и поднятая голова, наоборот, указывают на стремление к успешному завершению переговоров. Когда собеседнику скучно, он подпирает голову рукой. Спрятанные в карманах или под столом руки говорят о том, что собеседник что-то скрывает.

Жесты на деловой встрече

Жестами называют движения рук, которые сопровождают слова и эмоции. На деловой встрече должна быть умеренная жестикуляция. Часто повторяющиеся, резкие, суетливые движения неприятны и раздражают партнеров. Нельзя делать навязчивые действия: теребить одежду, перебирать украшения, дотрагиваться до часов и т.д. Жесты играют большую роль в невербальной коммуникации, но крайне важно правильно их интерпретировать. Нельзя выделять один жест и трактовать его изолированно. Их нужно оценивать в совокупности друг с другом и прочими невербальными инструментами.

деловые переговоры - Невербальное общение

Основные жесты:
  • Открытость. Повернутые ладонями вверх руки, расстегивание пиджака.
  • Защита. Скрещенные на груди руки.
  • Уверенность. Соединенные в купол кончики пальцев обеих рук.
  • Ожидание. Потирание ладоней.
  • Сомнение. Почесывание уха, шеи, потирание подбородка.
  • Сосредоточенность. Потирание подбородка, пощипывание переносицы.
  • Несогласие. Собирание с костюма ворсинок, перекладывание на столе бумаг, насупленные брови, отклонение корпуса назад.
  • Неуверенность. Переплетение пальцев, постукивание по столу, потирание шеи сзади.
  • Ложь. Прикосновение и почесывание носа указательным пальцем, потирание век, касание руками уха и рта, закрывание рукой рта.

Привычки

Следует проанализировать свои привычки и избавиться от тех, которые будут мешать деловому общению. Нельзя нарушать личные границы, дотрагиваться до собеседника, во время разговора крутить в руках ручку, рисовать на бумаге. Следите за тем, как вы пьете и едите. Не нужно на деловых встречах трогать свое лицо и волосы, сутулиться, ерзать на стуле, много, хаотично жестикулировать. Чувствуйте себя уверенно, расслабленно, будьте собраны, внимательны, не забывайте улыбаться.

Понимание сигналов невербальной коммуникации крайне важно для современного делового общения. Данная статья не только поможет понять реакцию собеседника, распознать его мысли и намерения, а также научит контролировать собственные неосознанные движения. Добиться успеха на переговорах будет намного проще, если вы продемонстрируете партнеру свою честность и открытость во время общения.

etiketo.ru

Характеристика невербальных средств общения

Общение (как информационно-коммуникативный процесс) — процесс обмена информацией с помощью вербальных и невербальных средств в целях передачи и понимания общающимися предметного и личностного смысла сообщений.

Пpоцессы передачи и приема информации осуществляются с помощью словесной pечи и pазличных несловесных невербальных сpедств:

  • интонации голоса,
  • жестикуляции,
  • мимики и т.п.

Цель этих пpоцессов — установить взаимопонимание, передать какую-то мысль, чувство, поставить задачу.

Соотношение вербальных и невербальных средств в передачи смысла чрезвычайно сложное. Особенно трудно выявить «двойной план» структуры текста, смысловые оттенки, подтекст, а также подлинное отношение говорящего к содержанию.

Общение людей не может быть уподоблено передаче информации по телеграфу, где коммуникатор и реципиент обмениваются вербальными сообщениями. В общение людей оказываются закономерно включены эмоции общающихся, которые определенным образом относятся и к коммуникации, и к тем, кто вовлечен в общение. Это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует особый, невербальный аспект обмена информацией, особую, невербальную коммуникацию.

Средствами невербальной коммуникации являются — жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т.д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации — слова.

Товарищу, поведавшему о постигшем его горе, собеседник выражает свое сочувствие словами, сопровождаемыми знаками невербальной коммуникации: опечаленным выражением лица, понижением голоса, прижиманием руки к щеке и покачиванием головы, глубокими вздохами и т.д.

Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения.

Невербальное общение — это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты.

Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами.

Многим из высших животных, в том числе и более всего собакам, обезьянам и дельфинам, дана способность невербального общения друг с другом и с человеком.

Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2—3 лет).

Само по себе невербальное общение способствует развитию и со­вершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.

КОММУHИКАТИВHЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕHИЯ:

I. Речевые (вербальные) средства:

  • лексика;
  • стилистика;
  • грамматика;
  • семантика;
  • правильность произношения,
  • ударения,
  • словоупотребление,
  • формообразование,
  • стиль.

II . Hеречевые (невербальные) средства общения

1) оптокинетические:

  • жестикуляция,
  • мимика,
  • пантомимика — движение и позы,
  • направление взгляда,
  • визуальный контакт,
  • покраснение и побледнение кожи,
  • стереотипы моторики).

    В процессе коммуникации внимательное наблюдение за глазод­вигательными реакциями собеседника может дать информацию о состоянии его сознания:

    2) паралингвистические:

    • интенсивность,
    • тембр,
    • интонация голоса,
    • качество голоса,
    • диапазон голоса,
    • тональность голоса.

    3) экстралингвистические:

    • паузы,
    • темп речи,
    • связность речи,
    • смех,
    • покашливание,
    • заикание.

    4) проксемические:

    • физическая дистанция контакта:
    • персональное пространство:

    = интимная (0-40-45см)

    = личная   (45 -120-150см)

    • социальная (150-400 см)
    • публичная (400-750-800см)
    • угол поворота к собеседнику

    5) предметные контактные, тактильные действия:

    • рукопожатия,
    • объятия,
    • поцелуи,
    • похлопывание,
    • толчки,
    • поглаживания,
    • касания,
    • пощечины,
    • удары.

    6) ольфакторные — связанные с запахом.

    К средствам невербальной коммуникации могут быть отнесены и различные условные обозначения, с помощью которых коммуникатор информирует о чем-то значимом для него, адресованном для сведения возможных реципиентов.

    Траурная лента (черная в России и на Западе, белая в Китае) сообщает о постигшей человека потери.

    Звездочки и просветы на погонах — о высоком воинском звании.

    Татуировка — о месте, которое в воровской иерархии занимает или занимал правонарушитель

     

    Кисть руки в татуировках

    1. Дважды отбывал наказание в ВТК, «Отсидел борзо», о чем свидетельствует корона (был «авторитетом» в колонии).

    2. Отбывал наказание за грабеж.

    3. «Вор-рецидивист» (имеет высший статус в воровской среде).

    4. Неисправимый.

    5. Имеет 5 судимостей.

    6. Совершил два побега из ИТК.

    7. «Привет ворам» (данный субъект — «вор в законе»).

    8. Браслет наносят те, кто провел в колонии не менее 5 лет, на двух руках — не менее 10 лет.

    Группы татуировок:

    • демонстративно-протестного содержания;
    • агрессивно-угрожающего содержания;
    • религиозного содержания;
    • декоративно-украшающего характера;
    • сексуальных девиаций и извращений;
    • статус в местах заключения;
    • гедонистическая направленность.

hr-portal.ru

Реферат на тему «Невербальные средства общения»

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

Московский городской педагогический университет

Институт среднего профессионального образования им. К.Д. Ушинского

Педагогический колледж «Дорогомилово»

Доклад на тему:

«Невербальные средства общения».

Подготовила

Студентка 46 группы

Гладченко Анастасия

Преподаватель:

Ниценко О.В.

Москва 2018г.

План:

1.Введение……………………………………………………………………….3

2.Невербальные средства общения………………………………………………….3

3.Формы невербальной коммуникации…………………………………………4

4. Функции невербальных средств общения…………………………………..7

5. Социальное и психологическое значение мимики у детей………………..8

6. Особенности невербального общения в разных странах…………………12

7. Заключение…………………………………………………………………..13

Введение.

В настоящее время в процессе общения и взаимопонимания людей не последнее место отводится так называемому «невербальному общению» — языку жестов и телодвижений. Мы очень часто обращаемся к этому способу передачи информации, общаясь с друзьями, родственниками, деловыми партнерами, сослуживцами и с теми, с кем лишь на мгновение сталкивает нас повседневная жизнь. Язык жестов во многом определяет, как реакцию на окружающих, так и их отношение к нам. Стоит только сознательно отнестись к этим безмолвным сигналам, которые мы одновременно и подаем, и принимаем, как мы тут же откроем для себя возможность более эффективного и действительного их использования. Ученые до сих пор спорят о том, в какой степени способность к языку жестов является врожденной, как быстро она развивается в тот период, когда человек учится говорить, и какою роль в ее развитии играет подражание окружающим. Самые современные представления позволяют думать, что способность читать чужие мысли свойственна всем людям. Проще говоря, самые разные внешние признаки, такие как выражение лица или направление взгляда, помогают нам догадаться о чувствах других людей и об их намерениях по отношению к вам. Жесты, мимика, интонации — важнейшая часть делового общения. Порой с помощью этих средств можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Австралийский специалист Аллан Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств- 38%, мимики, жестов, позы — 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, а как это делается.

Невербальные средства общения.

Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального (вербальный — «словесный, устный») общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу. Встретишь, к примеру, надменный и насмешливый взгляд, сразу отойдешь, слово застрянет в горле. Другое дело — взгляд сочувствующий, поощряющий, заинтересованный. Он внушает доверие, располагает к откровенному разговору. Как ни стараются отдельные люди контролировать свое поведение, следить за мимикой и жестами, удается это не всегда. Невербальное общение «выдает» собеседников, ставит порой под сомнение то, что было сказано, обнажает их истинное лицо. Поэтому надо учиться понимать этот язык. Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг друга. Слова передают нам логическую информацию, а жесты, мимика и голос эту информацию дополняют. Невербальное общение – общение без помощи слов часто возникает бессознательно. Хотя невербальное общение и является часто бессознательным процессом, в настоящее время оно достаточно хорошо изучено и для достижения нужного эффекта с успехом может контролироваться. Невербальное общение – наиболее древняя и базисная форма коммуникации. Наши предки общались между собой при помощи наклона тела, мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания, взгляда. Мы и сейчас часто понимаем друг друга без слов. Невербальный язык настолько мощный и общий, что часто мы без труда понимаем собаку, что она хочет. Собака же предугадывает многие наши поступки, например, заранее знает, когда мы идем с ней гулять, а когда отправляемся на улицу без нее.

Невербальные средства общения изучают следующие науки:

1. Кинестетика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика — движение мышц лица.

2.Такесика — прикосновение в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания.

3. Проксемика — расположение людей в пространстве при общении.

4. Физиогномика — учение о выражении характера человека в чертах лица и формах тела.

5. Просодика — ритмико-интонационное оформление речи.

Формы невербальной коммуникации.

Походка. Походка – это стиль передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. По походке человека можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте. В исследованиях психологов люди узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Выяснилось, что «тяжелая» походка характерна для людей, находящихся в гневе, «легкая» — для радостных. У гордящегося человека самая большая длина шага, а если человек страдает, его походка вялая, угнетенная. Кроме того, можно утверждать, что люди, которые ходят быстро, размахивая руками, уверены в себе, имеют ясную цель и готовы ее реализовать. Те, кто всегда держит руки в карманах – скорее всего очень критичны и скрытны, как правило, им нравится подавлять других людей. Человек, держащий руки на бедрах стремится достичь своих целей кратчайшим путем за минимальное время.

Поза. Поза – это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденную позу. В противном случае могут возникать конфликтные ситуации. Поза, при которой человек перекрещивает руки и ноги, называется закрытой. Перекрещенные на груди руки являются модифицированным вариантом преграды, которую человек выставляет между собой и своим собеседником. Закрытая поза воспринимается как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть информации, воспринятой из такой позы, не усваивается собеседником. Наиболее простым способом выведения позы является предложение что-нибудь подержать или посмотреть. Открытой считается поза, в которой руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника, а ладони и стопы развернуты к партнеру по общению. Это – поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Жесты. Жесты – это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов – самый древний способ достижения взаимопонимания. В различные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции. Исследования М. Аргайла, в которых изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах, показали, что в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, французы – 20, итальянцы – 80, мексиканцы – 180. Вообще же интенсивность жестикуляции растет вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, а также при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно затруднено. Приведем несколько примеров: прикрывание рта и почесывание носа. Прикрывание рта отражает наличие у собеседника двух противоречивых желаний: высказаться и остаться не услышанным. Если человек в процессе общения притрагивается ко рту или прикрывает его ладонью, это означает, что он по какой-то причине «сдерживает» собственное высказывания. Аналогичную информацию о клиенте несет жест прикосновения к носу. Клиент, который почесывает или поглаживает собственный нос скорее всего в данный момент находится в оппозиции по отношению к высказыванию менеджера. Прикосновение к уху. Почесывание уха является облегченным вариантом «затыкания» ушей и означает, что человек не хочет слышать того, о чем ему говорит собеседник. Такая реакция возможна, если собеседнику стало скучно вас слушать или он не согласен с одним из ваших утверждений. Подпирание ладонью подбородка. Человек подпирает голову или подбородок, если ему скучно, неинтересно и он борется со своим желанием заснуть. Поглаживание подбородка. Этот жест говорит о том, что собеседник находится в стадии размышлений и рассматривает возможные для себя варианты. Жесты эмоционального дискомфорта. Многочисленные жесты – собирание несуществующих ворсинок, снимание и одевание кольца, почесывание шеи, «приведение в порядок» одежды, верчение ручки или сигареты – указывают на то, что собеседник нуждается в поддержке. В таком состоянии он не готов в полном объеме воспринимать информацию. Жесты нетерпения. Если человек постукивает пальцами по столу, ерзает на стуле, притоптывает ногами или посматривает на часы, то тем самым он сигналит окружающим о том, что его терпение заканчивается. Выделяют три основных положения головы. Первое – прямая голова. Это положение характерно для человека, нейтрально относящегося к тому, что он слышит. Второе – голова, наклоненная в сторону, что говорит о том, что у человека пробудился интерес (то, что люди, как и животные, наклоняют голову, когда становятся чем-то заинтересованными, первым заметил еще Чарльз Дарвин). И наконец, третье – когда голова наклонена вниз, значит, отношение человека отрицательное и даже осуждающее.

Мимика. Мимика – движения мышц лица, и это главный показатель чувств. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. И хотя каждая мина является конфигурацией всего лица, основную информативную нагрузку несут брови и губы.

Визуальный контакт. Визуальный контакт является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего означает не только заинтересованность, но и помогает нам сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. Если на нас смотрят мало, мы имеем основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим, относятся плохо, а если слишком много, это может восприниматься как вызов или же хорошее к нам отношение. Кроме того, замечено, что когда человек лжет или пытается скрыть информацию, его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора. Отчасти долгота взгляда человека зависит от того, к какой нации он принадлежит. Жители южной Европы имеют высокую частоту взгляда, что может показаться оскорбительным для других, а японцы при беседе смотрят скорее на шею, чем на лицо. Следует всегда принимать во внимание этот важный факт.

По своей специфике взгляд может быть: Деловой – когда взгляд фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства. Социальный – взгляд концентрируется в треугольнике между глазами и ртом, это способствует созданию атмосферы непринужденного светского общения. Интимный – взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица – до уровня груди. Такой взгляд говорит о большой заинтересованности друг другом в общении. Взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности. Если он сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, он означает заинтересованность. С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, потому что они занимают центральное положение в человеческом организме, а зрачки ведут себя полностью независимо — расширение и сужение зрачков не поддается сознательному контролю.

Функции невербальных средств общения.

Следует отметить, что невербальное поведение личности многофункционально. Невербальное поведение создает образ партнера по общению, выражает качество и изменение взаимоотношений партнеров. Поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися. Выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений. С помощью невербальных средств общения возможна имитация значимых эмоциональных состояний. Охарактеризовывает подробнее такие невербальные средства общения, как кинесика, просодика, такесика, проксемика, как уже было сказано раньше.

Невербальные средства повышения делового статуса.

В процессе разговора собеседники невольно обращают внимание на окружающую их обстановку. В этом смысле кабинет руководителя является своего рода его визитной карточкой. Интерьер офиса говорит о многом: о достатке фирмы, ее основательности и надежности. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы место, где руководитель принимает посетителей, производило наилучшее впечатление, а атмосфера повышала его деловой статус. Однако, следует помнить, что слишком роскошный офис воспринимается посетителями с недоверием. Оформляя офис, нужно помнить, что картины и другие офисные украшения должны быть нейтральными и одновременно подчеркивать имидж компании. Стены лучше окрасить в стандартные цвета, общепринятые для служебных помещений. В России наиболее приемлемыми являются бежевый и голубой цвета. При оборудовании офиса применительно к российским условиям обычно выделяется три зоны: зона личной работы, коллегиальной деятельности и дружеского общения. В зоне личной работы должны находится рабочий стол, удобное кресло, телефоны, современное организационно-техническое оборудование. Рабочее место должно быть правильно освещено. Зона коллегиальной деятельности оборудуется с учетом требований организации совещательной работы с людьми. Необходимо иметь «коллегиальный» стол, удобные стулья, ручки и карандаши, бумагу для записей, графин с водой и стаканы. Зона дружеского общения должна находиться в стороне от двух остальных. В ней нужно иметь пару кресел, журнальный столик, прохладительные напитки. Своим оформлением зона должна располагать к дружеской, неофициальной атмосфере общения. При оборудовании офиса желательно учитывать невербальные средства, которые могут ощутимо повысить деловой статус его хозяина. Так, например, чем выше спинка кресла, тем больше власти и авторитета имеет сидящий в нем человек. У преуспевающих людей кресла чаще всего имеют высокую обтянутую кожей спинку, а стулья для посетителей – низкую спинку. Большое влияние можно оказать на посетителя, если его стул будет расположен по другую сторону стола, напротив руководителя. Повысить деловой статус могут и некоторые другие приемы невербального общения: низкие стулья и диванчики для посетителей, дорогая пепельница, стоящая вне зоны досягаемости посетителя.

Социальное и психологическое значение мимики у детей.

Задолго до того, как дети начинают произносить отдельные слова, выражения их лиц передают сообщения, которые являются решающими для контакта матери и ребенка. Выражения лиц говорят нам о том, что дети радостны или печальны, сердиты или испуганы, удивлены или смущены. Если мы не сможем «прочитать» то, что «написано» у ребенка на лице, мы не сможем понять его наиболее важные сообщения, не сможем почувствовать его симпатию или продемонстрировать свою. К трехнедельному возрасту младенцы начинают отвечать на взгляд внимательно смотрящего на них человека Новорожденный предпочитает лицо или его схематическое изображение. Лицо в сравнении с некоторыми другими стимулами (фотографиями детского рожка, медведя, шахматной доски, мишени) привлекает большее внимание и ведет к некоторому двигательному успокоению, включая снижение сердечного ритма у шестимесячных младенцев. Другие исследования указывают, что предпочтение лица как стимула изменяется в зависимости от возраста и ряда других факторов.

Некоторая противоречивость в фактах относительно роли лица как зрительного стимула, несомненно, результат сложностей измерения. С одной стороны, трудно выделить один какой-нибудь определенный показатель зрительного поведения младенца. Тем не менее, уже на основе имеющихся данных можно сделать вывод, что человеческое лицо — мощный стимул социального развития. По мере взросления детей мимические выражения эмоций облегчают им развитие навыков игры со сверстниками и организацию взаимоотношений, характеризующих их социальную жизнь. Начиная с подросткового возраста, привязанность направляется больше на сверстников, чем на родителей, и может относиться также к группам (таким, как школа, колледж, коллеги по работе). Гипотеза о том, что привязанность возникает на основе эмоциональной коммуникации с помощью зрительных, оральных и кожных ощущений, противоположна точкам зрения теоретиков социального изучения и классического психоанализа, которые рассматривают привязанность как функцию удовлетворения матерью «первичных» потребностей младенца. Однако младенцы не проявляют привязанности к другим объектам (например, к детскому рожку), связанным с удовлетворением потребностей, и такие объекты не вызывают ни улыбки, ни речевых звуков, ни повышения внимания. Было обнаружено также, что эмоционально-коммуникативные характеристики основываются большей частью на выразительных реакциях, морфология которых определена эволюционно-генетическими процессами. Согласно исследованиям, на язык тела приходится 93% посылаемой информации. Кто бы мог подумать, что наши мимика и пантомимика могут говорить так громко? Давая детям всевозможные инструкции, не многие родители задумываются о невербальных способах общения с ними. А ведь невербальное общение оказывает долгосрочное влияние на то, как дети слушают, ведут себя, усваивают информацию и разговаривают с другими людьми. Оно также влияет на их отношение к нам, родителям, и на то, как дети выглядят в глазах других людей. Невербальное общение может оказывать серьезное воздействие на то, насколько ребенок понравится окружающим людям и на возможности, которые появятся у него в будущем. Несомненно, данный тип общения оказывает огромное влияние на судьбы детей. Нам как родителям важно помнить о том, что зачастую дети откликаются не на наши слова, а на форму их подачи. Нам необходимо тщательно моделировать поведение, которое мы хотим видеть в наших детях. Поэтому мы должны улучшать собственные навыки невербального общения, чтобы они могли эффективно учиться у нас и улучшать свои социальные навыки. К счастью, существует множество способов положительно повлиять на навыки понимания и общения наших детей. Далее представлены полезные советы, которые будут полезны родителям.

1. Значение зрительного контакта. Родители часто игнорируют значение зрительного контакта со своими детьми. И напрасно, поскольку хороший зрительный контакт между родителями и ребенком является важным инструментом нормального развития малыша. Когда ребенок внимательно следит за выражением лица родителей, он получает подсказки для понимания их словесных высказываний. При этом ребенку важно сосредотачивать свое внимание не только на лице, но и на движении губ. Это делает наше высказывание более «читабельным» и воспринимаемым.

2. Разговор на уровне ребенка. Когда вы наклоняетесь и разговариваете с ребенком на уровне его глаз, то не только проявляете дружелюбие и меньше пугаете малыша, но еще и делаете свое высказывание более легким и доступным для восприятия на слух. Педагогам часто рекомендуется преподавать на одной горизонтальной плоскости с детьми, чтобы налаживать и укреплять связь с учениками.

3. Использование позы, открытой к общению. Когда мы принимает открытую позу, то есть наши руки и ноги не перекрещиваются, ладони несколько развёрнуты к ребенку и корпус тела повернут в его же сторону, в отличие от скрещенных или обнимающих плечи рук мы демонстрируем детям свою готовность принимать то, что они хотят сказать. Это положение рук вызывает у детей желание общаться с нами и слушать нас.

4. Позитивное выражение лица. Улыбка, поднятые вверх уголки губ, а также глаза, выражающие заинтересованность и широко раскрытые от взволнованного предвкушения, влияют на реакции детей на наши высказывания. Позитивное выражение лица родителей побуждает их к позитивным откликам.

5. Обоюдное, совместное внимание. Совместное внимание родителей и детей к какому-либо предмету (например, когда родитель опускается на пол вместе с ребенком, чтобы вытереть грязь, вместо того, чтобы приказывать ребенку убрать беспорядок самостоятельно) чрезвычайно важно для привлечения интереса ребенка к насущной теме. Когда мы рассматриваем и оцениваем тему разговора вместе с нашими детьми, мы заинтересовываем их на более глубоком уровне.

6. Тон голоса и интонация, при разговоре с детьми. Ни для кого не секрет, что младенцы и маленькие дети любят материнский язык (мамин высокий тон голоса). Было проведено исследование, которое обнаружило, что материнский язык помогает детям определять, где слова начинаются и где заканчиваются, а значит, узнавать звуки, слоги, слова и, наконец, предложения.

7. Жесты. Кивок головой, поднятый вверх большой палец и поднятые в волнении руки также позитивно влияют на взаимодействие с детьми. Так мы невербально выражаем им понимание и поддержку.

8. Звуки (угу, м-м-м, ах). Использование родителями голосовых реакций (не словесных) при разговоре с ребенком демонстрирует ему нашу заинтересованность в том, что он говорит. Эти звуки подбадривают ребенка, так как мы показываем, что слушаем его очень внимательно.

9. Близость между родителем и ребенком. Когда дети еще маленькие, очень важно, чтобы пространство (дистанция) между ними и родителями было относительно небольшим (30–60 см). Когда дети становятся подростками, это пространство естественным образом увеличивается и требует к себе более внимательного отношения родителей.

10. Передвижение (движения, которые следует/не следует совершать родителям). Для того чтобы демонстрировать ребенку нашу заинтересованность в разговоре с ним, наши движения должны быть ограничены жестами и мимикой. Ходьба родителей не только отвлекает ребенка, но также нарушает близость и связь с малышом, которые необходимы для эффективного общения.

Особенности невербального общения в разных странах.

Пользуясь ежедневно десятками жестов, мы почти не задумываемся об их смысле. Известно, что основные коммуникационные жесты во всем мире не отличаются друг от друга: когда люди счастливы, они улыбаются, когда печальны – хмурятся, когда не знают или не понимают, о чем идет речь – пожимают плечами. Однако нередко одно и то же выразительное движение у разных народов может иметь и совершенно различное значение, и легкомысленное обращение с обычными для нас жестами может привести к неожиданным последствиям. Жест, которым русский демонстрирует пропажу или неудачу, у хорватов означает признак успеха и удовольствия. Говоря о себе, европеец показывает рукой на грудь, японец – на нос. В некоторых странах Африки смех – показатель изумления и замешательства. Жители Мальты вместо слова «нет» слегка касаются кончиками пальцев подбородка, повернув кисть вперед. Во Франции и Италии этот жест означает, что у человека что-то болит. В Греции и Турции официанту ни в коем случае нельзя показывать два пальца (например, имея ввиду две чашечки кофе) – это считается очень оскорбительным жестом. Довольно часто один и тот же жест имеет не только различное, но и прямо противоположное значение.Образовав колечко из большого и указательного пальцев, американцы и многие другие народы сообщают, что дела «о`кей». Но этот же жест используют в Японии, говоря о деньгах, во Франции он означает ноль, в Греции и на о.Сардиния служит знаком отмашки, а на Мальте им характеризуют человека с извращенными половыми инстинктами. Иногда даже незначительное изменение жеста может совершенно изменить его значение. В Англии так случилось с жестом из двух пальцев, указательного и среднего, разведенных и поднятых вверх. Если при этом ладонь повернута к собеседнику, это – оскорбление. Если ладонь повернута к себе, то это выражение радости. В общении мы не придаем особого значения левой или правой руке. Но на Ближнем Востоке, например, не следует протягивать деньги или подарок левой рукой. У тех, кто исповедует ислам, она считается нечистой, и вы можете нанести оскорбление собеседнику. У народов различных культур есть различия и в восприятии пространства. Так, американцы работают либо в больших помещениях, либо – если помещений несколько – при открытых дверях. Открытый кабинет означает, что его хозяин на месте и ему нечего скрывать. Многие небоскребы в Нью-Йорке целиком сделаны из стекла и просматриваются насквозь. Здесь все, от директора до посыльного, постоянно на виду. Это создает у служащих определенный стереотип поведения, вызывая у них ощущение, что все сообща делают общее дело. Немецкие же традиционные формы организации рабочего пространства принципиально иные. Каждое помещение у них должно быть снабжено надежными дверями. Распахнутая настежь дверь символизирует крайнюю степень беспорядка. Таким образом, не зная различий невербального общения разных народов, можно попасть в неловкую ситуацию, обидев или оскорбив собеседника.

Заключение.

Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты. Слова передают нам логическую информацию, а жесты, мимика, голос эту информацию дополняют. Невербальное общение – общение без помощи слов часто возникает бессознательно. Оно может либо дополнять и усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять. Хотя невербальное общение и является часто бессознательным процессом, в настоящее время оно достаточно хорошо изучено и для достижения нужного эффекта с успехом может контролироваться. Мы и сейчас часто понимаем друг друга без слов. Остается добавить, что если бы у человека (как, впрочем, и животных) отсутствовало невербальное общение, то мы уподобились бы машинам без чувств и эмоций, которые обмениваются информацией простыми печатными словами (например: с помощью Интернет) но, к примеру, не рукописным текстом — ведь почерк, своего рода, тоже объект невербального общения.

Использованные источники:

  1. Лаврин Ч. Психология классика. О выражении эмоций у человека и животных. — М.: АН СССР Питер, 2001, 315стр.

  2. Виноградова,С.М, Г.С.Мельник. Психология массовой коммуникации.- М.: Юрайт, 2014, 512 стр.

  3. И. Г. Станиславская, И. Г. Малкина-Пых. Психология: основные отрасли.- М.: Человек, 2014, 360 стр.

  4. Шабельников, В. К. Функциональная психология. Формирование психологических систем: психика как функциональная система.– М.: Культура: Академический проект, 2013, 590 стр.

  5. Щербатых Ю. Искусство обмана. Популярная энциклопедия. –М.: Эскомод, 2005, 204стр .

  6. Хигир Б. Физиогномика. –М.: Союз 2006г, 35 стр.

  7. Степанов С. Язык внешности.- М.: Русь, 2001, 412 стр.

  8. psi.webzone.ru — сайт под названием «Психологический словарь»

  9. follow.ru — сайт «Познай себя и окружающих». Небольшая подборка статей по теме Психология (общая, возрастная, семейная, в бизнесе, психотерапия, сексология).

  10. koob.ru — Библиотека «Куб», дочерний проект сайта yugzone.ru «Всестороннее развитие возможностей человека».

  11. psy.com.ru – «Психология жизни». Популярная психология (психология в повседневной жизни). — Психологический портал развития человека. Развитие потенциала мозга и тела. Подборки статей по темам: Самосовершенствование, Я — хозяин жизни, Деньги и успех, Копаемся в себе, Он и она, Мудрость жизни.

Использованные источники:

  1. Аспер, К. Психология нарциссической личности. Внутренний ребенок и самооценка / К. Аспер.. — М.: Добросвет, КДУ, 2013. — 366 c.

  2. Двойнин, А.М. Психология верующего. Ценностно-смысловые ориентации и религиозная вера личности. / А.М. Двойнин. — СПб.: Речь, 2012. — 224 c.

  3. Дерябин, В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность: Психофизиологические очерки / В.С. Дерябин. — М.: ЛКИ, 2016. — 202 c.

  4. Калина, Н.Ф. Психология личности: Учебник для ВУЗов / Н.Ф. Калина. — М.: Академический проект, 2015. — 214 c.

  5. Хухлаева, О.В. Психология развития: Молодость, старость, зрелость: учеб. пособие / О.В. Хухлаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.

  6. Джеймс, У. Психология / У. Джеймс; под ред. Л.А. Петровской. – М.: Педагогика, 1991. – 386 с.

  7. Казаков, В.Г. Психология / В.Г. Казаков, Л.П. Кандратьева. – М.: Высшая школа, 1989. – 381 с.

  8. Кон, И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности: учеб. пособие для пед. ин-тов / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1979. – 175 с.

  9. ethnopsyhology.narod.ru – «Этнопсихология» — онлайновый учебный центр. Историческая этнология. Этнопсихология. Справочник-руководство. Современная этнопсихология.

  10. follow.ru — сайт «Познай себя и окружающих». Небольшая подборка статей по теме Психология (общая, возрастная, семейная, в бизнесе, психотерапия, сексология и др.).

  11. psy.com.ru – «Психология жизни». Популярная психология (психология в повседневной жизни). — Психологический портал развития человека. Развитие потенциала мозга и тела. Подборки статей по темам: Самосовершенствование, Я — хозяин жизни, Деньги и успех, Копаемся в себе, Он и она, Мудрость жизни и др.

  12. koob.ru — Библиотека «Куб», дочерний проект сайта yugzone.ru «Всестороннее развитие возможностей человека».

infourok.ru

Невербальные средства общения: кратко о невербалике

Кратко о невербальном общении — что это, какие элементы общения относятся к невербалике, как различать невербальные сигналы при общении.

Невербальное общение – это важная и неотъемлемая часть процесса коммуникации. Мимика, жесты, движения, интонация и тон голоса, взгляд – все эти факторы влияют на эффективность процесса обмена информацией между адресантом и адресатом.

Учёные пришли к выводу о том, что, с помощью языка тела люди передают очень важную, а главное, правдивую, информацию в процессе коммуникации. Невербальные средства общения и их формы попали в поле зрения исследователей сравнительно недавно. Результатом их детального изучения стало появление новой науки – невербальной психологии.

В каждом человеке в той или иной степени противодействуют две силы: потребность в уединении и жажда общения с людьми.
Владимир Набоков. Лекции по русской литературе.

Элементы невербальной коммуникации

Анализируя, правду ли говорит наш собеседник, мы на подсознательном уровне учитываем не только слова, но и сообщения, передаваемые с помощью языка тела. Учёные сумели доказать, что почти 50% информации передаётся жестами и мимикой, и лишь только 7% — словами.

Несомненно, жестово-мимическое сопровождение речи может рассказать об окружающих гораздо больше, чем их полная автобиография.

ВикиСправка
Невербальная коммуникация — это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме. Такие средства невербального общения как: мимика, жесты, поза, интонация и др. выполняют функции дополнения и замещения речи, передают эмоциональные состояния партнёров по общению.

Если для полного описания эмоционального состояния понадобиться несколько слов или предложений, то для выражения любого чувства невербальными средствами достаточно выполнить всего одно движение (например, поднять бровь, выражая удивление или кивнуть).

 

Изучение средств невербальной коммуникации позволит сделать наше повседневное общение более эффективным. Умение читать между строк очень важно в процессе построения стратегии поведения, поскольку различные проявления несловесного обмена информацией могут стать ключом ко многим тайнам и секретам.

Считается, что ни один человек не в состоянии полностью управлять движениями мимики и жестами во время разговора. Даже слабые сигналы, инстинктивно подаваемые собеседником, помогут сделать его оппоненту правильные выводы.

  • Поведение: наблюдая за изменениями в поведении человека в зависимости от ситуации можно извлечь много полезной информации. Экспрессия – выразительные средства: жесты, мимика. Тактильное взаимодействие: прикосновения, рукопожатие, объятия, похлопывания по спине. Взгляд: длительность, направление, изменение размеров зрачка. Передвижение в пространстве: походка, поза во время сидения, стояния и др. Индивидуальные реакции на различные события: быстрота движений, их характер (резкие или плавные), завершённость и др.

Современные учёные всё-таки смогли разработать специальные методики, которые позволяют ввести в заблуждения даже знатоков языка жестов. Досконально изучив некоторые невербальные приёмы, можно использовать определённые элементы, чтобы убедить собеседника в искренности ваших намерений. Но это довольно сложно, поскольку невербальное сопровождение речи активизируется во время диалога нашим подсознанием.

 

Невербальное общениеПрактически каждый день человек вступает в контакт с другими людьми, между ними возникает общение. Как известно, общение подразделяется на вербальное и невербальное. К способам невербального общения может относиться все, кроме речи, то есть, это мимика, жесты, интонация, позы и другое.

Рассмотрим ниже наиболее популярные позы при невербальной коммуникации:

psymod.ru

Добавить комментарий