Коммуникативные барьеры и способы их преодоления – какие бывают трудности
Жизнь человека невозможно вообразить без коммуникаций в обществе. Но, не всегда наши коммуникации складываются, так как нам хотелось бы, порой мы не можем вести беседу с человеком, и не понимаем, что вызывает негативные эмоции.
Психологи, философы и социологи давно обратили свое внимание на то, что существуют некие барьеры общения, которые мешают людям в их коммуникациях. Для того чтобы наладить контакт с человеком, необходимо знать о природе этих барьеров и умело их обходить. Только понимая, как грамотно строить общение, можно выстраивать с другими людьми доброжелательные и позитивные отношения.
В этой статье:
Что такое барьер в общенииКакие виды барьеров в общении существуютКак устранить барьер в коммуникации
Что такое барьер в общении
Фото автора RODNAE Productions: Pexels
Под барьером общения принято понимать препятствие в виде различных факторов, которые не позволяют людям воспринимать друг друга с позитивной и положительной стороны.
Чаще всего факторами, мешающими коммуникациям, являются эмоции, поведение и манеры людей, интонация, плохое самочувствие и настроение, а также барьером служат разные стремления собеседников и цели, которые они преследуют в общении.
Барьер в общении, это прежде всего мешающий фактор, который можно устранить, если осознанно подходить к гармоничному выстраиванию коммуникаций.
Новости СМИ2
Сложной называют ситуацию в общении, когда оба собеседника изначально настроены против друг друга и не желают менять ситуацию.
В данном случае говорить о том, какой вид барьера в их общении возник, будет сложно, так как зачастую здесь участвуют практически все негативные установки в общении.
Не редко нарушенные коммуникации создают конфликтные ситуации, недопонимание и даже неприязнь между людьми.
Нередко барьеры в общении возникают внутри семьи, когда один из супругов выбирает неверные способы общения, ставит неосознанно или сознательно барьеры, которые рушат отношения. Точно так же барьеры в общении нарушают и коммуникации и с детьми.
Повышенный тон, неправильная интонация, агрессивное или доминирующее поведение, негативные высказывания и эмоции, всё это только отталкивает людей друг от друга и порой найти в дальнейшем точки соприкосновения будет сложно.
Какие виды барьеров в общении существуют
Существует много барьеров в общении, но есть такие, которые отображают сугубо индивидуальные особенности восприятия другого человека. Например, у человека негативные ассоциации с желтыми цветами, а в вашем кабинете, как раз стоят такие цветы.
Общение для одной из сторон будет затруднительным, так как ассоциации могут быть травмирующими или болезненными. Проблемой в общении, могут послужить религиозные предпочтения.
Символы веры, слова в общении или упоминание о своей религии, могут стать непреодолимым барьером в общении меду людьми разных конфессий.
Подобных примеров может быть много, но есть ряд основных барьеров в коммуникациях, которые присущи всем людям независимо от их индивидуально – психологических особенностей.
Для общения с лёгкостью — «Барьеры вниз!»
- Барьер негативных эмоций.
Скрыть свои эмоции бывает очень сложно, тем более, если они сильные и тревожные.
В общении негативные импульсы будут считываться в каждом слове и движении, вздохе или взгляде. Большинство людей не в состоянии управлять своим эмоциональным состоянием и быстро его контролировать.
В таком случае, нужно набраться сил и сообщить собеседнику, что сейчас разговор лучше отложить. Так по крайней мере будет честно и у тебя появиться время восстановить свой внутренний баланс.
Так же стоит поступать и дома, когда эмоции после работы или учебы кипят, а близкие люди желают общения.
- Барьер восприятия.
В этом случае мешающими факторами может послужить внешний вид собеседника, запах, который от него исходит или манера говорить. Первый взгляд на собеседника дает нам большой объем информации о нем, обработка которой занимает всего лишь несколько секунд.
Нашему мозгу достаточно решить, что человек не обязательный, легкомысленный, не аккуратен, не воспитан или не культурен, только по его внешнему виду. Важно помнить об этом и следить за своим опрятным видом, даже если ты находишься у себя дома и окружают тебя твои любимые люди.
Восприятие играет важную роль, не стоит пренебрегать им, лучше подыграть и дать ему «полезную» информацию в виде соблюдения красивой внешней картинки. В этом случае, стоит вспомнит пословицу: «Встречают человека по одежке, а провожают по уму».
- Барьер нарушенного взаимодействия.
Собеседник воспринимается отрицательно в случае нарушенного взаимодействия, например, человек некомпетентен в определенной теме, но при этом вступает в спор и пытается доказать свою правоту.
Сложно вытраивать положительное и продуктивное общение, когда вы с человеком говорите на разном уровне понимания сути разговора.
В этот вид барьера общения так же входит разная мотивация собеседников. Иными словами, один желает получить совет, а второй рассказать о своих успехах в делах.
- Этический или культурный барьер.
Наверное, каждый попадал в ситуацию, когда приходилось вести диалог с малокультурным человеком. Общение приносит мало позитивных моментов, скорее всего в речи присутствует ненормативная лексика и малый словарный запас.
Да, это серьезный барьер и устранить его невозможно, так как перевоспитывать человека не вашей компетенции, а вот свернуть такой диалог вполне возможно, вот только сделать это нужно культурно, не уподобляясь своему собеседнику.
- Барьер семантический.
Этот ИВД барьера чаще всего возникает между незнакомыми людьми, которые под одним и тем же понятием имеют разные представления. На фоне этого могут возникнуть недопонимания и разногласия.
Как вариант, можно пойти навстречу друг другу и выяснить, кто и как значение того или иного слова.
- Фонетический барьер.
Проблемой на пути в общении могут послужить нарушения речь у собеседника. Если собеседник с такой проблемой важен для тебя и необходимо наладить контакт, то стоит проявить уважение и набраться терпения, чтобы понять, о чем пытается сказать твой собеседник.
Это основные барьеры коммуникаций, которые вызывают недопонимание и проблемы в общении с другим людьми. Учитывая их и зная способы устранения таких проблем, можно сделать коммуникацию с окружающими намного легче и продуктивней.
Как устранить барьер в коммуникации
Для того чтобы устранить барьеры в общении, стоит изучить важные факторы, влияющие на коммуникации. Понимая их суть и природу возникновения, можно управлять ситуацией и менять её в нужное тебе русло.
- Важно помнить всегда, что коммуникация не должна нарушать твоих границ, как внутренних, так и внешних. Если тебе неприятен разговор ты всегда может его прекратить.
- В общении стоит учитывать, человек какого возраста и с каким багажом знаний стоит перед тобой. Беседа с ребенком разного возраста даже если это подросток должна вестись иначе чем со взрослым человеком.
- Внешний вид может быть обманчивым, взъерошенная прическа или пыльные туфли могут говорить о том, что человек сильно спешил и возможно не успел привести себя в порядок.
- У каждого человека своя манера говорить и об этом стоит понимать, не всегда размахивание руками при беседе или рассаживание по комнате взад и вперед, говорит о тревожности, нестабильности и несдержанности.
Если всегда учитывать эти факторы и умело ими варьировать, то можно добиться хороших результатов в построении коммуникаций с окружающими.
Преодоление психологических барьеров у подростков в общении со сверстниками
Неуверенное поведение людей приводит к затруднению в межличностном общении.
Поведение подростков, считает А. В. Мудрик, по своей специфике, является коллективно-групповым. Такую специфику поведения подростков он объясняет так:
Во — первых, общение со сверстниками — очень важный канал информации, по нему подростки узнают многие вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.
Во — вторых, это специфический вид механических отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в тоже время отстаивать свои права.
В — третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи даёт подростку чувство благополучия и устойчивости. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка во многом определяя все остальные сторона его поведения и деятельности [1]. Л. И. Божович отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяется возможностью широкого общения со сверстниками.
Среди множества терминов, которые обозначают трудности социального взаимодействия, можно выделить: психологические и коммуникативные барьеры, нарушения, помехи, расстройства и трудности. В результате деятельности многих ученых (философов, психологов, социологов, этнографов, культурологов) возникло направление в психологии, получившее название социальной психологии затрудненного общения. В широком контексте категория «затрудненное общение» включает в себя трудности, сбои, барьеры, конфликты, преграды и т.
В. Н. Куницына рассматривает трудности в общении в качестве субъективного феномена, представленного в сознании субъекта в виде эмоциональных переживаний дискомфорта, возникающих в ситуации взаимодействия как на межиндивидуальном уровне, а также и на межгрупповом. Она пишет: «Трудности общения — явление субъективной природы, острые эмоциональные переживания субъекта в ходе общения в определенных ситуациях, сопровождающихся внутриличностным и нервно-психическим напряжением» [2, с. 235].
Психологические барьеры социального взаимодействия по своей природе могут являться как продуктом безличных механизмов социально-психологического взаимодействия и взаимовлияния субъектов общения, так и влияния личностных особенностей партнеров. Примером безличных механизмов служат стереотипы. Примером вторых являются индивидуальные, характерологические особенности личности.
Существует множество определений понятия психологического барьера в социальном взаимодействии. Мы возьмем за основу определение, данное в «Словаре практического психолога» под редакцией С. Ю. Головина: «Барьер психологический — психическое состояние, проявляемое как неадекватная пассивность, препятствующая выполнению тех или иных действий, — внутреннее препятствие психологической природы: нежелание, боязнь, неуверенность и пр. Часто появляется в деловых и личных взаимоотношениях, мешая установлению открытых и доверительных отношений. Эмоциональный механизм барьеров психологических состоит в усилении отрицательных переживаний и установок, ассоциированных с задачей, — стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки (например, «страх сцены»)» [3, с.
Основные психологические потребности подростка — стремление к общению со сверстниками, стремление к самостоятельности и независимости, к признанию своих прав со стороны других людей. Чувство взрослости — это психологический симптом начала подросткового возраста. По определению Д. Б. Эльконина, «чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность» [4, с. 9].
Л. А. Петровская рассматривает социально — психологический тренинг (СПТ) как некоторую форму психологического воздействия в процессе интенсивного общения в групповом контексте. Воздействие направлено на повышение психологической компетентности участников в общении.
Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность способов по преодолению психологических барьеров у подростков при общении со сверстниками.
База исследования: исследование проводилось на базе МАОУ СОШ № 5 города Ишима в 6 «А» классе. В исследовании участвовало 15 человек 11–12 лет, учащиеся в 6 классе: 6 юношей и 9 девушек.
Экспериментальное исследование проводилось в 3 этапа:
- Констатирующий этап;
- Формирующий этап;
- Контрольный этап.
Целью констатирующего этапа было выявление психологических барьеров в общении. До начала нашего тренинга, участникам было предложено ответить на вопросы трех методик:
- Методика «Субъективная оценка межличностных отношений» (С. В. Духновского),
- Методика «Шкала субъективного благополучия» (адаптированная М. В. Соколовой),
- Шкала диалогичности межличностных отношений (С. В. Духновского).
Результаты методик на констатирующем этапе приведены в таблице 1.
Таблица 1
Методика | Шкала | Низкие значения(%) | Средние значения(%) | Высокие значения(%) | |||
«СОМО» | Напряженности в отношениях | 100 | 0 | 0 | |||
Отчуждения в отношениях | 73,3 | 26,7 | 0 | ||||
Конфликтности в отношениях | 66,7 | 33,3 | 0 | ||||
Агрессии в отношениях | 40 | 60 | 0 | ||||
Итоговый балл субъективной оценки межличностных отношений | 100 | 0 | 0 | ||||
«Шкала субъективного благополучия» | Стенов | 1ст. | 2–3 ст. | 4–7ст. | 8–9ст. | 10 ст. | |
0 | 66,7 | 33,3 | 0 | 0 | |||
«Шкала диалогичности м. о». | Самоценности | 0 | 93,3 | 6,7 | |||
Конструктивности | 0 | 100 | 0 | ||||
Диалогичность отношений | 0 | 100 | 0 | ||||
На формирующем этапе мы реализовали социально — психологический тренинг. Программа тренинга взята из книги В. Г. Ромека «Тренинг уверенности в межличностных отношениях» [5, с. 52].
На контрольном этапе были вновь проведены методики, с результатами которых, можно ознакомиться в таблице 2.
Таблица 2
Методика | Шкала | Низкие значения(%) | Средние значения(%) | Высокие значения(%) | ||
«СОМО» | Напряженности в отношениях | 20 | 80 | 0 | ||
Отчуждения в отношениях | 33,3 | 66,7 | 0 | |||
Конфликтности в отношениях | 53,3 | 46,7 | 0 | |||
Агрессии в отношениях | 6,7 | 93,3 | 0 | |||
Итоговый балл субъективной оценки межличностных отношений | 46,7 | 53,3 | 0 | |||
«Шкала субъективного благополучия» | Стенов | 1ст. | 2–3 ст. | 4–7ст. | 8–9ст. | 10 ст. |
6,7 | 66,7 | 26,3 | 0 | 0 | ||
«Шкала диалогичности м. о». | Самоценности | 0 | 80 | 20 | ||
Конструктивности | 0 | 100 | 0 | |||
Диалогичность отношений | 0 | 93,3 | 6,7 | |||
Примечание: в методике «Шкала субъективного благополучия» улучшение происходит по направлению к 1 стене.
Как мы можем заметить, по итоговому баллу субъективной оценки межличностных отношений в таблице 2, респонденты распределили свои ответы между низкими и средними значениями. На констатирующем же этапе исследования, все ответы респондентов варьировались в пределах низких значений (таблица 1). Что говорит нам о том, что после СПТ у респондентов произошли изменения. Теперь, исходя из результатов методик можно сказать, что в группе респондентов (53,3 %) присутствует достаточная гармония в отношениях. Также отношения характеризуются стабильностью, эмоциональным комфортом. Большинство респондентов (80 %) удовлетворены тем, как складываются их взаимоотношения с другими участниками речевой коммуникации. Многие участники группы (66,7 %) стремятся установить близкие, доверительные отношения с другими. Они чувствуют, что их понимают, и стараются понять других. Произошли изменения и по шкале «конфликтность в отношениях». На констатирующем этапе, мы могли видеть результаты в пределах низких значений — 66,7 % (таблица 1), после реализации СПТ результаты стали 53,3 %, из — за чего повысились результаты в средних значениях — 46,7 % (таблица 2). Что говорит нам о том, что респонденты при возникших трудностях и противоречий ориентированы на конструктивное их решение. Уровень проявления неприязни, зависти, злости, негативной критики или раздражения к людям низок или отсутствует.
Общение для подростков имеет огромное значение, так как для них общение со сверстниками находится в центре жизни подростка, во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности. Для избегания барьеров в общении или преодолении уже существующих проводится социально — психологический тренинг.
Эмпирическим путем мы выяснили, что социально — психологический тренинг способствует преодолению психологических барьеров в межличностном общении.
Литература:
- Особенности общения подростков со сверстниками // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». URL: http://festival.1september.ru/articles/636595/ (дата обращения: 09.04.2016).
- Куницына, В. Н. Межличностное общение: учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2002. — 380 с.
- Головин, С. Ю. Словарь практического психолога. — Мн.: Харвест, 1998. — 800 с.
- Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления. — СПб.: Питер, 2008. — 380 с.
- Ромек В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. — СПб.: Речь, 2003. — 175 с.
Основные термины (генерируются автоматически): отношение, констатирующий этап, психологический тренинг, социальное взаимодействие, субъективная оценка, субъективное благополучие, барьер, итоговый балл, общение, таблица.
Причины психологических барьеров – определение и примеры
Хотя ожидается, что коммуникация будет цикличной, существует элемент, называемый барьером, который относится к любой помехе, влияющей на весь процесс. Эффективному общению могут препятствовать различные виды коммуникативных барьеров, таких как языковые барьеры, психологические барьеры, физические барьеры, культурные барьеры и т. д.
Источник: pathdoc/Adobe Stock
Каковы психологические барьеры в общении?
Психологические барьеры в общении относятся к любому психологическому состоянию, влияющему на эффективность общения. Это относится к различным внутренним состояниям людей, которые препятствуют общению.
Такие ситуации, как невнимательность, недосыпание, интоксикация, стресс, психические заболевания и многие другие факторы, могут мешать хорошему общению. Их называют психологическими барьерами.
Например, Макс плохо успевал по математике, потому что, когда Пол учил Макса уравнениям, он с трудом понимал то, чему его учили, так как был уставшим и сонным.
Психологические барьеры охватывают множество различных психологических ситуаций, препятствующих эффективному общению. Они следующие.
1. Защитность и страх
Защитность относится к тревожному состоянию человека, когда он бросает вызов критике или избегает ее. Такое поведение человека направлено на то, чтобы защитить или, скорее, защитить себя. Они занимают оборонительную позицию, чтобы скрыть свои предполагаемые недостатки и слабости. Они проявляют такое поведение, как язвительные замечания, сарказм и агрессия, и эти ответы влияют на эффективность общения.
Например, когда Сара попыталась исправить Саманту из-за минутной технической ошибки, Саманта открыла ей ответный огонь, попросив не заниматься своими делами.
2. Система отсчета
«Система отсчета» определяется как система стандартов и ценностей с неявным или лежащим в основе и в некоторой степени контролирующим действием.
Опыт, который человек приобретает в жизни, особенно в детстве, а также культурная среда, в которой он растет, оказывают более значительное влияние на его систему взглядов. Система отсчета является решающим фактором в ограничении или искажении восприятия людей, событий и обстоятельств. Это прокладывает путь для предвзятых представлений, которые изменяют восприятие.
3. Подозрение
При низком уровне доверия между отправителем и получателем ретранслируемое содержимое ужасно терпит неудачу. Этот вид недоверия возникает, когда отправитель или получатель кажутся предвзятыми или враждебными по отношению друг к другу. Из-за этого подозрения сообщение полностью неверно истолковывается или иногда игнорируется.
Например, когда человек, которого вы считаете мошенником, ведет кампанию или поддерживает благое дело. Мы пытаемся судить о кампании из-за этой личности.
4. Фильтрация
Это когда отправитель манипулирует сообщением, которое он хочет передать так, чтобы получатель благосклонно отнесся к нему. Это происходит довольно часто в организационной структуре, когда подчиненные хотят общаться с руководителем. Они отфильтровывают свои обиды и другую важную информацию, чтобы избежать излишней информации и раздражения.
Например, когда Майкл пришел обсудить со своим боссом проблемы, происходящие среди сотрудников, он изложил суть, опустив детали, полагая, что это его разозлит.
5. Отвлечение внимания и невнимательность
Невнимательность или озабоченность различными факторами, такими как усталость, стресс, беспокойство, сонливость, интоксикация и т. д., могут сделать человека психически недоступным для сознательного наблюдения за разговором. Кроме того, он не будет знать о своем окружении.
Например, когда человек поссорился дома перед встречей с клиентом, его разум будет занят стрессовыми мыслями и он не сможет сосредоточиться на ходе встречи.
Предполагаемое сообщение искажается, и качество разговора страдает, если информация перегружена. Это также может отвлекать слушателя.
Например, просмотрев огромное количество деталей проекта, Сара больше не могла воспринимать лишнюю информацию, так как чувствовала себя истощенной и подавленной.
6. Дефектное запоминание
Это способность человека вспоминать содержимое, накопленное в мозгу. Этот контент сохраняется в памяти с частотой, с которой этот контент вызывается. Из-за этого часть контента иногда теряется во времени, и интерпретация сообщения сильно зависит от сохранившихся фрагментов, что, в свою очередь, влияет на декодирование сообщения.
Например, Вы должны были встретиться с клиентом месяц назад. Но в последний момент вас заставляют послать одного из ваших коллег со всеми подробностями. Но все, что вы можете вспомнить, это название его компании и характер его бизнеса. Вы не в состоянии вспомнить его имя.
7. Избирательное восприятие
Любой контент, передаваемый по умолчанию, воспринимается отправителем. Хотя получатель не всегда относится к контенту одинаково, всегда полезно определить мнение отправителя. Люди живут в своем мышлении, наполненном своими взглядами и мнениями, и становится трудно проникнуть в этот круг и передать содержание.
Например, человек, высказывающий мнение по поводу вопроса, которым пренебрегает большинство окружающих его людей, не будет воспринят в правильном духе. Даже если он начнет объясняться, его заклеймят мнением, которое он отстаивал изначально.
8. Предпосылки и предубеждения
Иногда люди склонны делать предположения еще до того, как они участвуют в разговоре. В таких случаях они считают свои предположения верными, быстро судят и принимают решения, которые в конечном итоге окажутся неуместными в ситуации.
Получатель не пытается понять все аспекты, такие как культурное, социальное и экономическое происхождение. Это может нарушить истинное намерение отправителя и, следовательно, повлиять на эффективность коммуникации.
Например, каждый раз, когда руководитель отдела продаж подходит к Саре для обсуждения, она предполагает, что он здесь только для того, чтобы пожаловаться на нее, и выставляет защитный фасад.
9. Эмоциональные состояния
Различные эмоции могут вызывать у нас разные реакции и поведение. Следовательно, на способность понимать сообщение, как предполагалось, может влиять характер и интенсивность переживаемых эмоций. Некоторые из эмоций, которые манипулируют содержанием, — это гнев, страх, тревога, беспокойство, замешательство, недоверие и т. д.
Сильные эмоции, такие как гнев и ревность, могут испортить качество разговора, поскольку мешают рационально и логично обрабатывать информацию.
Например, если человека, у которого случился приступ паники, внезапно вытащит на сцену для выступления, он начнет заикаться, и у него может случиться нервный срыв, поскольку его разум отключится, думая о том, что сказать.
10. Оценка
Человеку свойственно оценивать человека перед собой и торопиться с суждениями об его образе жизни, поведении и профиле. Это известно как преждевременная оценка, поскольку мы склонны предполагать, что говорящий и когда он не является таковым, поэтому мы в конечном итоге делаем неправильные выводы еще до того, как сообщение будет передано. Это также происходит, когда получатель спешит и сам заполняет информацию, не слушая должным образом отправителя.
Например, вы собираетесь сесть на поезд, и ваш друг, как обычно, звонит, чтобы предупредить вас, что он не приедет. А ты торопишься, берешь трубку и говоришь да, я уже сел в поезд, можно начинать и тебе вешать трубку.
11. Нытье или жалобы
Хотя выплескивание переполняющих вас эмоций помогает избавиться от них, существует большая пропасть между выплескиванием и нытьем. Выпускание делается в основном для облегчения и обретения ясности, и это происходит несколько раз. Однако нытье случается очень часто, и человек, который хнычет, на самом деле не ищет решения, а просто участвует в том же цикле разговора.
Например, каждый раз, когда Сара встречает Паркера, он начинает ныть о том, что еда, подаваемая в столовой, несвежая и имеет затхлый запах. Он делает это почти каждый день; Сара не может с собой поделать, но чувствует раздражение по этому поводу.
12. Сопротивление изменениям
Сопротивление изменениям относится к нежеланию человека адаптироваться к изменениям. Люди, которые сопротивляются изменениям, имеют определенные устоявшиеся мнения о конкретных вещах или социальных обычаях и не любят их менять. Эта поведенческая ригидность вообще мешает общению.
Интенсивное изменение, вызванное изменением, может привести к конфликту, отказу и даже конфронтации. Такое поведение приводит к тому, что общение становится менее эффективным и, таким образом, становится барьером для общения.
Вышеперечисленные категории являются основной причиной возникновения психологических барьеров в общении. Они действуют по отдельности или в комбинации, создавая отклонение в процессе коммуникации. Поэтому его необходимо преодолевать индивидуально и постепенно пытаться довести уровень его воздействия на процесс общения.
Стратегии эффективного общения
- Активное слушание: Наиболее важной частью эффективного общения является активное прослушивание отправляемого сообщения. Активное слушание означает сознательное стремление слушать и понимать то, что человек хочет сказать. Этот шаг может увеличить потенциал эффективного общения.
- Невербальное общение: Телесные жесты имеют такое же значение, как и словесные высказывания во время разговора. Неотъемлемо следить за жестами тела других людей, чтобы разговор прошел гладко и эффективно.
- Предметно-ориентированная речь: Общение с целью решает многие проблемы и значительно облегчает жизнь. Вместо того, чтобы ходить вокруг да около, общение для отправки необходимого сообщения экономит много времени и проблем.
- Уверенность: Иногда бывает трудно найти баланс между агрессивным общением и пассивным общением. Напористое общение имеет место, когда человек пытается изложить свои идеи и мнения, не задев чувства других.
- Эмпатия: Это ключевой навык, который следует развивать во время общения. Эмпатия может помочь понять даже некоторые невысказанные слова другого человека. Это также обеспечивает чувство комфорта и, таким образом, прокладывает путь к подлинному общению.
Стратегии преодоления психологического стресса на рабочем месте
- Обучение эффективному управлению временем может помочь уменьшить стресс.
- Хотя физическая активность может показаться трудоемкой, исследования показывают, что физические упражнения могут способствовать выработке эндорфина, который очень эффективно снижает уровень стресса.
- Медитация — отличный инструмент для естественного успокоения беспокойного ума. Несколько минут, чтобы сосредоточиться на дыхании и внутренних ощущениях, могут творить чудеса.
- Также очень важно поговорить о стрессовых факторах с друзьями и семьей, поскольку это очищает разум, и если это не окажется полезным, может быть полезно обратиться к терапевту.
Преодоление психологических барьеров в общении
- Убедитесь, что слушатель физически и психически готов к общению.
- Признание мыслей и идей говорящего, чтобы они чувствовали себя обоснованными.
- Выражение своей неготовности обращать внимание на говорящего и принимать слушателя, когда высказывается такая озабоченность.
- Общение в месте, где нет отвлекающих факторов.
- Язык и содержание должны быть простыми и четкими.
- Обеспечение понимания содержания слушателем и прояснение сомнений.
- Будьте непредвзяты и избегайте предположений о том, что говорящий намеревается сказать.
Психологические барьеры: определение, значение и типы
Определение : психологический барьер — это душевное состояние человека, которое может ограничить его способность принимать правильные решения. Психологические барьеры также влияют на способность человека общаться с другими людьми с логическим складом ума. Психологические барьеры также известны как эмоциональные барьеры.
Types of Psychological Barriers
- Poor Attention
- Premature Evaluation
- Lack of Retention
- Transmission Loss
- Emotions
- Distrust
- Uncertainty and Doubt
- Resistance to Change
- False Assumption
- Anger
Poor Внимание
Когда человек игнорирует то, что говорят другие, это называется плохим или недостаточным вниманием. Следовательно, другой человек не может понять сообщение, поэтому он не отвечает должным образом.
Преждевременная оценка
Многие люди делают поспешные выводы, прежде чем выслушать сообщение полностью и рассмотреть все элементы сообщения. Это качество нетерпеливых людей, влияющее на эффективность общения.
Отсутствие запоминания
Запоминание — это способность мозга сохранять и при необходимости вызывать информацию. Многие люди плохо запоминают информацию и не могут вспомнить информацию, когда это необходимо, и это влияет на их решения.
Информация в уме также теряется с течением времени, и это влияет на психологическое мышление и способность принимать решения.
Потеря передачи
Во время вербального общения некоторая информация может быть упущена или передана не полностью. Это называется потерями при передаче и влияет на решения.
Эмоции
Эмоции существенно влияют на процесс эффективного общения. Эмоции включают в себя радость, гнев, рассеянность, замешательство и т. д. Если человек не в правильном настроении и не испытывает чувств в этот момент, это повлияет на его способность принимать решения.
Недоверие
Недоверие — самый сильный психологический барьер, который негативно влияет на общение и создает враждебную среду.
Если два человека не доверяют друг другу, они не поймут сообщение, переданное другим человеком, и приложат все усилия, чтобы найти ошибки и игнорировать важность сообщения.
Для эффективного общения обе стороны не должны иметь проблем с доверием и верить друг в друга.