Барьеры общения в психологии: Коммуникативные барьеры и способы их преодоления – какие бывают трудности

Содержание

Коммуникативные барьеры и способы их преодоления – какие бывают трудности

Жизнь человека невозможно вообразить без коммуникаций в обществе. Но, не всегда наши коммуникации складываются, так как нам хотелось бы, порой мы не можем вести беседу с человеком, и не понимаем, что вызывает негативные эмоции.

Психологи, философы и социологи давно обратили свое внимание на то, что существуют некие барьеры общения, которые мешают людям в их коммуникациях. Для того чтобы наладить контакт с человеком, необходимо знать о природе этих барьеров и умело их обходить. Только понимая, как грамотно строить общение, можно выстраивать с другими людьми доброжелательные и позитивные отношения.

В этой статье:

Что такое барьер в общенииКакие виды барьеров в общении существуютКак устранить барьер в коммуникации

Что такое барьер в общении

Фото автора RODNAE Productions: Pexels

Под барьером общения принято понимать препятствие в виде различных факторов, которые не позволяют людям воспринимать друг друга с позитивной и положительной стороны.

Чаще всего факторами, мешающими коммуникациям, являются эмоции, поведение и манеры людей, интонация, плохое самочувствие и настроение, а также барьером служат разные стремления собеседников и цели, которые они преследуют в общении.

Барьер в общении, это прежде всего мешающий фактор, который можно устранить, если осознанно подходить к гармоничному выстраиванию коммуникаций.

Сложной называют ситуацию в общении, когда оба собеседника изначально настроены против друг друга и не желают менять ситуацию.

В данном случае говорить о том, какой вид барьера в их общении возник, будет сложно, так как зачастую здесь участвуют практически все негативные установки в общении.

Не редко нарушенные коммуникации создают конфликтные ситуации, недопонимание и даже неприязнь между людьми.

Нередко барьеры в общении возникают внутри семьи, когда один из супругов выбирает неверные способы общения, ставит неосознанно или сознательно барьеры, которые рушат отношения. Точно так же барьеры в общении нарушают и коммуникации и с детьми.

Повышенный тон, неправильная интонация, агрессивное или доминирующее поведение, негативные высказывания и эмоции, всё это только отталкивает людей друг от друга и порой найти в дальнейшем точки соприкосновения будет сложно.

Какие виды барьеров в общении существуют

Существует много барьеров в общении, но есть такие, которые отображают сугубо индивидуальные особенности восприятия другого человека. Например, у человека негативные ассоциации с желтыми цветами, а в вашем кабинете, как раз стоят такие цветы.

Общение для одной из сторон будет затруднительным, так как ассоциации могут быть травмирующими или болезненными. Проблемой в общении, могут послужить религиозные предпочтения.

Символы веры, слова в общении или упоминание о своей религии, могут стать непреодолимым барьером в общении меду людьми разных конфессий.

Подобных примеров может быть много, но есть ряд основных барьеров в коммуникациях, которые присущи всем людям независимо от их индивидуально – психологических особенностей.

Для общения с лёгкостью — “Барьеры вниз!”

  • Барьер негативных эмоций.

Скрыть свои эмоции бывает очень сложно, тем более, если они сильные и тревожные.

В общении негативные импульсы будут считываться в каждом слове и движении, вздохе или взгляде. Большинство людей не в состоянии управлять своим эмоциональным состоянием и быстро его контролировать.

В таком случае, нужно набраться сил и сообщить собеседнику, что сейчас разговор лучше отложить. Так по крайней мере будет честно и у тебя появиться время восстановить свой внутренний баланс.

Так же стоит поступать и дома, когда эмоции после работы или учебы кипят, а близкие люди желают общения.

  • Барьер восприятия.

В этом случае мешающими факторами может послужить внешний вид собеседника, запах, который от него исходит или манера говорить. Первый взгляд на собеседника дает нам большой объем информации о нем, обработка которой занимает всего лишь несколько секунд.

Нашему мозгу достаточно решить, что человек не обязательный, легкомысленный, не аккуратен, не воспитан или не культурен, только по его внешнему виду. Важно помнить об этом и следить за своим опрятным видом, даже если ты находишься у себя дома и окружают тебя твои любимые люди.

Восприятие играет важную роль, не стоит пренебрегать им, лучше подыграть и дать ему «полезную» информацию в виде соблюдения красивой внешней картинки. В этом случае, стоит вспомнит пословицу: «Встречают человека по одежке, а провожают по уму».

  • Барьер нарушенного взаимодействия.

Собеседник воспринимается отрицательно в случае нарушенного взаимодействия, например, человек некомпетентен в определенной теме, но при этом вступает в спор и пытается доказать свою правоту.

Сложно вытраивать положительное и продуктивное общение, когда вы с человеком говорите на разном уровне понимания сути разговора.

В этот вид барьера общения так же входит разная мотивация собеседников. Иными словами, один желает получить совет, а второй рассказать о своих успехах в делах.

  • Этический или культурный барьер.

Наверное, каждый попадал в ситуацию, когда приходилось вести диалог с малокультурным человеком. Общение приносит мало позитивных моментов, скорее всего в речи присутствует ненормативная лексика и малый словарный запас.

Да, это серьезный барьер и устранить его невозможно, так как перевоспитывать человека не вашей компетенции, а вот свернуть такой диалог вполне возможно, вот только сделать это нужно культурно, не уподобляясь своему собеседнику.

  • Барьер семантический.

Этот ИВД барьера чаще всего возникает между незнакомыми людьми, которые под одним и тем же понятием имеют разные представления. На фоне этого могут возникнуть недопонимания и разногласия.

Как вариант, можно пойти навстречу друг другу и выяснить, кто и как значение того или иного слова.

  • Фонетический барьер.

Проблемой на пути в общении могут послужить нарушения речь у собеседника. Если собеседник с такой проблемой важен для тебя и необходимо наладить контакт, то стоит проявить уважение и набраться терпения, чтобы понять, о чем пытается сказать твой собеседник.

Это основные барьеры коммуникаций, которые вызывают недопонимание и проблемы в общении с другим людьми. Учитывая их и зная способы устранения таких проблем, можно сделать коммуникацию с окружающими намного легче и продуктивней. 

Как устранить барьер в коммуникации

Для того чтобы устранить барьеры в общении, стоит изучить важные факторы, влияющие на коммуникации. Понимая их суть и природу возникновения, можно управлять ситуацией и менять её в нужное тебе русло.

  • Важно помнить всегда, что коммуникация не должна нарушать твоих границ, как внутренних, так и внешних. Если тебе неприятен разговор ты всегда может его прекратить.
  • В общении стоит учитывать, человек какого возраста и с каким багажом знаний стоит перед тобой. Беседа с ребенком разного возраста даже если это подросток должна вестись иначе чем со взрослым человеком.
  • Внешний вид может быть обманчивым, взъерошенная прическа или пыльные туфли могут говорить о том, что человек сильно спешил и возможно не успел привести себя в порядок.
  • У каждого человека своя манера говорить и об этом стоит понимать, не всегда размахивание руками при беседе или рассаживание по комнате взад и вперед, говорит о тревожности, нестабильности и несдержанности.

Если всегда учитывать эти факторы и умело ими варьировать, то можно добиться хороших результатов в построении коммуникаций с окружающими.

Основные подходы к пониманию феномена «барьеры общения» в психологической науке Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki.com/ 2017, Том 5, №3 (май — июнь) http://mir-nauki.com/vol5-3 .html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/17PSMN317.pdf Статья опубликована 13.06.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:

Сорокина Д.Б. Основные подходы к пониманию феномена «барьеры общения» в психологической науке // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, №3 http://mir-nauki.com/PDF/17PSMN317.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 159.9

Сорокина Дарья Борисовна

Санкт-Петербургское ГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы»

Россия, Санкт-Петербург1

Аспирант кафедры «Прикладной социальной психологии и конфликтологии»

E-mail: Darsi_1@mail. ru

Основные подходы к пониманию феномена «барьеры общения» в психологической науке

Аннотация. Феномен «барьеры общения» привлекает многочисленных исследователей, пытающихся разобраться в его сути и особенностях проявления в различных сферах деятельности человека. В статье представлен обзор теоретических подходов к изучаемой проблеме, раскрыты основные определения «барьеров общения», произведен анализ компонентов общения, выделены ключевые понятия, представлена таблица видов «барьеров общения». Результаты проведенных автором теоретических исследований позволяют значительно расширить понимание «барьеров общения» как сложного социально-психологического феномена.

Ключевые слова: «барьеры общения»; затрудненное общение; коммуникативные барьеры; социально-психологические барьеры

Предметная область изучения «барьеров общения» связана с уникальностью и специфичностью этого феномена. Люди постоянно находятся в ситуациях общения — дома, на работе, в развлекательных учреждениях, в общественных местах, на улице, в транспорте. Человек замыкает на себе огромное количество контактов, которые требуют выполнения целого ряда условий и определенных правил, позволяющих свободно общаться, сохраняя достоинство и держать дистанцию по отношению к другим людям. Неумение соблюдать эти правила и условия неизбежно приводят к конфликтам.

Возникновение «барьеров общения» существенно осложняет общение как отдельных индивидов, так и целых социальных слоёв общества.

Подходы к изучению понятия «барьеров общения»

Проведенный нами анализ научных исследований выявил, что «барьеры общения» являются сложным феноменом, в котором интегрируются и выражаются различные особенности личности. Анализируя этот феномен, нельзя ограничиться рамками какого-то

1 199178, Санкт-Петербург, В.О. 12 линия, д. 13, литера А

одного научного подхода. В последнее время отмечается интерес как в отечественной, так и в зарубежной науке к феномену, исследуются различные стороны общения феномена в различных отраслях науки: психологии, психолингвистике, социологии, культурологии, философии. Но, несмотря на накопленный материал, отсутствует единое понятие «барьеров общения». В психологии «барьеры общения» рассматриваются в разных отраслях, и каждая отрасль рассматривает барьеры в узком смысле, с точки зрения своего категориального аппарата и предметной области.

Так, например, в психологии личности изучается дефицитное общение, которое связывается с переживаниями одиночества и депривации личности [3].

В рамках социальной психологии исследуется деструктивное общение, которое негативно сказываются на личности партнера и приводит к дисгармонизации отношений. Выделяются также дефекты общения — их специфика в помехах, создаваемых при межличностном общении [5].

В дифференциальной психологии рассматривается полоролевое влияние на процесс общения [2].

В педагогической психологии наиболее актуальными являются исследования в области барьеров, возникающих между учителем и учеником [8].

Понятие «барьеры общения», как и любое другое понятие в психологии, изучалось многими исследователями и имеет много трактовок.

Так, например, Я.А. Лупьян понимает под «барьерами общения» «многочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им» [6, с. 5].

Также понятие «барьеры общения» может пониматься следующим образом: «Затрудненное общение — это все виды и формы общения (от межличностного до межгруппового), приводящие к деструктивным изменениям поведения партнеров и общностей, к непрерывно — прерывным контактам между ними, вплоть до отказа от общения, к снижению уровня осознания причин трудностей в общении, к уменьшению, а в ряде случаев, к исчезновению попыток самостоятельного выхода из возникших затруднений, к формированию тревожного отношения к любой ситуации общения» [6, с. 12].

Еще одно определение «барьеров общения» дает В. Н. Куницына: «Коммуникативный барьер — абсолютное или относительное препятствие эффективному общению, субъективно переживаемое или реально присутствующее в ситуациях общения, причинами которого являются мотивационно-операциональные, индивидуально-психологические, социально-психологические особенности общающихся» [4, с. 236].

В работе Б.Д. Парыгина приводится следующее определение: «Социально-психологический барьер — это такое состояние, или свойство индивида, которое консервирует резервы его духовно-психического потенциала или тормозит их реализацию в процессе его жизнедеятельности» [7, с. 97].

Б.Д. Парыгин выделял два типа барьеров: 1) внешние барьеры, они же объективные, которые не зависят от субъекта, а обусловлены сложившимися обстоятельств, 2) внутренние барьеры, они же субъективные, связанные с личностными особенностями.

Б.Д. Парыгин выделял четыре вида барьеров: барьер личности, барьер общности, барьер общения, барьер деятельности [7].

Многообразие трактовок феномена «барьеры общения» указывает на социальную природу. Проблема и в том, что «барьеры общения», так или иначе, связаны с личными особенностями коммуникатора (человека, направляющего информацию) и реципиента (человека, получающего информацию), и их системой кодификации и декодификации информации [1].

Видовое разнообразие барьеров

На основании анализа определений феномена «барьеров общения», представленных в научной литературе, мы выделили двадцать четыре термина для раскрытия сущности понятия «барьеров общения».

Можно выделить следующие «барьеры общения», которые мы разделить на пять групп: коммуникативную, социально-культурную, интерактивную, психологическую, эмоциональную (табл. 1).

Таблица 1

Виды «барьеров общения» (составлено авторами)

Компоненты общения Барьеры

Коммуникативный компонент Фонетический барьер Семантические барьеры Стилистические барьеры Логические барьеры Межъязыковой барьер Барьеры понимания

Социокультурный компонент Барьеры социокультурных различий Возрастной барьер

Интерактивный компоненнт Мотивационый Этический Барьеры взаимодействия Барьер некомпетентности Социально-психологические барьеры деятельности Барьеры личности и общности Эстетический

Психологический компонент Барьеры характера Барьеры восприятия Информационно-дефицитный барьер Социально-психологические барьеры общения Барьер установки Барьер модальности Замещающий (искажающий барьер) Барьер отношений

Эмоциональный компонент Эмоциональные барьеры

Кратко охарактеризуем их.

Барьеры взаимодействия связаны с процессом взаимодействия партнеров по общению и характеризуются недовольством поведения партнера по общению [9].

Мотивационный барьер чаще всего возникает, если у партнеров разные мотивы вступления в контакт. Такого виды барьеры встречаются повсеместно от семейной жизни до деловых отношений: главная их отличительная черта — разнонаправленность целей. Для того, чтобы такого не получилось, правильным действием будет вовремя раскрыть собственные мотивы. Если этого не удастся сделать, совместная деятельность обречена на неудачу.

Барьер некомпетентности возникает в тех случаях, когда партнер по общению испытывает негативные эмоции по отношению к своему партнеру по общению из-за его некомпетентности.

Этический барьер возникает тогда, когда партнеры по общению имеют разные нравственные позиции.

Барьеры восприятия часто связаны с избирательностью источников информации и искажением их. Примером такого барьера могут служить различные эффекты (эффект первого впечатления, эффект проекции, эффект порядка и т. д.) [9].

Барьеры понимания, как правило, связаны с речью говорящего. Б.Ф. Поршнев выделяет четыре уровня непонимания — фонетический, семантический, стилистический и логический [10].

Фонетический барьер возникает из-за различных знаковых средств передачи информации. Вариации фонетического барьера могут быть разные: от простого ударения не на своем месте до полного непонимания речи. Чаше всего встречается неполное понимание, когда говорящий говорит непонятно, быстро, или с акцентом [10].

Семантический барьер связан с непониманием смысла сказанного. Семантический барьер появляется тогда, когда люди пользуются одними и теми же терминами для обозначения совершенно разных вещей. Для преодоления семантического барьера необходимо понять лексику партнера. Такого вида барьеры можно встретить в тех случаях, когда люди относятся к разным субкультурам. В таких группах существуют свои обычаи, ценности, нормы, свой сленг и жаргон [10].

Стилистический барьер обусловлен разностью стилей речи коммуникатора в ситуации общения с партнером. Барьер часто связан с экспрессивным стилем говорящего, который характеризуется яркостью, эмоциональностью, экзальтированностью, выраженной жестикуляцией, богатыми голосовыми вариациями и восторженными оценками. Говорящий должен тонко ощущать состояние своего оппонента, улавливать мельчайшие изменения в возникающей ситуации общения, чтобы контролировать свой стиль речи [10].

Логический барьер возникает в ситуациях несогласия партнеров по общению с приводимыми аргументами и фактами. Непонимание происходит по причине разной логики в рассуждениях собеседников. Это неизбежно, если взаимодействующие стороны имеют разные представления об отличиях объекта. Что обычно значимо для одного человека, может быть абсолютно незначимым для другого [10].

Межъязыковой барьер — связан с существованием различных диалектов и наречий в

языке.

Информационно-дефицитный барьер связан с паузой, прерыванием поступающей информации от партнера. В результате этого важная информация во время передачи информации пропадает, возникает ситуация недосказанности, обрывание на полуслове. И, как результат, собеседник достраивает недостающую информацию, тем самым искажая ее [9].

Барьеры социокультурных различий. Среди них выделяют социальные, политические, религиозные, которые связаны с разными уровнями субъектов взаимодействия [10].

Барьер отношений проявляется тогда, когда в общение партнеров вмешиваются негативные чувства и эмоции.

Барьер установки обусловлен наличием определенных установок партнеров по общению, таких, как предвзятость, стереотип и предубеждения, негативные установки по отношению друг к другу — все это снижает коммуникацию. Установки закладываются в обход сознания. Несмотря на негативные стороны установок, они облегчают приспособление к различным жизненным обстоятельствам [7].

Барьер модальностей возникает тогда, когда человек не знает свою ведущую репрезентативную систему. Человек чаще всего получает информацию по одному из пяти каналов восприятия. Знание приоритетного канала восприятия собеседника делает нас терпимее, а навык его определять позволяет найти правильный язык общения с собеседником. Чтобы в общении не возник барьер модальностей, нужно передавать информацию в той модальности, в которой она ему понятна. Так, например, если человек обладает слуховой модальностью, то показ визуальной информации необходимо сопровождать рассказам [9].

2017, Том 5, №3 (499) 755 50 99

научный интернет-журнал ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.eom

Замещающий (искажающий барьер). Возникает при искажении информации и придает ей другое значение. Такого вида барьер может возникнуть при передаче информации через третье лицо.

Эмоциональные барьеры связаны с интенсивными положительными или негативными эмоциями в ходе общения. К положительным эмоциям можно относить восхищение, восторг, радость, удовольствие, симпатию, благодарность и др. Отрицательными эмоциями являются гнев, ярость, презрение, боязнь, досада, злоба, растерянность, стыд, чувство вин и т.п. [9].

Эстетический барьер возникает в том случае, когда человек не принимает внешний вид партнера (неопрятно, неряшливо одет, имеет какие-то выраженные физические недостатки и т. п.). В этом случае провоцируется гамма отрицательных эмоций (отвращение, брезгливость, злость), выступающая мощным препятствием на пути реализации общения [9].

Возрастной барьер проявляется при общении разновозрастных партнеров по общению. Возникает из-за незнания возрастных особенностей партнера: дети не понимают взрослых, взрослые не понимают детей. Чаще всего наблюдается в семейных отношениях и рабочих коллективах.

Барьеры характера возникают из-за индивидуальных особенностей в характерах партеров по общению. Характер представляет собой устойчивое сочетание существенных особенностей личности, проявляющееся в поведении человека и определенным отношением к себе и окружающим. Проявляется он, прежде всего, в отношении к другим людям и к обществу, в целом, в отношении к труду (как он себя в нем проявляет: аккуратен или неряшлив, инициативен или безразличен и т.д.), а также в самооценке [6].

Барьеры личности и общности. Б.Д. Парыгин писал: «…любое психическое состояние личности, не адекватное требованиям складывающейся ситуации, способно выступать в качестве ее личностного психологического барьера в той мере, в какой оно проистекает из особенностей характера данного индивида. Так, человек, склонный к повышенной самокритичности и заниженной самооценке, постоянно сомневающийся в своих действиях и в своих силах, чаще всего может оказаться жертвой собственного психологического барьера, необоснованной напряженности и скованности, тормозящих реализацию им своего духовного потенциала.

Психологический же барьер не включенности, или явно недостаточной включенности в действие на почве недооценки сложности складывающейся ситуации, чаще возникает у индивида, склонного к завышенной оценке своих сил и способностей. Но личность может быть носителем и психологических барьеров, доставшихся ей от общности, с которой она себя отождествляет…» [7, с. 102].

Барьер общности в понимании Б.Д. Парыгина — это «.психологический барьер, контролирующий дистанцию общения представителей одной общности с другими, является психологическим барьером общности. Таков, в частности, внешне ориентированный психологический барьер любой общности, который проявляется в конфронтации или противопоставлении «мы» и «они»» [7, с. 102].

Социально-психологические барьеры деятельности. Обычно разделяться по видам деятельности, которую они представляют: коммуникативная или познавательная, трудовая или управленческая, рекреактивная или творческая, экономическая или политическая, правовая или духовно-нравственная [7].

Барьер деятельности вызван противоречиями между ее мотивами и способами осуществления деятельности, между желаемыми и реальными достижениями субъекта действия и др. [7].

Социально-психологические барьеры общения. В своей работе «Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории» Б.Д. Парыгин под социально-психологическими

Мир Науки

2017, Том 5, №3 (499) 755 50 99

научный интернет-журнал ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.eom

барьерами общения подразумевал механизмы «… взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга, так и влиянием личностных индивидуальных особенностей партнеров по общению» [7, с. 103].

Заключение

Обобщая вышесказанное, можно констатировать, что понятие «барьеров общения» весьма многообразно. Проведенный анализ научной литературы позволяет сделать следующие выводы.

1. На сегодняшний день не существует единого, полного определения «барьеров общения». Понятия «затрудненное общение», «коммуникативный барьер» и «социально-психологический барьер» отчасти можно назвать тождественными понятию «барьеры общения», и они обычно используются в качестве синонимов.

2. В работе нами были рассмотрены пять компонентов общения, каждый из них представляет собой отдельную составляющую межличностного общения.

3. Рассмотренные нами двадцать четыре термина «барьеров общения» могут выступать в качестве самостоятельных терминов, раскрывающих внутреннее содержание каждого из понятий.

Ценность феномена барьеров общения, как предмета научного знания, заключается в его многоликости проявлений, почти каждая отрасль науки может найти для себя что-то новое при исследовании «барьеров общения». На сегодняшний день, очень востребованными являются изучения кросскультурных, гендерных, культурологических различий в общении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высш. учеб. Заведений — 5 изд., испр. и доп. — М.: «Аспект Пресс», 2004. — 365 с.

2. Воронцов Д.В. Гендерная психология общения / Д.В. Воронцов. — Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008. — 208 с.

3. Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум — СПб.: Речь, 2009. — 141 с.

4. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. — СПб.: ПИТЕР, 2001. — 544 с.

5. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затруднительного общения: теория, методы, диагностика, коррекция: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 288 с.

6. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. — 2 — е изд., доп.- Мн.: Выш. шк., 1988. — 223 с.

7. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. — СПб.: ИГУП, 1999. — 592 с.

8. Солдатова С.В. Психологические барьеры в педагогическом общении и способы их предупреждения // Язык и мышление: психологические и лингвистические аспекты. Материалы XV-й Международной научной конференции А.В. Пузырёв. 2015. — 167 с.

9. Субботина Л.Ю., Чихачев М.В. Неэффективность общения при деформации коммуникативной компетентности // Ярославский педагогический вестник. 2015 № 3.

10. Чернова Г.Р., Слотина Т.В. Психология общения: учебное пособие. — СПБ.: Питер, 2012 — 240 с.

Мир Науки

Sorokina Daria Borisovna

St. Petersburg state institute of psychology and social work, Russia, Saint-Petersburg

E-mail: [email protected]

The main approaches to understanding the phenomenon of «barriers in communication» in psychological science

Abstract. The phenomenon of «barriers in communication» attracts many researchers which try to understand its essence and peculiarities of manifestation in various spheres of human activity. In this article it is presented the review of theoretical approaches to the considered problem, and also the basic definitions of communication barriers are described. The analysis of components of communication is performed, the key concepts are identified. The table of types of barriers in communication is presented. The results of the author’s theoretical research have expanded the understanding of communication barriers as a complex of socio — psychological phenomenon.

Keywords: the barriers in communication; difficulty in communication; communication barriers; socio — psychological barriers

Причины психологических барьеров – определение и примеры

Хотя ожидается, что коммуникация будет цикличной, существует элемент, называемый барьером, который относится к любой помехе, влияющей на весь процесс. Эффективному общению могут препятствовать различные виды коммуникативных барьеров, таких как языковые барьеры, психологические барьеры, физические барьеры, культурные барьеры и т. д.

Источник: pathdoc/Adobe Stock

Каковы психологические барьеры в общении?

Психологические барьеры в общении относятся к любому психологическому состоянию, влияющему на эффективность общения. Это относится к различным внутренним состояниям людей, которые препятствуют общению.

Такие ситуации, как невнимательность, недосыпание, интоксикация, стресс, психические заболевания и многие другие факторы, могут мешать хорошему общению. Их называют психологическими барьерами.

Например, Макс плохо успевал по математике, потому что, когда Пол учил Макса уравнениям, он с трудом понимал то, чему его учили, так как был уставшим и сонным.

Психологические барьеры охватывают множество различных психологических ситуаций, препятствующих эффективному общению. Они следующие.

1. Защитность и страх

Защитность относится к тревожному состоянию человека, когда он бросает вызов критике или избегает ее. Такое поведение человека направлено на то, чтобы защитить или, скорее, защитить себя. Они занимают оборонительную позицию, чтобы скрыть свои предполагаемые недостатки и слабости. Они проявляют такое поведение, как язвительные замечания, сарказм и агрессия, и эти ответы влияют на эффективность общения.

Например, когда Сара попыталась исправить Саманту из-за минутной технической ошибки, Саманта открыла ей ответный огонь, попросив не заниматься своими делами.

2. Система отсчета

«Система отсчета» определяется как система стандартов и ценностей с неявным или лежащим в основе и в некоторой степени контролирующим действием.

Опыт, который человек приобретает в жизни, особенно в детстве, а также культурная среда, в которой он растет, оказывают более значительное влияние на его систему взглядов. Система отсчета является решающим фактором в ограничении или искажении восприятия людей, событий и обстоятельств. Это прокладывает путь для предвзятых представлений, которые изменяют восприятие.

3. Подозрение

При низком уровне доверия между отправителем и получателем ретранслируемое содержимое ужасно терпит неудачу. Этот вид недоверия возникает, когда отправитель или получатель кажутся предвзятыми или враждебными по отношению друг к другу. Из-за этого подозрения сообщение полностью неверно истолковывается или иногда игнорируется.

Например, когда человек, которого вы считаете мошенником, ведет кампанию или поддерживает благое дело. Мы пытаемся судить о кампании из-за этой личности.

4. Фильтрация

Это когда отправитель манипулирует сообщением, которое он хочет передать так, чтобы получатель благосклонно отнесся к нему. Это происходит довольно часто в организационной структуре, когда подчиненные хотят общаться с руководителем. Они отфильтровывают свои обиды и другую важную информацию, чтобы избежать излишней информации и раздражения.

Например, когда Майкл пришел обсудить со своим боссом проблемы, происходящие среди сотрудников, он изложил суть, опустив детали, полагая, что это его разозлит.

5. Отвлечение внимания и невнимательность

Невнимательность или озабоченность различными факторами, такими как усталость, стресс, беспокойство, сонливость, интоксикация и т. д., могут сделать человека психически недоступным для сознательного наблюдения за разговором. Кроме того, он не будет знать о своем окружении.

Например, когда человек поссорился дома перед встречей с клиентом, его разум будет занят стрессовыми мыслями и он не сможет сосредоточиться на ходе встречи.

Предполагаемое сообщение искажается, и качество разговора страдает, если информация перегружена. Это также может отвлекать слушателя.

Например, просмотрев огромное количество деталей проекта, Сара больше не могла воспринимать лишнюю информацию, так как чувствовала себя истощенной и подавленной.

6. Дефектное запоминание

Это способность человека вспоминать содержимое, накопленное в мозгу. Этот контент сохраняется в памяти с частотой, с которой этот контент вызывается. Из-за этого часть контента иногда теряется во времени, и интерпретация сообщения сильно зависит от сохранившихся фрагментов, что, в свою очередь, влияет на декодирование сообщения.

Например, Вы должны были встретиться с клиентом месяц назад. Но в последний момент вас заставляют послать одного из ваших коллег со всеми подробностями. Но все, что вы можете вспомнить, это название его компании и характер его бизнеса. Вы не в состоянии вспомнить его имя.

7. Избирательное восприятие

Любой контент, передаваемый по умолчанию, воспринимается отправителем. Хотя получатель не всегда относится к контенту одинаково, всегда полезно определить мнение отправителя. Люди живут в своем мышлении, наполненном своими взглядами и мнениями, и становится трудно проникнуть в этот круг и передать содержание.

Например, человек, высказывающий мнение по поводу вопроса, которым пренебрегает большинство окружающих его людей, не будет воспринят в правильном духе. Даже если он начнет объясняться, его заклеймят мнением, которое он отстаивал изначально.

8. Предпосылки и предубеждения

Иногда люди склонны делать предположения еще до того, как они участвуют в разговоре. В таких случаях они считают свои предположения верными, быстро судят и принимают решения, которые в конечном итоге окажутся неуместными в ситуации.

Получатель не пытается понять все аспекты, такие как культурное, социальное и экономическое происхождение. Это может нарушить истинное намерение отправителя и, следовательно, повлиять на эффективность коммуникации.

Например, каждый раз, когда руководитель отдела продаж подходит к Саре для обсуждения, она предполагает, что он здесь только для того, чтобы пожаловаться на нее, и выставляет защитный фасад.

9. Эмоциональные состояния

Различные эмоции могут вызывать у нас разные реакции и поведение. Следовательно, на способность понимать сообщение, как предполагалось, может влиять характер и интенсивность переживаемых эмоций. Некоторые из эмоций, которые манипулируют содержанием, — это гнев, страх, тревога, беспокойство, замешательство, недоверие и т. д.

Сильные эмоции, такие как гнев и ревность, могут испортить качество разговора, поскольку мешают рационально и логично обрабатывать информацию.

Например, если человека, у которого случился приступ паники, внезапно вытащит на сцену для выступления, он начнет заикаться, и у него может случиться нервный срыв, поскольку его разум отключится, думая о том, что сказать.

10. Оценка

Человеку свойственно оценивать человека перед собой и торопиться с суждениями об его образе жизни, поведении и профиле. Это известно как преждевременная оценка, поскольку мы склонны предполагать, что говорящий и когда он не является таковым, поэтому мы в конечном итоге делаем неправильные выводы еще до того, как сообщение будет передано. Это также происходит, когда получатель спешит и сам заполняет информацию, не слушая должным образом отправителя.

Например, вы собираетесь сесть на поезд, и ваш друг, как обычно, звонит, чтобы предупредить вас, что он не приедет. А ты торопишься, берешь трубку и говоришь да, я уже сел в поезд, можно начинать и тебе вешать трубку.

11. Нытье или жалобы

Хотя выплескивание переполняющих вас эмоций помогает избавиться от них, существует большая пропасть между выплескиванием и нытьем. Выпускание делается в основном для облегчения и обретения ясности, и это происходит несколько раз. Однако нытье случается очень часто, и человек, который хнычет, на самом деле не ищет решения, а просто участвует в том же цикле разговора.

Например, каждый раз, когда Сара встречает Паркера, он начинает ныть о том, что еда, подаваемая в столовой, несвежая и имеет затхлый запах. Он делает это почти каждый день; Сара не может с собой поделать, но чувствует раздражение по этому поводу.

12. Сопротивление изменениям

Сопротивление изменениям относится к нежеланию человека адаптироваться к изменениям. Люди, которые сопротивляются изменениям, имеют определенные устоявшиеся мнения о конкретных вещах или социальных обычаях и не любят их менять. Эта поведенческая ригидность вообще мешает общению.

Интенсивное изменение, вызванное изменением, может привести к конфликту, отказу и даже конфронтации. Такое поведение приводит к тому, что общение становится менее эффективным и, таким образом, становится барьером для общения.

Вышеперечисленные категории являются основной причиной возникновения психологических барьеров в общении. Они действуют по отдельности или в комбинации, создавая отклонение в процессе коммуникации. Поэтому его необходимо преодолевать индивидуально и постепенно пытаться довести уровень его воздействия на процесс общения.

Стратегии эффективного общения
  1. Активное слушание: Наиболее важной частью эффективного общения является активное прослушивание отправляемого сообщения. Активное слушание означает сознательное стремление слушать и понимать то, что человек хочет сказать. Этот шаг может увеличить потенциал эффективного общения.
  2. Невербальное общение: Телесные жесты имеют такое же значение, как и словесные высказывания во время разговора. Неотъемлемо следить за жестами тела других людей, чтобы разговор прошел гладко и эффективно.
  3. Предметно-ориентированная речь: Общение с целью решает многие проблемы и значительно облегчает жизнь. Вместо того, чтобы ходить вокруг да около, общение для отправки необходимого сообщения экономит много времени и проблем.
  4. Уверенность: Иногда бывает трудно найти баланс между агрессивным общением и пассивным общением. Напористое общение имеет место, когда человек пытается изложить свои идеи и мнения, не задев чувства других.
  5. Эмпатия: Это ключевой навык, который следует развивать во время общения. Эмпатия может помочь понять даже некоторые невысказанные слова другого человека.
    Это также обеспечивает чувство комфорта и, таким образом, прокладывает путь к подлинному общению.
Стратегии преодоления психологического стресса на рабочем месте
  • Обучение эффективному управлению временем может помочь уменьшить стресс.
  • Хотя физическая активность может показаться трудоемкой, исследования показывают, что физические упражнения могут способствовать выработке эндорфина, который очень эффективно снижает уровень стресса.
  • Медитация — отличный инструмент для естественного успокоения беспокойного ума. Несколько минут, чтобы сосредоточиться на дыхании и внутренних ощущениях, могут творить чудеса.
  • Также очень важно поговорить о стрессовых факторах с друзьями и семьей, поскольку это очищает разум, и если это не окажется полезным, может быть полезно обратиться к терапевту.
Преодоление психологических барьеров в общении
  • Убедитесь, что слушатель физически и психически готов к общению.
  • Признание мыслей и идей говорящего, чтобы они чувствовали себя обоснованными.
  • Выражение своей неготовности обращать внимание на говорящего и принимать слушателя, когда высказывается такая озабоченность.
  • Общение в месте, где нет отвлекающих факторов.
  • Язык и содержание должны быть простыми и четкими.
  • Обеспечение понимания содержания слушателем и прояснение сомнений.
  • Будьте непредвзяты и избегайте предположений о том, что говорящий намеревается сказать.

Что такое психологический барьер в общении?

Психологические барьеры и эмоциональные барьеры в общении. Недостаток внимания, Плохое удержание, Недоверие и защита, Восприятие, точки зрения, отношения и мнения, Эмоции, Умственные ограничения .

Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на pharmaguideline.com

Какие примеры психологических барьеров можно привести?

Некоторые распространенные формы психологических барьеров включают:

  • Ложные предположения.
  • Гнев. …
  • Отношения и ценности. …
  • Отрицательный селфмаг. …
  • Страх и оборона. …
  • Последствия и выводы. …
  • Реферирование. …
  • Близорукость, Самоуверенность и Апатия.
Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на ifioque.com

Что такое физиологический барьер в общении?

Физиологические барьеры общения связаны с ограничениями человеческого тела и психики (памяти, внимания, восприятия). Физиологические барьеры могут возникать в результате личного дискомфорта людей, вызванного плохим состоянием здоровья, плохим зрением или проблемами со слухом.

Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на agrieconomics.uonbi.ac.ke

Какие факторы вызывают психологические барьеры в общении?

Такие ситуации, как невнимательность, недосыпание, интоксикация, стресс, психические заболевания и многие другие факторы могут помешать хорошему течению общения. Их называют психологическими барьерами.

Запрос на удаление

| Полный ответ см. на сайте Communicationtheory.org

Что такое психосоциальные барьеры?

Психосоциальные барьеры на пути к устойчивости — это те внутренние и личные барьеры, которые проистекают из наших убеждений, отношений, ценностей, комплексов и запретов как личности.

Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на сайте greenhearted.org

Психологические барьеры

Что такое физиологический барьер на примере?

Физиологический барьер — это своего рода барьер, который удерживает микробы и патогены от проникновения в организм человека. Слезы, слюна, кожа, кислый рН желудка и желчь в кишечнике — все это примеры физиологических барьеров. Врожденная иммунная система действует как физиологический барьер.

Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на byjus.com

Что является примером психологического?

Если вы задумаетесь об этом на мгновение, некоторые распространенные примеры психологии в повседневной жизни — это когда вы: улыбаетесь, чтобы изобразить теплоту и доступность. используйте язык тела, чтобы привлечь внимание или оттолкнуть его. апеллировать к человеческому тщеславию и баловству, чтобы получить желаемое.

Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на Learninglab.com.au

Как преодолеть психологические барьеры в общении?

Постарайтесь мыслить максимально широко. Сосредоточьтесь не только на том, что кто-то имеет в виду в сообщении, но и на том, что он мог иметь в виду и как его сообщение могло быть неправильно понято.

Развивайте свои социальные навыки с коллегами по работе, чтобы поддерживать с ними здоровые отношения.

Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на harappa.education

Как вы справляетесь с психологическими барьерами в общении?

Препятствия в общении можно преодолеть, если:

  1. проверить, подходящее ли время и место для общения с человеком.
  2. быть ясным и использовать язык, который человек понимает.
  3. общение по одному за раз.
  4. уважая желание человека не общаться.
  5. проверка того, правильно ли вас понял собеседник.
Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на сайте health.nsw.gov.au

Как преодолеваются психологические барьеры?

Хотя ментальные барьеры могут сдерживать вас, часто их можно преодолеть. Применяя такие стратегии, как терапия, ведение дневника или самосострадание, вы можете начать преодолевать свои ограничивающие убеждения. Если вам сложно самостоятельно преодолеть психологические барьеры, вам может помочь специалист в области психического здоровья.

Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на psychcentral.com

Что психологическое означает в общении?

Психологический барьер общения – это влияние психологического состояния коммуникантов (отправителя и получателя), создающее препятствие для эффективного общения.

Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на shoury01.medium.com

Что означает физиология в общении?

Каково определение физиологических барьеров? Физиологические барьеры для общения — это препятствия, которые мешают эффективному общению из-за состояния человеческого тела и разума. Физические и психические состояния играют решающую роль в определении того, как эффективно передавать сообщения или их интерпретировать.

Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на сайте harappa.education

Что из следующего является примером физиологического барьера для общения?

Физиологические барьеры

Плохое физическое состояние получателя или отправителя приводит к возникновению барьера в общении. Плохое здоровье, плохое зрение, проблемы со слухом и т. д. являются некоторыми примерами физиологических препятствий для эффективного общения.

Запрос на удаление

| Полный ответ можно найти на сайте рычагов.

Общие препятствия для эффективного общения:

  • Использование жаргона. …
  • Эмоциональные барьеры и табу. …
  • Отсутствие внимания, интереса, отвлекающие факторы или неуместность для получателя. …
  • Различия в восприятии и точке зрения.
  • Физические недостатки, такие как проблемы со слухом или трудности с речью.
Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на skillsyouneed.com

Каковы 7 барьеров для общения с примерами?

Вот семь наиболее распространенных барьеров в общении, которые мешают хорошим отношениям.

  • Физические барьеры. …
  • Барьеры восприятия. …
  • Эмоциональные барьеры. …
  • Культурные барьеры. …
  • Языковые барьеры. …
  • Гендерные барьеры. …
  • Межличностные барьеры. …
  • Прорваться сквозь барьеры.
Запрос на удаление

| Полный ответ на сайтеimpactfactory.com

Является ли шум психологическим барьером для общения?

Шум мешает эффективному общению отправителей и получателей. Различные типы шума в общении: физический, физиологический, психологический, семантический и культурный шум. Поскольку шум мешает эффективности общения, его также называют коммуникативным барьером.

Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на сайте analyticssteps.com

Каковы основные препятствия для общения?

Ниже приведены некоторые барьеры для эффективного общения:

  • Семантические барьеры.
  • Психологические барьеры.
  • Организационные барьеры.
  • Культурные барьеры.
  • Физические барьеры.
  • Физиологические барьеры.
Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на byjus.com

Что такое физический и психологический барьер?

Однако материалы для физических барьеров рассчитаны на долгие годы и требуют меньше обслуживания. Психологический барьер представляет собой наэлектризованный забор, который вызывает у животного страх перед линией забора после того, как оно испытало шок от прикосновения к барьеру.

Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на powerfields. com

Что означает психология?

Психологические средства связаны с разумом и мыслями человека.

Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на сайте collinsdictionary.com

Что, по-твоему, психологическое?

Психологический означает умственный или эмоциональный, а не физический. После шока ваши проблемы и даже физическая боль возникают из психологических источников, а не из-за каких-либо телесных недугов.

Запрос на удаление

| Просмотреть полный ответ на словаре.com

Что такое психологическое объяснение?

Психология – это научное исследование разума и поведения. Психологи активно участвуют в изучении и понимании психических процессов, функций мозга и поведения.

Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на сайте психологии. osu.edu

Какой из этих барьеров является физиологическим?

Окончательный ответ: Слезы выступают физиологическим барьером для проникновения микроорганизмов в организм человека.

Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на byjus.com

В чем разница между физиологическим и физическим барьером?

КАКОВА разница между физическими и физиологическими барьерами врожденного иммунитета? Физические барьеры врожденного иммунитета: Они защищают снаружи. Физиологический барьер врожденного иммунитета: обеспечивают защиту изнутри.

Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на Meritnation.com

Каковы 5 примеров коммуникативных барьеров?

Общие препятствия для эффективного общения

  • Неудовлетворенность или незаинтересованность в работе. …
  • Неспособность слушать других.

Добавить комментарий