Что такое социогенные потребности и как они формируются?
12.10.2015
Большинством психологов потребность определяется как переживаемая или осознаваемая человеком необходимость в каком-нибудь жизненном благе. Потребности принято разделять на две большие группы. Первая группа потребностей связана с благами, обеспечивающими жизнь и существование человека, они называются биологическими, или витальными. К ним относятся потребности в пище, отдыхе, безопасности, сексуальные потребности. Вторая группа потребностей порождена участием человека в социальной жизни и ее благами. Они называются социальными, или социогенными и включают в себя все потребности, связанные с общением и разными видами человеческой деятельности (игрой, познанием, трудом). Ш.Н. Чхартишвили определяет социогенную потребность как «потребность в социальных взаимодействиях конкретного содержания».
Существуют более развернутые классификации потребностей. Так, П.Н. Симонов в качестве самостоятельных по происхождению и базисных по своим характеристикам выделяет три вида потребностей: витальные, социальные и идеальные. Социальные в свою очередь подразделяются им на потребности «для себя», которые воспринимаются субъектом как права, потребности «для. других» (обязанность делать что-либо для других людей) и потребности в норме и идеологии. Идеальные потребности направлены на духовные объекты и включают в себя познавательные, эстетические, этические, религиозные и другие подобные потребности. Наряду с ними существуют две вспомогательные потребности: потребность в вооруженности, или компетентности, и потребность в преодолении препятствий на пути к цели. Первую из них П.Н. Симонов рассматривает как стремление к мастерству, к развитию способностей, к накоплению знаний, позволяющих контролировать внешнюю среду, а вторую связывает с волей и считает ее, как и первую, инструментальной, т.е. проявляющейся во всякой деятельности человека и связанной со способом ее выполнения.
Витальные и социогенные потребности нельзя противопоставлять друг другу, поскольку первые также несут на себе отпечаток культурных традиции. Это видно на примере даже такой простой витальной потребности, как потребность в пище, удовлетворение которой обросло разными традициями, смыслами и иногда превращается в целый ритуал, В то же время социогенные потребности качественно отличаются от витальных. Например, социогенные потребности, как правило, являются ненасыщаемыми, т.е. в их динамике трудно зафиксировать фазу, после которой потребность исчезает. Но главное отличие состоит в том, что социогенным потребностям человек научается в процессе социализации и они не могут возникнуть у него сами по себе без влияния окружающих его людей. По мнению X. Хекхаузена, мотив является не чем иным, как гипотетическим конструктом, которым люди пользуются для объяснения своего или чужого поведения, Из этого следует, что личность не может использовать те объяснения, которым она не была обучена. Так, до описания А.
В детстве ребенку окружающие его люди внушают, к чему он должен стремиться и чего он должен избегать, тем самым закладывая систему его ценностных ориентации и соответственно иерархию его потребностей. Передача представлений о том, что есть благо, может быть прямой, когда с ребенком ведут беседу на тему «Что такое хорошо и что такое плохо», и косвенной: через личный пример, через создание условий, благоприятствующих развитию иерархии потребности. Например, для развития познавательной потребности у ребенка необходимо создание богатой в информационном отношении среды (географическая карта вместо ковра, конструкторы вместо дорогих, но малофункциональных игрушек). Помимо родителей и воспитателей большую роль в формировании системы ценностей человека играют средства массовой информации (телевидение, радио, книги, газеты и пр.
Социогенные потребности имеют общественно историческую природу и могут меняться на протяжении длительных отрезков времени. Во-первых, возможно изменение способов удовлетворения потребности, Это можно проследить на примере познавательной потребности, которая вначале могла быть удовлетворена через непосредственную передачу информации от одного человека к другому. Но затем (с развитием письменности, изобретением радио и телевидения, созданием компьютерных сетей) способы ее удовлетворения так видоизменились, что можно уже говорить не об одной, а о целой группе потребностей.
В мотивационной сфере каждого человека можно выделить социальнотипические особенности, характерные для людей его круга, пола, возраста, страны, национальности, и индивидуальносвоеобразные, обусловленные тем микроклиматом, в котором он рос и формировался: стилем семейного воспитания, литературой, которую он читал, влиянием авторитетных лиц. Соотношение этих двух составляющих может быть очень различающимся у разных людей: от типичной структуры мотивов до уникального их сочетания.
Социогенные потребности представляют интерес не только для психологов, но и социологов, культурологов, психоисториков, так как, изучая их, можно лучше узнать, чем живет и к чему стремится тот или иной народ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971. С. 8— 20. 2.Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л., 1983. С. 637.
3. Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1974. С. 118120.
5. ХекхаузенХ. Мотивация и деятельность. М., 1986. Т 1.С. 12—55.
Ключевые слова: Потребности
Источник: Лабунская В.А., Социальная психология личности в вопросах и ответах, 1999
Материалы по теме |
---|
Характеристика потребностей человека Сербиновский Б. |
Иерархия потребностей Кравченко А.И. — Психология и педагогика (Высшее образование) — 2008 |
Фрустрация потребности в эмоциях и ее последствия Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы… |
Классификации потребностей Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. — Психологический справочник учителя |
Мотивы и потребности личности Реан А. А., Психология личности. — СПб.: Питер, 2013. — 288 с.: ил. — (Серия «Мастера… |
Понятие потребности Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем… |
Трансформация потребностей Фридман Л. М., Кулагина И.Ю. — Психологический справочник учителя |
Мотивационно-потребностная сфера младших школьников Гонина О.О., Психология младшего школьного возраста |
Социальные потребности:что такое социальные потребности,виды,примеры социальных нужд человека
Социальные потребности — это черты человеческого поведения, направленные на получение от других людей ответной поддержки и уважения, а также безопасности. Значительная часть этих потребностей основывается на социальных отношениях и включает безусловную любовь, уважение, признание и поддержку.
Наиболее распространенными социальными потребностями являются потребность в дружбе, потребность в безопасности, потребность в любви, потребность в признании, потребность в социальном одобрении, потребность в общении и потребность делать хорошее дело.
Осознание и исполнение социальных потребностей обычно служат залогом здорового социального поведения и приносят радость и наслаждение.
Здоровые социальные отношения также помогают предотвращать многие проблемы, такие как чувство одиночества, психологические проблемы и другие проблемы социального и психологического здоровья. В целом, социальные потребности являются важным элементом любой здоровой и благополучной жизни.
Люди, которые удовлетворяют свои социальные потребности, имеют более здоровое психологическое здоровье, высокое самооценивание и хорошие отношения с другими людьми.
Социальные потребности человека свидетельствуют о том, что человек – существо социальное, коллективное и вне группы жить не может.
Человек жаждет дружбы, привязанности, любви, общения, помощи близких, заботы о другом, принадлежности к сообществу, участия в организациях.
В отличие от основных потребностей, социальное потребление уходит на второе место. Можно жить без общения, но отсутствие сна и еды влечет за собой физическую гибель.
Впрочем, люди зависят от общества, потому что отсутствие контакта или негативного взаимодействия с обществом может сильно осложнить психологическое состояние.
Когда качество жизни человека не удовлетворяет, тогда страдает и основная потребность: не хочется есть и пить, спать, а иногда, даже думать о жизни вообще.
Например, если индивид пытается что-то реализовать в своей работе, воплотить мечту, но постоянно что-то не так идет: неудача, недоумение, «подставы»; потеря интереса, подсознание может задать вопрос:«Зачем вообще делать что-то?».
Уверенность в себе и силах пропадает, человек просто теряет себя, как личность, и значит не контролирует главный инстинкт – чувство безопасности, стабильности в завтрашнем дне.
Причастность к обществу порождает эмоциональное окрашивание импульса. В процессе их реализации личность становится более совершенной.
Что относится к социальным потребностям человека
Потребность в принадлежности к определенной социальной группе
Нужда в том, чтобы занимать определенное место в группе в зависимости от субъективного представления индивида об иерархической структуре группы.
Необходимость в применении поведенческих образцов, принятых в этой группе. Они предназначены для обеспечения взаимодействия человека с другими лицами своего вида.
Виды социальных потребностей личности
Биологические нужды (материальные)
К социальным надобностям относится потребность в еде.Самые основные, наиболее мощные, обязательные из всех потребностей человека — это нужды,связанные с физической жизнью: потребности жилья, воды, защиты от неблагоприятного воздействия климата, отдыха, сна и др.
Социальные потребности
Социальная потребность свидетельствует о том, что человек – существо социальное,коллективное и вне группы жить не может. Человек любит дружбу, привязанность и общение, любовь и забота, помощь близким, принадлежность к обществу и так далее.
Идеальные потребности
Социальные надобности познания мира, получения знания и умения, достижения гармонии и красоты.
Это желание выразить творчество. Духовная необходимость многообразна и крайне важна в жизни человека.
К социальной относится необходимость самовыражения – стремление человека максимально полно раскрывать себя, использовать свои знания и умения, осуществлять собственные замыслы, реализовать индивидуальные таланты и способности, достигнуть всего желаемого, стать лучшим, чувствовать удовлетворение своим положением — это бесспорно, и всеми признается.
Такое потребление самовыражения является самым высоким из всех нужд человека.
Потребности любви и принадлежности
После удовлетворения потреб на уровне физики и безопасности, по теории мотивов А.Маслоу, возникает потребность в любви и привязанности.
Как никогда человек начинает остро чувствовать недостаток друзей, нехватку любимых, жены или детей, стремление к теплым, дружным отношениям. Он нуждается в социальной группе, которая бы обеспечила его такими отношениями.
Именно эта задача становится для человека важнейшей из всех. Стремительный рост в современном обществе различных групп личностного роста и клубов интересов, по словам А.Маслоу, продиктован неутолимой жаждой общаться, потребностью близости, принадлежности, желанием преодолеть чувства одиночества.
Недостаток удовлетворения потребности в любви или принадлежности, по мнению А.Маслоу, обычно вызывает деградацию, а иногда и более серьёзные заболевания.
Базовые социогенные потребности
Базовая социальная потребы делится на пять основных институтов:
Необходимость воспроизводства рода – институт семьи и брака: содержат институты отца и матери, родовой мести, братства, имянаречения и т. д.
Потребность безопасности и социального порядка – политические институты: в институте политики находятся институты президиума, монархического, парламентского, судового, правоохранительного органа и других.
Потреба в добыче средств существования – институты экономики: в институте экономики представлены институты рыночного, торгового, банковского, маркетингового дел и других.
Нуждаемость передачи знаний и социализации взрослого поколения является институтом образования: в институте образования есть институты наук, музеи, спорт, театры, библиотеки и другие.
Проблемы духовного решения – Институт религии: институт религии включает в себя институты Папства, целибата, крещения, исповеди, инквизиции и Монашества.
Индивидуальные и общественные потребности
Общественные необходимости делятся на две группы:
Потребности общества – нужды, которые возникают в процессе роста общества, отдельных его членов, социальных и экономических групп людей: профессиональную, добровольную помощь можно реализовать, в частности, в общении с инвалидами и помощью им.
Видя внешне человека, который отличается от тебя, помните о том, что он имеет такую же бессмертную душу, которая требует внимания.
Преимущества в общении — уделяйте время лицам того же пола, так лучше поймёте их нужды, и тех, кто живёт недалеко от вас, это сэкономит время на путь.
В общении следует соблюдать границы ответственности, помня о том, что можно улучшить жизнь человека, но нельзя решить все проблемы человека. До встречи с вами человек жил как-то.
Общественный пример социальной нужды, удовлетворяемой природой: вода, воздух, одежда, жилье, отдых, оздоровление, сырье и энергия.
Потребность населения – личная нужда. Индивидуальное потребление возникает и развивается в процессе жизни человека. Оно представляет собой осмысленное стремление человека достичь объективно необходимой жизни, которая обеспечивает достаток, а также всестороннее формирование человека.
Индивидуальные необходимости как специфическая экономическая категория, выражает общественное отношение между людьми в производстве, обмене и использовании материальных благ, услуг.
Личностные успехи являются полноценным и разнообразным личностным становлением и развитием, учитывая индивидуальные склонности, интересы, мотивы и возможности.
Социальная успешность – органическое вхождение в социальную среду и активное участие в общественной жизни.
Профессиональное успешное развитие – универсального и практичного трудового умения, готовность выбирать профессию.
Классификация социальных потребностей человека
Социальные надобности делятся на первоначальное врожденное и вторичное приобретенное, и представляют собой пяти уровневое строение, в котором они находятся в зависимости от приоритета.
Поведение человека является самым нижним неудовлетворительным спросом иерархии. После удовлетворения потребности прекращается ее мотивация.
Врожденные
Примеры врожденных социальных необходимостей: состояние организма, тип нервных систем, способностей, пола, интеллекта, творческих способностей, активности, дисциплинированности, позитивного отношения к трудам, воли, степени конфликта.
Физиология — воспроизводство рода, еды, дыхания, одежды, жилья, отдыха и прочее. Экзистенциальная — безопасность, комфорт, гарантия занятости, страх от несчастного случая, уверенность в будущем и так далее.
Приобретенные
Приобретенные социальные потребности являются примерами: работоспособности, выносливости в отношении труда, возраста, семейного положения, статуса, уровня образования, количества специальных знаний и навыков труда, компетентности, мотивации, склонностей, интересов и ценностей, морально-этические аспекты трудового поведения.
Социальная — в социальной связи, общение, привязанность, забота о других людях и о себе, участие в совместных мероприятиях. Престижность — самоуважение, уважение со стороны окружающих, признание, достижение успехов и высоких оценок, служебное повышение. Духовные – в самоактуализации, самовыражении, самореализации.
Что такое мнимые потребности человека
Множество потребностей человека является ценностями, сформированными под влиянием социума. Они завязаны извне, их удовольствие не дает человеку пользу. Это тратит время, деньги, здоровье, силы и другие ресурсы.
Социальные потребности относятся к истинным и ложным потребностям.
Подлинная разумная, истинная — потребность, без которой человек может просто не жить: питание, жилье, общее, потому что именно в социуме он становится человеком, это необходимо для того, чтобы совершенствоваться, развиваться духовным путем.
Ложное неразумное, мнимое — потребность, без которой жить не только возможно, но и нужно, оно порождает разрушение личности, человек страдает физически и психикой: алкоголизм, наркомания, уныние.
Социологи и психологи о социальных потребностях личности
Пирамида А.
МаслоуПирамида А.Маслоу говорит о 5 уровнях потребностей:
1 уровень – физиологические нужды: необходимости, заложенные природой, например, еда, вода, сон
2 уровень – потребность в безопасности: когда самые базовые нужды удовлетворены, человек стремится обезопасить себя от внешних угроз
3 уровень – нужда в общении: когда потребности в пище и убежище удовлетворены, проявляются социальные и чувственные необходимости, желание общаться, любить, заботиться о ком-то, быть частью какого-либо сообщества или группы
4 уровень – желание признания: когда предыдущие три уровня закрыты, человек желает, чтобы его достижения и заслуги были признаны в обществе, для него становится важным мнение окружающих, и собственного положения в группе, к которой он принадлежит
5 уровень – самоактуализация: реализовать свои таланты и творческий потенциал, найти любимое дело
А.Маслоу писал: «Даже если все перечисленные ниже потребности удовлетворены, мы можем ожидать, что вскоре возникнет беспокойство и неудовлетворенность, если человек не занимается тем, для чего он создан».
Расположение требований в виде пирамиды свидетельствует о том, что требования высшей категории возникают после удовлетворения требований более низкой категории.
Однако позже оказалось, что удовлетворение высших потребностей необязательно проходит через удовлетворения низших. Таким образом, высоконравственная личность остается честной, даже если она «на мели».
Мнение Эриха Фромма
Эрих Фромм полагал, что у человека существуют следующие социальные потребности:
В самоутверждении – удостоверении в собственной значимости для избегания чувства неполноценности и ущемленности
В человеческих связях – отнесении себя к группе, развитии чувства «мы», избегании одиночества
В привязанности – теплых чувствах к живому существу и необходимости в ответных
В системе ориентации и объекте поклонения – причастности к культуре и идеологии, отношении с причастием к идеальным предметам
В самосознании – сознании себя неповторимой индивидуальностью
Можно ли управлять своими потребностями
В отличие от животных, мы можем потребностями социальными управлять:
произвольно дышать или задерживать дыхание
есть или голодать
познавать новое или испытывать скуку
стремиться к общению или находиться в одиночестве
Возможность управлять потребностями порождает:наличие вариантов для удовлетворения потребностей – с одной стороны,последствия выбора и ответственности за принятые решения – с другой.
Способы удовлетворения современного человека
Отказаться от насилия над собой.
Овладение своими потребностями, постепенная реализация и индивидуальность не являются насилием над собою. Когда мы голодаем с ужасным страданием в течение трех дней и полностью запрещаем нужды, энергия и внимание направляются к сохранению и удерживанию бдительности и совершению насилия над своей привычкой. Внутри нарастает сопротивление, а внутри конфликтов и кризисов ослабевает воля.
Честно познакомиться с собственными потребностями: «Что я хочу?» и «Что я не хочу?»
Необходимости основываются на мыслях и чувствах, и соответственно объясняются поведением и поступками: нашими или другими людьми. Для понимания себя, собственных состояний, других людей и их состояний, обнаружения и понимания конфликтов между реальными и навязчивыми потребностями, лучше научиться выявлять, понимать и выражать:
стремления – «Что я действительно хочу?»;
отвращения – «Что я действительно не хочу?»
Определить приоритеты собственных потребностей и уровень удовлетворенности ими.
Некоторое последовательное удовлетворение потребностей означает, что нуждаемость интеллектуальной и духовной сфер направлены на нашу жизнь так, как удовлетворены потребности физиологической. Но ее нельзя считать одинаковой для каждого человека.
Каждый из нас обладает неповторимой номенклатурой и внутренним соподчинением потребностей, зависящей от склонности, способности и привычек. Одни стремятся к максимальному удовлетворению материальных благ, физиологических требований, другие – к знаниям и творческим способностям, третьи – к духовным надобностям.
Поэтому лучше знать и понимать:
Приоритеты и иерархию собственных потребностей, достаточный для себя уровень удовлетворенности ими.
Способы удовлетворения социальных потребностей современного человека.
Потребность одинаковая, но удовлетворяется разными способами, поэтому состояние и здоровье у всех различное.
Возможность удовлетворения своих потребностей у людей разна, зависит от множества факторов – возраста, среды, знания, умения, желания, возможностей.
Самосознание и самовыражение являются реализацией своих возможностей, получением гуманитарных знаний и расширением сферы ответственности.
Уважаемость и признательность окружающих являются компетенцией в своей работе, самостоятельностью, правом принимать решения.
Социальная причастность, взаимодействие, привязанность, поддержка – принадлежность к родной группе по духу, контакт с людьми, общение.
Безопасность, защищенность, уверенность в будущем – сохранение стабильности, получение денежных доходов, чтобы удовлетворить физиологические нужды.
Физиологические – питание, жилье, одежда.
Является ли самореализация биологической потребностью?
Хотя его первая статья на эту тему была опубликована почти 80 лет назад, иерархия потребностей Абрахама Маслоу остается одним из основных элементов позитивной и поп-психологии. Модель Маслоу, которую часто изображают в виде пирамиды, утверждает, что люди — это ведомый вид, постоянно преследующий новые цели. Если у нас есть пища, то мы стремимся к безопасности; если у нас есть безопасность, то мы стремимся обрести любовь и принадлежность; а потом почитай; и, наконец, самореализация.
Самоактуализация, или реализация своего истинного потенциала, почти всегда описывается как высокая цель, выход за пределы своих низменных потребностей и мотивов, позволяющий нам преследовать утонченную, абстрактную цель, на которую способны только люди. преследовать. Но что, если желание самореализоваться не является совершенно абстрактным стремлением? Что, если желание самореализации на самом деле всего лишь еще один способ отыграть какое-то запрограммированное биологическое поведение?
Профессор психологии Дуглас Кенрик и его коллеги хотели изучить этот вопрос. «Традиционный взгляд на самоактуализацию рассматривал ее как нечто «над» базовыми физиологическими и социальными желаниями — она находится на вершине знаменитой пирамиды потребностей Абрахама Маслоу», — сказал Кенрик в своем заявлении.
«На самом деле любимыми примерами самоактуализирующего поведения у Маслоу были игры на гитаре или сочинение стихов для собственного удовольствия. … Но если взглянуть на человеческое поведение с эволюционной точки зрения, маловероятно, что наши предки эволюционировали, чтобы решать все проблемы выживания, заводить друзей, приобретать статус и завоевывать себе пару, просто чтобы уйти и развлечься».
Вместо этого Кенрик и его коллеги утверждают, что стремление к самореализации на самом деле является для нас просто еще одним способом удовлетворения укоренившихся биологических императивов.
Самоактуализация и эволюционная психология
Но сначала, что такое самоактуализация? Маслоу утверждал, что базовые потребности, такие как утоление голода, имеют приоритет над более высокими, такими как социальные потребности. Но даже после того, как эти потребности были удовлетворены, писал он,
«мы все еще можем часто (если не всегда) ожидать, что скоро разовьется новое недовольство и беспокойство, если индивидуум не будет делать то, к чему он приспособлен. Музыкант должен создавать музыку, художник должен рисовать, поэт должен писать, если он хочет быть в конечном счете счастливым. Каким человек может быть, таким он и должен быть. Эту потребность мы можем назвать самоактуализацией».
Но самоактуализация может не так сильно отличаться от этих базовых потребностей. В исследовании Кенрика и его коллег они обнаружили, что большинство людей воспринимают самореализацию таким образом, что на самом деле это просто еще один подход к передаче своих генов следующему поколению.
Эволюционная психология исходит из того, что ни одно человеческое поведение не возникает случайно; естественный отбор сокращает наше поведение, чтобы гарантировать, что останутся только те, которые позволяют нашим генам передаваться по наследству. Если вы умрете от голода, у вас не будет особых шансов найти себе пару или позаботиться о потомстве, поэтому мы вынуждены искать пищу. Если вы не чувствуете страха или беспокойства, опасные хищники могут устроить вам засаду в джунглях или вы можете упасть со скалы. Если вы не испытываете привязанности к своим родственникам и не хотите заботиться о них, близкородственные геномы, которыми они обладают, могут не передаться.
Исходя из этой точки зрения, Кенрик и его коллеги опросили более 1200 человек, попросив их подумать о том, что бы они делали, если бы занимались самореализацией. Затем они попросили участников исследования оценить, какие «фундаментальные мотивы» больше всего отразились в их ответах. Эти фундаментальные мотивы были разработаны на основе иерархии потребностей Маслоу, но модель Маслоу была переработана в соответствии с перспективой эволюционной психологии. Итак, участников спросили, считают ли они, что их версии самореализации отражают фундаментальные мотивы, такие как самозащита, принадлежность (или поиск друзей/союзников), приобретение партнера, удержание партнера, предотвращение болезней, поиск статуса и забота о родственниках.
Результаты ясны. На вопрос о том, какой будет их версия самореализации, большинство людей дали ответы вроде «Получу 4.0 и буду готовиться к экзаменам», «Если бы я прямо сейчас занимался самореализацией, у меня была бы работа в спектакле — возможно, в театре. Я был бы успешным, обожаемым, богатым театральным актером, может быть, на Бродвее. У меня также было бы много крепких, близких друзей» и «Я бы написал великий американский роман». Когда их попросили подумать о том, какие фундаментальные мотивы, по их мнению, отражались в этих воспринимаемых версиях их самоактуализированных «я», большинство респондентов указали, что поиск статуса был самым важным компонентом.
В эволюционной психологии поиск статуса играет важную роль. У особей с более высоким статусом больше шансов найти себе пару, сохранить эту пару и обеспечить любое потомство. Таким образом, Кенрик и его коллеги пришли к выводу, что самоактуализация на самом деле не так уж отличается от более низких уровней иерархии Маслоу; вместо этого это был просто еще один способ удовлетворения этих «основных» потребностей.
Что бы об этом подумал Маслоу?
Маслоу считал, что лишь немногие удачливые и целеустремленные люди могут достичь самореализации, так что вполне вероятно, что лишь немногие из этих людей смогли самореализоваться. Когда респондентов спросили об их видении того, на что будет похожа самоактуализация, респонденты исследования, возможно, вместо этого просто рассказали, при каких обстоятельствах будет удовлетворена потребность, которую они чувствовали больше всего, приняв ее за самоактуализацию. В иерархии Маслоу стремление к статусу, скорее всего, подпадает под потребность в уважении, которое лежит сразу за самореализацией.
Чтобы противостоять этому, авторы исследования отмечают два важных факта. Во-первых, Маслоу указал на нескольких исторических личностей, которые, по его мнению, достигли самоактуализации. Все они без исключения были историческими титанами, людьми с высоким статусом, такими как Авраам Линкольн и Альберт Эйнштейн. Согласно модели Маслоу, самореализация не требует от человека достижения высокого статуса. Скорее, этому может способствовать естественная мотивация к самоактуализации. Но его выбор только исторических личностей с высоким статусом предполагает, что стремление к статусу действительно может быть более глубокой мотивацией самореализации.
Этот контраргумент несколько ослабляется тем фактом, что Маслоу также изучал нескольких своих современников, которых он знал лично. Он просто не хотел публиковать их имена. Они также могли быть людьми с высоким статусом, но они также могли быть и более скромными людьми.
Более убедительным является аргумент, что с функциональной точки зрения не имеет значения, является ли стремление к самореализации стремлением к статусу. Самоактуализирующийся человек может вообще не заботиться о статусе, но стремление к самореализации часто приводит к статусу. Если это стремление к самореализации действительно заложено в нашей генетике, то тем, кто его реализует, будет легче найти себе пару и заботиться о потомстве, в результате чего эта программа будет передана будущим поколениям. Принижает ли это как-то идею самореализации? Едва ли. Вместо этого подобные исследования и эволюционная психология просто обосновывают теорию Маслоу, приближая ее к сфере эмпирического, а не чисто концептуального.
Болезнь Туретта или массовое социогенное заболевание? Вы решаете
По мнению немецких исследователей, YouTube и другие онлайн-платформы могут вызвать «болезнь, вызванную массовыми социальными сетями».
onephoto/AdobeStock
В новом отчете утверждается, что задокументирована первая вспышка нового типа массового социогенного заболевания (MSI), которое распространяется исключительно через социальные сети, то, что они называют «болезнью, вызванной массовыми социальными сетями» (MSMI). ).
Исследователи из Германии считают, что канал YouTube «Gewitter im Kopf» (или «Гроза в мозгу»), управляемый 22-летним Яном Циммерманном, стал причиной МСМИ за последние 2 года. Большое количество молодых пациентов было направлено в специализированную амбулаторную клинику Туретта исследователей с симптомами, очень похожими на те, что Циммерманн показывает в своих видеороликах.
Циммерманн в настоящее время является вторым самым успешным создателем YouTube в Германии и пользуется огромной популярностью среди подростков; У «Gewitter im Kopf» более 2,23 миллиона подписчиков. Хотя исследователи считают, что у Циммермана действительно легкая форма синдрома Туретта, на его канале YouTube он демонстрирует бесчисленное количество движений, вокализаций, слов, фраз и странного поведения, которые он называет тиками, но, по мнению исследователей, явно функциональный характер. Пораженные подростки проявляют похожее или идентичное функциональное поведение, подобное синдрому Туретта, которое можно четко отличить от тиков при синдроме Туретта.
«Пока наши пациенты не имели прямого личного контакта ни с Яном Циммерманном, ни между собой, они вступили в косвенный контакт с Яном Циммерманном в форме сильной идентификации. Пациенты восхищались Яном Циммерманном за его открытый подход к предполагаемому синдрому Туретта и за то, что он добился успеха, несмотря на его состояние, которое вызывает сильные эмоции и, следовательно, вызывает дальнейшее заражение», — пишут исследователи. «Таким образом, нынешнюю вспышку «туреттоподобных» симптомов можно рассматривать как новый вариант MSI, где социальные сети служат «продолжением наших глаз и ушей» и заменяют необходимость быть в прямой визуальный или словесный контакт с другими для распространения». 1
Исследователи полагают, что эти функциональные симптомы Туретта можно рассматривать как современное выражение обусловленной культурой реакции на стресс, возможно, в ответ на акцент общества на уникальности людей и поощрение поведения, направленного на поиск внимания. В качестве альтернативы это может быть реакция на экологическую тревогу, COVID-19 или другие проблемы. 2
«Мы не считаем, что нашим пациентам следует просто ставить диагноз «туреттоподобный» [функциональное двигательное расстройство] вместо того, чтобы страдать вспышкой МСМИ, поскольку первые пациенты поступили в нашу клинику всего через четыре месяца после запуска канала YouTube «Gewitter im Kopf», и все пациенты подтвердили, что смотрели эти видео до — а в некоторых случаях даже во время — проявления похожих или идентичных симптомов», — пишут исследователи. 1
Прогнозируется, что МСММ могут оказать потенциально большое влияние на системы здравоохранения и общество в целом, поскольку распространение через социальные сети больше не ограничивается местами, сообществами или школьной средой.
Список литературы
1. Мюллер-Валь К.Р., Писаренко А., Якубовски Э., Фремер К. Прекратите! Это не болезнь Туретта, а новый тип массовой социогенной болезни.