23. Учение Фрейда о бессознательном Основателем психоанализа является З. Фрейд, мировоззренческие установки которого оказали большое влияние на мыслителей XX в. Структура человеческой психики была представлена в виде 3 слоев: Бессознательное (Оно) включает скрытые представления и влечения, вытесненные из сознания идеи, либидо (половое влечение). Желания бессознательного стремятся проявить себя в виде действия. Цензуру желаний бессознательного осуществляет сознание – отпечаток внешнего мира – надстраивается над бессознательным, выступает посредником между бессознательным и внешним миром. Психическая деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия, а деятельность сознательного – принципу реальности. Сознательное ограничивает биологические влечения и инстинкты, поднимающиеся из глубин Оно. Согласно Фрейду, психикой управляют стремление к удовольствию (человек стремиться к удовольствию) и вытеснение (психика вытесняет в бессознательное запрещенные, асоциальные, сексуальные желания и идеи). Главная проблема, которую пытался решить Фрейд, – это проблема конфликта человека и общества. Каждый человек стремится к удовлетворению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет эти устремления, что вызывает враждебное отношение человека к обществу, к его культуре, которая предстает как чуждая, враждебная человеку внешняя сила, мирное сосуществование с которой для него исключительно трудность > 1. Философия как предмет: понятие, функции, методы 2. Структура и функции философии 3. Разнообразие картин мира. Мифология, религия, философия, наука 4. Философия Древнего Востока 5. Античная философия и космоцентричный характер. Досократический этап 6. Проблема человека и истины в древнегреческой философии. Сократ 7. Классический период античной философии. Платон, Аристотель 8. Эллинско-римская философия 9. Основные проблемы философии средневековья. Августин Блаженный 10. Философия Средних веков. Учение Фомы Аквинского 12. Этические и политические идеи Макиавелли. Идеи эпохи Возрождения 13. Философия Нового времени. Эмпиризм и рационализм 14. Эволюция британского эмпиризма Нового времени. Локк, Беркли, Юм 15. Пантеистическая философия Спинозы и монадология Лейбница 16. Социальные учения Нового времени и Просвещения 17. Гносеология и этика Канта 18. Философские взгляды Гегеля 19. Антропологический материализм Фейербаха 20. Исторический и диалектический материализм Маркса и Энгельса 21. Философия жизни Шопенгауэра и Ницше 22. Экзистенциализм и его проблематика. Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю 24. Формирование русской философии, ее специфика 25. Основные направления русской философии XVIII века 26. Спор славянофилов и западников 27. Русская религиозная философия. Соловьев и Бердяев 28. Русский космизм. Федоров, Циолковский, Вернадский 29. Американский прагматизм. Пирс, Джемс, Дьюи 30. Философские проблемы бытия. Основные формы бытия 31. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Законы диалектики 32. Понятие материи, атрибуты и формы движения материи 33. Диалектическая взаимосвязь движения, пространства и времени 35. Общественное сознание: понятие, структура. Общественное бытие 36. Проблема познаваемости мира 37. Субъект, объект, уровни и формы познания 38. Специфика и основные формы эмпирического и рационального познания 39. Особенности научного познания. Формы вненаучного знания 40. Иррациональные формы познания. Понимание, интуиция, вера 41. Понятие истины в философии. Заблуждение, ложь. Критерии истины 42. Предмет и методы социальной философии 43. Понятие общества. Общество как развивающаяся система 45. Формационный и цивилизационный подходы общественного развития 46. Социальная сфера жизни общества, ее структура 47. Материально-производственная сфера общества. Собственность 48. Политическая сфера общества, ее основные компоненты 49. Духовная сфера жизни общества 50. Научно-техническая революция, ее содержание, социальные последствия 51. Общество и глобальные проблемы современности 52. Проблема цели и смысла общественной жизни в Философии истории 53. Человек как феномен. Представление о природе и сущности человека 54. Понятие Личность, индивид, индивидуальность 55. Социализация личности. Социальный статус. Социальная роль 57. Проблема смысла человеческой жизни 58. Единство и многообразие современного мира. Будущее человечества ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНОЕ КРАТКО ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФИЛОСОФИЯ: КРАТКО КОНСПЕКТЫ |
Бессознательное по Фрейду Ꙭ анализ и современные аналоги
Наука и общество
Дмитрий Коренев
10596 просмотров
Зигмунд Фрейд заложил основы современной психологии. Трансакционный анализ Эрика Берна и большинство постулатов Нейролингвистического программирования основаны на его открытиях. Изучая работу Фрейда «Бессознательное», меня не покидало ощущение дежавью, и подозрение, что за последние сто лет психологи не придумали ничего нового. Разве что переименовали, слегка углубили и расширили. Но Фрейд – не писатель беллетристики.
Читать его мне, человеку не обделенному интеллектом, тяжело и нудно. Чтобы передать, насколько фундаментально он сформировал психологические науки, мне придется сделать то же самое: переименовать, упростить и разбавить картинками. Итак….
Части психики по Фрейду современным языком
Сначала разберемся с терминами. Не важно, как вещь называется, важно, что она означает. Чтобы было приятнее и понятливее, я многие понятия упростил. В 1915 году Фрейд описал в работе «Бессознательное», что наше внутреннее, душевное, наша Психика состояние состоит из трех частей: 1. Бессознательное: это такая штука, из которой исходят желания и влечения. Сокращение – Ubw (на немецком Unterbewusstsein).
- В трансакционном анализе Берна это Ребенок. Источник бесконечной энергии и силы, стремящийся играть. Основные эмоции Ребенка – веселье или страх.
- В НЛП это то самое бессознательное, которое мастера НЛП любят просить, взламывать, якорить. Которое все помнит, и ничего не запоминает.
- В модели пикаперов это рептильная часть мозга, самая древняя, и отвечающая за секс. Якобы рептильная чаcть мозга отвечает последовательно на вопросы: (1) «Это опасно?», если нет – (2) «Это можно съесть?», если нет – (3) «Это можно поиметь?», если нет – (4) теряем интерес. Разумеется, пикаперам нравится третий вопрос, и большинство трюков направлено на рептильный мозг.
2. Предсознание. Сокращение – Vbw (на немецком Vorbewusstsein). Это место обитания убеждений, представлений, эмоций. Предсознание – слишком научное и некрутое название, но наиболее показательное для объяснения процесса Вытеснения. Я бы назвал его совестью или моралью, но оставил изначальный термин из уважения к науке.
- В трансакционном анализе Берна это Родитель. Строгий такой, всегда приструнивающий ребенка, указывающий, что надо делать, что можно, что нельзя. Это тот, кто дает предписания.
- В НЛП точного эквивалента не знаю. Им нравится работать с Бессознательным.
- Это может быть лимбической частью мозга. Местом, где живут эмоции и чувства.
3. Сознание. То самое, умное, сообразительное, которое вы сейчас осознаем. Сокращение – Bw (на немецком Bewusstsein).
- В трансакционном анализе Берна это Взрослый. Хладнокровный, логично думающий, и спокойно ищущий решения
- В НЛП это все манипуляции, направленные на подстройку к собеседнику, скрытое воздействие, и работу с Бессознательным.
- Это может быть Неокортексом. Самым новым эволюционным подарком человеку. Место логики и мышления.
Теперь основные процессы по Фрейду, или как все это работает. Мы будем использовать наши, простые термины.
Побуждения. Фрейд называет их Психическими Актами. Сны, влечение, тревога. Мысли, желания, воспоминания. Фантазии, инстинкты, процессы. Психические Акты – это собирательное понятие, олицетворяющее все, что происходит в нашей психике. Слово Побуждения звучит для меня менее научно и более жизненно.
Цензура. Не всякие Побуждения из Бессознательного хороши на публике. К примеру, желание разбить окно у соседа. Фрейд выяснил, что наша Предсознание выполняет некую функцию цензуры, не пуская всякие «грязные» желания в Сознание. И тогда эти желания становятся вытесненными.
Вытеснение. Это как раз результат работы Цензуры в Предсознании. Не все, что мы желаем бессознательно, пропускается Предсознанием в Сознание. И тогда мы это Побуждение сознательно не воспринимаем. Не «знаем», что оно существует. Но вот загвоздка: Побуждение не пропадает. Стекло все равно разбить хочется. И тогда начинается у нас дискомфорт, доводящий до невроза и неадекватного поведения. И тут начал лечить Фрейд. И тут мы можем начать разбирать его труд «Бессознательное», опубликованное в 1915 году.
Читайте также
>>> Фрейд о любви и ненависти в труде «Влечения и их судьба»
Соотношение бессознательного и вытесненного
Как можно познать Бессознательное? Мастера НЛП любят экспериментировать с этой штукой. Обращаются к нему с вопросами, задают простые задачки, и проверяют ответы. К примеру, исходя из предположения, что Бессознательное все замечает, можно его спросить, сколько ступенек в лестничном пролете, и проверить. Таким образом можно мягко выработать доверие к своему Бессознательному, и самому себе. В психоанализе и психотерапии – это преодоление сопротивления, выведение на свет темных тайн нашего прошлого, вытесненного неврозом. Таким образом Бессознательное содержит двоякий опыт:
- который мы сознательно получили и на данный момент не обязательно помним, как в примере с количеством ступенек, и
- болезненные переживания, которые наш организм «предпочел» забыть.
Обоснования допущения понятия «бессознательное»
Как доказать, что Бессознательное существует? Все мы знакомы с неподконтрольными нам порывами. Сны, влечение, тревога. Мысли, которые неизвестно откуда возникают, но сознательно нами воспринимаются. А если предположить, что мысли появляются из Бессознательного, со своими закономерностями? Тогда станет ясна связь между этими порывами и к ним ведущими процессами.
Если же на себе испытать пару приемов, когда через воздействие на бессознательные процессы мы можем влиять на сознательные порывы и состояния? К примеру, пройдет ли волнение на интервью, если представить собеседников голыми? Если пройдет, то не доказательство ли это Бессознательного, и что с ним можно работать?
Что еще указывает на существование Бессознательного? СЕЙЧАС мы сознательно можем воспринимать только то, что видим сейчас. Если попросят, мы вспомним, что видели вчера. Ну а до тех пор, информация о вчера находится в памяти, в латентном, бессознательном состоянии. Мы ведь знаем, что под гипнозом можно вспомнить даже то, что мы вчера сознательно не заметили, или забыли. Мастера НЛП утверждают, что с помощью их техник можно научиться добывать эту информацию из Бессознательного и без гипноза.
Страшно как-то
И все-таки многие спросят, зачем в этой белиберде копаться. Можно считать свои ошибки просто неудачей или ударом судьбы, и так будет до тех пор, пока у человека нет знаний о внутренних законах о Бессознательном. Карл Юнг писал: «Когда внутренняя ситуация не осознается, она проявляется извне, как судьба».
Тому, кто ошибочные действия нормальных людей считает случайностями и довольствуется старой мудростью, что сны — морская пена, остается только игнорировать несколько загадок в психологии сознания, и тогда незачем будет допускать бессознательную деятельность.
Фрейд
Есть и другая трудность, мешающая познать Бессознательное, и требующее мужества. Человеку свойственно присваивать свои мысли другим людям и даже природе. Мы надумываем другому неблаговидные мотивы, но делаем это через свой опыт. Мы предполагаем, что растениям нравится слушать Моцарта. Это не более чем умозаключением. Также можно предположить, что есть Бессознательное. И тогда придется признать, что всё поведение, которое мы не можем объяснить, как будто принадлежит другому лицу. То есть признать, что я не один, во мне живет несколько людей. От такой мысли мурашки по коже….
Как довериться Бессознательному? Допуск к нему особенный, требующий большого доверия к самому себе. Особенно сложно, когда наблюдаешь за своими привычками. Они удобны, кое где и кое как приемлемы, и отработаны до автоматизма. Только в моменты, когда что-то с их помощью начинает не получаться, человеку приходится сделать выбор. Или сказать, что это судьба или звезды. Или признать, что привычки придется поменять. А они идут откуда-то из внутренней неизвестности, из Бессознательного. Начать заново изучать себя – это путешествие с неизвестным результатом, и потребуется сильное доверие самому себе, чтобы поверить, что в конце дорога самопознания закончится чем-то хорошим, но иногда сознательно непредвиденным.
Многозначность бессознательного
Все Побуждения изначально зарождаются в Бессознательном. Бессознательное содержит с одной стороны переживания и процессы, просто не осознаваемые, латентные, и с другой стороны «вытесненные», не допущенные в сознание. Пример латентной работы Бессознательного можно найти в такой известной технике НЛП как «шестишаговый рефрейминг». В упрощенном варианте человек осознанно задает Бессознательному вопрос, и просит найти решение и осуществить его в жизнь наилучшим для него образом. Если перевести эту технику на язык Фрейда, Бессознательное «латентно» и неосознанно начинает работать и менять действия человека, приводя к сознательно запрашиваемому результату. Это является для меня примером «латентных, временно бессознательных» процессов.
Вытесненные же Побуждения «отличались бы самым резким образом от остальных сознательных, если бы проникли в сознание». Они проходит Цензуру, проверку на критерий этого резкого отличия. Если испытание не пройдено, Побуждение не допускается до уровня сознания, остается «вытесненным» в Бессознательном.
Разбирая Бессознательное, Фрейд задается вопросом, как работает мозг. Сохраняется ли Побуждение, допущенное из Бессознательного в Сознание, новой «копией» изначального переживания, и тогда в мозге одна и та же информация записана дважды? Или речь идет о том же материале и локальности, обладающем дополнительным признаком? Фрейд отказывается от окончательных выводов, что сознательные процессы протекают в мозговой коре, а бессознательные в субкортикальных частях мозга.
Тем не менее, в современных любительских постах, особенно о пикапе, принято разделять рептильный, обезьяний лимбический и интеллектуальный (Неокортекс) мозг. Рептильная форма мышления отвечает последовательно на вопросы «Это опасно?», «Это можно съесть?» и «Это можно поиметь?», и является зоной секса и страха. Обезьяний мозг отвечает за эмоции, и интеллектуальный за осознанные решения. Тут сложно не заметить соответствие современных популярных разъяснений и раскладки на бессознательное, предсознание и сознательное.
Существуют ли бессознательные аффекты?
Аффект, в переводе с латинского «душевное волнение» или «страсть» — это (1) сильное кратковременное Побуждение, (2) сопровождающееся реакциями в теле, (3) проявляющаяся обычно в критических ситуациях, на которую мы не можем адекватно среагировать. Как правило это реакция на негативный опыт в прошлом, когда малозначительная деталь запускает ответную реакцию, как бы предупреждая организм о возможном повторении события. Если вы «взрываетесь» от кажущейся со стороны безобидной фразы в вашу сторону, это может быть тем самым аффектом. По мотивам более поздних психоаналитиков, таких как Карен Хорни, я бы назвал аффект внешним проявлением невроза.
Уже по определению аффект, как Побуждение с телесными реакциями не может быть бессознательными. На то оно и телесное, чтобы быть воспринятым. Что же тогда «бессознательная любовь», «бессознательное сознание вины» или «бессознательный страх»?
С любовью просто разобраться. Как ни крути, это форма влечения. По Фрейду влечение может быть только продуктом бессознательного, что прекрасно раскрывает НЛПшник Тимур Гагин в инструкции по основам эротического воздействия.
Чтобы разобраться со страхом, давайте определимся, что такое эмоция? На тренингах можно услышать, что эмоция – это оценочная реакция на внешнее событие. Оценка – это внутреннее представление, является ли событие положительным или отрицательным, что соответствует представлению Фрейда. Может ли быть аффект, как форма эмоции, бессознательным?
Фрейд приводит пример, что яркое чувство может восприниматься ошибочно. К примеру, влечение, которое всегда исходит из Бессознательного, может быть не допущено в Сознание. Потребность ребенка в близости с отцом может быть вытеснено занятым отцом, который не выделяет времени на общение с ребенком. Или же может быть вытеснено моральными установками, если речь идет уже о другой форме влечения.
В обоих случаях влечению приходится ждать в Бессознательном, пока оно не находит замещающего представления. Активность к объекту влечения превращается в бегство от него. Ближайшее представление для бегства – это избегание опасности. А для избегания опасности соответствующая эмоция – это страх. Так получается, что бессознательное влечение воспринимается как страх, хотя по сути должно было бы ощущаться как любовь. Такой процесс Фрейд называет бессознательным аффектом, когда желание началось и «вытеснилось» обратно в Бессознательное, а сознательно оценивается в совсем другом представлении.
Одной из задач Сознания, согласно Фрейду, является контроль над аффектом. До тех пор, пока Сознание контролирует произвольные моторные движения, психическое состояние индивидуума может считаться нормальным. Гораздо сложнее для Сознания влиять на само возникновение аффекта, где оно вступает в противодействие с Бессознательным.
Экономический подход к описанию вытеснения.
Экономический подход в психоанализе, сформулированный Фрейдом, основан на описании психологической активности в терминах психической энергии. К примеру, вытеснение – это недопускание Побуждения из бессознательном в сознание. Как происходит недопускание? Если верно предположение, что сознательное Побуждение отличается от бессознательного только признаками, но не является новой копией той же информации в мозгу, то этим признаком может быть энергия.
Побуждение становится активным, и может подняться в Сознание, когда ему придается энергия. Источником энергии может быть аффект как защитная реакция, или влечение (интерес). Поскольку любое воспоминание в Бессознательном сохраняет активность, то энергия может отнимается от чего-то другого, а именно от Предсознания. Задача Предсознания — защитить Сознание от натиска Бессознательного. Для создания и поддержания вытеснения требуется постоянное усилие. Таким образом энергия, которая отнимается от Побуждения, затрачивается на противодействие с ним же.
В любительской психологии этот подход Фрейда выражен в лозунгах-задачах «найти себя», «привести себя в гармонию с собой», чтобы освободить внутреннюю энергию и направить ее на достижение своих целей.
Свойства Бессознательного и его продукты
Бессознательное получает информацию через восприятие, и не обладает цензурой. Все пути восприятия остаются свободными. Это перекликается с постулатами НЛП, что подсознание все замечает, даже если мы отвлечены размышлениями.
В то же время Побуждения, вытесненные в Бессознательное, отличаются от сознательно услышанной информации, даже если они имеют одно и то же содержание.
Вы можете обсудить вопросы Бессознательного на онлайн-встречах психологического Клуба
>>> Календарь встреч, 30+ в месяц
Из чего состоит Бессознательное? Фрейд сравнивает его с «аборигенами», некой суммой из животных инстинктов и вытесненных из сознания детских переживаний, воспринимаемых с возрастом как недопустимых. Инстинкты могут проявляться в виде фантазий. Вытесненные переживания детства — в виде защитных невротических реакций.
Самым интересным мне показались не продукты бессознательного, но что происходит, если Сознание и Бессознательное работают вместе. Бессознательные желания и влечения проходят через Цензуру убеждений в Предсознании, и, как правило, вытесняются обратно, не доходя до сознательного уровня. Но если стремления в Сознании соответствуют бессознательным Побуждениям, возникает сотрудничество. Предсознание воспринимает активность Бессознательного как продолжение намерений Сознания, выключает цензуру и усиливает Побуждения!
Фрейд: «усиленные стремления проявляются все-таки иначе, чем нормальные: они создают способность к исключительной по совершенству деятельности и проявляют такую же сопротивляемость, против возражений, как навязчивые симптомы.»
Бессознательное одного человека может влиять на Бессознательное другого, обойдя его Сознание. По Гагину это проявляется особенно при флирте, или эротическом воздействии. Чтобы возбудить собеседника (и не обязательно другого пола), достаточно упредительно себя внутренне возбудить. Тогда это внутреннее возбуждение передастся собеседнику, даже если он этому сознательно противится.
В чем суть психоаналитического лечения?
Работа психоаналитика заключается в том, чтобы воздействовать на Бессознательное через Сознание. Но эти изменения требуют времени. Процесс трудный и длительный.
.. психоаналитическое лечение построено на воздействии на Бессознательное через Сознание и во всяком случае показывает, что такое воздействие не невозможно, хотя и удается с большим трудом. … изменение Бессознательного, протекающее самостоятельно под влиянием Сознания, представляет собой трудный и длительный процесс. Если говоришь пациенту об угаданном в свое время вытесненном им представлении, то сначала ничего не меняется в его психическом состоянии. Главное же то, что этим не уничтожается вытеснение и не устраняются его последствия, как можно было ждать, оттого что неизвестное прежде представление стало известным. Наоборот, сперва получается только новое отклонение вытесненного представления. У пациента действительно имеется теперь то же представление в двух формах в различных местах его душевного аппарата: во-первых, он имеет сознательное воспоминание со слов аналитика благодаря сообщению представления, во-вторых, как нам точно известно, он сохраняет в себе в прежней форме бессознательное воспоминание о пережитом. В действительности вытеснение уничтожается не прежде, чем сознательное представление, преодолев сопротивление, вступает в связь с бессознательным воспоминанием. Успех достигается только тогда, когда именно это последнее становится сознательным.
Фрейд
Речь шизофреника и ее отношение к бессознательному
Каким языком могло бы разговаривать Бессознательное? Фрейд предполагает, что наиболее полно Бессознательное проявляется через речь шизофреников. При этой болезни изначальное Побуждение после процесса Вытеснения не ищет новых объектов; наступает состояние нарциссизма, неспособности пациентов к перенесению чувств. То есть Побуждение остается направленным на Бессознательное. В результате при шизофрении высказывается через сознательную речь бессознательное состояние пациентов.
Речь становится особенно заботливой, неестественной, манерной, часто направленной на отношение к органам тела. Фрейд называет это «шизофреническим словообразованием», «ипохондрическим языком органов», когда все содержание речи замещается отношением к органам (глазу, руке) или телесным ощущениям (толкнуть, сдвинуть, подменить).
Любой объект, к примеру, стул, может иметь предметное описание, состоящее в активности и тактильных ощущениях (размер, вес, твердость), и словесное описание (сам термин «стул», а может «табуретка»). Фрейд отмечает, что в случае шизофрении слово и вещь не совпадают, что не имеет места в случае невроза.
Тем не менее кажется странным, почему именно словесное описание, обычно находящееся под контролем Сознания, в случае Вытеснения становится основным признаком шизофрении. Фрейд отвечает, что речь идет скорее о попытке организма к выздоровлению и овладению утерянными объектами. Чтобы восстановить потерянную связь с объектом, Сознание обращается к Бессознательному через то, что у него есть – через словесное определение. Этот путь не безопасен:
Когда мы мыслим абстрактно, нам грозит опасность пренебречь взаимоотношениями между словами и бессознательными предметными представлениями, и нельзя отрицать, что наше философствование в таких случаях приобретает нежелательное сходство по содержанию и форме выражения с мыслительной работой шизофреников.
Фрейд
Различия сознательных и бессознательных психических представлений
На основе того же представления, что объект в психическом мире обладает предметным и словесным представлением, Фрейд формулирует основу не только неврозов переноса, но и современное объяснение психологических травм. Бессознательное содержит только предметное силы объектов, его тактильное описание. Предсознание добавляет к нему представление, некую форму оценки. Сознание добавляет словесное представление, благодаря которому мы можем описать объект через речь. Таким образом, при неврозе происходит вытеснение словесного описания, которое при нормальном психическом состоянии должно было бы быть связано с объектом.
Невыраженное словом представление или не обладающий усиленной активностью психический акт остается тогда в бессознательном — как вытесненный
Фрейд
Этот постулат лежит в основе современных методов терапии травм, к примеру, после аварии. При аварии пациент может «забыть», или «вытеснить» многие детали происшествия, после чего его могут мучать кошмары, появиться фобии. Для лечения предлагается заново пережить в мельчайших деталях каждый момент происшествия, заново пережить вытесненные эмоции, в результате чего вытесненному предметному описанию дается словесное, событие проходит из бессознательного в сознание, и невроз исчезает.
Очень созвучен постулат НЛП «мы не знаем того, чему нет названия». К примеру, синий и зеленый цвета на японском языке обозначаются одним и тем же словом «ао». Многие японцы старшего поколения эти цвета не различают.
Кстати, у каждого Типа Личности есть свои, индиивуальные проявления бессознательного. Узнайте детали:
>>> Типы Личности и их бессознательное
Фрейд сформулировал основы еще одного постулата НЛП, «карта не есть территория». Словесные представления настолько отдалены от предметных, «мышление происходит в процессах столь отдаленных от первоначальных остатков восприятий, что они ничего больше не получают от их качеств и нуждаются в усилении новыми качествами для того, чтобы стать сознательными.»
Немного головоломок напоследок
Да уж, Фрейда сложно перевести на простой язык. Для демонстрации привожу три цитаты Фрейда, и что они могли бы означать.
..Мы установим тот важный, но и ставящий нас в затруднительное положение факт, что бессознательность является только признаком психического, однако, никоим образом не характеризующим его
Фрейд
Фрейд имеет в виду, что большинство мыслей, побуждений, желаний и воспоминаний мы не осознаем. Они в нас погребены глубоко в мозгу, в памяти, выражаются в спонтанных реакциях, за пределами нашего внимания. Поэтому «бессознательность» процессов является признаком психического. В то же время эти Побуждения могут быть просто латентными, в данный момент нам сознательно не нужными, в то же время я могу «сознательно» воспользоваться ими. К примеру, сейчас воспоминания, что я ел вчера, для меня бессознательны, я из не осознаю. Но если мне нужно, я вспомню сознательно. Поэтому из-за латентности Побуждений бессознательность типична для психики, но не описывает ее полностью.
То, что слышишь, и то, что переживаешь, по психологической природе своей совершенно различные вещи даже в том случае, если они имеют одно и то же содержание
Фрейд
Эта цитата Фрейда золотая, и является основой НЛП. «Карта не есть территория». «Мы не осознаем предмет, пока не дадим ему название». «Важна не информация, а ее интерпретация.» Фрейд описывает этой фразой, что изначально информация из внешнего мира попадает в Бессознательное, и сохраняется в форме Побуждения. В Предсознании она дополняется информацией из убеждений. И если проходит Цензуру, Сознание дает ему словесное название. То, что сознательно называется словом (слышно), уже далеко от того, что организм почувствовал в начале.
Иногда работа сновидений обращается со словами как с вещами и создает тогда очень похожие «шизофренические» речи или новообразования слов
Фрейд
Основной признак «шизофренической» речи – несовпадение слова и вещи. Побуждения, запертые в Бессознательном, и направленные не на объект, а на само же Бессознательное, выражаются в словах, направленных на части тела. К примеру, шизофреник может говорить о руке, описывая стул. Нечто похожее может происходить при сновидениях, когда одно слово может заменить целое событие.
Найти статью
Cферы жизни
Самопознание (44)
Дети. От 0 до 18 (12)
Карьера (27)
Отношения (139)
Совместимость (33)
Истории любви (47)
Здоровье и тело (109)
Уроки Йоги онлайн (4)
Наука и общество (123)
Типы личности (28)
Из жизни Наследия Фрейда (9)
Еще в тему
Требования к психологу в Австрии
Да «Тотальному Да»!
Темперамент и профессия. Влияние на выбор
Как поддерживать здоровье (салютогенез) и развивать психологическую устойчивость
Все индивидуально? Религии и теории личности
История психоаналитической теории Фрейда
Большинство людей слышали о Зигмунде Фрейде, отце психоанализа, и многие слышали о некоторых из его наиболее противоречивых идей, таких как зависть к пенису и Эдипов комплекс.
Однако психоанализ — это гораздо больше, чем причудливый подход к пониманию человеческого разума. Это особая форма разговорной терапии, основанная на сложной теории человеческого развития и психологического функционирования.
В этой статье мы познакомим вас с историей психоаналитической теории, основными постулатами психоаналитической модели сознания и клиническим подходом, называемым психоанализом. Мы объясним различия между психоанализом и психотерапией и рассмотрим некоторые критические замечания в адрес психоанализа.
Прежде чем продолжить, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших позитивных упражнения КПТ.
Эта статья содержит
- Что такое психоанализ? Определение и история психоаналитической теории
- Подход: психоаналитическая перспектива
- Методы психоаналитической терапии
- Психодинамика против психоаналитической теории
- Психоанализ против психотерапии
- Психоаналитический тест: тест личности Фрейда
- Критика психоаналитической теории
- Сообщение на вынос
- Ссылки
Что такое психоанализ? A Definition and History of Psychoanalytic Theory
Психоанализ — это разговорная терапия, направленная на лечение ряда проблем психического здоровья путем исследования взаимосвязи между бессознательными и сознательными элементами психологического опыта с использованием таких клинических методов, как свободные ассоциации и интерпретация сновидений (Pick, 2015). ).
Современный психоанализ во многом развился из своих корней в классическом фрейдистском подходе, который развивался в Вене в конце 19-го века.
Сегодня существует несколько психоаналитических школ, придерживающихся различных моделей сознания и клинических подходов. К ним относятся школа объектных отношений, связанная с Кляйном и Винникоттом, аналитическая психология Юнга и лакановский психоанализ (Gaztambide, 2021).
Сегодня существует множество противоречий между этими различными подходами, хотя все они могут быть классифицированы как подходы к психоанализу.
Их объединяет то, что они сосредоточены на динамике переноса и контрпереноса между аналитиком и анализандом как средстве психологической трансформации и исцеления (Pick, 2015). Это поясняется ниже.
Теория Фрейда: Зигмунд Фрейд и психоанализ
Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд родился в Австрии и провел большую часть своего детства и взрослой жизни в Вене (Gay, 2006). Он поступил в медицинскую школу и выучился на невролога, получив медицинскую степень в 1881 году. 0003
Вскоре после окончания учебы он открыл частную практику и начал лечить пациентов с психическими расстройствами. Его внимание привлек интригующий опыт его коллеги, доктора Йозефа Брейера, с пациенткой «Анной О.», которая испытывала ряд физических симптомов без видимой физической причины (Бройер и Фрейд, 1895/2001).
Доктор Брейер обнаружил, что ее симптомы уменьшились, когда он помог ей восстановить воспоминания о травмирующих переживаниях, которые она вытеснила из сознательного сознания. Этот случай пробудил интерес Фрейда к бессознательному и стимулировал развитие некоторых из его самых влиятельных идей.
Вы можете больше узнать о клинических истоках психоанализа в оригинальном тексте Исследования истерии (Бройер и Фрейд, 1895/2001).
Модели разума: Эго, Ид и Суперэго
Возможно, наибольшее влияние Фрейда на мир оказала его модель человеческого разума, которая делит разум на три слоя или области.
- Сознание
Содержимое наших текущих мыслей, чувств и восприятия - Подсознание (иногда называемое подсознанием)
Дом всего, что мы можем вспомнить или извлечь из нашей памяти - Бессознательное
На самом глубоком уровне нашего разума находится хранилище процессов, управляющих нашим поведением, включая биологически обусловленные инстинктивные желания (Pick, 2015).
Позже Фрейд предложил более структурированную модель разума, которая лучше отражала его первоначальные представления о сознательных и бессознательных процессах (Gaztambide, 2021).
В этой модели разум состоит из трех компонентов:
- Ид
Ид действует на бессознательном уровне как двигатель двух наших основных инстинктивных побуждений: Эроса, или инстинкта выживания, который побуждает нас участвовать в деятельности, поддерживающей жизнь, и Танатос, или инстинкт смерти, который побуждает к разрушительному, агрессивному и жестокому поведению. - Эго
Эго действует как фильтр для Ид, который работает как проводник и проверка наших бессознательных побуждений. Эго обеспечивает удовлетворение наших потребностей социально приемлемым способом. Он ориентирован на навигацию в реальности и начинает развиваться в младенчестве. - Суперэго
Суперэго — это термин, который Фрейд дает «сознанию», где обитают мораль и высшие принципы, побуждающие нас действовать социально и морально приемлемым образом (Pick, 2015).
Изображение предлагает контекст этой модели «айсберга» разума, которая изображает наибольшее психологическое влияние как царство бессознательного.
Защитные механизмы
Фрейд считал, что эти три компонента разума находятся в постоянном конфликте, потому что каждый из них преследует разные цели. Иногда, когда психологический конфликт угрожает психологическому функционированию, эго мобилизует множество защитных механизмов, чтобы предотвратить психологическую дезинтеграцию (Burgo, 2012).
К этим защитным механизмам относятся:
- Подавление
Эго полностью препятствует проникновению в сознание тревожных воспоминаний или угрожающих мыслей, отталкивая их в наше бессознательное. - Отрицание
Эго блокирует огорчающие или подавляющие переживания осознания, заставляя нас отказываться признавать или верить в то, что происходит. - Проекция
Эго пытается устранить дискомфорт, приписывая наши неприемлемые мысли, чувства и мотивы другому человеку. - Смещение
Эго удовлетворяет бессознательный импульс, воздействуя на замещающий объект или человека социально неприемлемым образом (например, выражая гнев, который вы испытываете по отношению к своему начальнику на работе, вместо этого дома с супругом). - Регрессия
Функционирование Эго возвращается к прежней стадии психологического развития, чтобы справляться со стрессом (например, у разгневанного взрослого впадает в истерику, как у маленького ребенка). - Сублимация
Подобно замещению, эго преодолевает конфликт, направляя избыточную энергию на социально приемлемую деятельность (например, направляя тревогу на упражнения, работу или другие творческие занятия).
Подход: Психоаналитический взгляд
Психоаналитический подход фокусируется на расшифровке того, как бессознательный разум управляет сознательными процессами таким образом, что это мешает здоровому психологическому функционированию.
Он основан на фундаментальной идее о том, что поведением человека управляют биологически детерминированные бессознательные силы, часто уходящие корнями в ранний опыт попыток удовлетворить наши основные потребности. Однако они остаются вне сознания (Pick, 2015).
Психоанализ занимается исследованием защит взрослых от неприемлемых бессознательных желаний, коренящихся в этих ранних переживаниях, и подчеркивает их важность как основы психологического функционирования взрослых (Frosh, 2016).
Загрузить 3 бесплатных пакета инструментов Positive CBT (PDF)
Указав свое имя и адрес электронной почты ниже.
Методы психоаналитической терапии
Современный психоаналитик может использовать ряд различных вмешательств в зависимости от школы психоаналитического мышления (например, объектно-реляционные, лакановские, юнгианские и т. д.; Gaztambide, 2021).
Тем не менее, существуют четыре составные техники, специфичные для психоанализа, которые мы объясним ниже.
Каковы четыре идеи психоанализа?
Интерпретация
Интерпретация относится к выдвижению аналитиком гипотезы о бессознательных конфликтах своего клиента. Эти гипотезы устно сообщаются клиенту.
Как правило, аналитик пытается сделать своего клиента более осведомленным об их защитных механизмах и их контексте отношений, включая их бессознательные конфликты и мотивацию клиента для мобилизации определенного защитного механизма (Kernberg, 2016).
Существует три этапа интерпретации (Kernberg, 2016):
- Прояснение
Когда аналитик пытается прояснить, что происходит в сознании пациента - Конфронтация
Аккуратно стремится довести до сведения клиента невербальные аспекты поведения - Интерпретация
Когда аналитик выдвигает свою гипотезу о бессознательном значении, связывающем каждый аспект коммуникации клиента с другими
Анализ переноса
Перенос относится к повторению бессознательных конфликтов, уходящих корнями в реляционное прошлое клиента в отношениях с аналитиком. Анализ переноса включает в себя отслеживание элементов вербальной и невербальной коммуникации клиента с целью повлиять на поведение аналитика по отношению к клиенту (Racker, 1982).
Например, клиент с историей детской травмы может начать относиться к аналитику как к угрожающей или хищной авторитетной фигуре, выражая подозрение в мотивах аналитика, пропусках сеансов или злясь на аналитика.
Анализ переноса клиента является важным компонентом психоанализа и основной движущей силой изменений во время лечения. Он предоставляет исходный материал, на основании которого аналитик делает выводы (Racker, 1982).
Техническая нейтральность
Техническая нейтральность относится к приверженности аналитика сохранять нейтральность и избегать принятия какой-либо стороны во внутренних конфликтах клиента. Аналитик стремится оставаться нейтральным и непредвзятым, сохраняя клиническую дистанцию от внешней реальности клиента.
Кроме того, техническая нейтральность требует, чтобы аналитики воздерживались от навязывания клиенту своих систем ценностей (Kernberg, 2016).
Технический нейтралитет иногда может показаться равнодушием или незаинтересованностью в клиенте, но это не цель; скорее, аналитики стремятся служить зеркалом для своих клиентов, отражая их собственные характеристики, предположения и поведение, чтобы развивать самосознание клиента.
Анализ контрпереноса
Контрперенос относится к ответам и реакциям аналитика на клиента и материал, который он представляет во время сеансов, особенно к переносу клиента.
Анализ контрпереноса включает в себя отслеживание элементов собственного диспозиционного переноса аналитика на клиента, который определяется клиентом (Racker, 1982).
Анализ контрпереноса позволяет аналитику поддерживать клинические границы и избегать отыгрывания в отношениях с клиентом.
Следуя приведенному выше примеру, аналитик, работающий с клиентом, у которого в анамнезе были детские травмы, может отреагировать на перенос клиента, испытывая пренебрежение или презрение к клиенту, который пропускает сеансы или выражает подозрение.
Однако анализ контрпереноса позволяет аналитику понять, что такие чувства являются реакцией на перенос клиента, уходящий корнями в его прошлые конфликты в отношениях. Тогда чувства аналитика рассматриваются как материал для интерпретации, а не выражения (Racker, 1982).
Психодинамическая теория против психоаналитической теории
Психодинамическая теория является эволюционным ответвлением психоаналитической теории и сохраняет ключевые элементы психоаналитической теории человеческого развития, психологического функционирования и терапевтических методов (Berzoff et al., 2008).
Психодинамическая теория соглашается с тем, что клинические проблемы во взрослой жизни часто возникают в ранних отношениях клиента. Он также учитывает текущий социальный контекст клиента и его взаимодействие с непосредственным окружением.
Оба теоретических подхода сходятся в следующем:
- Существование бессознательных влечений/инстинктов и защитных механизмов
- Влияние бессознательного на личность и поведение человека
- Важность нашего раннего опыта в формировании более поздних паттернов отношений
- Влияние внутренних факторов на поведение, то есть поведение никогда не находится под полным контролем клиента (Berzoff et al. , 2008)
Может быть полезно провести дальнейшее различие между ними, приведя несколько примеров различий и сходств в клиническом подходе.
Во-первых, и психоаналитик, и психодинамический терапевт работают с переносом и контрпереносом. Фактически, любой терапевтический подход, который признает и работает с переносом и/или контрпереносом, может быть отчасти назван психодинамическим (Shedler, 2010).
Таким образом, психодинамический терапевт уделяет внимание сообщениям своего клиента, чтобы определить, как глубоко укоренившиеся бессознательные конфликты могут способствовать проблемному поведению, мыслям и чувствам в настоящем.
Однако они также обращают внимание на текущий социальный контекст жизни клиента, чтобы понять, как реальные ситуации, такие как бедность, горе, жестокое обращение, насилие, расизм, сексизм и т. д., способствуют страданиям клиента ( Берзофф и др., 2008).
Психоаналитик будет видеть своего клиента (обычно называемого пациентом) каждый рабочий день в течение неопределенного периода лет. Между тем, психодинамический терапевт будет встречаться с клиентом реже, возможно, один или два раза в неделю в течение нескольких месяцев или нескольких лет, в зависимости от потребностей клиента. В этом отношении психодинамическая терапия больше ориентирована на клиента (Berzoff et al., 2008).
Психодинамический терапевт может использовать техники, не являющиеся психоаналитическими, для работы с переносом и контрпереносом. Они могут включать коммуникативные навыки, такие как активное слушание, эмпатия и выразительное искусство. Психодинамические терапевты не ограничены в своем подходе традиционными столпами психоаналитической техники, упомянутыми выше (Шедлер, 2010).
Психоаналитик работает со своим клиентом на кушетке, чтобы стимулировать регрессию и получить доступ к бессознательному материалу (Pick, 2015), в то время как психодинамический терапевт работает лицом к лицу с клиентом, сидящим прямо.
Теперь, когда мы выяснили различия между психодинамической и психоаналитической терапией, давайте посмотрим на разницу между психоанализом и психотерапией в целом.
Психоанализ в сравнении с психотерапией
Психоаналитик обладает определенным набором навыков, приобретенных в ходе специальной психоаналитической подготовки. Между тем, психотерапевты могут обучаться ряду терапевтических методов, включая психодинамические, когнитивно-поведенческие, гуманистические или интегративные подходы (Wampold, 2018).
Однако обе профессии сосредоточены на помощи людям с помощью разговорной терапии. Оба используют свои навыки, чтобы помочь своим клиентам проникнуть в их внутренний мир, решить свои психологические проблемы и исцелиться.
По сути, психоаналитик — это разновидность психотерапевта, специализирующегося на психоанализе. Поэтому каждый психоаналитик также является психотерапевтом, но не каждый психотерапевт является психоаналитиком (Wampold, 2018).
Психоаналитический тест: фрейдовский личностный тест
Если вы заинтересованы в том, чтобы пройти быстрый и простой тест для определения вашего типа личности в соответствии с классической психоаналитической теорией, подумайте о том, чтобы пройти тест Фрейда на стиль личности от Исследовательской лаборатории индивидуальных различий.
Хотя для получения более достоверной и надежной классификации вам потребуется консультация психоаналитика, этот тест может дать вам представление о том, как психоаналитики концептуализируют личность.
Тест состоит из 48 пунктов, оцениваемых по пятибалльной шкале от «Не согласен» до «Согласен». Результаты представлены в виде баллов от 0% до 100% по восьми типам личности:
- Орально-рецептивный
- Орально-агрессивный
- Анально-изгнание
- Анально-ретенционный
- Фаллически-агрессивный
- Фаллико-компенсационный
- Классическая истерика
- Ретенционная истерика
Чтобы больше узнать о теории Фрейда о психосексуальном развитии и о том, как она связана с личностью, посмотрите видео ниже.
Объяснение психоаналитической теории Зигмунда Фрейда
Критика психоаналитической теории
Хотя психоаналитическая теория заложила основы большей части современной психологии, она не лишена недостатков. Психоанализ все еще практикуется сегодня, и с тех пор психоаналитическая теория была обновлена благодаря нашему лучшему пониманию человеческого поведения, нейронауки и мозга (Frosh, 2016).
Однако серьезная критика теории и ее приложений остается (Eagle, 2007).
Основные критические замечания включают следующее:
- Многие гипотезы и предположения психоаналитической теории не могут быть проверены эмпирически, что делает практически невозможным их фальсификацию или подтверждение.
- Он подчеркивает детерминированную роль биологии и бессознательного и игнорирует влияние окружающей среды на сознательный разум.
- Психоаналитическая теория глубоко укоренилась в сексистских идеях Фрейда, и следы этого сексизма все еще остаются в теории и практике сегодня.
- Он глубоко европоцентричен и не поддерживается межкультурно и может применяться только к клиентам из западной иудео-христианской и светской культур.
- Фрейд уделял особое внимание патологии и пренебрегал изучением оптимального психологического функционирования.
- Теория была разработана не путем применения научного метода, а на основе субъективных интерпретаций Фрейдом небольшой группы пациентов, принадлежащих к определенному культурному фону и определенному историческому периоду (Eagle, 2007).
Учитывая эту обоснованную критику психоаналитической теории, было бы мудро относиться к Фрейду и его теориям со скептицизмом.
Хотя его работа легла в основу современной психологии, она не была разработана на основе научно обоснованной доказательной базы и не поддается фальсификации. Поэтому ученики и последователи Фрейда взяли на себя бремя попыток предоставить доказательства, подтверждающие научную и клиническую достоверность психоанализа.
Важная информация
В то время как классическая психоаналитическая теория Фрейда и традиционная клиническая техника заслужили широкую критику из-за отсутствия научной доказательной базы или возможности проверки, объяснительная сила психоаналитической теории стала частью популярной культуры на Западе.
Например, все мы знаем об оговорке по Фрейду и в целом согласны с тем, что люди часто остаются «неосознанными» в отношении определенных аспектов самих себя, своих мотивов, поведения и влияния, которое они оказывают на других.
Различные защитные механизмы стали частью повседневного языка популярной психологии, такие как отрицание, вытеснение и проекция.
Также нельзя отрицать, что интерпретация снов Фрейдом привела к широко распространенному убеждению, что наши сны на самом деле что-то значат, а не просто серия случайных событий, происходящих, когда мы спим.
Тем временем центральные терапевтические концепции переноса и контрпереноса легли в основу широко распространенного психодинамического понимания отношений, особенно в медицинских и социальных учреждениях. Эти идеи также повлияли на разработку методов защиты, поддерживающих профессиональные границы.
Некоторые идеи Фрейда могут показаться эксцентричными и актуальными для своего времени, но его наследие далеко простирается и повлияло на области мысли, выходящие далеко за рамки клинической практики психоанализа.
Надеемся, вам понравилась эта статья. Для получения дополнительной информации не забудьте бесплатно загрузить три наших позитивных упражнения CBT.
Изд.: обновлено в апреле 2023 г.
- Берзофф, Дж., Фланаган, Л.М., и Герц, П. (2008). Наизнанку и снаружи в: Психодинамическая клиническая теория и психопатология в современных мультикультурных контекстах . Джейсон Аронсон.
- Брейер, Дж., и Фрейд, С. (2001). Исследования истерии. В J. Strachey (Trans., Ed.), Полное собрание психологических сочинений Зигмунда Фрейда, Vol. II (1893–95) . Винтаж. (Оригинальная работа опубликована в 1895 г.)
- Бурго, Дж. (2012). Зачем я это делаю? Механизмы психологической защиты и скрытые способы, которыми они формируют нашу жизнь . Новый Райз Пресс.
- Орел, Миннесота (2007). Психоанализ и его критика. Психоаналитический психолог г, 24 (1), 10–24.
- Фрош, С. (2016). За и против психоанализа . Рутледж.
- Гей, П. (2006). Фрейд: жизнь для нашего времени . В. В. Нортон.
- Газтамбиде, Д. Дж. (2021). Народная история психоанализа: от Фрейда до психологии освобождения . Лексингтонские книги.
- Кернберг, О. (2016). Четыре основных компонента психоаналитической техники и производных психоаналитических психотерапий. Всемирная психиатрия , 15 (3), 287–288.
- Ракер, Х. (1982). Перенос и контрперенос . Рутледж.
- Пик, Д. (2015). Психоанализ: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета.
- Шедлер, Дж. (2010). Эффективность психодинамической психотерапии. American Psychologis т, 65 (2), 98–109.
- Вамполд, Британская Колумбия (2018). Основы психотерапии: Введение в теорию и практику . Американская психологическая ассоциация.
Об авторе
Джо Нэш, доктор философии, писатель, редактор и писатель. Джо получила докторскую степень. получила степень доктора психотерапевтических исследований в Университете Шеффилда, где более десяти лет преподавала психическое здоровье на медицинском факультете. Сегодня Джо сочетает свою страсть к языку с навыками внимательности, когда тренирует писателей, чтобы помочь им развивать поток и оптимизировать продуктивность. Она является создателем подхода «сфокусированного потока» к написанию коучинга.
Насколько полезна была для вас эта статья?
Совершенно бесполезен Очень полезно
Категории
Читайте другие статьи по их категории
Фрейдистская психология | Психология сегодня
Фрейд
Отзыв от Psychology Today Staff
Психология Фрейда основана на работах австрийского невролога Зигмунда Фрейда (1856-1939). Он считается отцом психоанализа, и ему в значительной степени приписывают создание области разговорной терапии. Сегодня психоаналитический и психодинамический подходы к терапии являются модальностями, которые в наибольшей степени опираются на принципы Фрейда. Фрейд также разработал влиятельные теории о таких предметах, как бессознательное, источники психопатологии, значение снов.
Содержимое
- Чем известен Фрейд?
- Фрейд и психотерапия
- Идеи Фрейда сегодня
Чем известен Фрейд?
Фрейд известен своими обширными теориями по таким вопросам, как бессознательное, сны, инфантильная сексуальность, либидо, подавление и перенос — все они продолжают в той или иной степени влиять на область психологии. Получив образование невролога, Фрейд рассматривал разум как Ид, центрированное на желаниях, морально движимое Супер-Эго и Эго (или «Я») между ними, что способствовало новому пониманию психологического развития человека и лечению психологических расстройств. .
Другие концепции, которые сегодня широко ассоциируются с Фрейдом, включают выявление «фрейдистских оговорок» в речи и теорию Фрейда об Эдиповом комплексе, в которой ребенок питает бессознательное сексуальное влечение к родителю противоположного пола.
Как Фрейд описывал бессознательное?
Бессознательная часть разума была описана как кладезь сильных мыслей и чувств, о которых люди не знают напрямую, но которые оказывают важное влияние на повседневную жизнь. Он считал, что этот скрытый психический материал способствует развитию психических заболеваний.
Что такое ид, эго и суперэго?
Фрейд создал модель разума, состоящую из трех частей: ид, эго и суперэго. Оно было вместилищем примитивных влечений, включая сексуальные и агрессивные импульсы. Эго включало в себя сознательные процессы, а также бессознательные «защитные механизмы», созданные для разрешения конфликтов между Ид и требованиями реальности. Суперэго считалось ментальным воплощением моральных кодексов общества, что могло привести к самобичеванию и чувству вины.
Что такое защитные механизмы?
Защитные механизмы были описаны Фрейдом как способы адаптации разума к внутренним конфликтам. Примеры включают подавление или устранение неприятных мыслей из сознания; смещение или смещение эмоциональных реакций (таких как агрессия) с первоначальной цели на более безопасную; формирование реакции или поведение, противоречащее истинным чувствам.
Что такое Фрейдистская теория сновидений?
Фрейд утверждал, что сны являются важным окном в бессознательное и могут быть поняты как способ разума удовлетворять желания, которые не могут быть удовлетворены в бодрствующей жизни. Элементы реальности могли быть представлены разнообразными символами сна. Он предложил способы расшифровки их значения в своей книге 1899 года «Толкование снов».
Что такое «оговорка по Фрейду»?
«Оговорка по Фрейду» — это пример оговорки («у нас было несколько сексбэков» или «приятно побить тебя»), которая якобы раскрывает скрытые мысли или мотивы. Такие оговорки Фрейд описал в своей книге «19 лет».01 книга, Психопатология повседневной жизни .
Эдипов комплекс реален?
Фрейд предположил, что мальчики испытывают сексуальные чувства к своей матери и желают устранить своего отца. (Эдип — это мифическая фигура, которая убивает своего отца и женится на своей матери, не зная, что они его родители.) Среди психологов нет единого мнения относительно существования универсального Эдипова комплекса, который принимает форму, описанную Фрейдом.
Реальна ли зависть к пенису?
Зависть к пенису, связанная с предполагаемым чувством неадекватности девочек из-за отсутствия у них мужских гениталий, была, как и Эдипов комплекс, одной из наиболее противоречивых идей Фрейда. Сомнительно, чтобы зависть к пенису была типичным феноменом развития.
Каковы 5 стадий психосексуального развития по Фрейду?
Фрейд предположил, что в процессе развития люди проходят пять психосексуальных стадий: оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную. В основном они были названы в честь эрогенных зон, которые он считал центральными на каждой стадии — во время грудного вскармливания (оральная), во время приучения к туалету (анальная) и т. до шестого года.
Как Фрейд описывал либидо?
Фрейд описывал либидо как ментальную энергию человеческих инстинктов жить и воспроизводить потомство. Считалось, что оно выражается физическими средствами (включая сексуальное удовлетворение), но также и психологическими средствами, например, в форме исполнения желаний во сне.
Фрейд и психотерапия
Форма терапии, разработанная Фрейдом и названная психоанализом, сыграла основополагающую роль в практике терапии в целом. Как теоретик и клиницист, он продемонстрировал потенциальную силу разговоров и наблюдений за своей внутренней жизнью в улучшении симптомов психических заболеваний. Хотя более поздние направления психотерапии, включая современный психоанализ, отличаются от него в деталях теории и практики, работа Фрейда, тем не менее, оказала на них влияние.
Что такое психоанализ Фрейда?
Фрейдистский психоанализ — это и метод лечения, и способ понимания сознания, основанный на идеях Фрейда. В его версии лечения считается, что психические заболевания в значительной степени коренятся в бессознательном, и психоаналитик играет роль в привлечении сознания к патологическим психическим процессам.
Какие методы Фрейд использовал в терапии?
Одним из основных инструментов Фрейда была свободная ассоциация, при которой пациент свободно говорит о любых мыслях, которые приходят ему в голову, что считается способом привлечь внимание к внутренним конфликтам и разрешить их. Отношения между терапевтом и пациентом также считались ключевыми, и перенос — проецирование своих чувств по отношению к другому человеку (например, родителю) на терапевта — давал возможность справиться с этими чувствами.
Почему пациенты Фрейда лежали на кушетке?
Считается, что в психоанализе, когда пациент лежит на кушетке во время сеанса, не глядя прямо на терапевта, пациенту легче раскрыть свои внутренние мысли в процессе свободных ассоциаций. Это может также облегчить мышление терапевта во время сеансов.
Что такое неврозы?
Невроз — это термин, используемый для описания состояний, сопровождающихся выраженной тревогой или дистрессом (в форме иррациональных страхов, навязчивых идей или других симптомов). Фрейд предположил, что неврозы, как и другие формы психических заболеваний, возникают в результате бессознательных внутренних конфликтов, например, когда подавляется побуждение.
Как Фрейд обучал других аналитиков?
Проведя собственный самоанализ, Фрейд частично обучал новых психоаналитиков, анализируя их. Впоследствии психоаналитики-стажеры были проанализированы кем-то, кто сам был проанализирован, по цепочке, ведущей к Фрейду. Это называется «тренировочный анализ».
Существуют ли еще психоаналитики-фрейдисты сегодня?
До сих пор есть практикующие психоаналитики, хотя психоанализ вышел за рамки первоначальных идей Фрейда. Родственной и более широкой категорией терапии является психодинамическая терапия.
Идеи Фрейда сегодня
По мере развития психологии и психотерапии подход к терапии, созданный Фрейдом, утратил свое значение. Основные его идеи, такие как его концептуализация бессознательного, отвергаются учеными как трудные или невозможные для эмпирической проверки.
Тем не менее, психологи продолжают находить мудрость и смысл во фрейдистских концепциях, таких как проекция и другие «защитные механизмы», и современные психоаналитические терапевты многим обязаны методам Фрейда, как и терапевты, использующие психодинамические подходы.
Почему важны теории Фрейда?
Концепции Фрейда сохраняются в массовом воображении, и его работы составляют важную часть истории психологии. Хотя многие из его идей были переоценены или отвергнуты, другие послужили основой для дальнейшей психологической теории и методов лечения.
В чем недостатки теорий Фрейда?
Хотя Фрейд опирался на собственный самоанализ, клинические случаи и другие источники для развития своих теорий, они, как правило, не подвергались эмпирической проверке, как ожидается от современных психологических теорий. Современные научные данные указывают на то, что Фрейд переоценивал роль переживаний раннего детства в развитии психических заболеваний.
Используются ли идеи Фрейда психологами сегодня?
Да, многие из них. Психологи признают важность психических процессов, о которых люди не подозревают (или осознают лишь частично).