Биологические и социальные особенности человека: Биологические и социальные свойства человека: определение, как развивается взаимосвязь

Содержание

Биологические и социальные свойства человека: определение, как развивается взаимосвязь

Содержание:

  • Что такое биосоциальная природа людей
    • Человек как биологическое и социальное существо
  • Основные факторы антропогенеза человека
    • Биологические особенности
    • Социальные особенности
  • Как развивается взаимосвязь, схема

Содержание

  • Что такое биосоциальная природа людей
    • Человек как биологическое и социальное существо
  • Основные факторы антропогенеза человека
    • Биологические особенности
    • Социальные особенности
  • Как развивается взаимосвязь, схема

Что такое биосоциальная природа людей

Говоря о биосоциальной природе человека, уместно употребить высказывание «Человек рождается как биологическое существо, а развивается – как социальное».

Сущность человека имеет двойственный характер. Человеческому организму свойственны определенные физиологические процессы и потребности, обусловленные природой и присутствующие с момента рождения. Жизнью в обществе объясняется становление личности и приобретение социально значимых качеств, реализация иных потребностей, не связанных с природной средой.

Биосоциальная природа – это неразрывное сочетание биологического и социального начал в человеке, отличающее его от всех живых существ.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Человек как биологическое и социальное существо

Человек, являясь частью природы, обладает рядом биологических свойств.  Его организм состоит из органов и систем, постоянно взаимодействующих и функционирующих по определенным правилам. Кроме этих характеристик, человек обладает инстинктами: пищевой, инстинкт самосохранения, родительский.

Отказаться от удовлетворения физиологических потребностей организма человек не в состоянии, но, в отличие от животных, он способен действовать вопреки инстинктам (совершить подвиг ради спасения других людей, отказаться от еды в пользу голодающего и т. п.).

Указанные примеры свидетельствуют о проявлении социального начала и подчинении разуму. Человек – единственное существо, наделенное разумом, а потому многие биологические процессы часто обусловлены требованиями социума. В сравнении с другими организмами, человек может преобразовывать окружающий мир и адаптироваться к различным условиям. Полноценное развитие личности происходит только среди других людей в процессе деятельности (учебной, трудовой). Жизнь в обществе способствует возникновению таких потребностей как общение, уважение и признание, труд, познание.

Основные факторы антропогенеза человека

Этап эволюционного развития, в ходе которого произошло выделение «человека разумного» из всех млекопитающих, процесс формирования его физического типа, первичное речевое и деятельностное развитие человека, называют антропогенезом.

Для данного процесса характерны факторы:

  • биологические;
  • социальные.

К первой группе относят:

  • мутации;
  • изоляцию;
  • популяционные волны;
  • борьбу за существование;
  • естественный отбор.

Существование в условиях дикой природы на первоначальном этапе своего развития требовало от человека определенных качественных характеристик, которые позволяли бы успешно вести борьбу за выживание. Так, сформировавшееся прямохождение способствовало увеличению обзора и более быстрой реакции на появление опасности. Руки, не задействованные в передвижении, отныне могли выполнять иные функции: хватание, броски, труд. Человек научился изготавливать первые орудия труда, что стало ключевым его отличием от животных.

Развитие головного мозга, стоп, кистей рук – всем этим явлениям содействовали биологические факторы.

Труд стал уже социальным фактором развития человечества. К этой группе факторов относят:

  • речь;
  • мышление;
  • социальный образ жизни.

Благодаря первым орудиям, изготовленным людьми, удалось совершенствовать трудовую деятельность. Копья и гарпуны облегчали охоту и рыболовство, делая эти занятия более результативными. Совместный труд и охота объединяли коллектив людей, а необходимость противостоять зверю способствовала формированию речевого аппарата. Свои действия охотники должны были согласовывать друг с другом, а также передавать знания более молодым людям. Поэтому постепенно в древнем сообществе складывается членораздельная речь, упрощающая взаимоотношение членов социума.

Очевидна связь биологических и социальных факторов. Возникновению речи способствовала также наследственная изменчивость, а речевой аппарат и труд обусловили дальнейшее развитие головного мозга.

Биологические особенности

Человек считается существом, занявшим высшую ступень в эволюции животного мира. Он обладает рядом биологических признаков, подтверждающих его природное происхождение:

  1. Прямохождение. Млекопитающие не передвигаются на двух конечностях, им удобнее задействовать в процессе все четыре конечности. Человек – исключение.
  2. Развитые кисти рук. Человек предрасположен к мелкой моторике, в отличие от животного.
  3. Отсутствие большого количества волос на теле. Кожа человека выглядит более уязвимой в сравнении с кожей животных.
  4. Развитый головной мозг. Его объем увеличился за несколько тысячелетий в три раза.
  5. Речевой аппарат. Человек приспособлен к произнесению членораздельных звуков, благодаря биологическим изменениям, происходившим на протяжении долгих лет.

Множество потребностей человека продиктованы природой: в еде, воде, воздухе, сне, отдыхе.

Социальные особенности

Процесс становления личности называется социализацией, так как тесно связан с социумом. Невозможно развитие человека вне коллектива людей. Благодаря погружению в общественную жизнь, человек приобретает разум и сознание, свободу и чувство ответственности, учится быть полезным окружающим и готовым к труду.

Можно выделить следующие социальные особенности человека:

  1. Речь. Посредством речи человек способен передавать информацию последующим поколениям, учиться, общаться.
  2. Сознание. Отражает реальный мир через мысли человека, его чувства, переживания.
  3. Мышление. Позволяет разумно воспринимать происходящее в мире, анализировать, делать выводы, искать рациональные решения проблем.
  4. Культура. Искусственная среда, демонстрирующая уровень развития человечества, способная сохранять и приумножать его достижения.
  5. Труд. Умение изготавливать орудия труда и применять их в практической деятельности – фактор, обусловивший наиболее интенсивное социальное развитие.
  6. Творчество. Потребность в создании чего-либо принципиально нового, не существовавшего ранее – важнейшее отличие человека от животных.

Как развивается взаимосвязь, схема

По вопросу происхождения человека существует два типа абсолютно противоположных друг другу концепций. Первый подход – биологизаторский, второй – социологизаторский. У каждого варианта есть свои сторонники и множество интересных аргументов о соотношении биологического и социального.

Биологизаторские концепции делают акцент на эволюционных предпосылках природы человека. Представители этого подхода утверждают, что большая часть психических и социальных качеств индивида закладывается биологически. Эволюция человека, освоение им социальных ролей и функций обусловлена биологическими характеристиками, и ни в коей мере не подчиняется социальным факторам. Одним из ярких сторонников биологизаторских концепций был физиолог И.П. Павлов.

Представители социологизаторского подхода дают иную трактовку происхождению и развитию человека. Согласно их мнению, первичны в становлении личности именно социальные факторы, только общество создает человека. Биологические характеристики лишь сопровождают жизнедеятельность человека. Одним из сторонников такого подхода выступал Карл Маркс.

Большинство современных специалистов сходится во мнении, что человек – существо с двойственной природой. В нем одинаково присутствуют биологические и социальные признаки. Их взаимосвязь и взаимодействие можно изобразить в виде следующей схемы.

Источник: yandex.ru 

Биологическое начало выступает предпосылкой к существованию индивида, а сущность человека в полной мере выражают социально значимые качества.

Насколько полезной была для вас статья?

Рейтинг: 3.00 (Голосов: 6)

Выделите текст и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter»

Поиск по содержимому

Биологическое и социальное в человеке: примеры и отличия

Фразу «Человек – существо социальное» вы наверняка знаете. Она интересна тем, что очень точно и лаконично описывает двойственную природу людей. С одной стороны, человек – это биологическое существо, такое же как другие животные, и отличающееся от них только особой организацией мыслительной деятельности. С другой стороны, человек – это единственное животное, которое способно поставить социальные ценности выше биологических потребностей. Давайте подробно разберёмся, что такое биологическое в человеке, что такое социальное, рассмотрим примеры. Узнаем, в чём отличия этих понятий и какая между ними взаимосвязь. Начнём с биологического.

Биологическое в человеке

С точки зрения анатомии и физиологии, человек является самым обычным биологическим существом. Каждая из имеющихся в нашем организме систем решает определённые биологические задачи. К примеру, кровеносная система обеспечивает все органы кислородом и питательными веществами, а лимфатическая обеспечивает их очистку.

Мы полностью зависим от состояния этих систем, поэтому должны постоянно обслуживать их. Нам необходимо спать, есть, удовлетворять иные физиологические потребности. Тем не менее иногда мы болеем, и тогда весь организм начинает «сбоить». Но вскоре иммунная система справляется с болезнью, и все системы снова работают в привычном режиме. Все эти процессы являются чисто биологическими, и протекают у нас точно так же, как и у большинства теплокровных животных.

Интересно, что многие наши системы уступают по своим возможностям аналогичным системам животных. Наше зрение не сравнится со зрением орла, мы не можем бегать со скоростью, которую развивает гепард, а наш желудок не способен переваривать траву, создавая из неё питательные вещества, как это делает желудок коровы. Тем не менее по своему общему потенциалу мы превосходим всех животных, и это обеспечивается именно нашей социальной природой.

Примеры биологических особенностей

Человек отличается от остальных животных многими биологическими особенностями. В качестве наиболее важных и отчетливо заметных можно назвать такие признаки как:

  • Развитые кисти рук. У человека очень хорошо развиты руки, что позволяет использовать их самыми разными способами. Как и у остальных приматов, они очень цепкие и довольно сильные. Это позволяет брать тяжёлые предметы и выполнять грубую работу. Но уникальным человека делает развитая мелкая моторика, позволяющая ему выполнять также и очень тонкую работу.
  • Прямохождение. Многие животные могут вставать на задние конечности или даже перемещаться на них. Но только для человека прямохождение является основным видом передвижения.
  • Редуцированный волосяной покров. Поскольку человек уже много тысячелетий защищается от холода при помощи одежды, на его теле практически не осталось волос. Интересно, что этот признак не является уникальным, и многие морские млекопитающие тоже не имеют волос.
  • Развитый головной мозг. У людей самый высокий коэффициент энцефализации (показатель соотношения массы мозга и массы тела) среди всех животных. У взрослого человека среднего телосложения он составляет примерно 7,3-7,8. Вторую ступеньку в этом «рейтинге» занимают афалины (род дельфинов) с коэффициентом энцефализации 5,4.
  • Речь. Способность членораздельно говорить, произнося сложные сочетания звуков, является уникальной особенностью человека, выделяющей его из всех млекопитающих. Интересно, что некоторые птицы способны научиться «говорить». Однако речь птиц имеет другую природу – у них хорошо развита способность имитировать звуки. То есть, они не произносят осмысленные фразы, а подражают любым звукам вообще (например, попугаи часто передразнивают домашних других животных).

Социальное в человеке

Человек – это единственный представитель животного мира, который не подстраивается под окружающую среду, а подстраивает её под себя. Стоит отметить, что влияние человека на природу может быть как разрушительным, так и созидательным. Своим действиями он может нарушать её естественную гармонию, а может облагораживать мир вокруг себя, превращая мрачные топи в цветущие сады.

При этом практически любая деятельность человека неразрывно связана с обществом. Лишь в своём взаимодействии с другими представителями своего вида и с окружающей средой мы становимся людьми, поскольку лишь тогда мы действительно отличаемся от остальных животных. Наша социальная сущность проявляется через общение, осознанную работу, способность приходить к компромиссу и желание заниматься творчеством, создавая что-то для других.

Примеры социальных особенностей

По мере взросления человека происходит его социализация – приобретение им качеств, необходимых для жизни в обществе. Очевидно, для этого процесса требуется постоянное взаимодействие с другими людьми, а вне социума социализация невозможна. Погружаясь в общественную жизнь, общаясь с другими людьми, он обретает разум, выстраивает своё видение мира, формирует представления о морали и нравственности, находит баланс между личной свободой и ответственностью.

Основные социальные особенности человека:

  • Сознание. Наше сознание – это отражение внешнего мира в наших мыслях, реакциях, чувствах и переживаниях.
  • Речь. Устное и письменное общение – основные способы обмена информацией между людьми.
  • Мышление. Умение не просто воспринимать, но и разумно анализировать происходящие события, делать определённые выводы и выбирать рациональные решения также определяется социальной природой человека.
  • Труд. Основным толчком к развитию человеческого общества и всей цивилизации стало появление организованного труда с использованием всевозможных орудий.
  • Культура. Наличие культуры – главное отличие человека от животных (под культурой обычно подразумевают всё, что создано человеком, а не природой).
  • Творчество. Одним из важнейших отличий человека от животных является также стремление создавать что-то принципиально новое и уникальное не просто так, а чтобы оценили другие люди.

Концепции биологического и социального

Существует два полностью противоположных подхода: биологизаторский и социологизаторский. При этом у каждой из этих концепций есть достаточно большое количество сторонников, а также аргументов в её пользу.

  • Биологизаторский подход акцентирует внимание на том, что большинство социальных и психологических особенностей человека имеют то или иное эволюционное объяснение. То есть, любая сложная и высокоорганизованная социальная деятельность на самом деле объясняется какими-то эволюционными механизмами. К примеру, если человеку хочется создать нечто, что оценят и похвалят другие люди – это объясняется тем, что много тысячелетий назад подобное поведение повышало авторитет человека в его племени и обеспечивало ему больше возможностей для того, чтобы благополучно оставить потомство.
  • Социологизаторский подход строится на том, что именно социальные факторы являются первопричиной становления личности. То есть, все наши стремления не являются следствиями биологических инстинктов, а формируются в процессе социализации. При этом биологические факторы, конечно же, влияют на поведение человека, но не кардинальным образом.

Единство биологического и социального

Биологическое в человеке не отделено от социального. Оно определяет некий набор базовых естественных свойств, продиктованных природой. При этом в процессе социализации человек формирует свою социальную составляющую, которая не заменяет биологическую, а дополняет её. Его социальный и культурный мир строится на биологическом фундаменте генетических предпосылок, в результате чего и формируется уникальная личность с собственным мировоззрением, ценностями, принципами, взглядами и идеями.

Биологическое и социальное в человеке находятся в непрерывном взаимодействии, и это взаимодействие никогда не может считаться завершённым. Биологические функции организма находятся под влиянием социальных факторов в гораздо большей степени, чем у других животных. И всё же не всегда человек может контролировать свои биологические потребности при помощи разума. Более того, часто он даже и не осознаёт, что сейчас природа берёт верх, и очередное решение, по сути, принимает не он, а его животная сущность.

Заключение

С точки зрения современной науки, человек – это уникальное существо с двойной природой. В нас одинаково сильно проявляется как биологическая часть, так и социальная. Первая заложена в нас на генетическом уровне и определяет наш темперамент. Вторая формируется в процессе социализации и оказывает значительное влияние на наш характер. Но ни одна из них не определяет полностью, кем является человек, поскольку биологическая и социальная части неотделимы друг от друга. Поэтому можно сказать, что человек – это уникальное биосоциальное существо.

Биологические и социальные черты характера — 350 слов

Черта характера человека является элементом двух аспектов; биологические черты и черты, одобренные процессом социализации. По мере взросления преобладают биологические черты, но у него вырабатывается поведение и определенный способ ведения дел, когда он взаимодействует с другими людьми в обществе. Таким образом, личность можно определить как те относительно стабильные и устойчивые аспекты личности, которые отличают их от других людей, делают их уникальными, но которые, если позволяет время, позволяют сравнивать людей.

Он также используется для обозначения устойчивой модели поведения, которую изображает человек. Личность — это та, которая отвечает на следующие вопросы или объясняет следующие ситуации; почему некоторые люди боятся выступать на публике, когда другим это нравится? Почему одни люди предаются опасным занятиям, а другие нет? Почему люди реагируют по-разному, столкнувшись с одним условием или ситуацией? Ответом на все вышеперечисленные вопросы является характер человека, который отличается от других (Harles, 2001).

Из вышеизложенного мы находим, что биологические черты, которые ребенок унаследовал от родителей, живут в нем как неотъемлемая часть его/ее жизни до взрослой жизни. Есть и другие характеры социализации, которые развиваются у ребенка и которые нельзя изменить ни на одном этапе жизни. Однако по мере взаимодействия людей развивается модификация поведенческих черт, считается, что у людей вырабатывается определенный способ поведения из факторов, возникающих в результате социализации, прямо с детства, и они следуют за ним во взрослую жизнь.

Наши ценности, убеждения и мораль во многом зависят от общества, в котором мы живем, культуры и наследственных факторов. В обществе существуют различные механизмы, направленные на подкрепление определенного поведения, считающегося приемлемым. Однако по мере того, как люди взаимодействуют друг с другом, они меняют свой образ жизни или вынуждены менять свой способ убеждений, сознательно или нет, происходит модификация поведения, которая в большинстве случаев противоречит ранее привитым ценностям. Модификация может быть сознательной. Например, когда человек поступает в учебное заведение с установленными правилами и руководящими принципами, он безоговорочно обязан следовать этим правилам (Freud & Strachey, 19).76).

Дюмон, Ф. (2010). История психологии личности: теория, наука и исследования от эллинизма до двадцать первого века . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

Фрейд С. и Стрейчи Дж. (1976). Полное психологическое сочинение Зигмунда Фрейда (стандартное издание), том. (1-24). Нью-Йорк: В.В. Нортон и компания.

Харлес, К. (2001). Эволюционное объяснение человеческого поведения . Канада: Рутледж.

Это эссе «Биологические и социальные черты характера» было написано и представлено вашим коллегой студент. Вы можете использовать его для исследовательских и справочных целей, чтобы написать свою собственную статью; однако ты должны цитировать его соответственно.

Запрос на удаление

Если вы являетесь владельцем авторских прав на эту статью и больше не хотите, чтобы ваша работа публиковалась на IvyPanda.

Запросить удаление

Требуется образец индивидуального эссе , написанного с нуля
профессиональный специально для вас?

807 сертифицированных писателей онлайн

ПОЛУЧИТЬ ПИСЬМЕННУЮ ПОМОЩЬ

Процитировать эту статью

Выберите стиль ссылки:

Ссылка

IvyPanda. (2021, 1 января). Биологические и социальные черты характера. https://ivypanda. com/essays/biological-and-social-character-traits/

Ссылка

IvyPanda. (2021, 1 января). Биологические и социальные черты характера. Получено с https://ivypanda.com/essays/biological-and-social-character-traits/

Процитированная работа

«Биологические и социальные черты характера». IvyPanda , 1 января 2021 г., ivypanda.com/essays/biological-and-social-character-traits/.

1. АйвиПанда . «Биологические и социальные черты характера». 1 января 2021 г. https://ivypanda.com/essays/biological-and-social-character-traits/.

Библиография

IvyPanda . «Биологические и социальные черты характера». 1 января 2021 г. https://ivypanda.com/essays/biological-and-social-character-traits/.

Ссылки

IvyPanda . 2021. «Биологические и социальные черты характера». 1 января 2021 г. https://ivypanda.com/essays/biological-and-social-character-traits/.

Ссылки

IvyPanda . (2021) «Биологические и социальные черты характера». 1 января.

При поддержке CiteTotal, простого генератора цитирования эссе

Психологические, социальные и биологические основы поведения Раздел: категория содержания 7A

Индивидуальное влияние на поведение

Сложное взаимодействие психологических и биологических факторов формирует поведение. Биологические структуры и процессы служат путями, по которым тела осуществляют деятельность.

Они также влияют на предрасположенность к определенному поведению, формируют личность и влияют на вероятность развития психологических расстройств. Психологические факторы также влияют на поведение и, следовательно, на здоровье и благополучие.

Содержание этой категории охватывает биологические основы поведения, включая влияние генетики и то, как нервная и эндокринная системы влияют на поведение. В нем также рассматривается, как личность, психологические расстройства, мотивация и отношение влияют на поведение. Некоторые из этих тем изучаются в контексте нечеловеческих видов животных.

Код уровня темы:

Сокращения в круглых скобках указывают на курс(ы), на котором студенты бакалавриата во многих колледжах и университетах изучают темы и связанные с ними подтемы. Сокращения курса:

PSY: один семестр вводной психологии
BIO: двухсеместровая последовательность вводной биологии

Обратите внимание, что темы, которые появляются в нескольких списках содержания, будут рассматриваться по-разному. Вопросы будут сосредоточены на темах, описанных в описательной части категории контента.

Биологические основы поведения (PSY, BIO)

  • Нервная система

    • Нейроны (например, рефлекторная дуга)

    • Нейротрансмиттеры

    • Структура и функция периферической нервной системы

    • Структура и функция центральной нервной системы

  • Нейронная коммуникация и ее влияние на поведение (PSY)

  • Влияние нейротрансмиттеров на поведение (PSY)

  • Эндокринная система

  • Поведенческая генетика

    • Гены, темперамент и наследственность

    • Адаптивное значение черт и поведения

    • Взаимодействие между наследственностью и влиянием окружающей среды

  • Влияние генетических факторов и факторов окружающей среды на развитие поведения

    • Опыт и поведение (PSY)

    • Регуляторные гены и поведение (БИО)

    • Генетически обусловленные поведенческие вариации в природных популяциях

  • Физиологическое развитие человека (PSY)

Личность (PSY)

  • Теории личности

    • Психоаналитическая перспектива

    • Гуманистическая перспектива

    • Перспектива черты

    • Социально-когнитивная перспектива

    • Биологическая перспектива

    • Бихевиористская перспектива

  • Ситуационный подход к объяснению поведения

Психологические расстройства (PSY)

  • Понимание психологических расстройств

    • Биомедицинские и биопсихосоциальные подходы

    • Классификация психологических расстройств

    • Курсы психических расстройств

  • Типы психических расстройств

    • Тревожные расстройства

    • Обсессивно-компульсивное расстройство

    • Расстройства, связанные с травмами и стрессорами

    • Соматические симптомы и родственные расстройства

    • Биполярные и родственные расстройства

    • Депрессивные расстройства

    • Шизофрения

    • Диссоциативное расстройство

    • Расстройства личности

  • Биологические основы заболеваний нервной системы (PSY, BIO)

Мотивация (PSY)

  • Факторы, влияющие на мотивацию

  • Теории, объясняющие, как мотивация влияет на поведение человека

    • Теория уменьшения привода

    • Теория стимулов

    • Другие теории (например, когнитивные, основанные на потребностях)

  • Биологические и социокультурные мотиваторы, регулирующие поведение (например, голод, половое влечение, зависимость от психоактивных веществ)

Отношение (PSY)

  • Компоненты установок (то есть когнитивные, аффективные и поведенческие)

  • Связь между установками и поведением

    • Процессы, с помощью которых поведение влияет на установки (например, феномен «нога в двери», эффекты ролевых игр)

    • Процессы, посредством которых установки влияют на поведение

    • Теория когнитивного диссонанса

Дополнительный обзор: Khan Academy MCAT

® Учебные пособия по коллекции

Чтобы помочь вам в учебе, просмотрите следующие видеоуроки ниже из коллекции Khan Academy MCAT.

Добавить комментарий