Бихевиорист кто это: суть педагогического подхода / Skillbox Media

Бихевиорист – Финансовая энциклопедия

Что такое бихевиорист?

Бихевиорист — приверженец теорий поведенческой экономики и финансов, согласно которым инвесторы и другие участники рынка не ведут себя рационально и не в своих собственных интересах. Решения об инвестировании, как и вся человеческая деятельность, зависят от сложного сочетания эмоций, окружающей среды и предубеждений. Неспособность следовать чистой причине приводит к неэффективности рынка и возможностям получения прибыли для информированных инвесторов. Поведенческая экономика противостоит традиционной модели рационального выбора и гипотезе эффективных рынков, обе из которых предполагают совершенно рациональное поведение инвесторов на основе доступной информации.

Ключевые выводы

  • Бихевиористы отдают предпочтение теориям поведенческой экономики и поведенческих финансов, которые подчеркивают экономическое поведение, которое, как представляется, нарушает традиционную теорию рационального выбора.  
  • Бихевиористы считают, что эмоциональные, психологические и экологические влияния столь же сильны или сильнее, чем чисто рациональное рассмотрение затрат и выгод при принятии экономических решений.
  • Бихевиористы указывают на широкий спектр когнитивных искажений, которые были описаны исследователями для объяснения различных несовершенств рынка и отклонений от прогнозов экономических моделей, основанных на теории рационального выбора.

Понимание бихевиористов

Бихевиористская теория инвестирования включает в себя элементы психологии для объяснения рыночных недостатков, которые не учитывает гипотеза эффективного рынка (EMH). Бихевиорист видит в неэффективности, такой как всплески волатильности, неустойчивые движения цен и трейдеров-суперзвезд, которые постоянно опережают рынок, как свидетельство того, что предположение ЕМН о совершенно рациональных рынках не объясняет поведение инвесторов в реальном мире.

Бихевиоризм начинается с представления о том, что инвесторы — это люди, и поэтому они не идеальны и не идентичны. Каждый из нас уникален по своим познавательным способностям и опыту. Расхождения в поведении от одного человека к другому можно частично объяснить физиологией человеческого мозга. Исследования показали, что мозг состоит из частей с разными и часто конкурирующими приоритетами. Любой процесс принятия решений человеком, например выбор оптимальных инвестиций, предполагает разрешение этих конкурирующих приоритетов. С этой целью мозг участвует в психологических тиках, которые бихевиористы называют предубеждениями.

Критики поведенческой экономики и поведенческих финансов отмечают, что по большей части теория рационального выбора и вытекающие из нее модели, такие как законы спроса и предложения и подавляющее большинство экономических моделей, действительно неплохо справляются со своей задачей. объяснение и прогнозирование наблюдаемого поведения инвесторов и других участников экономики. В большинстве случаев экономическое поведение кажется рациональным. Другие утверждают, что когнитивные предубеждения, которые бихевиористы выделяют для объяснения якобы иррационального поведения, хотя они могут узко нарушать допущения теории рационального выбора, на самом деле рациональны в некотором более широком смысле. Например, иррациональная самоуверенность может привести к тому, что некоторые люди будут принимать для себя иррациональные экономические решения, но с эволюционной точки зрения присутствие некоторых иррационально самоуверенных людей может дать некоторое реальное преимущество всему населению в организации поведения, возможно, выступая в качестве предпринимателей или других лидеров..       

Предубеждения как основа бихевиоризма

Бихевиористы часто ссылаются на предубеждения, чтобы объяснить повторяющиеся ошибки в человеческих суждениях. Общие недостатки в нашем процессе принятия решений включают:

  • Предвзятость ретроспективного взгляда, вера в то, что прошлые события были предсказуемыми, и это должно влиять на принятие будущих решений
    .
  • Заблуждение игрока, которое относится к вероятности того, что результат подбрасывания монеты каким-то образом зависит от предыдущих подбрасываний. Фактически, каждое подбрасывание монеты — это отдельное и не связанное между собой событие с 50% вероятностью выпадения орла или решки.
  • Предвзятость подтверждения или тенденция полагать, что будущие или настоящие результаты подтверждают существующую теорию или объяснение.
  • Чрезмерная самоуверенность,
    всеобщее убеждение, что мы умнее, чем есть на самом деле.

Это небольшая выборка из длинного списка поведенческих предубеждений, которые могут помочь объяснить неэффективность на наших рынках. В ответ на эти недостатки бихевиористская теория портфеля рекомендует уровни инвестиций, адаптированные к четко определенным целям, в отличие от подхода EMH, который поддерживает пассивно управляемые индексные фонды.

Бихевиоризм | Мир Психологии

БИХЕВИОРИЗМ

Бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение) — крупное психологическое направление. «Манифестом» Бихевиоризма считается статья его основателя, амер. психолога Дж. Уотсона, «Психология с т.зр. бихевиориста» (1913), но предпосылки возникновения Б. складывались задолго до нее. Таковыми являлись: требования практики, которым не могла удовлетворить «академическая» интроспективная «психология сознания», философия позитивизма и прагматизма, нашедшая себе благодатную почву в США, исследования поведения животных (Э. Торндайк и др.), физиологические и психологические идеи рос. ученых (И.П. Павлов, В.М. Бехтерев).

Бихевиоризм отказывается от рассмотрения субъективного мира человека в качестве предмета психологии и предлагает считать таковым поведение индивида (животного и человека) от рождения до смерти. К поведению относят все внешне наблюдаемые реакции организма (в т.ч. отдельных его органов) на внешние воздействия (стимулы), которые можно объективно зафиксировать невооруженным глазом либо с помощью специальных приборов. Единицей анализа поведения, т.о., объявляется конкретная связь стимула (S) и реакции (R). В области методологии Б. отказывается от метода интроспекции во всех его вариантах и предлагает метод объективного наблюдения и метод эксперимента, в которых исследуется связь S-R, с целью последующего предсказания поведения субъекта и «управления» им.

Все реакции Уотсон делит на наследственные (их небольшое количество: это некоторые рефлексы, физиологические реакции и элементарные «эмоции») и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение и т.п.). Развитие поведения заключается в приобретении новых реакции на основе имеющегося репертуара наследственных реакций на безусловные стимулы, которые в опыте индивида связываются с др., условными, и впоследствии уже эти условные стимулы вызывают соответствующие реакции. Так, напр., эмоцию страха (замирание на мгновение, затем громкий плач), по наблюдениям Уотсона, вызывают у младенца лишь 2 безусловных стимула: резкий звук и потеря опоры. Если сочетать их с др. (напр., показом белого пушистого кролика), то вскоре реакцию страха может вызвать только один показ кролика (произошел процесс обусловливания). Элементарные реакции связываются в опыте друг с другом и образуются сложные системы реакций (привычки, память).

Др. основание классификации реакций — степень их «скрытости», т. е. доступности для простого наблюдения — внешние реакции (речь, эмоции, рефлексы) — или же для «опосредствованного» наблюдения с помощью специальных приборов — внутренние реакции (речевое мышление рассматривается как речь при скрытых мускульных движениях; к внутренним реакциям относятся также физиологические и химические изменения в организме в ответ на определенные стимулы). При этом Б. не интересуется сутью собственно физиологических процессов (это предмет физиологии, а не психологии), с одной стороны, и переживаниями индивида, которые невозможно, с т.зр. бихевиориста, объективно подтвердить и исследовать, — с др. явный механицизм Б. в понимании поведения и неявное «интроспекционистское» понимание сознания как совокупности сознаваемых нами состояний (Б. не отрицал наличия понимаемого т.о. сознания — он не считал его предметом научного исследования) вызвал серьезную критику со стороны многочисленных его оппонентов (Гештальт-психологов, психоаналитиков и др.), которая повлияла на возникновение необихевиоризма (см. Толмен, Халл). Представители последнего стали «вставлять» в схему S-R «промежуточные переменные» (образ, цель, потребность и др.), т.е. ревизовать основные положения Б. Вместе с тем в концепции оперантного бихевиоризма Б. Скиннера (с 1930-х гг.) возрождаются и даже усиливаются постулаты классического Б.

До 1960-х гг. Бихевиоризм и неоБихевиоризм занимали господствующее положение среди концепций амер. психологии, оказав значительное влияние на формы и приемы психотерапии (бихевиоральная терапия, см. Модификация поведения), социально-психологические концепции (А. Бандура, Д. Тибо, Дж. Келли и др.), методы обучения (программированное обучение), психологию рекламы и т.п. (Е.Е. Соколова)

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Бихевиоризм (англ. behаvior — поведение) – основанный Э.Торндайком подход в психологии, утверждающий, что предметом научной психологии является только наблюдаемое, измеряемое поведение и нечто элементарное, в сравнении с тем, что представляют собой феномены сознания (Watson, 1913, 1919). На развитие и распространение бихевиоризма значительное влияние оказали работы В.М. Бехтерева и И.П. Павлова с их учением о рефлексах и высшей нервной деятельности. Согласно бихевиоризму, «только простое может бросить свет на сложное». Свет или тень – решение этой дилеммы определяет отношение разных исследователей к бихевиоризму. В более современном виде последний представлен в работах Б.Ф. Скиннера, ориентированных на изучение того влияния, какое оказывает на поведение индивида социальная среда.

Существуют и другие версии бихевиоризма (Халл, Толмен и др). Основное возражение данному направлению психологии сводится обычно к тому, что оно недооценивает роль внутренних, психических процессов (сознания, бессознательного, мышления и т.д), поскольку, с точки зрения бихевиоризма, они недоступны изучению принятыми в естественных науках методам исследования. Кроме того, и это существенный момент, не принимается во внимание то обстоятельство, что поведение животного и поведение человека – это совершенно разные, принципиально несопоставимые вещи. У животных, даже самых высших, есть инстинкты, влечения, существует наглядно-действенное мышление, у некоторых обезьян (орангутанги, шимпанзе) обнаруживаются даже признаки самосознания, но даже у последних не существует того, что называют стремлениями, желаниями, драйвами, совестью, представленими о ценностях и идеалах существования, нет свободы воли и произвольного выбора, отсутствуют рефлексия и самоосознавание. Поэтому одно и то же действие у человека, в отличие от самых умных животных, может означать совершенно разные вещи. На это первым обратил внимание А.П. Чехов (1889), вложив в уста стареющего знаменитого ученого следующие слова:»Когда мне прежде приходила охота понять кого-нибудь или себя, то я принимал во внимание не поступки, в которых все условно, а желания. Скажи мне, чего-ты хочешь, и я скажу, кто ты».

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Бихевиоризм (англ. behaviour — поведение) — направление в американской психологии начала XXв. [Watson J., 1913, 1919], разрабатывающее ее как науку о поведении. Отрицается роль сознания как предмета научного исследования. В отличие от субъективной психологии на первый план выдвигается изучение психики как совокупности стимулов-реакций и обусловленных ими поведенческих актов. По стимулу предсказывается реакция, а по реакции определяется стимул. Основная задача — установление связи между стимулами и реакциями. Различаются наследственные и условные реакции, в происхождении которых Б. исходит из крайне упрощенного, механистического понимания безусловных и условных рефлексов. Б. присуще отрицание роли психического в поведении, сведение сознания к скрытым двигательным реакциям, биологизм, отрицание роли социальных факторов в поведении человека. Материализм Б. не носит диалектического характера, является упрощенно-механистическим [Выготский Л.С., 1928].

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Бихевиоризм — направление в психологии, рассматривающее психическую деятельность только на основе поведенческих реакций, возникающих в ответ на воздействия, стимулы, исходящие из внешней среды. Основали учение американские психологи Торндайк и Уотсон. Близкой к бихевиоризму является созданная ранее В.М. Бехтеревым объективная психология, или рефлексология (см.).

Оксфордский толковый словарь по психологии

Бихевиоризм — подход в психологии, в котором утверждается, что единственным предметом исследований в научной психологии должно быть наблюдаемое, измеряемое поведение. Хотя подобных позиций придерживался еще Т. Гоббс, основоположником собственно бихевиоризма считается Дж.Б. Уотсон, который стал лидером этого направления в 10-х гг. XXв. (см. Уотсоновский).

В его полемике с субъективизмом интроспекционизма Уотсон утверждал, что действительно научным подходом может считаться тот, который ограничивает поведение реакциями определенных периферических мускулов и желез и считает сознание и психические состояния вторичными явлениями. Эта точка зрения часто упоминается как отличительная черта радикального бихевиоризма, с тем чтобы отличать его от других, более умеренных направлений (например, необихевиоризма). Эта точка зрения представлена и в более современном направлении Б.Ф. Скиннера (см. Скиннеровский), но с принципиальным отличием.

В то время как в подходе Уотсона основное внимание сосредоточено непосредственно на действиях, что связывает Уотсона с работами И.П. Павлова, чья русская версия бихевиоризма была ориентирована на физиологию и рефлексивные действия (см. Павловский), подход Скиннера в значительной степени ориентирован на те эффекты, которые возникают в окружающей среде в результате рассматриваемых действий. Смещая фокус таким образом, Скиннер затрагивает (или пытается затронуть) проблемы, связанные с определением того, чем же в действительности является поведение.

В дополнение к этим точкам зрения имеются различные другие положения, достаточно близкие к ним, чтобы (иногда без согласия их представителей) рассматриваться как формы бихевиоризма. Сюда относятся необихевиористский подход Кларка Л. Халла и психология цели Эдуарда Ч. Толмена (см. Толменовский) Бихевиоризм (в любом из этих обликов) был в значительной степени американским направлением. Европейцы, принимавшие участие в обсуждении этих проблем, стремились дать им более философское обоснование, как, например, Гильберт Рил, который в своих попытках продвинуть Бихевиоризм насколько, насколько это было возможно, также способствовал выявлению этих ограничений. Сегодня большинство психологов не удовлетворены радикальным бихевиоризмом; кажется, их что-то не устраивает в том, что основной причиной того, что люди делают, признаются внутренние, скрытые или психические процессы. Однако, по сути, с тех пор как все признали основной задачей исследование того, что люди делают, на нас все еще лежит отпечаток бихевиоризма, независимо от того, в рамках какой общей парадигмы мы работаем. Это отражает точку зрения тех, кто утверждают, что мы все – методологические бихевиористы.

предметная область термина

Бихевиоризм (BEHAVIORISM) — психологическая школа, которая занимается исключительно исследованием объективного проявления поведения (как количественной реакции на стимул) и считает это единственным базисом своей теории, безотносительно сознательного опыта.

Молярный бихевиоризм — cловообразование. Происходит от молярный — малая концентрация и англ. behaviour — поведение. Категория. Бихевиоризм Э.Ч. Толмена. Специфика. Характеризуется тем, что в нем анализировались не самые элементарные поведенческие акты, а достаточно сложные — целостные и целеориентированные.

Бихевиоризм: история (behaviorism: history) В широком контексте развития психологии, науки и американского об-ва Б. имеет чрезвычайно богатую и насыщенную событиями историю. Очерк его истории проще всего начать с краткого словарного определения Б. как «психологической школы, считающей, что объективно наблюдаемое на уровне организма поведение составляет сущность или исключительную научную основу психол. данных и исследований, и подчеркивающей роль окружения в качестве детерминанты поведения человека и животных» («Словарь американского (культурного) наследия»).

В психологии возникновение Б. как самостоятельного направления принято связывать с вводным параграфом статьи, опубликованной Джоном Б. Уотсоном: «Психология, какой ее видит бихевиорист, является абсолютно объективной экспериментальной ветвью естествознания. Ее теоретическая цель заключается в предсказании и контроле поведения. Интроспекция не составляет существенной части ее метода, а полученные с помощью интроспекции данные не имеют никакой научной ценности, ибо слишком легко поддаются интерпретации на языке сознания. Бихевиорист, в своем стремлении получить единую сх. анимальной реакции, не признает разграничительной линии между человеком и животным. Поведение человека, во всей его утонченности и сложности, составляет лишь часть полной сх. исследования бихевиориста.» Манифест Уотсона был прямо нацелен на решение проблемы контроля поведения, к-рая сильнее всех других проблем занимала психологию и общество в первой половине XX в. Скиннер утверждал, что Бихевиоризм — это «не просто научное изучение поведения, а философия науки, обращенная к предмету и методам психологии». Как и в отношении любого другого аспекта психологии, в отношении корней и предыстории Б. возникали многочисленные споры. Историки психологии — современники Уотсона (напр. Э.Г. Боринг, Эдна Хайдбредер, Р.С. Вудвортс) — единодушно считали Уотсона «основателем» Бихевиоризма.

Последующие авторы, изучавшие этот предмет (напр., А.Э. Каздин, Ф. Сэмелсон), рассматривали Уотсона в качестве «катализатора» движения — в направлении от «сознания» к «объективизму», — к-рое в то время уже набирало силу. Они отмечают, что Уотсон не был абсолютно оригинален ни в терминологии, ни в основаниях того нового подхода, к-рый он назвал Б. Некоторое представление об общественной реакции на «Бихевиоризм» Уотсона дают, в частности, комментарии и статьи ведущих газет той эпохи. Здесь можно привести реакцию на наиболее известное заявление Уотсона, широко цитировавшееся и нередко искажавшееся в те годы: «Дайте мне дюжину здоровых, нормально развитых младенцев и возможность воспитать их в устроенном по моим собственным принципам мире, и я гарантирую, что выберу любого из них наугад и научу его, как стать специалистом в любой профессии — врачом, адвокатом, художником, торговцем и, да, даже нищим и вором, независимо от его талантов, склонностей, свойств, способностей и расы его прародителей». Последствия таких утверждений для Б. и для американского об-ва, конечно же, были огромными. К сожалению, эту цитату обычно вырывали из контекста и выпускали такие ее строки: «Я выхожу за пределы установленных мною фактов и я признаю это, но точно так же поступали защитники противоположной стороны и делали это на протяжении тысячелетий. Пожалуйста, заметьте, что когда этот эксперимент завершится, я смогу позволить себе точно определить тот способ, к-рым надлежит воспитывать детей, и тот тип об-ва, в к-ром они должны жить».

Поведенческое движение в американской психологии можно рассматривать как определенное научное и общественное движение, возникшее под влиянием общественных сил и, в свою очередь, оказавшее обратное влияние на об-во, в недрах к-рого оно возникло. Бихевиоризм прочно вплетен в контекст социальной, политической, культурной, образовательной, экономической и интеллектуальной истории Америки XX в. Более того, с тех пор как прагматическая философия поведенческого движения вышла за пределы психол. лаборатории, она пронизывает фактически каждую сторону американской жизни. Историки психологии, говоря о начале XXв., отмечают рост материализма, детерминизма, механицизма и даже антиинтеллектуализма как преобладающих тенденций в американском об-ве в результате его активной урбанизации. Эти тенденции отвечали духу времени и выражали то, что рассматривается ныне в качестве основополагающих филос. принципов Б.

Существует определенное родство и взаимовлияние между Б. в той форме, как его определял Уотсон, и областью психологии животных. Психология животных преимущественно объективна в том смысле, что наблюдателю — подобно астроному, физику или ботанику — необходимо занимать внешнюю позицию в отношении исследуемого им материала. Однако последующие исследователи раннего Б., в частности Сэмелсон, считают мифом представление о том, что Б. возник в недрах психологии животных и что именно работа с животными побудила исследователей заняться изучением поведения. К примеру, наиболее известные зоопсихологи того периода, Р. М. Йеркс и М.Ф. Уошберн, не признавали Уотсона и его теорий. До Уотсона и в современной ему психологии уже существовала тенденция (особенно в психологии животных) подвергать сомнению полезность понятия «сознания». Эксперим. и теоретические разраб. ранних исследователей, в особенности Уотсона, подчеркивающие влияние окружения на поведение, привели к выдвижению на передний план понятия «научения», к-рое определило основную проблематику исследований в эксперим. психологии на протяжении последующих десятилетий. Ряд исследователей — Э.Л. Торндайк, Э.Р. Газри, Э.Ч. Толмен, К.Л. Халл, К.В. Спенс, О.X. Маурер, Б.Ф. Скиннер, А. Бандура и другие — предприняли попытки создания теорий или моделей научения и постулировали разнообразные принципы и механизмы для объяснения феномена «научения». См. также Модификация поведения, Бихевиоризм, История психологии, Логический позитивизм Л. Краснер

Строгий бихевиоризм (strict behaviorism)  — подход, утверждающий, что только наблюдаемое, подлежащее измерению поведение подлежит изучению научным методом.

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Бихевиоризм — Лаборатория решений

Бихевиоризм

Теория и практика

TDL — это консалтинговая компания по прикладным исследованиям. В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем.

Наши консультационные услуги

Неудивительно, что когда у вас в руках миска с собачьим кормом, ваша собака становится лучшей выставочной собакой на земле, с легкостью выполняя все трюки, которым она научилась. Иногда вы можете даже обнаружить, что ваша собака просматривает список трюков, прежде чем вы скажете ей, какой из них делать. Однако, когда у вас в руках нет собачьего корма, ваша собака, скорее всего, совершенно не заинтересована в выступлении. Такое поведение можно объяснить бихевиоризмом, иногда называемым поведенческой психологией.

Бихевиоризм — теория обучения; он основан на идее, что наше поведение усваивается в результате взаимодействия с внешней средой. Взаимодействие с нашей внешней средой может включать взаимодействие с определенным человеком, определенным объектом или с определенным окружением.

Нашему поведению обучаются в процессе, называемом обусловливанием. Кондиционирование — это процесс обучения, который может привести к привычкам и является результатом нашего обучения реагировать определенным образом в различных ситуациях. 1  Бихевиоризм представляет два основных типа обусловливания:

  • Классическое обусловливание: когда собака учится волноваться, когда мы идем к пакету с собачьим кормом, потому что собака усвоила, что это будет означать, что она будет есть сразу.
  • Оперантное обусловливание: когда дрессировщик успешно обучает собаку сидеть по команде с помощью поощрений , таких как угощение каждый раз, когда они делают это правильно.

Убежденные сторонники бихевиоризма утверждают, что при правильной подготовке любой человек может быть обучен выполнять любую задачу в пределах своих возможностей, независимо от его личности. 1

Наказанный человек не просто менее склонен тем самым вести себя определенным образом; в лучшем случае он учится избегать наказания.


– Бурхус Фредерик Скиннер в своей книге Beyond Freedom and Dinity

Теория встречается с практикой

90 005

TDL — это консультационная компания по прикладным исследованиям. В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем.

Наши консультационные услуги

Ключевые термины

Бихевиоризм: Теория и школа мысли в психологии, которая утверждает, что все типы человеческого поведения можно изучить с помощью двух ключевых типов обусловливания: классического обусловливания и оперантного обусловливания. Термины бихевиоризм и поведенческая перспектива также могут использоваться взаимозаменяемо.

Стимул:  Все, что происходит в окружающей среде и вызывает реакцию у человека.

Классическое обусловливание:  Техника обучения, которая бессознательно сочетает определенное действие или стимул с результирующей автоматической поведенческой реакцией. Когда действие или стимул повторяется, автоматическая поведенческая реакция в конечном итоге становится связанной с действием. 1

Оперантное обусловливание:  Техника обучения, в которой используются положительные и отрицательные подкрепления в виде поощрений или наказаний, чтобы побудить человека начать или прекратить определенное поведение. Иногда его называют инструментальным обусловливанием. 1

Позитивное подкрепление:  Последствие, направленное на укрепление или поощрение определенного поведения, например вознаграждение за хорошее выполнение какого-либо действия.

История

Первые работы по бихевиоризму восходят к 1897 году, когда Иван Павлов, русский физиолог, проводил эксперименты по пищеварению собак. Знаменитые теперь эксперименты Павлова привели его к открытию того, что мы называем классической обусловленностью. 2  Все началось с того, что Павлов заметил, что у собак начинает выделяться слюна, когда им дают еду. При подаче еды лаборант также звонил в колокольчик. Со временем колокольчик стал ассоциироваться у собак с едой. В конце концов, собаки связали вид белого халата лаборанта с едой, что вызвало реакцию слюноотделения у собак еще до того, как еда была представлена. 1,3,4

Бихевиоризм не был официально представлен до 1913 года, когда американский психолог Джон Б. Уотсон представил свою публикацию  Психология с точки зрения бихевиориста . В этой статье Уотсон упомянул, что, если бы он предоставил ребенку собственную среду, в которой он мог бы расти, он смог бы научить его стать специалистом в любой профессии. Уотсон утверждал, что это может включать юриспруденцию, медицину, искусство или даже воровство. 1

Формальный вклад Уотсона был настолько влиятельным, что в последующие сорок лет бихевиоризм стал доминирующей школой мысли в психологии. Его популярность также отражала стремление укрепить психологию как измеримую науку, которую смог обеспечить фокус бихевиоризма на наблюдаемом поведении. 1

Оперантное обусловливание было введено американским психологом Беррусом Фредериком Скиннером в книге 1938 года  Поведение организмов . Скиннер вывел свою теорию, изучая крыс. Он установил коробку с рычагом, при нажатии на который шарик с едой сбрасывался на поднос. Скиннер поместил крысу в коробку и заметил, что сначала она будет бродить вокруг, прежде чем случайно нажать на перекладину. После того, как первая пищевая гранула была выпущена, Скиннер заметил, что скорость нажатия крысой на перекладину резко возросла. Исследование эксперимента Скиннера в конечном итоге привело к открытию принципа подкрепления 9. 0022 2  термин, используемый в оперантном обусловливании для описания действия, которое увеличивает вероятность определенного поведения. 2,5

К концу 1900-х годов когнитивная революция привела к снижению популярности бихевиоризма как основной школы мысли. Психологи начали обращаться к когнитивной науке для изучения человеческого поведения из-за того, что бихевиоризм не смог учесть важные психические процессы.6 Однако многие идеи бихевиоризма не были забыты и используются по сей день.

Люди

Иван Павлов

Русский физиолог, чье новаторское открытие классической обусловленности оказало влияние на формирование бихевиоризма. Классическое обусловливание, которое иногда называют павловским, было открыто случайно, когда Павлов изучал слюноотделение у собак. Осознав значение своего открытия, связанного с обусловливанием, Павлов провел остаток своей карьеры, изучая этот тип обучения. 7

Джон Б. Уотсон

Американский психолог, прославившийся тем, что официально представил и популяризировал бихевиоризм. Его работа в этой области была новаторской и невероятно влиятельной, сделав бихевиоризм основной школой психологии в середине 1900-х годов. Уотсон сжег значительное количество своих писем и бумаг, за исключением некоторых переизданий его академической работы, что затруднило понимание его прежних мыслей о бихевиоризме. 8

Берхус Фредерик Скиннер

Американский психолог и бихевиорист, которого обычно называют отцом оперантного обусловливания. Б. Ф. Скиннер представил эту теорию в своей книге 1938 года «Поведение организмов », которая оказала влияние на укрепление бихевиоризма как основной школы мысли в психологии. 9

Последствия

Становление бихевиоризма как господствующей школы психологии в 1950-х годах позволило исследователям сформулировать четкие прогнозы относительно человеческого поведения. Как измеримая область бихевиоризм позволил исследователям изучать наблюдаемое поведение научным путем. Благодаря этому бихевиоризм внес значительный вклад, предоставив понимание развития языка, человеческого обучения, а также морального и гендерного развития, и все это можно объяснить обусловленностью. 1

В области образования бихевиоризм и обусловливание помогли учителям лучше понять, как стимулировать обучение учащихся. Школьная система, которая вознаграждает детей за учебу, успешное выполнение тестов и приобретение новых навыков, в основном основана на бихевиоризме. Учителя используют обусловливание и повторение наблюдаемого поведения в дополнение к положительному подкреплению, чтобы помочь ученику создать ассоциацию, что определенное поведение желательно. 10  Например, учитель может хвалить и вежливо благодарить учащихся, которые поднимают руки, побуждая учащихся к такому поведению.

Споры

Критики бихевиоризма утверждают, что его одномерный подход к пониманию человеческого поведения игнорирует наши внутренние влияния. Эти внутренние влияния не обязательно поддаются наблюдению и могут включать в себя наши чувства, мысли, желания, мотивы, настроения и ожидания. 11  Зигмунд Фрейд и Карл Роджерс были всего лишь двумя известными психологами, которые открыто высказывали опасения по поводу ограниченности и негибкости бихевиоризма, возникающих из-за того, что он отвергает роль, которую личность может играть в их поведении. 12

Некоторые утверждают, что доказательства бихевиоризма у людей ошибочны; ранние доказательства в поддержку бихевиоризма были получены в исследованиях с участием животных. Применение этих результатов к людям упускает из виду сложность человеческого поведения, поскольку люди и животные различаются физиологически и когнитивно. Критики, придерживающиеся этой точки зрения, предполагают, что у людей есть важные социальные нормы и мораль, которые заставляют нас по-разному взаимодействовать с окружающей средой, заставляя нас вести себя по-разному с животными.

Карл Роджерс, сторонник гуманистической психологии (предполагающей, что у людей есть свобода воли), отверг представление о том, что людей и животных можно сравнивать. Роджерс считал, что люди уникальны и могут принимать собственные решения, которые нельзя сравнивать с решениями животных. Принципы бихевиоризма могут быть более подходящими для животных, чем для людей. 3

Пример из практики

Поведенческая терапия

Аспекты бихевиоризма до сих пор применяются в поведенческой терапии. Два распространенных типа поведенческой терапии включают прикладной анализ поведения (ABA) и когнитивно-поведенческую терапию (CBT). 13

АВА использует преимущества оперантного обусловливания, используя его для изменения проблемного поведения или поощрения предпочтительного.13 КПТ в общих чертах основана на принципах бихевиоризма, поскольку она также учитывает важный когнитивный элемент человека. Терапевты, использующие КПТ, сосредоточатся на мыслях, стоящих за поведением человека. Многие считают когнитивно-поведенческую терапию золотым стандартом в лечении таких расстройств, как тревога, гнев, злоупотребление психоактивными веществами и предотвращение рецидивов. 14

Однако поведенческой терапии не всегда достаточно при сложных психических расстройствах. Поведенческая терапия может помочь справиться с некоторыми аспектами сложных состояний, таких как тяжелая депрессия, однако ее нельзя использовать отдельно. 15  Как и недостатки бихевиоризма, поведенческая терапия упускает из виду более широкую картину, не обращая внимания на последствия, которые уникальные ситуации, межличностные отношения и ненаблюдаемое поведение могут оказывать на пациента. 15

Сопутствующий контент TDL

Фантомные гудки мобильного телефона: поведенческая перспектива:  Вы когда-нибудь были уверены, что чувствуете, как ваш телефон вибрирует в кармане, или слышите мелодию звонка? Но когда вы достаете телефон, вы понимаете, что до вас никто не пытался дозвониться? Нет, твой телефон не зависал. Это может быть признаком того, насколько вы привязаны к своему устройству. В этой статье исследуется, можно ли чрезмерное использование технологий считать зависимостью.

Почему мы работаем усерднее, когда нам обещают вознаграждение?:  Стимулы могут быть мощным инструментом, побуждающим людей к определенным действиям, но они также могут иметь неприятные последствия, приводя к снижению мотивации вместо ее повышения. В этой статье исследуется влияние стимулирования на наше поведение.

Положительное подкрепление:  В этой статье The Decision Lab исследуются последствия и противоречия в отношении положительного подкрепления, ключевого инструмента оперантного обусловливания, который оказывает значительное влияние на обучение человека.

Источники

  1. Черри, К. (20 февраля 2021 г.). История и ключевые концепции поведенческой психологии . Очень хорошо Разум. https://www.verywellmind.com/behavioral-psychology-4157183#a-brief-history-of-behaviorism
  2. Краткая история бихевиоризма – Введение в психологию . (н.д.). Open Text WSU — Простое книгоиздание. https://opentext.wsu.edu/psych205/chapter/6-2-a-short-history-of-learning-and-behaviorism/
  3. Маклеод, С. (2020). Бихевиористский подход . Просто психология. https://www.simplypsychology.org/behaviorism.html
  4. Ван Эльзаккер, М. Б., Кэтрин Дальгрен, М., Кэролайн Дэвис, Ф., Дюбуа, С., и Шин, Л. М. (2014). От Павлова до посттравматического стрессового расстройства: угасание условного страха у грызунов, людей и тревожные расстройства. Нейробиология обучения и памяти , 113 , 3–18. https://doi.org/10.1016/j. nlm.2013.11.014
  5. Шахан, Т.А. (2010). Условное подкрепление и сила реакции. Journal of the Experimental Analysis of Behavior , 93 (2), 269–289. https://doi.org/10.1901/jeab.2010.93-269
  6. Когнитивная наука (Стэнфордская философская энциклопедия) . (н.д.). Стэнфордская энциклопедия философии. https://plato.stanford.edu/entries/cognitive-science/
  7. Маклеод, С. (2018). Исследование собак Павлова и объяснение павловского кондиционирования . Просто психология. https://www.simplypsychology.org/pavlov.html#:~:text=Like%20many%20great%20scientific%20advances,classical%20conditioning)%20was%20discovered%20случайно.&text=во время%20the%201890s%2C %20Российский%20физиолог,в%20ответах%20на%20быть%20кормили
  8. Бернем, Дж. К. (1994). Джон Б. Уотсон: интервьюируемый, профессиональный деятель, символ. В JT Todd & EK Morris (Eds.), Современные взгляды на Джона Б. Уотсона и классический бихевиоризм  (стр. 65–73). Гринвуд Пресс / Издательская группа Гринвуд.
  9. Черри, К. (2020, 25 июля). Что такое подкрепление и как оно используется в психологии?  Хорошо, разум. https://www.verywellmind.com/what-is-reinforcement-2795414#:~:text=Reinforcement%20is%20a%20term%20используется,увеличивает%20или%20сила, затем%20%20ответ
  10. Бизли, Н. (2021, 21 июля). Что такое поведенческая психология? Определение и приложения . ЛучшеПомощь. https://www.betterhelp.com/advice/psychologist/what-is-behavioral-psychology-definition-and-applications/
  11. Мур, Дж. (2013). Методологический бихевиоризм с позиций радикального бихевиоризма. Поведенческий аналитик 36 (2), 197–208. https://doi.org/10.1007/bf03392306
  12. Bower, GH (2008). Эволюция когнитивного психолога: путь от простого поведения к сложным умственным действиям. Annual Review of Psychology 59 (1), 1–27. https://doi.org/10.1146/annurev.psych.59.103006.093722
  13. Черри, К. (без даты). Как работает поведенческая терапия . Очень хорошо Разум. https://www.verywellmind.com/what-is-behavioral-therapy-2795998
  14. Тома Н., Пилеки Б. и Маккей Д. (2015). Современная когнитивно-поведенческая терапия: обзор теории, истории и доказательств. Психодинамическая психиатрия , 43 (3), 423-461. https://doi.org/10.1521/pdps.2015.43.3.423
  15. Spiegler, MD (2016). Современная поведенческая терапия  (6-е изд.). Cengage Learning.

Бихевиоризм

Бихевиоризм — это теория познания, которая фокусируется на поведении, а не на мыслях, чувствах или мотивациях. Первоначально разработанный в начале 20-го века, бихевиоризм продолжает влиять на современную психологию, при этом бихевиористские принципы входят в моду и выходят из моды каждые несколько лет.

История бихевиоризма

Первоначально разработанный Джоном Ватсоном, бихевиоризм получил известность благодаря экспериментам и поддержке Б. Ф. Скиннера. Скиннер считал, что, хотя у людей и животных есть разум и чувства, познать этот внутренний мир невозможно, поэтому более продуктивным является сосредоточение внимания на поведении. Скиннер продемонстрировал, что может обусловливать поведенческие реакции с помощью оперантного обусловливания — процесса, который увеличивает частоту поведения, подкрепляя его.

Ряд известных философов и психологов называют себя бихевиористами или сыграли роль в зарождении движения. Иван Павлов, исследовавший классическую обусловленность у собак, был одним из первых популяризаторов бихевиоризма. Эдвард Торндайк, педагог-психолог, работа которого легла в основу коннекционизма, также был сторонником бихевиоризма, утверждая, что психология должна фокусироваться только на том, что можно наблюдать.

Что такое бихевиоризм?

Найти терапевта

Бихевиоризм во многом является реакцией на другие философии и формы психологии, которые отдавали предпочтение субъективным переживаниям, а не измеримому поведению.
Представления бихевиористов о разуме человека и животных различаются. Некоторые утверждают, что разум непознаваем, в то время как другие занимают более жесткую позицию, настаивая на том, что разума нет, и все, что имеет значение, это поведение. Для большинства современных бихевиористов разум реален, но непознаваем. Таким образом, сосредоточение внимания на наблюдаемом поведении облегчает измерение прогресса как в терапии, так и в экспериментальных условиях.

Бихевиоризм становится все более популярным в мире дрессировки животных, и многие современные дрессировщики собак выступают за «позитивные» методы дрессировки собак, основанные на бихевиористских принципах. Эти методы, которые фокусируются на поведении собаки, а не на субъективных проблемах и эмоциях, таких как доминирование или ревность, побуждают владельцев собак вознаграждать поведение, которое им нравится, игнорируя поведение, которое им не нравится. Согласно бихевиористским принципам, подкрепляемое поведение становится сильнее, а неподкрепленное поведение со временем полностью исчезает.

Добавить комментарий