Структура психики и ее основные функции: Понятие «Психика» ее структура, функции.

Структура психики, развитие, функции, формирование, свойства

Содержание:

  • Что такое психика человека
  • Развитие психики
  • Функции
  • Структура
    • Как формируется
  • Психические свойства

Содержание

  • Что такое психика человека
  • Развитие психики
  • Функции
  • Структура
    • Как формируется
  • Психические свойства

Что такое психика человека

Психика человека — это активная форма отражения действительности, которая возникает благодаря деятельности мозга при взаимодействии людей с внешним миром, а также выполняет регуляцию их деятельности и поведения.

Развитие психики

Развитие психики происходило благодаря появлению у животных нервной системы в процессе эволюции. Постепенно накапливалась психическая энергия, вызывающая внутреннее напряжение, которое привело к возникновению мысли и сознания.

Основные этапы развития психики:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  1. Этап элементарной чувствительности — животные проявляют реакцию только на конкретные свойства объектов внешней среды, их поведение определяется исключительно врожденными инстинктами.
  2. Этап предметного восприятия — реальность отражается в виде завершенных образов, животные могут обучаться, формируются приобретенные навыки и формы поведения.
  3. Этап интеллекта — животные могут видеть связь между предметами, избегать опасностей и препятствий, искать новые способы решения разнообразных задач и т. д.

Важную роль в развитии психики человека сыграли:

  • возникновение орудий труда, с помощью которых человек научился воздействовать на окружающий мир и познавать его;
  • формирование языка и речи, благодаря которым человек может хранить и воспроизводить различную информацию, а также создавать различные образы объектов окружающей среды;
  • создание объектов культуры, а также передача знаний и навыков следующим поколениям.

Функции

Основные функции психики:

  1. Коммуникативная. Психика обеспечивает возможность формирования взаимоотношений между людьми и их общения, в процессе которого человек может проявлять свое отношение к различным объектам и явлениям действительности.
  2. Регулятивная. Психика способствует регулированию деятельности и поведения человека.
  3. Познавательная. Психика позволяет человеку познавать окружающую среду и участвует в построении «внутренней модели мира».

Данные функции обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека и его поведение в самых разных условиях.

Структура

Строение психики состоит из следующих элементов:

  1. Психические процессы — это подвижные и интенсивные явления психики, которые отражают первичное осознание человеком окружающей среды (воображение, восприятие, мышление, эмоции, ощущения и др.). Быстрота и интенсивность психических процессов зависят от состояния человека и различных внешних факторов.
  2. Психические состояния — определенный уровень деятельности психики человека, характерный для него в текущий момент времени. Это более устойчивые, но менее интенсивные и подвижные явления (чувства, желания, интересы и т. д.).
  3. Психические свойства — характерные для конкретной личности устойчивые и постоянные свойства, имеющие сложную структуру (характер, темперамент, жизненная позиция, способности).
    Психические свойства формируются постепенно и закрепляются на практике.

Между данными элементами психики существует неразрывная связь.

Как формируется

Формирование психики происходит через предметную деятельность и общение. Человек проходит в течение жизни трудный путь психического развития. В процессе взросления ребенок присваивает социальные роли, а также средства деятельности и общения, на основе которых развивается его психика, формируется сознание и личность в целом.

Психолог А. Н. Леонтьев выделил следующие стадии формирования психики человека:

  1. Стадия новорожденного (до 2 месяцев). В этот период у ребенка присутствуют многие простейшие рефлексы, вкусовые, зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные ощущения, а также ощущение своего тела и его положения в пространстве.
  2. Ранний младенческий возраст (от 2 до 6 месяцев). Ребенок начинает использовать различные предметы, происходит формирование восприятия.
  3. Поздний младенческий возраст (от 6 до 12–14 месяцев). Происходит развитие начального осмысления предметов и речи. Ребенок становится более самостоятельным, его деятельность управляется совокупностью собственного предметного действия и действий взрослого.
  4. Преддошкольный возраст (от 1 года до 3 лет). Ребенок осознает функции и свойства предметов, а также познает мир как при помощи взрослых, так и самостоятельно, во время игры. Происходит интенсивное развитие элементарных навыков, восприятия, способности анализировать и обобщать, а также формирование мыслительных способностей.
  5. Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). С помощью игр ребенок учится управлять собой и своим поведением. Происходит развитие творческого воображения, памяти, восприятия, воспроизведения и речи. Формируется личность ребенка, проявляются черты его характера.
  6. Младший школьный возраст (от 7 до 12 лет). Отношения ребенка с окружающей средой зависят от общения не только со взрослыми, но и со сверстниками. Появляются первые обязанности, от которых зависит место человека в социуме. Мышление становится еще более последовательным и обоснованным, речь продолжает активно развиваться.
  7. Подростковый возраст и начало юности (от 13–14 до 17–18 лет). У человека появляется стремление к самореализации, он начинает активнее участвовать в жизни общества, проявлять склонность к определенному виду деятельности, думать о будущем. Интересы становятся более выраженными.
  8. Акмеологический период развития (от 18 до 60 лет) — самый продуктивный и творческий период жизни. Человек обладает наиболее высоким качеством интеллектуальных, творческих, профессиональных и других навыков.
  9. Период геронтогенеза. Поздний период жизни человека (пожилой, старческий возраст, долгожители).

Психические свойства

В психологии к числу основных психических свойств личности относятся характер, темперамент, способности и направленность личности.

Характер — это совокупность индивидуальных, устойчивых и связанных между собой черт человека, которые определяют его поведение и отношение к окружающему миру в разных ситуациях.

Темперамент — это особенность человека, от которой зависит то, как стремительно и активно протекают различные процессы психики, насколько они стабильны и устойчивы.

Темперамент зависит от особенностей работы нервной системы и сочетания основных свойств нервных процессов. От темперамента зависят психологические особенности личности, а также быстрота и сила реакций, эмоциональность, впечатлительность и др.

Способности — это индивидуальные особенности человека, характеризующиеся его готовностью и стремлением к получению определенных навыков (способность к усвоению знаний, наблюдательность, организаторские навыки, способность влиять на людей, устанавливать деловые контакты и т. д.). Способности могут быть как физическими, так и ментальными.

Направленность — наиболее социальное психическое свойство человека, в котором выражаются его мировоззрение, интересы, цели, идеалы, убеждения, стремления и потребности.

Направленность включает в себя все особенности личности как единого целого. Это свойство определяет, что для человека является наиболее привлекательным и ценным, к чему он стремится, какие цели ставит, почему поступает именно так, а не иначе и т. д.

Насколько полезной была для вас статья?

У этой статьи пока нет оценок.

Выделите текст и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter»

Поиск по содержимому

вопросы к зачету по курсу педагогика и психология — МФТИ

ПечатьDOCPDF

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ 

ПО КУРСУ «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ»  

У ВСЕХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ. 
О.Р. БОНДАРЕНКО

  1. Предмет и объект психологии как науки .Основные понятия

  2. Разделы психологии

  3. Основные этапы развития психологии

  4. Методологические основания гуманитарных наук

  5. Методы психологии

  6. Душа как первый предмет исследования в психологии

  7. Сознание

  8. Возникновение экспериментальной психологии. Первая психологическая лаборатория В. Вундта

  9. Общая характеристика познавательных процессов

  10. Понятие и исследование ощущений

  11. Понятие и исследование восприятия

  12. Понятие и исследование памяти

  13. Понятие и исследования мышления и речи

  14. Воля

  15. Потребностно-мотивационная сфера

  16. Основные концепции мотивации

  17. Эмоционально-чувственная сфера

  18. Понятие нормы и патологии

  19. Психодиагностика

  20. Психосоматика

  21. Основные подходы к пониманию личности

  22. Типы личности. Типологии личности

  23. Я-концепции. Самооценка

  24. Представления о развитии личности                                           

  25. Основные психологические концепции двадцатого века.

  26. Бихевиоризм. Основные положения. Представители

  27. Гуманистическая психология. Основные положения. Представители

  28. Психоанализ. Основные положения. Представители

  29. Основные понятия социальной психологии

  30. Социальная перцепция

  31. Психология малой группы

  32. Общение как социально-психологический феномен

  33. Конфликт как специфическая форма взаимодействия

  34. Понятие о коммуникативной компетентности

  35. Когнитивная психология

  36. Конвергенция наук. Когнитивные науки. Достижения

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ.
Ю.А. ВОЛКОВ

1. Психология в системе наук.

2. Этапы развития психологии.

3. Отрасли психологии.

4. Методы психологической науки.

5. Понятие психики.

6. Развитие психики в филогенезе.

7. Психические процессы.

8. Психические свойства и психические состояния.

9. Психика человека и окружающая среда.

10. Функции центральной нервной системы.

11. Понятие деятельности в психологии.

12. Психологические аспекты в философии Платона.

13. Основные положения трактата Аристотеля «О душе».

14. Механистическая психология Р. Декарта.

15. Физиологическая психология В. Вундта.

16. Становление психологии в России.

17. Бихевиористская психология.

18. Немецкая гештальтпсихология.

19. Основные положения психоанализа З. Фрейда.

20. Инстинкты жизни и смерти в психоанализе З. Фрейда.

21. Структура приема информации у человека.

22. Ощущения и их природа.

23. Классификация ощущений по модальности.

24. Восприятие как психический процесс.

25. Свойства восприятия.

26. Восприятие времени и сенсорная депривация.

27. Преднамеренное и непреднамеренное восприятие.

28. Нарушения восприятия.

29. Природа и сущность внимания.

30. Свойства внимания.

31. Виды внимания.

32. Психологические упражнения для развития внимания.

33. Память как основа психической деятельности.

34. Процессы памяти.

35. Произвольная и непроизвольная память.

36. Структура памяти.

37. Факторы забывания.

38. Виды памяти.

39. Расстройства памяти.

40. Мышление как форма психического отражения.

41. Развитие мышления в персоногенезе.

42. Допонятийное и понятийное мышление.

43. Виды мышления.

44. Структура мыслительного процесса.

45. Операции мыслительной деятельности.

46. Понятие, суждение и умозаключение.

47. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности.

48. Индивидуальные стили мышления.

49. Способы активизации мышления.

50. Расстройства мышления.

51. Воображение как психический процесс.

52. Виды воображения.

53. Значение и функции речи.

54. Виды речевой деятельности.

55. Понятие и уровни интеллекта.

56. Оценка интеллекта.

57. Креативность, или творческая одаренность.

58. Сознание как высшая ступень развития психики.

59. Критерии самосознания.

60. Сознание и подсознание.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ.
О.Я. ДЫМАРСКАЯ

1.       Проблема демаркации для педагогики и психологии.

2.       Роль и ограничения житейского знания как основы педагогики и психологии.

3.       Особенности воспитания и организации школ в древнем мире.

4.       Истоки педагогики и психологии в идеях древнегреческих философов.

5.       Особенности схоластической педагогики.

6.       Психологические представления мыслителей Средневековья.

7.       Предпосылки и история возникновение университетов.

8.       Педагогика и виды образования в эпоху Возрождения.

9.       Характеристика гуманистической педагогики.

10.   Особенности образования на Руси.

11.   Душа в представлениях мыслителей эпохи Возрождения.

12.   Формирование педагогики как самостоятельной дисциплины.

13.   Педагогические принципы Яна Амоса Коменского.

14.   Исследования души и проблемы познания у Фрэнсиса Бэкона.

15.   Выделение сознания как критерия психики. Метод Рене Декарта.

16.   Природа аффектов. Учение Бенедикта Спинозы.

17.   Теория познания и программа образования Дж. Локка.

18.   Представление об образовании и психологии в эпоху Просвещения.

19.   Свободное воспитание Жана-Жака Руссо.

20.   Идеалы Просвещения в российском образовании и психологических воззрениях.

21.   Теория познания и психологические понятия Готфрида Вильгельма Лейбница.

22.   Психологические и педагогические идеи в немецкой классической философии.

23.   Зарождение и развитие ассоциативной психологии.

24.   Начало научной педагогики и дидактическая модель Иоганна Фридриха Гербарта.

25.   Педагогические идеи Иоганна Песталоцци.

26.   Индустриальная эпоха и формирование национальных систем образования.

27.   Идеи образования и воспитания Адольфа Дистервега.

28.   Развитие российского образования в 19 веке.

29.   Естественнонаучные предпосылки оформления научной психологии.

30.   Выделение психологии в самостоятельную науку.

31.   Предпосылки реформирования педагогики конца 19 — начала 20 века.

32.   Развитие альтернативных педагогических направлений.

33.   Трудовое воспитание Георга Кершенштейнера.

34.   Функционализм и педагогика прагматизма Джона Дьюи.

35.   Свободное воспитание. Система Марии Монтессори.

36.   Теоретическая борьба в научной психологии конца 19 — начала 20 века.

37.    Развитие экспериментальной психологии.

38.   Поведение как предмет психологии.

39.   Взаимовлияние педагогики и психологии в начале 20 века.

40.   Развитие педагогики и психологии в России к началу 20 века.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ.

Л.П. ЗЕРНОВА

1.       Предмет и объект курса «Психология и Педагогика».

2.       Формы существования психики: функциональные и общие.

3.       Назовите и дайте характеристику основным категориям психологии и педагогики.

4.       Что изучает предмет «История психологии»?

5.       Назовите основные этапы поиска предмета психологии и дайте характеристику особенностей каждого этапа.

6.       Структурализм и функционализм, в чём похожи и чем различаются данные подходы в истории психологии. Назовите представителей этих течений.

7.       Бихевиоризм, основные положения концепции экспериментальной психологии. Представители и задачи поведенческой психологии.

8.       Респондентное и оперантное научение, основные представители, различия и цели методов, практическое применение.

9.       Концепция классического психоанализа, как вы понимаете психоанализ с философской и психологической точек зрения.

10.   Гештальтпсихология, основные принципы, законы  восприятия. Инсайт и метод проб и ошибок, практическая сторона вопроса.

11.   Концепция «Теории поля» К. Левина, в чём суть теории.

12.   Теория деятельности А. Леонтьева, общее понимание.

13.   Действие как единица анализа деятельности, развитие логики доказательства системности теории.

14.   Действие как процесс, направленный на  достижения цели.

15.   Как утверждается принцип активности через понятие деятельности.

16.   Классификация мотивов по различным основаниям.

17.   Дайте определение понятия мотивации и характеристику мотивационной сферы человека на примере образовательных процессов.

18.    Дайте обоснование работы психологического механизма  «сдвига мотива на цель», приведите свой пример.

19.   Поясните механизм локус-контроля, используя тест Джулиана Роттера.

20.   Мотивация на достижение успеха и избегание неудач, (Тест Элерса),  поясните, что такое «комплекс Ионы».

21.   Закон оптимума мотивации, поясните практическую применимость закона Йеркса – Додсона.

22.   Как устроена нервная система человека, её функции.

23.   Структура и функции головного мозга.

24.   Психика как системное свойство мозга.

25.   Сознание как совокупность знаний об окружающем мире.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ.

Ю.П. ТЕН

1.     Появление человека как существа сознательного и способного к развитию, образованию и воспитанию.

2.     Зарождение психологии и педагогики в Древней Греции. Взаимосвязь психологии и педагогики.

3.     Основные этапы развития психологии. Понятие «классическая и неклассическая психология».

4.     Методологические принципы, определяющие подходы к изучению психики человека и ее формированию. Методы психологии: их классификация.

5.     Основные историко-философские подходы к решению проблемы соотношения идеального и материального.

6.     Психика как «субъективный образ объективного мира». Взаимоотношение телесного и духовного в человеке.

7.     Сознание как высший уровень развития психики. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека: сознательного, предсознательного и бессознательного.

8.     Роль бессознательного в регуляции поведения личности. Концепции З. Фрейда и К.Г. Юнга.

9.     Структура психики человека: психические процессы, психические состояния, психические свойства.

10. Мозг и психика: проблема взаимосвязи.

11. Отличие инстинктивного поведения животных от сознательных действий человека. Роль сознательного и бессознательного в регуляции поведения личности.

12. Менталитет общества и сознание индивида. Особенности российского менталитета.

13. Психологические концепции поведения человека.

14. Современные психологические теории личности.

15. Личность как предмет психологического исследования. Понятия «человек», «личность» и «индивидуальность»  и их соотношение.

16. Психологическая структура личности. Психосоциотипы.

17. Сущность и основные характеристики общения. Средства общения. Функции общения.

18. Стратегии и позиции в общении. Виды общения.

19. Барьеры общения и способы их устранения. Коммуникативная компетентность.

20. Методы психологического воздействия на личность. Психологическая защита.

21. Нравственные основы и нормы этикета в деловом общении.

22. Кодекс делового общения.

23. Понятие способности. Виды способностей. Развитие способностей.

24. Темперамент и его типы. Методы диагностики.

25. Роль темперамента в жизнедеятельности человека. Темперамент и культура поведения человека.

26. Характер и его структура. Акцентуация характера.

27. Ощущение и его виды. Роль ощущений в жизни и деятельности человека.

28. Понятие чувствительности. Взаимодействие ощущений: сенсибилизация и синестезия.

29. Восприятие, его виды и свойства.

30. Внимание, его виды и свойства. Приемы совершенствования внимания.

31. Мышление и его формы. Виды мышления и их характеристика.

32. Воображение, его механизмы и виды.

33. Память и ее виды. Общая характеристика процессов памяти.

34. Индивидуальные различия памяти людей. Формирование и развитие памяти.

35. Потребности и мотивы, их виды и функции.

36. Деятельность, ее характеристики и виды.

37. Эмоции, их виды и функции.

38. Стресс, его фазы и поведение в стрессовых ситуациях.

39. Фрустрация и виды реакций на  фрустрирующие ситуации.

40. Понятие о воле. Волевая регуляция поведения. Развитие воли у человека.

41. Психология межличностных отношений. Механизмы межличностного восприятия. Формы межличностного психического взаимодействия.

42. Основные теории межличностного взаимодействия (теория обмена, теория символического интеракционизма, теория управления впечатлениями, психоаналитическая теория).

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ.

А.В. ФОКИНА

1.      Современные социокультурные условия обучения.

2.      Социокультурные и психологические проблемы современного образования.

3.      Достоинства и недостатки дистанционного обучения.

4.      Примеры влияния культурной, социальной или психологической проблемы на образование.

5.      Аргументы «за» и «против» теории поколений.

6.      Особенности современного взросления.

7.      Личность в обществе потребления.

8.      Необходимость реформирования образования: «за» и «против».

9.      Пример психологической проблемы и ее компонентов.

10. Симптоматическое поведение и его функции.

11. Три вида контакта. Примеры нарушений контакта.

12. Роли выживания, пример человека в роли выживания.

13. Психологическая травма: особенности, примеры.

14. Выживающая, травмированная и здоровая части личности.

15. Основные приемы психологической самопомощи.

16. Параметры семейной системы в психологии.

17. Семейные правила и мифы: примеры.

18. Функциональная и дисфункциональная семья.

19. Особенности дисфункциональной семьи.

20. «Судьба» как предмет психологического анализа.

21. Сценарии по Э. Берну.

22. Примеры проявления сценариев по Э. Берну.

23. Драйверы. Примеры их проявления в поведении человека.

24. Классификация нарушений психического здоровья.

25. Педагогическая запущенность, задержка психического развития, олигофрения.

26. Расстройства личности: пример, аргументация.

27. Расстройства мышления: пример, аргументация.

28. Астеническое состояние vs утомление: пример, различия.

29. Пути повышения качества социально-психологической помощи психически больным людям в России.

30. Когнитивно-бихевиоральные методы самопомощи.

31. Связь когнитивной и эмоциональной сферы.

32. Когнитивный подход к преодолению нарушений эмоционального состояния.

33. Личные границы. Функции личных границ.

34. Нарушение личных границ. Восстановление личных границ.

35. Невербальное поведение: направления анализа.

36. Типы жестов с примерами.

37. Функции невербального поведения.

38. Эмблематические оговорки: примеры.

39. Психологические функции имиджа.

40. Анализ имиджа личности на выбранном примере.

41. Самоанализ имиджа.

42. Политика идентичности, ее примеры.

43. Виртуальная самопрезентация: наблюдаемые феномены.

44. Особенности виртуальной самопрезентации генерального испытуемого в социальной сети.

45. Самооценка и ее влияние на деятельность.

46. Самооценка как интроект.

47. Приемы аутокоррекции самооценки.

48. Примеры адекватной и неадекватной самооценки.

49. Физическая и нефизическая привлекательность.

50. Основные социально-психологические феномены.

51. Примеры социально-психологических экспериментов и их анализ.

52. Конформизм: достоинства и недостатки.

53. Психологические приемы в рекламе.

54. Анализ рекламы на примерах.

55. Фундаментальная ошибка каузальной атрибуции: суть, примеры.

56. Социальная фасилитация и ингибиция: примеры.


Юнгианская модель психики

Немногие люди оказали такое большое влияние на современную психологию, как Карл Юнг; мы должны поблагодарить Юнга за такие концепции, как экстраверсия и интроверсия , архетипы , современный анализ сновидений и коллективное бессознательное . Психологические термины, придуманные Юнгом, включают архетип , комплекс, синхронность , и именно на основе его работы был разработан Индикатор типов Майерс-Бриггс (MBTI), популярный сегодня основной продукт личностных тестов.

Среди наиболее важных работ Юнга был его глубокий анализ психики, который он объяснял следующим образом: « Под психикой я понимаю совокупность всех психических процессов, как сознательных, так и бессознательных », отделяя понятие от общепринятое понятие разума, которое обычно ограничивается процессами только сознательного мозга.

Юнг считал, что психика представляет собой саморегулирующуюся систему , скорее похожую на тело, которая стремится поддерживать баланс между противоположными качествами, постоянно стремясь к росту, процесс, Юнг назвал « индивидуализация ».

Юнг рассматривал психику как нечто, что можно разделить на составные части с комплексами и архетипическими содержаниями, персонифицированными в метафорическом смысле и функционирующими скорее как вторичные самости, вносящие свой вклад в целое. Его концепция психики разбита следующим образом:

Эго

Для Юнга эго было центром поля сознания , частью психики, где находится наше сознание, наше чувство. личности и существования. Эту часть можно рассматривать как своего рода «командный штаб», организующий наши мысли, чувства, чувства и интуицию и регулирующий доступ к памяти. Это та часть, которая связывает внутренний и внешний мир вместе, формируя то, как мы относимся к тому, что является внешним по отношению к нам.

То, как человек относится к внешнему миру, согласно Юнгу, определяется его уровнем экстраверсии или интроверсии и тем, как он использует функции мышления, чувства, ощущения и интуиции. Некоторые люди развили больше одного или двух из этих аспектов, чем другие, что формирует их восприятие окружающего мира.

Происхождение эго лежит в архетипе самости, где оно формируется в ходе раннего развития, когда мозг пытается придать смысл и ценность своему разнообразному опыту.

Однако эго — это всего лишь небольшая часть самости ; Юнг считал, что сознание избирательно, а эго — это часть личности, которая отбирает наиболее важную информацию из окружающей среды и выбирает на ее основе направление, в то время как остальная информация погружается в бессознательное. Поэтому оно может проявиться позже в виде снов или видений, проникая таким образом в сознательный разум.

Личное бессознательное

Личное бессознательное возникает в результате взаимодействия между коллективным бессознательным и личностным ростом и было определено Юнгом следующим образом:

«Все, о чем я знаю, но о чем в данный момент не думаю». ; все, что я когда-то сознавал, но теперь забыл; все воспринимаемое моими чувствами, но не отмеченное моим сознательным умом; все то, что я невольно и не обращая на это внимания чувствую, думаю, вспоминаю, хочу и делаю; все будущие вещи, которые складываются во мне и когда-нибудь осознаются; все это составляет содержание бессознательного. .. Кроме них мы должны включить все более или менее преднамеренные вытеснения болезненных мыслей и чувств. Я называю сумму этих содержаний «личным бессознательным».

В отличие от Фрейда, Юнг рассматривал вытеснение как один из элементов бессознательного, а не как его все. Юнг также рассматривал бессознательное как дом потенциального будущего развития, место, где еще неразвитые элементы сливаются в сознательную форму.

Комплексы

Комплексы в юнгианском смысле — это тематические организации в бессознательном уме, сосредоточенные вокруг паттернов воспоминаний, эмоций, восприятий и желаний, паттернов, которые формируются в результате опыта и реакций человека на этот опыт. . В отличие от Фрейда, Юнг считал, что комплексы могут быть очень разнообразными, а не просто люди, имеющие основной сексуальный комплекс.

Комплексы часто ведут себя довольно автоматически, что может привести к тому, что человек почувствует, что поведение, возникающее из-за них, выходит из-под его или ее контроля . Люди, которые психически больны или ошибочно названы «одержимыми», часто имеют комплексы, которые регулярно и заметно берут верх над ними.

Комплексы находятся под сильным влиянием коллективного бессознательного и, как таковые, имеют архетипические элементы. У здорового человека комплексы редко представляют собой проблему и, скорее всего, являются ключом к уравновешиванию довольно односторонних взглядов на эго, чтобы могло произойти развитие. Однако, если человек психически нездоров и не может регулировать себя (как видно у тех, кто испытывает диссоциацию между этими состояниями), комплексы могут стать явными и более серьезными. В этих случаях эго повреждено и поэтому недостаточно сильно, чтобы использовать комплексы через звуковое отражение, предоставляя им полноценную и неуправляемую собственную жизнь.

При лечении таких людей Юнг больше обращал внимание на будущее развитие, чем просто имел дело с их прошлым; он пытался выяснить, что означают симптомы и надеялся достичь, и работать с ними под этим углом зрения.

Коллективное бессознательное

Теория коллективного бессознательного — одна из самых уникальных теорий Юнга; Юнг считал, в отличие от многих своих современников, что все элементы индивидуальной природы присутствуют с рождения, и что среда человека выявляет их (а не среда, создающая их). Юнг считал, что люди рождаются с уже заложенным в них «планом», который будет определять ход их жизни, что, хотя и вызывало споры в то время, довольно широко поддерживается сегодня из-за большого количества доказательств, имеющихся в животном мире. для различных видов, рождающихся с репертуаром поведения, уникально адаптированного к их среде. Было замечено, что это поведение у животных активируется стимулами окружающей среды таким же образом, как Юнг считал, что человеческое поведение выдвигается на первый план. Согласно Юнгу, «термин архетип означает не унаследованную идею, а скорее унаследованный способ функционирования, соответствующий врожденному способу, которым цыпленок появляется из яйца, птица строит свое гнездо, определенный вид осы». жалит двигательный ганглий гусеницы, и угри находят путь к Бермудским островам. Другими словами, это «модель поведения». Этот аспект архетипа, чисто биологический, является предметом научной психологии».

Юнг считал, что эти чертежи находятся под сильным влиянием различных архетипов в нашей жизни, таких как наши родители и другие родственники, важные события (рождения, смерти и т. д.) и архетипы, происходящие из природы и нашей культуры ( общие символы и элементы, такие как луна, солнце, вода, огонь и т. д.). Все эти вещи объединяются, чтобы найти выражение в душе и часто отражаются в наших историях и мифах.

Юнг не исключал духовного, несмотря на биологическую основу, которую он описал у личности; он тоже чувствовал возникла противоположная духовная полярность, сильно влияющая на психику .

Самость

Самость, согласно Юнгу, была совокупностью психики со всеми ее возможностями. Это та часть психики, которая смотрит вперед и содержит стремление к наполнению и целостности. В этом говорилось, что Самость управляет процессом индивидуации, стремлением человека максимально реализовать свой потенциал.

В этой области Юнг снова отличается от Фрейда; в теории Фрейда эго отвечает за описанный выше процесс и образует ось, на которой вращается индивидуальная психология человека, тогда как в юнгианской теории эго — это всего лишь одна часть, которая поднимается из (бесконечно более сложной) самости.

Персона

Юнг сказал, что Персона — это элемент личности, который возникает «по причинам адаптации или личного удобства». Если у вас есть определенные «маски», которые вы надеваете в различных ситуациях (например, та сторона себя, которую вы представляете на работе или в семье), это персона. Персону можно рассматривать как часть эго, отвечающую за связи с общественностью, часть, которая позволяет нам относительно легко взаимодействовать в обществе в различных ситуациях.

Однако те, кто слишком сильно идентифицирует себя со своей персоной, могут столкнуться с проблемами. снисходительно ко всем. Выполнение вышеупомянутого может сильно затормозить чей-то личностный рост, поскольку другие аспекты личности не могут должным образом развиваться, нанося вред общему росту. 9″ Тень».

Тень

Те черты, которые нам не нравятся или скорее игнорируются, объединяются, чтобы сформировать то, что Юнг называл Тенью. Эта часть психики, на которую также сильно влияет коллективное бессознательное, представляет собой форму комплекса и, как правило, является комплексом, наиболее доступным для сознательного разума.

Юнг не считал, что Тень бесполезна или бесполезна; он чувствовал, что «там, где есть свет, должна быть и тень», то есть тень играет важную роль в уравновешивании психики в целом. Без развитой теневой стороны человек может легко стать мелким и чрезмерно озабоченным чужим мнением , Ходячая Персона. Точно так же, как конфликт необходим для развития сюжета любого хорошего романа, свет и тьма необходимы для нашего личного роста.

Юнг считал, что, не желая прямо смотреть на свои Тени, многие люди проецируют их на других, имея в виду, что качества, которые мы часто не выносим в других, мы имеем в себе и желаем не видеть. Чтобы по-настоящему расти как личность, нужно перестать сознательно слепо относиться к своей Тени и попытаться сбалансировать ее с Персоной.

Анима и анимус

Согласно Юнгу, анима и анимус являются контрасексуальными архетипами психики, причем анима присутствует в мужчине, а анимус – в женщине. Они строятся из женских и мужских архетипов индивидуального опыта, а также опыта общения с представителями противоположного пола (начиная с родителя) и стремятся сбалансировать возможный в противном случае односторонний гендерный опыт. Как и Тень, эти архетипы, как правило, проецируются, только в более идеализированной форме; человек ищет отражение своей анимы или анимуса в потенциальном партнере, объясняя феномен любви с первого взгляда.

Юнг видел либо мужественность, либо женственность как «высшую» сторону гендерной медали (в отличие от многих его сверстников, которые отдавали предпочтение мужественности), но просто как две половины одного целого, такие как свет и тень , половинки, которые должны уравновешивать друг друга.

Индивидуация

Индивидуация для Юнга была поиском целостности, который неизменно предпринимает человеческая психика, путешествием к осознанию себя как уникального человеческого существа, но уникального только в том смысле, что мы все , не больше и не меньше, чем другие.

Юнг не пытался перейти от важности конфликта к человеческой психологии; он видел это как неотъемлемое и необходимое для роста. Имея дело с вызовами внешнего мира и собственными внутренними противоположностями, человек постепенно становится более сознательным, просветленным и творческим. Результатом преодоления этих столкновений стал «символ», который, по мнению Юнга, будет способствовать новому направлению, в котором справедливость будет отдана всем сторонам конфликта. Этот символ рассматривался как продукт бессознательного, а не рационального мышления, и нес в себе аспекты как сознательного, так и бессознательного миров в своей работе в качестве преобразующего агента. Развитие, проистекающее из этой трансмутации, столь важной для юнгианской психологии, представляет собой процесс индивидуации.


Изображение предоставлено: flickr.com/photos/spiritual_marketplace че, Юнг и архетипы, Юнг и коллективное бессознательное, юнговская концепция психики, юнговская индивидуация, юнгианская личность теория, юнгианские архетипы, модель психики, личное бессознательное и коллективное бессознательное

Мозг Фрейда | Psychology Today

Источник: Brain Illustrations, Denise Wawrzyniak, под лицензией CC BY-NC 4.0

Как известно, Фрейд разделил человеческую психику на три функциональные части: Ид, Эго и Суперэго. Ид — это «темный», «недоступный» (бессознательный), нерациональный компонент психики, ищущий удовольствия. С другой стороны, Суперэго — это моральная совесть, возникающая из интернализированного родительского авторитета. Его требования абсолютны и непреклонны. и, следовательно, находится в конфликте с капризным Ид. Соответственно, функция Эго состоит в разрешении этого внутреннего конфликта таким образом, чтобы Ид могло удовлетворять свои влечения социально/морально приемлемым способом. на реальность (внешний мир), ориентируясь в истоках реальности, чтобы выполнить свою функцию.0019

Примечательно, что Фрейд начал свою карьеру невролога с большим интересом обосновать свой психодинамический подход работой человеческого мозга. К сожалению, Фрейд так и не достиг этой цели, посвятив львиную долю своего времени клиническим исследованиям, направленным на развитие его психоаналитической теории. Однако с быстро развивающейся областью нейропсихологии, которой помогают такие технологии, как функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ), функциональный анализ человеческой психики с точки зрения человеческого мозга становится все более осуществимым.

Цель этого блога, соответственно, состоит в том, чтобы предложить возможные мозговые субстраты для трехчастного разделения человеческой психики Фрейдом путем сопоставления конкретных функций определенных областей мозга с функциями ид, эго и суперэго на основе соответствующих фМРТ, поражений и транскраниальных исследования магнитной стимуляции (ТМС).

Миндалевидное тело как Id

В своем эссе «По ту сторону принципа удовольствия» Фрейд утверждает: по принципу удовольствия: то есть мы верим, что всякий данный процесс возникает в неприятном состоянии напряжения и в силу этого определяет для себя такой путь, что его конечный результат совпадает с расслаблением этого напряжения, т. е. с избеганием боли или с производством удовольствия.

Приведенное выше описание Фрейдом «принципа удовольствия» кратко совпадает с функцией подкорковой (и, следовательно, нерациональной) области человеческого мозга, называемой миндалевидным телом. Эта область мозга традиционно ассоциируется со страхом в ответ на опасность окружающей среды. Этот ответ включает в себя передачу сообщений по оси гипоталамус-гипофиз-надпочечники, увеличивая сердечно-дыхательную активность и активность периферической («симпатической») нервной системы, подготавливая тело к «борьбе или бегству». Здесь такая автоматическая, бессознательная реакция на опасность повторяет функцию ид Фрейда по избеганию боли.

Кроме того, более поздние исследования показывают, что функция миндалевидного тела «… выходит за рамки кодирования аверсивных стимулов, чтобы также кодировать аппетит, что требует оценки того, как миндалевидное тело опосредует как аппетитное, так и боязливое поведение посредством различных психологических процессов».

Согласно Фрейду, «все инстинкты имеют своей целью восстановление прежнего состояния». В случае удовольствия влечение направлено на повторение переживаний, вызывающих удовольствие. Соответственно, миндалевидное тело, по-видимому, удовлетворяет этому фрейдистскому понятию. Было высказано предположение, что «миндалевидное тело функционирует как запоминающее устройство, связывающее нейтральные стимулы с мотивационно релевантные стимулы, такие как еда, секс или опасность», тем самым создавая связи «стимул-реакция», основанные как на вознаграждении, так и на наказании. Это не только согласуется с трактовкой Фрейдом принципа удовольствия, присущего функции Ид; оно олицетворяет саму его природу.

Вентромедиальная префронтальная кора как Суперэго

Несколько исследований неизменно связывают моральные суждения с областью коры головного мозга, известной как вентромедиальная префронтальная кора (ВМПФК). Эта область мозга имеет взаимные нейронные связи с миндалевидным телом и тесно связана с эмоциональным контролем. Следовательно, он готов служить источником «конфликта» с миндалевидным «ид». Клинические исследования также указывают на активное участие VMPFC в «аффективной обработке, связанной с чувством вины», тем самым еще больше выделяя эту область мозга как вероятный субстрат для суперэго.

Согласно одному исследованию, другие области мозга, связанные с абстрактным мышлением и когнитивной переоценкой, участвуют в принятии моральных решений в случае сложных моральных дилемм, связанных с личными жертвами. Одной из таких областей мозга является дорсолатеральная префронтальная кора (DLPFC).

В ходе исследования испытуемым был представлен сценарий войны, в котором плачущий младенец подвергал опасности жизни многих горожан, скрывавшихся от врага. Во время наблюдения с помощью фМРТ испытуемых просили определить, будет ли морально приемлемым задушить собственного ребенка в этой ситуации.

Субъекты, считавшие такой ответ уместным, имели более высокую активность в своих ДЛПФК, чем субъекты, считавшие такой ответ неуместным, независимо от затрат. Последнее отражает абсолютистские представления о морали, родственные тем, которые определены во фрейдистском суперэго. Действительно, тот факт, что активность ДЛПФК была повышена у испытуемых, которые сочли меру уместной, предполагает корректировку или переоценку безусловного неодобрения такого действия со стороны активности Супер-Эго, происходящей в ВМПФК. Это поддерживает исконную тенденцию последнего региона поддерживать абсолютистский взгляд на мораль, подобный взгляду фрейдистского супер-эго, если только он не сдерживается эго ДЛПФК.

Дальнейшее подтверждение этой гипотезы получено в другом исследовании, в котором использовался тот же сценарий «плачущий ребенок», но при этом разрушалась правая ДЛПФК испытуемых. В этом случае нарушение через повторяющиеся ТМС, как правило, вызывало у испытуемых саморазрушающую «неутилитарную» реакцию; то есть решение позволить всем умереть, включая ребенка.

Еще одно подтверждение приходит из других исследований, демонстрирующих роль DLPFC в принятии более гибких моральных решений. В одном исследовании испытуемые оценили 40 моральных и 20 неморальных (контрольных) сценариев, чтобы определить, было ли рассматриваемое действие морально правильным или неправильным, и будут ли они, учитывая затраты и выгоды каждого из них, по-прежнему совершать действия в реальной жизни, даже если они считают это неправильным. Во время активности испытуемым делали МРТ.

Результаты показали повышенную активность в DLPFC и в другой области коры, височно-теменном соединении, у субъектов, которые были более гибкими в своих ответах. Это исследование, наряду с другими, цитируемыми здесь, предполагает природную тенденцию VMPFC, когда она не модулируется DLPFC совместно с другими ассоциированными областями, к ригидности и, таким образом, сродни фрейдистскому суперэго.

ДЛПФК как Эго

Вышеупомянутая переоценочная деятельность ДЛПФК сродни функции фрейдистского эго. DLPFC также связан с индуктивным мышлением, которое включает в себя логические выводы о внешнем мире. Он играет роль в формировании правил, основанных на опыте («Все лимоны кислые»), и в применении этих правил (избегание сосания лимона). Следовательно, его профиль делает его жизнеспособным кандидатом на роль эго.

Он обладает способностью к метапознанию, мышлению о своем собственном мышлении и перцептивной деятельности, что необходимо для признания собственного существования как «я».

Было также показано, что он активен, когда субъекты пытаются осуществлять «самоконтроль» в отношении употребления нездоровой пищи. У лиц с хорошим самоконтролем при повышении активности в ДЛПФК снижается активность ВМПФК, что подтверждает роль первых в самоконтроле.

Нельзя сбрасывать со счетов роль других областей мозга в ограничении VMPFC при принятии моральных решений. Например, некоторые исследования показали, что передняя поясная кора (ACC) также может играть роль в обнаружении или контроле моральных конфликтов. Таким образом, было бы чрезмерным упрощением утверждать, что DLPFC включает в себя эго или самость, независимую от многофункционального, интегрированного набора нейронных сетей в различных других областях коры головного мозга. Тем не менее, похоже, что DLPFC играет важную роль в модулировании DLPFC при принятии моральных решений в сторону большей гибкости. Во фрейдистском контексте это можно интерпретировать как модуляцию Супер-Эго в его отношении к Ид в согласии с внешней реальностью.

Добавить комментарий