Социальные группы (большие и малые)
Какие ассоциации у вас возникают со словом группа?
Впервые это слово попало в русский из итальянского языка в начале девятнадцатого века, как термин, который использовали художники для обозначения нескольких фигур, составляющих композицию, то есть что-то общее.
Однако сегодня одни из вас подумали о своей любимой музыкальной группе, другие о группе ребят, которых вы постоянно видите во дворе, ну а третьи вспомнили свою группу в детском саду.
Во всех трёх случаях такую группу ещё можно назвать социальной. Что же означает данное понятие? На этот вопрос достаточно трудно ответить.
В самом общем смысле социальная группа – это совокупность людей, которые объединены общим признаком.
Но если говорить более узко, то социальная группа – это совокупность людей, которые:
· объединены общим значимым признаком;
· совместно действуют;
· связаны между собой определёнными отношениями, регулируемыми социальными институтами.
Социальный институт – это комплекс норм и правил, которые регулируют какую-либо сферу жизни или какие-либо общественные отношения.
Каждый из нас, хочет он этого или нет, с момента своего рождения принадлежит к какой-либо социальной группе, которая выступает своеобразным посредником между человеком и обществом в целом.
На нашей планете проживает более семи миллиардов человек, а количество социальных групп, по мнению учёных, доходит до четырнадцати миллиардов. Это возможно благодаря тому, что один человек может одновременно состоять в пяти-шести социальных группах.
Человек ходит на работу, играет в футбол за свою команду, как турист путешествует по миру, как избиратель участвует в политической жизни страны. А ещё он может коллекционировать монеты, водить мотоцикл или участвовать в митингах и демонстрациях. А вот если человек нарушит закон, то он станет участником ещё одной социальной группы – правонарушителей.
Всем социальным группам присущи определённые черты, связи и отношения с другими социальными группами.
Например, всё население нашей страны является одной социальной группой, которая входит в состав другой социальной группы – население планеты Земля.
Социальная группа непосредственно влияет на формирование характера человека, его поведение, восприятие мира, ценностные ориентиры.
Именно в группе вырабатывается система норм, правил, обычаев, стандартов поведения, которые регулируют деятельность и поступки людей, как участников этой группы, и определяют характер взаимоотношений между ними.
По мнению американского социолога Нейла Смейзера, можно выделить следующие функции социальных групп.
Функция социализации
Только в группе человек может воспитать подрастающие поколения.
Пример такой группы – ваша семья. Ваши родители заботятся о вас, помогают вам, покупают одежду, кормят и так далее. И когда у вас самих появится семья, вы не только точно так же должны будете заботиться о собственных детях, но и о ваших престарелых родителях.
Инструментальная функция заключается в осуществлении той или иной деятельности людей. Например, посещая школу, вы получаете определённые знания, то есть осуществляете познавательную деятельность совместно с вашим классом.
Экспрессионная функция. Состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии. Согласитесь, что при любом вашем начинании найдутся люди, которые вам помогут или окажут поддержку. Это могут быть друзья, семья или коллеги по работе.
Поддерживающая функция заключается в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях.
Но любую ли группу людей можно назвать социальной? Представьте себе, что на дороге случайно встретились несколько путников, они продолжили путь вместе и непринуждённо общались между собой, так как оказалось, что между ними было много общего.
На основании различных критериев принято выделять различные виды социальных групп. Например, по критерию численности различают большие и малые социальные группы.
Малая социальная группа – это объединение людей, которые вступают в непосредственные отношения друг с другом, знают о своей принадлежности к одному сообществу и зависят друг от друга при достижении общих целей.
Для малой социальной группы свойственны следующие признаки:
· небольшое количество участников группы. Как правило, от двух-трёх до двадцати-тридцати человек;
· прямые контакты между участниками группы и их взаимодействие;
· распределение функций и социальных ролей между членами группы;
· общие цели деятельности;
· общие интересы, ценности, установки, стереотипы поведения, обычаи и традиции;
· устойчивость во времени.
Такими малыми группами являются: семья, спортивная команда, компания друзей, школьный класс, студенческая группа и так далее.
Что же даёт человеку членство в малой группе?
Прежде всего именно в составе малой группы человек может достичь определённых целей, которых в одиночку достичь невозможно.
Во-вторых, другие участники малой группы могут помочь человеку в трудных жизненных ситуациях. Согласитесь, что в непростые моменты жизни человеку необходима поддержка, а оказать её зачастую могут только семья или очень близкие друзья.
В-третьих. Поддержка участников малой группы в любом начинании способна повысить самооценку человека. Мотивировать его на определённые действия, которые первоначально кажутся ему непосильными.
В-четвёртых. Малая группа позволяет построить очень близкие отношения. Например, найти хороших друзей.
В-пятых. Малая группа позволяет человеку чувствовать себя в безопасности.
Малые социальные группы входят в состав больших социальных групп.
Большая социальная группа – это количественно неограниченная социальная группа, имеющая устойчивые ценности и нормы поведения.
Для большой социальной группы характерны следующие признаки:
· многочисленность участников группы;
· схожее положение членов группы в структуре общества;
· общность интересов;
· отсутствие прямых контактов между членами группы.
Человек входит не только в малые, но и в большие социальные группы.
К первой категории можно отнести группы, которые учёные различают по социальному положению (например, классы, сословия), по этнической принадлежности (например, нации и народности), по возрасту (например, дети, молодёжь, трудоспособные взрослые, пенсионеры), по месту жительства (например, городские и сельские жители), по половому признаку (например, мужчины и женщины), по профессиональной деятельности (например, работники умственного и физического труда).
Главной особенностью такого рода объединений людей является постоянное их существование.
Ко второй категории можно отнести публику, толпу или аудиторию, которые существуют на протяжении определённого промежутка времени, но при этом включены в единое эмоциональное пространство. Например, это могут быть болельщики сборной России по футболу. Их достаточно много в каждом городе нашей страны, и они, как правило, не знакомы друг с другом, но при этом, когда наша сборная выступает на чемпионате Европы или мира, они не только приезжают поддержать нашу команду на стадион, где проводится игра, но и болеют за неё у телевизора дома, на городских площадях и даже в космосе. Таким образом эти люди стихийно формируют единую большую социальную группу болельщиков сборной России по футболу.
Хотя конечно есть и поразительные совпадения, например, на Кубе в 2001 году в митинге с участием лидера страны Фиделя Кастро приняло участие более одного миллиона человек. Также многие кубинцы посмотрели выступление своего лидера по телевизору и ознакомились с его речью в газетах.
Как вы думаете, кем же на этот момент являлись все эти люди – участниками мероприятия или народом Республики Куба? Поразмышляйте об этом на досуге.
Как мы с вами увидели, социальных групп очень много и они сильно отличаются друг от друга. Но иногда их интересы пересекаются, тогда между различными группами может быть налажено сотрудничество.
Например, все ученики школы могут болеть за школьную футбольную команду.
Но бывает и так, что интересы социальных групп противоречат друг другу. Например, мотоциклисты постоянно соперничают с владельцами автомобилей за место на дороге.
Но так или иначе, представить человека без участия его в социальной группе невозможно. Как писал советский поэт Владимир Маяковский:
Плохо человеку, когда он один.
Горе одному, один не воин –
Каждый дюжий ему господин,
И даже слабые, если двое…
Единица – вздор,
Единица – ноль,
Один,
Даже если очень важный,
Не подымет
Простое пятивершковое бревно,
Тем более дом пятиэтажный.
В конце нашего урока давайте вспомним основные моменты. Сегодня мы узнали с вами о том, что такое социальная группа, а также познакомились с признаками большой и малой социальных групп.
Социальные группы. Обществознание ЕГЭ.
ШПАРГАЛКА ПО ОБЩЕСТВУ ДЛЯ ЕГЭ 2023 (NEW)ШПАРГАЛКА ПО ОБЩЕСТВУ ДЛЯ ОГЭ 2023 (NEW)
АВТОРСКИЙ СПРАВОЧНИК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ЕГЭ 2023
РЕПЕТИТОР ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ДИСТАНЦИОННО
Социальная группа — это объединение людей по какому-либо признаку.
Классификация социальных групп.
I. По количеству участников различают:
1. Макрогруппа (большая группа) — большое количество людей не знающих друг друга, но оказывающих определенное влияние на социальные процессы.
Например : нации, классы, народности.
2. Микрогруппа (малая группа) — небольшое число людей, которые знают друг друга и имеют общую цель.
Численность малой группы колеблется в районе до 30 человек.
Например : семья, трудовой коллектив.
II. По характеру взаимодействия различают:
1. Первичная группа — небольшое количество людей, объединенное высоким уровнем эмоциональных связей (семья, одноклассники, друзья).
2. Вторичная группа — совокупность людей, объединенная не с целью поддержания высокого эмоционального уровня, а с целью достижения определенного результата.
Как правило такие группы многочисленны (электорат партии, спортивные болельщики).
Такие группы объединяются по этническому, профессиональному, демографическому признакам.
III. По способу организации и регламентации внутригруппового поведения различают:
1. Формальная группа — объединение людей, взаимоотношение которых между собой регламентируется каким-либо нормативным документом (закон, устав, инструкция).
Например: трудовой коллектив, школа, армия.
Такая группа всегда имеет определенную структуру управления.
2. Неформальная группа — объединение людей, взаимоотношения которых между собой не регламентировано (дружеские отношения).
Например: семья, друзья, неформальное объединение.
IV. По факту существования различают:
1. Реальные — выделенная по реальным признакам ( пол, возраст, национальность).
2. Номинальная — искусственно выведенная для целей статистического учета ( пассажиры поезда, игроки в покер).
Квазигруппа — неформальная номинальная группа, т.е. малоустойчивое объединение людей, связанными немногочисленными видами взаимоотношений (аудитория, болельщики футбольного клуба, случайные скопления людей в публичных местах).
Референтная группа — эталонная группа, которая служит примером.
КРИТЕРИИ выделения социальных групп:
1) Половозрастной ( демографический) – муж жен молодежь
2) Профессиональный (врачи, инженеры)
3) Этносоциальный ( русские,татары)
4) Экономический (богатые и бедные)
5) Религиозный (мусульмане, христиане)
6) Территориальный ( горожане, сельчане)
7) Политический (либералы, демократы)
Вернуться к списку
Организация работы в малых группах и управление ею – Библиотека ресурсов TeachingWorks
Организация работы в малых группах и управление ею
Работа в малых группах является важной частью исследовательского обучения общественным наукам и обычно проводится в части «Опыт» исследовательского урока. Работая в малых группах, учащиеся имеют возможность изучать источники, вместе работать над их осмыслением, слушать друг друга и развивать свое мышление. Работая в малых группах, учащиеся имеют возможность говорить, слушать и изучать материалы расследования. Во многих отношениях работа в малых группах является основой исследования в классе. Создание малых групп и управление ими включает в себя разработку заданий, которые дают учащимся возможность вместе участвовать в осмысленном изучении содержания, тщательное обдумывание того, как формировать и организовывать малые группы, предоставление четких указаний и ожиданий, обучение групп и оказание другой поддержки, а также выделение учащихся. сильные стороны, как они работают. Формирование малых групп означает пристальное внимание к тому, кто входит в малую группу, и четкое формулирование того, почему их присутствие полезно. Это также означает для учителя замечать сильные стороны учащихся и тренировать их в достижении целей обучения, поддерживая участие учащихся в исследованиях. Организация работы в малых группах и управление ею требуют тщательной координации и принятия стратегических решений.
Этические обязательства, продвижение справедливости и работа в малых группах
Организация работы в малых группах и управление ею способствует справедливости в классе, поскольку дает всем учащимся возможность участвовать в беседе, решать проблемы и учиться друг у друга. Предоставляя пространство, где учащиеся могут взаимодействовать друг с другом, небольшие группы могут предоставить пространство для базовых знаний и точек зрения учащихся, поскольку учащиеся вместе работают над достижением учебных целей. Внимание к происхождению учащихся, включая их социальное положение, расу, пол, уровень чтения, статус изучения английского языка и совместимость в небольшой группе, имеет важное значение. Обращать внимание на эти характеристики означает не только видеть, что учащиеся в классе разные, но и ценить их мысли и идеи потому что они разные.
Организация работы в малых группах и управление ею также важны для обеспечения доступа к сложной интеллектуальной работе. Совместная работа с одним-тремя сверстниками расширяет возможности учащихся говорить и взаимодействовать по содержанию, изучать английский язык и дисциплинарный язык, обрабатывать новый контент и развивать идеи. Работа в малых группах также может дать учащимся уверенность и содержательные идеи, которые помогут им участвовать в общеклассных взаимодействиях.
Организация работы в малых группах и управление ею означает признание ценности голоса и мышления учащихся и может внести весомый вклад в формирование культуры в классе, где внимание к мышлению учащихся является нормой. Тщательное планирование и принятие решений учителем могут способствовать созданию равноправной учебной среды, которая является инклюзивной и отвечает потребностям всех учащихся.
Зачем настраивать работу в малых группах и управлять ею?
При изучении истории и общественных наук учащиеся должны испытывать трудности в работе, которую они выполняют. Это означает, что задача должна требовать больше усилий, чем независимое задание, что приводит к групповым обсуждениям, принятию решений и решению проблем. Убедившись, что учащиеся работают в небольших группах, можно достичь целей чтения и письма, а также целей обучения общественным наукам. Например, анализируя исторический документ, учащиеся могут обратить внимание на стратегии чтения и обсудить, как эти стратегии чтения помогают им делать выводы о документе. Основная работа по исследованию обычно выполняется в небольших группах, где учащиеся могут изучать источники и другие материалы, исследовать интересные вопросы и проблемы друг с другом, открывать новые идеи, а также развивать и проверять свое мышление. Возможность поговорить в малых группах необходима для осмысления, изучения языка и участия в исследованиях.
Как в классе используется работа в малых группах?
Работа в малых группах требует планирования учителем перед заданием, во время и после него. Работа в малых группах требует планирования и размышлений о том, какие учащиеся будут входить в каждую малую группу и как поддерживать группы, уделяя внимание обеспечению справедливости в классе. Чтобы убедиться, что задание выполнено вдумчиво, это означает настроить учащихся на успех, предоставив четкие ожидания, указания и задачи, которые заставят учащихся работать вместе. Учителя должны продумать, кто будет в каждой группе и как будет выполняться задание, чтобы ни один человек не выполнял всю работу. Это также означает, что учителя тренируют учащихся на протяжении всей работы в малых группах, чтобы поддержать учащихся в достижении целей обучения и создать продуктивную культуру в классе, подчеркивая сильные стороны вклада учащихся.
Мы часто совмещаем работу в малых группах с моделированием стратегий чтения во время части урока «Опыт», потому что вместе эти практики дают учащимся возможность работать и исследовать основные материалы исследовательского урока по общественным наукам.
Декомпозиция практики
На приведенном ниже рисунке представлены наши взгляды на создание и управление работой в малых группах по истории/социологии:
Поддержка новичков студенты хорошо работают вместе, это кажется почти естественным.
Новичкам нужна помощь, чтобы они увидели, как тщательно и стратегически они должны работать, чтобы организовать работу в малых группах и управлять ею, чтобы она работала хорошо. Новичкам полезно видеть, как педагоги-педагоги моделируют их мышление и обосновывают, например, формирование малых групп. Количество формаций, в которые могут быть сгруппированы учащиеся, представляет собой сложную работу, и четкое указание того, кто находится в какой группе и почему, становится важным при продвижении справедливости в классе. Тем не менее, работая над деталями поддержки малых групп, новички также должны помнить о важности выслушивания мыслей учащихся. Таким образом, обучение студентов во время работы в малых группах и выявление их сильных сторон — это работа, которую новички должны практиковать.Лангер-Осуна, Дж. (2017). Авторитет, идентичность и совместная математика. Журнал исследований в области математического образования , 48 (3), 237-247.
Изучите учебные материалыЧто такое социология? | Кафедра социологии
Социология — это изучение человеческих социальных отношений и институтов. Предмет социологии разнообразен: от преступления до религии, от семьи до государства, от разделения расы и социального класса до общих убеждений общей культуры, от социальной стабильности до радикальных изменений в целых обществах. Объединение изучения этих разнообразных предметов изучения является целью социологии для понимания того, как человеческое действие и сознание формируются и формируются окружающими культурными и социальными структурами.
Социология — захватывающая и яркая область исследования, которая анализирует и объясняет важные вопросы в нашей личной жизни, наших сообществах и мире. На личностном уровне социология исследует социальные причины и последствия таких явлений, как романтическая любовь, расовая и гендерная идентичность, семейные конфликты, девиантное поведение, старение и религиозная вера. На социальном уровне социология исследует и объясняет такие вопросы, как преступность и закон, бедность и богатство, предрассудки и дискриминация, школы и образование, коммерческие фирмы, городское сообщество и социальные движения. На глобальном уровне социология изучает такие явления, как рост и миграция населения, война и мир, экономическое развитие.
Социологи делают упор на тщательном сборе и анализе данных о социальной жизни, чтобы развить и обогатить наше понимание ключевых социальных процессов. Методы исследования, которые используют социологи, разнообразны. Социологи наблюдают за повседневной жизнью групп, проводят масштабные опросы, интерпретируют исторические документы, анализируют данные переписи населения, изучают записанные на видео взаимодействия, берут интервью у участников групп и проводят лабораторные эксперименты. Методы исследования и теории социологии дают мощное представление о социальных процессах, формирующих человеческую жизнь, социальных проблемах и перспективах в современном мире. Лучше понимая эти социальные процессы, мы также лучше понимаем силы, формирующие личный опыт и результаты нашей собственной жизни. Способность увидеть и понять эту связь между широкими социальными силами и личным опытом — то, что К. Райт Миллс назвал «социологическим воображением», — является чрезвычайно ценной академической подготовкой к эффективной и полезной личной и профессиональной жизни в меняющемся и сложном обществе.
Студенты, хорошо обученные социологии, знают, как критически мыслить о социальной жизни человека и как задавать важные исследовательские вопросы. Они знают, как разрабатывать хорошие проекты социальных исследований, тщательно собирать и анализировать эмпирические данные, а также формулировать и представлять результаты своих исследований. Студенты, изучающие социологию, также знают, как помочь другим понять, как устроен социальный мир и как его можно изменить к лучшему. Как правило, они научились мыслить, оценивать и общаться ясно, творчески и эффективно. Все эти способности имеют огромную ценность в самых разных профессиональных призваниях и профессиях.
Социология предлагает своеобразный и поучительный способ увидеть и понять социальный мир, в котором мы живем и который формирует нашу жизнь.