4.2. Большие социальные группы Виды больших социальных групп
Большие социальные группы — это общности людей, отличающиеся от малых групп наличием слабых постоянных контактов между всеми ее представителями, но объединенные и сплоченные зачастую не меньше, а иногда даже сильнее, и потому оказывающих существенное влияние на общественную жизнь.
Особенностями больших социальных групп являются следующие:
Они имеют сугубо специфические интересы;
Они вырабатывают для себя и для всех своих членов набор социальных норм и требований к их представлениям, регулирующие внутренние и внешние взаимодействия;
Они имеют свою сложную и всеми средствами поддерживаемую в эффективном состоянии ролевую структуру.
Большие социальные группы многочисленны и разнообразны по своему происхождению и формам активности. Их делят на два принципиально разных подтипа:
В них включают этносы, социальные классы, профессиональные группы, половозрастные группы (например, молодежь, женщины, пожилые люди и т.п.), политические и общественные организации, религиозные конфессии. Эти группы отличает закономерность возникновения, развитие с точки зрения истории групп и длительность существования.
Неорганизованные, стихийные большие группы.
В социально-психологической литературе выделяют как стихийно возникшие группы — толпу, массу, публику. Неорганизованные группы так же имеют собственные особенности. Эти общности возникают достаточно случайно, в них существует общее эмоциональное пространство, но существуют они крайне кратковременно. Поскольку такие группы возникают стихийно, у них нет четкой цели, но они могут быть весьма активны.
Следует отметить, что история научного этапа социальной психологии ведет свой отсчет именно с момента анализа таких групп. В качестве примера, можно привести, десятитомный труд Вильгельма Вундта «Психология народов» или «Психологию масс» Густава Лебона.
Существенный вклад в исследование психологии больших социальных групп внесен концепцией «социальных представлений», разработанной во французской психологической школе (С.Московичи).
Под социальным представлением в этой концепции понимается обыденное представление какой-либо группы о тех или иных социальных явлениях, т.е. способ интерпретации и осмысления повседневной реальности (Г.М.Андреева).
При помощи социальных представлений каждая группа строит определенный образ социального мира, его институтов, власти, законов, норм. Через анализ социальных представлений различных больших групп познается их психологический облик.
Принципиальное различие между большими организованными и неорганизованными группами обнаруживаются в
Организованные группы управляются социальными механизмами: традициями, обычаями, нравами, во многом задающими образ жизни больших групп, особыми свойственными им ценностями. Для организованных групп можно вычленить их образ жизни, особенности самосознания и характера. В рамках определенного образа жизни приобретают особое значение интересы, ценности, потребности. Не последнюю роль в психологической характеристике названных больших групп играет зачастую наличие специфического языка.
Все эти и иные содержательные элементы общественной психологии возникают на основе исторического опыта больших организованных групп. Поэтому социально-психологический анализ больших организованных групп можно рассматривать как «ключ» к познанию содержания психики каждого индивида, включенного в данную группу.
Организованные большие группы имеют особую структуру внутригрупповых отношений, формы общения.
Структура психологии большой социальной группы включает в себя целый ряд элементов.
В отечественной социальной психологии, предпринят ряд попыток, определить более точно элементы этой структуры. Почти все исследователи (Г.Г.Дилигенский, Ю.В.Бромлей и др.) выделяют две обозначенные составные части в ее содержании:
1) психический склад как более устойчивое образование (к которому могут быть отнесены социальный или национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и т.п.)
2) эмоциональная сфера как более подвижное, динамическое образование, в которую входят потребности, интересы, настроения.
В каждой большой организованной группе формируется групповое сознание (национальное, классовое, партийное), система групповых идеалов, ценностных ориентаций, эмоциональных предпочтений. Отдельные стереотипизированные элементы сознания переходят в сферу группового подсознания («классовое чутье»). Эти групповые факторы существенно влияют на формирование соответствующего типа личности. Например, типичный представитель класса, партии, нации и т.п. эти личности становятся носителями групповых установок и стереотипов, внушаемых образцов поведения.
Наша принадлежность к той или иной большой социальной группе диктует нашу социальную роль и связанные с ней ожидания других представителей сообщества.
Принадлежность к группе порождает феномен «группового фаворитизма», выраженный в групповом патриотизме и повышении критичности к другим группам, делении на «наших» и «ваших».
Потеря принадлежности к «своей» большой группе без быстрого вхождения в «другую» оборачивается тяжелым испытанием для человека. Он теряет ощущение стабильности и защищенности и социальные ориентиры, начинает чувствовать себя «потерянным», а часто и потерявшим смысл жизни.
Такой процесс социальной деградации называется маргинализацией (от лат. – крайний, находящийся на краю). Вместе с потерей привычной социальной роли маргиналы теряют систему (привычных) моральных и этических ценностей, стереотипы группового поведения – действительно оказываются выброшенными за борт привычной жизни.
Фактором консолидации большой организованной группы является групповой интерес – та база, на основании которой политики, например, позиционируют себя и свои усилия в обществе и на основании которой обретают свой электорат – часть населения, сознательно и последовательно отдающую им свои голоса на выборах как представителю своих корпоративных интересов.
Важным фактором формирования и исследования групповых интересов и в целом больших групп является общественное мнение — сплав идей, убеждений, социальных представлений большой организованной группы. Поскольку общественное мнение может влиять на оценку ситуаций, то оно является основным центром приложения усилий политиков, правительства и СМИ. Идеология, агитация, пропаганда, связи с общественностью – колоссальные механизмы, изобретенные цивилизацией специально для формирования и управления общественным мнением.
Характеристика больших социальных групп
СОДЕРЖАНИЕВведение
Глава 1. Группы
1.1 Группы: их виды, размеры, структура
1.2 Общие качества группы
Глава 2. Большие социальные группы
2.1 Общая характеристика больших социальных групп
2.2 Методика исследования больших социальных групп
Заключение
Список литературы
Введение
Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, — важнейший вопрос социальной психологии.
Группа — это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки зрения социальной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности. Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия “группа”. (С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются ввиду условные группы: произвольные объединения (группировки) людей по какому либо общему признаку необходимому в данной системе анализа).
С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены одним общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.
В данной работе я попытаюсь рассмотреть виды группы, их характеристики и более подробно остановлюсь на вопросе о больших социальных группах.
Глава 1. Группы
1.1 Группы: их виды, размеры, структура
Группы бывают: большими и малыми, от двух человек и более, условными и реальными. Реальные группы делят на малые и большие, официальные и не официальные, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и неконтактные. Стихийные — К.К.Платонов назвал «неорганизованными группами».
Группы состоят из людей, общества — из групп. Индивиды, группы и общества — это три современные реальности, они взаимосвязанны. Все группы более или менее специализированы. Их специализация зависит от потребности людей. Так, семья в промышленном городе имеет одновременно генетическую и воспитательную функции. Другие группы выполняют другие функции. Индивиды участвуют во многих группах. Некоторые группы предполагают физическое присутствие ее членов. Одновременно можно участвовать в нескольких группах: члены команды по футболу, учебные заведения. Существуют постоянные, временные, случайные или спорадические группы. Некоторые группы созданы для длительного существования и стремятся к этому: школы, деревня, предприятия, заинтересованные в продолжении своего дела. Это группы, которые не хотят исчезнуть. Другие группы обречены на недлительное существование (туристы). Некоторые группы являются свободными, другие имеют обязательный характер.
Так, появившись на свет, мы не выбирали семью, этническую группу или нацию, другие группы, куда вступают по желанию: спортивный клуб, культурные общества или социальное объединение. Формальные группы характеризуются организованной структурой. Социальные отношения здесь носят безличный характер (различные партии). В неформальной группе существуют личные, социальные отношения, которые осуществляются в ролях, определяемых внутренней средой, симпатиями (это друзья, приятели, “клуб по интересам”). Первичная или ограниченная группа является основой для человека это — семья. В ней происходит процесс культуризации. Вторичные группы — большие по размеру и отношения в них формализованы. Пример: баскетбольный клуб в который входят несколько команд, — это вторичная группа. А одна команда — первичная группа.
Социальная психология предпринимала многократные попытки построить классификацию групп. Американский исследователь Ювенк вычленил семь различных принципов, на основании которых строились такие классификации. Эти принципы были самыми разнообразными: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе. Однако общая черта всех предложенных классификаций — формы жизнедеятельности группы.
Для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях — реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы. Социально- психологический анализ возможен относительно и той, и другой разновидности реальных групп. Однако наибольшее значение имеют реальные естественные группы. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые “большие” и “малые” группы. Малые группы — обжитое поле социальной психологии. И все же остановимся на ней.
Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Целесообразность исследования групп очевидна, т. к. они являются удобной моделью изучения процессов внушаемости, комфортности, врабатываемости, общения и т.д. за определенный промежуток времени.
Вопрос об исследовании больших групп значительно сложнее и требует особого рассмотрения. Важно подчеркнуть, что эти “большие” группы представлены в социальной психологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования на Западе (это по преимуществу большие, не организованные, стихийно возникшие “группы”, сам термин “группа” по отношению к которым весьма условен), другие же, подобно классам, нациям значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования. В группах первого вида, процессы протекающие в них, хорошо описаны в некоторых разделах социальной психологии, в частности при исследовании способов воздействия в ситуациях вне коллективного поведения.
Точно также малые группы могут быть подразделены на две разновидности: формирующиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и коллективы, т. е. группы более высокого уровня развития, связанные со специфическими видами социальной деятельности. Группы первой разновидности можно обозначить как “становящиеся”.
Традиционно в социальной психологии изучаются некоторые параметры группы: композиции группы (или ее состав), структура группы, групповые процессы, групповые ценности, нормы, система санкций. Каждый из этих параметров может приобретать совершенно различное значение в зависимости от того общего подхода к группе, которые реализуется в исследовании. Так, например, состав группы может быть, в свою очередь, описан по совершенно различным показателям, в зависимости от того, значит ли в каждом конкретном случае, например, возрастные профессиональные или социальные характеристики членов группы. Очевидно, не может быть дан единый рецепт описания состава группы, особенно в связи с многообразием реальных групп. В каждом конкретном случае начинать надо с того, какая реальная группа выбирается в качестве объекта исследования.
Иногда состав микрогруппы и соответственно структура отношений в ней носят более сложный характер. Например, в старших классах школы нередко можно встретить объединения детей, включающие по 4-5 человек, объединенных близкими дружескими связями. Однако в большинстве реальных групп на практике такие объединения школьников встречаются крайне редко. Поэтому можно считать, что группы — диады и группы — триады представляют собой наиболее типичные микрогруппы, из которых состоит любая малая группа. Их внимательное изучение может дать очень много полезной информации для понимания более сложной системы взаимоотношений, имеющихся в малой группе или коллективе. Разнообразна структура больших групп, в которые входят малые: социальные классы; различные этнические группы; профессиональные группы; возрастные группы (в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и др.). Реальная группа выбирается в качестве объекта исследования: школьный ли это класс, спортивная команда или производственная бригада. Иными словами, мы сразу “задаем” некоторый набор параметров для характеристики состава группы, в зависимости от типа деятельности, с которыми данная группа связана. Тоже можно сказать и относительно структуры группы. Существует несколько достаточно формальных признаков структуры группы: структура предпочтений, структура коммуникаций, структура власти.
Социальные группы, сети и организации
Введение в социологию/Социальные группы, сети и организации
- Обзор
- Словарь
- Социальная структура, роли и статусы
- Социальные группы, сети и организация s
- Социальная дифференциация и Социальная стратификация
- Сотрудничество в социологии
- Рекомендуемая литература
Первичные и вторичные группы
Первичные группы состоят из людей, которые разделяют личные, длительные отношения; вторичные группы состоят из лиц, взаимодействующих с определенной целью.
Первичная группа — это группа, члены которой имеют близкие личные отношения. Часто внутри первичной группы существует коллективное чувство идентичности, которое заменяет индивидуальность, которую люди часто ощущают в других группах. Члены первичных групп имеют сильные эмоциональные и интимные связи. Первичные группы небольшие по размеру, обычно состоящие не более чем из полудюжины членов. Они являются ключевыми агентами социализации, процесса, посредством которого люди усваивают нормы и ценности своего общества. Члены первичных групп невзаимозаменяемы. Типичными примерами первичных групп являются семья и группы близких друзей.
Вторичная группа характеризуется безличными отношениями между людьми, которые сотрудничают для достижения общей цели. Люди присоединяются к второстепенным группам намеренно, с явной целью. Вторичные группы больше по размеру, чем первичные группы, и общение с другими членами может быть ограничено. Они также способствуют социализации, хотя имеют меньшее влияние, чем первичные группы. Примерами второстепенных групп могут быть группа коллег, класс студентов, отряд скаутов или спортивная команда. Члены вторичных групп иногда переходят в первичную группу. Например, люди, которые встречаются на работе, могут со временем стать близкими друзьями или жениться и создать семью.
Характеристики первичных групп | Характеристики вторичных групп |
---|---|
|
|
Организации
Организации — это группы с определенным членством, которые участвуют в коллективных действиях для достижения желаемой цели.
Люди полагаются на организации как в личной, так и в профессиональной жизни. Организация — это структурированная группа с идентифицируемым членством, которая участвует в коллективных действиях. Организации представляют собой тип вторичной группы, созданной и предназначенной для достижения определенных целей. Члены организации работают вместе для достижения определенной цели. Примеры организаций включают больницы, школы, волонтерские группы, политические группы, клубы и исследовательские консорциумы. Как только организации начинают расти в размерах, они принимают более формальную структуру для достижения своих целей. Часто они формируют иерархическую структуру, характеризующуюся уровнями власти, при этом люди и группы на более низких уровнях обладают меньшей властью и ответственностью, чем те, кто выше их.
Классификация социальных групп | Блог Рашида: образовательный портал
Разные социологи классифицируют группы по-разному. Социальные группы не только бесчисленны, но и разнообразны. Невозможно изучить все группы. Систематическое изучение групп нуждается в классификации. Различные мыслители выбрали множество критериев или оснований для классификации социальных групп, таких как размер, вид контактов, характер интересов, степень организации и степень постоянства и т. д. Некоторым из этих оснований уделялось больше внимания, чем другим.
Дуайт Сандерсон разделил группы на три типа на основе структуры, такие как недобровольные, добровольные и делегированные группы. Непроизвольная группа – это та, к которой у человека нет выбора, которая основана на родственных связях, таких как семья, племя или клан. Добровольная группа — это группа, в которую человек вступает по своей воле или желанию. В любое время он может выйти из этой группы. Группа делегатов — это группа, к которой человек присоединяется как представитель ряда людей, избранных или назначенных ими. Парламент или Ассамблея является группой делегатов.
П.А. Сорокин , американский социолог разделил группы на два основных типа — вертикальные и горизонтальные. Вертикальная группа включает в себя лиц разных слоев или статусов. А вот в горизонтальную группу входят лица одного статуса. Например, нация представляет собой вертикальную группу, тогда как класс представляет собой горизонтальную группу.
F.H. Giddings классифицирует группы на генетические и конгрегационные. Генетическая группа – это семья, в которой человек рождается невольно. Группа прихожан — это добровольная группа, к которой он присоединяется добровольно.
Джордж Хасен классифицировал группы на четыре типа на основе их отношения к другим группам. Это асоциальные, псевдосоциальные, антисоциальные и просоциальные группы. Асоциальная группа — это группа, которая в значительной степени живет для себя и для себя и не участвует в более широком обществе, частью которого она является. Он не смешивается с другими группами и остается в стороне от них.
Но это никогда не противоречит интересам большей группы. Псевдосоциальная группа участвует в большей группе, частью которой она является, но в основном для собственной выгоды, а не для общего блага. Антисоциальная группа – это группа, действующая против интересов большей группы, частью которой она является. Просоциальная группа — это обратная сторона антисоциальной группы. Он работает в интересах общества, частью которого он является.
Ч.Х. Cooley классифицирует группы на основе вида контакта на первичные и вторичные группы. В первичной группе существуют непосредственные, близкие и интимные отношения между членами, такие как в семье. Но во вторичной группе отношения между членами являются косвенными, безличными и поверхностными, такими как политическая партия, город, профсоюз и т. д. группа. Группы, с которыми индивид идентифицирует себя, являются его внутренними группами, такими как его семья, племя, колледж, занятие и т. д. Все другие группы, к которым он не принадлежит, являются его внешними группами.
Помимо вышеперечисленного, группы можно разделить на следующие категории:
(i) Разделительные и перекрывающиеся группы.
(ii) Территориальные и нетерриториальные группы.
(iii) гомогенные и гетерогенные группы.
(iv) Постоянные и временные группы.
(v) Договорные и недоговорные группы.
(vi) Открытые группы и закрытые группы.
Таким образом, социологи классифицировали группы по многочисленным категориям в соответствии со своим взглядом на них.
Ингруппа и аутгруппа :Уильям Грэм Самнер, американский социолог, в своей книге «Народные обычаи» провел различие между ингруппой и аутгруппой с индивидуальной точки зрения, и это основано на на привилегированных связях (этноцентризме) между членами групп. Согласно Самнеру, «группами, с которыми индивид идентифицирует себя, являются его внутренние группы, его семья, или племя, или пол, или колледж, или профессия, или религия, в силу его осознания подобия или сознания рода». Индивид принадлежит к ряду групп, которые являются его внутренними группами; все другие группы, к которым он не принадлежит, являются его внешними группами.
Принадлежность к группе порождает у членов чувство принадлежности друг к другу, которое является сердцевиной групповой жизни. Внутригрупповые установки содержат некоторый элемент сочувствия и чувства привязанности к другим членам группы. Оно воплощает собирательное местоимение «мы». Члены группы проявляют сотрудничество, добрую волю, взаимопомощь и уважение прав друг друга.
Обладают чувством солидарности, чувством братства и готовностью пожертвовать собой ради группы. У. Г. Самнер также сказал, что этноцентризм является характеристикой своей группы. Этноцентризм — это такой взгляд на вещи, при котором собственная группа является центром всего, а другие оцениваются и оцениваются по отношению к ней. Это предположение, что ценности, образ жизни и отношение одной группы выше, чем у других.
С другой стороны, внешняя группа определяется индивидуумом по отношению к своей группе. Он использует слова «они» или «другие» по отношению к своей чужой группе. По отношению к членам чужой группы мы испытываем чувство безразличия, избегания, отвращения, враждебности, соперничества или открытого конфликта. Отношение индивида к своей чужой группе характеризуется чувством отдаленности или отстраненности, а иногда даже враждебностью.
Очевидно, что «свои» и «чужие» группы не являются действительными группами, за исключением тех случаев, когда люди создают их, используя местоимения «мы» и «они», и развивают своего рода отношение к этим группам. Тем не менее это различие является важным формальным различием, поскольку оно позволяет нам сконструировать два важных социологических принципа. Но различие между «мы» и «они» — вопрос ситуативного определения.
Индивид принадлежит не к одной группе, а ко многим группам, членство в которых пересекается. Как член семьи он является «мы» с другими членами этой семьи, но когда он встречается в клубе, к которому другие члены семьи не принадлежат, эти члены становятся для него «они» для ограниченных целей. .
Китайский мудрец Мэн-цзы сказал много лет назад: «Братья, которые поссорятся в стенах своего дома, свяжутся вместе, чтобы отогнать любого незваного гостя». Точно так же жена, обучающаяся в женском колледже, становится членом чужой группы для мужа, обучающегося в мужском колледже, хотя муж и жена в семье являются членами своей группы.
Таким образом, различия между «своей» и «чужой» группами не только пересекаются, они часто сбивают с толку и противоречат друг другу. Короче говоря, групповая идентификация человека меняется в зависимости от обстоятельств.
Первичная группа :Понятие первичной группы было введено Чарльзом Хортоном Кули в его книге « Социальная организация ». », опубликованный в 1909 году. Хотя Кули никогда не использовал этот термин «вторичная группа», но при обсуждении групп, отличных от первичных, некоторые социологи, такие как К. Дэвис, Огберн и Маклвер, популяризировали другие группы, такие как вторичные группы. Следовательно, классификация первичных и вторичных групп производится на основе характера социальных контактов, степени близости, размера и степени организации и т. д.
Основная группа — самая простая и универсальная форма ассоциации. Это ядро всей социальной организации. Это. это небольшая группа, в которой небольшое количество лиц вступает в непосредственный контакт друг с другом. Они встречаются «лицом к лицу» для взаимопомощи, дружеского общения и обсуждения общих вопросов. Они живут в присутствии и мыслях друг о друге. Первичная группа – это небольшая группа, члены которой живут вместе.
По словам C.H. Кули «Под первичными группами я подразумеваю те, для которых характерны близкие ассоциации и сотрудничество лицом к лицу. Они первичны в нескольких смыслах, но главным образом в том, что они фундаментальны в формировании социальной природы и идеала личности». Такие группы, по выражению Кули, являются «питомником человеческой природы», где самое главное.
Можно научиться чувствам групповой лояльности и заботы о других. К.Х. Кули рассматривает определенные ассоциации или группы лицом к лицу, такие как семья, племя, клан, игровые группы, группы сплетен, группы родства, общественные группы и т. д., как первичные группы. Эти группы первичны, потому что они всегда «первые» с точки зрения времени и важности. «Это первое и обычно остается главным направлением наших социальных удовольствий».
Характеристики первичной группы:Первичные группы обладают определенными существенными чертами. Ниже приведены характеристики основной группы.
Референтная группа :
Термин «референтная группа» был введен Гербертом Хайманом (1942) для обозначения группы, по сравнению с которой индивид оценивает свою ситуацию или поведение. Он различал группу членства, к которой люди действительно принадлежат, и референтную группу, которая используется в качестве основы для сравнения.
Референтная группа может быть или не быть группой членства. Термин «референция» был введен в литературу о малых группах Музаффаром Шерифом в его книге «Очерк социальной психологии». Впоследствии концепция была развита Р.К. Мертон и Тернер.
Строго говоря, референтная группа — это группа, к которой мы на самом деле не принадлежим, но с которой мы идентифицируем себя или к которой мы хотели бы принадлежать. На самом деле мы можем принадлежать к какой-то группе, но при этом мы принимаем нормы другой группы, к которой мы относимся, но к которой на самом деле не принадлежим. Л. Мертон, индивидуумы в обществе выбирают не только референтную группу, но и референтных индивидуумов. Эталонный человек часто описывается как «образец для подражания». Человек, который идентифицирует себя с эталонным индивидуумом, будет стремиться приблизиться к поведению и ценности этого индивидуума в его нескольких ролях.
Согласно Sherif, «Референтная группа — это группа, к которой индивидуум обращается и с которой он идентифицирует себя сознательно или подсознательно. Центральным аспектом референтной группы является психологическая идентификация».
Согласно Шибутани , «референтная группа — это та группа, мировоззрение которой используется в действии или как система отсчета в организации его поля восприятия.
Как Хортон и Хант указали: «Референтная группа — это любая группа, на которую мы ссылаемся при вынесении суждений — любая группа, чьи оценочные суждения становятся нашими оценочными суждениями». Далее они сказали: «Группы, которые важны как образцы идей и норм поведения…», можно назвать референтными группами.
Огбум и Нимкофф говорят: «Группы, которые служат точками сравнения, известны как контрольные группы». Они также добавили, что референтные группы — это те группы, от которых «мы получаем наши ценности или чье одобрение мы ищем».
Индивидуум или группа считает какую-либо другую группу достойной подражания, такая группа называется эталонной, а поведение, которое она включает, называется поведением эталонной группы. Он принимает референтную группу как образец или идеал для подражания или подражания. Таким образом, референтные группы могут быть многочисленными: некоторые могут начать подражать, другие могут быть потенциальными подражателями, а третьи могут стремиться к подражанию.
Важность концепции референтной группы подчеркивается номером R. Moerton в его теории «относительной депривации» и «референтной группы». Он утверждает, что мы ориентируем свое поведение как на членство, так и на непринадлежность, т.е. на референтные группы.
Когда наша членская группа не соответствует нашей референтной группе, мы можем испытывать чувство относительной неудовлетворенности депривацией, которое возникает из-за разрыва между тем, что у нас есть (обстоятельства нашей членской группы), и тем, что, по нашему мнению, мы должны иметь ( обстоятельства нашей референтной группы). Чувство относительной лишенности обеспечивает благодатную почву для коллективного поведения и социальных движений.
Референтные группы служат моделями нашего поведения. Мы принимаем точки зрения этих групп и соответствующим образом формируем свое поведение. Мы принимаем оценочные суждения этих групп. В зависимости от того, с какими группами мы себя сравниваем, мы чувствуем себя обделенными или привилегированными, удовлетворенными или неудовлетворенными, удачливыми или неудачливыми. Например, когда учащийся получает на экзамене 2-й -й -й раздел, он или она может чувствовать себя либо потрясающе по сравнению со студентами 3-го -го -го дивизиона, либо неадекватным/плохим по сравнению с 1- ст Студенты отделения.
Референтная группа не является синонимом группы членства. Индивид может отождествлять себя с группами, членом которых он не является, но членом которых он стремится быть. Амбициозный клерк может идентифицировать себя с советом директоров банка. Он общается лицом к лицу со своими коллегами-клерками, но может думать о себе в более возвышенной компании.
Идентификация с группами, к которым человек не принадлежит, характерна для общества, где велики возможности продвижения и выбор группового участия широк. В более простом обществе индивид редко отождествляет себя с группами, к которым он не принадлежит, а довольствуется своим положением. Индивид оценивает свою собственную ситуацию и ведет себя по отношению к трем ситуациям референтной группы:
1. Группа, в которой он состоит и имеет прямой контакт.
2. Группа, членом которой он хочет стать, но пока не имеет прямого контакта; и
3. Группа, в которой он не состоит и не стремится к членству.
Социальное участие и функционирование индивидуума затем осуществляются в рамках непрерывного ряда корректировок в зависимости от восприятия индивидуумом трех видов референтных групп.
Цели референтных групп:
Референтные группы имеют две основные цели:
Референтные группы, как объяснили Фелсон и Рид, выполняют как немотивную, так и сравнительную функции. Стремясь стать членом определенной группы, мы принимаем ее нормы и ценности. Мы совершенствуем свой образ жизни, пищевые привычки, музыкальные вкусы, политические взгляды и модели брака, чтобы считать себя членами общества с хорошей репутацией.
Мы также используем ценности или стандарты нашей референтной группы, чтобы оценивать себя – как сравнительную систему отсчета, по которой мы судим и оцениваем нашу речь, одежду, рейтинг и стандарты Ирвинга.
Делая такое сравнение, мы можем стремиться быть похожими на членов референтной группы в каком-то отношении или сделать нашу группу членов похожей на эталонную в каком-то отношении. Или, как указывает Джонсон, мы можем просто оценивать нашу группу или самих себя, используя референтную группу в качестве эталона для сравнения, не стремясь быть похожими на референтную группу или отличаться от нее.
Типы референтной группы
Референтная группа может быть, но не обязательно, одной из основных групп человека. Иногда In-Group и референтная группа могут совпадать, например, когда подросток придает большее значение мнению группы сверстников, чем мнению своих учителей. Иногда Out-Group является референтной группой. Каждый пол одевается так, чтобы произвести впечатление на другой пол.
Newcomb различает положительные и отрицательные контрольные группы. Позитивная референтная группа — это «та, в которой человек мотивирован на то, чтобы его принимали и относились к нему как члену (явно или символически), тогда как негативная референтная группа — это группа, «против которой человек мотивирован или в которой он не хочет участвовать». относиться как к члену».
Сравнивая себя с негативными референтными группами, мы подчеркиваем различия между собой и другими. Таким образом, значение негативных групп заключается в укреплении социальной солидарности; негативная референтная группа — это инструмент, с помощью которого сообщество связывает себя воедино. Например, индусы составляют отрицательную референтную группу для мусульман и наоборот.
Референтная группа — это, вкратце, «группа, с которой индивид чувствует себя отождествленной, нормы которой он разделяет и цели которой он принимает». (Хартли и Хартли, 1952). Эталонная группа обеспечивает многие стандарты, которые определяют поведение, даже если эти стандарты противоречат стандартам более ранних групп членства.
Мальчик, который идентифицирует себя с преступной группировкой, будет стараться следовать ее стандартам, даже если они противоречат стандартам его семьи. Мальчик-правонарушитель «относит» себя к банде, хотя он «знает», что действует в конфликте с группами членов своей семьи, школы и религиозного учреждения.