Вы боитесь смерти своей или близких?
Вы боитесь смерти …
37 ответов
Последний — Перейти
#1
#2
#3
#4
#5
#6
#7
#8
Гость
Вы не верующая,поэтому боитесь.
#9
#10
#11
Zombie Cat
я неверующая, но я не боюсь смерти ни своей, ни своих близких. какие теперь будут аргументы?
#12
#13
#14
Гость
Своей хочу,за близких боюсь
#15
Гость
С вами никто не разговаривает,невоспитанная хамка!Влезла нагадить и плюнуть,воинствующая атеистка!Иди пляши на митингах Навального-там самое место таким!Громким,разрушающим всё и вся,бестактная мышь белая!Пошла вон-весь аргумент таким!
#16
Гость
Совсем не боюсь! Здесь на Земле я живу абсолютно счастливо, потому что Иисус Христос спас меня от ада! А после смерти я встречусь с Ним на небесах! Это так прекрасно!! Я когда думаю об этом, у меня слезы блестят в глазах! Я увижу Того, Кто отдал Свою жизнь за меня! И там в вечности я уже никогда с Ним не расстанусь! Боятся те, кто живут без Бога.
#17
#18
Гость
Почему? Ну почему все такие фальшивые? Что «истинно верующие», что «счастливые мамочки»? Чуть копнуть — и весь благообразный образ рушится.
#19
Гостья
Смерть — это прекрасно. Это освобождение из тюрьмы и возвращение Домой. Конечно, речь не о суициде(так Домой, к сожалению, не попадёшь. Иначе, я бы уже давно это сделала). Пережившие клиническую смерть описывают ощущения счастья и любви и многие не хотят возвращаться в земную жизнь. Умереть быстро и легко — это подарок. Но, очень грустно и одиноко мне было бы остаться здесь одной, без близких. Хотя, вроде и понимаешь, что разлука эта временна и Там все встретимся, всё равно ждать очень долго и нудно.
#20
#21
Гость
А через секунду пошлете близким проклятие грязным матом — вот и вся Ваша вера
#22
Гость
Это произойдёт со всеми, с кем то раньше, с кем то позже. Человек всегда уходит в самый лучший для него период жизни. Спокойно отношусь. У тех, кто боиться, большая привязка, привязка=страсть, страсть=грех, грех=разрушение, разрушение=страдание. Любые привязки неизбежно приводят к потерям, того, к чему сильно привязаны, так приходит урок смирения. Без познания Отца Всего Сущего трудно оставаться свободным. Всё в мире материи тлен и временное явление, как и мы сами, пользуйтесь дарами, но не присваивайте их себе, они принадлежат Отцу. Благодарите за всё Отца, за вещи, за близких, за любовь, здоровье, благодарите искренне от сердца.
Это для нас уход человека кажется безвременным, на самом деле уходят в лучшее время. Может у человека следствия, от которых он будет безмерно страдать или создаст причины для таких следствий и рядом с ними будут страдать его близкие, которые потеряют здоровье в силу своей неосознанности, а они ещё нужны для кого-то.
Садовников Эрнест
Психолог….
184 ответа
Носаченко Оксана
Психолог
20 ответов
Психолог
383 ответа
Оксана Александровна
Практический психолог
20 ответов
Иванова Светлана
Коуч
95 ответов
Эксперт по развитию. ..
3 ответа
Владимир Вайс
Неопсихолог
173 ответа
Владимир Титаренко
Фитнес-нутрициолог
261 ответ
Ниделько Любовь Петровна
Практикующий психолог
248 ответов
Суроткин Дмитрий Олегович
Врач-психотерапевт
16 ответов
#23
Гость
Да-да, дети, умирающие от рака, уходят в лучший момент их жизни, и мы должны быть благодарны за это Богу.
#24
#25
#26
Непридуманные истории
Меня бесит муж со своими детьми и внуками…
1 684 ответа
Мужчина сразу предупредил, что всё имущество записано на детей
1 408 ответов
Такая зарплата — не хочу работать
843 ответа
Ложь длинною в 22 года. Как разрулить?
1 096 ответов
Ушел муж, 2 месяца депрессия… Как справится, если ты осталась совсем одна?
211 ответов
#27
Гость
Смерть это ужасно. Вы теряли сына? Я -да, и как выжила после этого сама не знаю. Написать такие слова могла только бездушная и бессердечная женщина, как вы
#28
Гость
ГостьПочему? Ну почему все такие фальшивые? Что «истинно верующие», что «счастливые мамочки»? Чуть копнуть — и весь благообразный образ рушится.
Неужели нет ни настоящей веры в Бога, ни счастливого материнства?.. ((
Что такое настоящая вера в Бога? Если я не знаю ни одной молитвы, если я не хожу в церковь и не верю ни в Ад ни в Рай, значит моя вера в Бога не настоящая?
#29
#30
#31
гость
А мне приходит такая мысль в голову: как вообще люди могут что то планировать, их вообще никогда не спросят кому как быть с кем жить и где оказаться. Все по судьбе человека. Можно пойти на долгожданный концерт и не вернуться с него, вспоминается Лондон например. Или Булгария на Волге, там люди копили!! на тот круиз. Вообще ничто не в наших руках. А глупые люди продолжают что то планировать. Мы всего лишь маленькие человечки и никакие не венцы творения. Жизнь миг! Главное скотом по жизни не быть. Иногда смотришь на двуногих и думаешь зачем такое оно появилось на свет. У каждого свой путь и каждый пройдёт то, что должен![/quot
а как жеправрвыбора?а если сидеть на диване то встретиш парня?
#32
#33
Злая
Уже не боюсь. Осталась только старенькая бабушка в деменции начинающейся. Если и боюсь, то, только самой раньше с копыт упасть от стрессов, от этого спасаюсь как могут. А так? Да надоело, бояться, беспокоится.Хватит. После отца никакие печальные новости о родственниках меня не волнуют. я пережила самое страшное, а остальные для меня и так были на десятом месте при его жизни, а уж после его жизни? Да пустое. Отмерло. Своей смерти не то, что боюсь. Но предпочитаю, чтобы это был маньяк, инфаркт, авиакатастрофа, чтобы не мучится. Страшно, конечно. Но зная, что в любой момент она тебя может настигнуть жить как не странно легче. Делать выбор легче. Уже все смотришь через призму себя, нужно тебе это или не нужно, интересы других вторичны. Ну да, я атеист, в загробный мир не верю, поэтому живу здесь и сейчас.
#34
#35
Ну раз судььа то и лежа на диване можно встретить так.?
#36
Новые темы
Очищение (8)
Нет ответов
Навязчивые мысли
2 ответа
Потерять всё
Нет ответов
Есть возможность подзаработать, новая должность
1 ответ
Идеальные параметры фигуры
1 ответ
#37
гость
А мне приходит такая мысль в голову: как вообще люди могут что то планировать, их вообще никогда не спросят кому как быть с кем жить и где оказаться. Все по судьбе человека. Можно пойти на долгожданный концерт и не вернуться с него, вспоминается Лондон например. Или Булгария на Волге, там люди копили!! на тот круиз. Вообще ничто не в наших руках. А глупые люди продолжают что то планировать. Мы всего лишь маленькие человечки и никакие не венцы творения. Жизнь миг! Главное скотом по жизни не быть. Иногда смотришь на двуногих и думаешь зачем такое оно появилось на свет. У каждого свой путь и каждый пройдёт то, что должен![/quot
а как жеправрвыбора?а если сидеть на диване то встретиш парня?
Новые темы за сутки:
Кто вылечил Тревожно-дипресивное расстройство
Нет ответов
Психология. Сериал Кремниевая Долина
Нет ответов
Тревожное расстройство
33 ответа
Успокоительные таблетки
7 ответов
Семейные отношения, жена ходит к психологу
12 ответов
По-честному о синдроме самозванца
3 ответа
Девушки, которые у которых рано ушей из жизни любимый мужчина
7 ответов
Может ли истероид перестать быть истероидом?
5 ответов
Скрытый вопрос
3 ответа
Зачем парень с юных лет фанатично подражает бывшему мужчине своей сестры?
8 ответов
Популярные темы за сутки:
Тревожное расстройство
33 ответа
Кто сталкивался с тяжелой депрессией у близкого или у себя
20 ответов
Семейные отношения, жена ходит к психологу
12 ответов
Я в отчаяние
10 ответов
Работа лечит депрессию?
8 ответов
Фобия беременности,у кого была?
8 ответов
Зачем парень с юных лет фанатично подражает бывшему мужчине своей сестры?
8 ответов
Успокоительные таблетки
7 ответов
Девушки, которые у которых рано ушей из жизни любимый мужчина
7 ответов
Может ли истероид перестать быть истероидом?
5 ответов
Следующая тема
сиделка или частный дом престарелых
347 ответов
Предыдущая тема
дочь никуда не поступила
181 ответ
Станислав Кучер — о страхе смерти и реинкарнации при жизни
В своем еженедельном блоге директор информационного вещания RTVI Станислав Кучер рассуждает на злободневные темы и делится своим мнением о самых актуальных событиях в мире. На этой неделе — о том, почему важно относиться к смерти как к части жизни и что такое настоящая реинкарнация.
Привет, друзья.
Сегодня будем говорить с вами на очень жизнеутверждающую тему — о смерти и о страхе смерти. Я на самом деле только отчасти иронизирую, поскольку действительно считаю это очень духоподъемной, мотивирующей темой. Чуть позже объясню, почему. Я абсолютно уверен, что страх смерти — это вообще главный страх, который движет огромным количеством наших современников и который всегда двигал огромным количеством людей во всем мире. И не просто двигал ими, а приводил к самым неприятным последствиям в их жизни. Я уже как-то говорил, что, на мой взгляд, весь позитив в нашей жизни сводится к понятию «любовь». Красота, добро, свет, радость — всё это по большому счету синонимы любви, как, кстати, и свобода.
А весь негатив (ревность, злость, зависть, подлость, проявление непорядочности) — всё это в конечном итоге синонимы, производные страха. Так вот самым главным страхом в нашей жизни является страх смерти.
Если вы скажете: «Да нет, на самом деле я смерти не боюсь», — я вас пойму, я сам довольно долго жил, успокаивая себя подсознательно или осознанно разными красивыми фразами на тему того, что нет, я просто боюсь страдания, я опасаюсь болезней. «Я ничего не имею против смерти, — как сказал Вуди Аллен, — я просто не хочу при этом присутствовать».
Много есть хороших, ярких, интересных, смешных фраз, которые можно цитировать и которыми можно себя успокаивать. Но в один прекрасный момент жизни, когда ты понимаешь, что на самом деле ты подсознательно или осознанно смерти боишься, это понимание меняет очень многое.
И в момент, когда ты понимаешь, что ты действительно боишься смерти, вот тогда начинается движение в сторону свободы и радости, о котором я сейчас хочу поговорить.
Если вы сейчас просто слушаете меня и вам уже неприятно слышать само слово «смерть», если вам не очень приятно думать об этом, если вам неприятно вспоминать разные истории, связанные с новостями о гибели ваших знакомых, близких, кого бы то ни было еще, значит уже, что бы вы сами себе ни говорили, вы смерти боитесь.
Нет ничего плохого в том, чтобы опасаться непосредственной угрозы вашему телу. Грубо говоря, если прямо сейчас на меня начнет падать самолет, я увижу это (тут часто летают самолеты) — разумеется, я убегу, я сделаю всё, чтобы спасти свое тело от той самой смерти. Это будет нормально.
Разумеется, непосредственная реакция на опасность в моменте — это нормальное явление. Разумеется, вот я сейчас стою на крыше — когда я буду спускаться, я посмотрю налево-направо, там есть пару таких немножко опасных участков. Я постараюсь сделать так, чтобы не упасть. Быть осторожным, заботиться о своем теле и бояться смерти — это абсолютно разные вещи.
Человек, который боится смерти, никогда не сможет полноценно жить. Вот это я точно знаю на собственном опыте.
Теперь, что со мной было раньше, и как я к этому пришел. Понятно, что, как и многие из тех, кто меня сейчас смотрит, я рос абсолютным материалистом. Ученые, с которыми я разговаривал, уже будучи молодым журналистом, и задавал им соответствующие вопросы (мне всегда было это интересно), не могли ответить на вопрос: «А что же будет потом?» Они просто отвечали: «Ничего». Вот ничего — и всё. И мне всегда это казалось довольно странным: «Как же так? Разве это может быть в принципе — ничего». Они говорили: «Да, может. Вот ничего может быть».
Конечно же, я очень активно жил. Я участвовал в огромном количестве разных интересных экспериментов. Со мной случались самые разные приключения, о которых я уже рассказывал. Когда я особенно активно выпивал, эти приключения были часто довольно опасными для здоровья. Да и на трезвую голову они были опасными. Я бывал в разных горячих точках. Я при этом никогда не был профессиональным военным журналистом, но, случалось, оказывался на пороге гибели. Рядом со мной свистели пули. Взрывались снаряды. Это бывало.
Наконец, это бывало в местах, не связанных с боевыми действиями. Я испытывал собственную смелость, испытывал сам себя. В Гранд-Каньоне, например, я шел по узкой тропинке, когда просто было не за что уцепиться, если что. Когда подо мной была пропасть. Я считал необходимым побороться сам с собой, побороться с тем самым страхом. Потому что я всегда ощущал, что он где-то как-то подсознательно присутствует.
Потом в какой-то момент со мной случился духовный поиск, то есть начало попыток найти ответы на простые вопросы: «Зачем я?», «Почему?», «Почему со мной происходит вот это?», «Почему не всё, что происходит со мной, мне нравится?» Когда начался тот самый духовный поиск, тогда в какой-то момент я начал задумываться и о том, что называется страхом смерти. Почему я боюсь? Что будет потом?
Вот когда долго думал о том, почему люди боятся остаться одни, почему люди боятся стареть, почему люди вообще боятся, почему они в принципе испытывают страх. И размышления об этом привели к очень простому выводу: люди боятся чего бы то ни было, потому что они боятся однажды понять, что эта жизнь прошла совершенно напрасно, что они зря жили. Почему они боятся прожить жизнь напрасно? Потому что потом наступает вот эта самая перспектива совершенно непонятного тотального ничего.
И вот этот страх однажды оказаться в этом тотальном «ничто», не оставив после себя совершенно ничего, ровно этот страх и движет человеком, причем в его худших проявлениях.
Люди, которые были добры, которые были счастливы, которые были позитивны, которые делали исключительно хорошие вещи для мира вокруг и для себя, которые радовали других, по моим наблюдениям, вообще были лишены того самого страха смерти. Либо они о смерти не думали вообще, либо они думали достаточно серьезно и перешли в категорию людей, которые просто перестали совершенно этой смерти бояться.
И наоборот: люди, которые на моих глазах совершали подлости, которые срывались, которые оказывались злыми, раздражительными, которые делали много вещей, о которых потом сами же жалели, но потом повторяли их снова и снова, — вот эти люди, как правило, боялись смерти. Боялись говорить о смерти, боялись думать о смерти и, конечно же, боялись признаваться себе в том, что они этого боятся. Они скрывали свой страх за сарказмом, за иронией — да за чем угодно. Но они его скрывали.
И, повторяю, я был точно таким же. Я старался себе доказать, что всё не так, что я не боюсь, с головой нырял в самые разные авантюры, опасные для своего собственного тела, головы и для других людей в том числе, и таким образом пытался сбежать.
И только когда я перестал бегать от этих мыслей, тогда всё изменилось. И изменилось настолько радикально, что уже очень-очень давно, что бы со мной в жизни ни происходило, я могу сказать, что мне, черт возьми, очень и очень нравится моя жизнь. И всё, что в ней ни происходит, оказывается удивительным приключением и классным вызовом.
Но теперь подробнее к тому, как так случилось, что я перестал бояться той самой смерти.
Дело в том, что довольно долго, еще когда я был совсем маленьким, я не знал еще слова «реинкарнация», понятия не имел, что такое различные философские, религиозные течения, теории и учения. И тем не менее я несколько раз наблюдал (так получилось, что примерно трижды) смерть очень близко.
Во дворе дома, где я жил, однажды машина сбила мальчика, который ехал на велосипеде. Я видел кучу крови, глядя на всё это с балкона. И у меня дома играл Высоцкий — «Песня о переселении душ». Наверняка вы помните: «Хорошую религию придумали индусы, что мы, отдав концы, не умираем насовсем». Я слушал эту песню снова и снова. Песня шуточная, как признавался сам Высоцкий. И тем не менее мне достаточно глубоко в душу запали слова. Я повторял их снова и снова, прокручивал и пытался понять: «Интересно, а действительно может так быть, что мы снова рождаемся в совершенно разных телах?» Потом я однажды задал этот вопрос одной своей учительнице. Она сказала, что да, есть такое слово «реинкарнация», есть такие теории реинкарнации, существуют они в разных религиях — в буддизме, в индуизме, даже в христианстве, в разных философских течениях, но, типа, никто не может это доказать, поскольку никто оттуда не возвращался.
Затем я возвращался к этим мыслям снова и снова. Как раз в районе 33 лет я стал возвращаться к ним особенно активно. К тому же я много путешествовал, встречался с теми самыми представителями разных религий, с буддистами в том числе, с очень, иначе не скажешь, продвинутыми христианами, с очень умными атеистами.
И вот те люди, кто производил на меня лучшее впечатление, которые, повторю, были просто очень позитивны, жизнерадостны и активны вне зависимости от того, какой религии они принадлежали и принадлежали ли какой-то религии вообще, вот все они так или иначе говорили о том, что смерти нет.
Смерти нет — в смысле нет того самого абсолютного ничего, что мы чаще всего подразумеваем под смертью. Я стал об этом довольно много думать. И в какой-то момент пришло понимание, что это как минимум логично.
Люди, которые говорят о существовании того самого тотального ничего, о том, что жизнь наша заканчивается жизнью нашего физического тела, попросту нелогичны и непоследовательны. Даже с точки зрения атеизма, с точки зрения материализма это не имеет смысла.
Поскольку есть закон сохранения энергии. Ничто не появляется из ничего и не исчезает бесследно. Если это относится к моему телу, к моей руке, моей ноге, которая однажды превратится в какую-то гниль, потом в прах, потом станет снова либо цветами, если это всё похоронят в земле, либо прах смешается с воздухом, а потом с водой, с чем угодно еще… То есть если моё тело не исчезает бесследно, а обязательно трансформируется во что-то еще, если всё, что я вижу вокруг (листья, деревья, даже камни, даже металл), не исчезает просто так, а тоже во что-то превращается, почему тогда должен бесследно закончиться я?
И вот тут начинается крайне интересная штука. Поскольку ты начинаешь думать о том, что такое ты. И в тот момент, когда ты понимаешь, что ты — это не твое тело, а нечто большее, то, что в одних религиях называется душой, в других религиях называется умом, бесконечным пространством ума, или называется просто сознанием, вот в тот момент, когда ты понимаешь, что ты — это сознание, ум, душа, часть чего-то, что никогда не рождалось и никогда не умрет, вот в этот момент начинается настоящее освобождение.
Вы спросите: «А с чего ты взял, что ты часть этого всего — ума, души, сознания, а не тела? С чего ты взял, что это вообще существует?» Здесь есть, опять же, разные теории. Я могу приводить буддистские, индуистские, христианские, какие угодно. Но я, опять же, расскажу просто о том, к чему пришел я сам, размышляя об этом.
Смотрите, какая штука. Есть, как известно, электричество. Мы не можем его увидеть. Ну, только если не видим разряд молнии, да? Мы видим, как электричество проявляет себя. Это как раз та самая молния. Мы видим горящую лампочку. Мы видим свет. Это то, как электричество проявляет себя. Но само по себе электричество мы не видим.
Для того чтобы доставить электричество из точки А в точку Б, необходим провод. Для того чтобы мы увидели, как себя проявляет электричество, нужна лампочка. Так вот, в моем понимании (и не только в моем) наш мозг, часть нашего тела — это та самая лампочка, а наше сознание, то есть мы — это то самое электричество.
Другая параллель. Мы знаем, что существует интернет. Мы знаем, что мы можем разговаривать с другим человеком, находящимся на огромном расстоянии. И всё это происходит потому, что нас связывают определенные волны, которые невидимы сами по себе. Но если мы возьмем элементарный радиоприемник, настроим его на необходимую частоту, мы поймаем ту самую радиоволну и услышим музыку, рассказ, историю. Что захотим, то и услышим.
Опять же, если мы переходим к буддистскому пониманию ума, сознания, то сознание — это те самые радиоволны, а мы, наше физическое тело и наш мозг — это тот самый приемник.
Конечно, имеет смысл держать приемник, лампочку (придумайте любую аналогию, которая покажется вам уместной) в хорошем состоянии. Это и значит заботиться о своем теле, заботиться о своей голове, стараться особенно не злоупотреблять алкоголем, тем более — наркотиками. Короче, стараться делать так, чтобы приемник ловил радиоволны и чтобы мы получали хороший, качественный звук.
В какой-то момент лампочка разбивается. Но это не значит, что исчезает электричество. В какой-то момент приемник может сломаться, прийти в негодность, но это не значит, что исчезают радиоволны. Эти вещи помогают нам лучше понять, что такое то самое пространство ума, то самое сознание, то, чем мы на самом деле являемся.
Для того чтобы осознать и почувствовать, что я — это не мое тело, что я — это нечто большее, чем мое тело, что я — это часть чего-то большего, для этого есть очень простые упражнения. Например, просто начните с того, что… Представьте себе. Вот мы же говорим: «Я не палец. Это мой палец». У меня есть один палец (безымянный, вот этот вот), который, когда мне было 5 лет, прищемило дверью. И просто части пальца нету. У меня теперь этот палец меньше другого безымянного пальца. То есть части пальца не стало. Я что, должен сказать, что не стало части меня? Нет. Я вообще не изменился.
Дальше, если попробовать об этом думать, можно убрать один палец, другой, можно убрать одну руку, другую. Исчезнут части вашего тела, но не исчезнете вы. Вы можете так экспериментировать, фантазировать. Это будет очень неприятно, наверное, сначала. Но в конце концов вы поймете, что это очень хороший способ понять, что вы — это безусловно не ваше тело.
И вот так постепенно, понимая, что вы — это не ваше тело, а ваше тело — это нечто, что принадлежит вам (как говорят в христианстве, тело — это храм души), вот тогда вы начинаете понимать, что если вы — это не ваше тело, то, вероятно, с физической гибелью вашего тела вы не прекращаете существование. Согласно закону сохранения энергии, вы переходите в другое состояние. В какое состояние? Черт его знает. Понятия не имею. Может быть, правы буддисты, которые утверждают, что мы после этого перерождаемся. И в зависимости от того, как мы прожили свою жизнь, мы рождаемся снова и снова. И колесо перерождений практически бесконечно. И мы перерождаемся каждый раз, для того чтобы решить те или иные проблемы, осуществить те или иные желания, которые мы не осуществили в предыдущих жизнях. Для того чтобы однажды понять, что все эти желания, привязанности на самом деле не имеют смысла. Может быть, так.
Мне интересно так думать. Потому что за этим стоит достаточно большая этика, которая позволяет совершать хорошие поступки и мешает совершать плохие. Что в свою очередь делает саму жизнь интереснее и насыщеннее. Но я совершенно не утверждаю, что всё так и является на самом деле.
Повторяю, это религии, философские учения. В них можно верить, можно не верить. Я приглашаю вас исключительно к собственному, личному поиску. Поскольку я абсолютно уверен, что ваш собственный, личный поиск, изучение возможностей собственного ума, как и собственного тела, приведет вас к совершенно потрясающим результатам. Вы просто будете открывать для себя эту жизнь и возможности этой жизни. Вы не будете цепляться за нее, после того как расстанетесь с тем самым страхом смерти. Вы не будете стараться во что бы то ни стало разбогатеть, во что бы то ни стало оказаться первыми в гонке. Вы не будете пытаться ставить другим людям подножки и потом из-за этого переживать, отращивать себе толстую кожу, чтобы переживать меньше. Вы не будете стараться делать гадости. И вы будете получать удовольствие от того, что будете делать нормальные, хорошие вещи, которые будут радовать не только вас, но и окружающих.
Вы перестанете бояться взрослеть и стареть. Это еще одно проявление страха смерти. Это грандиозная культура пластических операций, фотошопов, стремлений убрать морщины. Да, признаюсь, я тоже иногда прошу нашего оператора и монтажера Пашу потом взять и для фотографий, например, убрать, если уж мне совсем не нравится, какие-то морщины, которые у меня появились. И это тоже такой хвост, побочный эффект, да-да, того самого страха смерти, от которого я давно избавился, но тем не менее какие-то хвосты еще остались. И эти хвосты ровно в такой фигне и проявляются.
Есть очень много культур (в основном в Юго-Восточной Азии, в Латинской Америке в том числе такие встречаются), для которых смерть человека, даже смерть близкого — это не повод для уныния, а это праздник, ровно потому, что они рассматривают смерть как ворота в следующую жизнь. Человек умирает, и он тут же рождается.
Я разговаривал на Бали с одной местной семьей. Это, кстати, была семья не брахманов, не священнослужителей, а обыкновенная семья, которая исповедовала индуизм. И я был на похоронах их родственника, где люди смеялись. Не все, конечно, но большая часть из них смеялась, улыбалась. Кто-то плакал, потом снова смеялся. Я спросил у них: «А почему вы плачете, смеетесь?» — «Плачем мы, потому что мы остаемся без этого человека, и он очень помогал нам в жизни, он был очень классный, нам с ним было хорошо. А улыбаемся мы и радуемся, потому что прямо скоро он родится. Это будет рождение. Поэтому, когда мы провожаем человека в то, что вы, христиане, называете «последний путь», мы не считаем, что это последний путь. Мы считаем, что он рождается заново. Это ворота в другую жизнь. И мы приветствуем эту другую жизнь. Мы радуемся этой новой жизни. Просто немножко переживаем, что этого человека с нами больше нет, и мы не видим, где он, как он. Мы не можем этого понять».
Размышления о собственном страхе смерти и о смерти как таковой хороши еще и тем, что в тот момент, когда вы перестанете бояться или по крайней мере (я знаю, это не совсем по-русски звучит) начнете переставать бояться, в этот момент вы вдохнете и начнете открывать для себя новые двери. Вы поймете, что в этой жизни между неизвестным и известным нужно всегда выбирать неизвестное. Потому что известное в какой-то момент, каким бы приятным и хорошим оно не было, превращается в стабильное и мёртвое и делает жизнь попросту скучной, превращает это огромное пространство жизни в болото — теплое, комфортное, но все-таки болото, от которого однажды вы сами устаете.
По-настоящему живет тот, кто живет опасно, кто постоянно встречает с объятиями то самое неизвестное. И это относится к самым разным ситуациям. Это относится к ситуации, когда вам предстоит принять решение оставаться на стабильной хорошей работе или пойти искать новую, даже если вы понятия не имеете, где она; оставаться вам с человеком, которого вы не очень любите и не уверены в том, что вам хорошо вместе, или идти искать другого человека, даже если вы не уверены в том, что быстро его найдете. Это относится к огромному количеству жизненных ситуаций.
Я, упаси Господи, не призываю бросать тех, кого вы любите, бросать заниматься делом, которое вы любите. Нет. Еще раз. Я говорю просто о том, что расставание со страхом смерти означает расставание со страхом неизвестного. И вы начинаете в этой жизни делать много новых ярких интересных вещей, пускаться в новые яркие авантюры, авантюры в самом хорошем смысле этого слова. Открываете для себя бесконечное число возможностей и начинаете жить так, как будто с вами происходит реинкарнация уже здесь, в этой самой жизни.
На самом деле, на мой взгляд, поскольку я по ту сторону еще не был, самые классные реинкарнации — это ровно те, которые с вами могут случиться в этой жизни. И только от вас зависит, сколько таких реинкарнаций в этой жизни будет. Причем, это же так классно, когда вы перерождаетесь в этой жизни снова, но при этом помните предыдущую жизнь. Это совершенно отдельное, совершенно потрясающее ощущение.
И напоследок совсем короткая история, которая, опять же, даст нам представление о том, что все может быть иначе. Она очень простая. Наверняка многие из вас ее слышали. Представьте себе двух зародышей в чреве матери. Неважно, на каком месяце — на третьем, на четвертом, на пятом, на седьмом. И вот эти двое близнецов спорят между собой. И один другому говорит: «Слушай, а как ты думаешь, а что будет после родов? Есть ли жизнь после родов?» А другой отвечает: «Ты что, дурак, что ли? Какая жизнь после родов? Нет никакой жизни после родов». Первый говорит: «Почему ты так уверен?» — «Ну как почему? Потому что оттуда никто не возвращался». — «Подожди секундочку. Но все-таки может быть…» На что скептик отвечает: «Подожди секундочку. Ты, может быть, еще и в маму веришь?» Тот говорит: «Ну как? Мне кажется, что да, мама есть. Мне кажется иногда, что она со мной разговаривает». — «Да ты просто сумасшедший, — говорит скептик, — в маму веришь. Мама с ним разговаривает. Ты сам еще с ней поговори, с мамой».
Я понимаю, что это очень примитивная история. Но я считаю, что эта фантазия, аллюзия дает нам представление о том, что есть очень и очень многое, чего мы не знаем, о чем мы просто не догадываемся в силу того, что просто у нас пока не хватает инструментария, для того чтобы это доказать, увидеть это. Наверняка вы слышали о тибетской «Книге мертвых». На самом деле она называется не так. Полностью перевод звучит: «Книга естественного освобождения через понимание промежутка». Лучше всего тибетскую «Книгу мертвых» перевел на английский язык человек по имени Роберт Турман. Это ученый, тибетолог, буддолог и по совместительству отец актрисы Умы Турман.
Так вот, когда его спрашивают: «Для чего тебе „Книга мертвых”?» — он отвечает: «Для того, чтобы однажды, в тот момент, когда вы увидите со стороны свое тело, лежащее без движения в кровати в окружении плачущих родственников или сбитое автомобилем, или еще в каком-либо непривычном состоянии, и вы увидите это свое тело со стороны, чтобы в этот момент вы не особенно печалились, не плакали, не нервничали, не беспокоились, а знали, что вам делать дальше».
Большинство из нас живет в западной дуалистической модели мира. Для нас смерть — это противоположность жизни. Для нас жизнь и смерть — это совершенно разные слова и разные понятия. Мне очень нравится восточный подход. В частности, один дзенский учитель, с которым мне довелось однажды встретиться, говорил о том, что имеет смысл жизнь и смерть писать в одно слово, так и писать: «Жизньисмерть». Потому что это как день и ночь, это как свет и тьма. Ты не можешь оценить одно без другого. Ты никогда не поймешь, что такое свет, если до этого ты не видел тьму, если не знаешь, как темнеет. Ты никогда по достоинству не сможешь оценить добро, если не знал зла. Ты никогда не сможешь понять прелесть любви, если ты никого не ненавидел, и наоборот. Вот все эти вещи дают представление о том, что мир на самом деле един и целостен. И только когда ты понимаешь это, ты обретаешь настоящее равновесие и по-настоящему твердо стоишь на ногах.
Я, упаси Господи, не призываю думать о смерти всё время. Нет. Надо жить здесь и сейчас и получать радость от жизни. Я просто напоминаю, что наибольшую радость от жизни вы сможете начать получать после того, как перестанете бояться смерти. Медитируйте, думайте об этом ровно столько, сколько сочтете нужным, и однажды вы 100% научитесь получать удовольствие даже от самих мыслей об этом. И после этого спокойно с этими мыслями расстанетесь и начнете по полной программе жить.
Страх смерти и умирания у детей
Решимость
Руководства и инструменты
Беспокойство
Воспитание
Смерть и умирание — это понятия, которые взрослые часто пытаются обсудить. Мы не всегда довольны своей собственной смертностью и можем даже бояться ее, так как же мы можем говорить об этом нашим детям в реалистичной, но утешительной манере?
Как и в случае с большинством «больших тем» — в том числе, откуда берутся дети и почему существует война — просвещение о смерти должно быть откровенным и честным (Longbottom & Slaughter, 2018). Дети в возрасте от четырех до восьми лет, у которых более зрелое понимание смерти, меньше ее боятся, когда возраст и общее беспокойство контролируются (Slaughter & Griffiths, 2007).
«Мои юные клиенты в Quirky Kid нередко рассказывают мне о своем страхе смерти или смерти », — говорит дипломированный психолог Эмбер Бёрден-Хилл. «Обычно они боятся смерти родителя, но иногда и самих себя».
Эмбер говорит, что видит страх смерти и умирания в двух возрастных группах. «Во-первых, это дети в возрасте от четырех до восьми лет, которые начинают понимать окончательность смерти и задают своим родителям много вопросов об этом, — объясняет она. — Возможно, они видели смерть по телевизору или потеряли бабушку или дедушку, и это у них на уме Вторая группа — это дети старшего возраста, у которых есть экзистенциальные беспокойства, такие как «Какой во всем этом смысл?», или которые проявляют признаки фобии или навязчивых черт в отношении смерти и умирания. проблемы.»
7 советов, как поговорить с детьми о смерти и успокоить их страхи
Чем больше дети понимают о смерти и умирании , тем меньше вероятность того, что они будут ее бояться. Но какие слова вы должны использовать и насколько подробно вы должны вдаваться? У Эмбер есть семь советов.
1. Слушайте и открыто говорите о смерти
«Слушайте, когда ваш ребенок задает вопросы о смерти и умирании», — говорит Эмбер. «Слушая, вы сообщаете, что они не одиноки, что может облегчить бремя любых страхов, которые у них могут быть. Разговор об этом не означает, что у вас есть ответы на все вопросы, но он помогает подтвердить и нормализовать их чувства. Иногда детям нужно, чтобы их услышали и поняли, прежде чем они смогут обработать свои мысли и эмоции».
Эмбер также призывает родителей регулярно возвращаться к этой теме. «Некоторым детям потребуется больше утешения, чем другим, поэтому родители должны быть готовы к разговору более одного раза», — объясняет она.
Дополнительная литература
Предотвращение
Сообщение плохих новостей вашим детям
2. Используйте правильные слова спит», когда говоря о смерти.
«Важно использовать такие слова, как «смерть», «мертвый» и «умирающий», а не эвфемизмы, — объясняет Эмбер. «Эти высказывания могут показаться более подходящими для детей, но они могут сбить с толку вашего ребенка или даже дезинформировать его о том, что смерть временна или обратима». Если вам неудобно обсуждать смерть, можно поговорить о ней с точки зрения биологии. «Исследования показали (Lee et al., 2008), что обмен информацией о жизненном цикле и о том, как работает тело, может оказать положительное влияние на понимание детьми смерти», — говорит Эмбер. «Если вы видите мертвого жука или животное, важно объяснить это биологически, иначе воображение вашего ребенка может создать сценарии, которые на самом деле страшнее, чем правда. Вы можете сказать, что когда что-то умирает, его сердце перестает биться и его тело перестает работать. Сосредоточение внимания на функциональности смерти может помочь, если вы беспокоитесь о разговоре».
3. Используйте соответствующие возрасту термины
Хотя с раннего возраста важно знакомить детей с концепцией смерти, это следует делать в соответствующих возрасту терминах. «Если вы говорите с молодым человеком о смерти и умирании, это будет кардинально отличаться от разговора об этом с подростком», — говорит Эмбер. «Младшим детям может быть трудно понять, что смерть неизбежна, особенно когда в сериалах персонажи приходят в себя после того, как причинили себе боль. Но когда они становятся старше, они начинают осознавать неизбежность смерти, и именно тогда может начать закрадываться тревога. Они могут бояться зомби, призраков и всего, что связано со смертью».
Достигнув позднего детства и юности, дети могут начать беспокоиться о том, что будет с их родителями, бабушками и дедушками. «Продолжайте регулярные беседы с ними и решайте их проблемы», — говорит Эмбер. Как? Мы рады, что вы спросили…
4. Будьте реалистичны, успокаивайте
«Когда дети спрашивают: «Когда ты умрешь?», «Что я буду делать, когда ты умрешь?» и другие экзистенциальные беспокойства, это естественно. чтобы родители успокоили их, сказав: «Не глупи, я буду здесь, пока не состарюсь», — говорит Эмбер. «Хотя мы делаем это из лучших побуждений, это может запутать детей, потому что они, вероятно, видели смерть родителей по телевизору, поэтому у них есть это понимание. Если ваш ребенок говорит о конкретных проблемах, таких как смерть от болезни, расскажите о своих проблемах, объяснив: «Вот почему мы всей семьей хорошо питаемся и занимаемся спортом. Мы делаем все это, чтобы оставаться в форме и помогать нашему телу продолжать работать».
Эмбер объясняет, что такой «реалистично обнадеживающий» подход — лучший способ справиться с тревогой детей по поводу смерти. «Вместо того, чтобы отрицать то, что мы считаем иррациональным страхом, мы предлагаем поддержку и подтверждаем, что волноваться о потере любимого человека — это нормально», — объясняет она.
5. Сочетайте духовные убеждения с биологическими фактами
Люди, чья вера является важной частью их жизни, часто задаются вопросом, когда уместно поделиться ею со своими детьми. «Если у вас есть религиозные убеждения или особый взгляд на загробную жизнь, поделитесь ими со своими детьми, это может дать некоторое утешение и позволить им понять разные взгляды на смерть и умирание», — говорит Эмбер.
Однако Эмбер рекомендует сочетать биологические факты с религиозными и духовными верованиями, чтобы дать детям целостное представление. «Таким образом, вы побудите их прийти к собственным выводам, поделившись своими убеждениями и исследуя чужие убеждения», — объясняет Эмбер. «Вы не будете давать им никаких противоречивых сигналов и поможете им быть более открытыми и принимать образ мыслей других людей».
6. Подумайте о том, чтобы завести домашнее животное
Наличие маленьких домашних животных может позволить детям младшего возраста подвергнуться опасности смерти, не вызывая подавляющей эмоциональной реакции. «Домашнее животное может быть очень полезным, помогая детям лучше понять смерть, потому что оно учит их тому, что смерть — это часть жизни», — говорит Эмбер.
«Вы можете начать с разговора о смерти, когда ваш ребенок найдет мертвую божью коровку, а затем подумать о том, чтобы завести золотую рыбку или, может быть, даже морскую свинку», — объясняет она. «Это форма поэтапного воздействия, когда вы начинаете с малого и наращиваете, чтобы однажды они могли справиться со смертью домашней собаки или члена семьи».
Мы нанимаем сотрудников. Подать заявку
Quirky Kid продолжает расти, развиваться и эволюционировать. В результате у нас есть новые должности для детских психологов и специалистов по психическому здоровью (социальный работник, профессиональный терапевт, медсестра в области психического здоровья или психолог), которые разделяют страсть Quirky Kid к работе с детьми. Вместе происходят удивительные вещи.
Подать заявку сейчас.7. Рекомендуемые детские книги
«Есть несколько замечательных книг, которые помогут семьям обсуждать смерть и умирание», — говорит Эмбер. «Чем больше вы их читаете, тем больше всем будет комфортно с этой темой».
Начало и конец с промежуточными жизнями учит детей тому, что у всего живого есть начало и конец, но между ними есть целая жизнь. Десятая хорошая вещь о Барни — это красивая классика 1971 года о семье, которая смирилась с потерей своего кота, а Невидимый поводок учит детей тому, что невидимый поводок навсегда связывает их сердца с сердцами их питомцев — даже когда их уже нет в живых.
Смерть и умирание — непростые темы для обсуждения, поэтому нам нужно начать с того, чтобы разобраться со своими собственными страхами и использовать честный и основанный на фактах подход к нашим детям. Правда — в соответствующих возрасту терминах — сделает нас свободными.
Нужна помощь? Мы здесь для вас
Клиника Quirky Kid — уникальное место для детей и подростков в возрасте от 2 до 18 лет. Мы работаем с точки зрения ребенка, чтобы помочь ему найти собственное решение.
Если вы обеспокоены тем, что страх смерти вашего ребенка становится фобическим или навязчивым, или он выражает суицидальные мысли, вам следует обратиться за профессиональной помощью. Вы можете записаться на сеанс к одному из наших опытных детских психологов или связаться с нами для получения дополнительной информации.
Если вы беспокоитесь о благополучии своего ребенка, позвоните на линию спасения по телефону 13 11 14. Если его жизни угрожает опасность, немедленно позвоните по номеру 000.
Посмотреть ссылки на статьи
- Джу О.Л., Джухи Л. и Сун С.М. (2009). Изучение понимания детьми понятий смерти. Asia Pacific Journal of Education , 29 (2), 251-264. https://doi.org/10.1080/02188790902859020
- Лонгботтом, С., и Слотер, В. (2018). Источники детских знаний о смерти и умирании. Философские труды Лондонского королевского общества. Серия Б, Биологические науки , 373 (1754), 20170267. https://doi.org/10.1098/rstb.2017.0267
- Слотер, В., и Гриффитс, М. (2007). Понимание смерти и страх смерти у детей раннего возраста. Клиническая детская психология и психиатрия , 12 (4), 525–535. https://doi.org/10.1177/1359104507080980
Сопутствующие товары
Quirky Kid
Just Like When Cards
55,00 долларов США 900 австралийских долларов 03
Quirky Kid
Наборы Quirky Kid
$ 202,00 AUD
Quirky Kid
Расскажите мне историю
$ 66,00 AUD
Подпишитесь на нашу рассылку новостей
Адрес электронной почтыYeh! Ваше обращение получено.
Ой! Что-то пошло не так при отправке формы.
Страх смерти | Орден Доброй Смерти
Дом > Ресурсы > Страх смерти
На этой странице
- Я боюсь смерти или беспокоюсь о смерти — что мне делать?
- Не будут ли мысли о смерти угнетать?
- Существуют ли другие способы, которыми наш страх смерти влияет на наше поведение?
У меня страх смерти или тревога смерти — что мне делать?
Как объясняется в этой разбивке по тревоге смерти из Psychology Today , «всепроникающий страх и презрение к смерти, хотя и усиленные в западных культурах, являются первичными и архетипическими». Другими словами, это нормально (в определенной степени) опасаться смерти. Прибавьте к своим базовым страхам необоснованные и преувеличенные страхи разложения и трупа в западном мире? Вы можете быть откровенно напуганы.
Лучше всего начать сталкиваться со своим страхом смерти
Как только вы узнаете , почему вы боитесь, есть упражнения, которые вы можете выполнить, чтобы лучше понять и смириться со страхом. Размышление о том, что станет с вашим мертвым телом, может оказаться чрезвычайно полезным (мы обещаем!). Вот еще одно видео, в котором рассказывается, как это сделать — Противостояние своей смерти.
Готовы ли вы пойти глубже? Вот несколько идей.
- Возможно, вы читали о живых похоронных церемониях, зародившихся в Южной Корее и сочетающих медитацию на смертность и жизнеутверждающую деятельность. Здесь вы можете испытать виртуальную живую похоронную церемонию.
- Наш основатель совместно с коллегой Алуа Артуром, которому доверяют, создали целый курс, посвященный пониманию и уменьшению ваших страхов смерти.
- Рассмотрите альтернативные методы борьбы со страхом смерти. Одним из примеров является дэт-позитивист A.J. Хокинс, которая начала изучать разложение, чтобы справиться со своей боязнью смерти.
- Для подростков и молодых людей, которые испытывают тревогу, связанную со смертью, или которые хотят поговорить о смерти и горе, наш директор может дать вам несколько советов в разделе «Что такое позитивное отношение к смерти и как оно может нам помочь?» Если вы предпочитаете подкасты, она также затронула эту тему в эпизоде смерти подкаста «Я боюсь этого».
- Прочитайте эту полезную статью о том, как жить с более агрессивной тревогой смерти: Жизнь, смерть и промежуточная тревога.
Самое главное, помните, что быть позитивным к смерти не означает, что вы не боитесь смерти. Мы верим, что все (включая нас!) борются со страхом смерти. Быть позитивным к смерти — это наша готовность лучше понять эти страхи и то, как они проявляются в нас самих, других и мире вокруг нас. Читайте наш манифест на тему О страхе смерти .
Не будут ли мысли о смерти угнетать?
Нет! Часто бывает совсем наоборот. Конечно, могут быть эмоционально сложные аспекты — никто не говорил, что быть смертным легко. Но в итоге подавление и отрицание наших страхов и эмоций оказывается намного хуже.
Но не верьте нам на слово. В New York Times говорится: «Чтобы стать счастливее, начните больше думать о своей смерти». Или рассмотрите 9 причин, почему люди, которые постоянно думают о смерти, более живы.
Давайте проясним: избегать мыслей о смерти — это привилегия, поскольку многие люди во всем мире вынуждены сталкиваться со смертью в своей повседневной жизни. Чтобы задействовать эту идею больше. начните с этой статьи о культурной неграмотности в связи со смертью в применении к теории управления терроризмом.
То, как вы чувствуете себя комфортно, общаясь со смертью, выглядит иначе, чем ваши соседи. То, что может быть неудобно для одного человека, может быть идеальным для другого. Поединок со смертью требует дискомфорта, но должен сочетаться с пониманием и состраданием.
В качестве последней мысли помните, что размышления о смерти — это не просто самопомощь или забота о себе, или способ достижения удовлетворения или счастья. Само наше будущее может зависеть от этого. Шелдон Соломон объяснил в The Atlantic , что «если вы посмотрите на проблемы, которые в настоящее время обрушиваются на человечество — мы не можем ужиться друг с другом, мы злимся на окружающую среду, [есть] безудержная экономическая нестабильность из-за бездумного демонстративного потребления — они’ все злокачественные проявления страха смерти вырвались из-под контроля».
Есть ли другие способы, которыми наш страх смерти влияет на наше поведение?
О, вы держите пари.
Наш любимый мыслитель в этой области — Эрнест Беккер.
Беккер был «американским культурным антропологом, междисциплинарным мыслителем и писателем.