Что делать если в школе обижают: Ребенка обижают в школе: действия родителей

Содержание

Что делать, если ребенка обижают в школе: пошаговая инструкция

Оговоримся сразу, речь пойдет не про разовую ссору, когда ребенка задели или обидели, но после все вернулось в норму. А про систематическую и намеренную травлю со стороны другого ребенка или группы детей.

Статистика гласит, что в России больше 50% школьников в возрасте 9-15 лет сталкивались с агрессией. При этом треть детей стесняется об этом рассказать.

Важно понимать: травлю не получится остановить без вмешательства взрослых. Участие родителей, учителя, администрации, возможно, социальных работников — обязательно.

Какие признаки могут указывать на буллинг

Иногда ребенок открыто не говорит о том, что его обижают. Сочетание следующих факторов может навести вас на подозрения:

  • Пропало желание идти в школу, мысль об этом вызывает панику или слезы. Возможно, учителя сообщают вам о прогулах.

  • Пропадают личные вещи: ребенок стал возвращаться домой без шапки, сменки, учебников. Заметили, что одежда выглядит потрепанной, в неряшливом состоянии. 

  • Ребенок замкнулся, перестал общаться со сверстниками. 

  • На вопрос «Как дела в школе?» отвечает односложно, не хочет делиться подробностями, замыкается в себе. 

  • Чешет руки, теребит волосы, постоянно поправляет одежду. 

  • Ребенок перестал есть в школе, либо у него чрезмерно снизился/повысился аппетит.

Как вести себя родителям

В первую очередь: сохранять спокойствие

Раздраженная и нервная мама, готовая бежать отстаивать справедливость и наказывать обидчиков, — это не то, что сейчас нужно ребенку. Важно демонстрировать уверенность, показывать: «мы со всем справимся, если будем действовать вместе». Это даст ребенку чувство безопасности и защищенности. 

Если он сам вышел на разговор, скажите, что цените его откровенность, он правильно сделал, что поделился с вами. Для детей это непросто, они боятся показаться уязвимыми, слабыми, часто испытывают чувство стыда. С одной стороны, не хотят расстраивать родителей, с другой — «подставить» одноклассников и показаться ябедами. Это мешает сообщить о проблеме. 

Второе: разобраться, что случилось

Максимально прояснить ситуацию для себя. Задать ребенку вопросы о том, что произошло, какие конкретно события, какие действия и кем были предприняты. 

Третье действие: связаться с классным руководителем и попросить о личной встрече

Получить как можно больше фактов о происходящем событии: как ситуация выглядит глазами учителя, что он замечал. Можно связаться также с другими учителями, с теми, кто наиболее близок ребенку, о которых он отзывается положительно, испытывает симпатию и доверяет.

Четвертое: заручиться поддержкой администрации

И призвать к тому, чтобы была создана ответственная группа, организованы классные часы по работе со всем классом.

И самое главное: поддерживать ребенка

Ситуация может травмировать — он начнет думать, что с ним что-то не так, это спровоцирует развитие комплекса неполноценности. Нужно объяснить ему, что он не сделал ничего неправильного и не виноват в том, что происходит. 

Создайте ребенку дома максимальное ощущение безопасности. Старайтесь развивать в нем уверенность, дружеские навыки, навыки коммуникации, умение твердо и решительно говорить слово «нет». Можно позвать в гости других мальчиков и девочек, чтобы ребенок понял — не все дети плохие, со многими можно подружиться. Пусть у него появится свой круг общения — например, на дополнительных кружках. 

А теперь поговорим о том, чего родителю точно делать не стоит:
  1. Обещать ребенку, что получится сохранить ситуацию в секрете. Как уже было сказано — травлю нельзя прекратить без вмешательства взрослых.

  2. Привлекать родителей детей, которые участвуют в травле. Они, скорее всего, займут оборонительную позицию, будут защищать своих детей. Это может привести к конфликту между родителями и только усугубит ситуацию.

  3. Говорить: «Ерунда, не обращай внимания», «Игнорируй, они отстанут». Ребенок поделился сокровенным, не стоит это обесценивать и отмахиваться.

  4. Говорить ребенку, что он виноват. Это ухудшит отношения с ним и сделает его еще более беспомощным в ситуации противодействия с ребятами, которые на него нападают. 

  5. Поддерживать ребенка в том, чтобы он дал сдачи. Говорить, что «нужно ответить». Жертва обычно всегда слабее обидчика. В ситуации травли это может подвергнуть его еще большей опасности. К тому же насилие нельзя прекратить с помощью ответного насилия. 

  6. Заявлять, что конфликты закаляют характер. Но мы говорим о травле, а она ломает психику, ожесточает, приводит к серьезным последствиям во взрослой жизни. С травлей ребенок не в силах справиться сам. 

Что можно сделать совместно с учителем, если удается эффективная коммуникация:
  1. Назвать вещи своими именами. До тех пор, пока оскорбления, физические угрозы, действия насильственного характера не названы своими именами — буллингом и травлей (а это именно они), — всем кажется, что ничего такого не происходит, все могут делать вид, что все в порядке, и пропускать информацию мимо ушей.

  2. Организовать классные часы, направленные на улучшение коммуникации внутри класса, на формирование классных правил, которые поддерживают диалог и конструктивное общение и запрещают действия агрессивного характера.

  3. Попросить, чтобы педагоги и администрация отслеживали изменения, которые происходят в классе, вели мониторинг. Должен быть назначен ответственный взрослый — учитель, социальный педагог, который будет вести диалог с ребятами, получать от учеников обратную связь.

Если ситуация критическая, решить ее не удается и вы видите, что ребенок страдает, стоит всерьез подумать о переводе в параллельный класс или смене школы. Там можно будет начать с чистого листа. Помните о позитивном подкреплении — рассказывайте, что в новой обстановке будет возможность найти друзей, пойти в интересный кружок. 

И не забывайте про психологическую помощь, потому что даже когда ситуация завершится, она будет продолжать жить внутри ребенка. Нужно помочь ему с ней разобраться.

Что делать, если ребенка обижают в школе: советы психолога

Конфликт ребенка с коллективом — одна из самых сложных тем, о которых приходится говорить. К сожалению, адаптация в коллективе и общение со сверстниками не у всех детей происходят одинаково гладко и хорошо. Бывает, что у ребенка не получается наладить отношения в классе, его регулярно обижают и всячески притесняют. 

У родителей такого ребенка возникает огромное количество вопросов, однако ответы на них найти крайне непросто. Отягощающим фактором во всей этой ситуации может быть молчание самого ребенка, ведь дети в таких непростых ситуациях не особо спешат обратиться за помощью к своим родителям, чаще всего скрывают происходящее с ними в стенах школы. Вместе с клиническим психологом Марианной Абравитовой разбираемся, что можно сделать, если ребенок столкнулся с травлей.

Как понять, что ребенка притесняют в школе?

О том, что у вашего ребенка сложились трудные отношения с одноклассниками, могут свидетельствовать такие факты, как, например, нежелание ходить в школу, вплоть до полного отказа. Также сигналом тревоги могут быть частые прогулы, о которых вы даже не догадывались, опоздания, ссадины и синяки неизвестного происхождения.

Картину может дополнять в разы увеличившаяся закрытость ребенка, отсутствие настроения и, естественно, школьных друзей, о которых он бы мог вам рассказать или привести домой. И, пожалуй, самый тревожный звоночек, который поступает родителям ребенка, которого обижают — это постоянные поломки и пропажа вещей, с которыми он ходит в школу, а также грязная, помятая, порванная одежда.

Как помочь своему ребенку?

Если вы знаете, что ваш ребенок застенчив, стеснителен, спокоен и неконфликтен, с трудом заводит друзей, а также если он — новичок в коллективе, ему надо помочь адаптироваться, а не пускать дело на самотек.

Праздник-знакомство

Например, как только, вы пришли в новую школу или в новый класс, изначально договоритесь с педагогом о том, что знакомство с вашим ребенком у одноклассников будет не совсем обычным — как вариант, можно устроить праздник для детей, с клоунами, подарками и различными вкусностями. Делается это для того, чтобы у детей образ вашего ребенка зафиксировался с положительным эмоциями.

Можно обойтись без праздника, устроить обычное чаепитие, но сделать это так, чтобы у детей остались приятные впечатления, напрямую связанные с вашим ребенком.

Положительная стимуляция — это, по сути, программа SOS, когда ничего другого не остается. И помогает эта программа даже в том случае, когда вашего ребенка по тем или иным причинам уже не приняли в коллектив, он никак не может найти общий язык со сверстниками, не получается притереться, и от этого он мучается и страдает.

Здесь тоже можно посоветовать устроить «корпоратив». Например, зачем их устраивают на работе? Для того, чтобы сотрудники, которые сидят каждый в своем кабинете, на разных этажах, не знакомые друг с другом, сумели раскрепоститься, сблизиться и подружиться в нерабочей обстановке. Детский коллектив от взрослого ничем не отличается, поэтому в нем также можно провести корпоратив и поддерживать эту традицию, чтобы сблизить между собой и подружить всех детей.

Естественно, если вы делаете корпоратив для своего ребенка, заранее продумайте такой момент: дети в классах часто разбиваются на группировки, и общаются между собой внутри своего маленького коллектива. Чтобы ваш застенчивый ребенок не выпал из общения, нельзя все пускать на самотек — необходимо придумать развлечения, которые будут детей объединять, а не разобщать, тогда ваш ребенок станет участником всего происходящего.

Моральная поддержка

Самое главное, что необходимо сделать — оказать своему ребенку всестороннюю поддержку и сделать все, что от вас зависит, чтобы защитить его. Если ситуация критическая, стоит подумать о переводе в другой класс или другую школу, где будет возможность начать все с чистого листа, и на новом месте не стоит забывать о положительной стимуляции. Важно не откладывать решение о переходе надолго, если ситуация вызывает серьезные опасения.

Кроме того, ребенку необходимо объяснить, что коллективная агрессия чаще всего связана с тем, что дети таким образом проявляют защитную реакцию, а значит, просто боятся того, кто не похож на них. Именно поэтому дети-интроверты часто сталкиваются с проблемными ситуациями в коллективе — им не нужно сбиваться в группу, чтобы почувствовать себе лучше или сильнее, все, что им необходимо — внутри.

Предварительная работа

В жизни есть ситуации, в которых лучше действовать на опережение, чем потом разбираться с их последствиями. Поэтому, чтобы ваш ребенок не оказался изгоем в школе, лучше еще до школы социализировать его по максимуму. Гармоничная, спокойная и уверенная в себе личность формируется в условиях выхода из зоны комфорта, приучая себя постоянно осваивать какие-то новые пространства, новые коллективы, взаимодействуя с разными людьми.

Пока ребенок маленький, пока он еще нигде не «новенький», а новенький только в этом мире, необходимо всячески инициировать его знакомства с новыми людьми: водить его в разные секции и кружки, где он может познакомиться с большим количеством детей и, что самое важное, освоить навыки общения. Водить его на представления в театры, на елки, туда, где есть другие дети, с которыми он еще не знаком. Все это делается для того, чтобы такая тема как «новые люди вокруг» не вызывала у ребенка ступор и воспринималась совершенно естественно.

Необходимо поощрять его знакомства и его дружбу с другими детьми, приглашать его друзей в гости, устраивать праздники — все это делается для того, чтобы ваш ребенок общался и учился дружить. Если вы видите, что ребенок растет необщительным, закрытым, при этом он достаточно мягкий по характеру, попробуйте отдать его в спортивную секцию. Это и развитие, и общение, и воспитание характера у ребенка. Спорт — лучший способ преодоления множества проблем.

Однако стоит помнить, что секции также стоит выбирать, учитывая характер ребенка – интроверт вряд ли почувствует себя комфортно в сложившейся баскетбольной команде. Такому ребенку можно предложить занятия теннисом или конным спортом – это будет и физическая нагрузка, и общение (читайте также: Королевский спорт: что нужно знать о верховой езде).

Клинический психолог.

Фото: Getty Images

Marie Claire Editorial

8 шагов, если над вашим ребенком издеваются в школе

Возможно, другой ученик отправляет вашему ребенку оскорбительные тексты в социальных сетях. Или, может быть, дети придираются (или даже угрожают) вашему ребенку в школе. Когда в школе происходят издевательства, они могут быть эмоциональными, расстраивающими и пугающими.

Но есть конкретные вещи, которые вы можете сделать, чтобы выяснить, что происходит, и положить этому конец. Вот восемь шагов, которые нужно предпринять, если над вашим ребенком издеваются в школе.

1. Уход за ребенком.

Прежде чем делать что-либо еще, позаботьтесь о потребностях вашего ребенка. Это нормально, когда дети грустят. Но вы хотите убедиться, что они не навредят ни себе, ни другим. Постарайтесь изо всех сил избавить ребенка от ситуации травли.

Слова «Я люблю тебя» могут стать большим стимулом для вашего ребенка. Простое прослушивание того, чем хочет поделиться ваш ребенок, тоже помогает. Когда вы показываете, что вам небезразличны чувства вашего ребенка, это дает ему возможность рассказать всю историю.

Изучите темы, выбранные нашими экспертами

  • Проблемы в школе

  • Стратегии и советы

По мере прохождения оставшихся шагов всегда возвращайтесь к этому шагу. Уход за ребенком – это постоянная ответственность.

2. Соберите факты (и задокументируйте их).

Мягко, но прямо спросите ребенка, не делает ли кто-нибудь что-либо, что заставляет вашего ребенка чувствовать себя расстроенным, неудобным или смущенным. Используйте открытые вопросы, чтобы побудить ребенка поделиться. Как только вы получите общее представление о том, что происходит, посмотрите, сможете ли вы также узнать конкретную информацию. Вы можете задать такие вопросы, как: Получаете ли вы оскорбительные сообщения в социальных сетях? Кто их посылает? Сколько? Когда?

Затем обратитесь к тем, кто может знать больше. Вы хотите узнать, что происходит, кто в этом замешан, когда и где это произошло. (Тщательно подумайте, прежде чем обратиться непосредственно к учащимся или взрослым, устраивающим травлю.)

Обязательно соберите все документы, свидетельствующие об издевательствах. Вы можете сохранять электронные письма или тексты и распечатывать их. Вы также можете делать скриншоты социальных сетей или онлайн-форумов, а также сохранять голосовые сообщения.

3. Запишите и расскажите историю травли.

Запишите все детали того, что вы узнали. Попробуйте составить временную шкалу того, что и когда произошло. Если вы чувствуете, что ваш ребенок справится с этим, просмотрите график вместе. (Это может произойти не за один присест.)

Расскажите кому-нибудь другому — например, близкому другу или члену семьи — историю травли. Попросите обратную связь: Вы все ясно объяснили? Вы придерживались фактов? Вы были слишком эмоциональны, чтобы поделиться тем, что произошло?

4.

Ознакомьтесь с политикой школы по борьбе с издевательствами (и любыми законами штата).

Проверьте в справочнике вашего ребенка для учащихся или на веб-сайте школьного округа политику борьбы с издевательствами. Это даст вам шаги, которые необходимо предпринять, чтобы сообщить о травле. Должна быть информация о том, как связаться с сотрудниками, которые могут помочь.

Во всех 50 штатах действуют законы против издевательств. Посмотрите на закон вашего штата. Это может дать вам дополнительные права, например ограничение времени для принятия мер школой.

5. Сообщить о травле в школу.

Если травля происходит в классе, обратитесь к учителю. Попросите директора присоединиться, если вы считаете, что это необходимо. Если издевательства происходят вне класса или на перемене, обратитесь непосредственно к директору.

Спросите, видели ли сотрудники школы издевательства и как они отреагировали. Поделитесь историей травли вашего ребенка и любыми подтверждающими документами. Во время встречи спросите, что школа собирается делать и когда. Последующие в письменном виде (по электронной почте работает), описывая, что вы обсуждали.

6. Следите за реакцией школы.

После сообщения об издевательствах в школу законы штата о борьбе с издевательствами могут потребовать специального расследования и принятия мер. Попросите школу прислать вам письменные обновления об этом процессе.

Следите за тем, какие действия предпринимает школа. Если издевательства продолжаются, документируйте любые новые инциденты. Сообщите школе об этих новых инцидентах и ​​спросите, что она собирается делать. Как всегда, убедитесь, что вы общаетесь со своим ребенком и утешаете его в это время.

7. Поднимитесь по цепочке инстанций.

Если издевательства продолжаются через две недели после того, как вы впервые сообщили о них, свяжитесь с суперинтендантом школьного округа по телефону или в письменной форме. Вы также можете написать в местный школьный совет.

Расскажите обо всех фактах, которые вы собрали, в том числе о том, как вы сообщили о травле в школу, именах всех людей, с которыми вы разговаривали, и о том, что произошло потом. Попросите помощи в прекращении издевательств. Сохраните все ответы.

Если изменений по-прежнему нет, обратитесь в департамент образования вашего штата. В штате могут быть сотрудники, которые будут расследовать издевательства. Ваш местный Информационный центр обучения родителей также может дать совет.

Вы также можете обратиться в Управление по гражданским правам (OCR) Министерства образования США. OCR защищает учащихся государственных школ от дискриминации. Вы можете подать жалобу в OCR на издевательства.

8. Получите юридическую помощь.

Если издевательства продолжаются, обратитесь к юристу. Юрист с опытом работы в области образовательного права может помочь, если вы все еще не видите результатов. Здесь вы можете найти юридическую помощь.

Об авторе

Об авторе

Команда Understood состоит из увлеченных своим делом писателей и редакторов. У многих из них есть дети, которые учатся и думают по-другому.

Отзыв от

Отзыв от

Молли Альгермиссен, доктор философии, доцент медицинской психологии в Медицинском центре Колумбийского университета и клинический директор PROMISE.

Исследуйте связанные темы

  • Проблемы в школе

  • Стратегии и советы

Что делать, если над вами издеваются

Если над вами издеваются: что делать

Знаете ли вы, что каждый седьмой ученик в классах K-12 является либо хулиганом, либо жертвой буллинга? Или как насчет того факта, что 90% учащихся 4-8 классов сообщают о том, что они стали жертвами издевательств. Если над вами издеваются, вы не одиноки.

Иногда мы задираем собственных друзей и даже не осознаем этого. У вас есть группа друзей, и все по какой-то причине злятся на одного из них, и вы изгоняете этого человека из своей группы. Вы говорите неприятные вещи, вы заставляете их чувствовать себя обделенными, вы видите, как они приближаются, и ставите перед собой цель показать им, что вы их игнорируете. Через неделю или около того вы все снова становитесь друзьями и начинаете злиться на следующего человека. Это издевательство.

Словарь определяет запугивание как «кто-то, кто продолжает делать или говорить что-то, чтобы иметь власть над другим человеком».

Послушайте наш звонок с Морганом, который сильно пострадал от травли в школе. Сейчас она учится в колледже и очень хочет помочь другим, над которыми издеваются.

Что такое травля?

Способы, которыми люди запугивают, обзывают, говорят/пишут неприятные вещи о других, заставляют их чувствовать себя исключенными из деятельности по злонамеренным причинам, обращают внимание на то, чтобы не разговаривать с ними, заставляют кого-то чувствовать себя некомфортно или пугают, берут/повреждают их вещи, заставляют людей делать то, что они не хотят делать. Удары, пинки, выбивание предметов из рук, толкание, толкание и т. д. также являются издевательствами.

Есть много причин, по которым кто-то издевается. Они могут рассматривать это как способ контролировать ситуацию, когда многие вещи в их мире выходят из-под контроля. Другие могут запугивать, потому что считают, что это делает их популярными, или думают, что другие находят это забавным и пытаются развлечь. Некоторые хулиганы запугивают, потому что это единственный способ привлечь к себе внимание. Это также может быть потому, что они завидуют человеку, над которым издеваются. Над ними могут издеваться над собой, поэтому они запугивают других, которых считают более слабыми. Некоторые хулиганы даже не понимают, что они запугивают или что на самом деле чувствует человек, которого они запугивают.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАС ОБМАНЫВАЮТ

1. Не сопротивляйтесь!

Это может быть трудно, и некоторые могут сказать вам дать отпор, но это никогда не ответ. Если вы уступите хулигану и будете сопротивляться, вы можете попасть в беду вместо хулигана! Не запугивайте хулигана, потому что в конце концов вы сами станете хулиганом.

2. Скажите хулигану, чтобы он остановился и спокойно ушел.

Хотите верьте, хотите нет, но это может быть очень эффективно. Потренируйтесь с другом, взрослым или с самим собой в зеркале над тем, что вы можете сказать. Потренируйтесь произносить это твердо и прямо, с уверенностью в голосе. Веря в себя и рассказывая другим то, что вы думаете, вы можете заработать уважение и побудить других постоять за себя.

3. Расскажите взрослому.

Часто мы боимся кому-то рассказать, потому что не хотим выглядеть слабыми или чувствовать себя смущенными. Сначала это может быть страшно, но взрослый может помочь прекратить травлю и исправить положение. Если человек попадает в беду, это его проблема, потому что он виноват в издевательствах. Не ваш!

4. Знайте, что это не ваша вина.

Никто не заслуживает того, чтобы над ним издевались! Что бы ни происходило в вашей жизни, вы не виноваты в издевательствах. Либо попытайтесь остановить его с помощью приведенных выше советов, либо с помощью взрослого. Не игнорируйте проблему и надейтесь, что она исчезнет. Хулиганы запугивают, потому что могут. Сделай так, чтобы они не могли.

5. Будь СИЛЬНЫМ!

Хулиганы любят расстраивать людей, потому что это заставляет их чувствовать себя сильными. Будьте под контролем, чтобы хулиган не был. Уверенность в себе и хорошая самооценка помогут, но даже если вы не чувствуете себя так в данный момент, поведение, которое вы делаете, поможет. Другие не могут сказать, что вы чувствуете или что происходит у вас в голове, если вы им этого не покажете. Даже притворяясь уверенным и действуя так, как будто вы не боитесь, ситуация улучшится, и, возможно, в следующий раз вам не нужно будет притворяться. Возможно, вы обнаружите, что неплохо справляетесь с хулиганами и способны помочь другим, когда хулиган найдет свою следующую жертву.

Послушайте мой звонок с Майлзом, над которым издевались в средней школе до самоубийства.

Добавить комментарий