Что определяет основные потребности человека: Запросы и их удовлетворение. Тема «Какова общая система потребностей человека?». 5-й класс – Учительская газета

Содержание

Потребности, их характеристика и классификация

В качестве основных компонентов мотивационной сферы личности выступают следующие основные психологические обра­зования и структуры: потребности, влечения, установки, собст­венно мотивы, интересы, идеалы, намерения, социальные нормы и роли, стереотипы и др (16).

Потребность — это элементарное проявление интенциональной приро­ды психики, благодаря которому живой организм побуждается к осуществ­лению определенных, качественно специфичных форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода. Другой вариант оп­ределения: первичный уровень активности живых существ, основная движущая сила их развития, динамическое образование, организующие и направ­ляющие познавательные процессы и поведение.

Потребность (Леонтьев) – это исходная форма активности живых организмов. Объективное состояние живого организма. Это состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования

Потребность всегда связана с наличие человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности.

Согласно Х.Хекхаузену, потребность может пониматься как некая гипо­тетическая переменная, которая, в зависимости от обстоятельств, проявля­ется то в виде мотива, то в виде личностной черты. В последнем случае потребности стабильны и становятся качествами характера (14).

Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соот­ветствующим организмом на эволюционной лестнице. Меньше всего потребно­стей у растений, которые имеют нужду только в определенных биохимических и физических условиях существования. Больше всего разнообразных потребностей у человека, который кроме физических и органических потребностей обладает еще и духовными, социальными. Социальные потребности выражаются в стремлении человека жить в обществе, взаимодействовать с другими людьми.

Основные характеристики человеческих потребностей

Дополнительной, но весьма существен­ной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена (2).

Анализ потребностей следует начинать с их органических форм.

Исходной биологической формой потребности является нужда. В ор­ганизме периодически возникают определенные состояния напряженности; они связаны с нехваткой веществ (предметов), необходимых для поддержания жизнедеятельности. Такие состояния объективной нужды организма в чем-то, что лежит за его пределами и составляет необходимое условие нор­мального функционирования, принято называть биологическими потреб­ностями. На восполнение нужды направлены

инстинкты, в которых зада­ны и свойства предметов, соответствующих определенным потребностям, и основные поведенческие акты, необходимые для удовлетворения этих по­требностей.

Для человека характерно, что даже те его потребности, которые связа­ны с задачами физического существования, способны существенно видоиз­меняться в зависимости от общественных условий жизнедеятельности (14).

Одним из основных источников активности личности являют­ся потребности. Потребность выражает зависимость личности от конкретных условий существования. Специфика человеческих потребностей определяется социальной природой деятельности человека, прежде всего трудом (16).

Потребности могут приобретать разную форму, осознаваться человеком с разной степенью отчетливости.

Влечение – это побуждение к деятельности, представляющее собой недифференцированную, недостаточно осознанную потребность.

Установка – это неосознавамое человеком со­стояние готовности к конкретной форме активности. Это может быть и готовность к какой-либо деятельности, к поведению, и к пониманию, и к интерпретации чего-либо. Установка, если она проявляется в интерпретации каких-либо событий, явлений, фак­тов, может принимать форму предубеждений или стереотипов.

Если потребности осознаются, то они приобретают форму мотивов.

Мотив – это осознаваемые потребности личности, побуждаю­щие ее поступать, вести себя в соответствии со своими взгляда­ми, знаниями, принципами. Вся совокупность убеждений объеди­няется в мировоззрение. Если человек не только осознает в принципе, как надо себя вести (убеждение), но и знает конкрет­ные способы поведения, определяемые целями такого поведения, то говорят о мотивах поведения в узком смысле.

мотив — это осознанная потребность, обогащенная представле­ниями о способах ее удовлетворения и о целях поведения, кото­рое может ее удовлетворить. В широком значении под мотивом понимается любое внутреннее побуждение человека к деятель­ности, поведению, мотив выступает как форма проявления по­требностей (16).

А.Н.Леонтьев определял потребность двояко:

Определение ПОТРЕБНОСТИ

расшифровка

1) как «внутреннее условие», как одну из обязательных предпо­сылок деятельности, которая, однако, не способна вызвать направ­ленную деятельность, а вызывает — как «нужда» — лишь ориенти­ровочно-исследовательскую деятельность, направленную на поиск предмета, способного избавить субъекта от состояния нужды.

«виртуальная потребность», потребность «в себе», «потребностном состоянии», просто «нуж­де»

2) как то, что направляет и регулирует конкретную деятель­ность субъекта в предметной среде после встречи его с предметом.

«актуальная потребность» (потребно­сть в чем-то конкретном)

Выявление потребностей клиента: зачем это

12 минут на чтение

Вернуться к списку постов

12 октября 2022

Хороший продукт отличается от плохого одной очень важной деталью. Первый решает проблему покупателя, второй — нет. Разработать продукт, реально отвечающий запросам рынка — это самый простой способ завоевать доверие клиентов. В этой статье рассказываем, что именно подразумевается под потребностями клиентов, как их выявить и не допустить ошибок.

Содержание

В этой статье:

Что означает выявление потребностей

Клиент — центральная фигура любого успешного бизнеса. Потребности клиентов — это мотивирующие факторы, побуждающие кого-то купить продукт или воспользоваться услугой. Компании узнают о потребностях клиентов, определяя, кто их целевая аудитория. Чем чётче определена целевая аудитория, тем лучше компания знает и понимает их потребности.

Идентификация потребностей клиентов — это процесс определения того, что и как клиент хочет получить от продукта. Процесс выявление потребностей преследует две основные цели:

  • Разработать продукт, который решает «боль» клиентов
  • Выявить не только явные, но и скрытые потребности

Выявление потребностей — это базовая техника продаж, которая используется, чтобы понять, насколько ваши продукты будут ценны для клиента. Затем эта информация используется для разработки продукта, предложения, презентации, переговоров и продажи.

3 основных группы потребностей клиентов

Потребности потенциальных клиентов можно разделить на множество различных разновидностей и категорий. Например, заказчику может потребоваться решение с определенной функциональностью, в рамках установленного бюджета или обеспечивающее определенный уровень надежности.

Но все потребности клиентов можно разделить на три основных типа: функциональные, социальные и эмоциональные потребности.

1. Функциональные потребности

Это наиболее осязаемые и очевидные потребности. Здесь клиенты отвечают себе на вопрос, поможет ли продукт выполнить конкретную задачу или функцию. Функциональные потребности могут быть обширными или конкретными, в зависимости от критериев покупателя.

Например, клиент, впервые запускающий колл-центр, может сказать: «Мне нужно программное обеспечение». Между тем, опытный менеджер может изменить свои критерии: «Нужен облачный сервис автодозвона для отделов продаж». Другой покупатель, столкнувшийся с разочарованием от использования некачественного сервиса, может изменить свои потребности, сказав: «Нужно программное обеспечение с удобным и интуитивно понятным интерфейсом».

Благодаря такому пониманию функциональных потребностей клиентов компания, производящая ПО для колл-центров, может разрабатывать новые продукты.

2. Социальные потребности

Социальная потребность — это потребность клиента, которая связана с тем, как человек хочет, чтобы другие воспринимали его при использовании продукта или услуги. Хотя социальные потребности обычно не являются главной заботой клиента при рассмотрении вопроса о покупке, они могут повлиять на его окончательное решение.

Компании часто труднее определить социальные потребности, и они существенно различаются от клиента к клиенту. Понимая различные социальные потребности, вы можете искать закономерности среди пользователей. Если у достаточного количества ваших клиентов есть определенные потребности, подумайте, как это может повлиять на процессы разработки продукта, продаж и маркетинга.

Возвращаясь к примеру с колл-центром, представьте, что компания-заказчик позиционирует себя как высокотехнологичного участника рынка. Такой клиент может сознательно или бессознательно принять решение о покупке ПО с расширенными функциями, чтобы соответствовать этому статусу.

3. Эмоциональные потребности

Эта группа потребностей похожа на предыдущую: они обычно вторичны по отношению к функциональным потребностям. Если социальные потребности про то, как покупатель хочет, чтобы другие воспринимали его при использовании продукта, то эмоциональные — как покупатель хочет себя чувствовать.

Возьмём пример с онлайн-курсом по маркетингу. Если клиенты только начинают изучать маркетинг и хотят лишь попробовать себя в этой сфере, они с большей вероятностью выберут самый простой тариф обучения. Но если ваш клиент — профессиональный маркетолог, которому нужные новые инструменты для работы, он может выбрать максимальный тариф со всем набором материалов.

Эмоциональные потребности бывает сложно определить. Но наличие такой информации позволит адаптировать и оптимизировать сообщения о продуктах.

Техники выявления потребностей

Независимо от того, есть ли у вас существующий продукт или услуга, которые вы хотели бы улучшить, или вы ищете новую инновационную идею, вы можете получить ценную информацию из нескольких источников, в том числе:

  • Самих себя
  • Текущих клиентов
  • Бывших клиентов

Делимся тремя способами узнать, что хотят видеть клиенты в продукте или услуге.

1. Рефлексия над собственным опытом

Каждый из нас сам является покупателем, и при отсутствии других источников данных самоанализ может стать полезной отправной точкой. Например, если вы работаете над улучшением существующего предложения продукта, вспомните, когда вы в последний раз покупали аналогичный товар. Спросите себя:

  • Что побудило вас совершить покупку?
  • Какие еще варианты были доступны?
  • Почему вы выбрали этот продукт среди других доступных вариантов?
  • Какую цель помог вам достичь продукт?

Важно критически подойти к факторам, повлиявшим на ваше решение.

2. Фокус-группа

Фокус-группа — это метод исследования, при котором вы берёте интервью у определённой группы людей. Чтобы узнать больше о процессе принятия решений, опросите не только целевых клиентов, но и людей, которые не являются вашими клиентами.

Ваши нынешние клиенты могут объяснить, почему они выбрали вашу компанию, а не конкурента. Бывшие клиенты поделятся мыслями, почему они больше не пользуются продуктами или услугами вашей компании, что потенциально укажет на возможности для улучшения. Точно так же не клиенты могут пролить свет, почему им не нужен конкретный продукт или услуга или почему они решили купить у конкурента.

Интервью позволит изучить процесс принятия решения покупателем от начала до конца. Используя этот метод, важно задавать правильные типы вопросов:

  • Закрытые: подразумевают ответ «да»/«нет». Не очень информативны, но подходят для уточнения информации.
  • Открытые: подразумевают развернутый ответ, но могут ввести в ступор, если отвечающий человек не заинтересован.
  • Альтернативные: предлагаются варианты ответов.
  • Наводящие: предполагают содержание подсказки. Особенно ценны такие вопросы, когда человек до конца не признает потребность. Благодаря наводящим вопросам клиент может понять, что у него есть потребность в вашем продукте. Но наводящие вопросы могут быть с подвохом. Больше об этой группе вопросов тут.

3. SPIN-метод

Если работаете в сфере B2B, то, вероятно, слышали о SPIN методе продаж. Стратегия фокусируется на том, чтобы задавать правильные вопросы в правильном порядке, активно слушать и переводить потребности потенциальных клиентов в особенности вашего продукта — принципы, которые можно применить и в исследовании потребностей клиентов.

Вопросы — основа SPIN-продаж. Мало того, что каждый вопрос имеет чёткую цель, но и порядок, в котором они задаются, также являются стратегическим ходом.

SPIN расшифровывается как четыре этапа последовательности вопросов:

  1. Situation — Ситуация
  2. Problem — Проблема
  3. Implication — Извлекающие
  4. Need payoff — Направляющие

Ситуационные вопросы помогают собрать информацию:

  • Как вы обзваниваете клиентов?
  • Каков ваш процесс для допродажи продуктов/услуг?
  • Есть ли у вас стратегия продаж?
  • Почему вы выстроили продажи именно таким образом?
  • Какое программное обеспечение вы используете в настоящее время?

Проблемные вопросы помогают определить боли и проблемы, с которыми сталкиваются потенциальные клиенты:

  • Используемое ПО когда-нибудь даёт сбой?
  • Есть то, что вы бы хотели исправить в текущем ПО?
  • Сколько времени нужно, чтобы обзвонить базу из 10 000 клиентов?
  • Насколько дорого обходятся звонки?
  • Довольны ли вы текущим процессом продаж?

Извлекающие вопросы подчеркивают необходимость решения проблемы:

  • В какую стоимость вам обходится техническая поддержка ПО?
  • Каковы потери производительности, когда ПО даёт сбой?
  • Были бы ваши клиенты более удовлетворены, заинтересованы, лояльны, если бы вы не сталкивались с проблемой, связанной с ПО?
  • Влияют ли проблема с ПО на ключевые показатели эффективности?
  • Как [проблема] влияет на членов команды?

Направляющие вопросы подталкивают потенциального клиента к самостоятельному выводу, при этом вы ещё не начали презентацию продукта:

  • Разве не было бы проще, если бы…?
  • Упростит ли X достижение [положительного события]?
  • Как вы думаете, решение [проблемы] существенно повлияет на ваши результаты?
  • Важно ли для членов вашей команды видеть выгоду X, чтобы они могли предпринять действия Y?

Лестница Ханта или как выбрать подходящий метод

Лестница осведомлённости Ханта — маркетинговый инструмент, который с большей точностью определять целевые запросы клиентов. Лестница состоит из пяти ступеней, и на каждой из них у клиента возникает уникальная проблема. Задача маркетолога — предложить решение определённой проблемы в нужный момент. Зная, на какой ступени находится потенциальный клиент, легче подобрать технику выявления потребностей.

Основные правила, на которых Бен Хант основывал свой метод, включают:

  • Шаги с первого по четвёртый — потребитель всё ещё ищет лучший вариант, поэтому ему нужна информация.
  • Потребитель совершит покупку только когда достигнет пятой ступени.
  • Все потенциальные клиенты начинают с первого шага.
  • Для достижения результата заказчику необходимо выполнить все пять шагов именно в указанном порядке.

Прежде чем делать предложение, нужно понять, на какой стадии осведомленности находится ваша аудитория в данный момент.

  1. Не подозревают о проблеме

    На данном этапе аудитория либо не имеет проблемы, либо не обращает на нее особого внимания, поэтому делать предложение будет бесполезно. Основная задача на этом этапе — донести информацию о существовании проблемы в целом.

    Вы можете использовать обучающие видеоролики, инфографику и другие привлекающие внимание инструменты для передачи сообщения Это может случиться с вами, будьте готовы!

  2. Осознают проблему, но не знают решения

    На этом этапе клиент пытается понять, существует ли решение его проблемы. Посты и инфографика со статистикой и фактами помогут потенциальным клиентам увидеть решение и поверить, что оно реально и эффективно. На этом этапе отзывы и комментарии будут работать блестяще.

  3. Сравнивают доступные решения

    Здесь потребители активно ищут решения: присоединяются к различным группам в социальных сетях, посвященным проблеме, подписываются на рассылку новостей по электронной почте, много гуглят для поиска дополнительной информации по этому вопросу. На этом этапе важно предоставить клиентам ценный и исчерпывающий контент, который ответит на их вопросы.

  4. Выбирают продукт

    Четвёртый шаг чрезвычайно важен для продавцов, потому что здесь потребители анализируют данные, собранные на предыдущих трёх шагах. Тут важно активно продвигать свою продукцию и демонстрировать её преимущества перед конкурентами.

    Тип контента, который будет лучше всего работать на этом этапе, включает сравнение продуктов, данные, подтверждающие эффективность продукта (подкрепленные исследованиями), подробные обзоры продуктов и видео. Важно погрузить клиента в доказательства того, что у вас есть опыт и что продукт является отличным решением проблемы потребителя.

  5. Информация собрана и совершается покупка

    Последний шаг — когда потребитель превращается из потенциального клиента в покупателя. Тут необходимо максимально подробно описать свой продукт, подчеркнув преимущества, которые могут получить ваши клиенты. Ваше УТП (уникальное торговое предложение) вступит в силу, и вам нужно будет информировать потенциальных покупателей о доступных скидках и специальных предложениях, чтобы повысить их мотивацию.

Ошибки при выявлении потребностей

  • Основываться на предположениях

    Если хотите добиться успеха в бизнесе, важно избегать предположений о потребностях клиентов. То, что вы думаете, что знаете, что им нужно, не означает, что вы правы. Лучше потратить время на исследование и разработать действительно эффективное предложение, чем основываться на догадках и создать неактуальное предложение.

  • Не обновлять данные

    По мере роста бизнеса важно внимательно следить за меняющимися потребностями клиентов. Не упускайте из виду никаких изменений, какими бы незначительными они ни казались. не успев вовремя отреагировать на изменения в поведении, потребностях клиентов, есть риск уйти в минус.

  • Не общаться с клиентами

    Когда общаетесь со своими клиентами, то инвестируете в отношения с ними. Эти отношения важны, потому что они помогают понять потребности клиентов и то, как вы можете лучше их удовлетворить. А ещё это один из простых и доступных способов завоевать доверие клиентов, что также важно для любого бизнеса.

  • Концентрироваться только на одном типе клиентов

    Под словом «клиент» часто подразумевают группу заинтересованных сторон, каждая из которых имеет разные потребности и проблемы. Тем не менее, многие начинающие предприниматели действуют так, как если бы клиент был монолитом. На рынке заказчиком могут быть операторы, инженеры-проектировщики, менеджеры по закупкам, специалисты по установке и техническому обслуживанию, а также распорядитель бюджета. Для B2B-компаний было бы ошибкой рассматривать потребности линейных рабочих, которые управляют оборудованием, но не потребности мастеров, которые чинят его, когда оно ломается.

  • Полагаться только на приоритетных клиентов

    У каждой компании есть список клиентов, которые приносят больше всего продаж. Они всегда отвечают на телефонные звонки, читают все рассылки или являются инфлюенсерами, чьи потребности ставят выше. Как бы ни были важны эти клиенты полагаться только на них как на источник информации о клиентах для инноваций — ошибка. Но самые ценные сведения исходят от клиентов, о которых вы знаете меньше всего. Часто есть веская причина, по которой они не покупают у вас часто.

Итого: создавать и продавать продукт/услугу без знания потребностей аудитории — это как работать с завязанными глазами. Вы можете попасть в яблочко, но вероятность слишком мала. Повысить шансы на успех можно проведя анализ и узнав, что на самом деле хотят люди от продукта. Есть только один способ быть уверенным в ответе — напрямую спросить общественность. Это утомительный и сложный процесс, но затраты времени и ресурсов окупятся высоким спросом.

12 октября 2022

Вернуться к списку постов

У людей есть базовая психологическая потребность в общении с природой

Вы искали:

  • Все

Это исследование было направлено на определение того, соответствует ли связь с природой критериям базовой психологической потребности человека. Обсуждаются две категории психологических потребностей: «потребности как потребности» и «потребности как мотивы». «Потребности как требования» относятся к психологическим потребностям, которые должны быть удовлетворены человеком для достижения достаточного уровня благополучия и содействия росту. «Потребности как мотивы» относятся к «форме мотивации, которая заставляет людей преследовать определенные стимулы или цели».

Это исследование основано на материалах рецензируемых журналов по различным научным дисциплинам с упором на экспериментальные или квазиэкспериментальные исследования. В этой литературе изложены девять критериев для определения того, можно ли считать что-то основной психологической потребностью. В то время как все девять из этих критериев рассматриваются в этом исследовании, доказательства разделены на две части, основанные на потребностях как требованиях и потребностях как мотивах. Доказательства, представленные в первом разделе, в котором основное внимание уделяется потребностям как требованиям, демонстрируют способы, которыми связь с природой соответствует пяти из девяти критериев. Связь с природой (1) имеет положительные аффективные последствия, если она удовлетворена, и негативные аффективные последствия, если ей препятствуют, (2) способствует здоровью, развитию и/или благополучию, если она удовлетворена, (3) ведет к неблагоприятным последствиям, когда ей препятствуют, (4) универсален в том смысле, что он не зависит от культуры и (5) не вытекает из других потребностей или мотивов. Свидетельства, представленные во втором разделе, в котором основное внимание уделяется потребностям как мотивам, демонстрируют, каким образом связь с природой соответствует трем из четырех других критериев. Связь с природой (6) направляет когнитивную обработку, (7) влияет на различные виды поведения и (8) проявляется в самых разных условиях. Девятый критерий, «вызов целенаправленного поведения», нуждается в дальнейшем подтверждении для полной поддержки. Тем не менее, общие результаты этого исследования убедительно подтверждают предположение о том, что связь с природой является основной психологической потребностью человека.

Этот обзор также показывает, что связь с природой оказывает положительное влияние на здоровье и функционирование человека. Это положительное влияние отмечается в трех основных областях: связанная со стрессом физиология и восстановление, психологическое благополучие и когнитивное восстановление после подавления реакции и усталости внимания. Влияние родственности с природой на уменьшение отрицательного аффекта не так сильно, как влияние на положительное аффект.

Это исследование полностью поддерживает связь с природой как потребность как потребность и в основном поддерживает предложенную потребность как потребность как мотив. Признание связи с природой в качестве основной психологической потребности должно представлять интерес для политиков и практиков различных профессий.

Бакстер, Д.Е., Пеллетье, Л.Г., (2018). Является ли связь с природой основной психологической потребностью человека? Критический анализ существующей литературы. Канадская психология, 60 (1), 21-34.

http://dx.doi.org/10.1037/cap0000145

ПОДПИСАТЬСЯ НА НАШИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Наш ежемесячный дайджест исследований будет информировать вас о своевременных исследованиях в полевых условиях. Вы также будете получать новости Finding Nature каждую неделю, если вы еще не подписаны.

Ознакомьтесь с нашим архивом дайджестов исследований

ВОЗМОЖНО ПРИ ПОДДЕРЖКЕ:

ВОЗМОЖНО ПРИ ПОСТОЯННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ОТ:

Совместная исследовательская библиотека:

Подключиться к больше ресурсов благодаря нашему сотрудничеству eeResearch с североамериканским
Ассоциация экологического образования, объединяющая статьи, обобщения и обзоры исследований
в области экологического образования и движения «Дети и природа».

ПОДДЕРЖИТЕ НАШУ РАБОТУ

Помогите нам сделать так, чтобы все дети жили, учились и росли вместе с природой в своей повседневной жизни.

ПожертвоватьЧленство

Является ли самооценка базовой потребностью человека?

Вопрос о том, какие цели отражают основные потребности человека, важен как для психологии, так и для философии. Что касается психологии, мы хотим понять, что способствует хорошей человеческой жизни. Для философии концепция потребности служит для создания основы для прав человека и обеспечивает объективные этические основания для выяснения того, как оценивать последствия действий (Thagard 2010, готовится к печати). Основные потребности отличаются от вторичных потребностей, которые способствуют их удовлетворению, и от причудливых желаний, которые ничего не отражают в том, что нужно, чтобы быть человеком. Всем нужна еда, вода, воздух, кров и медицинское обслуживание, но люди хотят только быть богатыми. Различные авторы используют разные термины для базовых потребностей: жизненные, истинные, фундаментальные, настоящие, существенные, внутренние, подлинные, естественные или серьезные.

В своем сообщении в блоге о неравенстве я поддерживаю основанные на фактических данных утверждения Роберта Райана и Эдварда Деси (2017) о том, что базовыми психологическими потребностями являются автономия, компетентность и родство. Но мой друг Дэниел Хаусман предложил мне включить в этот список и самооценку, потому что людям крайне необходимо иметь эмоционально позитивное представление о собственной ценности. Позитивное самоуважение и самоуважение, несомненно, являются ценными составляющими жизни, но можно ли их считать основными потребностями всех людей?

Райан и Деси предлагают шесть критериев для различения основных потребностей от менее важных, которые я резюмирую в своем посте о неравенстве следующим образом: негативно связано со здоровьем и благополучием. Во-вторых, потребность должна сопровождаться конкретным опытом и поведением, которые ведут к благополучию человека, в отличие от расплывчатых идей, таких как самоактуализация Маслоу. В-третьих, выдвижение гипотезы о потребности должно служить для объяснения или интерпретации экспериментальных явлений, касающихся работы и личных привязанностей. В-четвертых, психологические потребности отличаются от биологических тем, что связаны с ростом личности, а не только со стремлением предотвратить дефицит. В-пятых, потребности — это причинно-следственные переменные, удовлетворение которых приводит к положительным результатам, а когда их не удовлетворяют, — к отрицательным результатам, таким как болезнь. В-шестых, базовые психологические потребности действуют повсеместно, в тысячах человеческих культур. Как самооценка соотносится с этими критериями?

Baumeister et al. (2003) всесторонне оспаривают распространенное мнение о том, что высокая самооценка дает много положительных результатов и преимуществ. Они систематически анализируют доказательства, связывающие самооценку с успеваемостью в школе, отношениями, лидерством и рискованным поведением. Хотя существует умеренная корреляция между самооценкой и успеваемостью в школе, Баумейстер и его коллеги утверждают, что высокая самооценка отчасти является результатом хорошей успеваемости в школе, а не причиной. Попытки повысить самооценку учащихся иногда могут быть даже контрпродуктивными. С точки зрения Райана и Деси, самооценка является следствием удовлетворения основных потребностей, таких как компетентность, а не основной потребностью сама по себе.

Точно так же самооценка не предсказывает качество или продолжительность отношений и может фактически мешать им, когда она смешивается с нарциссизмом. Баумайстер и др. признайте, что высокая самооценка действительно ведет к большему счастью. В целом, однако, их обзор показывает, что высокая самооценка не может считаться основной потребностью человека в соответствии с первыми пятью критериями, предложенными Райаном и Деси.

А как насчет шестого критерия универсальности? Хайне и др. (1999) утверждают, что не существует всеобщей потребности в положительном самоуважении, которое я считаю эквивалентным самоуважению. Североамериканцы очень хотят воспринимать себя позитивно, но Хайне и его коллеги анализируют многие исследования, которые показывают, что склонность к позитивному самовосприятию гораздо менее распространена в восточноазиатских культурах. В частности, японская культура уделяет гораздо больше внимания самокритике, самодисциплине, усилиям, настойчивости, выносливости, стыду, эмоциональной сдержанности и равновесию. Самоуважение не является важной целью или ценностью японской культуры, однако Япония лидирует в мире по продолжительности жизни и добилась значительных успехов в экономической и научной деятельности.

Таким образом, имеются существенные доказательства того, что чувство собственного достоинства не является основной потребностью человека, даже несмотря на то, что оно имеет существенное индивидуальное и культурное значение в Северной Америке. Баумайстер и его коллеги утверждают, что самооценка не должна поощряться как самоцель, а должна быть четко и явно связана с желаемым поведением. Тогда самооценка является результатом удовлетворения более базовых потребностей в родстве и компетентности, а не самоцелью.

Ссылки

Baumeister, RF, Campbell, JD, Krueger, JI, & Vohs, KD (2003). Влияет ли высокая самооценка на лучшую работу, успех в межличностных отношениях, счастье или более здоровый образ жизни? Психологическая наука в интересах общества, 4(1), 1-44.

Хайне, С.

Добавить комментарий