Ценностные ориентиры современной молодёжи | Статья в журнале «Молодой ученый»
Что же такое ценностные ориентиры?
«Ценностные ориентиры — это важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека».
Развитые ценностные ориентиры — это признак зрелости личности, показатель меры ее социальности. Они обуславливают такие качества личности, как надёжность, верность и цельность, определенным идеалам и принципам, а также способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей.
Ценности находятся в непрестанном движении: одни рождаются, другие отмирают, третьи переходят из одного рода в другой. Но все эти элементы системы ценностей, тесно и неразрывно связаны между собой.
В процессе становления личности у молодых людей формируются определенные ценностные ориентиры с более или менее развитой структурой поведения личности.
Ценностные ориентиры, их система, не является раз и навсегда данная. С изменениями условий жизни, самой личности, появляются новые ценности, а иногда происходит полная или частичная переоценка.
Система ценностей российской молодёжи существенно отличается от ценностей прошлых поколений. Они формируются под влиянием двух основных аспектов.
Первый из аспектов — это духовное содержание, проявляющееся в нравственных установках: человеколюбии и гуманизме. Второй аспект, влияющий на ценностные ориентиры современной молодежи, стал приобретать большую актуальность в последнее время — это индивидуализм, преобладание материальных ценностей над духовными. В жизни молодежи главными приоритетами являются: успешная карьера, семья, дружеские отношения, построение полезных связей, возможность реализовать себя в творчестве или своих увлечениях. Как показывают исследования, главные жизненные ценности современной молодежи: семья, друзья и здоровье, интересная работа, деньги и справедливость (значение последней ценности в настоящее время возрастает).
Молодёжь представляет собой особую социально-возрастную группу, находящуюся в стадии становления и развития, стоящую перед выбором профессионального и жизненного пути. В процессе личностного становления человека со временем большее значение приобретают его внутренние движущие силы, позволяющие ему более самостоятельно определять задачи и направление своей деятельности, а именно его ценностные ориентиры. Они выступают в роли регулятора и механизма развития и поведения личности, определяя форму достижения поставленных целей.
Система ценностных ориентиров определяет содержательность личности, составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к самому себе.
Самой распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентиров Милтона Рокича, американского психолога, основанная на прямом ранжировании списка ценностей, результат её сильно зависит от самооценки и адекватности испытуемого.
М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные — убеждения заключаются в том, чтобы стремиться к конечной цели индивидуального существования; инструментальные — убеждения в том, что предпочтительным в любой ситуации является какой-то образ действий или свойство личности.
Опираясь на данные исследования М. Рокича, можно сделать некоторые выводы: о чем мечтают наши выпускники и что для них важно, о чем они думают и мечтают, а также каковы их терминальные и инструментальные ценности; а также можно попытаться составить ценностно-ориентационный портрет молодежи, анализируя его основные характеристики.
Мною был проведен тест по методике М. Рокича среди выпускных классов 9 а и 12 а. Старшеклассникам было предложено изучить таблицу, и, выбрав ту ценность, которая для них наиболее значима, поместить ее на первое место. Затем выбрать вторую по значимости ценность и поместить ее вслед за первой. То же самое проделать со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная должна была остаться последней и занять последнее 18 место. Конечный результат должен отражать истинную позицию.
Терминальные ценности, которые старшеклассники поставили на первое место:
- Здоровье и счастливая семейная жизнь (физическое и психическое).
- Наличие хороших и верных друзей.
- Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от сомнений и внутренних противоречий).
- Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений).
- Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).
Инструментальные ценности, которые выпускники поставили на первое место:
- Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово).
- Воспитанность и смелость в отстаиваниях своего мнения и взглядов.
- Жизнерадостность и честность.
- Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим).
- Исполнительность (дисциплинированность).
В целом результаты опроса показали, что современная молодежь, наши выпускники, в большинстве своём воспринимает ценностные ориентиры как некие цели, то чего им хочется добиваться в жизни, то чем хочется обладать. Будь то семья, успех в творчестве или работа. Проанализировав высказывания, выяснилось, что выпускники, заинтересованы не только в материальных благах, как порой считают многие. Важнее материальных ценностей оказались духовные, такие как дружба, творчество. Что касается успеха, то они считают, что больше всего его добиться помогут личные качества.
Наша задача, воспитателей, помочь воспитанникам правильно ориентироваться в жизненных ценностях.
Для формирования у молодых людей нравственных суждений, оценок и понятий, воспитания нравственных убеждений применяю следующие формы работы: беседы, воспитательные часы, устные журналы, использую презентации. На своих воспитательских занятиях использую словесные, наглядные и практические методы и приёмы воспитания, позволяющие сделать непосредственно нашу воспитательную деятельность познавательной, увлекательной, разнообразной и интересной.
Во время проведения воспитательских часов, бесед и диспутов стараюсь, чтобы они, не переходили в назидательность. В беседе мы много обсуждаем с воспитанниками жизненные ситуации, имеющие нравственное содержание, так как они имеют цель обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения в обществе. В процессе бесед воспитанники учатся оценивать отношение к своему поведению, а также поведению других людей.
Хороший результат в нашей работе дают игровые ситуации проблемно-поискового характера
Например, игра «Волшебный магазин».
Цель: осознание своих положительных и своих отрицательных черт характера.
Воспитанникам предлагается подумать, какими качествами они обладают. Затем нужно представить себе волшебный магазин, в котором на обмен своих качества, каждый может получить другие личностные качества, нужные для себя (ум, честность, смелость, лень, занудство, равнодушие).
Игра «Я не такой, как все, и все мы разные».
Цель: осознание воспитанниками своей незаменимости и своей ценности.
Воспитанникам предлагается в течение 5 минут нарисовать или описать, что такое «радость» с помощью цветных карандашей или мелков. Подчеркивается детям, что рисунок может быть конкретным, абстрактным, каким угодно. Когда задание будет выполнено (рисунки не подписываются) всё вместе с описанием вкладывается в «волшебный ящик», в котором желательно иметь примерно такое же количество рисунков и описаний. Все рисунки перемешиваются, вытаскивается большая пачка, которую ребята рассматривают, передавая листки друг другу. Ведущий просит ребят обратить внимание на различия в понимании и представлении понятия «радость».
В заключении хочется сказать, что задача воспитателей, помочь воспитанникам правильно ориентироваться в жизненных ценностях.
Литература:
- Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками / Л. Ф. Анн. — СПб.: 2004.
- Баева, Л. В. Ценности молодежи в глобализирующемся пост неклассическом обществе [Текст] / Л. В. Баева, Л. В. Баев — журнал «Философия образования»? № 1, 2005
- Кузьмина Н. Г. Формирование и использование человеческого капитала на региональном уровне (на примере Еврейской автономной области): канд. экон. наук: 08.00.05 — М. : РГБ, 2007 г. — 181 с.
- Семенов В. Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования. — 2007. — № 4. — С. 37
Основные термины (генерируются автоматически): ценность, воспитанник, ориентир, современная молодежь, качество, нравственное содержание.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ | это… Что такое ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ?
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ — элементы внутренней (диспозиционной) структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое (существенное для данного человека) от незначимого (несущественного) через (не) принятие личностью определенных ценностей, осознаваемых в качестве рамки (горизонта) предельных смыслов и основополагающих целей жизни, а также определяющие приемлемые средства их реализации. В диспозиционной структуре личности Ц.О. образуют высший (как правило, осознаваемый — в отличие от социальных установок) уровень иерархии предрасположен-ностей к определенному восприятию условий жизнедеятельности, их оценке и поведению как в актуальной (здесь-и-теперь), так и долгосрочной (прежде всего) перспективе. Ц.О. наиболее четко эксплицируются в ситуациях, требующих ответственных решений, влекущих за собой значимые последствия и предопределяющих последующую жизнь индивида. Ц.О. обеспечивают целостность и устойчивость личности, определяют структуры сознания и программы и стратегии деятельности, контролируют и организуют мотивационную сферу, инструментальные ориентации на конкретные объекты и (или) виды деятельности и общения как средство достижения целей. Таким образом, Ц.О. — это прежде всего предпочтения или отвержения определенных смыслов как жиз-неорганизующих начал и (не) готовность вести себя в соответствии в ними. В этом отношении содержание, вкладываемое в понятие «Ц.О.», соответствует изначальному значению слова «ориентация» (лат. oriens, orientis — восток) как имеющему значение определения своего положения в пространстве прежде всего по отношению к востоку — доминантно означенной точке восхода Солнца, но переносимом в пространство смысловое, а через него — и в социальное. Ц.О., следовательно, задают: общую направленность интересам и устремлениям личности; иерархию индивидуальных предпочтений и образцов; целевую и мотивационную программы; уровень притязаний и престижных предпочтений; представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости; меру готовности и решимости (через волевые компоненты) к реализации собственного «проекта» жизни. Ц.О. проявляются и раскрываются через оценки, которые человек дает себе, другим, обстоятельствам и т.д., через его умение структурировать жизненные ситуации, принимать решения в проблемных и выходить из конфликтных ситуаций, через избираемые линии поведения в экзистенциально и морально окрашенных ситуациях, через умение задавать и изменять доминанты собственной жизнедеятельности. Личностные кризисы (часто дополнительно провоцируемые кризисами социальными) вызывают, как правило, необходимость в подтверждении или переосмысливании систем Ц.О., преодоления возникающих в них противоречий, т.к. связаны со сменой векторов активности, пересамоидентификацией и рефлексией меры самореализации, обнажением смысловых оснований жизни. В этих случаях успешность разрешения кризисов и минимизация потерь во многом зависят от степени отреф-лексированности, динамизма и открытости Ц.О. Непротиворечивость и цельность систем Ц.О. может расматриваться как показатель устойчивости и автономности личности. Соответственно их противоречивость и «разорванность» — как свидетельство незрелости и маргинальности личности, что фиксируется через неспособность человека вынести оценку и принять решение (или, наоборот, готовности действовать по раз и навсегда установленному стереотипу), с одной стороны, и расхождение вербального и невербального поведения — с другой. Проблематика Ц.О. требует своего существенного переосмысления в условиях современных динамичных социальных систем, предполагающих одновременное самоопределение человека в разных локусах культурного пространства, подчиняющихся разным культурным нормам и задаваемых, соответственно, разными ценностями, далеко не всегда согласующимися между собой. Таким образом, ключ к пониманию Ц.О. следует искать не в субъект-объектных, а в интерсубъективных отношениях людей. Истоки концепции Ц.О. усматривают в работах У. Томаса и Знанецкого, впервые категориально употребивших сам термин, переинтерпретировав понятие attitude (отношение) в переживание личностью значимости какого-либо явления. В качестве теоретического основания концепции Ц.О. называют учение М. Вебера о ценностнорациональном действии. В качестве разработки проблематики Ц.О. могут быть рассмотрены работы Узнадзе по фиксированным социальным установкам.
Теория ориентации на ценности
Перейти к основному содержанию
Фото предоставлено https://persistenceathletics. com/pa-mindset-our-core-values-07-03-2020/Теория ориентации на ценности
Отношения между людьми склонны меняться, особенно в последнее время из-за напряженной политической и социальной обстановки. Однако социальные теоретики Клакхон и Стродтбек предлагают теорию, утверждающую, что существует несколько стабильных ценностей, которых придерживаются люди, которые могут сделать их немного более предсказуемыми (Hills, 2022). Эта теория, известная как теория ориентации на ценности, была создана под эгидой кросс-культурной психологии и может применяться во многих различных областях, чтобы лучше предсказывать поведение человека на основе культуры, а также различать культуры (Hills, 2002). Клакхольн и Стродтбек предположили, что есть пять универсальных вопросов, на которые каждый человек может ответить, чтобы признать свои основные ценности, и поэтому их можно разделить на категории для выявления культурных различий. Эта теория направлена не только на признание культурных различий, но и на сравнение сходства между всеми людьми из разных культур (Hills, 2002).
Пять «ценностно-ориентированных» вопросов, предложенных Клакхольном и Стродтбеком, сосредоточены вокруг определенной ориентации, и они следующие:
- Каков временной фокус человеческой жизни? (ориентация во времени)
- Каково отношение человека к природе? (ориентация человек-природа)
- Каково отношение человека к другим? (реляционная ориентация)
- Какова мотивация деятельности человека? (ориентация на деятельность)
- Каков характер врожденной человеческой природы? (ориентация на человеческую природу)
Клакхольна и Стродтбека, что ответы на эти универсальные вопросы могут больше узнать о человеке и культурных группах, с которыми он себя отождествляет. Каждая конкретная ориентация дает представление о ключевом аспекте того, как человек живет своей жизнью. Клакхольн и Стродтбек считают, что ответы на каждый вопрос можно разделить на один из трех возможных ответов, за исключением ориентации на человеческую природу, которую можно разделить на шесть возможных ответов.
Ориентация во времени
На каком аспекте времени мы должны сосредоточиться в первую очередь – на прошлом, настоящем или будущем (Hills, 2002)?
- Прошлое: Те, кто решил сосредоточиться на прошлом, заботятся о сохранении традиционных обычаев и верований в рамках определенной культуры.
- Настоящее: Люди, которые сосредоточены на настоящем, приспосабливаются к новым убеждениям и не боятся менять старые пути.
- Будущее: Ориентация на будущее направлена на то, чтобы полностью заменить старые обычаи и адаптироваться к новой эпохе.
Ориентация человека на природу
Каковы отношения между человечеством и его естественной средой – мастерство, подчинение или гармония (Hills, 2002)?
- Мастерство: Люди, которые верят, что отношения между человечеством и окружающей средой являются отношениями мастерства, видят полный контроль над естественным и сверхъестественным.
- Представление: Культуры, которые относятся к природе с гармонией, верят, что с ними связана высшая сила, и нет никакого способа контролировать природные силы в мире.
- Гармония: Те, кто верят в более гармоничные отношения между природой и людьми, признают, что некоторая сила должна проявляться над природой, но не контролироваться, чтобы жить в равновесии с силами природы.
Ориентация на отношения
Как люди должны относиться к другим – иерархически («Линейно»), как равные («Сопутствующие») или в соответствии со своими личными качествами (Hills, 2002)?
- Иерархический: Культуры с иерархической ориентацией подчиняются высшим властям внутри группы и видят четкое различие между классами и их обязанностями.
- Сопутствующее обеспечение: более равноправный подход к общению друг с другом принимает во внимание консенсус группы, а не уступает другим.
- Индивидуальность: индивидуалистическая ориентация отдает принятие решений в руки индивидуума и его семьи (Hills, 2002).
Ориентация на деятельность
Какова главная мотивация поведения – выражать себя («Бытие»), расти («Быть-в-становлении») или достигать (Hills, 2002)?
- Бытие: Если первичная мотивация поведения человека внутренняя и движима только самоодобрением, а не внешним одобрением, то это ориентация на «бытие».
- Бытие-в-становлении: Люди, которые мотивированы развивать свои способности, ценимые представителями их культурной группы, но не обязательно для группы, обладают ориентацией на «бытие-в-становлении».
- Достижение: если мотив человека вести себя определенным образом обусловлен внешними силами, включая одобрение других в данной культурной группе, то это ориентация на достижение (Hills, 2002).
Ориентация человеческой природы
Какова природа человеческой природы – добро, «зло» или смесь (Hills, 2002)?
В то время как другая ценностная ориентация имеет три основных возможности, Клакхольн и Стродтбек видят шесть возможных ответов на вопрос о человеческой природе. Индивидуумы, ответившие на вопрос, могут утверждать, что люди (Hills, 2002):
- Злые, но их можно изменить
- Злые, но их нельзя изменить
- Смешанные, но они могут измениться в лучшую или худшую сторону
- Неоднозначно, но нельзя изменить
- Хорошо, но можно изменить
- Хорошо, но нельзя изменить
Анализ ответов на эти вопросы может помочь нам лучше узнать себя, свою культуру и окружающих нас людей . Клакхольн и Стродтбек утверждают, что эти пять универсальных вопросов дадут представление о том, как люди живут своей жизнью в соответствии с их культурными различиями.
Пример вопроса
Например, когда вы заболеваете, верите ли вы в это (Hills, 2002),
- Врачи найдут лекарство от этого
- Вы должны изменить свой образ жизни, чтобы больше не болеть отношение человечества к природной среде или, точнее, его человеко-природная ориентация. Первый вариант показывает склонность к ориентации на господство, второй вариант — к гармонической ориентации, а третий вариант — к полной подчиненной ориентации (Hills, 2002). Культуры, которые практикуют более целостную форму медицины, могут быть склонны выбирать второй и даже третий вариант, тогда как культуры, которые принимают западную форму медицины, могут быть склонны выбирать первый вариант.
Применение в реальном мире
Небольшие культуры, живущие в рамках более крупной культуры большинства, могут использовать теорию ориентации на ценности, чтобы выжить как в социальном, так и в экономическом плане. Например, небольшое племя коренных американцев, специализирующееся на продаже спиртных напитков, может обнаружить, что большой процент их потребителей приходится на белое большинство американцев (Hills, 2002). В этом сценарии есть много вопросов, которые можно решить, обратившись к ценностной ориентации, например, как принимаются решения из-за реляционной ориентации или основных мотивов поведения как отражения ориентации деятельности (Hills, 2002).
Во всех сферах, способствующих общению, теория ценностной ориентации может использоваться для признания основных культурных ценностей и, следовательно, для проведения более успешных дискуссий (Hills, 2002). Во многом это также может помочь самоидентификации малых культур и индивидуумов внутри этих групп, выявляя межкультурные различия. Определив, где люди расходятся в своей собственной культуре, будет легче способствовать гармонии, пониманию и единству в группе. Все эти факторы могут объединиться, чтобы поддержать сохранение малых культур, особенно в условиях присутствия культуры большинства.
Теория ориентации на ценности полезна в рабочей среде, поскольку ценности работника могут совпадать или не совпадать с ценностями организации (Zurcher et al., 1965). Ожидания конкретной организации могут не отражать ожидания работника независимо от того, являются ли они обе частью одного и того же общества (Zurcher et al., 1965). Внедрение теории ориентации на ценности на рабочем месте может помочь устранить межкультурную напряженность или недопонимание. Задавая сотрудникам вопросы, структурированные вокруг поиска их основных ценностей на основе теории Клакхольна и Стродтбека, вы можете выявить больше способов связать сотрудников с миссией организации.
Недостатки
Существует много возможностей для развития теории ценностной ориентации, что признавали сами Клакхольн и Стродтбек (Hills, 2002). С научной точки зрения не существует верного способа измерить уровень ценностной ориентации, и на такие базовые вопросы есть множество альтернативных ответов (Hills, 2002). Необходимо провести дальнейшие исследования и опросники, чтобы определить ориентиры для этих вопросов и способы их наиболее эффективного использования. Можно также утверждать, что пять вопросов отражают редукционистскую точку зрения на основные человеческие ценности, потому что, опять же, на эти вопросы существует множество возможных ответов. Тем не менее, с этой теорией Клакхольн и Стродтбек сделали шаг вперед в концептуализации того, как наши основные культурные ценности могут быть определены и использованы для характеристики нас самих и окружающих нас людей. Другие теории, которые также исследуют концепцию универсальных ценностей, дали результаты, сходные с результатами Клакхольна и Стродтбека, и эта теория помогает кросс-культурным психологам обнаружить, что представляют собой эти универсальные ценности (Hills, 2002).
Почему это важно?
Отношение постоянно меняется, и люди постоянно меняют свои идеи и взгляды на многие темы. Однако эта теория утверждает, что есть несколько стабильных ценностей, которые будут иметь люди, которые можно использовать для сравнения культурных ориентаций, которые могут дать некоторое представление об отношении, которое может проявлять человек (Hills, 2002). В частности, в бизнес-среде мало исследований, которые показывают, как культурная ориентация сотрудников может повлиять на бизнес с противоположной культурой (Zurcher et al., 19).65). Теория ориентации на ценности — это начало определения наших ценностей и того, как наша культура повлияла на них . Анализ наших основных ценностей, основанный на наших культурах, может еще больше сблизить нас, поскольку мы ценим наши различия и наслаждаемся нашим сходством.
Каждый человек принадлежит ко многим культурам, и каждая из этих групп обладает собственным мировоззрением (Young, 2020). Наше мировоззрение во многом зависит от того, как мы общаемся друг с другом, как принимаем решения и во что верим (Young, 2020). Основные человеческие ценности, которых мы придерживаемся, — это линза, через которую мы видим окружающий мир, а теория ценностной ориентации приближает нас к пониманию друг друга и пониманию самих себя.
Ссылки
Hills, MD (2002). Теория ценностной ориентации Клакхона и Стродтбека. Онлайн-чтения по психологии и культуре, 4(4). https://doi.org/10.9707/2307-0919.1040
Янг М. (2020, 10 августа). Ценностные ориентации Клакхона и Стродтбека [видео]. YouTube. https://www.youtube.com/watch?v=m02K52kBbNA
Zurcher, L.A., Meadow, A., & Zurcher, S.L. (1965). Ценностная ориентация, ролевой конфликт и отчуждение от работы: межкультурное исследование. Американское социологическое обозрение, 30(4), 539.–548. https://doi.org/10.2307/2091343
Самый быстрый словарь в мире | Vocabulary.com
ПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ
ценностная ориентация принципы правильного и неправильного, принятые отдельным лицом или социальной группой
коннотация идея, которая подразумевается или предлагается
75″>
фторирование Добавление фтора в воду
ориентация акт определения своего положения
переориентация измененный набор взглядов и убеждений
дезориентация, спутанность сознания относительно того, где вы находитесь и как действовать
ферментация, расщепляющая органическое вещество, такое как сахар, до спирта
причитание страстная деятельность по выражению горя
питание Действие по доставке пищи и питания
хлорирование добавление или замена хлора в органических соединениях