Что такое когнитивные способности людей: Что такое когнитивные способности? | Билобил®

Тесты когнитивных способностей. Большая российская энциклопедия

Психодиагностические технологии

Области знаний:
Диагностические конструкты

Те́сты когнити́вных спосо́бностей, психодиагностические инструменты для измерения когнитивных способностей. Под когнитивными способностями понимаются общие умственные способности, включающие рассуждение, решение задач, планирование, абстрактное мышление, понимание сложных идей, обучение на основе опыта (Ispas. 2015). Они обеспечивают «человеческое познание как видоспецифичную форму информационного контроля окружающей среды и внутренних когнитивных состояний людей» (Меркулов. 2005. С. 3). Их также рассматривают как особенности сенсорной, умственной и моторной сфер, предрасполагающие к успешной реализации познавательных процессов и функций.

В когнитивной психологии выделяют сенсорно-перцептивные и собственно когнитивные процессы (Лобанов. 2012). Имеются отдельные стандартизированные методики для диагностики способностей ощущения, восприятия, памяти, представления, воображения, мышления, внимания и психомоторных способностей (Диагностика познавательных способностей. 2009; Баданина. 2014). В тестах интеллекта на основе выполнения множества заданий выводится суммарный показатель умственного развития – коэффициент интеллекта. При обследовании людей, недостаточно владеющих речью, используют тесты действия, неязыковые и невербальные тесты (Психологическая диагностика. 2003; Анастази. 2007). Подобные методики позволяют снизить влияние культуры на результаты тестирования, особенно при исследовании людей, живущих за пределами европейской цивилизации (Бейкер. 2015).

Первые попытки научно измерить когнитивные способности стали предприниматься во второй половине 19 в. Ф. Гальтон предложил оценивать умственные способности, измеряя дифференциальную чувствительность анализаторов. По его мнению, «чем более восприимчивы органы чувств к различиям, тем больше поле, на котором могут действовать наши суждения и интеллект» (Galton. 1883. P. 27). На рубеже 19–20 вв. Дж. Кеттелл создал серию интеллектуальных тестов, что положило начало систематическим исследованиям познавательных способностей. В 1905 г. А. Бине и Т. Симон представили шкалу для оценки интеллекта детей, которая в 1916 г. была модифицирована Л. Терменом и получила название «Стэнфорд – Бине». Методика неоднократно обновлялась, в 2003 г. Г. Ройд выпустил 5-ю редакцию теста.

В первой трети 20 в. измерение когнитивных способностей обсуждалось отечественными и зарубежными учёными (Мейман. 1917; Экземплярский. 1923). Например, в 1910 г. Г. И. Россолимо разработал методику психологических профилей, позволяющую дифференцированно оценивать уровень развития внимания, воли, восприимчивости, запоминания и ассоциативных процессов. В 1926 г. А. А. Люблинская и А. И. Макарова адаптировали тесты Бине – Симона для исследования советских детей. После постановления ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» применение тестов в советской психологии было ограничено.

В зарубежной психологии в течение всего 20 в. проводились тестологические исследования интеллекта (Дружинин. 2008; Двинин. 2012). В рамках разных теорий «выделяются тесты интеллекта, построенные на модели, в которой представлен фактор G (генеральный фактор), или тесты, основанные на модели интеллекта, в которой генерального фактора нет, но есть набор независимых друг от друга частных способностей» (Архиреева. 2022. С. 139). В конце 20 в. Р. Б. Кеттелл, Дж. Л. Хорн и Дж. Б. Кэрролл предложили разделять когнитивные способности на три уровня: общий фактор интеллекта (G), широкие способности, узкие способности (Флюидный интеллект. 2018). Современные отечественные психологи придерживаются разных подходов к определению понятия «способности», например общепсихологического, дифференциально-психологического, личностно-деятельностного, функционально-генетического и др. (Ильин. 2012).

Интеллектуальные тесты имеют высокую надёжность (0,7–0,9), по их результатам можно предсказывать учебную успеваемость и эффективность умственного труда, но их прагматическая валидность недостаточна для прогноза успешности в конкретных видах деятельности. Для решения этой проблемы используют комплексные тестовые батареи, оценивающие уровень общих и специальных способностей. В зарубежной психодиагностике хорошо известны: Батарея тестов общих способностей (GATB), Батарея тестов дифференциальных способностей (DAT), Шкалы дифференциальных способностей (DAS), Тест когнитивных способностей (CogAT). На основе немецкого аналога GATB – Теста на профессиональную пригодность (BET) – в 1988 г. В. К. Гайдой с соавторами создан Тест общих профессиональных способностей (ТОПС). К батареям тестов на общие способности близки многофакторные тесты на структуру интеллекта, например Аналитический тест интеллекта Р. Мейли.

Другая проблема состоит в том, что «тесты интеллекта можно условно разделить на две группы: 1) тесты «скорости» и 2) тесты «уровня». Если при проведении первых вводится жёсткий лимит времени, то при проведении вторых, хотя и есть ограничение времени выполнения теста или субтеста, но главную трудность для испытуемого составляют особенности заданий» (Дружинин. 2008. С. 58). Одни авторы считают, что умственные способности «должны находить определённое выражение в скорости осуществления дифференцировочных реакций как показателей дискриминативной способности мозга» (Ратанова. 2011. С. 291). Другие доказывают, что фактор скоростной продуктивности нельзя отождествлять с интеллектом (Давыдов. 2016). По мнению В. Н. Дружинина, «интеллект как способность определяется не только скоростью переработки информации центральной нервной системой, но и дифференцированностью индивидуальной психики – числом измерений, которые «усматривает» индивид в реальности» (Дружинин. 2001. С. 14). Некоторые тесты когнитивных способностей имеют модификации с наличием или отсутствием временны́х ограничений.

В России для тестирования общего уровня интеллекта чаще всего применяют: Прогрессивные матрицы (Дж. Равен), Культурно-свободный тест интеллекта (Р. Б. Кеттелл), Потенциал интеллектуального развития (Л. И. Вассерман и др., адаптация теста П. Ржичана), шкалу «Домино» (Э. Ансти), Тесты коэффициента интеллекта Г. Айзенка, Краткий отборочный тест (В. Н. Бузин, адаптация Кадрового теста Э. Ф. Вандерлика). При недостаточном развитии речи могут использоваться: Рисуночный тест Р. Силвер, методика «Нарисуй человека» (Ф. Гудинаф, Д. Харрис), методика «Цветоконструирование» (Т. В. Чередникова), Зрительно-моторный гештальт-тест Л. Бендер, Тест на имитацию куба Г. Нокса.

Для исследования структуры интеллекта используют: шкалы измерения интеллекта Д. Векслера (WAIS, WISC, WPPSI), Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, Групповой интеллектуальный тест Дж. Ваны (адаптация М. К. Акимовой и др.), Школьный тест умственного развития (К. М. Гуревич и др.), Тест умственного развития для абитуриентов и старшеклассников (М. К. Акимова и др.), Тест умственного развития подростков (Л. И. Теплова), Тест умственного развития младших школьников (В. П. Арсланьян), Тест интеллекта Г. Уилсона и Д. Гриллс (перевод Ю. И. Турчаниновой, Э. Н. Гусинского), Универсальный интеллектуальный тест (Н.  А. Батурин, Н. А. Курганский и др.), Подростковый интеллектуальный тест (Н. А. Батурин, И. М. Дашков и др.), Компактный интеллектуальный тест (Н. А. Батурин, Н. А. Курганский и др.), Тест интеллектуального потенциала стандартизированный (А. Г. Шмелев, Т. А. Преснова, О. Н. Бардина), ПРОФ-IQ (Н. А. Хохлов и др.).

В клинической психологии, психиатрии и неврологии (Тесты … 2015) степень снижения когнитивных способностей оценивают с помощью методик: Краткая шкала оценки психического статуса (MMSE), Монреальская шкала оценки когнитивных функций (MoCA), Адденбрукская когнитивная шкала, модифицированная (ACE-R), Модифицированная методика Мини-Ког (Mini-Cog), Тест рисования часов (CDT), Батарея лобной дисфункции (FAB), Краткое нейропсихологическое обследование когнитивной сферы (КНОКС) и др.

Хохлов Никита Александрович Дата публикации:  6 февраля 2023 г. в 16:56 (GMT+3)

Что делать, если ухудшилась память?

Память и когнитивные способности в старшем возрасте должны оставаться такими же, как в молодости. И мы можем этого достичь!

Теги:

Здоровье

Лонгрид

Мозг

Память и интеллект

Men Today

Врачи, работающие с когнитивными нарушениями, утверждают, что с каждым годом наша память должна становиться только лучше. Что сделать, чтобы они оказались правы?

Содержание статьи

Почему память не должна ухудшаться с возрастом?

Человеческий мозг, как ни странно, довольно консервативный орган. И отделов, способных выстраивать новые нейронные связи, развиваться и расти во взрослом возрасте (или даже всю жизнь) в нем очень мало. И один из них – тот, который отвечает за память. И если мы даем памяти постоянную нагрузку, которая к тому же увеличивается с каждым годом, то этот отдел «накачивается», растет – и наша память становится лучше. В идеале память и даже когнитивные способности у людей старшего возраста должны быть как минимум такими же (а как максимум – лучше), чем у молодежи. Более того, некоторые исследования подтверждают эту гипотезу: далеко не все когнитивные способности выходят на свой максимум в молодости, для многих пик – после 50 лет и даже позже.

Но почему в массе своей люди отмечают снижение когнитивных способностей с возрастом? Видимо, ответ кроется в предпочитаемом образе жизни: алкоголь, никотин, малоподвижный образ жизни, а также отсутствие привычки учиться и узнавать новое в любом возрасте, а не только в молодости – все это влияет на мозг, на его способности обрабатывать и запоминать новую информацию.

Что можно сделать для развития и поддержания когнитивных способностей?

Три главный кита, на которых стоит здоровье нашего мозга: диета, физические упражнения и умственные задачи.

  • Правильное питание и особенно питьевой режим важны для здоровья ментального не меньше, чем для физического. Плотные бляшки, которые затрудняют нейронные связи (а после и разрушают их, из-за чего и происходит, например, болезнь Альцгеймера) будут возникать медленнее или не будут возникать вовсе, если мы будем пить много воды (она растворяет вещество, из которого они состоят), есть больше овощей, фруктов и ягод и меньше – жирной пищи и легких углеводов.
  • Физические упражнения также важны для здоровья мозга: немало исследований подтвердили, что когда мы занимаемся спортом, растут не только мышцы, но и некоторые отделы мозга. В том числе и те, что отвечают за когнитивные способности.
  • Наконец, постоянная умственная нагрузка помогает формировать новые нейронные связи, а именно их обилие – естественная защита мозга от старения и деградации.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так что учиться, тренироваться, пить воду и правильно питаться – и вашей памяти и острому уму молодежь еще позавидует!

youtube

Нажми и смотри

Как улучшить память теперь вы знаете, читайте также, что проверить, если у вас ухудшилась память, а также попробуйте эти 4 шага к ясному уму.

Человеческое познание и его влияние на дизайн | Тушар Худкар | Музли

Опубликовано в

·

Чтение: 6 мин.

·

24 апреля 2017 г.

Как мне это сделать? Что я должен сделать? Должен ли я использовать это?

Почти готово, секундочку. Что, если я сделаю это так?

Что, если это действие приведет к выпадению?

Каждый дизайнер сталкивался с подобными ситуациями, и проблема возникает каждый раз, когда дизайнеры не могут понять поведение и мыслительный процесс своих пользователей. Характер и поведение пользователя определяют, как должен работать продукт. Принимая во внимание, что интерфейс продукта и обратная связь отвечают за то, как пользователи реагируют на него. Прежде чем начать, каждый дизайнер взаимодействия должен понимать, как люди воспринимают тот или иной продукт.

Давайте попробуем понять, как наши пользователи взаимодействуют с такими продуктами, как веб-сайты, веб-приложения и мобильные приложения. Все дело в когнитивной психологии.

Проще говоря, когнитивная психология — это то, как пользователи обрабатывают информацию или как пользователи взаимодействуют с продуктом, и это зависит от их умственных способностей думать, воспринимать, запоминать, учиться, запоминать, рассуждать и воспринимать.

Это следующие факторы, которые отвечают за то, как пользователи воспринимают продукт и реагируют на него —

Зрительное восприятие

Первое впечатление от продукта зависит от эстетики этого продукта. Это зависит от следующего:

Шаблон :- Как пользователи смотрят на продукт в зависимости от шаблона дизайна и расположения элементов. Визуальный шаблон также отвечает за то, как пользователи устанавливают отношения между различными группами элементов.

Цвет :- Цвет легко вызывает эмоции и вызывает у пользователей различные настроения.

Язык и типографика

Язык и типографика продукта влияют на чтение и понимание. Неприемлемый язык и типографика часто вводят пользователей в заблуждение.

Сканирование

Обычно пользователи не вникают глубоко в каждый веб-сайт. Они даже не читают весь контент. Они просто сканируют страницы. Это зависит от типа веб-сайтов и дизайна продуктов, наши пользователи следуют определенному шаблону сканирования, такому как Z-шаблон, зигзагообразный шаблон и F-шаблон для сканирования страниц.

Память

От памяти пользователя зависит, как он приобретает знания, создает концепции для новых вещей, справляется с информационной перегрузкой, а их рабочая память — для выполнения задачи.

Решение проблем и принятие решений

Пользователи выбирают из различных возможностей, строят стратегии, принимают решения и решают проблемы с помощью своих знаний, предыдущего опыта и здравого смысла.

Известно, что эмоции управляют поведением. Дон Норман выдвинул идею о том, что существует три разных уровня когнитивной и эмоциональной обработки:

Интуитивная обработка

Интуитивная обработка — это когда пользователи реагируют немедленно и быстро принимают решения. Внутренние эмоции — это те, с которыми мы рождаемся.

Например, чтобы увидеть эстетику продукта, пользователи принимают природу продукта и реагируют соответствующим образом перед любым значительным взаимодействием.

Поведенческие

Поведенческие процессы являются наиболее распространенной деятельностью человека. Этот уровень обработки мы используем в нашем повседневном поведении.

т. е. когда мы взаимодействуем с продуктом, как мы с ним обращаемся, эмоции от получения знаний и понимания, хорошо это или плохо.

Рефлексия

Рефлексия — это сознательный способ обработки. Это наименее непосредственный уровень обработки и в основном зависит от нашего предыдущего опыта.

Этот уровень когнитивной обработки доступен только через память, а не через прямое взаимодействие или восприятие.

Пользователи имеют собственные возможности и ограничения для понимания и восприятия информации, и хороший дизайн взаимодействия всегда учитывает ограничения человеческого разума и тела.

кредит: giphy

Иногда дизайн становится слишком сложным для понимания. Пользователь не может легко что-то понять и должен приложить дополнительные усилия, что означает увеличение когнитивной нагрузки.

Когнитивная нагрузка — это количество энергии, используемой мозгом при выполнении какой-либо задачи, или количество умственных ресурсов, необходимых для работы системы.

Существует два типа когнитивной нагрузки —

Внутренняя когнитивная нагрузка

Всякий раз, когда мы взаимодействуем с веб-сайтами или приложениями, требуется умственное усилие, чтобы понять те новые вещи и информацию, которые мы не знаем. Внутренняя когнитивная нагрузка — это усилия по осмыслению новой информации. Это неизбежно и необходимо для выполнения любой задачи.

Внешняя когнитивная нагрузка

Внешняя когнитивная нагрузка также представляет собой умственное усилие при работе с продуктом, но это не обязательно помогает нам понять продукт. Его можно избежать и управлять им.

Например — неактуальные изображения, запутанная навигация.

Причины когнитивной нагрузки

Есть много причин, которые вызывают увеличение когнитивной нагрузки, вот некоторые из них-

  1. Нерелевантные изображения или неподходящая типографика увеличивают когнитивную нагрузку.
  2. Если нет ясности и пользователь достигает цели после множества ненужных кликов.
  3. Длинная форма, которую необходимо заполнить, и большинство полей являются обязательными.
  4. Если есть несколько вариантов и нужно выбрать один из них.
  5. Когда пользователи не получают ожидаемого результата.

Дизайнеры не могут полностью снять когнитивную нагрузку, но обязательно минимизируют ее.

Вот некоторые принципы и законы, которые помогают понять человеческую психологию, минимизировать когнитивную нагрузку и улучшить пользовательский опыт.

«Легче и быстрее поразить большую цель ближе к вам, чем меньшую цель дальше от вас»

В дизайне взаимодействия размер объекта и расстояние от того места, где мы хотим взаимодействовать с этим объектом, имеют большое значение.

Этот закон помогает дизайнерам понять, как классифицировать задачи и как давать им приоритет с соответствующим размещением, потому что пользователи всегда находят доступный способ работы с продуктами.

Законы гештальта — это простой принцип, который говорит нам, как воспринимаются различные элементы при их сочетании в определенном порядке или порядке и количествах различных аспектов человеческого мышления и человеческого зрения.

Они дают нам советы, как привлечь внимание к важным элементам или как создать впечатление баланса и стабильности.

Вот основные законы гештальта —

Закон подобия

Закон подобия

Когда отдельные объекты кажутся похожими (с точки зрения формы, размера, цвета или любых других конкретных характеристик) друг на друга, мы воспринимаем их как связанные.

Закон продолжения

Закон продолжения

Этот закон объясняет, как наш мозг воспринимает визуальные линии или продолжение элементов. Естественно, человеческий глаз следует за прямой или кривой линией и предпочитает видеть связную и непрерывную фигуру разрозненным и разрозненным.

Закон Закрытия

Закон Закрытия

Когда объект неполный или пространство не полностью закрыто, но мозг часто игнорирует противоречивую информацию и заполняет пробел.

Закон близости

Закон близости

Закон близости указывает на то, что элементы, находящиеся близко друг к другу, обычно воспринимаются как группа или единое целое.

Закон фигуры и фона

Закон фигуры и фона

Этот закон объясняет отношения между объектом и окружающей его областью. От формы, размера, цвета и контраста объекта зависит то, как человеческий глаз отличит объект (фигуру) от окружающей его области (земли).

«Увеличение количества вариантов увеличивает время принятия решения»

Часто пользователи путаются, когда им нужно выбрать один вариант из множества вариантов, и это также занимает дополнительное время.

Закон Хика помогает дизайнерам классифицировать выбор, упростить навигацию и доступный пользовательский интерфейс. Это экономит время и энергию пользователей. А также повысить способность принимать решения.

«В среднем человек может удерживать в своей рабочей памяти 7 (+/- 2) элементов»

Просто это говорит нам о том, что пользователи запоминают информацию порциями. Разделение на фрагменты — это процесс группировки информации, связанной с особенностями восприятия.

Это помогает дизайнеру разбивать контент по характеру и сохранять четкую визуальную иерархию с наиболее важной информацией в группе, чтобы пользователь мог легко усваивать информацию и запоминать важные вещи. Это также улучшает способность пользователя понимать.

Взаимодействие между цифровыми продуктами является неотъемлемой частью нашей жизни, и очень важно, чтобы продукты могли понимать поведение человека. Чтобы понять Человеческое познание и применить простой закон дизайна в процессе проектирования, внесите большие и позитивные изменения в Взаимодействие с пользователем .

Призыв к докладам CPRI: Автоматизация и человеческое познание

Запрос документов

Автоматизация и человеческое познание

Новая тематическая серия для

Когнитивные исследования: принципы и последствия (CR:PI)

Крайний срок подачи: 1 октября 2023 г.

 

Гостевые редакторы
Эми С. Макдоннелл, Университет штата Юта, США ([email protected])
Джон Д. Ли, Университет Висконсин-Мэдисон, USA ([email protected] )
Дэвид Л. Стрейер, Университет штата Юта, США ([email protected])

CR:PI Главный редактор
Сара Крим-Регер, Университет штата Юта, США

 

 

 


Специальный выпуск

Наш мир становится все более автоматизированным — от автомобилей и кабин до военного оружия и медицинских технологий. Одной из целей автономии является повышение производительности и безопасности, а также высвобождение времени и когнитивных ресурсов. для людей, чтобы распределить на другие задачи. Например, автоматизированные транспортные средства могут уменьшить количество дорожно-транспортных происшествий, вызванных потерей внимания или когнитивной перегрузкой, а автоматизация в кабине позволяет пилотам сосредоточиться лишь на малой части. из многих задач, которые они должны выполнить, сохраняя при этом сотни людей в безопасности на высоте 30 000 футов над землей. Однако до тех пор, пока мы не достигнем полной автономии, многие обязанности распределяются между человеком и компьютером. Автоматизированная технология в его нынешнем виде подвержен ошибкам, поэтому люди должны продолжать следить за системой, чтобы вмешиваться в непредвиденные ситуации, с которыми компьютер не может справиться. Эта общая роль требует, чтобы люди понимали, доверяли и правильно взаимодействовали.

с автоматизированной системой. Однако данные свидетельствуют о том, что это не всегда так, потому что люди тоже подвержены ошибкам.

В этом специальном выпуске собраны статьи о том, как люди взаимодействуют со все более автоматизированные системы, ориентированные на человеческое познание. Мы приглашаем статьи, в которых исследуются основные когнитивные процессы, лежащие в основе взаимодействия человека с автоматом, включая, помимо прочего, мониторинг поведения, умственную нагрузку, ситуационную осведомленность, принятие решений, бдительность (и снижение бдительности), решение проблем в сложных условиях, прерывания и поведение, связанное с захватом власти. Статьи, исследующие основные психологические принципы, такие как доверие и восприятие, также приветствуются автоматизированные технологии. Кроме того, мы приветствуем теоретические взгляды на новые когнитивные феномены, которые могут появиться в совместных когнитивных системах, состоящих как из человека, так и из элементов автоматизации.

В соответствии с Миссия CR:PI для фундаментальных исследований, вдохновленных использованием, статьи, включенные в этот специальный выпуск, расскажут о том, как наше исследование фундаментальной когнитивной науки влияет на наше понимание взаимодействия человека и автоматизации с приложениями реального мира, например, в области наземного транспорта, авиации, военного дела, медицины, производства, искусственного интеллекта и т. д. Цель состоит в том, чтобы внести свой вклад в эффективный дизайн «ориентированной на человека» автономии. Мы приглашаем Вас внести свой вклад.

Крайний срок/информация о подаче
Прием документов открыт, и документы должны быть поданы до 1 октября 2023 г. Информацию о подаче рукописи можно найти по адресу: http://cognitiveresearchjournal.springeropen.com/submission-guidelines/preparing-your-manuscript

Есть вопросы?
Если у вас есть какие-либо вопросы о том, подходит ли ваша статья для этого специального выпуска, отправьте аннотацию или краткое (< 1 страницы) описание по адресу приглашенные редакторы.

Добавить комментарий