Что такое социализация, и каковы её цели?
- Главное
- Контакты
Sign in
Welcome!Log into your account
Ваше имя пользователя
Ваш пароль
Вы забыли свой пароль?
Password recovery
Восстановите свой пароль
Ваш адрес электронной почты
В данном материале разберёмся, что такое социализация, говоря простыми словами, и каковы её цели.
Что такое социализация?
Социализация – это процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе. Говоря простыми словами, социализация – это процесс адаптации человека к окружающему миру, к жизни в обществе.
После рождения ребёнка его родители начинают заниматься его социализацией, то есть помогают малышу приспособиться к жизни в обществе – объясняют, что такое хорошо, и что такое плохо, как необходимо поступать в той или иной ситуации, как вести себя со сверстниками и со взрослыми и так далее. Со временем у ребёнка появляется своя компания, свои социальная среда, в которой он растёт, и он приспосабливается уже к ней. И далее так происходит в течение всей жизни. Человек, которые не может приспособиться к своей социальной среде становится изгоем.
Социализация – это крайне непростой процесс. Человек за свою жизнь знакомится и со всем человечеством в целом, и с отдельными социальными группами, у которых свои правила цели и установки. Например, общение с коллегами в офисе и с отсидевшими в тюрьме соседями – совершенно разные ситуации. Или, скажем, походы в частную школу и прогулки по дворам, которые полны гопниками, офниками и фанатами АУЕ (движение запрещено в РФ) – это тоже процессы в разных социальных группах.
Цели социализации – сделать так, чтобы человек чувствовал себя комфортно при нахождении в социуме, в той или иной его группе, не был изгоем.
Виды социализации
Виды:
- Первичная социализация. От рождения ребёнка до формирования зрелой личности. Основа закладывается семьёй, далее – детский сад, школа, друзья и сверстники.
- Ресоциализация или вторичная социализация. Замена старых моделей поведения на новые. Происходит в течение всей жизни человека. Вступление в новые социальные группы или переосмысление своих норм социального поведения в текущих.
- Групповая социализация. Социализация, которая проходит внутри определённой социальной группы. Например, если ребёнок больше времени проводит на улице со сверстниками, но эти модели поведения он перенимает активнее и может использовать их и в других социальных группах.
- Гендерная социализация. Социализация, в рамках которой мальчики учатся быть мужчинами, а девочки – женщинами, то есть дети познают основы поведения людей своего пола в тех или иных ситуациях. Для западного мира в наши дни подобный процесс не является актуальным, так как там сейчас в тренде трансгендеры и небинарные люди.
- Организационная социализация. Процесс, при котором человек изучает нормы, правила и навыки работы в организации, в которую он входит.
- Досрочная социализация. По сути, это заблаговременная социализация, «репетиция» будущей социальной роли.
Этапы социализации
Три направления адаптации человека в социуме:
- Физиологическое направление. Человек познаёт окружающее пространство, формирует социальные связи, ищет своё место в обществе, стремится быть похожим на других членов социальной группы.
- Индивидуализация. Человек стремится стать уникальным, то есть не похожим на других членов социальной группы. Он старается выделиться, стать особенным, но делает это в рамках ценностей, принятых в социуме.
- Интеграция. Принятие участниками социума новой личности. Полезные для социума люди могут получить некоторые послабления в нормах и правилах поведения, а также возможность не соответствовать некоторым критериям.
Подводя итоги, можно сказать, что социализация – это многоэтапный процесс адаптации человека в обществе в целом или в той или иной социальной группе. Довольно понятный, но не очень приятный пример – отбывание срока в тюрьме или колонии. Человеку, который совершенно не знаком с соответствующей социальной группой, срочно понадобится социализации или жизнь у него будет очень непростой.
Рекомендации
Рекомендации
Что такое социализация и почему она так важна?
6 минут Акмарал Сапарова
- Ссылка скопирована
Являясь частью определенного общества, каждый из индивидуумов представляет собой уникальную личность со своим набором характеристик и идеологией. Тем не менее каждый из нас подвергается многим факторам в повседневной жизни, которые в дальнейшем создают из всех нас определенную группу людей со специфичной культурой, образом жизни и верой.
Так почему же, несмотря на уникальность каждой персоны, люди подвергаются подобному эффекту? Почему мы становимся частью общества и имеем похожие аспекты жизни с другими людьми?
Энтони Гидденс, английской социолог, написавший большое количество книг на тему общества, объясняет социализацию как процесс вхождения в систему общества и становления его частью. Основным аспектом данного процесса является изучение культуры, законов, веры и стандартов.
Процесс социализации не имеет конца и проходит у людей начиная с рождения и до самой смерти, пока индивидуум имеет связь с другими представителями человеческой расы и не изолирует себя от общества. Важность данного процесса заключается в том, что он считается неотъемлемой частью становления психологии развития у человека, которая также запускается с самого рождения.
Иными словами, социализация не только объясняет, каким образом человек становится частью общества, но и основную причину важности данного процесса.
Разновидности социализацииСоциализация делится на два основных вида, которые происходят в жизни у человека и имеют свои специфичные факторы влияния. Если первичная социализация охватывает детство человека до возраста 10-11 лет, то вторичная продолжает существовать до конца жизни. Вдобавок, каждая из социализации имеет определенные социальные институты, влияющие на психологию человека и его пребывание в обществе.
Первичная социализация характерна для детей до 10-11 лет и основным фактором, или же социальным институтом, является семья. Начиная с рождения, для детей родители или же другие представители семьи являются главным источником изучения культуры, правил, моральных стандартов, гендерных ролей или же человеческого поведения. Именно в данном отрезке времени закладываются основы пребывания в обществе и остаются в дальнейшем, включая и период вторичной социализации.
Что касается вторичной социализации, тут происходит пополнение социальных институтов и, помимо семьи, большую роль играет информация из медиа, группа людей, в которой пребывает индивидуум и присутствие определённой веры. Так как тема общества всегда находится под влиянием историей и культуры, то и важность определенного социального института меняется в зависимости от времени. И если раньше религия играла большую роль в данном процессе, то сейчас, как отмечает социолог Кен Браун в своих книгах, доминирует массмедиа.
Отсутствие социализацииДефицит социализации ведет к приравниванию человеческого поведения к животному. И если детская сказка «Книга Джунглей» Редьярда Киплинга описывает взросление маленького мальчика среди зверей как доброе семейное приключение, то реальная жизнь имеет совсем иное представление по поводу «детей-маугли».
«Феральные дети» или же «дети-маугли» являются одними из самых интригующих объектов для изучения среди социологов и психологов. Дети, выросшие без присутствия людей и окруженные представителями животного мира, будучи имея человеческую оболочку, ведут себя как отдельный вид зверей.
Одним из современных примеров является Оксана Малайя, чья ситуация заинтересовала социологов и психологов из Англии. Девушка, родившаяся в семье алкоголиков, была выброшена на улицу в младенческом возрасте, пока её не нашла стая собак. До шести лет она воспитывалась среди псов, пока её не нашли представители общества. Оксана до сих пор имеет характеристики собак в своем поведении и одно время имела трудности в разговорной речи.
Представители «феральных детей» до сих пор существуют в обществе и доказывают важность общества и социализации в жизни человека.
Уровень жизни | Britannica Money
- Ключевые люди:
- Джозеф Чемберлен Джордж Кэдбери
- Связанные темы:
- эпидемиологический переход общество
Просмотреть весь связанный контент →
уровень жизни , в социальных науках, стремления человека или группы в отношении товаров и услуг. В качестве альтернативы этот термин применяется конкретно к показателю потребления товаров и услуг отдельным лицом или группой, иногда называемому «уровнем жизни» (то, что есть) в отличие от «стандарта» (то, что желательно). И то, и другое включает товары, приобретенные в частном порядке, а также предметы, которые ведут к повышению чувства благополучия, но не находятся под непосредственным контролем человека, например, предоставляемые государством услуги и качество окружающей среды.
Некоторые социологи утверждают, что желаемый уровень жизни человека сильно зависит от моделей потребления его или ее сверстников по уровню доходов. Из-за этого можно ожидать, что уровень жизни человека изменится по мере изменения дохода.
Трудности сопровождают любое сравнение уровня жизни между группами населения или странами. Необходимо соблюдать осторожность, чтобы различать среднее значение некоторого показателя фактического потребления и дисперсию вокруг этого среднего значения. Если, например, среднее значение со временем увеличивается, но в то же время богатые становятся богаче, а бедные — беднее, вывод о том, что группа в целом становится лучше, может быть неверным. Соответственно, может быть трудно сравнивать уровень жизни между странами, которые демонстрируют сильно различающиеся степени дисперсии.
Эти проблемы возникают независимо от того, какие количественные показатели выбраны для измерения уровня жизни. Помимо дохода, полезные показатели могут включать потребление определенных продуктов питания, таких как белок, показатель ожидаемой продолжительности жизни и доступ к основным удобствам, таким как безопасное водоснабжение. Эти индексы, однако, связаны с серьезными проблемами сопоставимости между странами и регионами, особенно потому, что даже самые основные данные, такие как надежные оценки численности населения, могут быть недоступны для некоторых очень бедных стран.
Денежные показатели уровня жизни, как правило, не учитывают важные аспекты жизни (например, питание, ожидаемая продолжительность жизни), которые нельзя купить или продать.
Значение, определения, принципы социализации
Значение социализации
Социализация относится к процессу, посредством которого человек усваивает социальные привычки, убеждения, обычаи, традиции и взгляды во время взаимодействия с другими людьми. Посредством этого действия человек, вдохновленный духом общественного благосостояния, пытается приспособиться к своей семье, соседству и другим социальным классам, чтобы стать лучшим, полезным и ответственным членом общества и всех вышеперечисленных социальных институтов и классы Продолжайте хвалить его.
Определение социализации
Определения социализации следующие:
1. Согласно J.S. Росс , «Социализация — это развитие мы-чувства у окружающих и рост их способности и воли к совместным действиям».
2. Согласно Havighurst и Newgarton , «Социализация — это процесс, посредством которого дети узнают обычаи своего общества и делают эти обычаи частью своей личности».
3. Согласно Bogardus , «Социализация — это процесс, посредством которого люди учатся вести себя надежно вместе во имя человеческого благополучия и при этом испытывают социальный самоконтроль, социальную ответственность и сбалансированную ответственность».
Процесс социализации
Процесс социализации ребенка начинается с первых дней после рождения, процесс социализации ребенка начинается в семье. делает. Таким образом, подражая, ребенок вольно или невольно начинает играть роль других членов семьи. Именно на основе подражания он усваивает роли родителей, братьев и сестер и т. д. Постепенно его поведение становится устойчивым. Постепенно ребенок начинает понимать разницу между собой и отцом и между собой и матерью, что он сам? Таким образом происходит саморазвитие, которое является важнейшим элементом социализации.
Элементы социализации
Социологи очень внимательно изучили процесс социализации. По его словам, процесс социализации состоит из четырех элементов —
(1). Биологическая характеристика человека:- Человек имеет свою биологическую характеристику; Он рождается с некоторыми основными инстинктами, эмоциями, общими врожденными тенденциями, чувствами и мозгом. На их основе происходит его социализация. Без них мы не можем его социализировать.
(2). Социальные взаимодействия:- Вторым важным элементом социализации человека является социальное взаимодействие. Если человек не вступит в контакт с другими людьми и между ними не будет взаимодействия, он не сможет выучить ни язык общества, ни методы поведения. Изучая их, он из биологического старика становится социальным животным.
(3). Определенные результаты социальных взаимодействий:- Для социализации также необходимо, чтобы взаимодействия между человеком-человеком или человеком-обществом имели определенные результаты; Социальному поведению бессмысленных взаимодействий нельзя научиться.
(4). Принятие-отвержение последствий:- Где есть действие, будут и последствия, живя среди воров, ребенок может научиться воровать, но когда он узнает, что этот поступок не принимается обществом и тем самым он не может приспособиться в обществе. Он не примет эту задачу. Социализация осуществляется путем изучения поведения, принятого обществом, и выполнения соответствующего поведения.
Фактор социализации
1. Воспитание:- Воспитание играет важную роль в социализации ребенка. Ранние годы В зависимости от того, в какую среду попадает ребенок, в нем развиваются эмоции и чувства. Ребенок совершает асоциальное поведение только тогда, когда он не может приспособиться к обществу.
2. Сочувствие:- Сочувствие также оказывает глубокое влияние на социализацию ребенка. Причина этого в том, что благодаря эмпатии у ребенка развивается чувство принадлежности. В результате чего они учатся различать друг друга. Он начинает любить человека, чье поведение вызывает у него сочувствие.
3. Социальное обучение:- Социальное обучение начинается в семье, где ребенок получает образование от родителей, братьев, сестер и других членов посредством питания, образа жизни и т. д.
4. Поощрения и наказания:- Когда ребенок ведет себя в соответствии с идеалами и верованиями общества, люди хвалят его и вознаграждают за эту работу. С другой стороны, когда ребенок ведет себя в каком-либо асоциальном поведении, то дается наказание, благодаря которому он больше не будет вести себя так из-за страха.
5. Наследование:- Ребенок имеет некоторые генетические свойства, полученные по наследству. Например, мотивы, эмоции, инстинктивные действия и способности и т. д. Помимо этого, наследственность также играет большую роль в таких их качествах, как подражание и эмпатия. Все эти элементы отвечают за социализацию ребенка.
6. Семья:- Социализация ребенка начинается с семьи. Ребенок остается в контакте с людьми для своей семьи, затем учится у них. Он начинает подражать жизни, разговорам-мыслям и т. д. членов семьи. Таким образом, семья играет важную роль в социализации ребенка.
Роль учителя в процессе социализации
Учитель играет очень важную роль в социализации ребенка. Следовательно, чтобы усилить и расширить этот процесс, учитель должен иметь в виду следующее-
1. Сотрудничество родителей и учителей:- Первая задача учителя — установить тесный контакт с родителями ребенка. и от них старайтесь узнать об интересах, способностях и наклонностях ребенка, а затем старайтесь предоставить подходящие условия для максимального развития этого. ребенка естественным путем.
2. Передача культуры:- Учитель должен стараться передать детям культурное наследие в виде обычаев, традиций, идеалов, ценностей и моделей поведения очень незаметным, но эффективным способом. Такая передача культурных ценностей эффективно приведет к желаемой социализации детей.
3. Социальные идеалы:- Учитель должен стараться преподносить детям социальные идеалы везде — в классах, на игровых площадках, во время культурных и социальных мероприятий, во всех учебных мероприятиях и разнообразных программах. Идентификация с этими социальными идеалами постепенно приведет к социализации.
4. Школьные традиции:- Школьные традиции оказывают сильное влияние на процесс социализации. Следовательно, учитель должен внушать детям веру и уважение к этим традициям, побуждая их следовать им в своем поведении и других видах деятельности.
5. Поощрение групповой работы:- Учитель должен разрабатывать и запускать проекты, в которых дети работают совместно в группах при взаимном сотрудничестве, симпатии и сочувствии. Все больше и больше групповых занятий будут развивать все больше и больше социальных качеств, которые в конечном итоге приведут к социализации.
6. Развитие межкультурного чувства:- Дети, принадлежащие к разным семьям, исповедующим разные культуры, свободно общаются в школе. Учитель должен стараться развивать у детей межкультурное чувство, чтобы они научились уважать свою культуру наряду с другими культурами.
Элементы, препятствующие социализации ребенка
По мнению мыслителей, элементы, препятствующие социализации детей, следующие-
- Культурные условия:- , такие как предубеждения, связанные с кастой, религией, классом и т. д.
- Обстоятельства детства:- Такие как отсутствие родительской любви, постоянные разногласия между родителями, овдовевшая мать, пристрастность, одиночество и несправедливое наказание и т.д.
- Непосредственные обстоятельства:- , такие как разочарование, унижение, нарушение практики, резкость, насмешки и ревность к братьям и сестрам, друзьям, соседям и т. д.
- Другие условия:- такие как физическая неполноценность, бедность, неудачи, отсутствие образования, неуверенность в себе и отсутствие самостоятельности и т. д.
Факторы, ведущие к социализации ребенка
На момент рождения человеческий ребенок не больше, чем просто животное. По мере того, как он постепенно вступает в контакт с другими детьми и все больше и больше участвует в совместной общественной деятельности и опыте, он усваивает социальные идеи, социальные установки и социальные привычки. Этот процесс социализации является непрерывным процессом и продолжается на протяжении всей жизни. Теперь мы обсуждаем важные факторы, ведущие к социализации ребенка, в следующих строках:0015
(2) Район:- Соседство тоже как большая и большая семья. Тот же процесс взаимодействия в рядах семьи продолжается и у лиц, живущих вместе как соседи. Дети, живущие в одной местности, взаимодействуют между собой и усваивают нормы поведения, привычки к жизни и отношения к сотрудничеству для решения своих насущных простых повседневных проблем. В этом смысле, если соседство здоровое и благоприятное, социализация будет желательна.
(3) Школа:- После семьи и соседства школа является местом, где происходит социализация ребенка. В школе дети, принадлежащие к разным семьям, вместе читают, взаимодействуют по разным схемам и впитывают различные традиции общества. Кроме того, их участие в воспитательных и социальных функциях школы также прививает детям социальные качества, установки, привычки и модели поведения, что способствует их социализации.
(4) Игры и спорт: — Каждый ребенок любит играть. Мы видим, что взаимодействие в играх и спорте более эффективно, чем организованное обучение в классе. Другими словами, во время игры у детей развиваются различные социальные качества, а именно сочувствие, сотрудничество, чувство товарищества, бескорыстное служение, жертвенность, командный дух и многие другие социально желательные ценности, делающие их социализацию более эффективной и целенаправленной.
(5) Скаутинг и сопровождение девушек:- Скаутинг и сопровождение девушек также ведут к эффективной социализации. Девиз этих организаций – служение обществу и служение себе. Они мотивируют и вдохновляют детей запускать и реализовывать проекты и программы социальных услуг посредством совместных усилий, жертвовать сочувствием, сочувствием, бескорыстным служением другим и многими другими человеческими качествами, столь необходимыми для эффективной социализации.
(6) Каста:- Основной целью касты является социализация ребенка. Можно отметить, что каждая каста имеет свои специфические обычаи, традиции, достижения, культурные ценности и идеалы жизни, отличные от других.