Самобичевание в психологии, что это значит
Содержание
Понятие самобичевания зародилось в раннем христианстве, когда грешнику необходимо было терзать свою плоть для очищения души. Сегодня это понятие иначе называется самоедством и воспринимается в качестве психологического саморазрушения личности. Это даже не привычка, а скорее пагубное пристрастие, которому подвержены люди, часто испытывающие на себе груз вины.
Даже когда приходит понимание того, что подобные действия имеют пагубные последствия, страдалец не может положить конец душевным терзаниям. Подверженные люди находят десятки причин для новых обвинений в свой адрес и продолжают испытывать разрушающие угрызения совести.
Научное обоснование самобичевания
Самобичеванием называют психологические программы, заложенные в сознании, они имеют прямое направление на разрушение личности страдающего, а в сложных градациях даже заканчиваются нанесением телесных повреждений. Другими словами, это открытая форма психологического насилия над самим собой.
Подобное пагубное пристрастие обладает способностью запускать скрытый механизм саморазрушения в человеческом организме. Что может привести к серьезным заболеваниям, таким как инфаркт или злокачественные опухоли, для которых не было очевидных предпосылок.
В чем заключаются психологические причины болезней и можно ли предотвратить недуг.
Психологические причины формирования пагубной привычки
Эту форму расстройства правильней назвать пагубным пристрастием, ведь самостоятельно, без психолога, избавиться от подобного влияния практически невозможно. Тем более что люди, подверженные саморазрушению, не считают такие действия постыдными, а думают, что занимаются справедливой самокритикой. Однако существует несколько основательных причин, которые способны доводить людей до указанного состояния.
Отсутствие к себе позитивного отношения
Некоторые люди получают воспитание, осуждающее проявление любви к своей персоне или собственному телу. Это накладывает тяжкий отпечаток на подсознание, формируя психологическое расстройство с малых лет.
Когда такой человек достигает зрелого возраста и его жизненная позиция формируется окончательно, то запущенный механизм самобичевания остановить можно только в результате длительного лечения. Эти люди, как правило, совсем не бывают счастливыми, они переживают каскады депрессивных состояний, всякий раз отрезая себе путь к избавлению.
Не способность поверить в собственное психологическое отклонение
Первый шаг на пути искоренения своих недостатков — это признание их существования. Однако некоторые люди не проявляют стремления к борьбе со своими пороками, а используют полученные знания для бесконечного самоосуждения и самобичевания. При этом не существует правил, запрещающих строить обвинения в свой адрес. А значит люди, занимающиеся самоедством, чаще всего, убеждены в своей правоте.
Отсутствие прощения к самому себе
Так или иначе, все люди совершают ошибки, о которых после сожалеют. Но время лечит, и память отпускает плохое, сохраняя хорошее, при этом каждый совершает попытки все исправить по мере возможностей. Люди, подверженные самобичеванию, часто живут прошлым, продолжая наказывать себя в настоящем, за промахи, о которых все давно забыли. Такое поведение создает почву для совершения новых ошибок, которые после караются с удвоенной жестокостью.
Различные формы самобичевания
Чаще всего люди, подверженные указанному расстройству, мало выделяются из общей массы. Они живут обычной ничем не примечательной жизнью и потихоньку себя терзают, оставаясь в одиночестве. Однако это состояние может получить развитие и перейти в более тяжелые градации.
Мягкая степень самобичевания
В этом случае люди предпочитают отпускать сантименты в собственный адрес, находясь на людях. Это делается, в основном, с целью пробудить жалость в окружающих и получить порцию сочувствия. Такую тактику часто используют люди с низким уровнем ответственности для того, чтобы избежать возможных обвинений.
Жесткая форма самобичевания
Такие люди напротив слишком серьезно воспринимают груз ответственности и готовы устроить себе психологическую экзекуцию даже из-за мельчайшего промаха. Прилюдно подобные проявления никто не демонстрирует, но в душе подверженные люди часто проходят через стрессовые состояния.
Невротическое состояние
Другими словами, это самая настоящая паранойя. Находясь в этом состоянии, люди терзают себя беспрестанно, и если текущая причина утратила актуальность, то возникает потребность срочно обнаружить новую.
Как перестать заниматься самобичеванием: действенные методы.
Итог
Самым вероятным финалом для людей, подверженных самобичеванию станут неврозы или даже психозы. При этом жизнь неуклонно продолжает движение под откос, без шансов на счастливый финал. Для многих людей самоедство становится лишь отправной точкой на пути, который приводит к боле тяжелым пристрастиям, таким как алкоголизм или наркомания. Если человек не может помочь себе сам, о нем должны позаботиться близкие. Ведь чем раньше за дело возьмутся специалисты, тем больше шансов на положительный исход.
что это такое и как избавиться
Ругаете себя за промахи?
Привыкли соответствовать определенным стандартам, считаете, что всегда и во всем нужно быть «идеальным», что недостатки это плохо и ошибаться непозволительно, ругаете себя за малейший промах? Узнали себя? Это разрушительное занятие называется самобичеванием и оно опасно не только для психического, но и физического здоровья. Неспособность прощать себя за малейшие ошибки, неумение принять свое несовершенство и постоянные попытки в чем-то себя упрекнуть это верный путь к неврозам, депрессиям и даже психозам. Дело в том, что человек занимающий самобичеванием испытывает бурю эмоций, среди которых гнев, страх, тревога, ненависть, боль. И со временем они только усиливаются.
Причины самобичевания, как и многих других психологических проблем, стоит искать в детстве. Чаще всего взрослый занимающийся самокопанием вырастает из ребенка, который не получил от родителей достаточное количество ласки, тепла и заботы. Также это дети, из которых близкие старались вырастить «хорошего человека» и при этом постоянно критиковали или даже били за плохие поступки.
Еще одной причиной самобичевания является низкая самооценка. Занимаясь самокопанием он, как правило, обязательно находит ситуации, за которые может себя поругать. В итоге и без того невысокая самооценка в какой-то момент просто обрушивается. В результате человек может впасть в глубокую депрессию, потерять смысл жизни.
Человека, занимающегося самобичеванием, отличает в первую очередь негативный настрой по отношению к себе, он обвиняет себя во всем происходящим вокруг. От него можно услышать такие фразы, как «Я неудачник, так мне и надо». Он склонен сравнивать себя с другими, испытывает постоянную жалось к себе, имеет желание изменить жизнь, но ничего для этого не делает.
Чтобы перестать заниматься самокопанием, в первую очередь нужно признаться самому себе, что вы изводите себя самобичеванием и принять этот факт.
Важно обращаться к своему позитивному опыту. Учитывайте все свои достижения, пусть они и будут казаться вам маленькими и незначительными. Когда за плечами есть позитивный опыт достижений, это помогает поднять самооценку, почувствовать себя увереннее и уйти от самобичевания.
Полностью перестать себя критиковать не получится, говорят психологи, но добавляют, что критика должна быть здоровой и продуктивной. Это поможет проанализировать свои ошибки, научиться контролировать свои эмоции и увереннее двигаться дальше.
Психологи рекомендуют тем, кто занимается самокопанием, посмотреть на мир другой стороны. Спросите у себя, так ли все плохо на самом деле, как вам представляется.
Также специалисты советуют научиться разговаривать с собой. Ведь самобичевание – это тоже диалог с собой, только негативно окрашенный. А стоит направлять мышление в позитивное русло. Вместо упреков в свой адрес, говорите себе, что все хорошо, а будет еще лучше. Настраивайтесь на благоприятный исход событий.
Еще один совет касается поиска наставника. Пусть это будет человек, которому вы доверяете и который будет обращать ваше внимание на ваши достижения. Это очень положительно влияет на самооценку.
Не позволяйте приступу самокопания захватить вас. Если в какой-то ситуации вы понимаете, что ошиблись, отчитайте себя и сделайте выводы, но больше к ситуации не возвращайтесь. Старайтесь контролировать эмоции. Возьмите паузу, подумайте, а потом сделайте. Простите себе свое несовершенство и свои ошибки.
Хвалите себя за положительные результаты. Принимайте себя такими, какие вы есть. Цените себя и не сравнивайте с другими людьми, будьте уверенны в своей индивидуальности.
Ограничьте общение с теми, кто постоянно жалуется и ворчит. Окружите себя оптимистами и успешными люди.
И не застревайте в прошлом. Планируйте будущее, не зацикливайтесь на том, что уже произошло.
Читайте также: Как научиться доверять миру?
Самообвинение: максимальное эмоциональное насилие
Самообвинение — одна из самых токсичных форм эмоционального насилия. Оно усиливает наши кажущиеся недостатки, реальные или воображаемые, и парализует нас еще до того, как мы успеваем начать двигаться вперед.
Обычно мы много слышим о любящей доброте в религиозных традициях, таких как христианство, ислам и иудаизм, а также в духовных и парадуховных сообществах. Хотя нам обычно советуют проявлять любящую доброту к другим, нам часто не удается сначала проявить ее к себе; это часто приходит в форме самобичевания.
Вы сами, как и любой другой человек во всей вселенной, заслуживаете любви и привязанности. –Buddha
Одним из факторов, в значительной степени способствующих нашей системе самобичевания, является неспособность признать собственную человечность. Мы, с одной стороны, совершенные существа. С другой стороны, мы очень похожи на человеческих существ — совершенных в духе, но не настолько совершенных в нашей человечности. Тем не менее, вместо того, чтобы занять место или признать этот неизменный обоюдоострый аспект человеческого существования, мы часто живем в иллюзии нашего перфекционизма или, по крайней мере, нашей потребности быть правыми.
Когда либо мы, либо мир, который мы создаем вокруг себя, не соответствует этому иллюзорному идеалу, мы часто склонны брать на себя вину и ответственность, которые не принадлежат нам. Наша неспособность распознать баланс ответственности в той или иной ситуации приводит нас в ловушку неправильного распределения этой ответственности, что может быстро перерасти в самообвинение.
Необходимость быть правым — чтобы избежать обвинений или ответственности за то, что вещи могут пойти под откос — может парализовать. Это может помешать нам начать новые проекты или, наоборот, удержать нас в нашей иногда слишком комфортной зоне комфорта, не давая нам не только двигаться вперед, но, в некоторых случаях, и действительно развиваться.
Во-вторых, вина приводит к стыду, а в контексте самообвинения это означает самоуничижение. Взятие на себя чужой ответственности может не только парализовать нас, но и увлечь в инерцию самообесценивания. Если мы не совершенны, мы должны быть чем-то другим: чем-то меньшим. Вопрос меньше чего? Почему, менее совершенным. Чего ждать?
Ключ к принятию себя — краеугольный камень в системе становления человека в целом — это признание того, что мы совершенны такими, какие мы есть, и что совершенство поразительно несовершенно. На самом деле, это беспорядок — абсолютно прекрасная катастрофа. Это, ну, по-человечески.
Когда мы приходим к точке самореализации, которая позволяет нам позволить себе, тогда это славное несовершенство больше не препятствие, а возможность. Это топливо для костра, который горит так ярко, что ослепляет. Нам нужно только открыть на это глаза — и наши сердца.
Мы не идеальны. Мы не собираемся делать это правильно каждый раз. Если мы входим в каждую ситуацию, отношения и момент с этой точки зрения, а не пытаемся вставить противоположное, мы создаем возможность для обучения, самоанализа, самопознания и, в конечном счете, личной эволюции. Если мы соблюдаем нашу потребность быть правым, эти возможности ускользают от нас, и мы застреваем, тратя всю свою энергию, пытаясь укрепить стены замка, в то время как они рушатся вокруг нас.
Первый шаг к освобождению от самообвинения — осознание ответственности. Другими словами, кому что принадлежит и где находится наша личная собственность? Если мы проявили должную осмотрительность, если мы вошли в момент честно и достоверно, тогда, если что-то пойдет не так, будет ясно, сколько из этого принадлежит нам.
Следующий шаг — взять на себя эту ответственность. Взять на себя ответственность — это не то же самое, что взять на себя вину. Идея вины предполагает наличие какой-то подразумеваемой неправильности — жалкий негатив. Взять на себя ответственность означает признать свою роль в том, что неправильно. Эта несправедливость — не отвратительный негатив, а обстоятельство, которое мы создали в силу нашего действия или бездействия.
Снятие вины без снятия ответственности делает нас ответственными перед собой и окружающим миром, не подвергая нас стыду и обесцениванию. Вместо того, чтобы быть правыми, мы ошибаемся, но наилучшим образом; с достоинством, подлинностью и чувством собственности, которое далеко от самоуничижения.
© Michael J. Formica, 2013 г., все права защищены.
Свяжитесь с Майклом, чтобы получить консультацию, коучинг по руководству или мотивации или общую консультацию на местном или национальном уровне по телефону/интернету. Получайте оповещения по электронной почте о просветленной жизни и подписывайтесь на веб-сайт Майкла, чтобы быть в курсе новостей и обновлений.
Почему мы виним себя и как избавиться от этого
«Я недостаточно умен».Он глубоко вздохнул, словно собираясь признаться в преступлении. Он решил, что пришло время «раскрыться». Его плечи поникли, отягощенные годами внутренних раздоров и самобичевания, когда он извиняющимся тоном раскрыл это мучительное убеждение. Мы сидели друг напротив друга, и между нами был только его стол и его правда, в офисе радикально успешной компании, которую он основал всего четыре года назад. Серьезность этого заявления была ощутима для нас обоих.
— Пожалуйста, только никому не говори, — попросил он. Полагая, что его самопровозглашенная «неумелость» была причиной недавнего убытка в бизнесе.
Мне было бы легко описать, как умнейшие люди обычно продают себя подешевле. И что это мудрое различение и гораздо более впечатляющее — признать личные ограничения вместо того, чтобы демонстрировать иллюзорное превосходство. Вы знаете, тип «гениального придурка». Или, возможно, что умные люди более терпимы к двусмысленности, что является обязательным навыком для успеха в качестве лидера.
Однако, поскольку я имел честь десятилетиями находиться на руководящих должностях в качестве стратегического бизнес-консультанта, тренера руководителей и факелоносца их благополучия, я могу быстро распознать властную хватку самообвинения. Одна вещь, которую я усвоил, заключается в том, что никто другой не может освободить это сжатие для нас. И, что еще более важно, просто невозможно осуждать или обвинять себя в улучшении.
Самообвинение как средство контроляСамообвинение — бесполезный механизм контроля. Мы не можем винить себя. Каждый день мы постоянно подвергаемся воздействию условий, не зависящих от нас. Поведенческое самообвинение — это неадекватная попытка удовлетворить подлинную, примитивную потребность в выживании и психологической безопасности.
В случае с моим клиентом его инвесторы жестко обрушились на него за приобретение, которое недавно провалилось. Он ничего не мог сделать, чтобы спасти его. Вместо того, чтобы смотреть на это с этой точки зрения, принимая обстоятельства, не зависящие от него, он воспринял потерю как прямой удар по своей многолетней битве с самооценкой и средним интеллектом.
Что-то не так или чего-то не хватаетКогда мы получаем прямой удар и начинаем обвинять себя, мы теряем связь с реальностью и впадаем в состояние ложных умственных конструкций и историй. Отсюда мы часто твердо верим, что что-то не так или чего-то не хватает, когда что-то идет не так, как планировалось.
Это состояние сжатия приводит нас к попытке испытать что-то большее . Поэтому мы ввергаем себя в бесконечное безумие, чувствуя, что должны делать что-то отличное от того, что содержит настоящий момент. Это звучит знакомо?
Пытаясь восстановить контроль, мы отчаянно пытаемся привести окружающую среду в соответствие с нашими желаниями (первичный контроль), при этом согласовывая себя с внешней средой (вторичный контроль). Наши намерения хорошие. Мы хотим ограничить будущую вероятность негативного исхода для себя и окружающих. Однако мы действуем из неполноценного «я». С этого места мы не можем доверять другим, и мы не можем доверять себе. Войдите в деструктивную петлю самообвинения.
Наука утверждает, что самобичевание — это не ваша винаНаша лимбическая система, часть мозга, участвующая в поведенческих и эмоциональных реакциях, связанных с выживанием, приучила нас к состоянию повышенной бдительности. Такие убеждения, как «я недостаточно умен, я не в безопасности, я недостоин и я не достоин любви», глубоко укоренились в нашей нервной системе.
Когда мы нервничаем, как это часто бывает, эти истории появляются и увековечивают наш жизненный опыт. Поскольку мы созданы нашей эволюционной структурой для выживания, наша лимбическая система становится очень реактивной, когда мы верим, что существует даже малейший дефицит или угроза.
Как будто чувство неполноценности недостаточно сложно, нам не нравится наша незащищенность; нам не нравится наша боль; нам не нравится наш гнев. Итак, во второй попытке контролировать и защитить эго выносит приговор, вмешивается и говорит: «Со мной (и, возможно, с вами) что-то не так». Часто это осуждение называют второй стрелой. Лимбическая система снова зацикливается, еще сильнее защищая нашу потребность в самосохранении. Вместе с эго мы теперь говорим себе, что мы собственные чувства. В случае с моим клиентом эта петля укрепила хватку его негативных мыслей и еще глубже внедрила историю в его мысленный сценарий как неопровержимую истину.
«Я недостаточно умен» рождается.
Сочетание эмоционального выгорания и самобичеванияДля большинства из нас слишком высоки социальные и собственные стандарты. Показатели выгорания во всем мире достигли уровня пандемии. Мы сталкиваемся с ежедневным хроническим давлением и осуждением, которые только усугубляются чувством недостойности. С точки зрения нашей эволюции многие эксперты утверждают, что мы остановились в развитии. Пока эти мысли повторяются, и мы идентифицируем их как нашу правду, стыд и самообвинение являются механизмом контроля. Это суждение затмевает нашу способность смотреть на свою жизнь на макроуровне, и нас одолевает самообвинение.
К счастью, это не конец истории эволюции. Встроенная в нашу нервную систему, мы можем взломать лимбическую петлю, ослабив хватку вины и изменив свою личность. Иногда нам нужна поддержка доверенных идейных партнеров, чтобы провести нас через этот процесс. Это требует самоотверженности и бдительности, но инвестиции окупаются во всех сферах нашей жизни.
Итак, с чего начать?
Взлом нашей системы, чтобы избавиться от самобичеванияВо-первых, важно отметить, что мы подписывались не для того, чтобы постоянно обвинять себя. Часто возникает сопоставление, когда мы говорим: «О, это знакомая история», идентифицируя циклические мысли и саморазрушительные убеждения. Даже когда мы осознаем эту обусловленность, мы продолжаем повторять паттерны, вызывая хроническую вину. Мы не можем принимать это на свой счет, но можем изолировать сюжетные линии для расследования, что приведет к тектоническому сдвигу.
Ключ в том, чтобы узнать историю в режиме реального времени до того, как появится обвинение. Пролейте на это свет с любопытством, а не с осуждением. Сделайте паузу и переформулируйте убеждение.
Следующее упражнение, вдохновленное психологом и учителем внимательности Тарой Брач, помогает ослабить хватку самообвинения:
- Определите ситуацию сегодня, когда вы почувствовали, как вас сковывает самообвинение.
- Какие истории я рассказываю себе?
- Как я отношусь к происходящему?
- Как я отношусь к себе?
- Где я резок и осуждаю?
- Где я нетерпелив и унижен?
- Что я чувствую при этом?
- Пусть все будет как есть. Воздержитесь от критики за возникающие мысли и чувства. Оставайтесь с ними и исследуйте то, что приходит для вас. Старайтесь держаться подальше от режима решения проблем. Мы должны быть в состоянии чувствовать то, что находится внизу, чтобы решить это.
- Свяжитесь со страхом, виной, чувством собственной неполноценности и обратите внимание, где вы больше всего это чувствуете в своем теле. Может быть сжатие или сжатие в плечах, горле, сердце или области кишечника. Вы можете испытать ощущение пустоты или чувство опускания. Убедитесь сами.
- Решите, как вы хотите быть с этим местом боли? Вместо того, чтобы пустить вторую стрелу, можете ли вы позволить себе проявить сострадание к ней и к себе? Что этому месту нужно от тебя?
Большинство лучших исполнителей живут ради достижения — какой волнующий способ испытать жизнь. О чем мы не говорим, так это о том, что внешние ожидания от нас экспоненциально возрастают с каждым успехом. Затем мы чувствуем давление, чтобы ехать сильнее, чтобы попасть в приподнятую планку, что является формулой для трех вещей: недостойности, одиночества и хронического самообвинения.
Почему мы так заняты тем, что цепляемся за свои недостатки и чувство никчемности? Во-первых, мы боимся неудачи. Однако мы знаем, что не можем осуждать или обвинять себя в улучшении. В более широком смысле мы переживаем условные звуковые байты (мысли), которые принимаем за нашу истину.
Ограничивающие истории кажутся хорошо знакомыми, усиливая воспринимаемый барьер защиты. На самом деле единственное, от чего мы укрываемся, — это блестящее существование, на которое мы надеемся и на которое способны.
После многих раундов честного расследования мой клиент смог взрастить ограничивающую историю, которой он обременял себя на протяжении десятилетий, и назвать ее тем, чем она была: вымышленной.