Человек, в котором живет солнце » Официальный сайт городского округа Архангельской области «Мирный»
В жизни нас окружает множество людей: коллеги, родственники, друзья, приятели, знакомые… Каждый из них оставляет о себе память, эмоции, впечатление… Но есть на земле люди, каждая встреча с которыми дарит особые эмоции, наполняет сердце особой теплотой. В нашем городе есть человек, имя которого известно многим жителям. Это Мантрова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по УВР МКОУ СОШ №4, Почётный работник образования. Именно об этом замечательном человеке хочется рассказать, потому что 22 октября Татьяна Николаевна отмечает свой 55-летний юбилей.
Родом – северянка.
По натуре – романтик.
По призванию – учитель.
Эти три важнейшие составляющие определяют ее личность По призванию – учитель. Эта, пожалуй, главная. 33 года отдано любимому делу. Татьяну Николаевну отличают широкая эрудиция, глубокое знание предмета, мастерское владение методикой обучения и воспитания. Она хорошо знакома со всеми инновациями в сфере образования и умело и грамотно применяет их в своей работе. Мантрова Т.Н. очень активный, деятельный человек, который стремится к совершенству во всем. Она ежегодно готовит учащихся к участию в городских конкурсах исследовательских работ «Моя Малая Родина», «Юность Поморья», «Гений Севера». Её ученики представляют свои работы и на региональных конкурсах, таких как «Малые Иоанновские чтения», «Отечество», и на Всероссийском, например «ЮНЭКО». Победы учащихся в этих конкурсах — заслуга Учителя. Татьяна Николаевна принимает активное участие в педагогических семинарах, конференциях муниципального уровня: «Городская ярмарка педагогических проектов», «Региональный компонент в образовании», «Городской конкурс методических разработок и стендовых докладов по духовно-нравственному воспитанию», регионального уровня: областной конкурс методических разработок «Неиссякаемый родник» , «За нравственный подвиг учителя», Всероссийкой конференции по организации исследовательской деятельности в Ярославле, конференции по подготовке к ГИА и ЕГЭ в Северодвинске, её опыт работы обобщен на Всероссийском слёте учителей в Сочи.
Мантрова Т. Н. очень творческий педагог, который своим отношением к работе являет истинный образец учителя. Ее компетентность, эрудиция, постоянное стремление к совершенству, оптимизм и трудолюбие восхищают коллег. «Я знаю Татьяну Николаевну со студенческой скамьи. Какая она? Очень ответственная, общительная, рассудительная, принципиальная, требовательная, весёлая, проникновенно читает стихи, прекрасно поёт, с ней всегда интересно…» — делится своим мнением о юбилярше Пахова Н.П., учитель МКОУ СОШ №12.
Родом-северянка. Это ещё одна составляющая её личности. Важным направлением своей работы считает Татьяна Николаевна воспитание и обучение учащихся на основе духовных традиций Русского Севера. С успехом вот уже много лет ведет факультативный курс «Основы православной культуры». Результат этой работы очевиден: ученики Татьяны Николаевны признаны победителями 6-х Иоанновских чтений (2007 год), а педагог стал Дипломантом конкурса методических материалов православной направленности «Неиссякаемый родник» (2008 год). В 2010 году она награждена Золотым знаком отличия «ЮНЭКО», её имя занесено в книгу «Лучшие люди России», в 2012 году Татьяна Николаевна стала победителем нацпроекта ПНПО «Образование», а в 2013 отмечена городским знаком «За заслуги».
Настоящий учитель всегда в творческом поиске, учится вместе со своими воспитанниками. Одной из первых в школе освоила Татьяна Николаевна проектную технологию преподавания. Её ученики с огромным желанием и радостью работают над заданиями, ими созданы проекты по темам: «Святыни Русского Севера», «Северные народные промыслы», «Помни имя своё», «История нашего храма».Уроки этого Учителя — всегда открытие для учеников. Расставаясь с ней, ученики говорят слова признательности: «Татьяна Николаевна! Я Вас очень люблю! За все время, что я нахожусь в школе, Вы стали для меня второй мамой! Оставайтесь всегда такой же доброй и справедливой! Я буду очень по Вам скучать! Желаю Вам отличного здоровья и безграничного счастья. Пусть в Вашей жизни будет побольше светлых и радостных дней! Не забывайте наш 11 «В» класс! Мы все Вас очень сильно любим! Огромное спасибо Вам за все!» (Ольга Боярчук, выпуск 2007года).
«Дорогая Татьяна Николаевна! Вы, как утренняя звезда, освещали нам дорогу в жизнь, давая советы и воспитывая в нас самое лучшее, самое доброе. Мы никогда не забудем Вас! Оставаясь навечно в наших сердцах, Вы будете связью с нашим непринужденным детством. Много или мало лет пройдет, лично у меня Вы будете моим самым любимым, самым лучшим учителем и классным руководителем в моей жизни!» (Курюкин Иван 11 «В», выпуск 2007 года).
Разъехавшись по городам, ученики Татьяны Николаевны и их родители по-прежнему любят и помнят её, поздравляют с праздниками, приглашают в гости. Я уверена, что след, оставленный в их душах, всегда будет ярким и тёплым.
А вот что говорят о ней её нынешние ученики: «Идеальный учитель — это тот, который действительно способен чему-то научить, оставить память о своём предмете на долгие годы. Я думаю, что учитель –это призвание, а педагог — это профессия. Русскому языку и литературе меня учит Татьяна Николаевна Мантрова. Она легко может добиться идеальной дисциплины на уроке. А всё потому, что её уроки проходят интересно и увлекательно. Татьяна Николаевна прекрасно знает свой предмет. Она не забывает о лёгком юморе, который не вызовет вульгарный смех, а даст лишь повод немного расслабиться. Татьяна Николаевна никогда не навязывает ученикам своё мнение, напротив, даёт возможность делать выводы самостоятельно, не ругает за допущенные учеником ошибки, а пытается объяснить и помочь» ( Баканова А., 11 «Б» класс)
По натуре-романтик. И это правильно! Расчётливый и циничный человек живёт тусклой и неинтересной жизнью. О Татьяне Николаевне такого не скажешь. Её азарту, трудолюбию, активности можно только по-доброму позавидовать. А ещё этот замечательный учитель пишет стихи, тёплые, нежные, лирические. О себе она говорит:
Я бываю разной:
Смешной, отчаянной, отважной…
…Люблю детей, друзей, работу,
Мужскую нежность и заботу.
Люблю осенний дождь и ветер,
Сметающий всё на свете.
И тихий шепот листопада,
И звездопад – мне всё в награду.
«Стихи окружают всю её жизнь» — так названа была заметка Е.Колесниковой в газете «Вестник космодрома». И это действительно так: с раннего возраста Татьяна Николаевна смотрит на окружающий мир глазами поэта. В её стихах — её жизнь, в них есть радость и любовь, слёзы и разочарования, надежды и мечты. Она говорит: «Стихи для меня – это друг, который всегда поддержит, это моя терапия, это возможность самовыразиться».
Очень часто в ее стихотворениях появляется тема осени. «Наверное, это потому, что я люблю осень, мой день рождения в октябре и осенняя погода мне очень нравится», — объясняет Татьяна Николаевна.
Песня дождя
Мне музыка эта близка и знакома,
А танец дождя растрогал до слез,
Кажется, будто снова я дома,
Среди тишины белоствольных берез,
Слышу, как ветер слагает сонеты,
Ласково листья в ответ шелестят.
Юность далёкая с поздним рассветом
В сердце и душу мою глядят…
Капли танцуют…
В их плавном движении
Кроется столько земной чистоты!
Праздник природы.
Судьбы наважденье.
Песня дождя – исполнение мечты.
Вот уже 31 год живёт Мантрова Т.Н. в Мирном, 21 год работает в школе № 4. Этот город стал для неё родным, единственным на всю жизнь. О своей любви к городу она тоже говорит стихами:
Мирному.
Я люблю твои, город, улицы.
И мерцание ночных огней.
Здесь в озёрную гладь небо хмурится
Иль смеётся с потоком лучей.
Здесь к далеким мирам решительно,
Едва лишь забрезжит рассвет,
Тишину разрезают пронзительно
Козырьки быстрокрылых ракет.
Город мой! Ты грустишь и ликуешь,
Провожаешь и радостно ждешь.
И сквозь время достойно и честно
Свое мирное имя несешь.
55-летний юбилей часто сравнивают с отметками, выставленными жизнью человеку. Не будем и мы отступать от этой традиции. «Отлично» — так можно оценить достижения в работе Татьяны Николаевны. «Отлично» — так можно сказать о ней как о человеке.
Живёт в нашем городе женщина…
Родом – северянка.
По натуре – романтик.
По призванию – учитель.
Мы, ее коллеги и друзья, учителя русского языка и литературы, от всего сердца поздравляем Мантрову Татьяну Николаевну с Юбилеем, желаем здоровья, творческих успехов, исполнения желаний.
Хомутова Н.В.,
руководитель ГМО учителей русского языка и литературы 2009-2013 года
Ленин — человек, изменивший все
22 апреля 2020 года исполняется 150 лет со дня рождения Владимира Ленина. Накануне юбилея вышла в свет книга о нем, написанная известным историком, председателем Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеславом Никоновым. О концепции книги, её содержании и своем отношении к фигуре вождя мирового пролетариата депутат рассказал нашему изданию.
— Вячеслав Алексеевич, почему Ленин?
— Потому что Ленин — уникален. Как справедливо замечал Горький, «Владимир Ильич был человеком, который так помешал людям жить привычной для них жизнью, как никто до него не умел сделать это». В этом смысле он — самый крутой из всех людей, когда-либо живших в России. А может, и не только в России. По своему взрывному воздействию на судьбы нашей страны и мира ему нет равных.
Ленин — самый публиковавшийся автор в истории человечества, с которым могут конкурировать разве апостолы-евангелисты и пророк Магомед.
В каждом большом и небольшом городе России есть проспект, сквер, площадь или улица Ленина, даже после того как в некоторых местах в 1990-е годы их переименовали. По количеству памятников, стоящих в России (и не только), Ленин тоже вне конкуренции.
Ленин окрасил своим именем целую эпоху нашей истории, на которую приходятся основные символы национальной гордости россиян — победа в Великой Отечественной и прорыв в космос. С именем Ленина на знамени Советский Союз стал сверхдержавой.
— Но, согласитесь, это одна из самых неоднозначных фигур, во всяком случае, в отечественной истории. Споры о нем продолжаются десятилетиями. Почему обществу не удается прийти к какому-то консенсусу по отношению к личности и деяниям Ленина?
— Потому что его личность действительно не только масштабна, но и противоречива.
Ленин собирался переустроить жизнь всего человечества. Трудно назвать человека, кто ставил бы сопоставимые по масштабам задачи. И во многом ему это удалось. Образованная им Коммунистическая партия три четверти века правила в СССР и продолжает заседать в Государственной Думе.
Он создал первое в мире государство, назвавшее себя социалистическим. Насколько оно действительно было социалистическим, коротко сказать не берусь, но то, что это было государство нового типа, альтернативное всему тому, что существовало на Земле раньше, — это бесспорно. Он был демиургом новой общественной модели — диктатуры пролетариата и подчиненной государству экономики — без собственности и религии.
Ильич создал мировое коммунистическое движение, являвшееся важнейшей политической силой на планете в ХХ веке, которое породило множество партий, правивших, а также продолжающих править и сейчас — в Китае, Вьетнаме, КНДР, на Кубе.
Репродукция картины Владимира Серова «Выступление В.И. Ленина на II Всероссийском съезде Советов». 1955 г. Фото РИА «НОВОСТИ»
— А еще он «самый человечный человек», так?
— Нет. Ленин — гениальный в своем фанатизме и предельно циничный политик, неплохой публицист и оратор. Политик, чуждый общечеловеческих ценностей и морали, ставивший Идею коммунизма гораздо выше человеческого счастья и даже жизни. Лидер, жертвовавший национальными интересами во имя мировой революции, который разрушил и воссоздал российскую государственность, надолго изолировав страну от мира. Творец концепции тотальной войны, позволившей победить в Гражданскую войну.
Ленин — безусловно, умный и трудолюбивый человек. Но этот ум был довольно односторонним и работал на разрушение куда больше, чем на созидание, а трудолюбие нередко оказывалось ражем в очередной разрушительной схватке с бесконечными врагами.
Он был способен подвигать массы на нечеловеческие усилия. Но сколько этих усилий было напрасными, к каким великим жертвам и трагедиям они приводили!
— Ведь именно Ленин был творцом «красного террора»?
— Да, хотя его террор был во многом ответом на белый террор. Конечно, можно вечно спорить, какой террор был первым и более страшным — красный или белый. Но бесспорно, что и красный, и белый террор были следствием ленинской революции и ленинской политики всеобщего изъятия собственности, разрушения Веры и провоцирования Гражданской войны.
Советская Россия потеряла по воле Ленина миллионы жизней. Жестокие и кровавые правители не редкость в истории Востока и Запада. Но я затрудняюсь назвать другого правителя, который бы подвел научную базу — учение о диктатуре пролетариата — под массовое истребление огромной части населения собственной страны по идеологическому и социальному принципу. Тотальный террор против «эксплуататоров» и «врагов трудового народа» — изобретение Ленина. Сталин, Мао, Пол Пот будут в этом отношении эпигонами.
Репродукция плаката «Ленинизм», работа неизвестного художника, Государственное издательство, Ленинград. 1968 г. Фото РИА «НОВОСТИ»
— С другой стороны, его политика после Гражданской войны несла черты модернизации страны, если говорить нынешними терминами.
— Ленинские идеи индустриализации, культурной революции, поголовной грамотности были сильнейшими в его политическом арсенале. Большевики открыли беспрецедентные социальные лифты для миллионов людей из низов. Дали если не лучшую жизнь, то надежду многим обездоленным.
Но, прежде чем ко всему этому подступиться, Ленин добился деиндустриализации, культурной и моральной деградации, уничтожил или изгнал значимую часть интеллектуальной и культурной элиты.
— Но в то же время, как вы сказали, именно Ленин был творцом советской государственности.
— Да, Ленин — творец советской государственной модели, он дал ей легитимность, запустил механизм функционирования. И эта государственность просуществовала семь десятилетий, выдержав самые страшные испытания на прочность. Но эта государственность, основанная на идеях диктатуры пролетариата, скрывала власть партии, а точнее — самого Ленина и горстки его фанатичных сподвижников, имевших те же взгляды.
Ленин отринул царизм, который стоял на столпах самодержавной, единоличной власти, на праве требовать от подданных исполнения любой службы, на государственном контроле над информацией. И построил советскую власть на тех же самых принципах как форму крайнего этатизма, охватывающего железными тисками жизнь огромной страны.
Ленин сломал старую государственную бюрократическую машину. Но он же и был творцом советской бюрократической машины, которая многократно превзошла по размерам аппарат Российской империи, против которого был направлен его разрушительный пафос.
— Правителя судят по результатам правления. Как вы оцениваете итоги его властвования?
— Эти результаты имели трагические последствия для нашей страны, ее экономики и общества.
Годы правления Ленина с точки зрения чистой статистики были самыми разрушительными в истории России: сокращение экономики — в пять раз, промышленного производства — в 10 раз. Такого не было никогда. Соотношение факторов Гражданской войны и собственно политики большевиков в провале экономики трудно измерить. Но заметим, что и сама Гражданская война была во многом порождена политикой большевиков. И даже в самую страшную войну — с нацистской Германией, куда более масштабную, — экономика сокращалась максимум вдвое. Все ленинские экономические новации имели катастрофические последствия и были потом опровергнуты жизнью и им самим.
Отмена собственности привела к моментальному разорению всех, кто не успел вывести деньги за границу. Но у подавляющего большинства собственников — особенно в деревне — опции спасти свои сбережения и собственность просто физически не было. Промышленность осталась без сырья, топлива, сбыта, капиталов. Отток капиталов из страны был трудноизмерим. Численность рабочего класса резко упала, как и его жизненный уровень.
Ленин дал или добавил крестьянам земли. Но у них отобрали большую часть того, что на ней росло или паслось. А наследники Ленина отберут и землю.
— Пастернак писал про Ленина, что «он управлял течением мысли». Как получилось, что это течение завело в тупик нашу страну?
— Ленин действительно был способен формулировать идеи, захватывавшие сначала единицы, потом десятки, потом и десятки миллионов людей.
Ленин прекрасный стратег и тактик, иначе не взял бы власть и не удержал ее. Он придумал модель альтернативного развития человечества, отрицавшую всю предшествовавшую историю, заставил в нее поверить миллионы людей и воплотил ее на значительной части поверхности планеты. Но при этом сильно испугал оставшуюся часть планеты.
Ленин не был провидцем. Обещанная им мировая социалистическая революция не состоялась. Коммунизм не восторжествовал во всех странах планеты. Капиталистическая система не канула в Лету.
А придуманная Лениным модель оказалась нежизнеспособной: он же от нее и отказался, предложив НЭП. А позднее рухнула и трансформированная коммунистическая модель — в годы Горбачева и Ельцина.
— А как вы оцениваете роль Ленина в создании СССР?
— Ленин, пусть не сразу, постарался совместить свои цели мировой социалистической империи с геополитическими интересами России, воссоздав ее в виде Советского Союза. Но он же выступил ее разрушителем, предложив такую формулу Союза — с правом выхода из него всех желающих, — которая в конечном итоге и взорвала СССР.
— Так что же такое «ленинизм», который десятилетиями изучали в нашей стране?
— Ленинизм у власти был сложносочиненным и эклектичным продуктом, взращенным объективными условиями российской действительности, возникшей международной изоляцией, а также попытками религиозно фанатичной партии воплотить в жизнь русифицированные марксистские принципы традиционными отечественными методами.
Ленинизм стал формой варварского прорыва России в индустриальную цивилизацию.
— Все советские руководители клялись в верности ленинскому учению. Но насколько жизнеспособны были ленинские идеи и принципы в реальности?
— Уже Хрущев отмел основные фундаментальные постулаты ленинизма. Пролетарский интернационализм как принцип просто был сдан в утиль. Его заменила якобы ленинская концепция мирного сосуществования, которой у Ленина быть не могло. Это поставило окончательный крест на его стержневой идее о мировой коммунистической революции. Теперь уже не только социализм, но и коммунизм можно было построить в капиталистическом окружении, чего Ленин, конечно, даже представить себе не мог.
Диктатура пролетариата, то, что Ленин считал самым главным в марксизме, исчезла из любых партийных документов. Ее заменило «общенародное государство», которое Ленин неоднократно высмеивал как главный обман буржуазных правительств. О другой стержневой концепции — уничтожения классов — тоже уже никто не вспоминал.
Последним руководителем страны, клявшимся на своем посту верности заветам Ленина, был Михаил Сергеевич Горбачев. А последняя программа КПСС носила название «К гуманному, демократическому социализму». Ленин точно не был ни гуманистом, ни демократом.
Все эти изменения привели к тому, что к концу 1980-х ленинизм был мертв в идеологии Коммунистической партии Советского Союза. Не обнаружите вы базовых ленинских идей (слава богу) и в арсенале современной КПРФ.
— В свое время было много дискуссий о так называемом «завещании» Ленина, его «письме к съезду», уничижительных характеристиках, которые он давал в этих документах своим соратникам. Как вы относитесь к этой теме?
— Теме «завещания» я посвятил целый раздел своей книги. И у меня есть собственная гипотеза относительно этих документов и тех политических процессов, которые вокруг них разворачивались. Но позволю себе немного заинтриговать читателей и не стану сейчас об этом рассказывать. Думаю, им интереснее будет все самим прочитать в книге.
— А тело Ленина в мавзолее?
— Подавляющее большинство россиян не хотят, чтобы тело Ленина лежало в мавзолее. Но до трети наших сограждан хочет. Если мы желаем избавиться от наследия ленинского тоталитаризма и сохранять собственное достоинство, то нам надо научиться уважать права и желания меньшинства и перестать разрушать памятники.
Исповедь Циника — Безграничность
Цинизм — это легко, весело и эй, я таким родился. Так почему же я начал чувствовать себя таким гнилым?
Что такое циник? Человек, который всему знает цену и ничего не знает.
~ Оскар Уайльд
Безудержный энтузиазм Салли вызывал у меня отвращение. Она всегда улыбалась, всегда была позитивной и настолько невероятно наивной, что мне хотелось воткнуть себе вилку в бок. Так что, когда она сказала мне, что собирается стать континентальной певицей на лето, гастролировать по стране, исполняя христианские песни в церквях с другими весьма бодрыми и драматическими коллегами, я не должен был удивляться. Это цифры, Я фыркнул про себя. Мои глаза закатились так быстро, что мой желудок сделал шлепки.
Летом я не отставала от Салли, посылая ей несколько затаивших дыхание писем «с дороги» и новости от ее мамы. Гастроли были оооочень напряженными, по-видимому. «Каждую ночь мы бываем в разных церквях, — писала она. «Путешествие на автобусе — это не пикник», — говорилось в другом письме. «Я ем так много шоколадного торта, что могу умереть!» воскликнула она о еде, которую ела в домах на каждой остановке тура. Она говорила о том, как Бог служил через выступления группы, и всему, чему Бог учил ее через этот опыт. Бла, бла, бла…
С надвигающимся страхом я наблюдал за августовским днем, когда Салли и ее весельчаки будут выступать в нашей домашней церкви. «Конечно, я не могу дождаться, когда все мои друзья будут там», — сказала мне ее мама. Я знал, что помпезность, обстоятельства и идеализм «Вместе с людьми» будут почти невыносимы — и мне придется высидеть все это. Отказаться от шоу было невозможно, поэтому, когда наступила ночь, я неохотно занял место в задней части святилища. Я только пережил унижение присутствия в этой аудитории, насмехаясь над дрянной хореографией и костюмами. Салли, конечно же, была благодарна мне за то, что я пришел, и поделилась своей признательностью за мою дружбу, когда мы разговаривали после шоу. Мы были хорошими друзьями, Салли и я, но меня бы не застали замертво стоящим на этой сцене.
Не знаю, когда это было, но каким-то образом я начал видеть контраст между мировоззрением Салли и моим собственным. Она была полна энтузиазма, полна идей и всегда видела лучшее в людях и в жизни — и от этого меня тошнило. Между тем, я был циником, насквозь. Моя работа заключалась в том, чтобы успокоить тех, кого я считал чрезмерно веселым.
Циник — это человек, который считает, что только эгоизм движет человеческими действиями, который не верит или сводит к минимуму бескорыстные действия, или кто не доверяет мотивам людей или пренебрегает ими. Циник также может быть презрительным человеком, насмешливо дерзким по отношению к другим. Конечно, при таком определении циники выглядят полными придурками, а себя таковыми не считают. Я знаю, потому что я циник, который пытается реформировать. Я никогда не считал себя озлобленным или наглым. Наоборот, я считал свой цинизм положительной чертой характера. В своем невежестве я думал, что предлагаю миру услугу своим шквалом насмешек. «Я просто реалист», — говорил я, когда кто-то ощетинился, когда я отбрасывал идею.
Перед тем, как я буду слишком долго втаптывать циников в грязь (мы крутая толпа, которая не терпит, когда ее унижают), я должен признать, что циником быть легко. Подумайте о некоторых повседневных реалиях, с которыми мы, члены человечества, должны жить. Вот список, который я составил из того, что я считаю главными 10 вещами, которые могут довести человека до цинизма.
10 главных вещей, которые подталкивают человека к цинизму
Все, что связано с чирлидерами — чирлидеры могут быть одной из причин того, что цинизм набирает обороты в подростковом возрасте.
Забытые группы, которые собираются вместе для воссоединения.
Выпускные ораторы и певцы — слепой идеализм и юношеская мудрость во всей своей плоти.
Конкурсы красоты — если вы находитесь в непосредственной близости от циника, когда он коронует победителя конкурса, будьте осторожны, чтобы вас не вырвало.
Рок-группы, которые «продаются». — Если вы сидите с друзьями и жалуетесь на группы, которые «были такими крутыми» до того, как стали «мейнстримом», вы демонстрируете циничное поведение.
Опыт обращения в лагерь — Когда «Кумбайя» поется в тысячный раз, а дети, нанесшие друг другу удар в спину прошлой ночью, плачут друг над другом, самый непредубежденный человек может развить в себе циника.
Реджис Филбин.
Обращение президента страны.
Браки знаменитостей или знаменитости, проходящие реабилитацию.
Бойз-бэнды.
По моему опыту, мой цинизм напрямую связан с моей склонностью к критическому мышлению и моим комплексом превосходства. У меня действительно более критический характер, к лучшему или к худшему, и это заставляет меня дважды думать о вещах. Я сужу о вещах, людях и событиях вокруг меня и сравниваю их с тем, что я считаю истиной, делая все возможное, чтобы основывать свое понимание истины на Божьем Слове, Библии. Это черты личности, которые делают меня тем, кто я есть, и я думаю, что эти черты у меня общие с другими людьми, склонными к цинизму.
Но моя адская склонность к гордыне превращает мое обычно здоровое критическое мышление в цинизм. Возьмем, к примеру, бойз-бэнды. Мне трудно поверить, что есть люди, которые считают бойз-бэнды замечательными. Я никогда их не слушал и не являюсь ярым поклонником поп-музыки, ориентированной на перфоманс, или плачущих подростков, которые таковыми являются. Таким образом, у меня возникает искушение осудить бойз-бэнды как отстойные, даже несмотря на то, что поп-группы явно нравятся многим людям. Вся «вещь» бойз-бэнда совершенно не соответствует моему опыту. Как циник, я склонен заставлять себя судить. Таким образом, само существование бойз-бэндов вызывает у циника во мне раздражение и презрение. Итак, невинные люди или вещи, чье единственное преступление заключается в том, что они существуют вне моего опыта, осуждаются.
Мой критический характер и мое высокомерие были двумя ключевыми составляющими, которые делали меня насмешливым убийцей для тех людей, которые любезно называли меня другом. Конечно, многие из моих друзей присоединились ко мне в цинизме, и вместе мы разглагольствовали, смеялись и подталкивали друг друга к бессмысленным выходкам окружающих нас шутов. Мы носили наш цинизм с гордостью и были отчужденными, беспечными и выше всего этого. У нас было, а у других нет. Мы поняли, никто другой. Мы были крутыми — ты мог быть одним из нас, а мог быть хромым.
И это было весело. Цинизм доставляет больше всего удовольствия, когда он совершается в группе, а нециник практически не может сопротивляться давлению сверстников группы циников. Для циников нет возврата, потому что они наслаждаются тем, что предлагают проблемы возможным решениям. Найдите особенно язвительного циника, кого-то, кто действительно известен этим, и спросите ее, что она думает о центровом «Лос-Анджелес Лейкерс» Шакиле О’Ниле, который недавно купил фургон с подъемником для инвалидных колясок для семьи молодого болельщика-инвалида, которого он не даже не знаю. «Это рекламный ход», — может сказать циник. «Я мог представить, как его тупые фанаты сочтут его героем из-за этого дерьма», — мог бы ответить другой.
Никто не может победить в разговоре с циниками. Слишком легко сомневаться в доброте. Я не говорю, что знаю мотивы Шака, но никто другой этого не знает. И разве не похвально, когда мультимиллионер помогает нуждающейся семье?
Циник во мне начал исчезать, когда я понял, что я не был безопасным человеком даже для моих друзей или кого-либо еще, чтобы быть рядом. Люди больше не могли приходить ко мне с искренним и безудержным энтузиазмом, потому что я был слишком ехидным, чтобы это оценить. Я даже не умела ценить чью-то радость, и это отделяло меня от них. Я также понял, что мои циничные друзья не могут разделить мою радость. Я чувствовал укол от их комментариев и часто расстраивался, когда выставлял себя напоказ, предлагая слабое решение проблемы, только для того, чтобы «слабость моего мышления» снова бросалась мне в лицо.
Когда я больше не мог ценить действительно хорошие вещи, я понял, что должен измениться. Теперь, хотя иногда все еще сложно оценить вещи, не связанные с моим опытом, я стараюсь иметь достаточно скромную точку зрения, чтобы напомнить себе, что я не являюсь центром вселенной — насколько моя гордость говорит мне, что я таковым являюсь.
Copyright 2001 Marshall Allen. Все права защищены.
Manvotional: Цинизм | Искусство мужественности
В своем посте о переключателе природы я утверждал, что цинизм представляет собой одну из величайших угроз для мужественности. В ответ было несколько комментариев, в которых утверждалось, что цинизм не совсем нездоров. И я согласен; Я имел в виду не то, что цинизм всегда плох, а то, что он плох в нездоровых количествах. Этот отрывок из статьи Atlantic Monthly 100-летней давности прекрасно объясняет необходимость уравновешивания сильных и слабых сторон этой характеристики.
Из «ЦИНИЗМА», 1904
Артур Стэнвуд Пьер
Одно из кажущихся своенравий нашей человеческой натуры — уважение к цинику, которое таится почти в каждом сердце. Уважение не к его характеру, уж точно не к его характеру; но он выходит к нему как к человеку интеллектуальному и часто непропорционален его способностям. Слышать, что человек циничен, значит считать его более умным. Существует всеобщее почтение к тому, что повсеместно считается непривлекательным и нежелательным отношением ума. Вход циника в гостиную производит впечатление ожидаемого интереса; его злобные комментарии воспринимаются как замечательное остроумие. Так, по крайней мере, согласно современным светским романам; так даже, — хотя несколько менее очевидным и искусственным образом, — по собственному наблюдению. Мы все находим более интересным человека, который обсуждает недостатки своего друга, чем тот, кто останавливается на достоинствах своего друга. Мы не любим циника больше, но считаем его более проницательным и информированным.
Таким образом, мы находим ему отличную компанию. Например: Браун старается произвести приятное впечатление на тех, кого он встречает, и в обычных жизненных отношениях очень легко ладит со своими знакомыми и друзьями. Поэтому, когда циничный наблюдатель пожимает плечами и намекает на что-то, порочащее Брауна, эта идея обладает для тех, кто знает Брауна, очарованием новизны и украшает его новым интересом. Никогда прежде не подвергая его дискредитации, они чувствуют, что его недоброжелатель забрался на дно. Убежденность усиливается циничным видом сдержанности, его нежеланием высказать определенно то, что он знает, его манерой, подразумевающей: «О да, все очень хорошо, но я мог бы рассказать кое-что, если бы захотел».
Это, однако, не единственная причина, которая способствует всеобщему почтению. Если один человек объявляет человека очаровательным, очаровательным или восхитительным, а другой объявляет его отвратительным, отталкивающим или невыносимым, кто производит более глубокое впечатление? Язык энтузиазма кастрирован по сравнению с языком ненависти или презрения. Достаточная причина недемонстративного характера англоязычной расы заключается в женоподобном качестве прилагательных, обозначающих замечательные черты.
Само его имя подтверждает его претензии на превосходный интеллект. «Циник», при всем том, что изначально означало «по-собачьи», — слово аристократическое. Никто не склонен считать угольщиков, матросов, горняков циниками; вероятно, лишь немногим приходило в голову, что их бакалейщики и мясники — циники. Слово эрудированное и греческое; предполагается, что человек, обозначенный термином такого выдающегося происхождения, образован и умен. У нас есть привычка извлекать идеи таким нелогичным способом. На циников в более скромных сферах жизни смотрят не как на циников, а как на озлобленных и разочарованных людей. И когда мы слышим о ком-то, что он озлоблен и разочарован, мы не отдаем инстинктивного должного его уму.
Значит, в цинизме нет мудрости, а в неверии нет добродетели? Основано ли несомненное предположение об интеллекте, которое подразумевает это слово, исключительно на таких тривиальных и пустых основаниях? Несомненно, внутреннее уважение, сохраняющееся, несмотря на внешнее осуждение, проистекает из смутного признания определенных полезных услуг, которые цинизм действительно оказывает.
Разумный цинизм дает отдых разуму. Человек всегда может с пользой для своего душевного здоровья предаваться цинизму как хобби; он может, например, быть циничным по отношению к женщинам, или газетам, или партийной политике, или издателям романов, и ему от этого только лучше. Но он в тяжелом состоянии, если его цинизм включает женщин и газеты и партийная политика и издатели романов. Тогда, действительно, его мировоззрение мрачно и бесплодно, и, по всей вероятности, он живет и работает только для злонамеренных целей.
Почти все здравомыслящие, нормальные люди, однако, наслаждаются одним цинизмом в качестве развлечения. Действительно, характеру необходимо иметь объект, над которым можно насмехаться, ругаться или насмехаться. Цинизм никогда не бывает врождённым качеством ума; оно всегда рождается в каком-то несчастливом опыте. Юноша находит, что девушка, собравшая для него всю гармонию и мелодию земли, звучит при испытании глухо; и он бросает свой лирический язык и становится циничным по отношению к женщинам. Житель Бостона, естественно, стал циничным по отношению к газетам. Кандидат на государственные должности, который окончательно ушел в частную жизнь, будучи «зарезанным» на выборах, не доверяет партийной политике. Человек читает рекламу романа, потом читает роман, и с тех пор циничен по отношению к издателям романов.
Но у этих несчастий есть и свой спасительный аспект. Разочарованный любовник, горько обобщающий секс, не всегда безжалостен; более холодное суждение умеряет и восстанавливает его страсть, дает ей другой объект и таким образом ведет его к более безопасной, хотя и менее порывистой и эмоциональной любви. Гражданин Бостона, обманутый кандидат, введенный в заблуждение и разочарованный читатель — все они получают ценную компенсацию за свое положение, хотя и не знают об этом; ибо тот самый опыт, который привел их к этому этапу разумного цинизма, возбудил их негодование; да, несмотря на их кажущуюся косность, сейчас тлеет негодование. И это великая сила; каким бы медленным он ни был для запуска колес машин, он по-прежнему является важным топливом для поддержания огня под котлами цивилизации. Способность к нему притупляется от неупотребления и становится более живой и праведной, если немного скрести. Каким впечатляющим и властным качеством в человеке является огромное потенциальное негодование! Вождю это необходимо. Он может никогда не показать больше, чем вспышка глаза, но это сослужит службу. И такая сила негодования никогда не приходила к тому, кто не проник в какое-нибудь большое пресное притворство и не научился тем самым ненавидеть и не верить всему его обольстительному сородичу…
[Цинизм] — средство к стойкости и независимости в человеке; это ускоряет его деятельность и препятствует слишком быстрому принятию существующих условий. Это почти необходимо для важного достижения. Благоговейный настрой неэффективен при столкновении с мирской работой; слишком многое в жизненных проблемах требует не благоговения, а проклятия. Не может быть полезной и постоянной застройки без расчистки участка; старый фундамент и мусор должны быть сметены. Человек благоговейного ума, лишенный цинизма, не годится для этой работы…
На собственном опыте нетрудно отметить эффективность, которую дает человеку жилка цинизма, правильно сочетающаяся с другими качествами. Те, кого считают успешными или находящимися на пути к успеху, — это жизнерадостные, полные надежд люди с таким же слегка циничным взглядом. Те, кто потерпели неудачу или терпят неудачу, так же, несомненно, являются крайне циничными, разложившимися, сварливыми и озлобленными или в высшей степени благоговейными, которые слишком уважают вещи, поскольку они должны предпринимать какие-либо изменения. Это ленивые; они могут усердно работать всю свою жизнь, но тем не менее они умственно ленивы и не бдительны…
…цинизм всегда должен быть умеренным в своих чувствах и ограниченным в своем размахе. Мужчина может быть циничным по отношению к женщинам, но его вера и преданность по крайней мере одной женщине — матери, сестре или женщине, которую он любит, — должны быть непоколебимыми и беспрекословными. Мужчина не может быть циничным по отношению к детям или с детьми. Он не может цинично относиться к друзьям и хранить их. Он не должен становиться циничным по отношению к себе, иначе ничего не останется.