Законопослушное поведение. Ответственность за свои действия и поступки
Ребята, данная статья носит ознакомительный характер, никто не считает, что вы относитесь к категории правонарушителей, но каждый законопослушный гражданин должен знать о последствиях противоправного поведения.
Поведение человека в обществе регулируется различными нормами — прежде всего моральными и юридическими. Объем их требований, степень обязательности различна, но все они для того и существуют, чтобы каждый из нас следовал им в своих действиях и поступках. Невыполнение или нарушение требований этих норм влечет за собой необходимость отвечать перед обществом, законом. В этом — одна из важных граней понятия — ответственность. Взрослый человек обладает всей полнотой ответственности. А каков объем ответственности несовершеннолетних? За что отвечаешь ты, еще не достигший 18 лет?
О том, как несовершеннолетний должен относиться к своим правам и обязанностям, какие виды ответственности существуют и в чем они выражаются, вы узнаете из этой статьи. Что же значит слово «ответственность»?
В академическом «Словаре современного русского литературного языка» это слово объясняется как «возлагаемое на кого-либо обязательство отчитываться в каких-нибудь своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия». Значит, ответственность — это обязательство, это то, что по смыслу очень близко к понятию обязанность.
Существуют два основных вида ответственности: моральная и юридическая. Они охватывают все отношения человека с другими людьми, с коллективом, обществом, государством. В чем суть моральной ответственности? Прежде всего, в том, что человек, нарушивший нравственную норму, вызывает осуждение со стороны общества, коллектива, отдельных людей, держит ответ за свой проступок. За нарушение нравственных норм следуют моральные санкции: чувство стыда, угрызения совести виновного в аморальном поступке лица; общественное осуждение со стороны коллектива в виде отрицательного мнения о лице или его действиях; меры общественного воздействия со стороны общественной организации, товарищеского суда.
Когда подросток лжет, грубит товарищам, учителям, родителям, отказывает в помощи попавшему в беду другу, он нарушает нравственные нормы и несет за это моральную ответственность. Однако среди норм, регулирующих общественные отношения, есть такие, контроль за выполнением которых берет на себя государство в лице правоохранительных органов /полиция, суд, прокуратура. Эти нормы четко фиксируются в специальных государственных актах. Их совокупность образует право. Следовательно, такие нормы называются правовыми или юридическими. Эти нормы обязательны для всех, они устанавливаются и охраняются государством.
Несколько примеров: разные хобби бывают у ребят. У школьника Ивана оно было весьма своеобразное. Поздно вечером, надвинув шапку на глаза, он выходил в глухой переулок или на малолюдную улицу и ждал женщин, спешащих домой. Он подходил к жертве и наставлял на нее что-то, угрожающе темневшее в руке. Испуганная женщина отдавала ему сумку с деньгами. На этом промысел заканчивался. Подросток крадучись шел домой и считал деньги. Иногда их было много, иногда совсем пустяк. Как и следовало ожидать, это увлечение не могло долго продолжаться, по той простой причине, что его запрещает уголовное законодательство. Вскоре Иван был арестован, предстал перед судом и отправился отбывать срок наказания в ВТК для несовершеннолетних.
Иные юные правонарушители, оказавшись на скамье подсудимых, стремятся всю свою вину возложить на окружающих, и ни слова о собственной вине, об ответственности за свои поступки. Вы никогда не поймете причин правонарушений среди подростков, своих товарищей, если не уясните себе одну важную истину: отрицательные влияния на подростков могут быть очень сильными, обстановка жизни в семье невыносимой, но все-таки в конечном итоге выбирает как себя вести сам подросток. Никто не имеет права снять с него ответственность за его поступки, за его решения — поступать, так или иначе. Вместе с тем, учитывая детский возраст, незрелость и конечно, вину взрослых в некоторых детских правонарушениях, закон наказывает несовершенно-летнего намного мягче, чем взрослого. И это справедливо. Но не следует зло-употреблять этой справедливостью. Бывают случаи, когда взрослые заставляют детей совершать преступления. При этом они используют угрозы, обещают различные блага. Закон очень строго наказывает таких «воспитателей». Но даже в подобных случаях не все дети, попавшие в чрезвычайные обстоятельства, идут на поводу у взрослых преступников. Многие из них помнят о том, что они живут не на обитаемом острове, что их окружают честные люди, к которым всегда можно обратиться за помощью, которые всегда помогут. Однако часто правонарушения совершаются подростками, напрямую не связанными со взрослыми правонарушениями.
Что же приводит их на путь нарушения закона? Как изнутри формируется готовность совершить преступление? Нередко процесс этот начинается с обыкновенной лени, разболтанности, недисциплинированности, нежелания выполнять простые обязанности учащегося: уважать учителей, родителей, товарищей, добросовестно относиться к учебе, общественной работе, не нарушать распорядка школьной жизни. Плохая успеваемость приводит к обеднению знаний, умений, навыков. Не развивается речь, память, воображение. Ученик начинает отставать от своих товарищей. На уроке ему скучно, может быть, не-ловко. Любой вопрос может застать врасплох. Нарушается привычная связь с одноклассниками. Тогда он ищет товарищей среди таких же, как сам, отстающих и недисциплинированных учеников. Образуются группы трудных под-ростков, в которых нередки сквернословие, курение и даже употребление спиртных напитков. Члены таких групп слоняются по улицам, пристают к другим ребятам. Особенно охотно к девочкам. На кино и сигареты нужны деньги. Где их достать? И вот деньги вымогаются у младших. Вымогательства сопровождаются запугиванием, угрозами. Постепенно увеличивается диапазон правонарушений: драки, оскорбления, употребление спиртного… Затем происходят кражи, хулиганство, насилие… Это, так сказать, примитивный путь к правонарушениям. Тех, кто встает на него, характеризуют крайне бедные духовные интересы, чрезвычайно низкий культурный уровень, неумеренные материальные потребности.
По другому пути идут избалованные подростки, оберегаемые любящими родителями от малейших трудностей и забот. Они могут хорошо учиться, до-вольно прилично вести себя в школе, но в семье, на улице, во время досуга преображаются. Их отмечает беспечное отношение к жизни, стремление урвать побольше удовольствий, превратить жизнь в сплошную цепь развлечений. Они не помогают в хозяйстве, не облегчают домашних забот родителей. Эгоизм становится преобладающим их качеством. Все для себя, любой ценой. Модная одежда, техника, дорогие развлечения… Пытающиеся урезонить их взрослые становятся врагами. «Нас не понимают», — с презрением к окружающим говорят они. С пренебрежением начинают они относиться к труду, к простым людям. Необходимость постоянно тянуться за модой, иметь самое модное, толкает их в круг ловкачей, воров, где они проходят университеты паразитического образа жизни. Нравственные ценности теряют для них всякий смысл. Происходит нравственный распад личности, полная духовная деградация, при которой правонарушение не кажется уже невозможным.
Таким образом, способность совершать правонарушения подразумевает отсутствие четких нравственных и правовых ориентиров, активной общественной позиции, моральной ответственности.
Правонарушение — прямое следствие бездуховности, бескультурья, стремления к легкой жизни. Несоблюдение правовой нормы называется правонарушением. Правовая норма может запрещать как действие, так и бездействие, если последнее приводит к общественно опасным последствиям. Самый тяжелый, опасный для общества вид правонарушения — преступление, то есть нарушение нормы уголовного права. К правонарушениям относят также административные и дисциплинарные проступки, нарушения гражданского, семейного и другого законодательства. Совершение правонарушения влечет за собой юридическую ответственность. Этот вид ответственности выражается в необходимости отвечать за нарушение правовых норм.
Существует несколько видов юридической ответственности.
Правом предусмотрены уголовная, административная, дисциплинарная и др. виды юридической ответственности. Мы остановимся на уголовной ответственности несовершеннолетних. Подростки, совершающие правонарушения, за которые они по возрасту не могут нести ответственность по уголовному за-кону, а также подростки, которых в обычных школах или ПУ невозможно перевоспитать, направляются в специальные учебные заведения закрытого типа, где к ним применяют меры принудительного воспитательного характера. В этих закрытых учебно-воспитательных учреждениях они учатся, работают, участвуют в общественной деятельности.
За воспитанниками осуществляется строгий надзор, они обязаны неукоснительно подчиняться требованиям специального режима. Итак, на подростков, отклоняющихся в своем поведении от норм жизни, наше общество, прежде все-го, старается воздействовать воспитательными мерами, предоставляя им возможность для исправления. Однако не все несовершеннолетние правильно понимают гуманную правовую политику государства. Некоторые из них, несмотря на предупреждения, повторно совершают правонарушения; поступки других нельзя квалифицировать иначе, как тяжкое преступление. В таких случаях в действие вступает уголовный закон, предусматривающий различные виды уголовного наказания. Уголовное наказание в нашей стране выполняет не только функцию кары, принуждения, но имеет и воспитательное значение. Уголовная ответственность, как форма принуждения, в применении к несовершеннолетним преследует цель вернуть их на правильный путь, показать пагубность, опасность для них самих и для общества, их преступных деяний. Назначая уголовное наказание, суд исходит из того, что несовершеннолетний правонарушитель осознает противоправность своего поступка и сделает из случившегося соответствующие выводы на будущее.
Уголовную ответственность несут не все дети несовершеннолетние, а только те, которые достигли определенного возраста. Уголовная ответственность за все виды преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом, наступает с 16 лет. Следовательно, несовершеннолетний, которому исполнилось 16 лет, считается вполне созревшим, чтобы отвечать за преступления. За отдельные виды преступлений уголовная ответственность наступает с 14 лет. Их перечень строго ограничен, к ним относятся:
· убийство;
· умышленное причинения тяжкого вреда здоровью, средней тяжести;
· похищение человека,
· изнасилование,
· разбой,
· кража,
· грабеж,
· вымогательство,
· угон,
· злостное хулиганство;
· умышленное уничтожение или повреждение имущества, повлек-шее тяжкие последствия;
· хищение огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых или наркотических средств;
· заведомо ложное сообщение об акте терроризма,
· вандализм и др.
У многих подростков могут возникнуть естественные сомнения: перечисленные преступления настолько серьезны, что трудно представить себе ребят, которые могли бы их совершить. Однако практика показывает, что такие случаи, хоть и редко, но бывают. И подчас серьезное преступление начинается с шалости.
Семиклассник Руслан К. давно мечтал пострелять из отцовского охотничьего ружья. Но отец запрещал это делать, потому что несовершеннолетние не имеют права пользоваться огнестрельным оружием. Дождавшись, когда дома никого не было, он взял из сейфа ружье, набил карманы патронами и отправился в рощу, устроил из консервной банки мишень и принялся упражняться в стрельбе. Оказавшийся рядом рабочий сделал подростку замечание и посоветовал отнести ружье домой. Подросток не послушался и продолжал стрелять. Тогда рабочий попытался отнять у него ружье, чтобы отнести его участковому инспектору. Завязалась борьба. Дуло ружья оказалось на уровне груди рабоче-го. Мальчик случайно нажал на курок, раздался выстрел. Рабочий был смертельно ранен и через день скончался в больнице. Неосторожное убийство? Да. Но обратите внимание на то, что к нему привело. Подросток нарушил правила пользования огнестрельным оружием, он не имел права пользоваться ружьем. Рабочий пытался пресечь преступную шалость подростка, выступил в роли защитника закона. Несовершеннолетний совершил второй проступок, не подчинившись справедливому требованию взрослого. Выстрел, унесший человеческую жизнь, был в какой-то мере следствием этой цепочки правонарушений.
Когда у человека случается сердечный приступ, его жизнь зависит от того, как скоро прибудет медицинская помощь. Вы бежите к таксофону. Вот она будка. Но, что вы видите? С аппарата свисает сиротливо обрезанный провод. Трубки тоже нет. Кто-то варварски испортил телефон, «позаимствовал» трубку. Вы бежите к следующему телефону, теряете время, а больной остается один на один со своей болезнью. Далеко не всегда запоздалая помощь может спасти ему жизнь. Подростки, которые портят телефонные аппараты, срезают трубки, де-лают ложные сообщения о готовящихся террористических актах, отнюдь не шалуны, не озорники, даже если им самим это кажется всего лишь развлечением. Они совершают уголовное преступление, повреждают и похищают государственное имущество, мешают людям пользоваться общественной телефонной связью. Тот, кто портит телефонный аппарат, может косвенным образом способствовать гибели человека, не получившего вовремя медицинскую помощь. Не менее опасны для людей и такие «игры», как бросание камней в окна электричек, подкладывание на рельсы различных предметов. Подростки, которые видят в этих действиях признак какой-то особенной смелости, забывают о том, что, играя подобным образом, они наносят государству большой материальный ущерб, создают опасность для здоровья пассажиров. Органы полиции ведут борьбу с этими правонарушениями, но важно вам самим осознать общественную опасность подобных действий, понять, что целясь камнем в окно проходящего поезда, мешая его движению, они поднимают руку на все общество, становятся его врагами, преступниками.
Самым распространенным преступлением среди несовершеннолетних является кража. Младшие подростки, совершающие такие преступления, как хулиганство, кража, грабеж, чаще всего идут на поводу у более взрослых друзей по уличным компаниям, которые бессовестно используют их в своих корыстных целях. Младшие члены таких отрицательно направленных групп ошибочно считают, что послушание старшим, даже самым испорченным — это закон дружбы. Многие из них не находят в себе силы, чтобы отказаться от того, что их заставляют делать. Им льстит фальшивое доверие старших. А оно оказывается, как правило, обыкновенной спекуляцией на дружбе, чтобы выгородить себя, облегчить достижения своих низменных целей. В судебной практике известны случаи, когда взрослые члены уголовных групп заставляли несовершеннолетних друзей брать на себя чужую вину, сознаваться в том, что совершили другие. Такова истинная цена дружбы, которую навязывают несовершеннолетним и опытные правонарушители. Об этом не стоит забывать ребятам, доверчиво присоединяющимся к сомнительным уличным компаниям. Как показывают исследования, далеко не все подростки осведомлены о том, с какого возраста наступает уголовная ответственность. Многие из них считают, что предстать перед судом за правонарушения могут только совершеннолетние, т.е. достигшие 18 лет. Некоторые учащиеся не имеют четкого представления, что за правонарушения уголовную ответственность несут они сами. Иные полагают, что за их проступки должны отвечать взрослые. Так, на вопрос: кто должен нести ответственность за хулиганство несовершеннолетних? — лишь 17 % из 2000 школьников ответили: «Сами несовершеннолетние». Порою на уроках, на лекциях ученики задают вопрос: почему несовершеннолетние подлежат уголовной ответственности, ведь они же еще не стали взрослыми? При определении возраста, с которого наступает уголовная ответственность, действующее законодательство учитывает, прежде всего, возрастные возможности и особенности несовершеннолетних. 14 лет — это старший подростковый возраст. Достигнув его, ребята уже вполне осознают последствия своих действий и поступков. Они уже достаточно осведомлены о том, за какие поступки наказывают, и какие действия поощряют. Их жизненный опыт включает обыденные представления о простых нормах морали, о правовом регулировании — со стороны государственных органов — общественной жизнью. Достаточно высока мера их личной ответственности за свои поступки. В этом возрасте активно складывается мировоззрение.
Установление возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не означает, что дети до 14 лет могут вести себя безответственно, делать то, что им заблагорассудится. То, что запрещено Уголовным кодексом, запрещено для всех, независимо от возраста. Иное дело, что к детям до 14 лет по закону не может быть применено уголовное наказание — такое, как помещение в ВТК. Но не следует забывать, что, кроме уголовной ответственности, существуют иные виды ответственности, в частности и такие, как моральная ответственность, ответственность перед родителями, коллективом, наконец, ответственность перед самим собой. И воспитывать в себе чувство ответственности нужно с самого раннего возраста.
К несовершеннолетним, признанным виновными в совершении преступлений, применяется либо наказание (т.е. привлечение к уголовной ответственности), либо применение принудительных мер воспитательного воздействия. Несовершеннолетним могут назначаться следующие наказания:
Штраф — назначается несовершеннолетним, объявленным полностью дееспособными, т.е. только при наличии самостоятельного заработка или имущества на которое может быть обращено взыскание. Как правило, не назначают штраф подросткам в возрасте от 14 до 16 лет, даже при наличии у них самостоятельного заработка или имущества.
Исправительные работы — назначаются несовершеннолетним, имеющим постоянную работу, в возрасте от 14 до 16 лет этот вид наказания не назначается.
Лишение свободы — строгое наказание, лица, которым не исполнилось 18 лет, помещаются в воспитательные колонии общего и усиленного режима, назначается за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Принудительные меры воспитательного воздействия также применяются к несовершеннолетним за совершение ими преступлений. В отличие от наказания они не влекут за собой судимости. Последствием неисполнения принудительных мер воспитательного воздействия является возможность привлечения его к уголовной ответственности.
Так что же такое мораль? Под моралью понимается множество норм, в том числе запретов, принятых в обществе. Например, защищая слабого, чело-век совершает моральный (нравственный) поступок. Большинство людей такой поступок одобрит, потому что люди, в основном, стремятся к добру. И наоборот, совершая поступок, не одобряемый в обществе (аморальный), человек чувствует всеобщее осуждение. Моральные нормы, в отличие от юридических, ни-где не записаны. Однако они более действенны. Можно определённо сказать, что если бы люди научились соблюдать моральные нормы, законы бы не по-требовались.
Некоторые могли бы назвать это идеалистической утопией, приводя массу аргументов в пользу большей действенности юридических норм по сравнению с моральными. Эти люди, как правило, сторонники жёстких мер. Но история показывает нам, что в прошлом отсутствовало даже понятие о правовых нормах, законах и, тем не менее, общество развивалось и строило свои взаимоотношения на моральных нормах. Конечно, это основано, прежде всего, на крепких обычаях и традициях, а также на сплочённости человеческих общностей.
Мы уже говорили о том, что основной базой выработки у подростков нравственности является семья.
Подростки, которые сплошь и рядом нарушают моральные нормы, ближе других к совершению правонарушений. Те, кто попадает в спецшколы или ВТК для совершеннолетних, как правило, отличались в школе следующими аморальными поступками: плохо учились, а потом и бросали школу; курили и вы-пивали; грубили и сверстникам, и взрослым; унижали маленьких и слабых даже без причин; старались выяснять отношения только с помощью силы; играли в карты, разрисовывали стены; портили школьное имущество, и т. п.
Для девочек кроме перечисленного характерно также стремление показать, что они уже «взрослые». Отсюда раннее использование зачастую очень вульгарной косметики, развязное поведение, ранние «любовные» связи, и т. д.
Один из основных факторов совершения подростками правонарушений – чувство безнаказанности. Подросток может совершить проступок, ещё не подозревая о его аморальности. Взрослые, прежде всего родители и учителя, должны адекватно реагировать на него, принимая соответствующие меры по недопущению подобного в дальнейшем.
Поступок как восхождение к субъектности. I часть //Психологическая газета
Отрывок из книги «Нравственность современного российского общества Психологический анализ», ответственные редакторы Журавлев Анатолий Лактионович, Юревич Андрей Владиславович
Категория поступка, несмотря на ее общеупотребительность, остается в психологии пока не разработанной ни по содержанию, ни по месту поступка в жизни человека. Обычно указываются такие его атрибуты, как осознанность, связь с нравственным самоопределением, понимание поступка как целостного акта, в котором интегрированы мотивация, действие, результат и оценка; указывается также, что личность (характер) в поступке проявляется и развивается. Поступок понимается как единица социального поведения, как особое действие в структуре деятельности, направленное на других людей или самого себя. Этих общих положений явно недостаточно для того, чтобы понять подлинное значение поступка.
Одним из наиболее эвристичных является понимание поступка С. Л. Рубинштейном, который определяет его следующим образом: «Поступок – это действие, которое воспринимается и осознается самим действующим субъектом как общественный акт, как проявление субъекта, которое выражает отношение человека к другим людям» (Рубинштейн, 1946, с. 543). В контексте этого определения психологический смысл поступка мы рассматриваем прежде всего в связи с реализацией потребности человека в целостности и подлинности.
Такой ложный способ достижения завершенности преодолен самим же Родионом Раскольниковым посредством поступков же, поскольку поступок всегда представляет собой не только достижение завершенности, но и преодоление ее. Ведь, по словам Бахтина, в «ответственном акте – поступке отвлечения от себя или самоотречения… я максимально активно и сполна реализую единственность своего места в бытии. Мир, где я со своего единственного места ответственно отрекаюсь от себя, не становится миром, где меня нет, индифферентным в своем смысле к моему бытию миром, самоотречение есть обымающее [?] бытие-событие свершение» (там же, с. 62).
Поступок – это мгновение, момент связи, соединения себя, своей индивидуальной жизни, судьбы, с жизнью Мира, момент свершения себя в Мире. И в то же время, это момент достижения своей человеческой подлинности, которая и обозначает, и отграничивает индивидуальность данного человека.
Индивидуальность явлена в подлинности и причастности поступка. Жизненный путь человека, его судьба и представляет собой череду поступков, в каждом из которых осуществлен момент одновременно и соединения человека с Миром, с абсолютным в нем, с образом человека вообще, и обретения своей индивидуальности и личной призванности вследствие переживания «участности» в событии Мира (термин М. Бахтина)*. В поступке человек предстает как двойной субъект: субъект собственной жизни и субъект социокультурный, исторический. Одновременно он и отчуждается от себя самого, становится трансгредиентным самому себе, актуализируя свою субъектность в Мире, и обретает себя самого, свою подлинность и индивидуальность. В поступке, таким образом, происходит развитие и осуществление субъектности.
Последнее означает, что действие может быть по своему смыслу антиподом поступка, выступать как «не-поступок» или «анти-поступок». «Не-поступок» есть отказ от самостоятельного, субъектного действия, как в отношении себя, так и в отношении Мира, то есть отрицание себя как субъекта, что актуализируется в подмене стремления к завершенности, индивидуальности стремлением к самодостаточности «человека в футляре».
* Так и Раскольников приходит к себе подлинному, к человеческому в себе не актами осознания,а «поступками», постепенно возвышаясь до открытия, что то, что он принимал за поступок, на самом деле таковым не было, а все подлинное в человеке свершается поступком любви.
Не-поступок является моментом отказа от себя, трагичным выбором зависимости, несвободы. Мотивом такого шага может быть страх перед миром и самим собой, страх перед принятием самостоятельных решений, перед ответственностью за себя, свою судьбу.
Глубинным смыслом, в контексте которого совершается не-поступок, является отсутствие у человека надежды и веры в возможность самоосуществления; в более широком плане речь идет об отсутствии у человека веры в Добро, Правду, Истину как в неких абсолютных сущностей.
Другой тип не-поступка связан с утратой своей целостности посредством ухода в абстракцию идеала, омертвения себя и другого в идоле долженствования. Этот тип отношения и действия особенно выражен в некоторых педагогических концепциях, например, в концепции воспитания всесторонне и гармонически развитой личности. Здесь идол хорошего ребенка, идеального ребенка поглощает подлинность действительного ребенка, лишает его возможности совершать поступок, в котором и свершается его целостность, реализуется его «не-алиби бытие». В этом смысле ошибка участного действия не является не-поступком или антипоступком. Это всего лишь ошибка, на которую имеет право каждый, ищущий своей подлинности и завершенности. И наоборот, ритуальная правильность действий «представителя» идеального ребенка, родителя, учителя, политика и т. д. становится содержанием не-поступка.
В обоих случаях человек утрачивает свою субъектность, он превращается в функцию, в вещь, в элемент некоего абстрактного целого. Антипоступок также представляет эрзац-попытку достижения целостности, однако эта попытка оборачивается для человека целостностью самоизоляции, поскольку антипоступок мотивирован сугубо эгоцентрическими побуждениями, то есть он, по-видимому, характерен для человека несоциализированного или утратившего по каким-либо причинам причастность к некоторому Мы. Речь идет здесь как раз о том, что М. М. Бахтин обозначал как «самозванство» в жизни, «одержание бытием» (Бахтин, 1986). Если в поступке человек выступает как двойной субъект: субъект собственной жизни и субъект исторический (социокультурный, Мира), если в не-поступке человек утрачивает свою субъектность, то в антипоступке он становится эгоцентрическим субъектом, его эрзацем, противопоставляющим себя Миру и потому ограниченным в своей субъектности. Мир представлен эрзац-субъекту как объект манипуляций.
Эрзац-субъектность порождается в том числе психотехнологиями, призывающими клиента «любить себя», «гордиться собой», поскольку этот совет равнозначен призыву любить себя во всем своем эгоцентризме, в потакании своим пристрастиям, своей «свободе от», в то время как подлинная субъектность есть реализация «свободы для» ответственного принятия решения участным сознанием и совершения ответственного поступка в своем не-алиби бытии. Еще одна категория, применяемая в контексте представлений о поступке, – проступок. В этом слове подчеркивается нечаянность, непреднамеренность действия, при котором человек переступает через Благо или преступает его. Оно синонимично слову «оступиться». «Совершить проступок – то есть провиниться, погрешить в чем, сделать недолжное» (Даль, 1907, с. 1347). «Проступок – вина, прегрешение, нарушение долга, правил, законов, запрещенное властью действие», – пишет В. Даль (там же). И в другом месте он говорит: «Проступок есть легкое нарушение закона, а преступление – более важное» (там же, с. 1033). Проступок ситуативен, это ошибка неопытности, апробирования своих возможностей. Он может быть обусловлен неумением владеть собой, может быть следствием страсти и т. д. Совершая проступок, человек может испытывать стыд, досаду, он может и оправдывать себя неопытностью или особенностями характера, но при этом он продолжает испытывать недовольство собой. Иначе говоря, в проступке человек не утрачивает субъектности и не превращает Мир в объект манипуляций.
Иная картина наблюдается при не-поступке или антипоступке. Здесь происходит, как правило, вполне сознательный выбор позиции, жизненной установки. В качестве модели выделенных нами типов поступков и отношений представляет интерес психологический анализ поведения героев трагедии Софокла «Антигона». Исмена, сестра Антигоны, в ответ на предложение Антигоны разделить с ней «труд и кару» (похоронить мертвого брата Полиника вопреки запрету царя Креонта) говорит: «Я не бесчещу заповедей Божьих, но гражданам перечить не могу», и в другом месте: «Смириться надо: в женской мы родились доле. Сверх сил бороться – подвиг безрассудный» (Древняя Греция, 1995, с. 114). Решения здесь принимаются рассудком, по выгоде или на основе корпоративной морали, конформистски. Человек как бы заранее отказывается от возможности быть собой, от субъектности, отчуждает себя от действия и принятия решения. Антигона же, принимая решение похоронить брата, произносит: «Кто уличить в измене долгу нас посмеет… Меня и он (Креонт) не может прав моих лишить» (там же). В конфликте между Земным и Небесным, между Совестью и страхом перед нормой, правилом, последствиями Антигона выбирает поступок, Исмена – не-поступок. Выбор же Креонта – антипоступок: «Кто круто горд, тот скоро упадет. И малая узда смиряет пылкого коня: не следует кичиться тем, кто сильному подвластен», – внушает он Антигоне; и затем обращается к старцам: «Раз провинилась, мой закон поправ; гордясь содеянным и надо мной глумясь вторично. Нет, не отдам ей власть мою на поруганье» (там же, с. 118). Подлинным мотивом действий Креонта (отказа признать неразумность своего запрета на погребение Полиника) является вовсе не восстановление справедливости («Нельзя злодеев с добрыми равнять» (с. 119)), но то, что «Она, одна из всех, осмелилась нарушить мой приказ» (с. 121). Здесь решение принимается на основе сугубо эгоцентрических побуждений, выбор Креонта откровенно циничен, и этот цинизм антипоступка неизбежно прорывается сквозь флер якобы отстаивания справедливости. Только страх перед последствиями, перед гневом богов, вестником которого является пророк Тиресий, вынуждает Креонта одуматься… Но поздно. Попытки Тиресия и Гемона, сына Креонта, обратить Креонта к «Разуму», к «завету Правды» не могут прорваться сквозь «спесь» и «разнузданный произвол». Действия же Гемона («убил себя в укор отцу» (там же, с. 128), узнав о гибели Антигоны) – это, скорее, проступок. Побуждения его благородны, однако гнев и отчаянье приводят к трагическим последствиям. «Его шаги торопит гнев, советник лютый» (с. 122), – провожает уходящего Гемона Корифей.
Конечно, в реальной жизни поступки людей не столь однозначны и схематичны, однако в трагедии Софокла обнаженно представлена модель отношений между людьми, смыслы и мотивы их выборов и поступков: участности в событии, или нейтралитета, или одержания бытием, самозванства в Мире.
Еще одна важная сторона анализа поступка в контексте восхождения к субъектности представляет собой понимание его как момента онтологизации универсальных ценностей. В психологической теории поступок часто отождествляется с действием в структуре деятельности. Однако он не вписывается в известную структуру деятельности хотя бы потому, что трудно обозначить цели или задачи поступков. У поступка нет цели в общепризнанном значении этого слова. Поступок, скорее, реализует чистый мотив, он осуществляется в контексте смыслов. Он совершается в каком-то смысле сам для себя, в этом отношении он близок к творчеству, причем речь идет о прокладывании своей судьбы, реализации своего призвания, о возделывании, со-творении собственной жизни.
Можно, например, согласиться с представлениями В.В. Столина о том, что поступок – это всегда выбор внутри определенной системы противоречащих друг другу мотивов, можно также отчасти согласиться с тем, что в результате этого выбора и собственно поступка происходит порождение конфликтных смыслов (Столин, 1983). Однако остается непонятным, зачем человек осуществляет выбор, что побуждает его делать этот выбор вновь и вновь, тем более что выбор этот неизбежно сопряжен с появлением конфликтных личностных смыслов, то есть сопровождается разнообразными негативными переживаниями. В поступке происходит преодоление «вещественного начала мира» и свершается свобода, поскольку он принципиально не прагматичен и цели его лежат не в вещном мире, а мире духа, системы ценностей. Поступок совершается для того, чтобы утвердить в мире, обозначить в нем, в каком-то смысле отчуждая при этом от себя, некую ценность, некие смыслы, так же как в картине художника или открытии ученого реализуется, обозначается и отчуждается образ мира или научная концепция автора (происходит «энтелехия» смыслов и ценностей). Причем в качестве материала для такого утверждения и обозначивания выступает жизнь самого субъекта поступка. Таким образом, именно в поступке мы имеем дело с авторским созиданием собственной жизни и судьбы. Человек становится автором своей жизни. (Например, основания духовной жизни, которыми и актуализируется возможность поступка как свободного выбора субъекта, изложены апостолом Павлом: «Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира. Ныне же познавши Бога, или лучше, получивши познание от Бога, для чего возвращаетесь к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? К свободе призваны вы, братия, только бы свобода (ваша) не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу. Я говорю: поступайте по духу. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны (Гал. 4: 3–5: 25). В поступке акт свободы свершается через авторское преломление вещного в духовном, через «вобрание» в себя духовным вещного. При этом поступок подчиняется не общепризнанным правилам, приличиям, нормам, но преодолевает их смыслами (смыслами приличий, норм, правил) и Совестью. Поступок может совершаться даже в ущерб собственной выгоде или вопреки общему мнению, поскольку он всегда, в конечном счете, есть деяние, осуществляемое наедине с собой (с Совестью) и само для себя, то есть результатом, продуктом поступка является сам человек и его Мир, «домостроительство», а не только изменения в самосознании. Модели полноценно функционирующей и самоактуализирующейся личности, например, в большей мере описываются через специфику переживаний, состояний, а не действий, тогда как «человек – сумма своих действий и поступков, а не сумма намерений» (Рождество. ..,1996).
В то же время поступок всегда есть действие, а не только стремление, или мысль, или переживание. Поступок может быть представлен в форме слова, произведения или собственно действия, однако в любом случае все формы поступка выполняют «иллокутивную» функцию, поскольку поступок всегда явление «знаковое», он содержит в себе некоторую силу воздействия как на самого поступающего, так и на мир вокруг него. Поступок воспроизводит вновь и вновь базовые ценности человека и его мира, он заставляет их быть, восстанавливает онтологичность ценности. В этом и состоит сила поступка как для самого человека, так и для мира – в поступке ценности становятся зримыми, очевидными, онтологичными. Причем эта сила обусловлена не только вещным или технологическим содержанием поступка, не только его вещественным результатом, но, скорее, социокультурным его контекстом, социокультурным смыслом. Например, поступок (или не-поступок, антипоступок) состоит не в том, что некто пишет (или не пишет) свою фамилию и ставит свою роспись под некоторым текстом: заявлением, докладной, доносом, то есть не в том, что этот некто оставляет следы на бумаге в форме определенного рода графем, и не только в том, какие вещественные результаты достигаются в итоге. Поступок – в том, что некто осуществляет данное действие, имеющее определенный смысл и социокультурный контекст.
значение — разница между актом и делом
спросил
Изменено 4 года, 8 месяцев назад
Просмотрено 14 тысяч раз
Я искал в Интернете, но не нашел удовлетворительного объяснения между актом и поступком.
Оба, похоже, имеют какое-то значение чего-то сделанного, хотя благодаря поиску в Google и этимологии единственное очевидное различие, которое я могу найти, заключается в том, что «действовать» слегка намекает на что-то большее в процессе выполнения. (хотя и не обязательно)
Конечно, между этими двумя словами должна быть большая разница. Если бы они означали одно и то же, то, конечно, не было бы нужды в двух словах, и я также знаю, что поступок и поступок не всегда можно поменять местами в предложениях, но какая тогда разница?
Я совсем запутался, надеюсь, кто-нибудь поможет мне и объяснит разницу. .. 4
Конечно, между этими двумя словами должна быть большая разница. Если бы они имели в виду одно и то же, то в двух словах больше не было бы нужды
В английском языке много близких синонимов, так что это вообще не следует. Это особенно верно, если учесть, что акт вошел в английский язык в конце среднеанглийского периода из французского, в то время как акт был в языке с самого начала древнеанглийского. Многие, но не все, кажущиеся излишествами в английской лексике имеют схожую историю происхождения.
Правда, есть различия в нюансах. Прежде чем мы будем использовать термин поступок , действие должно быть относительно выдающимся. Можно совершить особенно храбрый или благородный, или подлый, или злой поступок, но нельзя по-настоящему сделать ленивый, повседневный или обычный поступок. В последнем нет ничего технически неправильного, но это не будет идиоматическим использованием.
Точно так же есть некоторые различия в том, какие глаголы и предлоги используются с обоими. один не сделать действие, нельзя быть в деле ничем.
2Оба слова имеют другие значения как существительные, не связанные друг с другом. например, Акт парламента, Передаточный акт.
Более того, «действие» может использоваться как глагол, а «действо» — нет. (По крайней мере, не в этом смысле. С юридической точки зрения я думаю, что вы можете «передать» собственность кому-то». действовать’. И, как отмечает Джон Ханна, они привлекают разные глаголы и местоимения.
1Хотя я понимаю, что не принято отвечать на ваш собственный вопрос, я счел уместным опубликовать следующее как таковое, так как я провел дополнительное исследование после того, как прочитал другие ответы. Я сделал это, пытаясь еще больше различить два слова.
Поскольку я реконструирую значение обоих слов с помощью этимологического словаря, мне кажется, что действие исторически кажется несколько более связанным с движением, а поступок имеет историческое происхождение от записи чего-либо, особенно в смысле заложить что-то / оставить след в истории. В этом смысле также логично, что это слово очень часто употребляется в юридической сфере как форма письменного договора (уже в этом смысле в 14 веке). Кроме того, это помогает объяснить, почему выполнение черной работы, такой как стирка, может не рассматриваться как поступок, но объявление войны другой стране, безусловно, может рассматриваться как поступок (поскольку это может быть истолковано как новый контракт/нарушение старого контракта). ).
действовать (протоиндоевропейский корень *ag- «водить, вытягивать или вперед, двигаться») поступок (праиндоевропейский корень * dhetis, от * dhe- «место, положить») (etymonline.com)
не смог опубликовать следующую часть в качестве комментария, поэтому пишу здесь. Несколько вопросов, на которые, я надеюсь, ответит кто-то из других носителей английского языка, чтобы еще больше различить эти два слова.
1 Будут ли следующие примеры считаться правильным/неправильным английским языком?
- Акт лежания
- Акт стояния на месте
- Акт мышления
- Акт рыцарского поединка
(Лично я считаю, что все четыре варианта английского языка приемлемы, хотя можно возразить, что первые три могут быть технически ошибочными. )
2 Будут ли следующие примеры считаться правильным/неправильным английским языком?
- убийство человека — злодеяние
- уходя с места убийства, он знал, что совершил злодеяние
- Отрезание уха Ван Гогом можно рассматривать как необычный поступок.
(не знаю, является ли это приемлемым/ошибочным английским языком, я думаю, приемлемым)
3 насколько я правильно понимаю, следующие предложения не считаются правильными английскими, и слово поступок должно быть заменено на действие в следующих предложениях
- Брут совершил убийство Юлия Цезаря (исторически несколько неточное, я знаю)
- убийство Юлия Цезаря
Когда вы описываете что-либо как действие , вы отличаете его от других, более имманентных понятий, таких как план , мотив , намерение .
Когда вы описываете что-либо как действие , вы отличаете его от действия из-за его заметности, постоянства или сложности.
Включите свет — это действие . Вы на самом деле сделали это, что отличается от простого желания, чтобы свет был включен, или от кого-то другого, чтобы он включил его для вас, но это не имеет значения.
Восхождение на Эверест — это подвиг; убийство эрцгерцога — дело. Незначительный поступок на самом деле вовсе не поступок.
Разобьем на действие и реакцию. Действие требует обдумывания, «подумай, прежде чем действовать», поэтому, если ты думаешь, прежде чем действовать, то это «дело», и конечный результат может быть положительным или отрицательным, реакция импульсивна, «просто прыгай обеими ногами». «.
Однако действие может быть как положительным, так и отрицательным… так что в целом и вкратце это то, что «дела» обдумываются, а «действия» импульсивны… поэтому я всегда борюсь за все свои дела и действия имеют положительный результат и позволяют определить меня
Возможно, это реляционное. Действие оформляется только как одностороннее или с одной субъективной точки зрения (и объективно упоминается как единичное).
Поступок оформлен как динамика или влияние одного на другое. Акт ссылается на одно и то же действие, но с объективной или взаимно согласованной субъективной точки зрения.
Благотворительный акт только с одной точки отсчета. Дело милосердия отражает обмен и взаимное или совместное воздействие между субъектами.
Зарегистрируйтесь или войдите в систему
Зарегистрируйтесь с помощью Google Зарегистрироваться через Facebook Зарегистрируйтесь, используя электронную почту и парольОпубликовать как гость
Электронная почтаОбязательно, но не отображается
Опубликовать как гость
Электронная почтаТребуется, но не отображается
Нажимая «Опубликовать свой ответ», вы соглашаетесь с нашими условиями обслуживания и подтверждаете, что прочитали и поняли нашу политику конфиденциальности и кодекс поведения.
Действие vs дело: в чем разница?
При использовании в качестве существительных , действие означает что-то, сделанное для достижения цели, тогда как дело означает действие или поступок.
При использовании в качестве глаголов , действие означает действие по запросу и т. д., чтобы привести его в действие, тогда как действие означает передачу недвижимого имущества по документу.
Действие также является междометием со значением: Требование или обозначение начала чего-либо, обычно акта или сцены театрального представления.
проверьте ниже другие определения Действие и Дело
Действие как существительное :
Что-то, сделанное для достижения цели.
Действие как существительное :
Способ движения или функционирования.
Примеры:
«Замесите хлеб раскачиванием».
Действие как существительное :
Активность в быстром темпе.
Примеры:
«фильм, полный захватывающих действий»
Действие как существительное :
Механизм А; подвижная часть или узел.
Примеры:
«затвор винтовки»
Действие как существительное (музыка) :
Механизм, то есть набор подвижных механических частей клавишного инструмента, например фортепиано, который передает движение клавиши на звукоизвлекающее устройство.
Действие как существительное (сленг) :
половой акт.
Примеры:
«Она дала ему какое-то действие.»
Действие как существительное :
Расстояние между струнами и грифом на гитаре.
Действие как существительное (военный) :
Боевой.
Примеры:
«Он видел боевые действия в Корейской войне.»
Действие как существительное (юридическое) :
Обвинение или иной процесс в суде (также называемый иском и иском).
Действие как существительное (математика) :
Отображение пары математических объектов на один из них с учетом их индивидуальной структуры. Спаривание обычно представляет собой декартово произведение или тензорное произведение. Говорят, что объект, который не является частью вывода, воздействует на другой объект. В любом данном контексте действие используется как аббревиатура для более полного названного понятия, такого как групповое действие или действие левой группы.
Действие как существительное (физика) :
Произведение энергии и времени, особ. произведение лагранжиана и времени.
Действие как существительное :
Событие или связанный ряд событий, реальных или воображаемых, составляющих предмет пьесы, стихотворения или другого произведения; развертывание драмы событий.
Действие как существительное (искусство, живопись и скульптура) :
Отношение или положение нескольких частей тела, выражающее изображаемое чувство или страсть.
Действие как существительное (боулинг) :
спина на шар для боулинга.
Действие как существительное (деловое, устаревшее, галлицизм) :
Доля в уставном капитале акционерного общества или в государственных фондах.
Действие как глагол (переходный, управленческий) :
Действовать по запросу и т. д., чтобы привести его в действие.
Действие как глагол (переходный, главный, архаичный) :
Чтобы возбудить судебный иск против кого-либо.
Акт как существительное :
Действие или поступок; что-то делается.
Акт как существительное :
Смелый или достойный внимания поступок; подвиг или подвиг.
Акт как существительное :
Действие или факт, а не риторика или обсуждение.
Примеры:
«Я выполнил свое обещание словом и делом».
Акт как существительное (юридический) :
Юридический договор, показывающий залог в виде документа.