Методика Дембо-Рубинштейн: исследование самооценки личности
Главная » Семья » Психология личности
Опубликовано:
Методика Дембо-Рубинштейн применяется в психологии для исследования таких характеристик индивида, как адекватность самооценки, уверенность в себе, уровень притязаний. Суть методики сводится к самостоятельной оценке определенных качеств своей личности при помощи визуальной шкалы. Оценка индивидом своей личности меняется под влиянием событий, нового опыта и других факторов. Уровень оценки колеблется в зависимости от текущих достижений и неудач. Методика, разработанная Т. Дембо и С. Рубинштейн, считается одной из самых достоверных и надежных при определении самооценки.
Содержание
- Понятие самооценки
- Описание методики
- Пример проведения тестирования
- Интерпретация результатов
Понятие самооценки
Самооценка – мнение личности о себе, о своих способностях, возможностях, перспективах, рассматривается в рамках самосознания, определяется при помощи различных методик, основанных на исследовании отношения индивида к разным психологическим категориям. Оценка своей личности отражает представление индивида об уровне своей значимости в пределах социальной группы.
Самооценка рассматривается как достояние индивида. Люди стремятся к высокой оценке своих способностей и личностных качеств наравне с реализацией потребностей быть здоровыми, обладать благосостоянием, свободно выражать мысли. В рамках понятия самооценка затрагиваются психологические понятия:
- Осознание своей сущности.
- Доверие, уважение к себе.
- Чувство достоинства.
- Удовлетворенность собой.
Оценка собственной значимости сводится к эмоциональному переживанию, которое возникает по поводу своих достоинств и недостатков. Аффективная реакция проявляется в приятии или отвержении себя. Исследование самооценки проводится в контексте Я-концепции, которая отражает совокупную характеристику индивида, составленную им самостоятельно. Компоненты Я-концепции:
- Образ Я (восприятие личностью себя, представление о себе).
- Самооценка (эмоциональная оценка себя, обусловленная восприятием своей личности, аффективные проявления разной степени выраженности в зависимости от реакции на конкретные черты характера).
- Предполагаемая поведенческая реакция (действия, которые спровоцированы оценкой своей личности).
Представления о своей личности кажутся достоверными независимо от того, насколько они объективны. Описывая себя, человек словами выражает восприятие своей личности, выделяя отдельные свойства характера и особенности поведения в разных (например, в ролевых или статусных) ситуациях. Оценка своей личности способна детерминировать внутренний комфорт или дискомфорт индивида, сопряженный со степенью удовлетворенности своей личностью.
Описание методики
Методика Дембо-Рубинштейн создана американским психологом Т. Дембо. Опросник разработан для выявления мнения индивида о своем счастье. После модификации опросника он стал применяться для определения самооценки личности. Методика используется в практике врачей-психотерапевтов и научных исследованиях.
В варианте, доработанном психологом С. Рубинштейн, представлены 4 основные оценочные категории, отражающие состояние здоровья, уровень интеллекта, особенности характера и представление о счастье. Количество шкал-категорий варьируется в зависимости от задач тестирования. В рамках исследования самооценки рассматриваются такие характеристики, как ее уровень, адекватность, устойчивость.
Расширение круга оценочных категорий происходит при помощи добавления таких, как «профессиональная пригодность», «авторитет», «будущее», «социальные взаимосвязи», «внешность», «успех в жизни», «воля» и других. Респондент может предлагать категорию теста самостоятельно, если считает определенное свойство, качество характера важным в контексте личной мотивации, целеполагания и достижения целей.
Набор шкал в рамках диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн расширяют за счет применения техники «Выбор ценностей». Испытуемому предлагается написать 10 ценностей, которые представляются приоритетными. Затем тестируемый ранжирует написанные категории в порядке значимости для себя. При определении оценки своей личности младшими школьниками по методике Дембо Рубинштейн целесообразно добавление таких шкал-категорий, как «почерк», «количество друзей», «общение со сверстниками».
Тестируемый определяет свое состояние, ориентируясь на выбранные шкалы в системе самооценки Дембо-Рубинштейн. При определении состояния учитывается степень выраженности свойства. Методика тестирования отличается простотой. На листе бумаги проводят черту вертикального расположения постоянной длиной 12 см, которой присваивается определенное свойство, например, «счастье».
Верхняя точка олицетворяет состояние, которое присуще счастливому человеку. Нижняя точка соответствует состоянию, которое наблюдается у несчастного человека. Индивид стремится к позитивным ценностям, расположенным наверху, стараясь избегать отрицательных ценностей, находящихся внизу. Тестируемый ставит метку на отрезке, определяя свое текущее состояние в соответствии с личными ощущениями.
Опуская отметку ниже, он акцентирует внимание на неудовлетворенности своим состоянием, поднимая выше демонстрирует ощущение довольства. Оценка, поставленная себе, субъективна. Выполнение теста и подсчет результатов – предварительный этап, который предшествует собеседованию. В ходе общения с психотерапевтом и обсуждения результатов нередко выявляется необходимость добавления дополнительной шкалы для получения развернутой картины представления о себе.
Современные психологи предлагают различные модификации методики Дембо-Рубинштейн. Например, в модификации, разработанной Л. Бороздиной, испытуемый проставляет на шкале 3 отметки в отличие от единственной отметки в стандартном варианте тестирования. Единственная отметка в тесте Дембо-Рубинштейн отражает реальную оценку своей личности.
В варианте Л. Бороздиной 3 отметки отражают реальную, эталонную (желаемую), достижимую (которую объективно можно достичь) оценку своей личности. Для выявления внутренних конфликтов после диагностики самооценки по системе Дембо-Рубинштейн применяют методику Хоппе для определения уровня притязаний. Сопоставление результатов обоих тестов помогает определить наличие или отсутствие внутренних конфликтов.
Пример проведения тестирования
Например, оценка состояния здоровья в рамках теста самооценки личности по системе Дембо-Рубинштейн в модификации Бороздиной осуществляется поэтапно по инструкции:
- Испытуемому показывают линию и объясняют, что в верхней точке располагаются люди, которые абсолютно здоровы, в нижней точке находятся больные.
- Испытуемому предлагают определить свое текущее положение на линии.
- Испытуемому предлагают определить желаемое положение, на основе представлений о том, какое состояние здоровья он бы хотел иметь.
- Испытуемому предлагают отметить положение, которое он мог бы достичь, приложив старания.
- Метки должны отличаться (крестик, горизонтальная черта, точка) во избежание путаницы при интерпретации результатов.
После проставления отметок проводится беседа с участником теста. В ходе общения выясняется аргументация испытуемого, который объясняет почему он поставил метки на определенной позиции. После интерпретации результатов исследования самооценки по методике Дембо-Рубинштейн выявляется отношение респондента к себе и окружающим людям. Психолог выявляет характеристики респондента:
- Критерии оценки своей личности, качеств характера.
- Порядок обоснования выбора определенного положения на линии.
- Мотивация при выборе дополнительных категорий.
- Доводы и аргументы, объясняющие разницу или отсутствие дифференциации между самооценкой в парах – реальная и эталонная, реальная и достижимая, эталонная и достижимая.
В ходе общения выясняются особенности личности респондента, его образ мыслей. Например, психотерапевт может задать вопрос, почему испытуемый относит себя к группе наиболее здоровых людей, каких людей он считает наиболее больными, почему он не причисляет себя к группе вполне здоровых людей, если отметка находится между средним и высоким уровнем на линии шкалы.
Интерпретация результатов
В процессе интерпретации результатов исследования самооценки по методике Дембо-Рубинштейн учитываются реальные, эталонные и достижимые оценки, выбранные испытуемым. Например, длина промежутка, который составляет разницу между эталонной и реальной оценкой, а также положение достижимой оценки относительно эталонной и реальной свидетельствуют об уровне оптимизма респондента. Итоги тестирования подводятся на основании расположения отметки реальной самооценки и зависят от степени ее удаленности от нижней крайней точки шкалы:
- Промежуток 0-40 мм. Низкая самооценка.
- Промежуток 40-80 мм. Заурядная самооценка.
- Промежуток 80-120 мм. Высокая самооценка.
Уровень общей самооценки выявляется при попадании около 60% отметок в один из указанных диапазонов. Если при сопоставлении совокупных результатов тестирования на разных шкалах невозможно отнести большинство отметок к определенному диапазону, речь идет о лабильной (переменчивой, подвижной, неустойчивой) самооценке.
Степень удовлетворенности определяется посредством сравнения профилей, отражающих реальную и эталонную самооценку. Чем больше расхождение, чем меньше удовлетворенность собой. И наоборот, при малом расхождении результатов уместно говорить о высокой степени удовлетворенности.
Устойчивость результатов проверяется методом повторного тестирования спустя 14 дней. О неустойчивости мнения о себе свидетельствует расхождение результатов больше чем в половине шкал-категорий. При этом степень отклонения расположения отметки при повторном тестировании должна быть не меньше, чем полсектора.
Методика изучения самооценки Дембо-Рубинштейн позволяет получить представление об оценке индивидом своей личности, о степени удовлетворенности собой, уровне притязаний и наличии внутренних конфликтов.
0 300 просмотров
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. ПрихожанДанная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание. Проведение исследования Инструкция. “Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:
На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя”. Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой. Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10—12 мин. Обработка и интерпретация результатов Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).
А. уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»; Б.высоту самооценки — от «о» до знака «—»; В.значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.
Уровень притязаний Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности. Высота самооценки Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку. Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий. В табл. даны количественные характеристики уровня притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.). Таблица. Количественные характеристики уровня притязаний и самооценки учащихся 7-10 классов городских школ.
Комплекс методик диагностики одаренностиКомплекс методик диагностики одаренности. Диагностика одаренности является актуальной и сложной проблемой для большинства специалистов, как педагогов, так и психологов. Это обусловлено множеством причин, таких как многообразие видов одаренности, психологические особенности самого ребенка (застенчивость, тревожность, низкая самооценка, стресс, недоверие к тестирующему), некомпетентность специалиста. Существует множество психологических методик, направленных на выявление одаренности. К ним относятся такие методы как наблюдение, беседа, тесты интеллекта, креативности, способностей, мотивации, личностных особенностей. Зачастую это многообразие также усложняет процесс выявления одаренности. Российский психолог А.И. Савенков, занимающийся проблемой детской одарённости в сфере исследовательской деятельности, предлагает диагностическую модель одарённости, опирающуюся на принципы комплексного оценивания; долговременности; использования тренинговых методов; учёта потенциальных возможностей ребенка; принцип опоры на экологически валидные методы диагностики; участия разных специалистов; участия детей в оценке собственной одарённости. Опираясь на положение современной образовательной политики, согласно которой одарен каждый, педагогу в тандеме с психологом образовательного учреждения важно выявить у ребенка, соответствующий ему вид одаренности, то есть наличие определенных способностей (исследовательские, академические, художественные, спортивные). Ниже представлен набор методик, позволяющих выявить определенные способности у ребенка, на основе которых можно построить профиль одаренности и спланировать дальнейшую развивающую или коррекционную работу.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Психодиагностическое обеспечение оценки сформированности ууд в основной школе «Кто Я?» (М. Кун), методика «Самоанализ. Кто Я? Какой Я?» (И. В. Дубровина), диагностика самооценки и уровня притязаний» (С. Я. Рубинштейн),… | Методика «нарисуй себя» Данная методика разработана А. М. Прихожан и З. Василяускайте и предназначена для диагностики эмоционально-ценностного отношения. .. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методика «Нарисуй себя» Данная методика разработана А. М. Прихожан… Данная методика разработана А. М. Прихожан и Василяускайте, и предназначена для диагностики эмоционально ценностного отношения к… | Психология К психике относятся также интересы и способности человека, его темперамент и характер. Как протекают процессы восприятия, чувства,… | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Исследование состояния психических функций Диагностическая методика составлена Т. Н. Волковской на основе модификации диагностического комплекса О. Н. Усановой и нейропсихологической… | Методика «интеллектуальная лабильность» или умение переключаться Цель: Исследование лабильности, т е способности переключения внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение… | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Диагностика познавательных универсальных учебных действий Методика… Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. | Операционная инструкция В технологической части, реализованной в виде отдельной главы, содержится описание технологии выполнения операций и использования… | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методика определения токсичности воды и водных вытяжек из почв, осадков… Методика основана на определении смертности и изменений в плодовитости цериодафний (Ceriodaphnia affinis, Cladocera, Crustacea) при… | Методика «мэдис» Экспресс-диагностика интеллектуальных способностей… Данная методика предназначена для быстрого ориентировочного обследования уровня интеллектуального развития детей 6 7 лет | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методика освидетельствования контрольно-кассовой техники программно-технический… Данная методика разработана с учетом следующих нормативно-правовых актов и документов | 2. Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний детей-инвалидов по зрению Актуальность проблемы изучения личностного развития ребенка-инвалида средствами социально-культурной деятельности определяется, во-первых,. .. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рабочая программа по английскому языку разработана на основе авторской… | Организация туристической работы со школьниками Настоящее пособие предназначено для начинающих руководителей детских туристических и туристско-краеведческих объединений, имеющих… | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Т. Н. Тихомирова Развитие способностей в социальной среде: предсказания… Работа представляет собой многоплановое исследование механизмов влияния социальной среды на формирование различных функций когнитивных… | Инструкция 1 «Что надо знать и помнить, чтобы сберечь здоровье» Это важно знать всем: как защитить себя, уберечь свое здоровье и жизнь, спасти родных, детей, близких и друзей |
диагностика, описание методик «Лестница» и «Светофор» для оценки уровня морально-эмоциональной самооценки
Самооценка
- Особенности формирования самооценки
- Популярные методы диагностики
- «Лестница»
- «Светофор»
- Методика А. В. Захарова
- Другие способы исследования
- Интерпретация результатов
Важнейшим регулятором поведения человека, его активности в обучении, труде, общении и самовоспитании является самооценка. Диагностические исследования помогают субъекту достичь объективной самооценки, научиться контролировать и критически оценивать свои действия, находить ошибки и пути их устранения.
Особенности формирования самооценки
У любого человека есть склонность сравнивать себя с другими людьми. На основе этого формируется его самооценка. Само понятие включает в себя оценку человеком своих качеств, возможностей, способностей и особенностей собственной деятельности … Самооценка имеет свойство изменяться в зависимости от успехов в учебе и работе, от принадлежности к определенной возрастной группе.
На ранних этапах развития малыш прежде всего оценивает личные физические качества и возможности. … Ребенок считает себя умным, сильным, красивым и большим человеком. Позже он начинает осознавать свои поступки, поступки, практические навыки и нравственные ценности. Отношения между ребенком и родителем имеют большое влияние. Тяжелое эмоциональное состояние переживают подростки, которые начинают ощущать себя зрелой личностью и ощущают угнетение от ограничения своей воли и постоянного контроля со стороны взрослых. Подростковая самооценка подвергается серьезному испытанию.
Дети с адекватной самооценкой общительный, активный, находчивый, не лишенный чувства юмора. Они охотно идут на контакт с другими. Низкое восприятие себя ведет к пассивности, мнительности, чрезмерной ранимости и обидчивости. Страх быть хуже других детей приводит к отказу от участия в различных мероприятиях. Малыши с завышенной самооценкой часто проявляют агрессию по отношению к другим детям, ведь другие должны подчиняться только им и делать так, как они этого хотят.
Личность формируется в результате социальной адаптации. Самоуважение отражается во взаимодействии с незнакомцами. Влияет на дальнейшую судьбу человека.
Чтобы двигаться вперед, нужно укреплять и воспитывать уверенность в себе, в собственных возможностях. Узнать свою самооценку можно с помощью различных методик.
Популярные методы диагностики
Проверить уровень развития самооценки у детей и взрослых можно с помощью различных диагностических методик. Помогают получить целостное представление о возрасте и индивидуальных вариантах оценки себя.
«Лестница»
Этот метод предполагает выявление общего отношения ребенка к себе и того, как, по его мнению, относятся к нему окружающие. Т ест может быть использован для диагностического исследования детей от трех лет и старше. Для проведения диагностики вам понадобится деревянная или нарисованная 10-ступенчатая лестница, фигурка человечка, лист бумаги и карандаш. Сначала ребенку предлагают посадить детей на лестницу: лучших друзей посадить на верхнюю ступеньку, а, соответственно, очень плохих детей – на нижнюю ступеньку.
Затем малыш обязан поставить фигурку человека там, где он сам заслуживает сидеть. Ребенок должен объяснить, почему был выбран именно этот шаг. Затем малыш определяет, куда его положат родные: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат, друг. Ребенок должен прокомментировать, почему кто-то из близких не поставит его на верхнюю или нижнюю ступеньку. Затем он должен угадать, где будут размещены остальные члены семьи брата или сестры. Все варианты этих позиций фиксируются на нарисованной лестнице.
На разговор с ребенком уходит около получаса.
«Светофор»
С помощью цветных дорожек можно определить уровень уверенности ученика в выполнении задания и ответе на вопрос … Ребенок выбирает один из трех цветов, отмечает ими домашнюю или классную работу. Красный цвет сигнализирует о беспокойстве, вызванном большими трудностями при выполнении упражнения или решении проблемы. Желтый цвет означает, что ребенок не совсем понял тему. Зеленый тон свидетельствует о полном понимании изучаемого материала. Учитель, проверяя тетради, понимает, кто из школьников в каком вопросе нуждается в помощи. Во время урока ученик поднимает красных, желтых или зеленых карточек … «Светофор» позволяет учителю сориентироваться, готов ли класс двигаться дальше.
Методика А. В.
ЗахароваДанная методика позволяет определить эмоциональный уровень ребенка при оценке себя. Для этого испытуемому предлагается ряд графически изображенных кругов, изображающих людей. Респонденту необходимо поместить себя в один из восьми кругов.
Следующий элемент теста — большой мяч, окруженный маленькими шариками. Сам предмет помещается в центральный шар. Родственники, друзья и учителя должны быть размещены в остальных кругах. На третьей картинке изображен равнобедренный треугольник, в вершине которого условно родители, в левом углу — учитель, в правом — друзья. Необходимо поставить точку, где респондент представляет свое местонахождение. Четвертый тест предполагает поиск своего места в большом кругу и его закрепление. И, наконец, в заключение ребенку предлагается еще одно задание. Рисуется пять кругов и под ними в центральной части еще два круга. Малыш должен представить, что он находится в нижнем ряду. Ему нужно выбрать один из двух мячей и поместиться в него.
Другие способы исследования
Методика С. А. Будасси позволяет провести количественный анализ самооценки личности подростка и взрослого человека. Основан на методе ранжирования. Из 48 предложенных слов испытуемому предлагается выбрать 20 предпочтительных и нежелательных черт личности, присущих идеальному человеку. Положительные черты должны располагаться в верхней части таблицы, а непривлекательные — в нижней. Далее следует аналогичное ранжирование 20 качеств, характерных для самого респондента. Предлагаемый метод раскрывает реальное представление личности о себе и стремление к тому, кем бы он хотел стать. Методика позволяет измерить величину разрыва между уровнями притязаний и самооценки.
Тест Дембо-Рубинштейна не ограничивается анализом личностных качеств. Учитываются умственные способности, черты характера, уровень здоровья и счастья. Испытуемому предлагаются 4 вертикальные шкалы с этими показателями. На всех линиях нужно найти точки, где человек чувствует себя в данный момент, и на каком уровне, с учетом собственных возможностей, он мог бы находиться. Каждый масштаб равен 10 см. Недостатки сосредоточены внизу, достоинства — вверху. Респондент отмечает крестиком точку нахождения на линии качества, расположение которого вызвало бы у него удовлетворение и гордость за себя. Прочерк обозначает уровень, присущий респонденту в данный момент времени.
Для теста можно использовать 7 шкал, символизирующих уровень умственных способностей, основные черты характера, здоровье, внешний вид, авторитет среди сверстников, умение что-то делать своими руками и уверенность в себе.
Интерпретация результатов
Анализируя полученные в ходе методики «Лестница» данные, психологи устанавливают отношение ребенка к себе. Обычно дошкольники и младшие школьники располагаются наверху лестницы. Считают себя хорошими детьми, но при этом часто не могут обосновать свой выбор. Если ребенок ставит себя на одну из трех верхних ступеней, то это свидетельствует о завышенной самооценке. Если он на 4-7 шагах, то малыш адекватно себя оценивает. Нижние три ступени означают недооцененное восприятие себя.
Малыш может недооценивать свои возможности и способности в результате недавней ссоры с близкими людьми. Это снижение показателей временное. В ходе разговора необходимо выяснить стабильность полученных данных. Критически низкая самооценка свидетельствует об эмоциональном напряжении из-за частых жалоб со стороны учителей, неодобрительных отзывов сверстников и осуждения родителей.
Интерпретация данных, полученных в результате исследования по методике А.В. Захарова выглядит следующим образом:
- в первом тесте нормой является указание третьего и четвертого кружков, выбор первого балла означает завышение самооценки, указание 6,7 и 8 кружков свидетельствует о низком самовосприятии ;
- второе тестовое задание помогает определить отношения с окружающими: ребенок чувствует превосходство над близкими, находящимися в нижних ярусах, и испытывает давление на себя со стороны людей, поставленных в верхние ярусы;
- третий тест определяет вовлеченность ребенка в окружающий мир и степень близости с разными категориями людей, при этом, если респондент находится вне треугольника, то он не заинтересован в социальных контактах и, возможно, испытывает отторжение со стороны общества;
- в четвертом задании поставить себя в самый центр круга означает высокую степень эгоцентризма, которая обычно свойственна дошкольникам, но не детям школьного возраста;
- последний тест свидетельствует об осознании своей уникальности при размещении себя в правом круге и о признании своего сходства с другими при указании на левый шар.
Метод С. А. Будасси позволяет выявить разницу между реальными и идеальными представлениями субъекта о себе. Восприятие собственной личности основывается на объективных знаниях и субъективном мнении, которые не всегда адекватны. Индивид иногда приписывает себе качества, которые ему не свойственны. Оценка себя осуществляется путем сопоставления личных желаний с реальными результатами своих действий, а также сравнения с другими.
Для расчета коэффициента показателя степени восприятия субъектом самого себя необходимо сначала вычислить разницу в рангах по каждому качеству. Затем вам нужно выполнить действие возведения их в квадрат. Затем сумму квадратов разности, полученную из ранжирования, следует умножить на 0,00075. Так как коэффициент отношения рангов может быть в диапазоне от -1 до +1, то нужно от единицы вычесть полученный ранее результат.
Адекватная оценка себя связана с самооценкой и осознанием собственной полезности. В этом случае человек принимает себя личностью. Значение коэффициента корреляции с положительным восприятием себя составляет от +0,38 до +1. Преуменьшение означает негативное отношение к себе, неприятие себя, чувство неполноценности. Тогда значение коэффициента рангового отношения находится в пределах от -0,38 до -1.
В технике Дембо-Рубинштейна определение среднего значения показателей уровня самооценки и степени притязаний проводится по четырем или семи шкалам. Размер одной линии составляет 100 мм, что соответствует 100 точкам.
Степень притязаний измеряется в миллиметрах от самой нижней точки до крестовины. Высота оценки восприятия себя – это расстояние в миллиметрах от низа строки до линии, изображенной респондентом.
Николаев Е.Л., Поверинов И.Е. Особенности двигательной активности российских и иностранных студентов: мотиваторы, барьеры, самооценка
Интенсивная двигательная активность связана с хорошим здоровьем и самочувствием личности, а ее проявления у студентов могут иметь гендерные и социокультурные особенности. Цель исследования — выявление особенностей двигательной активности российских и иностранных студентов регионального вуза через оценку ее мотиваторов, барьеров и взаимосвязи с показателями самооценки, знание которых может быть положено в основу построения персонализированные профилактические программы укрепления здоровья.Материалы и методы. Проведен онлайн-опрос среди 423 российских и иностранных студентов регионального вуза с использованием Опросника физической активности Година-Шепарда в свободное время с использованием Шкалы мотиваторов и барьеров Эштона и модифицированной методики Дембо-Рубинштейна. Полученные данные подвергали статистической обработке с расчетом критерия Стьюдента t , хи-квадрата и коэффициента корреляции Пирсона.
Результаты. Выявлено, что две трети опрошенных имеют оптимальный уровень физической активности, а ее мотиваторы (стремление к улучшению здоровья, физической формы и тела) и барьеры (нехватка времени) универсальны. Российские студентки вузов превосходят иностранных по продолжительности физических нагрузок, а иностранные девушки уступают иностранным юношам по частоте занятий. Выявлены барьеры, присущие российским девушкам: неподходящая погода и убеждение, что физическая активность — неподходящее занятие для женщин. В качестве барьера российские юноши назвали отсутствие условий для тренировок. Отличие российских юношей от иностранных заключается в том, что иностранцы обнаруживают положительную корреляцию между физической активностью, уверенностью в себе и физической привлекательностью.
Обсуждение и заключение. Полученные результаты могут быть полезны для преподавательского состава кафедр физического воспитания, медико-психологической службы вузов, организаций студенческого самоуправления. Рекомендуется, чтобы профилактические программы вуза были гендерно-ориентированными, культурологически ориентированными, направленными на нейтрализацию системы внутренних и социальных барьеров для посещения занятий и основанными на самооценковом потенциале студента.
Ключевые слова : русский студент, иностранный студент, физическая активность, мотиватор, барьер, самооценка
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Николаев Е.Л., Поверинов И.Е. Особенности физической активности российских и иностранных студентов: мотиваторы, барьеры, самооценка. Регионология = Российский регионоведение. 2020; 28(4):843-865. Doi: https://doi.org/10.15507/2413-1407.113.028.202004.843-865
Список литературы
1. Erdyneeva K.G., Nikolaeev E.L., Azanova A.A., nullina. ER Повышение качества образования за счет синергии преподавания и исследований. International Review of Management and Marketing , 2016; 6(1):106-110. Режим доступа: https://www.econjournals.com/index.php/irmm/article/view/1747 (дата обращения: 10.07.2020). (на англ. языке)
2. Дровников А.С., Николаев Е.Л., Афанасьев А.С., Иванов В.Н., Петрова Т.Н., Тенюкова Г.Г., Максимова Н.Л., Повшедная Ф.В. Технология оценки профессиональной компетентности учителей в процессе повышения квалификации. International Review of Management and Marketing , 2016; 6(1):111-115. Режим доступа: http://www.econjournals.com/index.php/irmm/article/view/1756 (дата обращения: 10.07.2020). (на англ.)
3. Захарова А.Н., Таланова Т.В., Николаев Е.Л., Семенов В.Л., Кузнецова Л.В., Хураскина Н.В., Горбунова П.Г. Роль экономических ценностей в системе ценностей и антиценностей старшеклассников. В: Материалы 33-й конференции Международной ассоциации управления бизнес-информацией, IBIMA 2019: Совершенствование образования и управление инновациями через Vision 2020 . 2019. с. 270-2710. Режим доступа: https://clck.ru/Rmanw (дата обращения: 10.07.2020). (на англ.)
4. Морова Н.С., Захарова А.Н., Таланова Т.В., Дулина Г.С., Николаев Е.Л. Психология личностной конкурентоспособности студентов в системе высшего образования. В: Материалы 30-й конференции Международной ассоциации управления бизнес-информацией, IBIMA 2017 – Vision 2020: Устойчивое экономическое развитие, управление инновациями и глобальный рост. 2017. с. 4460-4468. Режим доступа: https://clck.ru/RmbFB (дата обращения: 10.07.2020). (на английском языке)
5. Будзински-Сеймур Э., Конвей Р., Уэйд М., Лукас А., Джонс М., Манн С., Стил Дж. Физическая активность, психическое и личное благополучие, социальная изоляция и Восприятие академической успеваемости и возможностей трудоустройства студентов университетов: опросы активных студентов Шотландии и Великобритании. Журнал физической активности и здоровья. 2020; 17(6):610-620. (на англ. языке) DOI: https://doi.org/10.1123/jpah.2019-0431
6. Колокольцев М.М., Ермаков С.С., Третьякова Н.В., Крайник В.Л., Романова Е.В. Физическая активность как фактор повышения качества студенческой жизни. Образование и наука = Образовательно-научный журнал. 2020; 22(5):150-168. (на рус., реферат на англ.) DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-5-150-168
7. Richards J., Jiang X., Kelly P., Chau Дж., Бауман А., Дин Д. Не волнуйся, будь счастлив: кросс-секционные связи между физической активностью и счастьем в 15 европейских странах. BMC Общественное здравоохранение . 2015 г.; 15. (на английском языке) DOI: https://doi.org/10.1186/s12889-015-1391-4
8. Мерфи М.Х., Карлин А., Вудс С., Невилл А., Макдоннча С., Фергюсон К., Мерфи Н. Активные студенты здоровее и счастливее, чем их неактивные сверстники: результаты крупного репрезентативного поперечного исследования студентов университетов в Ирландии. Журнал физической активности и здоровья. 2018; 15(10):737-746. (на английском языке) DOI: https://doi.org/10.1123/jpah.2017-0432
9. Пенгпид С., Пельтцер К. Сидячий образ жизни, физическая активность и удовлетворенность жизнью, счастье и воспринимаемое состояние здоровья у студентов университетов из 24 стран. Международный журнал экологических исследований и общественного здравоохранения . 2019; 16(12). (на английском языке) DOI: https://doi.org/10.3390/ijerph26122084
10. Дойл С.Б., Хан А., Бертон Н.В. Знание руководящих принципов физической активности и пользы для психического здоровья среди студентов эмиратских университетов. Перспективы общественного здравоохранения . 2019; 139(6):316-319. (на англ. языке) DOI: https://doi.org/10.1177/1757913919834060
11. Прохоров П.Ю. Динамика уровня физической активности и качества жизни студентов в процессе обучения на младших курсах медицинского института. Современная наука . 2019; (12-2):146-149. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41569484 (дата обращения: 10.07.2020).
12. Фазлеева Е.В., Васенков Н.В., Шалавина А.С. Физическое воспитание в вузах как средство адаптации иностранных студентов. Наука и спорт: современные тенденции = Наука и спорт: современные тенденции. 2016; 11(2):31-34. Режим доступа: https://sciencesport.ru/journals/no2-tom-11-2016-god/articles/zanyatiya-… (дата обращения: 10.07.2020).
13. Кудрявцева В.В., Соловьева И.Л. Повышение эффективности адаптационных процессов иностранных студентов средствами физической культуры и спорта. Физическая культура, спорт и здоровье = Физическая культура, спорт и здоровье. 2018; (31):59-61. Режим доступа: http://i.konferencia-virtual.ru/u/7f/306d225d3311e89319e1026cca0b09/-/vi… (дата обращения: 10.07.2020). (на рус., реферат на англ.)
14. Севиль Дж., Пракседес А., Абарка-Сос А., Дель Вильяр Ф., Гарсия-Гонсалес Л. Уровни физической активности, мотивация и барьеры для поступления в университет Студенты. Журнал спортивной медицины и физической культуры . 2016; 56(10):1239-1248. Режим доступа: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/26554859/ (дата обращения: 10.07.2020). (на англ.)
15. Орнелас Дж.Р.Б., Валенсуэла М.С.С., Лонгория Дж.Н., Фернандес Ф.М., Гарсия П.Дж.Дж. Барьеры для занятий физическими упражнениями среди спортсменов и неспортсменов мексиканских университетов. Educacion Física y Ciencia , 2019; 21(3). (на англ. языке) DOI: https://doi.org/10.24215/23142561e087
16. Авадалла Н.Дж., Абелязед А.Е., Хассанейн М.А., Халил С.Н., Афтаб Р., Габалла И.И., Махфуз А.А. Оценка отсутствия физической активности и предполагаемых препятствий для физической активности среди студентов медицинских колледжей, Юго-Западная Саудовская Аравия. Журнал здравоохранения Восточного Средиземноморья. 2014; 20(10):596-604. Режим доступа: http://www.emro.who.int/emhj-vol-20-2014/volume-20-issue-10/assessment-o… (по состоянию на 10.07.2020). (на английском языке)
17. Ван Дайк Д., Де Бурдоуи И., Делиенс Т., Дефорш Б. Могут ли изменения психосоциальных факторов и места жительства объяснить снижение физической активности при переходе из средней школы в колледж или университет? Международный журнал поведенческой медицины . 2015 г.; 22:178-186. (на английском языке) DOI: https://doi.org/10.1007/s12529-014-9424-4
18. Томас А.М., Бодри К.М., Гаммаж К.Л., Клентроу П., Жосс А.Р. Физическая активность, участие в спорте и предполагаемые препятствия для занятий у студентов-первокурсников канадских университетов. Журнал физической активности и здоровья . 2019; 16(6):437-446. (на английском языке) DOI: https://doi.org/10.1123/jpah.2018-0198
19. Дойл С.Б., Хан А., Бертон Н.В. Предпочтения контекста и типа рекреационной физической активности среди студентов эмиратских университетов мужского и женского пола. Международное здравоохранение . 2019; 11(6):507-512. (на английском языке) DOI: https://doi.org/10.1093/inthealth/ihz002
20. Лаар Р.А., Ши С., Ашраф М.А. Участие пакистанских студенток в физической активности: религиозные, культурные и социально-экономические факторы. Религия. 2019; 10(11). (на английском языке) DOI: https://doi.org/10.3390/rel10110617
21. Годин Г. Опросник физической активности в свободное время Година-Шепарда. Канадский журнал о здоровье и фитнесе . 2011 г.; 4(1):18-22. (на английском языке) DOI: https://doi.org/10.14288/hfjc.v4i1.82
22. Ashton L.M., Hutchesson M.J., Rollo M.E., Morgan P.J., Collins C.E. Мотиваторы и барьеры на пути к здоровому питанию и физическим упражнениям. Активность. Американский журнал мужского здоровья . 2017; 11(2):330-343. (на английском языке) DOI: https://doi.org/10.1177/1557988316680936
23. Блейк Х., Станулевич Н., Макгилл Ф. Предикторы физической активности и барьеры для физических упражнений у медсестер и студентов-медиков. Журнал передового сестринского дела . 2017; 73(4):917-929. (на английском языке) DOI: https://doi.org/10.1111/jan.13181
24. Эль Ансари В., Берг-Бекхофф Г. Достижения в отношении здорового питания и физической активности в зависимости от пола и страны: латентный класс Анализ 6266 студентов университетов Египта, Ливии и Палестины. Питательные вещества . 2017; 9(7). (на английском языке) DOI: https://doi.org/10.3390/nu9070738
25. Кгоконг Д., Паркер Р. Физическая активность у студентов-физиотерапевтов: уровни физической активности, предполагаемые преимущества и препятствия для физических упражнений. Южноафриканский журнал физиотерапии . 2020; 76(1). (на англ. языке) DOI: https://doi.org/10.4102/sajp.v76i1.1399
26. Сукис С., Чеснайтене В.Я., Емельяновас А., Мезене Б., Валантин И., Оссовски З.М. Причины и барьеры для физической активности в свободное время студентов университетов: сдерживающий эффект санитарного просвещения. Перцептивные и моторные навыки 2019; 126(6):1084-1100. (на английском языке) DOI: https://doi.org/10.1177/0031512519869089
27. Карбальо-Фазанес А., Рико-Диас Х., Баркала-Фурелос Р., Рей Э., Родригес-Фернандес Х.Е., Варела -Casal C., Abelairas-Gómez C. Привычки и детерминанты физической активности, малоподвижное поведение и образ жизни студентов университетов. Международный журнал экологических исследований и общественного здравоохранения . 2020; 17(9). (на англ. языке) DOI: https://doi.org/10.3390/ijerph27093272
28. Викторов О.Н. Внеучебная воспитательная работа в Чувашском государственном университете. Высшее образование в России = Высшее образование в России. 2017; (7):132-137. Режим доступа: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1128 (дата обращения: 10.07.2020). (на рус., реферат на англ.)
Поступила 14.07.2020; принято к публикации 19.09.2020; опубликовано онлайн 30.12.2020.
Об авторах :
Николаев Евгений Леонидович, заведующий кафедрой социальной и клинической психологии, Чувашский государственный университет им.