Дети воруют: Почему дети воруют: тревога, принуждение и не только

Родителям. Почему дети воруют

Причин, которые толкают ребенка к воровству, немало. Попробуем структурировать их и обозначим самые основные посылы.

1. Воровство, как побочный эффект дефицита внимания. Ребенку часто бывает одиноко, ему не хватает общения с мамой. Он крадет, потому что после данного инцидента получает максимум внимания. Все члены семьи бросают свои занятия и начинают совместные поиски пропажи. Режиссер всего этого спектакля – ребенок, который отчаянно нуждается в общении.

2. Воровство, как подражание авторитетным родителям. Мама и папа не могут совершать неправильных поступков, уверены малыши. Их действия всегда правильные и рассудительные. Поэтому, если ребенок часто видит, как родители приносят в дом «плохо лежавшую вещь», скорее всего, он решит, что в краже чужих вещей нет ничего предосудительного.

3. Воровство, как способ  удовлетворения своих потребностей.  Это наиболее тяжелая форма детского воровства, свойственная маленьким избалованным эгоистам, часто единственным детям в семье. Зависть к игрушкам  товарища, которых у ребенка нет, рано или поздно толкнет его на путь воровства.

4. Воровство, как развлечение. Такая форма характерна для подростков, которым во что бы то ни стало хочется продемонстрировать свою крутость ровесникам. Но иногда крадут для удовольствия и 3-4-летние малыши.

ВОПРОС:Сыну 3,5 года. Месяца 3 ворует в детском саду игрушки и носит домой. Причем лазает по шкафчикам! Когда спрашиваю, зачем он это делает, говорит: «Надо!» Пробовали не обращать внимания, просто приносили обратно игрушки и подкладывали тихонько на «стол находок». Потом ругать начали. Не помогает! Боимся, что в будущем это может во что-то серьезное перейти! Вроде все понимает! Соглашается, что плохо, но все равно продолжает воровать.

Дети 3-4 лет живут в мире фантазий и, порой, не отделяют реальность от вымысла. Они частенько приносят чужие игрушки с игровой площадки или из детского сада и, в буквальном смысле, как спланированное воровство этот поступок квалифицировать нельзя. Дети до 4 лет не различают вещь на «мою» и «чужую». Понравившаяся игрушка бессознательно оказывается в руках ребенка. И он уносит ее домой, не думая о том, что у игрушки есть законный хозяин.

Дети 5-6 лет уже отдают отчет, что вещь принадлежит другому человеку. Однако сдерживать естественный порыв обладать понравившимся предметом у них не всегда получается.

Родители, как правило, сквозь пальцы смотрят на то, что малыш присвоил дешевую игрушку и в панике возвращают  дорогую. Хотя, на самом деле, сам факт, что ребенок спокойно берет чужие вещи без спроса – знак тревожный и реагировать на него нужно независимо ни от чего.

В 5 лет детям свойственен эгоизм. Часто их даже не интересует, кому принадлежит вещь, приглянувшаяся им. Они просто ее берут себе и все. Задача родителей: объяснить, что у каждой игрушки есть хозяин и трогать вещь без разрешения нельзя.

Иногда украденную вещь ребенок отказывается возвращать, потому что убежден в ее бесхозности. «Я ее нашел! Она моя!», – упрямо твердит ребенок, сжимая в кулачках игрушку. Родители должны объяснить, что потерянные вещи тоже имеют хозяев. И, возможно, маленький владелец сейчас очень расстроен, плачет, так как не может найти пропажу.

Бездействие родителей в этом вопросе может сформировать изначально неправильную модель поведения в сознании ребенка. Безобидное воровство малышей 3-4 лет может перерасти в будущем в стиль жизни. Известно немало случаев, когда пойманный на воровстве 5-летний малыш говорит, что сделал это, чтобы подарить маме подарок. Поскольку родители не объяснили ему своевременно «что такое хорошо, а что такое плохо», он не осознает, что совершает дурной поступок и руководствовался благой целью – сделать маме или папе приятное.

«Караул, мой ребенок ворует!»

Итак, что должны предпринять родители, если дети приносят в дом чужие вещи?

Сначала разберитесь в первопричине его поступка. Может быть, родители невнимательны к потребностям ребенка и, видя «богатое имущество» сверстников, ваш ребенок чувствует себя обделенным? Или он украл вещь, которую давно и безрезультатно просил ему купить, но, получив отказ без веского аргумента, решил «добыть» игрушку единственным доступным ему способом. В любом случае, украденную вещь необходимо вернуть.

ВОПРОС:Однажды дочь принесла в кармане кофты маленькую формочку. Зачем она ей понадобилась как знать, но я ее обнаружила только дома, когда сняли кофту. Был очень серьезный разговор (3-х летка). Осознала, признала свою вину и на утро САМА отнесла воспитателю и извинилась. Больше такого не было.

Проанализируйте поведение ребенка. Принес ли он ее открыто или тайком? Забрал ли игрушку втихаря или «договорился» с владельцем полюбовно? Бывает, что в этом возрасте ребенок отбирает игрушку у ровесника, чтобы доказать свое лидерство, силу и власть над более слабым сверстником.

Психологи советуют пожалеть малыша, пойманного на воровстве. Тогда ему станет стыдно, говорят они. Объяснять дурность этого поступка специалисты рекомендуют через призму переживаний другого участника ситуации – ребенка, который лишился игрушки. Расскажите, как тот переживает из-за «потерянной» вещи.

Затем помогите малышу исправить поступок. Но обойдитесь без публичных обсуждений на глазах у сверстников и других взрослых. Лучше  это сделать наедине с обоими участниками инцидента. В качестве извинения можно позволить ребенку предложить поделиться на время своей игрушкой. И обязательно скажите малышу, как вы им гордитесь после того, как неприятная ситуация разрешится.

Чего точно нельзя делать родителям, даже если случаи, казалось бы, невинных краж участились? Не угрожайте и не кричите на ребенка. Такое поведение вряд ли отвернет малыша от привычки брать чужое без спросу. Однако он поймет, что от мамы и папы этот факт лучше скрыть, чтобы они не ругались. Не называйте его малолетним вором. Оскорбление личности еще ни разу не принесло положительного результата. Помните старую присказку «если ребенка называть дураком, в конечном итоге он станет им»? В случае с воровством эффект будет аналогичным.  Откажитесь от сравнения малыша с другими, более послушными детьми. Не нужно стремиться пристыдить ребенка за этот проступок.

Наконец, запомните главное педагогическое правило: «ругай – наедине, хвали – при всех». Не нужно устраивать публичную «порку» ребенку, который уносит чужие вещи. Поговорите с ним дома без свидетелей.

Эксперты обращают внимание, что воровство может быть симптомом неблагополучия внутри семьи. Поэтому, если ребенок все чаще носит чужие игрушки, не спешите рубить с плеча. Возможно, стоит заняться укреплением семейных уз, формированием традиций, налаживанием благоприятного микроклимата.

Возраст до 5 лет – время, когда воровство не вполне осознанное и все еще можно исправить. Скоро поговорим о том, как действовать родителям младших школьников, которые не могут совладать с желанием взять чужое.

 

Что делать родителям, если дети воруют?

Случаи детского воровства встречаются довольно часто. Контролировать эмоции родителям в подобных ситуациях бывает непросто, хотя именно их реакция играет важнейшую роль, от которой зависит поведение ребёнка и возможность повторения инцидента.

О том, почему дети присваивают чужие вещи, что делать родителям и как справиться с таким поведением, рассказала Татьяна Власова, эксперт Института воспитания, консультативный психолог.

Возрастные особенности

  • До 5 лет об отклоняющемся поведении не может быть и речи. У дошкольников ещё нет чётких границ между «своим» и «чужим». В присвоении игрушек других детей нет ничего страшного, так как у малышей нет понимания негативности происходящего. В этом возрасте важна роль родителей, которые смогут объяснить, как нельзя себя вести.

  • У детей 6–8 лет норма уже сформирована, но могут возникнуть проблемы с самоконтролем, поэтому сильное желание получить «игрушку мечты» может привести к нарушению правил.

  • С 8 до 11 лет дети активно начинают общаться со сверстниками, поэтому деньги для них могут стать средством повышения статуса в компании. С каждым случаем нужно разбираться отдельно, но главное, что ребёнок, даже отрицая содеянное, будет испытывать стыд.

  • Если ребёнок старше 12 лет продолжает воровать и делает это регулярно, то такие действия считаются устойчивой формой проблемного поведения.

Причины, побуждающие детей присваивать чужое:

  1. Желание привлечь к себе внимание. Нехватка родительской любви может негативно сказаться на ребёнке, например, он может начать воровать, чтобы взрослые его заметили, уделили внимание и прочитали нотации.

  2. Признание среди сверстников. Одинокий ребёнок может «покупать» себе друзей и благосклонность старшеклассников.

    Взятые у родителей деньги он тратит на подарки для приятелей. Кроме того, в плохих компаниях воровство считается показателем смелости и дерзости.

  3. Отсутствие четких понятий. В этом случае причина воровства – непонимание ребёнка, какие вещи принадлежат ему, а какие – другим. Он может не осознавать, что поступает плохо. Решение простое – в каждом конкретном случае объяснять ребёнку, что принадлежит ему, а что – нет.

  4. Разговоры родителей. Дети всегда слышат больше, чем предполагают родители, так что не стоит обсуждать, например, истории мошенников, которые неплохо устроились в жизни.

  5. Наличие неудовлетворенной значимой для ребенка потребности. Воровство происходит, потому что родители не считаются с мнением ребёнка. «Уловом» могут стать какие-то абсолютно ненужные, по мнению родителей, вещи, но статусные и необходимые подростку.

Что делать родителям?

Предугадать, что ребёнок способен что-то украсть, невозможно, поэтому часто родители получают неприятную информацию постфактум. В этот момент важно помнить, что верить стоит только прямым доказательствам. Истории «доброжелателей» и слухи могут быть не так правдивы, как кажутся на первый взгляд.

Родитель должен быть на стороне ребёнка, он – его законный представитель, который решает проблемы рассудительно, с высоты собственного опыта. Ребёнок будет чётко отслеживать, как происходит решение конфликта. Если родители будут скрывать факты и прибегать к неправильным действиям, от подростка можно ожидать повторения инцидента.

Изменения в поведении подростка, которые могут выявить проблему заранее:

  • появление дорогих вещей;

  • смена круга общения;

  • общение со школьниками старшего возраста;

  • нежелание ходить в школу.

Что делать если вы поймали ребенка с поличным?

  1. Лучше оставить эмоции вне ситуации: не нужно взывать к совести и взращивать чувство вины, важно поговорить, предложить и обсудить варианты ответственности.

  2. Стоит дать ребёнку возможность принять активное участие в решении сложившейся ситуации: вернуть украденное, извиниться, компенсировать ущерб из карманных денег. Это должно происходить без дополнительных наставлений.

  3. Родители должны чётко разъяснить проблему, объяснить, что они не одобряют такой поступок. Навешивание ярлыков, признание «позором семьи», несоразмерное наказание или любое физическое или психологическое давление со стороны взрослых может только ухудшить ситуацию.

  4. Если есть необходимость в решении психологических проблем, лучше обратиться к специалисту.

Мотивов или причин отклоняющегося поведения несовершеннолетнего может быть множество, поэтому общение с профессиональным детским психологом благоприятно скажется на улучшении состояния ребенка.

детей, которые воруют Лия Дэвис, M.Ed.

Лия Дэвис, M.Ed.

Воровство — это присвоение чужих вещей без их разрешения. Это действие распространено среди маленьких детей, потому что они склонны быть эгоцентричными и считают, что брать то, что они хотят, от других — это нормально. Подлинное понимание ребенком концепции воровства обычно происходит в возрасте от пяти до семи лет. К этому времени дети могут понять идею собственности и осознать, что брать вещи, принадлежащие другим, неправильно.

Мотивы кражи у разных детей могут быть разными, и каждый ребенок может воровать по разным причинам. Дети могут воровать, потому что:

  1. Они плохо контролируют импульсы и хотят мгновенного удовлетворения.
  2. Они хотят внимания взрослых.
  3. Их не учили, что воровать нехорошо.
  4. Они наблюдали, как взрослые в своей жизни брали и хранили вещи, которые им не принадлежали, например, папа приносил домой канцелярские принадлежности или мама хранила неправильную сдачу, когда продавец ошибся.
  5. Им не хватает семейной близости и они чувствуют себя забытыми; украденный предмет может заменить любовь.
  6. Они страдают от жестокого обращения и нуждаются в помощи.
  7. Они выражают смещенные чувства беспокойства, гнева или отчуждения, вызванные серьезными переменами в жизни, такими как развод родителей, переход в новую школу или неприятие сверстниками.
  8. Они хотят отомстить за боль, которую, по их мнению, причинили им другие, поэтому они воруют, чтобы отомстить или причинить кому-то вред.
  9. Они жаждут того, что есть у других, но не могут купить, например: лакомства, одежду популярных брендов или электронное оборудование.
  10. Они хотят казаться крутыми, смелыми и важными.
  11. Они хотят соответствовать группе сверстников, которые воруют.
  12. Им нравится получать удовольствие от воровства.
  13. Они думают, что им это сойдет с рук.
  14. Они восстают против власти.
  15. Им нужны деньги на покупку наркотиков.

Дети, которые часто воруют, как правило, проявляют следующие характеристики: импульсивность, одиночество, отчужденность, бесчувственность, скука, гнев и низкая самооценка. Им часто трудно доверять другим и устанавливать близкие отношения. Когда школьный персонал проявляет уважение ко всем учащимся и создает в школе атмосферу взаимной поддержки, вероятность воровства снижается.

Что могут сделать учителя?

1. Объясните, что кража означает захват чего-то, что принадлежит кому-то другому, и что это неправильно, неприемлемо и нечестно. Уточните, что когда человек берет что-то, не спросив и не заплатив за это, кто-то пострадает. Например, если ребенок возьмет чей-то карандаш, он не сможет выполнять свою работу. Если у девушки украдут браслет, у нее могут быть неприятности дома.

2. Расскажите о концепции собственности и о том, что другие чувствуют, когда у них что-то украли. Приведите примеры и задайте детям такие вопросы, как: «Как бы вы себя чувствовали, если бы кому-то понравилось ваше новое пальто, он взял его и сказал, что оно его?»

3. Хвалите и поощряйте честное поведение учащихся.

4. Попросите школьного психолога провести урок честности.

5. Пригласите полицейского в качестве приглашенного докладчика, чтобы объяснить последствия кражи.


Когда ребенка ловят на краже, реакция взрослого должна зависеть от того, происходит ли это впервые или есть закономерность воровства. Когда это происходит впервые, внимание должно быть сосредоточено на причине кражи, а не на самом деянии.

Как действовать в случае кражи для первых правонарушителей

1. Сохраняйте спокойствие. Разберитесь с ситуацией прямолинейно. Показывайте свое неодобрение, но не допрашивайте, не поучайте и не унижайте ребенка.

2. Если вы уверены, кто взял предмет, поговорите с ребенком наедине. Не спрашивайте: «Ты взял деньги?» Вместо этого скажите что-то вроде: «Я знаю, что ты взял деньги. Я разочарован, потому что думал, что могу тебе доверять». Затем вы можете спросить: «Есть ли причина, по которой вам понадобились деньги?» Затем выслушайте и попытайтесь понять проблемы, которые могут возникнуть у ребенка.

Одна учительница сообщила, что она тайком разговаривает с пойманным на краже ребенком. Она сказала, что указывает на то, что как класс все зависят от всех остальных. Она сказала, что говорит ученику, что он или она прекрасный человек, и если он заберет что-то у других, они не узнают, насколько он велик. Затем она выражает уверенность, что студент больше не будет воровать. Учитель также делает правилом в не связанное с этим время возлагать на ребенка роль ответственного, чтобы она могла сделать ему комплимент перед сверстниками.

3. Учащиеся, которые воруют, должны столкнуться с последствиями, такими как извинения, возврат или замена предмета или возмещение ущерба каким-либо другим способом, а также потеря привилегии. Вам нужно решить, что произойдет, если ребенок снова украдет, и сообщить ему или ей, каковы будут последствия.

4. Если вы не уверены, кто взял предмет, дайте возможность «берущему» вернуть его и сохранить лицо. Например, скажите: «Тот, кто нашел шляпу Адама, должен вернуть ее». Или скажите: «Все загляните в свой рюкзак, чтобы убедиться, что шляпа Адама не попала туда случайно».

5. Не называйте ребенка «плохим» или «вором». Пусть ребенок испытает «чистый лист».

6. Найдите время, чтобы спросить себя, почему произошло такое поведение:

  • Какие личные проблемы могут быть у ребенка?
  • Ребенок ворует, чтобы привлечь к себе внимание?
  • Какие из перечисленных выше причин подходят этому ребенку?

    Затем выберите способ лучше узнать ребенка. Примеры: обед с ним или с ней и одним или двумя другими детьми, разговор с ребенком на игровой площадке или встреча с ним или с ней до или после школы.

7. Ограничьте возможность кражи, заперев ценные предметы и внимательно наблюдая за ребенком.

Что делать, если вышеуказанные методы неэффективны, а учащийся не выражает раскаяния, продолжает воровать или имеет другие проблемы с поведением?

  1. Следуйте школьным правилам.
  2. Свяжитесь с администратором школы.
  3. Убедитесь, что родитель знает о проблеме.
  4. Привлеките школьного консультанта или школьного психолога, которые помогут ребенку научиться правильному поведению. Может потребоваться осмотр детского психиатра.


Привычное воровство у детей и молодежи является серьезной социальной проблемой, поскольку может привести к другим противоправным действиям. Однако, если основные проблемы частых правонарушителей можно решить в раннем возрасте, дальнейшее антиобщественное поведение будет менее вероятным. Учителя обязаны конструктивно относиться к ребенку, который ворует, соблюдать школьные правила в отношении воровства и при необходимости обращаться за помощью к другим специалистам.

Соответствующую статью см. в разделе «Говорить правду».

Используется с разрешения автора, Лия Дэвис и выбрано с веб-сайта Kelly Bear [www.kellybear.com], 3/06.

Нажмите ниже, чтобы увидеть больше.

80 СТАТЕЙ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ/КОНСУЛЬТАНТОВ • 16 РАЗДАТОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ • 10 ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ •

Почему маленькие дети иногда воруют? И что с этим делать родителям?

Когда дети воруют, естественно, родители могут быть очень обеспокоены. Они могут задаться вопросом, правильно ли они обучили своего ребенка, является ли это всего лишь этапом или они собираются иметь в своих руках молодого преступника.

Но прежде чем родители впадут в панику, им нужно подумать, почему их ребенок мог взять то, что им не принадлежит.

Во-первых, важно учитывать возраст ребенка.

Когда дети узнают, что воровать нехорошо?

У очень маленьких детей нет понятия собственности. Если они увидят что-то, что их интересует, они, скорее всего, протянут руку и просто возьмут это.

Детские эксперты считают, что чувство собственной собственности начинается примерно в два года, но полное понимание прав собственности других людей развивается в возрасте от трех до пяти лет.

Дети до пяти лет могут не иметь понятия собственности. Шаттерсток

Американская академия детской и подростковой психиатрии сообщает, что в возрасте от трех до пяти лет родителям особенно важно активно учить детей принципам собственности и честности. Демонстрируйте хорошее поведение в отношении уважения к собственности, что означает не приносить домой лишние канцелярские принадлежности с работы или хвастаться приготовленной курицей на крючке тележки в супермаркете, за которую вы не заплатили.

Если они знают, что это неправильно, то почему они это делают?

Прежде чем принимать решение о дальнейших действиях, необходимо изучить и понять мотивы воровства, поскольку это не обязательно является признаком морального падения.

Некоторые маленькие дети с низким контролем импульсов могут воровать для немедленного удовлетворения, особенно предметы, которые считаются малоценными. Они могут подумать, что это всего лишь несколько леденцов или печенье или два, никто не заметит.

Другим может быть трудно представить, что кто-то рассердится или разочаруется, если они заберут чужие вещи.


Читать далее: Важные разработки в четыре года помогают детям лгать, играть в прятки и читать карты


Скучающие дети могут воровать просто для развлечения или привлечения внимания.

Другим важным аспектом является то, воруют ли они в одиночку или с коллегами. Дети могут воровать как часть шутливого поведения из-за давления со стороны сверстников или для того, чтобы произвести впечатление на своих друзей.

Дети могут воровать, потому что на них давят сверстники. Шаттерсток

Дети из бедных семей могут воровать, чтобы получить вещи, которые они не могут себе позволить. Предмет может быть особенно ценен в их группе сверстников, или это может быть последняя причудливая вещь, которая есть у всех остальных в группе.


Читать далее: ‘Иду за едой’: что рассказали нам дети и молодежь о том, почему они воруют из домов


Некоторые дети могут воровать, чтобы привлечь внимание взрослых или сверстников. Или могут быть эмоциональные или психологические проблемы, и ребенок использует воровство как метод преодоления.

Воровство может указывать на то, что ребенок борется с чем-то более глубоким и нуждается в помощи для устранения основной причины своего поведения. Родители, опекуны и педагоги должны относиться к ситуации с сочувствием и пониманием и работать с ребенком, чтобы найти более конструктивные способы справиться с его эмоциями и потребностями.

Мой ребенок что-то украл. Что я должен делать?

Вот несколько шагов, которые могут предпринять родители и опекуны:

1. Сохраняйте спокойствие и не реагируйте слишком остро. Отнеситесь к ситуации спокойно. Крики или суровые наказания детей могут сделать их более склонными к краже в будущем.

2. Поговорите с ребенком. Спросите их, почему они воровали, и выслушайте их ответ. Попытайтесь понять, что побудило их к краже, и устраните все основные проблемы. Объясните, почему воровать нехорошо и к каким последствиям это может привести.


Читать далее: Как заставить детей говорить о своих чувствах


3. Скажите им, что воровать нехорошо. Важно учить детей честности и доверию. Объясните, как воровство может разрушить доверие между людьми и навредить отношениям.

4. Удалите товар, если это возможно. Убедитесь, что они не получают выгоду от кражи и не оставляют себе никаких товаров. Иногда родители могут принять решение не возвращать товар, опасаясь последствий, но ваш ребенок не должен иметь возможность оставить товар себе.

5. Установите четкие последствия. Убедитесь, что они понимают, что их действия имеют последствия. Это может включать в себя возврат украденного предмета, извинения перед человеком, у которого они украли, и выполнение работы по дому или общественные работы, чтобы загладить свою вину.

Объясните, как воровство может подорвать доверие. Шаттерсток

6. Избегайте тактики запугивания. Не угрожайте сообщить в полицию и не называйте их непослушными, вором или плохим человеком. После того, как вы разобрались с этим, не поднимайте его снова.

7. Следите за их поведением. Следите за поведением вашего ребенка в будущем, чтобы убедиться, что он снова не ворует. Хвалите их, когда они делают правильный выбор и проявляют честность.

Добавить комментарий