Девиантное поведение позитивное и негативное: Виды и формы девиантного поведения — урок. Обществознание, 9 класс.

Содержание

что к ним относят, примеры форм

Содержание:

  • Что такое девиантное поведение
    • Причины возникновения девиантности, группы факторов
  • Виды девиантного поведения, примеры форм
    • Асоциальное и антисоциальное
    • Основные различия между антисоциальным и асоциальным поведением
    • Аутодеструктивное
  • Теории Дюркгейма и Мертона
    • Что такое аномия по Дюркгейму
    • Что такое аномия по Мертону
    • Разница между Дюркгеймом и Мертоном Аномия
  • Основные функции отклоняющегося поведения

Содержание

  • Что такое девиантное поведение
    • Причины возникновения девиантности, группы факторов
  • Виды девиантного поведения, примеры форм
    • Асоциальное и антисоциальное
    • Основные различия между антисоциальным и асоциальным поведением
    • Аутодеструктивное
  • Теории Дюркгейма и Мертона
    • Что такое аномия по Дюркгейму
    • Что такое аномия по Мертону
    • Разница между Дюркгеймом и Мертоном Аномия
  • Основные функции отклоняющегося поведения

Что такое девиантное поведение

Девиантное поведение описывает действие или поведение, которое нарушает социальные нормы и социальные правила.

Девиантность имеет социологические и психологические последствия. Девиантное поведение относится к деятельности, которая не одобряется государством и обществом и имеет правовые последствия (в том случае, если его можно охарактеризвать как делинквентное).

Девиантное поведение — это поведение, которое не соответствует институционализированным установкам или кодексу поведения.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Некоторые социологи объясняют девиантное поведение, используя характер и особенности индивидов.

Позитивная девиация — вид отклоняющегося поведения, не вызывающее неодобрения общества. Оно выглядит как странное и необычное, при этом не влечет негативных последствия для личности, общества или государства.

Определенный поступок или поведение может рассматриваться как девиантное поведение и получать санкции или наказания в одном обществе и рассматриваться как нормальное поведение в другом обществе. Социологи подчеркивают важность теории навешивания ярлыков или стигмы.

Формальная девиантность в социологическом контексте описывает действия или поведение, нарушающие социальные нормы, включая формально установленные правила и неформальные нарушения социальных норм, социальные обычаи и нравы.

Формальное девиантное поведение можно описать как преступление, нарушающее законы общества. В этом случае его относят к делинквентным

Неформальное девиантное поведение — это незначительные нарушения, которые нарушают неписаные правила социальной жизни.

Нормы, которые имеют большое моральное значение, — это нравы.

Девиантное поведение трудно изучать, потому что большинство людей не хотят быть честными в отношении своей «девиантной» деятельности из-за связанных с ней социальных санкций. Межличностные реакции на девиантность могут иметь значительный эффект, увеличивая вероятность последующего девиантного поведения.

Формальный и неформальный контроль заставляет большинство людей соответствовать социальным нормам. Тогда почему некоторые люди проявляют такое девиантное поведение, даже если ожидается социальное наказание?

Функционалистская точка зрения на девиантность и социальный контроль лучше всего представлена Дэвидом Эмилем Дюркгеймом и Талкоттом Парсонсом.

Согласно Дюркгейму и функционалистам, существуют положительные последствия девиантного поведения и социального контроля.

  1. Первичная девиантность — это первоначальный девиантный поступок. Девиантное поведение, которое является кратковременным или прекращается со взрослением.
  2. Вторичная девиантность — это девиантность, которая возникает в результате того, что на вас навесили ярлык девиантного поведения.

Девиантное поведение следует относить к долгосрочным, так как оно не прекращается со взрослением. Социологи объясняют девиантное поведение с точки зрения широких социальных условий, в которых девиантность скорее всего будет расти, рассматривая социальную структуру, характеристики общества и социологию групп внутри общества (Роберт Кинг Мертон, Кловард и Охлин).

Причины возникновения девиантности, группы факторов

Именно неудача в усвоении норм порождает девиантность. Институты социализации не справляются со своей ролью. Усвоение норм является основой их соблюдения. Ниже перечислены институты социализации норм, в которых развивается личность человека, они также являются органами социального контроля.

Разрушенная семья и неправильная социализация

Семья — это первый институт, обучающий нормам социальной жизни. Родители играют важную роль в этом процессе. Братья и сестры являются вторыми, кто социализирует своих членов семьи. Если оба или один из родителей отсутствуют по причине смерти или по другой причине, ребенок не получает должного обучения, необходимой привязанности и «удовлетворения потребностей» в семье.

Он становится тревожным эмоционально и ищет защиты в обществе других людей вне семьи. Он учится антисоциальным действиям, таким как курение, азартные игры, карманные кражи, насилие, ложь и совращение других в компании плохого окружения. Он приобретает привычку к девиантности и становится делинквентом. Делинквентность входит в его социальную жизнь.

Отвержение со стороны соседей

Соседство — отличный институт социализации, позволяющий обеспечить семьям безопасность и взаимопомощь. Общение и сотрудничество между семьями в одном дворе обеспечивает социальное воспитание членов микрорайона. Все живут неформальной жизнью.

Отвержение со стороны соседей оставляет дефекты в процессе обучения личности. Социализация общественных норм остается незавершенной, результатом являются аномальные действия. Такие действия являются девиантными, с нарушением социальных норм.

Отсутствие основных удобств

Люди стремятся к достижению мира и легкости в социальной жизни. Эта цель достигается благодаря наличию основных удобств, таких как электричество, газ, телефон, кондиционер, возможности для улучшения здоровья, обучения детей и т. д. Есть много людей, которые используют нечестные пути — преступления, грабежи, воровство, продажа наркотиков, только чтобы иметь доступ к современным удобствам.

Это желание иметь удобства любой ценой вызывает социальные отклонения.

Ребенок без родителей

Отсутствие родителей — это хаос для детей. Дети без родителей очень уязвимы. Их потребности, такие как образование, питание, социализация, не удовлетворяются должным образом, и поэтому они становятся девиантными.

Средства массовой информации

Средства массовой информации — это главная сила формирования общественного мнения и социализации людей. Мы получаем от них рекомендации во всех сферах жизни. Негативное использование СМИ вредно для молодежи, особенно для подростков.

Обычно те подростки и молодежь, которые злоупотребляют СМИ, попадают в наркотическую зависимость, занимаются аморальной и неэтичной деятельностью. Подростки узнают новые методы совершения преступлений из фильмов, новостей и других программ.

Городские трущобы

Криминологи в своих исследованиях доказали, что городские трущобы и низкий уровень жизни также являются прибежищем социальных отклонений и преступности.

Виды девиантного поведения, примеры форм

Асоциальное и антисоциальное

Существует множество заблуждений о том, что такое асоциальный и антисоциальный характер. Асоциальный — это просто чувствовать себя или быть изолированным от других; это не расстройство личности. Антисоциальное поведение связано с антисоциальным расстройством личности.

Что значит быть асоциальным?

Асоциальное поведение — это скорее черта личности, при которой человек испытывает общую тревогу или неуверенность в социальных ситуациях. В результате они могут иногда избегать таких ситуаций, что указывает на социальную тревогу. Однако они без проблем общаются с теми, кого уже знают.

Асоциальные люди предпочитают все делать в одиночестве. Однако это не следует путать с интроверсией. Они также склонны бояться быть отвергнутыми, поэтому ограничивают круг своего общения. Иногда это может быть усугублено депрессивным эпизодом, когда они могут потерять интерес к хобби, которым когда-то увлекались.

Асоциальные личности будут демонстрировать такие модели поведения:

  • отстранены от общества;
  • ощущают нервозность в группе или социальной обстановке;
  • пропускают социальные сигналы;
  • боятся осуждения со стороны окружающих;
  • отсутствует мотивация к общению;
  • предпочитают уединенные занятия;
  • имеют проблемы с поддержанием разговора;
  • имеют диагноз депрессии, социальной тревоги или травматического повреждения головного мозга.

Что значит быть антисоциальным?

Антисоциальное поведение, как правило, не соответствует обстановке. Обычно оно возникает в результате плохого жизненного опыта и депрессии. Антисоциальные люди могут причинять вред себе и другим. У них отсутствует понимание между «правильным» и «неправильным», а некоторые имеют злой умысел.

Если антисоциальное поведение не контролировать, оно может привести к серьезному расстройству личности, называемому антисоциальным расстройством личности.

Антисоциальный человек будет демонстрировать такие модели поведения:

  • пренебрежение к закону;
  • обман других;
  • отсутствие угрызений совести после причинения вреда другим;
  • насильственное поведение, такое как изнасилование и убийство;
  • причинение вреда животным;
  • воровство и совершение других преступлений;
  • нарушение границ;
  • импульсивное поведение;
  • отсутствие раскаяния.

Основные различия между антисоциальным и асоциальным поведением

Люди могут обладать широким спектром личностных черт без расстройства личности.

Черты личности — это строительные блоки, которые помогают сформировать личность человека. Эти черты могут меняться в зависимости от социального контекста, в котором находится человек. Как люди, мы способны управлять многими эмоциями, мыслями и поведением — все это формирует личность.

Расстройство личности — это психиатрическое расстройство, проявляющееся в экстремальных шаблонах конкретных мыслей и действий, которые отклоняются от общественных норм. Эти модели возникают из-за какой-то травмы или детского опыта, который негативно формирует ребенка, заставляя его вести себя в соответствии с социальными и моральными нормами.

Диагноз «расстройство личности» ставится, когда человек демонстрирует отклоняющееся поведение, которое влияет на его способность выполнять обычную повседневную деятельность.

Мотивация действий асоциальных людей включает в себя общее безразличие к обществу. Мотивация к уединению возникает из-за отсутствия стремления к общению с другими людьми в силу личных предпочтений. Асоциальное поведение — это черта личности, то есть эти люди просто не заинтересованы в общении.

У людей с антисоциальным поведением может развиться расстройство личности. Они мотивированы действовать против того, что является социально приемлемым. Они получают удовольствие от вреда, причиняемого обществу, и вносят свой вклад в этот вред.

Асоциальные люди склонны хорошо относиться к другим или просто стараются избегать их. Благодаря своему стремлению избегать социальных ситуаций, они вряд ли смогут причинить какой-либо вред, поскольку их контакт с другими людьми ограничен. С другой стороны, люди с антисоциальным поведением намеренно причиняют вред другим и не испытывают угрызений совести. Их опасное поведение также может быть связано с генетикой, жестоким обращением в детстве и насилием.

Любой специалист в области психического здоровья может содействовать терапии асоциального или антисоциального поведения. И те, и другие могут извлечь пользу из терапии, работая над пониманием индивидуального побуждения к поведению и выгоды, которую они получают от него.

Обращение за терапией может быть более сложным для людей с антисоциальным поведением; это связано с их мотивацией не следовать тому, что «правильно». Люди с асоциальным поведением могут научиться общаться и справляться со своей тревогой в социальных ситуациях.

Важно знать разницу между асоциальным и антисоциальным поведением. Асоциальное поведение — это черты характера, которые могут быть связаны с общей тревожностью или отсутствием уверенности в себе в социальной среде. Антисоциальное поведение может перерасти в диссоциальное заболевание личности, которое является серьезным заболеванием.

Аутодеструктивное

Для аутодеструктивного поведения характерно осознание, что одно из действий человека причиняет ему самому вред, и он обещает себе прекратить такое поведение. Однако в итоге он снова начинает вести себя подобным образом.

Возможно, могло сложиться так, что человек говорил себе, что он слабый, эгоистичный, обладает «аддиктивной» личностью и/или другими качествами, которые, по сути, означают, что что-то в нем изначально неправильно.

Правда заключается в следующем: эти объяснения не подтверждаются исследованиями.

Саморазрушающее или дизрегуляционное поведение приносит облегчение или даже удовольствие в краткосрочной перспективе, но в конечном итоге мешает жить той жизнью, которая приносит удовлетворение. Такое поведение может включать злоупотребление алкоголем/наркотиками, переедание, компульсивные компьютерные игры, самоповреждение, курение, хроническое избегание или множество других видов поведения, которые кажутся необходимыми в данный момент, но со временем приносят вред.

Люди, которые борются с дисрегулируемым поведением, могут сильно отличаться друг от друга, но, как правило, имеют некоторые общие черты. Приведенное ниже описание является слишком упрощенным; оно может не полностью относиться к конкретному человеку, но дает общее представление.

Неблагоприятная среда способствует возникновению аутоагрессии. Такая среда может включать в себя:

  1. Экстремальные переживания, такие как физическое насилие, пренебрежение или постоянная критика.
  2. Обычный опыт общения с членами семьи, которые препятствуют выражению эмоций или используют дизрегулятивные формы поведения, чтобы справиться со своими эмоциями.
  3. Опыт вне дома, например, издевательства в школе, жестокое обращение со стороны другого воспитателя, регулярное исключение другими детьми и т. д.

Если человек родился со склонностью к сильным эмоциям, и его регулярно ставили в ситуации, которые были бы эмоционально болезненными для любого человека, то, вероятно, временами боль становилась невыносимой.

Велика вероятность того, что в конце концов человек пытался отключить боль: «Я просто постараюсь не чувствовать» или «Я просто не буду об этом думать». Но со временем он, вероятно, почувствовал, что ему нужна дополнительная помощь в отключении болезненных эмоций. И тогда человек прибегает одному или нескольким видам дизрегуляционного поведения.

Эти модели поведения могут показаться настолько эффективными в краткосрочной перспективе, что человек, возможно, так и не научился адаптивным способам справляться с негативными эмоциями. Кроме того, использование дизрегулятивного поведения для отключения дискомфортных эмоций подобно герметичной крышке на кастрюле с кипящей водой. 

Если эмоции никогда не испытывать и не перерабатывать (если не выпускать пар из кастрюли), давление будет нарастать. Другими словами, эмоции будут казаться особенно невыносимыми.

Теории Дюркгейма и Мертона

Аномия относится к отсутствию социальных или этических стандартов в группе или у отдельных людей. Этот термин иногда понимается как безнормность. Эмиль Дюркгейм был первым в истории, кто ввел термин аномия. Позже американский социолог Роберт К. Мертон развил и расширил эту теорию.

Что такое аномия по Дюркгейму

Французский социолог Эмиль Дюркгейм был первым, кто ввел термин «аномия». Дюркгейм впервые упомянул концепцию аномии в своей работе 1893 года «Разделение труда в обществе». Он также описал это понятие в своей работе 1987 года «Самоубийство». Если проанализировать концепцию аномии во всех его работах, то эта концепция окажется несколько двусмысленной и противоречивой.

В работе «Разделение труда в обществе» он исследовал тему аномического разделения труда — явления, которое предполагает неупорядоченное разделение труда, когда некоторые группы уже не вписываются в общество, как это было в прошлом. Дюркгейм объяснил это результатом индустриализации в европейских странах и изменением характера труда наряду с развитием более сложного разделения труда.

Для объяснения аномии он также использовал понятия механической солидарности и органической солидарности. Далее он объяснил, что аномия не возникает при органической солидарности, поскольку это гетерогенная форма солидарности, которая позволяет разделению труда развиваться по мере необходимости, так что никто не остается в стороне и все люди играют значимую роль.

В своей работе 1938 года «Самоубийство» Дюркгейм также исследовал концепцию аномии. Он утверждал, что аномическое самоубийство — это результат того, что люди лишают себя жизни из-за разрушения социальных стандартов, необходимых для регулирования поведения.

Более того, он объяснил, что когда социальная система находится в состоянии аномии, общие ценности, этика или смыслы больше не действуют или не принимаются, а новые стандарты или ценности не были разработаны. В таком обществе многие люди испытывают чувство бесполезности, отсутствия цели, отчаяния и эмоциональной пустоты. Это также может повлиять на разрушение социальных или общественных связей.

Что такое аномия по Мертону

В 1938 году американский социолог Роберт К. Мертон связал понятие аномии с девиацией и создал теорию структурной деформации. Она объясняет, как аномия приводит к девиантности и преступности. Согласно этой теории, когда общество не предоставляет людям законных средств для достижения культурно значимых целей, они ищут альтернативные способы нарушить нормы и достичь своих целей.

Пример 

Если общество не обеспечивает достаточного количества рабочих мест, которые помогут людям выжить, многие из них прибегают к криминальным или незаконным методам заработка. Поэтому, по мнению Мертона, девиантность и преступность являются результатом аномического состояния беспорядка.

Разница между Дюркгеймом и Мертоном Аномия

Согласно Дюркгейму, аномия — это безнормность, которая является результатом отсутствия социальной сплоченности и солидарности, что обычно сопровождает быстрые социальные изменения.

Теория аномии Мертона в какой-то мере является продолжением теории аномии Дюркгейма, но в основном описывает, как аномия приводит к девиантности и преступности.

Согласно теории аномии Мертона, большинство людей пытаются достичь культурно ценимых целей. Когда общество не предоставляет людям законных средств для достижения культурно значимых целей, они ищут альтернативные способы нарушить нормы и достичь своих целей, что приводит к преступлениям и девиациям.

Таким образом, теория аномии Дюркгейма описывает отсутствие социальной сплоченности и солидарности, которое часто возникает при быстрых социальных изменениях, в то время как теория аномии Мертона в основном описывает, как аномия приводит к девиациям и преступности в обществе. Таким образом, это главное различие между аномией Дюркгейма и аномией Мертона.

Основные функции отклоняющегося поведения

  1. Помогает определить границы допустимого поведения.
  2. Указывает на серьезные проблемы в обществе.
  3. Увеличение количества людей с девиантным поведением приводит к тому, что такое поведение в итоге принимается обществом в качесте нормального.
  4. Определенное количество девиантов является предохранительным клапаном, чтобы снять напряжение в обществе.

Насколько полезной была для вас статья?

У этой статьи пока нет оценок.

Положительные девиации личности как фактор развития общества



В данной статье раскрывается проблема положительных девиаций как фактора развития общества. Обоснуется необходимость изучения влияния положительных девиаций на развитие личности и общества, рассматривается парадоксальный характер девиаций в жизни общества.

Ключевые слова: девиантное поведение, положительные девиации, личность, общество.

В современном высокоразвитом обществе большой интерес для исследователей представляет поведение индивида. В наше время, время социальной нестабильности общества, поведение людей все больше склонно к отклонению от общепринятых социальных норм и стандартов. Из — за того, что поведение части людей уже не отвечает социальным нормам это поведение для общества становится непредсказуемым. Вследствие этого, оно переходит в девиантное.

Любая форма проявления девиантного поведения — либо положительная, либо отрицательная — это протест индивидов против традиций, ценностей, норм и стандартов, уже образовавшиеся в обществе в целом. Но этот протест в зависимости от того, в каком направлении он будет развиваться, будет совершенно разным. Девиантное поведение как явление социальной действительности во всей совокупности проявлений все еще находится на недостаточно изученном уровне.

Вследствие распространения такого явления, как положительные девиации личности, которые выступают как фактор развития общества, появляется необходимость уделять ему более пристальное внимание, чтобы в будущем, провести экспериментальное исследование по данной проблематике.

Большое внимание изучению проблемы проявления девиантности уделяли такие ученые, как: Змановская Е. В., Менделевич В. Д., Хомич А. В., Беличева С. А., Ч. Ломброзо, У. Шелдон, Э. Кречмер, П. Джекобс, О. Кинберг, А. Штумпль, Е. Гейер, Ж. Пинатель, Е. А. Байер, З. Фрейд, Я. И. Гилинский, В. Н. Кудрявцева, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, К. А. Абульханова-Славская, О. Ланге, Н. В. Васина, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенин, Г. И. Колесникова, Р. В. Овчарова, Ю. А. Клейберг, В. В. Ковалев, Э.Дюркгейм, и многие другие.

Девиантное поведение по мнению В. Д. Менделевича, это — «система поступков или отдельные постулаты, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации и уклонении от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением» [4, С.14].

Е. В. Змановская же утверждает, что «девиантное (отклоняющееся) поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией» [2, C. 15]. Данные трактовки более точно раскрывают сущность девиантного поведения.

Существуют ряд теорий, которые объясняют возникновения девиаций. Биологические теории исходят из того, что главной причиной формирования девиантного поведения является физиологические особенности человека. Психологические теории считают, что главный детерминант формирования девиантного поведения нужно искать в раннем детстве, что отклонения в поведении зависят от правильного прохождения этапов становления психики человека. Социологические теории твердят, что в возникновении девиантного поведения главенствующую роль занимает место индивида в социуме, его отношение с другими членами общества.

Отклонения от общепринятых социальных норм может быть представлено двумя формами проявления девиантного поведения:

– Негативные, т. е. нарушающие жизнедеятельность общества, дезорганизующие социальную систему, разрушающие ее и влекущие за собой в конечном итоге девиантное поведение;

– Позитивные, т. е. служащие инструментом развития и усовершенствования социальной системы общества, повышение ее подготовленности и выступающие как фактор развития общества.

Рассмотрением проблемы позитивных девиаций личности, например таких как, гениальность, творчество, креативность, талант занимались многочисленные зарубежные (О. Вейнингер, Ф. Ницше) и отечественные философы (Н.Хамитов, В. Флоренский, Н. Бердяев).

Позитивные девиации подразумевают под собой прогрессивное изменение системы общества. Новые идеи, инновации, креативность, новаторство, творчество — это девиации, которые несут позитивный характер и, которые обеспечивают и ведут к развитию современного общества, современного социума. Они занимаются мотивирующей и направляющей функцией по отношению к поведению человека, как представителя микросоциума. Есть определенные факторы, которые влияют на личность. Их воздействие рассматривается с двух сторон: с одной стороны, содействуют полному осуществлению позитивного творческого потенциала личности, с другой же — внешние обстоятельства жизнедеятельности способны нарушить, притормозить и иногда могут заглушить развития позитивного образования.

Позитивные девиации возникают всегда осмысленно и имеют целенаправленный характер. Эти девиации играют огромную роль в самореализации и саморазвитии личности. Поле для реализации позитивно — девиантной личности является безграничным. В свою очередь, позитивно — девиантная личность — это совокупность характеристик, которые несут под собой творческий потенциал в своей сфере деятельности, самовоспитание, умение владеть культурой потребления информации, креативность мышления, высокая выносливость в работе, осознание своего «Я» на более качественном новом уровне и многое другое. Проявление творческого и креативного подхода в решение сложных задач и умение мыслить неординарно является очень важным и актуальным в современном обществе.

На сегодняшней день позитивные девиации — один из факторов развития общества, в них заключены начала искусства, техники, культуры, жизни социума и его взаимоотношений. В действительности без положительных проявлений девиантного (отклоняющегося) поведения структура общества может прийти в упадок, так как гениальность некоторых личностей воспринимается как позитивная девиантность. Яркими примерами такой девиантности являются Сальвадор Дали, Сергей Есенин, Жан Поль, Альберт Эйнштейн. Стоит отметить, что гениальные люди как представители позитивной девиантности, не приспособлены к бытовому образу жизни. Они либо не имеют семьи, либо крайне капризны, либо позволяют себе нелепые выходки, либо не практичны в обыденных делах. Например, Альберт Эйнштейн — гениальный физик — теоретик, один из основателей современной физики, создатель частной и общей теории относительности и многое другое. В жизни же неприспособлен в быту и крайне отстранен от реальной действительности.

«Позитивные девиации также являются неотъемлемой частью человеческой духовности и условием личной свободы людей, выступая тем самым в качестве социального механизма, противостоящего регрессивным линиям в развитии общества. Понимание значимости позитивных девиаций для общественного прогресса подчеркивает необходимость всестороннего изучения особенностей и специфики столь интересного явления» [5, С. 5].

Многие ученые утверждают, что проявления девиантного поведения ведут к противоречию в развитии социальных структур общества, но и в тоже время подкрепляют прогрессивные течения общества. Бесспорно, такие характеристики личности, как искренность, огромное трудолюбие, правдивость в общении с людьми, принадлежат положительным девиациям, а поведение, которое выходит за границу разума и даже закона, являются проявлением отрицательных девиаций.

Социальные отклонения в обществе имеют парадоксальный характер. С одной стороны, вносят опасность в стабильность общества, с другой стороны — сохраняют эту стабильность. Каждый член общества должен знать, какое поведение он может ожидать от взаимодействия с окружающими его людьми, какое поведение окружающие люди ждут от него самого, какими социальными нормами должны руководствоваться его дети. Девиантное поведение разрушает эту систему. Когда в обществе наблюдаются постоянные социальные отклонения, то происходит дезорганизация культуры общества и нарушение социального порядка. Вследствие этого, нравственные нормы не контролируют поведения всех членов общества, важнейшие ценности не воспринимаются обществом, люди теряют чувство безопасности, появляется неуверенность в своих действиях и силах. Поэтому общество будет работать продуктивно только тогда, когда большая часть населения будет признавать сложившиеся нормы и поступать согласно ожиданиям других индивидов.

С другой стороны, девиантное поведение — одно из средств адаптации культуры к социальным изменениям общества. Никакое современное общество длительное время не будет статичным. Сообщества должны менять образец своего поведения из — за перемен в окружающей среде. Резкое повышение рождаемости, инновации, открытия в науки, изменения в физическом плане — все это приводит к необходимости признания новых социальных норм и привыкание к ним всех членов общества. Новые социальные нормы возникают и функционируют вследствие обыденного поведения людей и постоянного столкновения внешних обстоятельств. Отклонения от прежних, привычных норм поведения незначительного числа индивидов приводит к созданию новой, нормативной формы поведения. С течением времени отклоняющиеся поведение, которое содержит в себе уже новые, нормативные нормы, попадает в сознание индивидов. И тогда, когда членами общества усвоено поведение, которое включает в себя уже новые социальные нормы, оно перестает быть девиантным (отклоняющимся).

«Границы между позитивным и негативным девиантным поведением подвижны во времени и пространстве социумов. Кроме того, одновременно существуют различные «нормативные субкультуры» (от научных сообществ и художественной «богемы» до сообществ наркоманов и преступников)» [1]. Очень важно не утратить с течением времени ту границу, которая отделяет действительно положительные девиации от девиаций как форму поведения индивида, стоящую за чертой нормального функционирования общества.

Следует подчеркнуть, что положительные девиации личности, требуют большого научного понимания, так как личность склонна поступать «как все», сопоставлять себя с общепринятыми стандартами, поскольку она заинтересована в социально — желательной оценки своего поведения.

Позитивные девиации личности стоит воспринимать как социально — духовное явление. Особое внимание представляет исследования проявления позитивных девиаций в сферах науки и искусства. Основные сферы общества нуждаются в тех людях, которые способны к творческому решению задач, а от отрицательного проявления девиаций нужно постепенно избавляться.

Таким образом, проблема девиантного поведения в настоящее время очень важна и актуальна. Особое внимание уделяется положительным проявлениям девиантности. Положительные девиации способны быть примером группового согласия, выступать ускорителем социальных изменений общества, т. е. любые нарушения социальных норм и правил поведения девиантами, являются сигналом обществу о том, что социальные структуры общества функционируют ненормально, т. е. неправильно. В результате складывается необходимость внесения поправок, т. е. изменений в социальные структуры общества. Отклоняющееся от общепринятых социальных норм и правил поведения незначительного числа населения способны внедриться в сознание всей общественной жизни, что говорит о начале создания новых социальных норм, установок и образцов поведения, тем самым преодолевая устаревшие традиции.

В будущем на основе того, что теоретическая часть такой проблемы — позитивные девиации личности как фактор развития общества, изучена довольно глубоко, нужно провести экспериментальное исследование. Это поможет доказать, что в нашем современном обществе действительно имеют место быть положительные девиации, поскольку именно они выступают как фактор развития общества, помогают совершенствовать социальные структуры общества в прогрессивную сторону. Позитивные девиации — это начало чего — то нового, уникального и необыкновенного. Это умение человека приносит в общество новые, необыкновенные идеи, выбирать нестандартные решения, отходить от традиционных образцов поведения.

Положительные девиации личности играют большую роль в развитии социальных структур общества. Они выступают как фактор развития общества, поскольку именно они приносят в социум новые, оригинальные идеи, которые необходимы для успешного функционирования социальных структур общества.

Литература:

  1. Гилинский Я. И. Социальное насилие. Монография. СПб: Алеф-Пресс, 2013. 184 с.
  2. Змановская Е. В. Девиантология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 288 с.
  3. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. — М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт-М», 2001.- с.
  4. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2005. — 445 с.
  5. Сминщикова Э. В. Позитивные девиации как фактор прогрессивного развития личности в современном социуме: Дисс. канд. юрид. наук. Краснодар, 2012.

Основные термины (генерируются автоматически): девиантное поведение, развитие общества, девиация, социальная структура общества, норма, член общества, общество, поведение, позитивная девиация личности, современное общество.

Положительное отклонение (PD): определение и примеры

Положительное отклонение: в этой статье положительное отклонение объясняется на практике. Статья начинается с определения положительного отклонения, за которым следует объяснение концепции и несколько практических примеров. Вы также прочтете о модели положительного отклонения и шагах, связанных с этим процессом. Наслаждайся чтением!

Определение положительного отклонения

Положительное отклонение (PD) — это подход к поведенческим и социальным изменениям, который диктует, что в каждом сообществе люди сталкиваются с одними и теми же проблемами, ограничениями и недостатками, но некоторые находят лучшие решения и успешное поведение для свои проблемы, чем другие.

Таких людей называют позитивными девиантами. Положительное отклонение противоположно отрицательному отклонению. Этот термин часто используется для описания девиантного поведения, как положительного, так и отрицательного.

Хотите неограниченный доступ без рекламы и шаблоны?

Что такое положительное отклонение?

Концепция положительного отклонения (PD) возникла в 1970-х годах, когда она появилась в исследованиях питания и тематических исследованиях. Исследователи обнаружили, что, несмотря на крайнюю бедность общины, в одних семьях дети росли лучше, чем в других. Затем некоторые исследователи предложили использовать знания этих родителей для планирования программ кормления и спасения детей.

Подход PD с тех пор широко используется исследователями в целях разработки.

Подход, основанный на сильных сторонах, основан на пяти принципах:

  1. Члены сообщества обладают решениями и опытом для наилучшего решения своих проблем;
  2. Сообщества — это самоорганизующиеся образования с достаточными человеческими и другими ресурсами для поиска решений общих проблем;
  3. членов сообщества обладают коллективным интеллектом, то есть равномерно распределены по сообществу, что вызывает подход PD;
  4. В основе любого подхода к ПД лежит устойчивость и действия, необходимые для того, чтобы сообщество могло обнаружить и решить свои собственные проблемы;
  5. Изменить поведение лучше всего путем практики и обучения на практике.

Рисунок 1 – Модель положительного отклонения

Что такое отрицательное отклонение?

Согласно теории конфликта девиантное поведение является результатом социального, материального или политического неравенства в социальной группе. Теория навешивания ярлыков утверждает, что люди начинают демонстрировать девиантное поведение в результате того, что людям присваивается определенная идентичность, и они принимают эту идентичность.

Негативное отклонение относится к поведению, которое не соответствует установленным и принятым в социальной группе нормам. Люди, проявляющие негативную девиантность, либо отвергают нормы общества, либо неверно их истолковывают, либо полностью игнорируют нормы. Примерами этого являются воровство, пропуск занятий в школе, ковыряние в носу или другое неприемлемое поведение.

Этапы процесса позитивного отклонения

PD также рассматривается как позитивный настрой, а не как модель или теория. Он также не диктует буквально то, что люди должны делать, а скорее действует как руководство. Сильные стороны этого мышления — его простота, применимость и краткость.

Образ мышления идеален для решения постоянной проблемы, требующей решения, включающего социальные изменения для отдельных лиц или групп.

В этом процессе важны четыре элемента: определение, определение, обнаружение и проектирование. Эти шаги объясняются ниже и взяты из исследования положительных отклонений, проведенного Паскалем.

Шаг 1: Определите

Проблема сначала определяется или замечается внутри сообщества. Члены этого сообщества вынуждены учиться справляться с этой проблемой, как и в случае с голодом. Посторонние не имеют на это никакого влияния, и разумно не определять и уточнять эту проблему самостоятельно.

Чтобы помочь, они должны связаться с сообществом, чтобы получить информацию, которая ясно объясняет проблему. Необходимо составить картину того, как будет выглядеть улучшенная или идеальная ситуация в будущем. После этого исследуются проблемы и барьеры, связанные с проблемой. Важной частью этого является определение заинтересованных сторон.

Шаг 2: Определите

Сообщество наиболее квалифицировано для определения повседневных обычаев и моделей поведения. Посторонние лица, стремящиеся помочь, могут, по согласованию с сообществом, организовывать собрания, чтобы вовлечь их в определение действий, уроков и приоритетов с целью решения проблемы.

Шаг 3: Откройте для себя

Третий шаг, или третья фаза, посвящен обнаружению позитивных девиантов. Это позитивное девиантное поведение в сообществе, которое приводит к положительным результатам.

Действия на этом этапе включают:

  • Выявление лиц в сообществе, которые сталкиваются с теми же проблемами, но добиваются положительных результатов с помощью тех же ресурсов
  • Опрос людей с девиантным поведением
  • Выявление необычных практик и моделей поведения, ведущих к лучшим результатам
  • Обмен извлеченными уроками с остальной частью сообщества

Этап 4: Проектирование

Четвертый этап является продолжением третьего этапа и вращается вокруг разработки инициативы, которая расширяет охват решения.

Следующие действия являются частью этого:

  • Применение усвоенного положительного поведения в более широком масштабе
  • Расширение масштабов решения
  • Подключение людей, которые не были подключены до
  • Создание возможностей для обучения
  • Мониторинг общей эффективности инициативы

Если все этапы успешно завершены, важно задокументировать полученную информацию и предлагаемые варианты поведения. Затем ими можно поделиться за пределами исходного сообщества с отдельными лицами и сообществами, столкнувшимися с аналогичными проблемами.

Примеры положительного отклонения

Существует множество примеров положительного отклонения в сообществах, где были достигнуты успешные результаты.

Диабет 2 типа

В Эпсоме, Великобритания, инициатива общественного здравоохранения сотрудничала с пациентами, которые успешно справились с диабетом 2 типа (СД2).

Инициатива по позитивным отклонениям, возглавляемая доктором Занетти, является примером подхода ПД. Исследователи определили пациентов, которые нашли творческие способы управлять своими лекарствами и диетой и разработали здоровый механизм выживания при поддержке своих партнеров.

После этого были организованы так называемые интервенционные вечера, а именно диабетический ужин-клуб и дискуссия. Здесь позитивные девианты передавали свои знания людям, менее способным справиться со своей болезнью.

Другие примеры

Другие примеры PD:

  • Недоедающие дети во Вьетнаме
  • Госпитальные инфекции
  • Муковисцидоз
  • Гипертония
  • Лечение рака

Преимущества такого подхода к решению проблем не ограничиваются инициативами в области здравоохранения. Метод также доказал свою эффективность в устойчивом развитии энергоснабжения, в криминологии, психологии, компьютерных технологиях и менеджменте и лидерстве.

Сводка положительных отклонений

Положительное отклонение (PD) — это метод решения проблем, направленный на внесение изменений на основе положительных исключений в сообществе. Метод основан на том факте, что некоторые люди внутри определенного сообщества достигают лучших результатов, чем другие, сталкивающиеся с теми же трудностями и проблемами. Высшая цель — новаторы решают мир.

Благодаря применению метода, лежащего в основе подхода ПД, в прошлом была оказана помощь многим людям, например голодающим детям. Метод также был разработан в этом контексте; в 19В 70-х годах исследователи обнаружили, что некоторые люди в голодающем сообществе кормили своих детей лучше, чем другие. Таких людей называют положительными девиантами или положительными исключениями.

Первый этап этого подхода включает определение проблемы. Это делается внутри самого сообщества, а не посторонними. Следующим шагом является определение повседневной практики и поведения в этом сообществе. Третий шаг касается выявления положительных девиантов. Четвертый этап вращается вокруг разработки масштабируемой инициативы, которой можно поделиться с другими в том же сообществе и за его пределами.

Метод оказался успешным у большого числа неактивных людей, включая лечение диабета 2 типа (СД2) и лечение рака, а также в немедицинских условиях, таких как устойчивое энергоснабжение, криминология и психология.

Попробуйте нас бесплатно и получите неограниченный доступ к более чем 1000 статей!

Теперь ваша очередь

Что вы думаете? Узнаете объяснение положительного отклонения? Знаете ли вы пример ситуации, в которой вы научились у других тому, как справляться с проблемами? Как вы думаете, можно ли применить подход PD для решения основных мировых проблем? Есть ли у вас какие-либо советы или комментарии?

Поделитесь своим опытом и знаниями в поле для комментариев ниже.

Дополнительная информация

  1. Брэдли Э. Х., Карри Л. А., Раманадхан С., Роу Л., Нембхард И. М. и Крумхольц Х. М. (2009). Исследование в действии: использование положительных отклонений для улучшения качества медицинской помощи . Внедрение науки, 4(1), 1-11.
  2. Лаппинг К., Марш Д. Р., Розенбаум Дж., Сведберг Э., Стернин Дж., Стернин М. и Шредер Д. Г. (2002). Подход к позитивным отклонениям: вызовы и возможности на будущее . Бюллетень о пищевых продуктах и ​​питании, 23(4_suppl_1), 128-135.
  3. Марш Д.Р., Шредер Д.Г., Дирден К.А., Стернин Дж. и Стернин М. (2004). Сила положительного отклонения . Bmj, 329(7475), 1177-1179.
  4. Spreitzer, GM, & Sonenshein, S. (2004). К определению конструкции положительного отклонения . Американский ученый-бихевиорист, 47(6), 828-847.

Как цитировать эту статью:
Janse, B. (2022). Положительное отклонение (PD): определение и примеры . Получено [указать дату] с сайта Toolshero: https://www.toolshero.com/problem-solving/positive-deviance/

Опубликовано: 31 марта 2022 г. | Последнее обновление: 10.02.2023

Добавьте ссылку на эту страницу на свой сайт:
toolshero.com/problem-solving/positive-deviance/»> Toolshero: Positive Deviance (PD): определение и примеры

Эта статья показалась вам интересной?

Ваша оценка более чем приветствуется или поделитесь этой статьей в социальных сетях!

Средняя оценка 4 / 5. Всего голосов: 4

Голосов пока нет! Будьте первым, кто оценит этот пост.

Сожалеем, что этот пост не был вам полезен!

Давайте улучшим этот пост!

Расскажите, как мы можем улучшить этот пост?

Метки: Анализ проблем

Позитивные отклонения и случайные проявления доброты | Жаклин Ард (Онтиверос) | Стартап

Жаклин Ард (Онтиверос)

·

Подписаться

Опубликовано в

·

8 мин чтения

·

5 июня 2019 г.

Photo by Kawin Harasai on Unsplash

Положительное отклонение возникает, когда люди в сообществе совершают случайные акты доброты по отношению к другим местным жителям, чтобы улучшить жизнь других людей, живущих в том же сообществе. Позитивное и благотворительное поведение позитивной девиантности не соответствует социальным нормам, потому что большая часть помощи может быть оказана знакомым и незнакомцам в сообществе, в то время как более распространенные социальные нормы поощряют оказание помощи родственникам и близким друзьям. С другой стороны, негативное отклонение возникает, когда люди совершают действия, которые доминирующая культура считает аморальными, неправильными, нездоровыми или насильственными.

Для сравнения, хотя обе формы девиации нарушают социальные нормы, одна направлена ​​на улучшение общества, а другая предпочитает отмежеваться от общества или ниспровергать общественные ценности.

По мнению исследователей Марша, Шредера, Дирдена, Стернина и Стернина, социальная мобилизация, сбор информации и изменение поведения являются ключевыми факторами в достижении успеха с позитивными отклонениями, потому что, соответственно, они приводят к мотивации поступать правильно, находя подходящее поведение. принять за позитивные изменения и скорость реальных изменений для членов сообщества. Марш, Шредер, Дирден, Стернин и Стернин также заявляют, что это все еще работает в бедных районах, где удовлетворить основные потребности гораздо труднее, потому что «матери, которые с большей вероятностью уверенно делились новыми знаниями об уходе за детьми и кормлении со своими соседями».

Положительное отклонение приводит к обучению, потому что те, кто может оказать помощь, могут вдохновить других сделать то же самое, в то время как те, кто нуждается в помощи, получат ее — те, кто остро нуждается, по крайней мере, почувствуют заботу, в то время как те, кто находится в более благополучном положении, могут создать положительный цикл.

Положительное отклонение влияет на общество в целом, потому что оно приводит к улучшению отдельных людей, сообществ и культуры общества в целом.

Сообщество округа Отеро в Колорадо за последние 20 лет столкнулось с несколькими известными формами позитивного отклонения, но многие из этих событий и форм публикации не всегда доступны в Интернете, поэтому основное внимание было уделено более недавним событиям, которые можно со ссылкой на местную электронную газету. Одним из примеров положительного отклонения является бритье головы во время ежегодного мероприятия фонда Святого Болдрика. По словам Бетти Макфаррен из La Junta Tribune-Democrat, эта некоммерческая организация является «благотворительной организацией, работающей на добровольных началах, которая выделяет больше средств на гранты на исследования детского рака, чем любая другая организация, кроме правительства США».

Волонтеры могут зарегистрироваться, чтобы побриться на мероприятии, или они могут прийти в тот же день и сбрить волосы. Бритье в основном делается для распространения информации о раке и о том, как он влияет на детей. Вполне вероятно, что некоторые люди зададутся вопросом, почему кто-то сбрил волосы, особенно если это женщины и девочки, что приводит к откровенному разговору о детских раковых заболеваниях.

Многие семьи не могут позволить себе лечение рака для своих детей, в то время как некоторые из них страдают от рака, который встречается редко, и пожертвования меняют их жизнь к лучшему. Люди могут принять участие в мероприятии, чтобы пообщаться и сделать пожертвование, или они могут выбрать анонимность, сделав пожертвование на веб-сайте некоммерческой организации.

В округе Отеро есть несколько некоммерческих организаций, но местное учреждение, которое помогло многим семьям получить помощь, в то время как другие смогли предоставить ее через эту некоммерческую организацию, — это Центр беременности в долине Арканзас. Центр беременности в Арканзас-Вэлли известен тем, что занимается планированием семьи в рамках защиты жизни, и у них есть ежегодная прогулка для сбора денег. В этом году акция «Прогулка ради жизни» проходит 9 мая с обычной прогулкой и подвижными играми.

Как сообщает La Junta Tribune-Democrat, автомобиль, известный как «Энн Фургон», будет проводить УЗИ в течение дня, потому что «женщины, которые рассматривают возможность аборта в связи с незапланированной беременностью, выберут жизнь 9».6 процентов времени после того, как увидели своего ребенка на УЗИ». Центр беременности в Арканзас-Вэлли известен тем, что убеждает матерей всех возрастов не прерывать беременность, и предлагает бесплатные услуги, такие как консультации и товары для младенцев, которые доступны благодаря ежегодному финансированию. Эта помощь особенно полезна молодым взрослым женщинам.

Некоторые люди предпочитают делать пожертвования в центр анонимно, в то время как другие принимают участие в «Прогулке за жизнь», чтобы пообщаться с другими членами сообщества.

Источник: Автор

Я планировал, какие акты положительного отклонения я буду конкретно совершать, но я не планирую большинство взаимодействий, потому что я знал, что буду беспокоиться или забывать, поэтому результаты были в основном случайными. Я решил, что буду делать комплимент каждому человеку, которого встречу, и моей целью было сказать что-то честное, потому что я не хотел делать ложные заявления. Мне удалось сделать комплимент только одному человеку, но это было в важную для нее дату.

В другой раз я ехал по округе и вспомнил, что читал статью в старом журнале, в которой советовались добрые дела, которые были бы анонимными и идеальными для интровертов. Я зашел в местную библиотеку и оставил три коротких высказывания ободрения, каждое в отдельной книге, на разных полках.

Кроме того, моя сестра убедила меня заплатить за чей-то кофе, пока мы были в кофейне, что означало, что следующему покупателю не придется платить 5 долларов за свой заказ. Поскольку никто не нес больше, чем мог вынести, пока мы небрежно разговаривали, у меня не было возможности открыть дверь кому-либо, не выглядя отчаявшимся. Был один день, когда я смогла послушать, как два разных человека радостно обсуждают свою жизнь — один о путешествиях и о двух ее взрослых детях, а другой — о своей коллекции антиквариата.

Думаю, последние пару недель мои попытки положительного отклонения увенчались успехом. Что касается реакции получателей моего положительного отклонения, я не мог ждать достаточно долго, чтобы стать свидетелем ситуации в библиотеке, но другие попытки оказали некоторое влияние.

Людям, кажется, нравится, когда их слушают, когда они увлечены своими чувствами или идеями, поэтому последние две недели я пытался понять с большей осознанностью, чем обычно. Я вижу, что другим людям нравится, когда им задают вопросы, которые дополняют их сторону разговора, а моменты согласия, такие как «Я чувствую то же самое», кажется, улучшают настроение других. У меня был глубокий разговор с моей сестрой в кофейне, поэтому я не обращал внимания, но я думаю, что женщина, которая получила мое положительное отклонение, оценила это. Больше всего на свете моему решению обрадовался владелец кофейни, и я объяснил ему, что мой поступок был актом положительного отклонения, а он заявил, что на самом деле в его магазине люди так поступают.

Например, он рассказал, что один человек однажды оставил достаточно платежа, чтобы 13 разных людей смогли оплатить весь свой заказ. Что касается человека, которому я сделал комплимент, она улыбнулась. Думаю, я заставил улыбнуться еще нескольких человек.

По крайней мере, никто не отреагировал негативно — насколько я знаю. Я указываю на это, потому что кто-то может чувствовать себя некомфортно во время акта положительного отклонения, потому что, в конце концов, это все еще отклонение или ненормальное поведение. В статье Гейл Коул добавляется, что «некоторые получатели положительного отклонения бегут: они отказываются, например, от бесплатного кофе или убегают от протянутого зонтика». Я никогда не мог представить, что кто-то просто убегает от подарка, но это должно быть культурно. Честно говоря, гордыня — даже живя в бедности — может быть причиной, и другие, кто побогаче, просто знают, что им это не нужно.

Возможно, было бы иначе, если бы использовалась анонимность, а не встреча с лицом, совершающим положительное отклонение, поскольку это может сделать ситуацию более неловкой. Я был анонимен в большинстве своих случайных актов доброты, а те, что не были анонимными, были несколько неловкими, но никто ни от чего не отказывался — я полагаю.

Я оставил приятные высказывания внутри этих библиотечных книг, и мне хотелось бы думать, что кто-то в конце концов откроет каждую книгу и будет доволен тем, что найдет, но возможно, что кто-то заметит записку и просто выбросит ее, не задумываясь об этом. Должен заметить, что от бесплатного кофе я бы никогда не убежал, но каждому свое.

Photo by Daiga Ellaby on Unsplash

Я думаю, что у меня была одержимость негативными отклонениями или бунтом, потому что меня всегда беспокоили группы людей, потому что они кажутся ненадежными. Помимо предпочтения определенного поведения, которое может не считаться нормой, призыв быть «другим» может быть тем, что вдохновляет на некоторые отклонения — помимо бедности, жадности и психических заболеваний.

Мне никогда не приходило в голову рассматривать положительное отклонение как способ отличаться от других, не создавая хаоса. Случайные нарушения социальных норм в полезном ключе определенно могут иметь большее значение. Несомненно, отрицательное отклонение имеет значение, но оно не делается таким же образом.

Марш, Шредер, Дирден, Стернин и Стернин сосредотачиваются на основных потребностях общества и на том, как люди начинают копировать друг друга, поскольку «поведение настолько доступно и доступно (например, чистое лезвие, чтобы перерезать пуповину у новорожденного ребенка) этот энтузиазм по поводу немедленного принятия распространяется по всему сообществу еще до того, как начнется официальное вмешательство». Поскольку существуют разные уровни развития альтруизма, я полагаю, что мои намерения относятся к средне-низкому уровню. Общественные работы действительно получают некоторое внимание, но работа или стажировка могут показаться предпочтительнее для получения опыта и личной выгоды, и я полагаю, что это может продолжать влиять на многих молодых людей, если они не увидят преимущества помощи другим.

Я чувствовал себя неловко из-за каждого своего действия. Социальная тревога — мой костыль, но я знаю, что меня всегда интересовала идея быть добрым к незнакомцам, особенно к тем, у кого явно несчастный вид. Это была еще одна возможность применить мои личные идеалы на практике, и это заставило меня улыбнуться. Я думаю, что мог бы сделать больше для каждого человека, и мне, вероятно, следовало попытаться достучаться до большего числа людей.

Думаю, я понимаю, как каждый человек меняет мир к лучшему, потому что каждое маленькое действие, положительное или отрицательное, может повлиять на кого-то еще — по крайней мере, на несколько минут.

Добавить комментарий