2. Дезадаптивное поведение. Руководство по системной поведенченской психотерапии
2. Дезадаптивное поведение
В настоящее время намечается тенденция рассматривать так называемую «эмоциональную напряженность» у лиц с непатологическими невротическими проявлениями как адаптивную реакцию34. По сути, речь идет о психологической реакции, аналогичной процессу воспаления, которая, несмотря на свой защитный характер, как известно, может привести и к гибели организма. Подобный подход при оценке указанного поведения в ситуации стресса в определенной мере оправдан, равно как и утверждения, касающиеся адаптивного характера того, что принято называть «защитными реакциями», которые служат, по сути, адаптации больного неврозом к своей болезни35. Более того, сам невроз зачастую вполне может рассматриваться как своего рода адаптивная реакция, поскольку возникающий симптом, выполняя роль своеобразной доминанты, как правило, оттесняет насущные проблемы индивида, предлагая себя в качестве некой «безобидной» замены «суровым реалиям жизни»36
Кроме того, предприняты попытки выделить «компенсаторные» механизмы приспособления37, занимающие промежуточную позицию между патологическими проявлениями и реакциями полноценной адаптации. Нетрудно заметить, что подобная «гибкая» тактика при использовании понятия «адаптация», которую, вероятнее всего, поспешат расценить как диалектическую специфику последней38, на деле является лишь слабостью указанного термина, его пространностью и неопределенностью, являющихся следствием методологической непоследовательности.
КМ СПП не может оперировать подобными понятиями, лишенными внятной прагматической основы39, и, опираясь на методологический базис психософии
Психологическая адаптированность – это соответствие индивида условиям существования, проявляющееся чувством удовлетворенности самим собой, другими, миром событий и явлений.
Процесс психологической адаптации – это выработка таких стереотипов поведения, которые позволяют человеку соответствовать условиям его существования (включая его предуготованность к изменению этих стереотипов при меняющихся условиях) и сопровождаются чувством удовлетворенности самим собой, другими, миром событий и явлений.
Соответственно, дезадаптивным поведением является такое поведение, которое сопровождается чувством неудовлетворенности, не имеет качества законченности и вызывает постоянные непроизвольные реминисценции к уже свершившимся событиям, что не позволяет человеку адекватно реагировать на происходящие события. По сути, чувство неудовлетворенности есть результат неприятия фактической данности, сопротивления реально существующему. Иными словами, несоответствие порождается заведомо безуспешными попытками подменить реальность желаемой реальностью с последующей неизбежной фрустрацией.
Всякий конфликт – есть признак несоответствия41, поэтому именно несоответствие (неадекватность) и приводит человека к субъективному ухудшению качества жизни. Впрочем, данный тезис не исключает возможности влияния человека на условия его существования, однако всякие попытки изменить условия существования из состояния психологической дезадаптированности могут привести лишь к усугублению этого состояния
Поэтому КМ СПП, соглашаясь с фактом существования процессов аккомодации и ассимиляции43, рассматривает их не как единый процесс44, но как последовательное изменение тактики действий: первоначальное приведение поведения человека в соответствие с требованиями условий существования (аккомодация) и последующее, при желании, изменение условий существования (ассимиляция).[10] Фактически процесс адаптации есть всегда двухфазное действие, где этап принятия условий существования («правил игры») сменяется этапом совершения желаемых изменений этих условий.
Чувство неудовлетворенности, таким образом, является ключевым признаком психологической дезадаптации (причем фабула или повод этого недовольства не имеют принципиального значения) и показанием к терапии. При этом само по себе стремление к усовершенствованию (совершенству) нельзя считать патологическим, его качество – патологическое оно или нет – определяется движущей силой этого стремления.
Процесс психологической адаптации начинается лишь после того, как индивидом безоговорочно приняты условия его существования (то есть поведение приведено в соответствие с требованием обстоятельств)
В целом, само понятие адаптации предполагает наличие, с одной стороны, условий, к которым эта адаптация должна быть осуществлена («условия существования»), с другой стороны, «интересов» адаптирующегося, которые, конечно, прежде всего есть интересы его выживания (физического, социального и т. п.). Однако в значительной части случаев неудовлетворенность, являющаяся основным признаком отсутствия полноценной адаптации индивида, продиктована патовой ситуацией – наличием у него «интересов», которые не могут быть удовлетворены, по крайней мере, в таком виде, в каком бы они «устроили» данное лицо. Не изменение «условий существования», но избавление от этих потребностей – есть приведение данной психической организации в соответствии с требованиями «условий существования» (аккомодация). Удовлетворить можно только ту потребность, тот «интерес», которые могут быть удовлетворены. Таким образом, в задачах психотерапии – не простая адаптация к «условиям существования», а реконструкция самого адаптирующегося, в целях устранения его интенций к недостижимому.
Наконец, надо иметь в виду, что упомянутое «приведение в соответствие» – есть процесс принятия данности, к которой в начале психотерапии относится и дезадаптивное поведение. Иными словами, пациенту необходимо сначала признать за собой дезадаптацию, наличие дезадаптивных форм поведения, причем именно в таком их качестве: «мое дезадаптивное поведение» (аккомодация). И только после этого возможно движение в направлении изменения данных форм поведения, в результате чего, разумеется, претерпят изменения и «условия существования» (ассимиляция), которые, как мы помним, никогда не являются «внешними», но всегда «внутренне внешними». Причем и это должно быть осмыслено именно таким образом: возможность изменения еще не есть изменение, а само изменение невозможно без соответствующей последовательной работы (редукции прежних форм поведения, освоения новых, модификации структуры психической организации).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
1. Поведение
1. Поведение В психологии «поведение», как правило, рассматривают в разрезе наблюдаемого действия, то есть о нем говорят как о непосредственной физической активности организма в связи с теми или иными условиями окружающей его среды. К.К. Платонов предлагал закрепить за
Часть третья Адаптивное и дезадаптивное поведение
Часть третья Адаптивное и дезадаптивное поведение КМ СПП рассматривает поведение как психическую и психически опосредованную активность человека, продиктованную совокупностью условий его существования; а психическую адаптированность – как процесс соответствия
ПОВЕДЕНИЕ
ПОВЕДЕНИЕ Поведение – наблюдаемая извне двигательная активность живых существ, включающая моменты неподвижности, являющаяся исполнительным звеном взаимодействия целостного организма с окружающей средой. Это целенаправленная система последовательно выполняемых
13. Понятие профессиональной адаптации. Адаптивное профессиональное поведение. Неадаптивное профессиональное поведение
13. Понятие профессиональной адаптации. Адаптивное профессиональное поведение. Неадаптивное профессиональное поведение Под профессиональной адаптацией обычно понимают «вживание» сотрудника в новую для него рабочую обстановку, взаимоотношения в коллективе.
ПОВЕДЕНИЕ В СЕМЬЕ
ПОВЕДЕНИЕ В СЕМЬЕ РОЛЬ СУПРУГА Любой представитель данного характера устанавливает в семье диктатуру. Но особое значение господство в семье приобретает для человека, не наделенного полнотой власти в реальной жизни. Неужели насмешливая судьба обделила его надеждой на
ПОВЕДЕНИЕ В СТРЕССЕ
ПОВЕДЕНИЕ В СТРЕССЕ На первый взгляд шизоид с его сильной нервной системой, равнодушием к реальности должен быть необычайно устойчивым к стрессам и потерям. Однако давление окружающей жизни деформирует его личность, приводит к его невротизации и к еще большему
ПОВЕДЕНИЕ В СЕМЬЕ
ПОВЕДЕНИЕ В СЕМЬЕ Идея служения пронизывает семейную жизнь астеника. В силу выраженного чувства долга, жертвенности, самоумаления он является верным, заботливым супругом и родителем. В семье он может занимать самое приниженное, даже жалкое положение, когда на него
ПОВЕДЕНИЕ В СТРЕССЕ
ПОВЕДЕНИЕ В СТРЕССЕ Истероид плохо переносит стрессовые ситуации.Если астеник в трудных условиях перестает жаловаться на здоровье и исторгает из своего хрупкого тела мощные потоки энергии, для того чтобы поддержать близких людей, то у истероида происходит обратная
ПОВЕДЕНИЕ В СЕМЬЕ
ПОВЕДЕНИЕ В СЕМЬЕ РОЛЬ СУПРУГА. СОВМЕСТИМОСТЬ В БРАКЕ Истероид — истероид. Довольно редко можно встретить подобный союз двух неисправимых эгоцентристов. Ведь каждый из них хочет найти в супруге не только восторженного зрителя и поклонника, но и человека, который охотно
ГЛАВА 19 – ДЕЗАДАПТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 19 – ДЕЗАДАПТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ …Одна из причин, по которой большинство людей терпят неудачу в своей жизни, заключается в том, что они не отдают себе отчет, в какой момент они еще способны действовать в соответствии со своим разумом. Они осознают ситуацию только тогда,
Поведение
Поведение Поведение клиентов с ПАРЛ отражает их когнитивные паттерны. Пассивно-оппозиционное поведение, такое как промедление и плохая работа, связано с когнитивными структурами, которые возникают на основе возмущения необходимостью выполнять обязательства («Мне
Пограничное поведение
Пограничное поведение «Одна из подчиненных постоянно все путает. Она не настолько плохо работает, чтобы назвать ее некомпетентной, но постоянно балансирует на грани, поэтому я все время беспокоюсь о ее
§ 1. Воображение и поведение
§ 1. Воображение и поведение Помимо мышления и чувств, важнейшим объектом манипуляции сознанием является воображение. Вдумаемся в само слово. Во-ображение! Превращение какой-то частички реальности в образ, создаваемый сознанием (фантазией) человека[31].Ле Бон писал в книге
Поведение
Поведение В Библии сказано, что поведение людей далеко от совершенства. Просто поразительно, насколько часто в Писании встречаются слова о том, что мы будем грешить: такое поведение просто ожидается (Рим 3:23). Такова природа человеческая, и непонятно, почему сплошь и рядом
Разделы 14 и 15. Поведение находящегося в удалении [царевича] и поведение [царя] по отношению к удаленному [царскому сыну]
Разделы 14 и 15. Поведение находящегося в удалении [царевича] и поведение [царя] по отношению к удаленному [царскому сыну] Глава 18 Царевич, [даже] живущий в стесненных обстоятельствах, которому поручено не подходящее для него дело, должен [все же] повиноваться отцу, кроме
Дезадаптивное поведение. Или мой ребенок не такой как все…
Дезадаптивное поведение — это очень широкое понятие и трактуется как нарушение основных правил социума, действующих в тех или иных условиях.
Дезадаптация — это не только нарушенное поведение, она затрагивает все сферы жизни ребенка: поведение, эмоционально-волевую сферу и физиологию подростка.
Причин очень много, и важно понимать, что действуют они только в совокупности. Это сочетание личностного фактора и социального.
-
Личностный фактор:
- определенный склад личности, который легко подвергается стрессовым факторам
- неустойчивая психика, сопровождающаяся импульсивностью и возбудимостью
- это ребенок со слабым типом высшей нервной деятельности
- наследственная отягощенность
-
Средовые факторы:
- неблагоприятная обстановка в семье, утрата одного из родителей, близкого члена семьи, развод
- отсутствие взаимопонимания со сверстниками, буллинг и кибербуллинг
- дезадаптирующее влияние значимого взрослого (родитель, учитель) К средовым факторам можно отнести множество причин, но важно понять, что если не будет сочетания с личностным фактором, то привести подростка к дезадаптивному поведению будет крайне сложно зыку.
Форм проявления дезадаптивного поведения очень много. И у детей, в отличие от взрослых, дезадаптивное поведение заметно невооружённым глазом даже неспециалисту. Это видят родители, педагоги, школьные психологи, сверстники. То есть распознать девиацию у подростка гораздо проще, стоит только обратить на него внимание. А если мы, взрослые видим, что с ребенком что-то не так, то никогда не стоит пускать ситуацию на самотёк. Самостоятельно дезадаптивное поведение никогда не пройдет. Коррекционная сочетанная работа школы, семьи и лечебного учреждения необходима!
К примеру, подростка буллят в школе, и он пойдет в интернет, чтобы поискать решение своей проблемы. Естественно, в социальных сетях он может вступить в деструктивную группу, например, в колумбайн- сообщество. И он будет с удовольствием рассматривать жестокие картинки, потому что им движет чувство обиды и отмщения. Но в большинстве случаев потом сработает защитный механизм, он пересмотрит ценность своей и чужой жизни, и не совершит непоправимого. И выйдет из этой группы, заблокирует ее. При этом его дезадаптация никуда не денется, он вляпается во что-то другое. И к сожалению, во взрослой жизни он тоже будет вести себя дезадаптивно, только маскировать свою неполноценность научится лучше.
Итак, формы дезадаптивного поведения в подростковом возрасте. Есть привычная классификация, разработанная Менделевичем, российским психиатром и патопсихологом:
- Делинквентный тип: это подростки, занимающиеся преступной деятельностью: воровство, разбой, насилие, терроризм.
- Аддиктивный тип: в основе стремление уйти от реальности. Здесь будут разного рода зависимости от ПАВ, компьютерная и интернет-зависимость, дромомания — бродяжничество.
- Патохарактерологический тип: в основе лежат акцентуации характера. В 95% случаев эти заострения черт характера с возрастом и взрослением сглаживаются, и подросток адаптирует свой характер под нормы общества. Если разобрать примеры психопатоподобных девиаций, то чаще всего мы встречаемся с дистимией (это расстройство настроения, частые колебания настроения, ярко выраженные эмоции как злости, так и радости). Реже встречается шизоидная психопатия, которая проявляется в уходе в себя, патологической замкнутости, эмоциональной холодности, скрытости, враждебности к внешнему миру. Очень интересна истероидная психопатия, которая проявляется в демонстративности, подростки реагируют на всё так, как будто играют на сцене, с надрывом, с гиперболизированными эмоциями, с яркими попытками суицида.
- Психопатологический тип: здесь мы говорим о проявлении симптомов психиатрического заболевания, например о симптомах депрессии, биполярного расстройства личности, шизофреноподобного расстройства, психопатий. Между патохарактерологическим и психопатологическим типом очень тонкая грань. Как понять, это акцентуация характера, которая потом сгладится, или начало психиатрического заболевания? Распознать может только врач-психиатр.
- Гиперспособности. Гениальность и талант тоже порождают девиации. И это обратная сторона медали: большинство гениальных людей абсолютно не приспособлены к обычной жизни.
- Плюс к данной классификации можно добавить, что сам подростковый возраст как кризисный этап является временной психосоциальной дезазаптацией.
Каким образом определить дезадаптивное поведение.
Основное клиническое проявление любой девиации — это нарушения социальной адаптации, это то, что ярко видно в школе: конфликты с одноклассниками и учителями, нарушение норм и правил, прогулы уроков, увлеченность компьютером и интернетом, снижение успеваемости, отсутствие заинтересованности школьными делами.
На физиологическом уровне мы заметим нарушения сна, расстройства пищевого поведения и психосоматические реакции: частые боли, головные, со стороны сердца , желудка, мышечные боли, повышение температуры, давления, тошнота.
В подростковом возрасте у девочек чаще всего встречается самоповреждающее и аддиктивное поведение. У мальчиков-подростков — аддиктивное и делинквентное.
Очень хорошо себя зарекомендовала когнитивно-поведенческая терапия в работе с такими подростками. Всегда есть нерациональная установка, а чаще их много, которые формируют неправильное поведение. Например, меня не любит мама, а когда я выпиваю, она меня замечает. Или, когда я волнуюсь, мне помогает курение. Или я ухожу из дома, чтобы меня искали. Или я режу руки, чтобы с кровью вышли негативные эмоции. Или я пью, потому что в состоянии опьянения я интересна друзьям. И вот с этими нерациональными установками работает психолог, вместе с ребенком подвергает их сомнению, формируя адаптивные мысли, которые убирают дезадаптацию.
Психолог убирает влияние личностного фактора, работая с личностью ребенка. Но также нужно не забывать и о помощи со стороны средового фактора, то есть семьи и школы.
медицинский психолог детской поликлиники № 6
Медянцева И. Г.
НЕАДАПТИВНЫЙ | английское значение — Cambridge Dictionary
Наш подход позволяет эволюции обучения давать неадекватное поведение и может быть расширен для описания динамических социальных взаимодействий.Из Кембриджского корпуса английского языка
Ясно, что обусловленность не может защитить нас от приобретения неадаптивных привычек.Из Кембриджского корпуса английского языка
Нет никаких оснований полагать, что имплицитное обучение недостаточно гибко, чтобы давать результаты, потенциально дезадаптивен генетически.Из Кембриджского корпуса английского языка
Что показывает, что фиксация неадекватна ?Из Кембриджского корпуса английского языка
В этом случае проиллюстрировано несколько неадаптивных способов справиться с дефицитом идентичности.Из Кембриджского корпуса английского языка
Агрессивное и делинквентное поведение также можно охарактеризовать как неадекватные стратегии преодоления эмоционального возбуждения, вызванного опытом виктимизации сверстников.Из Кембриджского корпуса английского языка
К сожалению, поведение людей в отношении использования антибиотиков было неадекватным .0004 с самого начала.Из Кембриджского корпуса английского языка
Изучение нейробиологических последствий жестокого обращения с детьми должно улучшить наше понимание механизмов, лежащих в основе неадекватного развития детей, подвергшихся жестокому обращению.Из Кембриджского корпуса английского языка
Мало того, что патология, как правило, не является просто эндогенной данностью, но даже когда неадекватная неадаптивная цепочка предписывается, возврат к позитивному функционированию часто остается возможным.Из Кембриджского корпуса английского языка
Наконец, необходимо провести исследования, чтобы установить, поддаются ли модификации нейробиологические структуры, функции и организации неадаптивных или они не поддаются вмешательству.Из Кембриджского корпуса английского языка
Терапевт сначала смотрит на понимание уместности или разумности действий, прежде чем рассматривать их издержки или неадаптивные аспекты.Из Кембриджского корпуса английского языка
У китообразных, живущих в группах, наблюдается один поведенческий паттерн, который индивидуально неадаптивный , но мог возникнуть в рамках системы конформистских традиций: массовое выбрасывание на мель.Из Кембриджского корпуса английского языка
Кроме того, редии должны быть приспособлены, чтобы не поедать себе подобных, потому что было бы неадекватно поступать иначе.Из Кембриджского корпуса английского языка
Более поздние события или опыт могут поддерживать или отклонять ребенка от неадаптивного пути, установленного под воздействием рисков или опасностей раннего развития.Из Кембриджского корпуса английского языка
Более того, теория социального научения ограничена в своих возможностях объяснить множество неадаптивных паттернов, возникающих в результате воздействия насилия со стороны партнера.Из Кембриджского корпуса английского языка
Просмотреть все примеры maladaptive
Эти примеры взяты из корпусов и из источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.
Неадекватное поведение, вызванное стрессом на рабочем месте
Чарльз С. Шамуэй, магистр наук, NCCPЧарльз С. Шамуэй, магистр наук, NCCP
Сертифицированный помощник юриста Северной Каролины | Выпускник параюридических исследований в колледже Мередит |
Опубликовано 21 января 2020 г.
+ Подписаться
Дезадаптивное поведение, вызванное стрессом на рабочем месте
Чарльз С. Шамуэй, магистр искусств
В рабочей среде стресс не является чем-то необычным. Иногда она может дать человеку возможность расти и развиваться. Но бывают случаи, когда стресс может сокрушить человека и привести к неадекватному поведению. Когда возникает неадекватное поведение, стресс больше не заставляет человека расти и развиваться как здоровый работник, но из-за чрезмерного стресса работник может демонстрировать поведение, которое нарушит его работу и работу его коллег. Каждый человек выражает стресс по-своему. Некоторые сотрудники могут справиться со стрессом и сосредоточить его на достижении выдающихся результатов, в то время как другие могут впасть в депрессию и казаться рассеянными на работе. Менеджеры в рабочей среде должны знать, что каждый сотрудник может реагировать на стресс по-разному, и должны внимательно следить за реакцией сотрудника, когда возникает стресс. Изучение некоторых текущих исследований по этому вопросу может дать менеджерам лучшее понимание.
Пример стресса, связанного с организационными изменениями
Исследование, проведенное Ваколой и Николау (2005), изучает связь между стрессом на рабочем месте и приверженностью организации. Исследователи изучили результаты инструмента организационного скрининга, который был заполнен 292 участниками. Результаты показали ожидаемый отрицательный результат снижения приверженности и повышения нежелания принимать любые формы организационных изменений. (Вакола и Николау, 2005 г. )
Одно из первых поведенческих проявлений, наблюдаемых в этом тематическом исследовании, заключается в том, что благодаря исследованиям Ваколы и Николау появилось твердое понимание того, что при усилении стресса может происходить и обычно происходит снижение приверженности сотрудников работе. Вакола и Николау утверждают, что инструмент (ASSET), результаты которого они получили по номеру
, «осмысливает профессиональный стресс как влияние различных источников (каждый из которых представляет собой независимую шкалу), таких как рабочие отношения, баланс между работой и личной жизнью, перегрузки, безопасность работы, контроль, ресурсы и общение, оплата и льготы, а также оценка восприятия работником потенциальных источников стресса, связанных с фундаментальным характером самой работы (например, физические условия труда, тип задач и объем удовлетворения от работы и т. д.) под названием «Аспекты работы» (Vakola and Nikolaou, 2005, стр. 165)
Стресс, вызванный этими стрессорами, вызывал негативное отношение и препятствовал положительному отношению к изменениям в организации и приверженности организации (Vakola and Nikolaou, 2005). Исследование выявило важные факторы, создающие позитивное отношение, которое может вызвать отсутствие приверженности организации и изменения внутри организации. Урегулирование конфликтов, построение поддерживающих рабочих отношений, эффективное общение — все это способствует формированию положительного отношения (Vakola and Nikolaou, 2005).
Негативное отношение, вызванное стрессом на рабочем месте, может стать дезадаптивным и вызвать у работника желание реагировать, когда стрессовые факторы продолжают накапливаться. Менеджер должен понимать, что стресс вызывает отсутствие приверженности работе сотрудника и организации, которую поддерживает его работа.
Тематическое исследование влияния поведения руководителя
Исследование Джона Микелы (2007 г.) дает понимание того, что влияние поведения руководителя работника может влиять на организационную приверженность, приверженность руководителя лидерству, текучесть кадров намерения, а главное на работе стресс. В этом исследовании Микела проанализировала ответы 180 из 220 сотрудников, заполнивших анкеты.
Микела (2007) попытался выявить важность процесса, который происходит между поведением менеджера или начальника и его влиянием на реакцию работника на мотивацию и приверженность своей работе. Стресс, вызванный плохим управленческим поведением, может повлиять на реакции, которые со временем могут стать неадекватными. Невнимательный руководитель или менеджер может повлиять на более сильные симптомы стресса, тогда как внимательный руководитель или менеджер может повлиять на меньшие симптомы (Michela, 2007).
Отношение сотрудника к руководителю или менеджеру может повлиять на его отношение к организации-работодателю (Michela, 2007). Текучесть кадров чаще всего происходит, когда руководители или менеджеры относятся к своим подчиненным неуважительно или без должного внимания (Michela, 2007). Более сильные симптомы стресса, вызванные влиянием начальника или взаимодействия менеджера со своими подчиненными, могут проявляться в неадекватном поведении, таком как вспышки и негативные реакции.
Микела утверждает, что «в своем взаимодействии с сотрудниками менеджеры и руководители должны осознавать, что их поведение, влияющее на коллективное поведение, порождает реакции, важные для мотивации и благополучия сотрудников» (Микела, 2007, стр. 338).
Заключение
Стресс вызывает проявления неадекватного поведения, когда сотрудник достигает уровня стресса, при котором он не может с ним справиться. Это неадекватное поведение может быть видимым ключом к пониманию того, что стресс возникает, и когда сотрудник осознает это, он может искать средства снятия стресса или ограничения количества стресса в своей повседневной жизни. Неадекватное поведение может быть замечено менеджером, а также коллегами, которые находятся рядом, когда поведение проявляется. Коллеги по работе, менеджеры, незнакомцы и члены семьи могут стать свидетелями воздействия стресса на сотрудника, находящегося в состоянии стресса. Наряду с коллегами по работе, сотрудники других рабочих групп, люди вне работы и особенно близкие могут видеть такое поведение.