Диссонанса: Конфликт желаемого и реального: что такое когнитивный диссонанс

Зоны разрешения конфликтов – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Когнитивный диссонанс — многомерное и неоднозначное психологическое явление, которое сложно исследовать объективными научными методами. Учёным до сих пор не вполне ясно, что происходит в различных отделах головного мозга во время его возникновения. Специалисты из Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ в деталях рассмотрели новый экспериментальный подход для изучения особенностей мозговой активности в условиях когнитивного диссонанса. Разбираемся на основе их статьи, как современная нейробиология решает самые трудные исследовательские задачи.

Теоретические истоки

Своим появлением в 1950-х годах теория когнитивного диссонанса обязана социальному психологу Леону Фестингеру. По его мнению, когнитивный диссонанс — это психологическое состояние, при котором в сознании человека сталкиваются два или более противоречащих друг другу убеждения. Как итог — возникает чувство дискомфорта и желание как можно скорее от него избавиться.

Фестингер пришёл к выводу, что люди стремятся к внутреннему равновесию между личными мотивами и информацией, получаемой извне, а также пытаются рационально обосновать своё поведение.

«Человек, продолжающий курить, зная, что это вредно для его здоровья, может также считать, например, что удовольствие, получаемое от курения, настолько велико, что оно того стоит; или что изменения здоровья курильщика не столь фатальны, как считается; что нельзя, будучи живым человеком, всегда избегать всех существующих опасностей; или, наконец, что если он бросит курить, то может прибавить в весе, а это тоже плохо для здоровья. Таким образом, привычку к курению он вполне успешно согласует со своими убеждениями, касающимися курения. Однако люди не всегда столь успешны в попытках рационализации своего поведения; по той или иной причине попытки обеспечить согласованность могут быть неудачными. Противоречие просто продолжает существовать. В этом случае возникает психологический дискомфорт», — пишет Фестингер в своей основополагающей работе о когнитивном диссонансе.

В конечном счёте когнитивный диссонанс можно свести к психологической задаче выбора. При этом если необходимо отдать предпочтение какому-то одному из двух равно или почти равно оцениваемых убеждений, то это — «сложный выбор». Тогда как предпочтение одного из убеждений с сильно различающимися оценками представляет собой «простой выбор», не вызывающий когнитивного диссонанса.

Способы разрешения когнитивного диссонанса, по мнению Фестингера, сводятся к трем «классическим» методам:

 изменить когницию (то есть убеждения, мысли) или поведение;

 добавить когницию, которая сгладит противоречие;

 тривиализировать противоречие, снизить его приоритет.

Поступки и выбор

Понимание психологических основ выбора получило значительное развитие в работах российских и зарубежных психологов, отмечают в своей статье в журнале Neuroscience and Behavioral Physiology учёные из НИУ ВШЭ Алина Давыдова, Юлия Шеронова, Владимир Косоногов, Анна Шестакова и Василий Ключарев. В частности была сформулирована ключевая идея о приоритете того, как человек выбирает, нежели что он выбирает, а также положение о субъективном конструировании выбора. Важную роль сыграли труды Юзефа Козелецкого, выделившего стадии принятия решений. Примечательна и гипотеза обратимости Татьяны Корниловой, согласно которой выбор совершается до тех пор, пока альтернативы субъективно обратимы для человека.

Сегодня когнитивный диссонанс нередко рассматривается в рамках «парадигмы свободного выбора», разработанной Джеком Бремом. В своих экспериментах он предлагал участникам выбрать одну из двух равно привлекательных для них альтернатив. Принятие испытуемыми решений в пользу одной из альтернатив приводило к последующей девальвации отвергнутой опции и увеличению привлекательности выбранной.

«Представьте себе, что вы выбираете между двумя похожими марками автомобилей, выбор сделать всё-таки пришлось, и возникает когнитивный диссонанс — вам пришлось отказаться от одного из привлекательных брендов. Исследования показывают, что в такой ситуации когнитивный диссонанс приводит к тому, что вы начинаете меньше ценить отвергнутый автомобиль. Сохраняя внутренний покой, мы начинаем думать, что отвергнутое авто было не таким уж и хорошим», — объясняет ведущий научный сотрудник Международной лаборатории социальной нейробиологии Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ Василий Ключарев.

Также читайте

Однако в 2010 году Кит Чен и Джейн Ризен подвергли критике традиционную «парадигму свободного выбора». В ходе экспериментов они показали, что повторная оценка приоритетов находится под влиянием «скрытых» предпочтений участников, которые невозможно точно оценить в ходе предварительной оценки опций.

Тогда же была предложена альтернативная «парадигма слепого выбора». Как отмечают специалисты НИУ ВШЭ: «Основное отличие “парадигмы слепого выбора” от “парадигмы свободного выбора” состоит в том, что выбор участника эксперимента либо подменяется экспериментатором, либо выбор участника случайный в силу одинаковости предъявляемых стимулов или кратковременности их предъявления, что не позволяет ни воспринять, ни запомнить сделанный выбор».

Таким образом, испытуемый выбирает «вслепую» — либо не осознавая свой выбор, либо ориентируясь на навязанный извне. При этом он не понимает, что его выбор был случайным или выбранные опции подменили.

По результатам анализа существующих парадигм исследования когнитивного диссонанса, специалисты НИУ ВШЭ зафиксировали несколько важных характеристик механизма развития когнитивного диссонанса при принятии решений:

  1. Возникновение противоречивых установок приводит к появлению психологического дискомфорта, который порождает стремление привести эти установки в соответствие друг другу.
  2. Несмотря на то, что теория когнитивного диссонанса предполагает необходимость личностной значимости конфликта, экспериментально продемонстрировано, что внутренний конфликт при принятии решений наблюдается и в ситуациях, не представляющих личностной значимости. Иными словами, сам факт выбора между любыми в равной степени предпочитаемыми опциями вызывает стремление к «рационализации» совершённого выбора.
    Это подразумевает возникновение конфликта на неосознаваемом уровне.
  3. Существует несколько механизмов уменьшения или избегания внутреннего конфликта, основным из которых является приведение своих взглядов или предпочтений в соответствие с принятым решением.

На пути к модели когнитивного диссонанса

Описание психологических механизмов возникновения внутреннего конфликта и связанного с ним негативного эмоционального состояния требует объяснения нейробиологического механизма последующей «рационализации». А именно — изменения привлекательности альтернатив вследствие сложного выбора — снижения значимости отвергнутой опции и усиления привлекательности выбранной.

В целом, с точки зрения когнитивной и социальной нейронаук, в основе изменения предпочтений в результате когнитивного диссонанса лежит активность задней медиальной префронтальной коры, дорсолатеральной префронтальной коры, прилежащего ядра и задней поясной коры, отмечают учёные. При этом они обращают внимание, что в предыдущих исследованиях не был предложен однозначный нейрокогнитивный механизм — модель — когнитивного диссонанса.

Разбираемся в коре и ядрах головного мозга

Задняя медиальная префронтальная кора — это область лобных долей головного мозга, которая:

 участвует в принятии решений и помогает сигнализировать об ошибке текущего поведения;

 выполняет определяющую роль в репрезентации уже имеющихся у человека мнений;

 участвует в выявлении внутренних конфликтов и уменьшает влияние когнитивного диссонанса.

Дорсолатеральная префронтальная кора — это область лобных долей головного мозга, которая:

 связана с исполнительными функциями, включая рабочую память и избирательное внимание;

 ответственна за планирование, подавление нерелевантной активности и абстрактное мышление;

 регулирует социальное поведение;

 предположительно отвечает за реализацию когнитивного контроля во время принятия решений;

 играет важную роль в процессе изменения предпочтений в результате сложного выбора.

Задняя поясная кора — часть лимбической системы головного мозга, которая:

 задействована в процессе когнитивного контроля;

 участвует в кодировании эмоциональных воспоминаний;

 играет роль в извлечении информации из памяти и планировании;

 задействована в детекции изменений в окружающей среде и мотивировании последующих изменений в поведении;

 принимает участие в контроле баланса между внешним и внутренним вниманием;

 может играть центральную роль в регулировании предпочтений.

Прилежащее ядро — группа нейронов в вентральной (нижней или «брюшной») части полосатого тела головного мозга, которая:

 является важной частью системы вознаграждения и связана непосредственно с ожиданием награды;

 играет ключевую роль при выборе модели поведения в силу того, что интегрирует когнитивную и сенсорную информацию;

 связывает заднюю медиальную префронтальную кору и дорсолатеральную префронтальную кору.

В одной из предыдущих работ специалистов из НИУ ВШЭ было показано, что в рамках «парадигмы свободного выбора» сложные решения приводят к когнитивному диссонансу, который активирует медиальную префронтальную кору. На основании этого и других исследований, учёные предполагают, что изменение предпочтений в ходе обработки внутреннего конфликта может происходить в соответствии со следующим механизмом:

  1. Задняя медиальная префронтальная кора распознаёт внутренний конфликт во время сложного выбора.
  2. Дорсолатеральная префронтальная кора осуществляет когнитивный контроль в целях изменения предпочтений и уменьшения когнитивного диссонанса.
  3. Прилежащее ядро кодирует предпочтения и запускает обучающий сигнал, который является ключевым для дальнейшего изменения предпочтений и обоснования выбора.
  4. Задняя поясная кора обеспечивает закрепление изменённых предпочтений на длительный срок.

Проблема нейрохронометрии когнитивного диссонанса

Одним из важных и до сих пор не решённых вопросов понимания механизмов когнитивного диссонанса является нейрохронометрия — исследование временной динамики нейрональных процессов его возникновения. Её раскрытие потенциально возможно с помощью методов транскраниальной магнитной и электрической стимуляции.

Метод транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС) основан на принципе электромагнитной индукции. Возле головы испытуемого помещают генератор магнитного поля («койл»), который с определённой частотой и интенсивностью генерирует магнитные поля. Они легко проходят сквозь череп и мозговые оболочки, достигают близлежащих нейронов (на глубине до 5 см) и активируют, либо, наоборот, временно «отключают» их.

Метод транскраниальной электрической стимуляции (ТЭС) мозга предполагает слабое электрическое воздействие постоянным или переменным током через два или более электродов, один из которых является стимулирующим, а другие — референтными.

Однако учёные обращают внимание на то, что протоколы влияния на когнитивный диссонанс в процессе транскраниальной магнитной или электрической стимуляции сильно различаются по таким параметрами, как мишень, момент, частота, сила стимуляции, контрольные условия, что не позволяет напрямую сравнивать результаты разных исследований.

Специалисты НИУ ВШЭ проанализировали ряд стимуляционных исследований когнитивного диссонанса, чтобы выявить временные закономерности влияния стимуляции на изменение предпочтений и пришли к ряду выводов. Один из них заключается в том, что методы транскраниальной магнитной и электрической стимуляции в исследованиях когнитивного диссонанса имеют свои ограничения. Прежде всего, возможна стимуляция только поверхностных областей мозга, вовлечённых во внутренний конфликт, а именно медиальной и дорсолатеральной префронтальной коры. Это сужает степень воздействия стимуляции на такие механизмы, как когнитивный контроль и мониторинг когнитивных конфликтов.

Далее — в силу того, что нет однозначного понимания необходимой длительности воздействия стимуляции на активность мозга при тех или иных параметрах частоты и силы, стимуляционные исследования не могут однозначно подтвердить точную нейрохронометрию развития когнитивного диссонанса. Все предыдущие стимуляционные исследования когнитивного диссонанса можно разделить на две группы: высокочастотная краткая стимуляция с интермиттирующими тета-последовательностями и низкочастотная длительная стимуляция. Преимуществами высокочастотной стимуляции являются краткость стимуляции и большая длительность последующего эффекта. Однако некоторым испытуемым она доставляет дискомфорт, что приводит к их исключению из выборки.

Также читайте

Интересно, что при исследовании воздействия на заднюю медиальную префронтальную кору как с помощью длительной низкочастотной, так и краткосрочной высокочастотной транскраниальной магнитной стимуляции установлена возможность повлиять на разрешение внутреннего конфликта и снизить эффект когнитивного диссонанса. Например, в одной из работ показано, что групповые предрассудки и религиозные убеждения можно краткосрочно изменить за счёт целенаправленной нейромодуляции.

Учёные пришли к выводу, что в дальнейших исследованиях когнитивного диссонанса в условиях стимуляции головного мозга требуется унификация контрольных условий. Сейчас, например, используются, различные виды плацебо-стимуляции (выбор такого метода, чтобы воздействие не достигло коры головного мозга — снижение силы стимуляции, минимизация времени стимуляции).

Также, по мнению исследователей, необходим критический анализ наиболее распространённых методов определения мишени стимуляции. Для её выбора требуется использовать индивидуальные структурные МРТ, а также координаты, полученные в ходе МРТ-исследований.

На сегодняшний день остаётся неясной временная динамика возникновения когнитивного диссонанса и последующего изменения установок как психологического явления. Исследователи предполагают, что ключевые нейробиологические процессы, которые обусловливают возникновение внутреннего конфликта и последующее изменение установок, протекают именно в процессе принятия сложного решения.

«До настоящего момента, по нашим сведениям, ни одно из исследований не фокусировалось на стимуляции в разные моменты “парадигмы свободного выбора” для прояснения нейрохронометрии процесса. Таким образом, в дальнейших исследованиях требуется провести транскраниальную магнитную стимуляцию в ходе разных стадий парадигмы свободного выбора», — предлагают специалисты НИУ ВШЭ.

Новые возможности в терапии зависимостей

Развитие внутреннего конфликта — сложный процесс, состоящий из многих этапов: идентификации конфликта, реализации когнитивного контроля, кодирования предпочтений мозгом и закрепления измененных предпочтений. «Пока мы не очень хорошо понимаем, как эти процессы сменяют друг друга и сколько времени уходит на эту смену», — отмечает один из авторов статьи, стажёр-исследователь Международной лаборатории социальной нейробиологии Юлия Шеронова.

Использование хронометрической онлайн-ТМС (подача импульсов во время предъявления стимулов), по словам исследовательницы, поможет лучше определять, когда когнитивный диссонанс возникает и преодолевается.

Благодаря этому со временем можно будет уточнить и функции самих задействованных в его реализации зон мозга.

Учёные надеются, что раскрытие нейробиологических механизмов влияния принятия решений на внутренние конфликты и формирование предпочтений поможет создать новые подходы для диагностики и терапии различных физических и психологических зависимостей (курение, наркомания, расстройства пищевого поведения и др.), связанных с состоянием когнитивного диссонанса.

«На текущий момент использование транскраниальной магнитной стимуляции дополняет стандартные методы лечения психиатрических заболеваний и аддикций, а в некоторых случаях даже заменяет их в ситуации, если стандартные методы не оказывают желаемого воздействия», — поясняет Алина Давыдова, стажёр-исследователь Центра нейроэкономики и когнитивных исследований, и также одна из авторов статьи. В силу неинвазивного характера метода, по мнению исследовательницы, ТМС будут всё больше внедрять в обычные клинические практики.

IQ
 

Авторы исследования:

Алина Давыдова, стажёр-исследователь Международной лаборатории социальной нейробиологии Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ

Юлия Шеронова, стажёр-исследователь Международной лаборатории социальной нейробиологии Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ

Владимир Косоногов, старший научный сотрудник, заведующий Международной лаборатории социальной нейробиологии Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ

Анна Шестакова, директор Института когнитивных нейронаук, ведущий научный сотрудник Международной лаборатории социальной нейробиологии НИУ ВШЭ

Василий Ключарев, ведущий научный сотрудник Международной лаборатории социальной нейробиологии Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 6 июня

Все материалы автора

Когнитивные науки Исследования


Джеймс Тенни.

История ‘консонанса’ и ‘диссонанса’

В 2015 году музыкант и композитор Алексей Зайцев приступил к переводу книги американского композитора и теоретика Джеймса Тенни «История консонанса и диссонанса‘» (1988). В настоящий момент перевод завершен и мы с радостью публикуем его отрывок, а также предисловие переводчика.

_____________________________________________

предисловие (абзацы в алфавитном порядке, а также одна байка)

в теоретических работах джеймс тенни продолжает традицию поиска философского камня, учитывая при этом (и тут парадокс), что живёт в пост-кейджевских обстоятельствах. в статье «john cage and the theory of harmony» (1983) тенни пишет о словах «гармония» и «теория». он говорит о том, что в какой-то момент в начале 20 века развитие теории гармонии остановилось (современные учебники «теории гармонии» он сравнивает с книгами по этикету в отношении к «теории человеческого поведения» или поваренным книгам в отношении к «теории химии»), но это не значит, что в будущем новая теория гармонии не станет актуальной. вот какие черты этой теории будущего называет тенни: (1) описательность, эстетическая нейтральность, (2) применимость к музыке любых эпох и мест, всеохватность, (3) количественность, которая бы позволила верифицировать такую теорию. он говорит, что новую теорию было бы верно назвать теорией гармонической перцепции, считая её частью теории музыкальной перцепции.

«а есть ли необходимость в подобной теории? пожалуй, что нет. судя по всему, музыка уже очень давно прекрасно без неё обходится … возможно ли в принципе в настоящее время создать такую теорию? я думаю, да; по крайней мере, нам пора начать делать шаги в этом направлении, сколь бы пробными они ни были», говорит тенни, признавая полную необязательность своих построений.

зубодробительно, в худших традициях академизма (саморегенерирующей гумантиарной геронтократии), занудное, герметичное, профессиональное профессорское, а также, чуть меньше — полётное, нетривиальное, фантазмическое исследование нескольких случаев употребления некоторых терминов у теоретиков западной музыки (то есть, это почти не стихи, притчи или байки; в такое не влюбляются). пятьдесят слов, которыми наследники (дискурса музыки) от аристоксена до гельмгольца (конечно, не обойдётся и без собственно музыкантов, но они в меньшинстве) называли нечто, что нам теперь приходится брать в одинарные кавычки — консонанс и диссонанс.

«ох, ну мне, конечно, _очень_ нравятся диссонансы» (прохожий номер один, 2017) «воробей — птичка, терция — консонанс» (прохожий номер два, 1996) «…и всё же, несмотря на сказанное, мы не имеем намерения запрещать, чтобы изредка, а в особенности во время праздников или торжественных месс, и во время упомянутых выше богослужений, использовались некоторые консонансы, например — октава, квинта и кварта, украшающие кантус; эти интервалы, следовательно, можно петь поверх чистого cantus ecclesiasticus, но с тем, чтобы сохранить цельность кантуса, и чтобы никаких перемен в музыке, идущей от власти, не происходило» (папа римский иоанн двадцать второй, 1322 // американский композитор джеймс тенни предлагает сделать остановку и разобраться: говорят ли здесь об одном и том же консонансе и диссонансе? какие свойства звука и его восприятия мы узнаем в описаниях созвучного-несозвучного у теоретиков разных периодов? а уж зачем лично вам сегодня эта теория — вроде бы посторонний вопрос; не для посторонних.

принципиально важное для меня знание о «истории консонанса и диссонанса»: изначально тенни писал работу с целью выявить физические корреляты пяти форм консонанса и диссонанса разных эпох — нащупать «реальность восприятия» там, где щекотно, и больше не отпускать. университетский коллега тенни, композитор ларри полански (larry polanski) пишет об этом вот что: «в ранней версии книги тенни предложил довольно детально описанный набор так называемых “акустических коррелятов», соответствующих пяти формам ККД [концепций консонанса и диссонанса]. они представляли собой уравнения, выражавшие относительную степень консонантности/диссонантности двузвучия согласно определённым математическим критериям, которые соответствовали теоретическими критериям, установленным в работе. тенни полностью убрал эту часть работы, пояснив, что полностью эту тему он рассмотрит в другом, более полном трактате». в итоге формальной «целью», критерием «практической пользы”, и средством самовалидизации профессора тенни стала предполагаемая выработка «новой терминологии» к и д, но по сути в этой работе описана старая терминология, вернее — воображаемая старая терминология.

байка

французский учёный жозеф совёр (1653 — 1716), один из основателей науки акустики и автор самого слова «акустика», был глух с рождения.

для своих звуковых опытов и работы над новой системой деления октавы на интервалы он призывал музыкантов-практиков, которые служили ему ушами. в какой-то момент исследования пришлось кончить, потому что музыкантам стало невыносимо скучно снова и снова выслушивать микроскопические, почти неразличимые интервалы (а совёр поделил октаву на триста одну часть), и, к тому же, отчитываться о результатах, используя придуманную совёром новую громоздкую терминологию и новые названия нот.

впоследствии презентуя в королевской академии наук свои изыскания, совёр то и дело сбивался на едкие замечания в адрес музыкантов, всячески выставляя их зашоренности и тугоумие.

современник говорил о совёре, что тот был чрезмерно любезен, имел манеры и не имел весёлости нрава

а. зайцев

http://politeless.narod.ru/
https://goo.gl/iXmW4p

______________________________________________________

фрагмент «истории…», посвящённый положению кварты в «период контрапункта и бассо континуо, (примерно 1300-1700)» (тенни обозначает соответствующее этому периоду представление о консонантном и диссонантном как ККД-3)

* * *

Новая система классификации интервалов, возникшая в работах теоретиков в 14 веке, отличается от классификации 13 века во многих аспектах, однако больше всего бросается в глаза уменьшение числа категорий консонанса/диссонанса с пяти или шести до всего трёх: «совершенные консонансы», «несовершенные консонансы» и «диссонансы». Большая и малая сексты (как и обе терции) перешли в категорию консонансов (впрочем, «несовершенных»), квинта из «промежуточного» консонанса стала «совершенным», а кварта оказалась особой разновидностью диссонанса (или, скорее, «узкоспециальным» (a highly qualified) консонансом). Все остальные интервалы, если их вообще разрешалось использовать в музыке, стали называть просто «диссонансами». Система классификации, ставшая почти что общепринятой среди теоретиков в период с 14 по 17 век, по сути дела, идентична той, что и сегодня приводится в учебниках по контрапункту и гармонии. Попытки выделить и классифицировать более тонкие оттенки относительной консонантности и диссонантности, как представляется, были явлением исключительно 13 века.

То, как мы будем трактовать сокращение числа категорий в теоретических системах классификации интервалов, станет ключом к пониманию последующей истории ККД [концепций консонанса и диссонанса]. Очевидно, не следует считать, что после 13 века теоретики утратили остроту слуха, перестав воспринимать более тонкие градации, о которых писали Иоанн де Гарландия и Франко Кёльнский. Точно так же нельзя считать, что они стали более восприимчивыми и благодаря этому создали более точные, чем в 13 веке, системы классификации. Изменилась отнюдь не острота чутья теоретиков, а попросту их критерии для классификации консонанса/диссонанса, которые теперь выстраивались относительно возникших недавно правил контрапункта. В ККД-3 все диссонантные интервалы включены в одну недифференцированную категорию из–за того, что правила контрапункта предполагают одинаковые методы работы со всеми диссонансами. Промежуточная категория консонанса была отброшена, однако две другие сохранились, потому что правила работы с совершенными и несовершенными консонансами в каденциях отличаются от правил относительно последовательных двузвучий в параллельном движении. В результате установилось точное соответствие между, с одной стороны, правилами контрапункта и, с другой, категориями консонанса/диссонанса, на которые ссылаются эти правила; ‘ консонанс ‘ и ‘ диссонанс ‘ теперь получили операциональное (operational) определение, обусловленное требуемой функцией того или иного двузвучия в музыке.

титульная иллюстрация трактата франкино гафури «труд о гармонии музыкальных инструментов» (1518). гафури говорит студентам: harmonia est discordia concors

Ранее я указал, что хотя в ККД-3 консонантный/диссонантный статус двузвучия зависел от функциональных аспектов, всё-таки изначально именно некий аспект сонорного качества двузвучия определил его функциональное поведение. Единственное явное исключение и единственный нестабильный элемент новой системы классификации интервалов, возникшей в 14 веке — чистая кварта. Её особенный статус в ту эпоху можно описать так: если кварта была самым низким интервалом в созвучии (или единственным интервалом в двузвучии), с ней нужно было работать как с диссонансом, несмотря на то, что (в некотором другом смысле) она была консонансом! Такое любопытное положение кварты — самый озадачивающий и проблематичный аспект новой классификационной системы в ККД-3, и вместе с тем — один из самых важных её аспектов. В источниках до 9 века кварту обычно считают первым из трёх основных консонансов (или «симфоний»; хотя возможно причина лишь в том, что кварта образует наиболее узкий интервал, на что указывает Аристоксен). В 13 веке она была промежуточным консонансом, равным по статусу чистой квинте. В данном же историческом периоде она либо исключена из числа консонансов и включена в свой особый класс где-то между консонансом и диссонансом, либо напрямую названа диссонансом. Однако нельзя сказать ни что кварта вдруг оказалась в опале, ни что её статус постепенно изменился от консонанса к диссонансу. Даже в 18 и 19 веках кварта всё ещё порождала споры между теоретиками. По сути, как выразился Ричард Крокер, «аномалия кварты укоренилась так глубоко, что даже недавние исследования свидетельствуют, что этот вопрос остаётся спорным по сей день».

Gustave Reese считает, что в 13 веке позиции кварты на практике «уже ослабли». Это предположение подтверждается статистикой частотности использования двузвучий, приведённой в секции II в приложениях. К примеру, у Перотина в Salvatoris Hodie кварта это самый низкий (либо единственный) интервал лишь в 16% гармонических созвучий (для сравнения, квинта — 29%, терции — 24%), при этом более половины из них по характеру «проходящие», то есть с длительностью ноты от восьмой и короче (по транскрипции Ethel Thurston19), и расположены они не в начале ритмической группы («перфекции»). Если рассматривать только созвучия, находящиеся в начале ритмической группы, соотношения составят 12% для кварты, 38% для квинты, и 22% для терций. Более того, из 21 «каденции» (т. е., фразы, заканчивающейся четвертью с точкой, за которой следует четвертная пауза с точкой), в шести используется только квинта, в 12 — квинта и октава (обе над нижним голосом), в одной — просто октава, и в двух — интервал, который мы ныне называем большой терцией (с основным тоном в нижнем голосе). Ни в одной из 21 каденции не встречается кварта, построенная от нижнего голоса.

Впервые «ослабление позиций» кварты находит отражение в теоретических трудах только в 14 веке. Это выразилось лишь в том, что её перестали включать в список интервалов, дозволенных в двухголосном контрапункте («дисканте»). Кварту не относили к диссонансам напрямую до начала 15 века; де Бельдоманди в Tractatus de contrapuncto (1412 год) практически относит кварту к диссонансам, но он не объясняет, почему она вдруг загадочным образом оказалась в опале:

…по той причине, что кварта и её эквиваленты менее диссонантны, чем другие диссонантные сочетания, они занимают промежуточную позицию между действительными консонансами и диссонансами, и [положение кварты] столь особо, что, как говорят, древние относили её к консонансам.

Тинкторис в Liber de arte contrapuncti сначала называет кварту «совершенным конкордом», а затем, в другом месте книги, «недопустимым дискордом», с которым следует обращаться как с диссонансом (1) в двузвучиях, и (2) если кварта является самым низким интервалом в музыке с тремя и более голосами.

Конечно, в трёхголосных текстурах кварта считалась консонансом, если она образовывала верхний интервал в трёхнотном аккорде, где крайние тоны отстоят друг от друга на сексту (как в фобурдоне) или октаву (как в большей части заключительных аккордов). Такие критерии описаны у Франкино Гафури в главе из трактата Practica musicae (1496), носящей любопытное название — «Приятная сладостность кварты»:

…консонанс диатессарон можно применять в контрапункте в двух случаях. Первый — если тенор и кантус звучат в октаву, тогда средний голос,…написанный выше тенора на квинту,…будет образовывать кварту…вниз от самой высокой ноты…Эта кварта…будет звучать чрезвычайно консонантно…Второй — если тенор и кантус образуют сексту один раз, или несколько раз подряд, тогда средний голос…всегда будет располагаться на кварту ниже кантуса, и всегда на терцию выше тенора…такая кварта…считается гармоничной и допустима в контрапункте…

В этом историческом периоде Гафури вероятно первым из теоретиков попытался объяснить особое положение кварты; в книге 3, главе 6 «Почему кварта конкордантна между средним и верхним звуком и дискордантна между средним и нижним звуком» он пишет следующее:

Секста, внутри которой есть терция, построенная от тенора, гармонически поддерживает кварту между средним и верхним голосами, потому что кварта, расположенная между двумя этими конкордантными, хотя и несовершенными интервалами…скрыта этими интервалами, как если бы бóльшая вещь скрывала меньшую. Всё-таки, принято считать, что такая кварта происходит и из искусства, и из природы. Более высокие звуки есть результат более скорых вибраций. Следовательно, они слабее, чем более низкие звуки, которые есть результат более медленных вибраций…Ослабленная разницей скоростей, диссонантная кварта таким образом скрыта в верхнем регистре. С другой стороны, когда кварта выражена более низкими звуками, это акцентирует её присутствие и доносит слуху расстроенное созвучие, что связано с медлительностью вибраций…

Однако он не поясняет, почему такой ход мысли годится только для кварты, а ко всем остальным «конкордам» применить его нельзя. Генрих Глареан в Isagoge in musicen (1516) также упоминает два этих условия, при которых кварта считалась консонансом:

В наши времена диатессарон хорошо сочетается с диапентой, примыкающей снизу, либо же с дитоном, ведь наши сочинители полифонии часто пишут таким образом.

Однако высказывание Глареана, расположенное в той же части текста, указывает, что он не вполне готов признать эти условия единственными, при которых кварту можно считать консонансом:

В наше время тон, обозначаемый отношением девяти к восьми, выдворен из общества консонансов, но я и представить себе не могу, за какое такое ужасное преступление? Изгнание этого тона меня бы ничуть не озаботило, не случись то же самое (но в ещё более беспардонной манере) с совершенной квартой.

Всего на несколько лет позже Пьетро Аарон, перечисляя в работе Il Toscanello delia musica (1523) «консонансы контрапункта», пишет о кварте следующее:

Вам следует знать, что среди консонансов выше мы не упомянули диатессарон или кварту, поскольку диатессарон этот в своей сущности диссонантен. Как показывает опыт, в двухголосном сочинении такой диатессарон, не будучи разрешённым, звучит достаточно дискордантно.

untitled (а. зайцев)

В «Искусстве контрапункта» (1558) Царлино, как и Тинкторис за три четверти века до того, вновь даёт классическое определение кварты, называя её совершенным консонансом, хотя и признаёт, что «музыканты поныне отнесли её к диссонансам». По замечанию Matthew Shirlaw,

Едва признав кварту консонансом (рассматривая её в качестве обращения квинты), он предписывает работать с ней как с диссонансом: кварту можно использовать между двумя верхними голосами,… но она будет диссонансом, если окажется между басом и верхним голосом…

Знаменитый математик Джероламо Кардано в работе De Musica (часть 2, 1574 год), относит кварту к особой категории «медианных» интервалов, располагая её после (в порядке убывания консонантности) «плюперфектных», «перфектных» и «имперфектных» («pluperfect», «perfect» и «imperfect») интервалов, но перед диссонансами. «Медианные» интервалы, пишет он, «сами по себе диссонантны, но консонантны в сочетаниях». Однако позже он пишет, что кварта «допускает двоякое толкование» (наряду с диесой и коммой!) и приводит следующее правило контрапунктального письма (под номером два в числе четырёх; первое правило запрещает использовать диссонансы в начале и в конце пьесы, а также на длинных нотах и в первой миниме такта):

…если интервалы, допускающие двоякое толкование, используют в нижних голосах, либо в двухголосном сочинении, они диссонируют, как и в первом правиле, расстраивая композиционные соотношения, ибо они становятся диссонантными звуками.

Попытки большинства теоретиков того периода объяснить причины, по которым кварта считалась диссонансом, не лучше, чем данные доводы Кардано. На их фоне выделяется объяснение Гафури, которое мы привели выше. Однако в гораздо более раннем трактате Кардано (De Musica, часть 1, ок. 1546 года) есть интересный отрывок, посвященный этой проблеме:

Для меня близость соотношения между интервалами не обязательно связана с величиной интервала самой по себе. Скорее она проявляется в соучастии одинаковых природных качеств [a participation of the same nature]. Например, четверное соотношение ближе к двум, чем тройное соотношение к двойному соотношению…Потому дитон более консонантен, чем чистая кварта, так как дитон чрезвычайно близок к соотношению sesquiquarta, пускай и не соответствует ей точно, а кварта в точности образуется в соотношении sesquitertia.

Но если распространить логику этого довода на все интервалы, которые рассматривает Кардано, то результаты, как мне думается, не сойдутся с его собственной классификацией.

Томас Морли, рассуждая чуть менее собранно, чем Кардано, Царлино или Гафури (хотя и явно заимствуя многие принципы у последних двух), припоминает, что и Гвидо, и Боэций считали кварту консонансом наряду с квинтой и октавой, и пишет следующее:

…но мне неведомо, отчего они решили назвать диатессарон консонансом, видя, что он так сильно оскорбляет слух…

Однако вновь, спустя всего несколько лет Иоганн Липпий в своём трактате Synopsis musicae novae (1612) энергично отстаивает консонантность кварты, в то же время не менее энергично критикуя пифагорейский («диатональный») строй. Не сочетайся в его работе оба этих обстоятельства, можно было бы заподозрить, что Липпий «защищает» кварту именно в силу своей приверженности пифагорейскому строю. Вот как, весьма звучно, он подытоживает свои размышления:

И, следовательно, ошибаются те, кто не признают сегодня никаких других диатонических гамм, кроме старой диатональной. Те пребывают в заблуждении, кто считают, будто в этой диатональной гамме большая и малая терция и сексты консонантны, либо что они консонантны для слуха, но не для разума. Те тщатся, окутаны иллюзией, кто продолжают считать простой консонанс — кварту — однозначно несовершенной. Те страдают делирием, кто из своего невежества относительно первопричин музыки ощущают кварту диссонансом.

тенни и кароли шнееман в фильме fuses (шнееман, 1966)

Вот как, в целом, шло противостояние авторов, более склонных к абстрактному теоретизированию и продолжавших считать кварту консонансом (таких как Липпий, Царлино и Глареан), и тех, для кого кварта была бесспорным диссонансом (при определённых условиях). Среди последних были, в основном, авторы более «практических» трактатов о контрапункте. Вероятно, ни один вопрос во всей истории музыкальной теории до того не становился причиной столь фундаментальных и продолжительных разногласий. Попытка дать теоретическое объяснение данной проблеме выходит за рамки нашего исследования, однако, чтобы увидеть, какие здесь задействованы исторические механизмы, нам потребуется вкратце рассмотреть некоторые возможные причины [изменения статуса кварты]. Во-первых, на данном этапе исследования уже должно было стать очевидным, что теоретики и сочинители контрапункта наверняка по разным причинам считали диссонансом как кварту, так и секунды, септимы, тритон и т. д. (последние относят к диссонансам все авторы без исключений). Очевидно, появление кварты в двухголосном письме, а также в качестве нижнего интервала в трёхголосной текстуре неким образом нарушало целостность музыки. Однако источником данного разлада был теперь уже не тот аспект «сонорного качества», с помощью которого в 13 веке оценивали диссонантность двузвучий, а потом ещё несколько веков апеллировали к нему [в теоретических обоснованиях]. Мне кажется, здесь неизбежен вывод, что в оценку консонантности и диссонантности неким образом включался новый критерий, выражающий другой аспект «сонорного качества одновременных двузвучий (simultaneous dyads)». Сами теоретики не сообщают нам, что это мог быть за критерий; скорее всего, отчасти из–за того, что он ни «основывался на разуме» (rational), ни запросто «подлежащим осмыслению» (rationalizable), а ещё отчасти потому, что он был безнадёжно спутан со старым критерием (или критериями), который был в основании классификации консонанса/диссонанса в ККД-2. Тем не менее, на ум сразу приходят два потенциальных критерия, первый из которых связан с зарождавшимся тогда восприятием гармонических основных тонов (harmonic roots). Если мы допустим, что феномен основного тона можно отнести к двузвучиям наравне с трезвучиями и бóльшими созвучиями, а также, что (естественно, в соответствии с гораздо более поздними теоретическими концепциями) кварта содержит не только сильный основной тон, но и обращённый основной тон (т. е., что её основной тон с существенной степени «представлен» верхней нотой), тогда у кварты окажется черта, отличающая её ото всех прочих интервалов. Кроме кварты, единственным часто используемым интервалом, содержащим обращённый основной тон, можно было бы считать малую сексту, но в её случае ощущение «основы» куда слабее, так что малая секста должна была казаться куда менее «возмутительной». И всё же, в этой связи может оказаться довольно важным, что малая секста последней из раннеполифонических «дискордов» была допущена в, по выражению Глареана, «общество консонансов». Сложно сказать наверняка, почему ярковыраженная обращённая «основа» привела к тому, что теоретики контрапункта воспринимали кварту как диссонанс, но я думаю, что этот фактор заслуживает дальнейшего рассмотрения. Если «новый критерий» оценки консонантности/диссонантности основывался именно на нём, тогда весьма быструю перемену статуса кварты у теоретиков после 13 века можно было бы считать свидетельством того, что гармонические основные тоны стали восприниматься или «ощущаться» [музыкантами] ещё в середине 14 века; а если это верно, значит влияние важного аспекта системы, которую мы ныне называем триадно-тональной (triadic-tonal system) (или «тональностью»), на восприятие музыки началось ещё на три столетия раньше, чем мы привыкли считать.

из цикла дж. тенни postal pieces, в котором тексты (записанные где требуется, нотами, или буквами) помещены на почтовых карточках

Впрочем, возможно иное объяснение особенного статуса чистой кварты в ККД-3, не связанное с понятием (или перцептуальным феноменом) гармонических основных тонов. Сейчас я склоняюсь к этой второй гипотезе (хотя вполне вероятно, что на эту ситуацию могли повлиять более одного фактора). Если мы рассмотрим то, что я называю сочетанием обертоновых серий (harmonic-series aggregate) каждого из двузвучий в теории контрапункта, мы увидим, что в сочетании обертоновых серий консонансов ККД-2 в диапазоне трёх первых гармоник нижнего тона лишь у кварты одна из гармоник верхнего тона оказывается в «диапазоне различения» (ориг. — critical band) с гармониками нижнего тона (см. рис. 5). В сочетании обертоновых серий всех остальных консонансов этого не происходит; октавы и квинты, образуемые соответствующими гармониками нижнего тона либо «пусты», либо, в случае, если они «заполнены» компонентами верхнего тона, эти компоненты занимают «промежуточное» положение — они либо равны диапазону различения, либо больше него. Рассмотрев сочетания обертоновых серий у диссонансов из ККД-2, мы увидим совсем иную ситуацию. Там в каждом случае одна из гармоник верхнего тона попадает в диапазон различения одной из трёх первых гармоник нижнего тона. В случае с секстами (которые Иоанн де Гарландия всё ещё относил к диссонансам), вторая гармоника верхнего тона образует секунду с третьей гармоникой нижнего тона, но в данном случае добавочный компонент находится над третьей гармоникой, и квинта (между второй и третьей гармониками нижнего тона) остаётся «пустой». Следовательно, в этом отношении чистая кварта является не только единственной в своём роде среди консонансов ККД-2, но и обладает общей чертой со всеми остальными диссонансами в этой системе.

Такой акустический анализ позволяет предположить следующее: в определённом смысле можно считать, что присутствие тона, который на кварту (или любой другой «диссонантный» интервал) выше другого тона, оказывается помехой для самого важного спектрального компонента данного нижнего тона, причём оно может затруднить не только ясность восприятия звуковысотности (pitch-saliency), но и разборчивость текста (textual intelligibility). В обычной тесситуре нижнего голоса в полифонии с 14-го по 16-й века три первых гармоники находятся в том же диапазоне частот, что и две первые «форманты» гласных, присутствие и точная передача которых в спектре любого гласного звука являются необходимыми условиями разборчивости соответствующей гласной [буквы]. Покуда все голоса одновременно пели один текст (так, вероятно, было в самых ранних формах органума, и это также верно относительно большой части музыки в поздний период ars antiqua), подобные «помехи» не создавали проблем. Соответствующие области формант в любом случае акцентировались так, что разборчивость текста сохранялась. Но с возросшей ритмической и текстовой независимостью верхних голосов в полифонии позднего периода разборчивость определённо становилась проблемой, более всего — для тенора. Практически с момента возникновения дисканта интервалы, образуемые добавленными голосами в полифонических переложениях традиционных кантусов, отсчитывались относительно тенора, который по обыкновению (хотя и не во всех случаях) был самым нижним голосом. Как отмечает Ричард Крокер:

… дискант 14 века описывает в первую очередь построение интервалов над тенором. Если бы мы исследовали музыку 14 века, мы бы обнаружили, что в мотетах a 3 [на три голоса], тенор обычно поёт нижний голос, и во всех смыслах служит основанием.

а Jeppesen, приводя ряд утверждений Фукса относительно работы с диссонансами в манере Палестрины, пишет следующее:

…небезосновательно полагать, что диссонансы действительно, как сообщает Фукс, обыкновенно мыслили именно в отношении к басу…

Нам уже известен пример резкой запретительной реакции, которую вызвали со стороны папы римского в 1322 году новые техники контрапункта, но и в 1565 году (когда состоялась премьера Missa Papae Marcelli Палестрины), «требования церкви…к полифонической богослужебной музыке в первую очередь касались ясности текста на слух» (как пишет Jeppesen). Однако попросту отказаться от новаторских решений стиля ars nova, возникшего гораздо раньше, ещё в начале 13 века, было бы невозможно. Таким образом, «аномальное» отношение к кварте как диссонансу в ККД-3 возникло, возможно, как попытка сохранить мелодическую и текстовую ясность нижнего голоса и избежать церковных санкций; попытка, не требующая жертвовать богатством и сложностью более искусного направления полифонии.

_______________________________________________

от переводчика

p.s. этот перевод для меня — кураторская работа. в законченном виде книга будет сборкой исследования Тенни и нескольких предисловий, написанных по моей просьбе современными композиторами, работавшими с Тенни и\или ориентирующимися на его наследие. на данный момент свои предисловия подготовили Лоренс Данн (http://www.lawrencedunn.co.uk/) и Кэтрин Лэмб (http://sacredrealism.org/catlamb/)

этой работе нужен редактор, издатель и спонсор. для предложений — sandtraps$джимейл.com

Диссонанс Определение и значение — Merriam-Webster

разлад ˈdi-sə-nən(t)s 

1

а

: отсутствие согласия

диссонанс между правдой и тем, во что люди хотят верить

особенно : несоответствие между убеждениями человека или между его действиями и убеждениями

сравнить когнитивный диссонанс

б

: пример такого несоответствия или несоответствия

смешение горькой комедии и суровой трагедии порождает резкие диссонансы — Ф. Б. Миллетт

2

: смесь звуков, резко ударяющих по слуху : смесь нестройных звуков

особенно, музыка : конфликтующий или неразрешенный музыкальный интервал или аккорд

Синонимы

  • конфликт
  • несогласие
  • раздор
  • несоответствие
  • несоответствие
  • дисгармония
  • раздор
  • разногласия
  • несогласие
  • инакомыслие
  • разъединение
  • разобщенность
  • отделение
  • трение
  • распри
  • дисгармония
  • раскол
  • раздор
  • дисперсия
  • война
  • warfare
Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе

Примеры предложений

диссонанс между тем, что нам говорят, и тем, что мы видим своими глазами

Недавние примеры в Интернете Этот диссонанс иногда преднамеренно вызывается у публики. — Хелен Шоу, The New Yorker , 26 июня 2023 г. Нитидзё признает это диссонанс и использует преувеличение, чтобы подчеркнуть важность обыденного в полезных, семейных, смехотворных повествованиях. — Anchorage Daily News , 24 июня 2023 г. Этот диссонанс оставил США без последовательного ответа во время заседания Совета по торговле и технологиям США-ЕС на этой неделе в Швеции на план ЕС ввести дополнительные правила для генеративного ИИ. — Анна Эдгертон, 9 лет.0091 Bloomberg.com , 31 мая 2023 г. Конечно, этот диссонанс также является частью пародии на роман, и, возможно, именно поэтому «Белый шум» кажется таким сбивающим с толку — хотя и не бесполезным — смотреть. — Дэвид Симс, The Atlantic , 31 декабря 2022 г. Вот еще три аудиокниги, в которых голос рассказчика прекрасно гармонирует с длинной многогранной историей, и одна, в которой диссонанс . — Washington Post , 16 января 2022 г. Изображения, изображающие Древнюю Грецию, римскую архитектуру, цветы и геометрию, комбинируются, накладываются и сопоставляются в тонкой гармонии и радостном диссонансе , чтобы создать коллекцию из 13 тканей для обивки или отделки. — Редакторы Elle Decor, ELLE Decor , 20 апреля 2023 г. Фернандо Гуэрра, директор Университетского центра изучения Лос-Анджелеса, объяснил диссонанс между общими положительными цифрами одобрения и заявлениями о предвзятости, указав на то, что результаты опроса предлагают лишь моментальный снимок восприятия людьми правоохранительных органов. — Либор Джени, Los Angeles Times , 28 сентября 2022 г. Есть поэзия погони за хвостом для того, кто высказывается против предписаний масок жертвовать миллионы на больницу — и этот диссонанс ощущается еще острее в прохладной тени успокаивающей новой музыки Aldean, не говоря уже о гладких шутках кантри-музыки в целом. — Вашингтон Пост , 22 апреля 2022 г. Узнать больше

Эти примеры программно скомпилированы из различных онлайн-источников, чтобы проиллюстрировать текущее использование слова «диссонанс». Любые мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв об этих примерах.

История слов

Этимология

см. диссонанс

Первое известное использование

15 век, в значении, определенном в смысле 1a

Путешественник во времени

Первое известное использование диссонанса было в 15 веке

Посмотреть другие слова того же века

Словарные статьи Около

диссонанс

растворяющийся затвор

диссонанс

лечение диссонанса

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись «Диссонанс».

Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/dissonance. Доступно 9Июль 2023 г.

Копирование цитирования

Детское определение

диссонанс

существительное

разлад ˈdis-ə-nən(t)s 

: неприятное сочетание музыкальных звуков

Медицинское определение

диссонанс

существительное

разлад ˈdis-ə-nən(t)s 

: несоответствие между убеждениями или действиями и убеждениями

см. когнитивный диссонанс 091 dissonance для испаноговорящих

Britannica English : Перевод диссонанса для говорящих на арабском языке

Britannica.com: Энциклопедическая статья о диссонансе

Последнее обновление: — Обновлены примеры предложений

Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!

Merriam-Webster без сокращений

Диссонанс Определение и значение | Dictionary.com

  • Игры
  • Рекомендуемые
  • Поп-культура
  • Советы по написанию

[dis-uh-nuhns]

См. синонимы для диссонанс на Thesaurus.com
существительное

  1. негармоничный или резкий звук; раздор; какофония.

  2. Музыка.

  1. несоответствие или несоответствие.

Происхождение диссонанса

1

1565–75; <позднелатинская dissonantia, эквивалентная disson- (см. dissonant) + -antia-ance

Words Nearby dissonance

  • dissolute
  • растворение
  • растворение
  • растворение
  • растворение вид
  • диссонанс
  • диссонанс
  • диссонант
  • дисспирит 9004 4
  • disspread
  • dissuade

Dictionary.com Unabridged Основано на Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2023

Как использовать диссонанс в предложении

  • современный и все более глобальный образ жанра.

    Регетону нужен расовый расчет. Его возглавляют афро-латиноамериканцы. | Бетони Батлер | 23 ноября 2020 г. | Washington Post

  • Есть какой-то диссонанс между двумя головами, сражающимися друг с другом, но это одно и то же животное.

    Не определился, осталась всего неделя | Ник Фурьезос | 27 октября 2020 г. | Ozy

  • Конечно, когда дело доходит до маркетинговых конференций, кажется, что мы живем в эпоху диссонанса , поскольку прошлогодняя Неделя рекламы проводилась одновременно с Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций по борьбе с изменением климата.

    «Не позволяйте себе роскошь делать добро»: эпоха диссонанса продолжается в ANA этого года — и за ее пределами | Кристина Монллос | 27 октября 2020 г. | Digiday

  • Возможно, диссонанса слишком много, когда я сочетаю его с курицей, планка слишком высока, чтобы соответствовать.

    Пока я не вернусь в свой любимый ресторан, эта паста для придурков будет следующей лучшей вещью | Элазар Зонтаг | 25 сентября 2020 г. | Eater

  • Это только улучшит ваш пользовательский опыт и поможет свести на нет диссонанс от пользователей.

    Руководство по использованию интерактивных ошибок 404 для улучшения SEO | Аманда Джерелин | 24 сентября 2020 г. | Search Engine Watch

  • Большая часть причины — простой психологический феномен, называемый когнитивным диссонансом .

    Почему Камилла не бросила Билла Косби? | Аманда Маркотт | 17 декабря 2014 г. | THE DAILY Beast

  • Эти подрывные повествования не были тем решением, которое я искал для диссонанс между моим ожидаемым и реальным опытом колледжа.

    Год первокурсника отстой — и это нормально | Элеонора Хён | 12 ноября 2014 г. | THE DAYDAY BAST

  • Но когда в школе проводится церемония чествования солдат, убивших ее арабских братьев, она испытывает явный когнитивный диссонанс .

    Чему американские евреи могут научиться у «Голубиного крика» | Сигал Самуэль | 18 ноября 2013 г. | THE DAILY Beast

  • Но когда она выходит на рок-сцену, ей удается поймать все социологические диссонанс и тонкие контрмелодии.

    Какие музыкальные романы самые лучшие? | Тед Джойя | 19 октября 2013 г. | ЕЖЕДНЕВНОЕ ЗВЕРЬ

  • Европейские правила создают когнитивный диссонанс : Реальность отказывается соответствовать их убеждениям.

    Нетаньяху и компания стирают экономический горизонт Израиля | Гершом Горенберг | 12 августа 2013 г. | ЕЖЕДНЕВНОЕ ЗВЕРЬ

  • Чтобы сделать диссонанс более ярким, мы поместили отрывки в параллельные столбцы.

    Древние и современные верования | Томас Инман

  • Это был шум резких голосов; но для Фабри в его счастье их различные диссонансы составляли сладкую гармонию.

    Эпоха Эразма | P. S. Allen

  • Столкновение характеров, являющееся отправной точкой драмы, в международном масштабе усиливается как симпатией, так и диссонансом .

Добавить комментарий