Достоинство что это такое: что такое достоинство и честь

Достоинство | Понятия и категории

ДОСТОИНСТВО — характеристика человека с точки зрения его внутренней ценности, соответствия собственному предназначению. Принципиально таковы уже исторически ранние представления о достоинстве, привязанные к социальному статусу человека (достоинство тем выше, чем выше статус). Употребление в посттрадиционных обществах для обозначения достоинства словосочетания «внутреннее благородство» свидетельствует о том, что достоинство начинает обозначать благородство, отличное от иерархически высокого происхождения или положения. Достоинство как моральное понятие («общечеловеческое достоинство», по И.

Tags: 

ДОСТОИНСТВО ЧЕЛОВЕКА — выражение личностной ценности человека, которая проявляется в образе мыслей, образе жизни, направленности действий, благородстве устремлений и благородстве внешнем, стереотипах поведения, соответствующих высшим моральным нормам, вне зависимости от меняющихся внешних обстоятельств.

Достоинство человека — это власть внутренней нравственной силы над быстротекущими моментами бытия.

Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 91-92.

Tags: 

ДОСТОИНСТВО (DIGNITE). Ценность того, что не имеет цены или количественно измеряемой стоимости; не объект желания или торговли, но объект уважения. «В царстве целей, — пишет Кант, — все имеет цену или достоинство. То, что имеет цену, может быть заменено также и чем-то другим как эквивалентом; что выше всякой цены, стало быть не допускает никакого эквивалента, то обладает достоинством» («Основы метафизики нравов», раздел II). Достоинство — абсолютная действительная ценность.

Tags: 

ДОСТОИНСТВО — понятие морального сознания, выражающее представление о ценности личности, категория этики, отражающая моральное отношение человека к самому себе и общества к индивиду. Сознание собственного достоинства является формой самоконтроля личности, на которой основывается требовательность индивида к себе; в этом отношении требования, идущие от общества, принимают форму специфически личных (поступать так, чтобы не унизить своего достоинства). Таким образом, достоинство наряду с совестью — один из способов осознания человеком своего долга и ответственности перед обществом. Достоинство личности регулирует также отношение к ней со стороны окружающих и общества в целом, заключая в себе требования уважения личности, признания ее прав и т. д…

Tags: 

ДОСТОИНСТВО — этическая категория, выражающая абсолютную ценность человека как разумно-социального существа. О Д. человека писали философы античности, но свое наиболее полное обоснование, истолкование и раскрытие оно получило в этике Нового времени. По Канту, человек «как цель самое по себе» «обладает некоторым достоинством (некоей абсолютной ценностью), благодаря которому он заставляет все другие разумные существа на свете уважать его, может сравнивать себя с каждым другим представителем рода и давать оценку на основе равенства».

Человек должен рассматривать себя не только как лицо вообще, но и «как человека, т.е. как лицо, имеющее по отношению к самому себе обязанности, налагаемые на него его собственным разумом… его ничтожность как человека-животного не может умалить его достоинство как человека, наделенного разумом, и он не должен отрекаться от высокой моральной оценки самого себя, имея в виду это достоинство …он должен… не отрекаться от своего достоинства, а всегда (добиваться своей цели) с сознанием возвышенности своих моральных задатков»…

Tags: 

HONOR AND DIGNITY AS AXIOLOGICAL CATEGORIES

Ликсунова А. С.

Соискатель кафедры философии, Челябинский государственный университет

 ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО КАК АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ

                                                                                                                Аннотация

Статья посвящена таким нравственным категориям, как «честь» и «достоинство» в судьбе человека в ретроспективном анализе, а также проблемным вопросам, связанным с их толкованием в различных источниках.

Честь и достоинство образуют неотъемлемую моральную составляющую в структуре личности. На сегодняшний день нет единого, четкого определения этих понятий, поскольку данные понятия являются весьма сложными и многогранными для понимания и толкования. Автором анализируется взаимосвязь понятий чести и достоинства, выявляются их сходства и различия. 

Ключевые слова: честь, достоинство, этические категории, И. Кант, А. Шопенгауэр, Т. Гоббс, И. Экштейн.

Liksunova A. S. 

Postgraduate student of the Department of philosophy, Chelyabinsk State University

HONOR AND DIGNITY AS AXIOLOGICAL CATEGORIES

Abstract

The article is devoted to such moral categories as «honor» and «dignity» in human destiny in a retrospective analysis, as well as issues related to their interpretation from different sources. The honor and dignity form an integral moral component in the structure of personality. To date, no single, clear definition of these concepts, because these concepts are very complex and multi-faceted understanding and interpretation. The author analyzes the correlation of the notions of honor and dignity, identifies their similarities and differences.

Keywords: honor, dignity, ethical categories, I. Kant, A. Schopenhauer, T. Hobbes, I. Eckstein.

В нашей жизни существует немало таких понятий, которые на первый взгляд кажутся весьма понятными и достаточно простыми, но на деле оказываются весьма тонкими и глубокими для понимания. Так, среди философов и ученых нет единого мнения о трактовке понятий чести и  достоинства, но эти темы тревожили умы великих людей во все времена.

У известного философа XX века М. Хайдеггера есть примечательный тезис: «Мыслью осуществляется отношение бытия к человеческому существу. Мысль не создает и не разрабатывает это отношение. Она просто относит к бытию то, что дано ей самим бытием.

Отношение это состоит в том, что мысль дает бытию слово. Язык есть дом бытия. В жилище языка обитает человек. Мыслители и поэты — хранители этого жилища. Их стража — осуществление открытости бытия, насколько они дают ей слово в своей речи, тем сохраняя ее в языке» [6, 31]. Если принять положение Хайдеггера за постулат, то следует, что определив и уточнив понятие чести и достоинства, можно понять их глубинный смысл.

Сегодня тема человеческих ценностей, чести и достоинства актуальна как никогда. Честь и достоинство —  этические категории, которые неразрывно связаны между собой, и чаще всего рассматриваются в паре, поскольку являются понятиями взаимодополняющими и взаимовытекающими.

Так,  толковый словарь Даля не дает толкования понятию достоинства, но это не значит, что такого понятия не существовало. Понятие достоинства используется автором словаря для выведения другого понятия — чести. «Честь — внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть; заверенье, утвержденье; высокое званье, сан, чин, должность; внешнее доказательство отличия; почет, почесть, почтенье, чествованье, изъявленье уважения, признание чьего превосходства» [1, 447].

  Таким образом, в словаре  Даля как бы отожествляется понятие чести и достоинства личности.

Толковый словарь Ушакова трактует достоинство как «положительное качество; необходимые моральные качества, моральная ценность человека» [5, 251]. Понятие чести есть «моральное или социальное достоинство, то, что вызывает, поддерживает уважение (к самому себе или со стороны окружающих)» [5, 815]  . Таким образом, можно проследить закономерность: в обоих толковых словарях категория чести вытекает из понятия достоинства.

Л. А. Черная выделяет три основные группы значений понятия «честь», среди которых честь как достоинство человека, честь как слава (в особенности воинская), а также честь как святость [7, 16]. Честь как достоинство человека рассматривается здесь в свете глубинной сущности человека.

Ценность человека неоспорима, её нельзя купить или продать. Именно достоинство обладает  абсолютной действительной ценностью. Кант видит врожденную ценность человека, и дает этому следующее объяснение:  «Принадлежность к роду человеческому (die Menschheit) — пишет И. Кант, — само уже достоинство» [3, 47]. Достоинство здесь понимается как высокое чувство самоуважения, убеждение личности в собственной моральной ценности, а также признание моральной ценности других людей. Таким образом, абсолютно любой человек с рождения обладает достоинством.

Со временем понятие о достоинстве  человека усложнялось, становилось более всеобъемлющем и многослойным.  Немецкий философ Ф.Шиллер в сочинении «О грации и достоинстве» определяет достоинство как  «господство моральной силы над инстинктами есть свобода духа» [8, 122].   Свобода духа выступает здесь как объективное начало. В своем философском произведении «Левиафан» английский философ-материалист Т. Гоббс  говорит о том, что достоинство человека зависит от его способностей и добродетелей: «Достоинство человека — вещь, отличная от его стоимости или ценности, а также от его заслуг, и состоит в специальном даровании или способности к тому, достойным чего его считают» [2, 25].

Таким образом, достоинство представляет собой сложное понятие, и является фундаментом прав человека,  а права человека, в свою очередь, предназначены для защиты достоинства личности. Достоинство есть специфическая форма самосознания ценности своей личности. К. Маркс, говоря о достоинстве, особо подчеркивал, что это «именно то, что больше всего возвышает человека, что придает его деятельности, всем его стремлениям высшее благородство» [4, 351].

Понятие чести не менее сложное, нежели понятие достоинство.  Немецкий философ И. Экштейн рассматривает понятие чести в двух параллельных позициях: честь как духовное «я» человека, то есть внутреннюю честь, и  честь как этическую оценку личности, то есть внешнюю честь. При этом  внутренняя честь и внешняя честь абсолютно между собой не связаны» [10, 21].

Определения понятия внутренней чести И. Экштейн сводит к двум категориям и их авторов. К первой группе И. Экштейн относит А. Шопенгауэра, Кэстлина а также  Вольберга. Ко второй группе И. Экштейн относит  Вальтера, Офингейма, Гофмана, а также  Шталя.

В первой группе находятся те, которые приводят в теснейшее соприкосновение  внутренней чести с общественным мнением, то есть с внешней честью:

-«…мнение других о нашей цене; субъективно честь представляет наш страх перед этим мнением других», А. Шопенгауэр;

-«Честь есть идеальная квинтесенция  понятия личности; она есть отраженное от сознания других собственное осознание о цене, какую представляет личность», Кэстлин;

-Честь «есть нравственно-общественное понятие, которое мы можем охарактеризовать как особое моральное значение человека, так сказать его все, находящий себе выражение  в проявляющимся о нем мнении других », Вольберг.

Таким образом, честь здесь выступает как внешняя оценка  личности (репутация).

Ко второй группе (честь внутренняя) принадлежат те, которые оставляют вполне в стороне общественное мнение и внешнюю честь, но в своих рассуждениях, построениях и выводах удивительным образом вновь возвращаются к ней:

-«Честь есть состояние безупречного нравственного достоинства», Вольтер;

-«Человеку свободному не от кого ждать личной себе чести: только он сам может приобрести её себе», Офингейм;

 -«Внутренняя честь есть сознание собственной своей цены, вытекающее из нравственной непорочности», Гофман;

-«Честь есть сознание человека о своем собственном достоинстве, сознание о себе, как о лице», Шталь.

Таким образом, честь выступает как внутренняя оценка собственных нравственных качеств (достоинство). Философ И. Экштейн также утверждает, что «Существует такая честь, внешняя,  которая на человека не распространяется, а касается его лишь вследствие условий посторонних, не в нем самом лежащих. Сюда принадлежит честь  должностная. Она является типичным видом чести внешней» [10, 34]. А. Шопенгауэр, подобно И. Экштейну, помимо гражданской и  половой чести,  также выделяет честь служебную. Среди подвидов служебной чести Шопенгауэр выделяет честь представителей таких профессий, как врача, учителя, ученого, адвоката, судьи, то есть общественных деятелей.  В этот же ряд Шопенгауэр относит и истинную воинскую честь. Шопенгауэр справедливо утверждает, что всякая честь обоснована, по крайней мере, из соображения целесообразности [9, 34].

Таким образом, честь есть сложное морально-этическое понятие, у которого нет четкой трактовки, поскольку нет однозначного мнения обо всех глубинных аспектах чести, измерении, содержании, а также о её видах. Справедливо отметить, что есть честь гражданина своей страны, честь половая, служебная честь, офицерская честь. Честь и достоинство являются теми этическими  категориями, которые неразрывно связаны между собой и рассматриваются в паре, поскольку являются понятиями взаимодополняющими и взаимовытекающими.

Литература

  1. Даль. В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1912.- 904 с.
  2. Гоббс Т. Сочинения в 2 томах. Т.2. М.: Мысль, 1991. -731с.
  3. Кант И.Основы метафизики нравственности // Сочинения в шести томах. — М.: «Мысль».  Т. 4. Ч. II . 1783.-  544 с.
  4. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956.- 647с.
  5. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1935-1940.-8793 с.
  6. Хайдеггер М. “Бытие и время”. Москва, издательство “Республика”, 1993.-84с.
  7. Черная Л.А. «Честь»: представления о чести и бесчестии в русской литературе XI — XVII веков. Древнерусская литература. Изображение общества. М., 1991. -56 с.
  8. Шиллер Ф. О грации и достоинстве.//Шиллер Ф. Собр. Соч. в 6-ти томах. – М.: Художественная литература. 1957. Т. 6. — С.115 -169.
  9. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. М., изд. Экспо, 2015, — 640 с.
  10. Экштейн И. «Честь в философии и праве» СПб., 1895. – 52 с.

References

  1. Dal’.V. I. (1912). Tolkovyj slovar’ zhivogo velikorusskogo jazyka. M.- 904s.
  2. Gobbs T. (1991). Sochinenija v 2 tomah. T.2. M.: Mysl’. -731s.
  3. Kant I. (1783). Osnovy metafiziki nravstvennosti // Sochinenija v shesti tomah. — M.: «Mysl’».  T. 4. Ch. II.-  544 s.
  4. Marks K., Jengel’s F. (1956). Iz rannih proizvedenij. M.- 647s.
  5. Tolkovyj slovar’ russkogo jazyka: V 4 t. (1935- 1940). / Pod red. D. N. Ushakova. M.-8793 s.
  6. Hajdegger M. (1993). “Bytie i vremja”. Moskva, izdatel’stvo “Respublika”. -84s.
  7. Chernaja L.A. (1991). «Chest’»: predstavlenija o chesti i beschestii v russkoj literature XI — XVII vekov // Drevnerusskaja literatura. Izobrazhenie o M., 1991. -56 s.
  8. Shiller F. (1957). O gracii i dostoinstve.//Shiller F. Sobr. Soch. v 6-ti tomah. — M.: Hudozhestvennaja literatura. T. 6. — S.115 -169.
  9. Shopengaujer A. (2015). Aforizmy zhitejskoj mudrosti. M., izd. Jekspo,  — 640 s.
  10. Jekshtejn I. (1895). «Chest’ v filosofii i prave» SPb., 1895. — 52 s.

Что такое достоинство? | Культуры достоинства

Достоинство — это наш путь к построению прочных отношений.

 

Все мы выросли, услышав, что мы должны «уважать старших». Это основная ценность, которая объединяет представителей разных национальностей, религий, стран и классов. Но редко мы слышим о достоинстве, неотъемлемом достоинстве и ценности каждого человека.

Тем временем мы потеряли осмысленное определение уважения. Взрослые часто чувствуют, что молодые люди не проявляют к ним того уважения, которого, по их мнению, они заслуживают. Многие молодые люди считают, что взрослые должны заслужить их уважение. Почему кажется, что мы потеряли элементарное уважение друг к другу? Как нам вернуть его?

Ответ прямо перед нами. В «Культурах достоинства» мы спрашиваем молодых людей, что приходит им на ум, когда они слышат слово «уважение». Вот несколько распространенных ответов:

Предполагается, что уважение нужно заслужить, но обычно его навязывают.

Я должен подчиняться им, как бы они со мной ни обращались.

Если они меня не уважают, то я не обязан их уважать.

Проблема с использованием только «уважения»

Уважение — это восхищение чьими-то действиями, качествами или достижениями. Он зарабатывается или теряется в результате действий и поведения человека. Но уважение часто используется, чтобы заставить кого-то подчиниться или повиноваться, когда у него больше власти.

На детской площадке, в наших раздевалках, на рабочих местах, в наших религиозных общинах и залах правительства у молодых людей есть веские причины для их скептицизма и нежелания сообщать о правонарушениях. До тех пор, пока мы говорим молодым людям уважать других, злоупотребляющих властью, они будут беспокоиться, обижаться и сомневаться в цели высказываться, когда видят что-то не так. Постоянный парад «старейшин», злоупотребляющих своим служебным положением, а затем требующих уважения, давит на сердца и умы молодежи. Когда мы не признаем того, что видят молодые люди, мы, кажется, принимаем лицемерие и бессильны остановить его.

Неважно, вам 5, 12, 27, 80 лет, всем нам знакомо чувство, когда нас заставляют уважать кого-то, и это заставляет нас чувствовать себя злыми, растерянными и бессильными.

Ничто из этого не является оправданием для молодежи плохого обращения со взрослыми. Но если мы хотим, чтобы молодые люди действительно уважали нас, мы должны четко понимать, что означает это слово, и пролить свет на силу достоинства, которая направляет наше взаимодействие друг с другом.

Мы сотрудничали с Cognitive Media, чтобы воплотить в жизнь концепции достоинства и уважения в этом анимационном фильме. Cognitive специализируется на том, чтобы брать сложные концепции и преобразовывать их в мощные истории и идеи с помощью иллюстраций, рассказывания историй и анимация белой доски . Нам очень понравилось с ними работать, и мы надеемся, что у нас будет возможность сделать это снова!

Давайте перестанем использовать слово «уважение» и будем использовать вместо него «достоинство». У каждого есть достоинство. У всех одинаковая сумма. Его нельзя заработать или потерять. Достоинство – это данность. Это абсолют. Это неотъемлемое право.

Может показаться простым, что у каждого есть существенная ценность. Однако практика использования чувства собственного достоинства для руководства нашими взаимодействиями друг с другом на самом деле является радикальным сдвигом. И хотя мы все рождаемся с достоинством, мы не рождаемся со знанием того, как действовать так, чтобы уважать достоинство каждого, включая свое собственное.

Вспомните взрослого, которого вы уважали в детстве. Ваш ответ, скорее всего, основан на том, как этот человек относился к вам и другим, а не на том, насколько он успешен или могущественен. Вы уважали их, потому что они относились к другим с достоинством.

Использование достоинства вместо уважения дает нам новый способ взаимодействия друг с другом. Способ, с помощью которого мы можем распознать существенную ценность человека помимо его действий. Именно здесь мы набираемся смелости, чтобы постоять за себя и вести тяжелые разговоры, от которых мы так часто уклоняемся.

Дети не сломлены

Несмотря на то, что мы живем во все более беспокойном мире, дети не сломлены. Системы, которые традиционно поддерживали их, все чаще сталкиваются с проблемами удовлетворения их потребностей и эффективной поддержки. Многие из нас; родители, педагоги, люди, которые осознают, что мы оставляем нашим детям все более сложный набор глобальных проблем, отчаянно хотят внести свой вклад и сотрудничать с единомышленниками.

Достоинство — это путь вперед

Достоинство дает нам путь вперед, чтобы строить отношения с молодежью, которые у нас должны быть. Наши школы зависят от этого. Наши сообщества зависят от этого. И все начинается с того, что молодые люди верят в нас и в то, чему мы их учим. Как поделилась Сора Г., ученица средней школы: «Достоинство дало мне новый язык для понимания и анализа взаимодействия между моими сверстниками и для понимания мира, в котором я живу».

Начнется наш бесплатный курс достоинства

Ресурсы
  • Анимация на белой доске от WeareCognitive
  • Основатель Cognative Media, Andrew Park Blog On Animating Diging 00
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 09000
  • 0
  • 0
  • 0
  • 00
  • 0
  • 0 . Dictionary.com
    • Основные определения
    • Викторина
    • Связанный контент
    • Примеры
    • Британский

    Показывает уровень сложности слова.

    [ dig-ni-tee ]

    / ˈdɪg nɪ ti /

    Сохранить это слово!

    См. синонимы слова «достоинство» на сайте Thesaurus.com

    Показывает уровень обучения в зависимости от сложности слова.


    существительное во множественном числе.

    осанка, поведение или речь, свидетельствующие о самоуважении или оценке формальности или серьезности события или ситуации.

    благородство или возвышение характера; достоинство: достоинство чувств.

    повышенное звание, должность, станция и т. д.

    относительное положение; классифицировать.

    знак или знак уважения: дерзкий вопрос, недостойный достойного ответа.

    Архаичный.

    1. лицо высокого ранга или титула.
    2. таких лиц в совокупности.

    ВИКТОРИНА

    МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ОТВЕЧАТЬ НА ЭТИ ОБЫЧНЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ДИСКУССИИ?

    Есть грамматические дебаты, которые никогда не умирают; и те, которые выделены в вопросах этой викторины, наверняка снова всех разозлят. Знаете ли вы, как отвечать на вопросы, которые вызывают самые ожесточенные споры по грамматике?

    Вопрос 1 из 7

    Какое предложение правильное?

    Происхождение достоинства

    1175–1225; Среднеанглийское dignit<англо-французское, старофранцузское <латинское dignitās достоинство, эквивалентное званию (нас) достойный + -itās-ity

    Слова рядом с достоинством

    диглицерид, дигликолевая кислота, достойный, величать, сановник, достоинство, дигонал, копать собственная могила, дигоневтика, выкопать, дигоксин

    Dictionary.com Unabridged На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. , 2023 г.

    Слова, относящиеся к достоинству

    порядочность, благопристойность, грация, величие, величие, честь, нравственность, уравновешенность, престиж, качество, респектабельность, самоуважение, рост, статус, добродетель, адрес, печать, характер, следствие, учтивость

    Как выразить достоинство в приговоре

    • Уважение к женщинам и достоинству всех жителей Аляски — наша обязанность.

      Женщина, предложенная бывшим вице-губернатором Аляски, впервые рассказывает свою историю | Кайл Хопкинс и Мишель Терио Бутс, Anchorage Daily News | 10 сентября 2020 г. | ProPublica

    • Иногда он берет деньги, когда исчезает, но в основном кажется, что он гонится за их достоинством.

      «Люди хотят верить»: как Love Fraud создает захватывающий документальный сериал о романтическом мошеннике|Алиса Уилкинсон|4 сентября 2020 г.|Vox

    • Как человек я знаю, что к детям нужно относиться с достоинством и уважение, независимо от их национальности или цвета кожи.

      Почему я подписал письмо Иванке Трамп с призывом защитить жертв торговли людьми|jakemeth|2 сентября 2020 г.|Fortune

    • В целом это означает, что хорошее отношение к другим требует понимания того, что придает им достоинство и чего они в конечном итоге пытаются достичь.

      Во время пандемии COVID-19, что вы должны сказать тому, кто отказывается носить маску? Философ взвешивает|ЛГБТК-редактор|30 августа 2020 г.|No Straight News

    • Республиканец, чья социальная группа считает ношение маски постыдным, сталкивается с дилеммой достоинства.

      Во время пандемии COVID-19, что вы должны сказать тому, кто отказывается носить маску? Философ взвешивает|ЛГБТ-редактор|30 августа 2020 г.|No Straight News

    • Тем не менее, она говорила о его достоинстве в такой безумной ситуации, и когда она коснулась его боли, она выразила свою собственную от его имени.

      Жизнь и трудные времена семьи Оставленный кубинский перебежчик|Брин-Джонатан Батлер|19 декабря 2014|DAILY BEAST

    • Пакистан танцевал за доллар США и присоединился к нему без всякого достоинства.

      Пакистанские школьные убийцы хотят нанести удар по США|Сами Юсафзай, Кристофер Дики|17 декабря 2014|DAILY BEAST

    • «Вы можете подстричь меня, вы можете облысеть, вы можете раздеть меня донага и лишить меня достоинства ,» она сказала.

      Кворум перемен: борьба за глобальное равенство ЛГБТ|Джастин Джонс|11 декабря 2014 г.|DAILY BEAST

    • А как насчет неизлечимо больных пациентов, которые живут в таких штатах, как Нью-Йорк, где нет закона о достойной смерти?

      Медсестра учит людей умирать от голода|Ник Тэбор|17 ноября 2014|DAILY BEAST

    • И за $29,99 зажечь все чувство родительского достоинства и ответственности стоит меньше, чем блок настоящих сигарет.

      Сексуальная медсестра, больная Эболой, и другие худшие костюмы года на Хэллоуин|Кевин Фэллон|30 октября 2014|DAILY BEAST

    • Мы снова частично или полностью восстановим непоколебимость и достоинство старой религиозной жизни.

      Спасение цивилизации|H.

Добавить комментарий