Эффекты межличностного восприятия кратко: 3. Содержание и эффекты межличностного восприятия
Содержание
«Эффекты межличностного восприятия» — конспект лекции
Эффекты межличностного восприятия
1. Эффект первичности. Первая информация переоценивается по отношению к последующей. Эффект первичности же возникает, когда по отношению к незнакомому человеку более значимой оказывается первая информация.
Эксперимент. Четырем группам студентов был представлен некий незнакомец, о котором было сказано: в 1-й группе, что он экстраверт; во 2-й группе, что он интроверт; в 3-й группе — сначала, что он экстраверт, а потом, что он интроверт; в 4-й группе — то же, но в обратном порядке. Всем четырем группам было предложено описать незнакомца в терминах предложенных качеств его личности. В двух первых группах никаких проблем с таким описанием не возникло. В 3-й и 4-й группах впечатления о незнакомце точно соответствовали порядку предъявления информации: предъявленная ранее возобладала.
Эффект порядка : При поступлении противоречивой информации (проверить которую не можем) мы склонны отдавать предпочтение той, что поступила первой.
Мы не любим менять свое мнение. Изменить мнение очень трудно. Особенно это заметно в разговоре с начальником: уж если тот принял решение, то возвращаться к нему больше не хочет. На самом деле мы все такие, просто руководитель может позволить себе стоять на своем, а подчиненный — не всегда. Поэтому опытные управленцы в случае соперничества стараются донести до руководства свою точку зрения раньше других сотрудников.
При поступлении непротиворечивой информации мы отдаем предпочтение той, что поступила последней. Последняя информация рассматривается при этом как уточняющая.
2. Эффект новизны. Новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее. В ситуациях восприятия знакомого человека действует «эффект новизны», который заключается в том, что последняя, т.е. более новая, информация оказывается наиболее значимой.
Эффект новизны возникает тогда, когда по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, т.
е. более новая информация о нем.
3. Эффект ореола, галоэффект, эффект нимба или рога — это формирование оценочного впечатления о человеке в условиях дефицита времени на восприятие его поступков и личностных качеств. Эффект ореола проявляется либо в форме позитивной оценочной пристрастности (положительный ореол), либо в негативной оценочной пристрастности (отрицательный ореол).
Это тенденция воспринимающего преувеличивать однородность личности партнера, например, переносить благоприятное впечатление об одном качестве человека на все его другие качества. Так, если первое впечатление о человеке в целом благополучное, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону. В них выделяются и преувеличиваются в основном лишь положительные моменты, а отрицательные недооцениваются или не замечаются. Если же общее первое впечатление о человеке в силу сложившихся обстоятельств оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки в последующем или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам.
Приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать достоинства, а неприятному — недостатки.
Действует несколько типовых схем запуска эффекта ореола. Чаще всего применяется схема восприятия, которая запускается в случае неравенства партнеров в той или иной сфере — социальной, интеллектуальной и др. Эта схема начинает работать не при всяком, а только при действительно важном, значимом для воспринимающего неравенстве. Люди склонны систематически переоценивать различные психологические качества тех, кто превосходит их по какому-то существенному для них параметру. Так, если я болезненный и слабый, но хочу быть здоровым и сильным и встречаю пышущего здоровьем и силой человека, то не исключено, что я переоценю его по всем параметрам — в моих глазах он будет и красив, и умен, и добр.
В одном остроумном эксперименте студентам разных групп показывали одного и того же мужчину. В одной группе его представляли как студента, во второй — как лаборанта, в третьей — как преподавателя, в четвертой — как доцента, в последней — как профессора.
После того как гость уходил, участников эксперимента просили максимально точно определить его рост и рост самого экспериментатора. Оказалось, что рост последнего не менялся, а вот рост представленного мужчины неуклонно увеличивался по мере повышения его социального статуса.
Можно предположить, что схема восприятия в данном случае такова. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру; мы оцениваем его несколько более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Важно, что превосходство фиксируется по одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эту ошибку восприятия стали называть действием фактора превосходства.
Человека, добившегося больших успехов в какой-то частной области, окружающие считают способным на большее и в других областях. Многочисленные факты показывают, что должных оснований для этого эффекта нет, что он основан на заблуждениях.
Человека, потерпевшего неудачу, окружающие преимущественно считают способным на меньшее и в других делах. Психологической основой является факт краткосрочного угнетающего действия неудачи.
Другая ошибка, связанная с действием эффекта ореола, заключается в том, что если человек нам нравится внешне, то одновременно мы склонны считать его более хорошим, умным, интересным и т.д., т.е. переоценивать многие его психологические характеристики.
Еще одна схема запуска эффекта ореола связана с действием фактора «отношения к нам»: те люди, которые нас любят или хорошо к нам относятся, кажутся нам значительно лучше (умнее, справедливее и т.п.) тех, кто относится к нам плохо.
Таким образом, при формировании первого впечатления «эффект ореола» проявляется в том, что общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке, а негативное впечатление — к недооценке неизвестного нам человека. Если в ситуации общения действует хотя бы один из рассмотренных факторов — превосходства, привлекательности или отношения к нам, то человек скорее всего применит одну из схем восприятия и, возможно, ошибется в оценке партнера.
Эффект красоты — внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт. Примером стереотипа внешности, действующего в основном на бессознательном уровне, служит стереотип «красивый — значит, хороший». Выражается он в том, что внешне более привлекательным людям приписываются положительные личностные качества, а менее привлекательным — пороки и недостатки. Действие этого стереотипа отмечается уже с четырехлетнего возраста.
Эффект ореола заключается в тенденции переносить предварительно полученную благоприятную или неблагоприятную информацию о каком-либо человеке на реальное его восприятие. Воспринимаемые черты как бы накладываются на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, и выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого, и наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок.
В экспериментальных исследованиях установлено, что эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств. Эта тенденция затемнить определенные характеристики и высветить другие и играет роль своеобразного ореола в восприятии человека человеком.
В одном из экспериментов регистрировались оценки двух групп детей, даваемые субъектом восприятия. Одна группа была составлена из «любимых», а другая — из «нелюбимых» детей. Хотя «любимые» (в данном случае более привлекательные) дети делали (намеренно) ошибки в исполнении задания, а «нелюбимые» выполняли его корректно, воспринимающий приписывал положительные оценки «любимым», а отрицательные — «нелюбимым». Это соответствует идее популярной социально-психологической теории соответствия о том, что людям вообще свойственно рассуждать таким образом: «плохой человек обладает плохими чертами», «хороший человек обладает хорошими чертами» и т.
д. Поэтому приписывание причин поведения и характеристик осуществляется по этой же модели: плохим людям всегда приписываются плохие поступки, а хорошим — хорошие. Как правило, позитивные качества преувеличиваются при восприятии превосходящих нас по какому-то параметру людей.
В другом эксперименте был продемонстрирован перенос физически привлекательных черт на психологические характеристики воспринимаемого человека: группе мужчин были показаны фотографии красивых, обычных и явно некрасивых женщин и попросили высказаться об их чертах. Только красивые были наделены такими чертами, как искренние, уравновешенные, любезные и даже заботливые и внимательные. Таким образом, эффект ореола выражает тенденцию затемнить определенные характеристики и высветить другие, играет роль своеобразного фильтра при «прочтении» партнера по общению.
4. Стереотипизация — это восприятие и оценка социальных объектов на основе определенных представлений (стереотипов). Стереотипизация проявляется в приписывании сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы без достаточного осознания возможных различий между ними.
Стереотипы могут действовать как на сознательном, так и на неосознаваемом уровне. Например, негативные суждения по отношению к национальным и расовым меньшинствам, как правило, являются социально неодобряемыми, и на сознательном уровне стереотипы превосходства рас и наций не выражены. Однако это не значит, что они исчезли вовсе. Допустим, аргументируя выбор в пользу претендента на важную должность представителя своей национальности против человека другой национальности, сделавшие этот выбор, возможно, будут искренне протестовать против того, что расовые предпочтения сыграли решающую роль. Сути выбора это не изменит. Приведем примеры аналогичных экспериментов, продемонстрировавших роль стереотипов пола.
Испытуемым предъявлялись фотографии «группы, работающей над исследовательским проектом», и просили предположить, кто из участников внес наибольший вклад в работу. В однополых группах чаще выбирали того, кто сидел во главе стола; то же самое происходило и в смешанных группах, где во главе стола сидел мужчина. Однако в группе из трех женщин и двух мужчин, где во главе стола сидела женщина, каждого из мужчин выбирали втрое чаще, чем всех женщин вместе взятых.
Большая часть стереотипов — это стереотипы пола, возраста, расы, национальности, профессии, социальной принадлежности. Примеры широко известны и достаточно очевидны. Для межличностного взаимодействия существенны также стереотипы внешности (поджатые губы — злой человек, очкарик — умный и пр.).
Феномен внутригрупповой пристрастности также можно условно отнести к стереотипам. Выражается он в более высокой оценке членов группы, к которой принадлежим мы сами, и более низкой — членов других групп. Понятие «группа» в данном случае может варьироваться в очень широком диапазоне — от жильцов одного дома до жителей одной страны. Действенность данного стереотипа выражена даже тогда, когда принадлежность к той или иной группе определяется случайными факторами (школьный класс, болельщики одной команды).
Действию различного рода искажающих феноменов, снижающих точность социальной перцепции (социального восприятия):
Чрезмерная обобщенность стереотипов приводит к тому, что реально существующие небольшие различия очень сильно преувеличиваются. Оценивая людей, мы склонны преувеличивать сходство внутри группы и различия между группами. Так, по данным одного исследования, мужчины оказались незначительно более уверенными и доминантными, а женщины — нежными и склонными к состраданию. Однако в стереотипах мужчины и женщины эти характеристики различались примерно вдвое.
Влияние единичной яркой информации на формирование стереотипов гораздо больше, чем влияние информации более обширной и точной, но малоэмоциональной. Так, описание кровавого преступления, совершенного лицом национальности Х, будет способствовать формированию соответствующего стереотипа в большей степени, чем статистическая таблица, из которой ясно, что наибольший процент преступлений совершают лица национальности Y. Примерно такое же воздействие, как единичная яркая информация, оказывает единичная информация, полученная лично, от друзей и знакомых. Таким образом, мы с легкостью обобщаем единичные факты до закономерности и с гораздо большим трудом применяем общие закономерности к конкретным людям. Устойчивость стереотипов обеспечивается, в частности, тем, что информация, соответствующая стереотипу, способствует его упрочению, а противоречащая — игнорируется. Более того, в одной и той же информации можно найти подтверждение противоположным стереотипам.
Группа студентов смотрела видеозапись беседы с девочкой, в ходе которой та отвечала на вопросы теста способностей. Одной группе было сказано, что девочка — дочь родителей из низших слоев общества, проживающая в бедном квартале, другой — что это дочь интеллигентов из респектабельного пригорода. Первая группа оценила способности девочки ниже среднего уровня и вспомнила, что она не ответила почти на половину вопросов теста. Вторая группа оценила уровень способностей девочки как высокий, вспомнив, что на большинство вопросов она ответила правильно.
Устойчивость стереотипов выражается в том, что единичные противоречащие им примеры могут сосуществовать со стереотипом, например, «все лица национальности Х — жулики и пройдохи, но к моему соседу, хоть он и той же национальности, это отношения не имеет». Если же примеров, противоречащих стереотипу, достаточно много, они могут быть выделены в отдельную группу, для которой будет создан свой стереотип, например, стереотип феминистки, существенно отличающийся от стереотипа просто женщины.
Как стереотипы влияют на поведение и психику? Помимо очевидных социальных последствий, стереотипы оказывают воздействие и на тех, кто оказывается их объектом. Один из главных механизмов воздействия стереотипов — феномен самоисполняющегося пророчества, основанный на том, что стереотипы меняют поведение тех, кто их разделяет, в свою очередь воздействующее на поведение их партнеров по общению в сторону соответствия стереотипу.
Белые американские испытуемые разыгрывали ситуацию собеседования при приеме на работу. Их поведение существенно различалось в зависимости от расы «претендента на должность»: если им был чернокожий, интервьюеры садились на большем расстоянии от него, реже смотрели ему в глаза, заканчивали беседу быстрее и делали больше ошибок в речи. В следующем эксперименте специально тренированные имитаторы опрашивали «претендентов» (только белых) таким образом, чтобы это походило на интервьюирование белых и чернокожих. Те, кого интервьюировали в той же манере, что и чернокожих, выглядели более нервными и менее собранными, чаще сбивались и путались, были меньше удовлетворены тем впечатлением, которое они произвели на интервьюера.
В эксперименте был продемонстрирован феномен, названный «уязвимость стереотипом». Студентам с одинаковыми способностями давали контрольную работу. Перед ее началом им говорили одно из двух: 1) мужчины и женщины обычно показывают одинаковые результаты; 2) женщины обычно уступают мужчинам. В обоих случаях результаты подтверждали «стереотип»: в первой ситуации и женщины и мужчины набирали в среднем около 15 баллов по 100-балльной шкале, во второй женщины набирали в среднем по 5 баллов, мужчины — по 25.
В заключение необходимо отметить случаи, когда стереотипы «не работают». Такое случается прежде всего в ситуации тесного и длительного общения, когда люди взаимодействуют не с представителем своего пола или национальности, а с конкретным человеком, причем, как уже отмечалось, позитивное отношение к человеку может сосуществовать с негативным стереотипом по отношению с социальной группе, которую он представляет. Однако иногда сознательно декларируемые стереотипы «не срабатывают» и в ситуации поверхностного контакта, о чем свидетельствует результат широко известного исследования, названного «Парадокс Ла-Пьера».
В 1934 году на пике антиазиатских настроений в США психолог Ла-Пьер обратился с письменным запросом в 251 ресторан и отель: «Не согласитесь ли вы принять в качестве гостей китайцев?». Ответило 128 заведений, 92% ответов были отрицательными и лишь 1% — полностью положительным. Но до этого Ла-Пьер вместе с парой своих студентов-китайцев уже объехали все эти заведения и всюду, кроме единственного случая, встретили радушный прием.
Приведенный пример неслучайно имеет четкую «привязку» во времени и пространстве. Несмотря на то, что стереотипы подразумевают «сопротивляемость изменениям», они в целом достаточно чувствительны к социальным условиям той среды, в которой возникают. Поэтому если меняется среда, то и стереотипы меняются. Для примера достаточно вспомнить многочисленные метаморфозы, которые претерпели за последние годы стереотипы «коммуниста» и «демократа». Поэтому стереотипы одной культуры (а большинство приведенных в этом разделе данных были получены в культурах США и Западной Европы) могут не подтвердиться в условиях другой культуры (например, российской).
5. Аттракция. При восприятии людьми друг друга формируются определенные отношения с включением эмоциональных регуляторов — от неприятия того или иного человека до симпатии, дружбы, любви.
Социальная аттракция — это особый вид социальной установки на другого человека, в котором преобладают положительные эмоциональные компоненты. Выделяют три основных уровня аттракции: симпатия, дружба, любовь. Аттракция проявляется в эмоциональной привлекательности, влечении одного человека к другому.
Аттракция — это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения. Эту многозначность термина особенно важно подчеркнуть и иметь в виду, когда аттракция исследуется не сама по себе, а в контексте третьей, перцептивной, стороны общения. С одной стороны, встает вопрос о том, каков механизм формирования привязанностей, дружеских чувств или, наоборот, неприязни при восприятии другого человека, а с другой — какова роль этого явления (и процесса, и «продукта» его) в структуре общения в целом, в развитии его как определенной системы, включающей в себя и обмен информацией, и взаимодействие, и установление взаимопонимания.
Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент [Гозман, 1987], когда этот другой оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам.
Очевидно, что возникновение аттракции между партнерами оказывает положительное влияние на общение: коммуникация осуществляется легче, во взаимодействии в большей степени проявляется готовность оказать поддержку друг другу, при построении образа партнера преобладает приписывание положительных качеств. (По остроумному замечанию одного из исследователей, «аттракция — это фильтр, отбирающий признаки и приписывающий им веса». ) Если речь идет о группе, то развитие аттракции в ней способствует установлению психологического комфорта.
Выделены различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.
Взаимопонимание партнеров по общению предполагает знание каждым из них психологии другого человека: его ценностных ориентаций, мотивов и целей деятельности, уровня притязаний и установок, черт характера и т. п. Люди обладают различной степенью способности к общению, к развитию межличностной чувствительности. Эти способности могут быть развиты и совершенствоваться в процессе проведения социально-психологических тренингов по межличностной чувствительности. В настоящее время в практике зарубежной психологии организуются так называемые Т-группы (Т — начальная буква слова «тренинг»), в которых проводятся тренировки межличностной чувствительности. Подобные тренировки стали проводиться и в нашей стране: организуются социально-психологические тренинги с применением сенситивной методики. Сенситивный метод относится к категории методов межличностной чувствительности. Основной целью сенситивного тренинга является развитие и совершенствование способности индивидов понимать друг друга.
Участники не должны быть ранее знакомы друг с другом. Не предусматривается никаких попыток при формировании группы структурировать ее по признаку образования, занимаемой должности, квалификации или профессии. В ходе такого тренинга участники включаются в совершенно для них новую сферу социального опыта, благодаря которой узнают, как они воспринимаются другими членами группы и получают возможность сравнивать эти перцепции с самовосприятием.
6. Эффект роли — поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.
7. Эффект авансирования — к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее несуществующих достоинств.
8. Эффект снисходительности — руководитель гипертрофирует позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные (характерно для руководителя попустительского и, в какой-то мере, демократического стиля).
9. Эффект гипервзыскательности — руководитель гипертрофирует негативные черты подчинённых и недооценивает позитивные (характерно для руководителя авторитарного стиля). 10. Эффект физиогномической редукции — вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности.
11. «отрицательная асимметрия начальной самооценки». Суть данного эффекта сводится к следующему. Вначале именно другая группа («Они») имеет для испытуемых более выраженную качественную определенность, тогда как собственная группа описывается посредством отрицания тех или иных качеств, свойственных другой группе, буквально как «та, которая не обладает тем-то и тем-то». И лишь позднее эта асимметрия нивелируется, причем в различной степени для разных групп испытуемых, и уже не только группа другая, но и собственная приобретает качественную определенность и «дискриминативность».
12. Презумпция взаимности — человек считает, что «другой» относится к нему так, как он относится к «другому».
13. Феномен предположения о сходстве — человек считает, что «свои» относятся к остальным людям так же, как он.
14. Эффект проекции — человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он. 15. Эффект ожидания — ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё
16. Ложные корреляции — черты ошибочно соединяются как обязательно сопутствующие друг другу. Воспринятая сильная связь между переменными, которая или находится не там, или значительно меньше, чем кто-то предполагает. Некоторые теоретики утверждают, что склонность людей устанавливать такие иллюзорные корреляции помогает объяснять развитие и устойчивость стереотипов и предубеждений, которые из них следуют.
2 4. Эффекты межличностного восприятия. Теория коммуникаций
Привет, сегодня поговорим про эффекты межличностного восприятия , обещаю рассказать все что знаю. Для того чтобы лучше понимать что такое
эффекты межличностного восприятия , настоятельно рекомендую прочитать все из категории Теория коммуникаций.
эффекты межличностного восприятия .
Общие закономерности восприятия.
Эффект коммуникации связан с понятием восприятие. Это процесс отбора, организации и интерпретации чувственных данных. Среди общих закономерностей обычно отмечают:
принцип избирательности;
принцип целостности;
принцип константности (устойчивости).
Особенности человеческого восприятия существенным образом влияют на протекание межличностной коммуникации. Обратим внимание на некоторые правила, которые полезно помнить и следование которым во многом организует процесс управления своим восприятием.
Правила организации процесса управления восприятием:
Процесс восприятия имеет личностную основу.
Так как именно наши интерпретации наиболее четко отражают реальность, у нас могут возникать трудности в ходе межличностной коммуникации.
Если позволять эмоциям и потребностям «контролировать» наше восприятие, можно пропустить направленные к нам важные сообщения от других людей.
Сформулированные правила позволяют в общем процессе человеческого восприятия все же выявить то, что отличает восприятие людьми предметов от восприятия людьми друг друга.
Первая особенность связана с тем, что субъект и объект межличностного восприятия — в данном случае это люди — принципиально подобны . Об этом говорит сайт https://intellect.icu . Мы допускаем, что в какой-то степени опыт другого человека напоминает наш собственный, и такое допущение помогает нам более точно его воспринимать.
Вторая особенность обусловлена следующим. Если чело¬век допускает ошибку при восприятии предмета (например, примет искусственные цветы за настоящие), то он довольно легко может ее исправить, произведя с этим предметом действия, которые позволят обнаружить ошибку. Ошибку в восприятии другого человека или неверные представления о его целях или намерениях значительно сложнее не только проверить, но и исправить.
Влияние самооценки. Полнота и характер оценки другого человека зависят от таких качеств оценивающего, как степень уверенности в себе, присущее ему отношение к другим людям.
Проецирование.Познающий может вкладывать свои состояния в другую личность, приписывать ей черты, которые в действительности присущи ему самому, а у оцениваемой личности могут отсутствовать.
Эффект ореола. Это тенденция воспринимающего преувеличивать однородность личности партнера, например, переносить благоприятное впечатление об одном качестве человека на все его другие качества.
Стереотипизация.Социальные стереотипы — основа формирования первого впечатления, а социальная стереотипизация — главный механизм этого процесса. Социальный стереотип — устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной группы.
Восприятие одним человеком другого всегда одновременно верно и неверно, правильно и неправильно, более точно в отношении главных в данный момент характеристик и менее точно в отношении остальных. Требуются дополнительные усилия, чтобы видеть как сходство, так и различия между людьми.
Таким образом, неудачи и провалы в межличностной коммуникации часто случаются потому, что, во-первых, люди неверно и неточно воспринимают друг друга; во-вторых, не понимают, что их восприятия неточны.
Каковы общие закономерности восприятия?
С чем связаны проблемы межличностной коммуникации?
Напиши свое отношение про эффекты межличностного восприятия . Это меня вдохновит писать для тебя всё больше и больше интересного. Спасибо Надеюсь, что теперь ты понял что такое эффекты межличностного восприятия
и для чего все это нужно, а если не понял, или есть замечания,
то нестесняся пиши или спрашивай в комментариях, с удовольствием отвечу. Для того чтобы глубже понять настоятельно рекомендую изучить всю информацию из категории
Теория коммуникаций
Из статьи мы узнали кратко, но емко про эффекты межличностного восприятия
Эффекты восприятия в межличностном восприятии — The Hardest Science
Опубликовано Санджай Шривастава
Только что вышла из печати — это статья, которую я написал вместе со Стивом Гульельмо и Дженни Бир об эффектах восприятия в модели социальных отношений. Вот выдержка:
В межличностном восприятии «эффекты восприятия» — это тенденции воспринимающих видеть других людей определенным образом. Два исследования натуралистических взаимодействий изучали влияние воспринимающего на личностные черты: восприятие типичного другого как сочувствующего или сварливого, ответственного или небрежного и так далее. Было рассмотрено несколько основных вопросов. Во-первых, организованы ли эффекты воспринимающего как глобальный оценочный ореол, или же восприятие различных черт различается по-разному? Во-вторых, отражает ли предполагаемое сходство (о чем свидетельствуют корреляции самовосприятия) широкую оценочную согласованность или характерное содержание? В-третьих, являются ли эффекты воспринимающего проявлением устойчивых представлений об обобщенном другом или они формируются в определенных контекстах как групповые стереотипы? Полученные данные показали, что воспринимающие эффекты лучше описываются дифференцированной многомерной структурой как с характерным для черт содержанием содержанием, так и с глобальным оценочным фактором более высокого порядка. Предполагаемое сходство было, по крайней мере, частично связано с характерным для черт содержанием содержанием, а не только с широким оценочным сходством между собой и другими. Эффекты восприятия коррелировали с полом и стилем привязанности, но во вновь сформированных группах они со временем становились более стабильными, что позволяет предположить, что они динамично росли как групповые стереотипы. Обсуждаются последствия для интерпретации эффектов восприятия и для исследований по оценке личности и психопатологии.
Несколько быстрых комментариев:
Это пример использования Большой Пятерки/Пятифакторной Модели не как модели личности как таковой, а как модели социального восприятия. Я очень кратко упоминаю об этом потенциальном использовании Большой пятерки в своем руководстве по измерению Большой пятерки, и в настоящее время я работаю над рукописью, расширяющей эту идею. (Кстати, я, конечно, не первый, кто так думает о Большой пятерке. Я пытаюсь немного продвинуть эту идею, но это один из тех случаев, когда я колеблюсь между размышлениями о том, о чем говорю, это радикально новое и думающее хо-хм-мы-уже-думали-об-этом. )
Пока мы работали над этой рукописью, я узнал, что группа под руководством Дастина Вуда изучает очень похожие вопросы (но с некоторыми интересными различиями в подходах и областях, которые не пересекаются). У них есть статья в печати в JPSP.
Если вы хотите узнать больше, вы можете скачать PDF-файл:
Шривастава С., Гульельмо С. и Бир Дж. С. (2010). Восприятие личностей других: изучение размерности, предполагаемого сходства с собой и стабильности эффектов восприятия. Журнал личности и социальной психологии, 98, 520-534.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Теги откровенная самореклама, межличностное восприятие, эффекты восприятия, модель социальных отношений
Стадии процесса восприятия
Понимание стадий процесса восприятия
ВосприятиеОткрывается в новом окне — это не просто физическое или механическое действие; люди принимают активное участие в этом процессе. Особенностью восприятия является то, что это личностный процесс, обеспечивающий каждому из нас неповторимый взгляд на мир. Однако он не всегда дает точное представление о мире.
Процесс восприятия вращается вокруг способов, которыми мы выбираем, организуем и интерпретируем информацию, поступающую к нам через наши органы чувств. Таким образом, процесс восприятия происходит в три этапа:
отбор,
организация и
интерпретация.
Три фазы происходят относительно бессознательно и почти одновременно. Мы обсудим каждый по очереди ниже.
1. Восприятие включает выбор
Избирательность означает выбор информации. Вокруг вас все время есть сенсорные стимулы — образы, звуки, запахи, текстуры — но вы фокусируете свое внимание на очень немногих из них.
Когда вы, например, глубоко поглощены книгой, маловероятно, что вы услышите тиканье будильника или шум уличного движения на заднем плане. Только когда ваша концентрация теряется, вы обращаете внимание на эти звуки.
Этот феномен часто объясняют, сравнивая органы чувств с приемниками, настроенными на прием всех видов информации, а мозг — с управляющим механизмом, который делает информацию осмысленной. Первый этап процесса восприятия заключается в том, что из разнообразия информации, получаемой вашими органами чувств, ваш мозг выбирает ту, которая уместна в конкретной ситуации.
На процесс отбора влияют два фактора: избирательное воздействие и избирательное внимание.
1.1 Селективное воздействие
Ключевым фактором нашего взгляда на мир является то, насколько мы открыты для стимулов и переживаний. Из всех сенсорных стимулов, конкурирующих за наше внимание, мы склонны выбирать только те, которые подтверждают нашу систему отсчета — наши существующие отношения, ценности и убеждения. Точно так же мы склонны игнорировать те переживания, которые не соответствуют нашим существующим отношениям, ценностям и убеждениям (см. Gamble & Gamble 19).87).
Вот почему, например, большинство людей покупают газеты, редакционная политика которых подтверждает их существующие политические взгляды. Они подвергают себя информации, с которой уже согласны, и игнорируют информацию, противоречащую их политическим взглядам. Когда мы общаемся с другими, мы делаем аналогичный выбор, позволяя себе быть открытыми для одних стимулов и исключая другие. Ограничение нашего воздействия на некоторые сообщения или части сообщений может привести к неточному восприятию того, что происходит вокруг нас.
1.2 Избирательное внимание
Понятие, связанное с избирательным воздействием, называется избирательным вниманием.
Внимание выбора описывает, как мы видим то, что хотим видеть, и слышим то, что хотим слышать.
Помимо физических ограничений наших чувств (таких как проблемы со слухом или зрением), факторами, влияющими на избирательное внимание, являются наши интересы и потребности .
Если вас интересует, например, футбол (ставки на спорт), вы услышите всю статистику, представленную во время спортивной радиотрансляции, тогда как тот, кто не интересуется, может услышать только звук голоса вещателя. Водителю автобуса, в который вы садитесь, необходимо обращать внимание на светофоры, пешеходов и другие транспортные средства, тогда как вы, пассажир, можете не знать об этих достопримечательностях, так как вам незачем их замечать.
Аналогичный процесс происходит при общенииОткрывается в новом окне . Например, на совещании вы можете выборочно сосредоточиться только на тех вопросах обсуждения, которые непосредственно касаются вашей работы, и терять концентрацию, когда обсуждаются менее важные для вас вопросы.
2. Восприятие включает организацию
После того, как мозг отобрал нужную информацию, он упорядочивает свой выбор в осмысленные паттерны в соответствии с нашей системой отсчета: это известно как организация восприятия.
На организацию того, что мы воспринимаем, в значительной степени влияют наши ожидания и наше желание сформировать целостный образ (явление, называемое замыканием). Следующие два теста восприятия иллюстрируют, как ожидания и закрытие влияют на организацию информации.
Прочитайте три предложения на иллюстрации I.
Иллюстрация I
Рис. I Организация восприятия
Вы заметили, что в каждом предложении артикль ( the, a ) появляется дважды? Если вы этого не сделали, возможно, ваши ожидания повлияли на организацию того, что вы восприняли — вы ожидали увидеть правильные предложения и, следовательно, прочли их «правильно».
Теперь посмотрите на фигуры на иллюстрации II.
Рисунок II
Рис. II Перцептивное закрытие
У вас, вероятно, не было трудностей с идентификацией форм, потому что ваш разум бессознательно завершал или закрывал незавершенные формы, чтобы предоставить вам целое изображение.
3. Восприятие включает интерпретацию
После того, как сенсорные стимулы выбраны и организованы, мы придаем им значение в свете нашей системы отсчета в так называемой перцептивной интерпретации.
Интерпретация – это процесс объяснения и оценки того, что было отобрано и организовано. Поскольку люди индивидуальны, они вряд ли будут выбирать одни и те же стимулы или организовывать их одинаковым образом. Таким образом, они вряд ли придут к одинаковым интерпретациям событий или других людей. Даже если они обращают внимание на схожие части опыта, они все равно могут интерпретировать его по-разному. Например, вы можете поверить, что видите двух спорящих друзей, тогда как другой наблюдатель может увидеть, как они обмениваются шутками.
Вы не можете узнать, какое восприятие правильное, без дальнейшего исследования. Часто приводится пример трех человек, ставших свидетелями одного и того же дорожно-транспортного происшествия, но по-разному рассказывающих о последовательности событий, которые привели к дорожно-транспортному происшествию. Все трое видели одни и те же события, но интерпретировали и оценивали их с точки зрения выбранной и систематизированной информации.
Повышение точности вашего восприятия
Хотя наше восприятие влияет на наше понимание мира, мы редко задумываемся о том, как улучшить точность нашего восприятия. Следующие рекомендации должны помочь вам улучшить свои навыки восприятия и дать вам более точную интерпретацию событий и людей вокруг вас.
Восприятие основано на личном
В начале этого обсужденияОткрывается в новом окне , мы подчеркивали, что восприятие является личным процессом: ваше восприятие человека, объекта или события отличается от реального человека, объекта или события. Другими словами, вы являетесь главным действующим лицом в процессе восприятия (Gamble & Gamble, 1987).
Признавая, что у вас есть предубеждения и что вы не всегда открыты для информации вокруг вас, вы можете увеличить вероятность того, что ваше восприятие предоставит вам точную информацию об окружающем вас мире и людях в нем.
Из-за субъективного элемента в формировании восприятия и возникающих в результате неточностей вам нужны какие-то средства для проверки или подтверждения точности вашего восприятия и оттачивания вашей способности воспринимать и интерпретировать информацию из окружающей среды.
Помимо сознательного усилия обратить внимание и сконцентрироваться на том, что происходит вокруг вас, Вердербер (1990) предлагает два метода, которыми вы должны научиться пользоваться: мультисенсорная перекрестная проверка и консенсус (сравнение).
Мультисенсорная перекрестная проверка Восприятие часто основано на информации, которую вы получаете через одно чувство — то, что вы видите, слышите, чувствуете, ощущаете на вкус или обоняете. Перепроверив интерпретацию с помощью другого чувства, вы иногда можете проверить точность своего восприятия.
Например, камень из коллекции природы вашего друга может выглядеть грубым и тяжелым, но при прикосновении к нему оказывается мягким и легким. На самом деле это вовсе не камень, а сделанный из синтетического материала, чтобы он напоминал камень.
В этом случае на ваше восприятие повлияло не только то, что вы видели, но и контекст или среда, в которой вы интерпретировали то, что видели. Точно так же вы можете перепроверить свое первоначальное представление о том, что янтарная жидкость в стакане — это яблочный сок, а не пиво, попробовав и понюхав его.
Консенсус Консенсус означает, что вы подтверждаете восприятие, сравнивая свою интерпретацию с интерпретацией других. Вы спрашиваете других, что, по их мнению, представляет собой жидкость в стакане, или как они интерпретировали событие или чье-то поведение. Таким образом, вы узнаете о факторах, которые могли упустить из виду и которые исказили вашу интерпретацию.
В нашем следующем обсуждении мы кратко обсудим теорию восприятия ГомбрихаOpens in new window в искусстве, чтобы иметь представление о том, как восприятие работает в нашей жизни.