Экспериментальный психологический метод: Экспериментальный метод исследования в психологии

Содержание

Экспериментальная психология — Психологос

Экспериментальная психология — область психологии, структурирующая знания, касающиеся проблем исследований (в различных психологических направлениях) и способы их решения. Экспериментальную психологию называют научной дисциплиной о методах психологических исследований.

Общие сведения

Экспериментальная психология стала активно формироваться в XIX веке как следствие необходимости приведения психологии к удовлетворению основных требований, предъявляемых к науке. Считается, что любая наука должна обладать своим предметом исследования, своей методологией и своей терминологией. Изначальной задачей экспериментальной психологии было введение научного метода в психологию. Основателем экспериментальной психологии, человеком, превратившим доэкспериментальную психологию в экспериментальную, считается В. Вундт, немецкий психолог и физиолог, создавший первую в мире научную психологическую школу.

По мере развития экспериментальная психология расширяла область своих интересов: начав с разработки принципов психофизиологического эксперимента, из инструкции к корректной постановке психологического эксперимента она превратилась в научную дисциплину, которая стремится обобщить знания о методах исследования для всех направлений психологии (эксперимент при этом становится лишь одним из доступных методов).

Разумеется, экспериментальная психология не занимается лишь классификацией исследовательских методов, она изучает их эффективность и развивает их.

На сегодня данная научная дисциплина сумела достичь значительного уровня развития, однако процесс её формирования далёк от завершения: до сих пор в психологии отсутствует выработанный взгляд на роль и возможности эксперимента в научном исследовании, который бы мог претендовать на звание общепринятого.

В списке выдающихся учёных, активно применявших экспериментальные методы в изучении психических процессов и внёсших вклад в развитие данной научной дисциплины, присутствуют фамилии физиологов (Бине, Павлов, Сеченов), физиков (Бугер, Вебер, Фехнер, Гельмгольц), врачей (Бехтерев). Будучи естествоиспытателями, они оказали значительное влияние на развитие подхода к психологической науке, во многом перенося в неё свой исследовательский опыт из других научных областей. Также на формирование экспериментальной психологии в огромной степени повлияли бихевиористы, что определяет специфику многих её аспектов.

Отличительной чертой экспериментальной психологии во все периоды её развития можно рассматривать широкое применение математических методов. Ответственным за введение математики в психологию считается Ф. Гальтон.

Сейчас экспериментальная психология на практике рассматривается как дисциплина, отвечающая за постановку корректных экспериментов в рамках многих направлений прикладной психологии, — к примеру, для определения целесообразности, эффективности того или иного изменения, нововведения (например, в психологии труда). Большие успехи в использовании её методов достигнуты при изучении психофизиологии и психологии ощущений и восприятия. Однако достижения экспериментальной психологии в продвижении фундаментальной психологии на данный момент менее значимы и находятся под вопросом. Границы применимости экспериментальных методов в психологии — предмет обсуждения среди психологов и поныне.

Главные принципы методологии

Методология экспериментальной психологии основывается на следующих принципах:

1. Общенаучные методологические принципы:

  • Принцип детерминизма. Экспериментальная психология исходит из того, что поведение человека и психические явления являются следствием каких-либо причин, то есть принципиально объяснимы.
  • Принцип объективности. Экспериментальная психология считает, что объект познания независим от познающего субъекта; объект принципиально познаваем через действие.
  • Принцип фальсифицируемости — предложенное К. Поппером требование наличия методологической возможности опровержения теории, претендующей на научность, путём постановки того или иного принципиально возможного реального эксперимента.

2. Cпецифичные для психологии принципы:

  • Принцип единства физиологического и психического. Нервная система обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, однако сведение психических явлений к физиологическим процессам невозможно.
  • Принцип единства сознания и деятельности. Сознание деятельно, а деятельность сознательна. Экспериментальный психолог изучает поведение, которое образуется при тесном взаимодействии личности с ситуацией. Выражается следующей функцией: R=f(P,S), где R — поведение, P — личность, а S — ситуация.
  • Принцип развития. Также известен, как принцип историзма и генетический принцип. Согласно данному принципу психика субъекта — результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе.
  • Системно-структурный принцип. Любые психические явления должны рассматриваться как целостные процессы. (Воздействие производится всегда на психику в целом, а не на какую-то изолированную её часть.)

Основные события в создании

  • XVI век — первые сведения о психологических экспериментах.
  • XVIII век — начало систематической постановки психологических экспериментов с научной целью (большей частью, опыты с элементарными зрительными ощущениями).
  • 1860 — публикация книги Г. Т. Фехнера «Элементы психофизики», основавшей психофизику и считающейся первой работой по экспериментальной психологии.
  • 1874 — публикация книги В. Вундта «Физиологическая психология».
  • 1879 — основание психологической лаборатории Вундта, в которой была создана первая научная психологическая школа.
  • 1885 — публикация работы Г. Эббингауза «О памяти», в которой автор приходит к пониманию задачи экспериментальной психологии в качестве установления функциональной связи между определёнными явлениями и определёнными факторами посредством решения каких-либо задач.

Основные понятия

  • Испытуемый
  • Валидность
  • Выборка
  • Гипотеза
  • Психологический эксперимент
  • Безупречный эксперимент
  • Психометрия
  • Психофизика

Методы исследования в психологии

В основе приведённой здесь классификации — классификация Б. Г. Ананьева, который объединил в ней все этапы психологического исследования, начиная от организационного и заканчивая интерпретационным.

[Классификация Ананьева дана здесь с некоторыми изменениями. ]

1. Организационная группа:

  • Сравнительный метод
  • Лонгитюдный метод
  • Комплексный метод (использование в комплексе и сравнительного, и лонгитюдного метода)

2. Группа эмпирических способов добывания данных (зависит от выбранного организационного метода):

  • Наблюдение и самонаблюдение (интроспекция)
  • Экспериментальные методы

— Лабораторный эксперимент

— Естественный эксперимент

— Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент

3. Психодиагностические методы

  • Социометрия
  • Стандартизированные и проективные тестовые методики

— тест Люшера

— графология

4. Вербально-коммуникативные методы

  • Метод беседы
  • Интервью
  • Клиническое интервью
  • Метод опроса
  • Анкеты и вопросники
  • Личностные тесты

5.Методы анализа процессов и продуктов жизнедеятельности (или праксиметрические методы)

  • Хронометраж
  • Циклография
  • Профессиография
  • Метод моделирования
  • Биографический метод

6. Все методы и приёмы обработки эмпирических данных:

  • Методы математической статистики
  • Методы качественной характеристики полученного материала

7. Интерпретационные методы

  • Генетический метод (анализ фаз развития)
  • Структурный метод (анализ систем и типов межсистемных связей)
  • Психография

Критика экспериментальной психологии

С самого создания экспериментальной психологии ведутся дискуссии о применимости такого метода исследования, как эксперимент, в психологии. Существует две полярных точки зрения:

в психологии применение эксперимента принципиально невозможно и недопустимо;

психология как наука без эксперимента несостоятельна.

Первая точка зрения — о невозможности применения эксперимента — опирается на следующие положения:

Предмет исследования в психологии слишком сложен.

Предмет исследования в психологии слишком непостоянен, что приводит к невозможности соблюдать принцип верификации.

В психологическом эксперименте неминуемо субъект—субъектное взаимодействие (испытуемый—экспериментатор), что нарушает научную чистоту результатов.

Индивидуальная психика абсолютно уникальна, что лишает смысла психологическое измерение и эксперимент (невозможно обобщить полученные данные на всех индивидов).

Психика обладает внутренним свойством спонтанности, что затрудняет её предсказуемость.

И др.

Противниками экспериментальных методов выступают многие приверженцы герменевтического подхода в психологии, основанного на методе понимания В. Дильтея.

Сторонники второй точки зрения, обосновывающей целесообразность введения эксперимента в науку, утверждают, что эксперимент позволяет обнаружить принцип, лежащий в основе какого-либо явления. Эксперимент рассматривается как попытка лабораторного воссоздания упрощённой реальности, в которой её важные характеристики можно моделировать и контролировать. Цель эксперимента — оценить теоретические принципы, лежащие в основе психологического явления.

Существует также точка зрения, которую можно воспринимать, как компромисс между двумя выше упомянутыми, — идея об уровнях психической организации. Согласно ей, есть шесть уровней психической регуляции (0 — физиологический уровень, 1 — психофизиологический уровень, 2 — уровень сенсорно-перцептивных процессов, 3 — интегративный уровень психики, 4 — уровень личности, 5 — уровень индивидуальности). Мощность естественно-научного метода имеет самое высокое значение при рассмотрении физиологических процессов и постепенно падает, стремясь к нулю на уровне индивидуальности. Соответственно, мощность герменевтического метода повышается, от нулевого значения на физиологическом уровне, до своего максимального значения на уровне индивидуальности. На диаграмме это отображается следующим образом:

Задачи исследований в психологии

Четыре общие взаимосвязанные задачи, стоящие перед научным исследованием: описать поведение, спрогнозировать поведение, объяснить поведение, управлять поведением.

Описание поведения

Выявление регулярных последовательностей событий, включая стимулы или внешние факторы и ответные реакции или поведение. Составление ясных и точных описаний — первый шаг в любых научных изысканиях, без которого невозможно предсказание и объяснение поведения.

Прогнозирование поведения

Обнаружение законов поведения (наличия постоянных и предсказуемых взаимосвязей между переменными) должно привести к осуществлению прогнозирования с той или иной степенью вероятности.

Объяснение поведения

Нахождение причин возникновения рассматриваемого поведения. Процесс установления причинно-следственных связей сложен и включает многие аспекты.

Управление поведением

Применение на практике законов поведения, открытых в входе психологических исследований.

Этические проблемы психологических исследований

При работе с испытуемым необходимо соблюдать этику психологических исследований. В большинстве случаев нужно:

Получить согласие потенциального испытуемого, объяснив ему цель и задачи исследования, его роль в эксперименте в той мере, чтобы он был в состоянии принять ответственное решение о своём участии.

Защитить испытуемого от вреда и дискомфорта.

Позаботиться о конфиденциальности информации об испытуемых.

Полностью объяснить смысл и результаты исследования после окончания работы.

При работе с животными:

Нельзя наносить животному вред и причинять страдания, если это не вызвано задачами исследования, определёнными утверждённой программой.

Необходимо обеспечить достаточно комфортабельные условия содержания.

По материалам: Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. С. 30

Экспериментальная психология | это… Что такое Экспериментальная психология?

Эксперимента́льная психоло́гия — общее обозначение всех видов научно-психологических исследований, осуществляемых посредством различных экспериментальных методов.

Экспериментальная психология представляет собой не какой-то особый вид психологии, а общий методологический подход, охватывающий самые различные области психологической науки.

Содержание

  • 1 Общие сведения
  • 2 Главные принципы методологии
  • 3 Основные события в создании
  • 4 Основные понятия
  • 5 Методы исследования в психологии
  • 6 Критика экспериментальной психологии
  • 7 Задачи исследований в психологии
    • 7.1 Описание поведения
    • 7.2 Прогнозирование поведения
    • 7.3 Объяснение поведения
    • 7.4 Управление поведением
  • 8 Этические проблемы психологических исследований
  • 9 Примечания
  • 10 Список литературы
  • 11 См. также
  • 12 Ссылки

Общие сведения

Экспериментальная методика в психологии сводится по преимуществу к лабораторным (реже — к естественным) исследованиям, в ходе которых осуществляется предварительное планирование и последующая организация максимально корректных (валидных) в научно-методологическом отношении экспериментов, имеющих то или иное отношение к самым различным областям психологической науки, включая почти все направления прикладной психологии.

В частности, очень большое значение для успешного развития экспериментальной психологии имеет разработка эффективных экспериментальных методов изучения различных проблем и вопросов, связанных с психофизиологией ощущений, восприятия, развития, внимания, сознания, обучения, памяти, мышления, языка.

В последнее время экспериментальные подходы стали активно применяться в социальной психологии, а также при исследовании психологических мотиваций и эмоций.

Главные принципы методологии

Методология экспериментальной психологии основывается на следующих принципах:

  1. Общенаучные методологические принципы:
    1. Принцип детерминизма. Экспериментальная психология исходит из того, что поведение человека и психические явления являются следствием каких-либо причин, то есть принципиально объяснимы.
    2. Принцип объективности. Экспериментальная психология считает, что объект познания независим от познающего субъекта; объект принципиально познаваем через действие.
    3. Принцип фальсифицируемости — предложенное К. Поппером требование наличия методологической возможности опровержения теории, претендующей на научность, путём постановки того или иного принципиально возможного реального эксперимента.
  2. Специфичные для психологии принципы
    1. Принцип единства физиологического и психического. Нервная система обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, однако сведение психических явлений к физиологическим процессам невозможно.
    2. Принцип единства сознания и деятельности. Сознание деятельно, а деятельность сознательна. Экспериментальный психолог изучает поведение, которое образуется при тесном взаимодействии личности с ситуацией. Выражается следующей функцией: R=f(P,S), где R — поведение, P — личность, а S — ситуация.
    3. Принцип развития. Также известен, как принцип историзма и генетический принцип. Согласно данному принципу психика субъекта — результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе.
    4. Системно-структурный принцип. Любые психические явления должны рассматриваться как целостные процессы. (Воздействие производится всегда на психику в целом, а не на какую-то изолированную её часть.)

Основные события в создании

  • XVI век — первые сведения о психологических экспериментах.
  • XVIII век — начало систематической постановки психологических экспериментов с научной целью (большей частью, опыты с элементарными зрительными ощущениями).
  • 1860 — публикация книги Г. Т. Фехнера «Элементы психофизики», основавшей психофизику и считающейся первой работой по экспериментальной психологии.
  • 1874 — публикация книги В. Вундта «Физиологическая психология».
  • 1879 — основание психологической лаборатории Вундта, в которой была создана первая научная психологическая школа.
  • 1885 — публикация работы Г. Эббингауза «О памяти», в которой автор приходит к пониманию задачи экспериментальной психологии в качестве установления функциональной связи между определёнными явлениями и определёнными факторами посредством решения каких-либо задач.

Основные понятия

  • Валидность
  • Выборка
  • Гипотеза
    • Экспериментальная гипотеза
    • Статистическая гипотеза
  • Психологический эксперимент
    • Безупречный эксперимент
  • Психометрия
  • Психофизика

Методы исследования в психологии

В основе приведённой здесь классификации — классификация Б. Г. Ананьева, который объединил в ней все этапы психологического исследования, начиная от организационного и заканчивая интерпретационным. [Классификация Ананьева дана здесь с некоторыми изменениями.]

  1. Организационная группа:
    • Сравнительный метод
    • Лонгитюдный метод
    • Комплексный метод (использование в комплексе и сравнительного, и лонгитюдного метода)
  2. Группа эмпирических способов добывания данных (зависит от выбранного организационного метода):
    • Наблюдение и самонаблюдение (интроспекция)
    • Экспериментальные методы
      • Лабораторный эксперимент
      • Естественный эксперимент
      • Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент
    • Психодиагностические методы
      • Социометрия
      • Стандартизированные и проективные тестовые методики
        • тест Люшера
        • графология
      • Вербально-коммуникативные методы
        • Метод беседы
          • Интервью
            • Клиническое интервью
        • Метод опроса
          • Анкеты и вопросники
          • Личностные тесты
    • Методы анализа процессов и продуктов жизнедеятельности (или праксиметрические методы)
      • Хронометраж
      • Циклография
      • Профессиография
    • Метод моделирования
    • Биографический метод
  3. Все методы и приёмы обработки эмпирических данных:
    • Методы математической статистики
    • Методы качественной характеристики полученного материала
  4. Интерпретационные методы
    • Генетический метод (анализ фаз развития)
    • Структурный метод (анализ систем и типов межсистемных связей)
      • Психография

Критика экспериментальной психологии

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 11 мая 2011.

С самого создания экспериментальной психологии ведутся дискуссии о применимости такого метода исследования, как эксперимент, в психологии. Существует две полярных точки зрения:

  1. в психологии применение эксперимента принципиально невозможно и недопустимо;
  2. психология как наука без эксперимента несостоятельна.

Первая точка зрения — о невозможности применения эксперимента — опирается на следующие положения:

  • Предмет исследования в психологии слишком сложен.
  • Предмет исследования в психологии слишком непостоянен, что приводит к невозможности соблюдать принцип верификации.
  • В психологическом эксперименте неминуемо субъект—субъектное взаимодействие (испытуемый—экспериментатор), что нарушает научную чистоту результатов.
  • Индивидуальная психика абсолютно уникальна, что лишает смысла психологическое измерение и эксперимент (невозможно обобщить полученные данные на всех индивидов).
  • Психика обладает внутренним свойством спонтанности, что затрудняет её предсказуемость.
  • И др.

Противниками экспериментальных методов выступают многие приверженцы герменевтического подхода в психологии, основанного на методе понимания В. Дильтея.

Сторонники второй точки зрения, обосновывающей целесообразность введения эксперимента в науку, утверждают, что эксперимент позволяет обнаружить принцип, лежащий в основе какого-либо явления. Эксперимент рассматривается как попытка лабораторного воссоздания упрощённой реальности, в которой её важные характеристики можно моделировать и контролировать. Цель эксперимента — оценить теоретические принципы, лежащие в основе психологического явления.

Существует также точка зрения, которую можно воспринимать, как компромисс между двумя выше упомянутыми, — идея об уровнях психической организации[1]. Согласно ей, есть шесть уровней психической регуляции (0 — физиологический уровень, 1 — психофизиологический уровень, 2 — уровень сенсорно-перцептивных процессов, 3 — интегративный уровень психики, 4 — уровень личности, 5 — уровень индивидуальности). Мощность естественно-научного метода имеет самое высокое значение при рассмотрении физиологических процессов и постепенно падает, стремясь к нулю на уровне индивидуальности. Соответственно, мощность герменевтического метода повышается, от нулевого значения на физиологическом уровне, до своего максимального значения на уровне индивидуальности. На диаграмме это отображается следующим образом:

Задачи исследований в психологии

Четыре общие взаимосвязанные задачи, стоящие перед научным исследованием: описать поведение, спрогнозировать поведение, объяснить поведение, управлять поведением.

Описание поведения

Выявление регулярных последовательностей событий, включая стимулы или внешние факторы и ответные реакции или поведение. Составление ясных и точных описаний — первый шаг в любых научных изысканиях, без которого невозможно предсказание и объяснение поведения.

Прогнозирование поведения

Обнаружение законов поведения (наличия постоянных и предсказуемых взаимосвязей между переменными) должно привести к осуществлению прогнозирования с той или иной степенью вероятности.

Объяснение поведения

Нахождение причин возникновения рассматриваемого поведения. Процесс установления причинно-следственных связей сложен и включает многие аспекты.

Управление поведением

Применение на практике законов поведения, открытых в ходе психологических исследований.

Этические проблемы психологических исследований

При работе с испытуемым необходимо соблюдать этику психологических исследований. В большинстве случаев нужно:

  • Получить согласие потенциального испытуемого, объяснив ему цель и задачи исследования, его роль в эксперименте в той мере, чтобы он был в состоянии принять ответственное решение о своём участии.
  • Защитить испытуемого от вреда и дискомфорта.
  • Позаботиться о конфиденциальности информации об испытуемых.
  • Полностью объяснить смысл и результаты исследования после окончания работы.

При работе с животными:

  • Нельзя наносить животному вред и причинять страдания, если это не вызвано задачами исследования, определёнными утверждённой программой.
  • Необходимо обеспечить достаточно комфортабельные условия содержания.

Примечания

  1. Дружинин В. Н. Структура и логика психологического исследования. — М.: ИП РАН, 1993. — С.88-95.

Список литературы

  • Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. ISBN 5-98032-770-3
  • Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. ISBN 5-94723-290-1
  • Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. Теория и методы. -М.: Аспект-Пресс, 2005. ISBN 5-7567-0373-X
  • Мартин Д. Психологические эксперименты. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. ISBN 5-93878-136-1
  • Солсо Р. Л., Джонсон Х. Х., Бил М. К. Экспериментальная психология: практический курс. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

См. также

  • Эксперимент Милгрэма
  • Закон Вебера — Фехнера
  • Закон Йеркса — Додсона
  • Проблема второкурсников
  • Классификации методов исследования в психологии
  • Методы исследования понятий

Ссылки

  • Выписка из образовательного стандарта по дисциплине «Экспериментальная психология»
  • Journal of Experimental Psychology: Applied
  • Journal of Experimental Psychology: General
  • Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance
  • Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition
  • Вопросы психологии и психиатрии
  • Журнал «Экспериментальная психология»
  • Теоретическая и экспериментальная психология
  • Психологический словарь.
  • Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. С. 30
  • American Psychological Association. Ethics Office: Ethics Information
  • Обсуждение проекта этического кодекса Российского психологического общества

Экспериментальные методы в психологии — Центр психологии

В области психологии есть три экспериментальных метода; Лабораторные, полевые и натурные эксперименты. Каждый из экспериментальных методов имеет разные характеристики в отношении; манипулирование IV, контроль электромобилей и возможность точно воспроизвести исследование точно таким же образом.

Метод Описание метода Сильные стороны Слабые стороны
Лабораторный эксперимент · Тщательно контролируемая установка · Искусственная установка · Высокий контроль над IV и EVs ·  Например, исследование Лофтуса и Палмера, посвященное наводящим вопросам. (+) Высокий уровень контроля, исследователи могут контролировать внутривенные и потенциальные электромобили. Это сила, потому что исследователи могут установить причинно-следственную связь, и существует высокая внутренняя достоверность. (+) Благодаря высокому уровню контроля это означает, что лабораторный эксперимент может быть воспроизведен точно таким же образом в точно таких же условиях. Это сильная сторона, поскольку это означает, что надежность исследования может быть оценена (т. е. надежное исследование будет давать одни и те же результаты снова и снова). (-) Низкая экологическая достоверность. Лабораторный эксперимент проходит в неестественной, искусственной обстановке. В результате участники могут вести себя неестественным образом. Это недостаток, потому что это означает, что эксперимент может не измерять поведение в реальной жизни. (-) Еще одним недостатком является высокая вероятность востребованности характеристик. Например, поскольку лабораторная обстановка дает участникам понять, что они принимают участие в исследовании, это может заставить их каким-то образом изменить свое поведение. Например, участник эксперимента с памятью может сознательно помнить меньше в одном экспериментальном условии, если он думает, что экспериментатор ожидает от него этого, чтобы не испортить результаты. Это проблема, потому что это означает, что результаты не отражают реальную жизнь, поскольку они реагируют на характеристики спроса, а не только на независимую переменную.
Полевой эксперимент · Реальная жизнь · Экспериментатор может управлять IV · Экспериментатор не имеет контроля над EV (например, погодой и т.д.) · Например, исследование альтруистического поведения имело марионетку ( актер) инсценировали обвал в метро и зафиксировали, сколько прохожих остановилось, чтобы помочь. (+) Высокая экологичность. Из-за того, что полевой эксперимент проходит в реальных условиях, участники не подозревают, что за ними наблюдают, и поэтому с большей вероятностью будут вести себя естественно. Это сила, потому что это означает, что поведение участников будет отражать их поведение в реальной жизни. (+) Еще одна сильная сторона заключается в том, что меньше шансов получить характеристики спроса. Например, поскольку исследование представляет собой задачу из реальной жизни в естественной среде, маловероятно, что участники изменят свое поведение в ответ на характеристики спроса. Это положительно, потому что это означает, что результаты отражают реальную жизнь, поскольку они не реагируют на характеристики спроса, а только на независимую переменную. (-) Низкая степень контроля над переменными. Например, внешние переменные, такие как погода (если исследование проводится на открытом воздухе), уровень шума или температура, труднее контролировать, если исследование проводится за пределами лаборатории. Это проблематично, потому что существует большая вероятность того, что посторонние переменные повлияют на поведение участников, что снижает внутреннюю достоверность экспериментов и затрудняет установление причинно-следственных связей. (-) Трудно воспроизвести. Например, если исследование проводится на открытом воздухе, погода может меняться между исследованиями и влиять на поведение участников. Это проблема, потому что это снижает вероятность того, что одни и те же результаты будут получены снова и снова, и, следовательно, может снизить надежность эксперимента.
Естественный эксперимент · Реальная обстановка · Экспериментатор не может контролировать электромобили или внутривенное вливание · В/в происходит естественным образом · Например, наблюдая за изменениями уровня агрессии после введения телевизора . Введение ТВ — это естественный IV, а ДВ — изменение агрессии (сравнение уровней агрессии до и после введения ТВ). Сильные стороны естественного эксперимента точно такие же, как сильные стороны полевого эксперимента:  (+) высокая экологическая достоверность благодаря тому факту, что исследование проводится в естественных условиях и, следовательно, отражает реальное естественное поведение. (+) Низкий шанс востребованности характеристик. Поскольку участники не знают, что они принимают участие в исследовании, они не изменят своего поведения и не будут вести себя неестественно, поэтому можно сказать, что эксперимент измеряет естественное поведение в реальной жизни.  слабые стороны  естественного эксперимента точно такие же, как и сильные стороны полевого эксперимента:  (-) Низкий контроль над переменными. Например, исследователь не может контролировать ЭВ, а ВВ возникает естественным образом. Это означает, что причинно-следственная связь не может быть установлена ​​и внутренняя валидность низкая. (-) Из-за того, что нет контроля над переменными, естественный эксперимент не может быть воспроизведен, и поэтому его надежность трудно оценить.

При проведении исследования важно создать цель и гипотезу, нажмите здесь, чтобы узнать больше о формировании целей и гипотез.

сообщите об этом объявлении

Начните печатать и нажмите Enter для поиска

Экспериментальный метод в психологии, Процедура, Типы и ключевые термины.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД
Что такое экспериментальная психология? Экспериментальный метод в психологии — известный термин. Экспериментальная психология научно исследует контролируемые ситуации. Они изучают различные темы, связанные с человеческими процессами, такими как обучение, познание, ощущения, мотивация, развитие, социализм и т. д.
Экспериментальный метод:

При использовании экспериментального метода в психологии гипотеза проверяется с научной точки зрения. В экспериментальном методе экспериментатор проверяет влияние независимой переменной (IV) на зависимую переменную (DV). IV является причиной, тогда как DV является следствием. Таким образом, в основном в экспериментальном методе исследователь выясняет причинно-следственную связь. Гипотеза проверяется путем сбора данных и контроля посторонних переменных. Экспериментальное наиболее объективно и научно. Манипуляции с переменными обеспечивают влияние IV на DV.

Ключевые термины: 

Если вы хотите использовать или понимать экспериментальный метод в психологии, вам необходимо сначала понять следующие термины.

Независимая переменная (IV)   

IV — это переменная, которой манипулирует исследователь. Он оказывает прямое влияние на зависимую переменную. (Причина и следствие)

Зависимая переменная: 

Зависимая переменная (DV) фактически измеряется исследователем. Это результат учебы.

Посторонняя переменная:

Посторонние переменные не являются независимыми переменными, но они могут влиять на DV. Исследователи пытаются контролировать их, чтобы получить максимальный эффект от IV.

Вмешивающиеся переменные:

Если посторонняя переменная не контролируется, она называется смешанной переменной. Это влияет на ДВ.

Экологическая валидность:

Степень, в которой исследование представляет естественные ситуации или опыт, называется экологической валидностью.

Ошибка экспериментатора:

Иногда экспериментатор случайно влияет на результаты исследования. Это называется предвзятостью экспериментатора или эффектом экспериментатора.

Характеристики спроса:

Участники иногда по языку тела исследователя понимают, что исследователь на самом деле ищет, и начинают вести себя требуемым образом. Это называется характеристиками спроса.

Случайное распределение:

Означает, что все участники имеют равные шансы на лечение. (Уровень IV)

Процедура:

При проведении эксперимента психологи следуют следующему процессу:

I.  Формулировка гипотезы.

II. Методология принятия решений и сбор данных.

III. Анализ данных и заключительное исследование.

IV . Обмен результатами и выводами с заинтересованными лицами.

Типы:

  1. Лабораторный эксперимент:

Лабораторные эксперименты, как следует из названия, проводятся в строго контролируемой среде. Используемые измерения точны и точны. Исследователи имеют максимальный контроль над переменными. Одна из причин предпочтения лабораторных экспериментов заключается в том, что они более воспроизводимы в природе. Все, что происходит в лаборатории, не всегда идентично реальному окружению, поэтому это может создать проблему. Случайное назначение — еще одна отличительная черта экспериментального метода.

Сильные стороны:  некоторые сильные стороны лабораторных экспериментов:

i.   Процедуры всегда стандартизированы. Используется случайное назначение.

ii. Легко воспроизвести.

iii. Разрешить хороший контроль над посторонней переменной.

iv. Хорошо установленная причинно-следственная связь

Ограничения:  некоторые ограничения:

i. Несоответствие между лабораторными и естественными условиями может вызвать проблему обобщения. Это называется низкой экологической валидностью.

ii. Иногда чрезмерная озабоченность характеристиками спроса может привести к путанице.

2. Полевой эксперимент:

Полевые эксперименты относятся к повседневным экспериментам. Среда участников остается неизменной и естественной. Как и в лабораторных экспериментах, исследователи манипулируют IV, но не могут сильно контролировать посторонние переменные. Социальные психологи обычно выбирают полевые эксперименты. Например, если психолог хочет увидеть, сколько людей обращают внимание на плачущего младенца, он поместит плачущего младенца в естественную среду и будет считывать и записывать поведение в соответствии с требованиями эксперимента.

Сильные стороны:

i. Поведение точнее лабораторного эксперимента. (Высокая экологическая достоверность)

ii. Характеристики спроса оказывают меньшее влияние на результаты, поскольку характер исследования является открытым.

Добавить комментарий