Эмоционально образная терапия линде: Линде Николай Дмитриевич — LindeEit

Линде Николай Дмитриевич — LindeEit

ПРЕЗИДЕНТ ЦЕНТРА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНОЙ ТЕРАПИИ
АВТОР МЕТОДА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНОЙ ТЕРАПИИ
Кандидат психологических наук
Профессор Московского Гуманитарного Университета и Московского института психоанализа
Действительный член Профессиональной Психотерапевтической Лиги
Общий стаж работы психологом – более 40 лет
Ведущий мастер-классов по Эмоционально-образной терапии

У Николая Дмитриевича Линде есть диплом о присвоении ему особого статуса в Профессиональной Психотерапевтической Лиге за особый вклад в развитие психотерапии.
Также он является обладателем Сертификата преподавателя международного уровня.

В октябре 2011 г. автору Эмоционально-образной терапии был выдан Сертификат о признании Профессиональной Психотерапевтической Лигой в качестве авторского продукта Базового учебного курса «Эмоционально-образная терапия».

Автор более 50 печатных работ в том числе:

  • Линде Н. Д. Основы современной психотерапии. Москва, 2002. Изд-во «Академия».
  • Линде Н.Д. Эмоционально-образная терапия. Теория и практика. М., 2004. Изд-во МосГУ.
  • Линде Н.Д. Психологическое консультирование. Теория и практика. Москва, Аспект-Пресс, 2009.
  • Линде Н.Д. Эмоционально-образная (аналитически действенная) терапия. Москва, Генезис, 2015.
  • Линде Н.Д. Психологические сутры. Психология для реальной жизни. Москва, Беловодье, 2013.
  • Линде Н.Д. Психологические сутры – 2. Психология для реальной жизни. Москва, Беловодье, 2018.
  • Линде Н.Д. Эмоционально-образная терапия. В работе с психосоматическими проблемами. Москва, Генезис, 2020.

Основные направления работы:

  • Работа с зависимостями
  • Работа с горем, утратой, потерей
  • Суицид и суицидальные мысли
  • Потеря смысла жизни
  • Психосоматические проблемы (аллергии, заболевания органов дыхания и пищеварения, сердечно-сосудистые заболевания, заболевания кожи, головные боли)
  • Депрессия
  • Неуверенное поведение и комплексы
  • Синдром хронической усталости
  • Самооценка
  • Посттравматическое стрессовое расстройство
  • Психологические травмы
  • Проблемы успешности
  • Тревога и фобические состояния
  • Сексуальные дисфункции у мужчин и женщин
  • Личностный рост
  • Работа от запроса (проблемы) клиента

Ведущий таких семинаров как:

  • Эмоционально-образная терапия аллергий и психосоматических заболеваний
  • Эмоционально-образная терапия проблем мужественности и женственности
  • Эмоционально-образная терапия фобий, тревоги и тревожности
  • Эмоционально-образная терапия эмоциональных зависимостей
  • Эмоционально-образная терапия: работа с горем, потерями
  • Эмоционально-образная терапия: работа с болью
  • Телесно-ориентированная психотерапия

Методические основы работы:

  • Эмоционально-образная терапия
  • Гештальт – терапия
  • НЛП
  • Поведенческая психотерапия
  • Логотерапия
  • Телесно-ориентированная психотерапия
  • Ребефинг
  • Психоанализ
  • Символдрама
  • Процессуальная терапия А.
    Минделла

Теоретические основы работы:

  • Психоаналитическое и психодинамическое направление
  • Индивидуальная терапия А. Адлера
  • Телесная терапия В. Райха
  • Транзактный анализ Э. Берна
  • Философско-практические идеи йоги, даосизма и буддизма

Читать онлайн «Эмоционально-образная (аналитически-действенная) терапия», Николай Линде – Литрес

© Николай Дмитриевич Линде, 2018

ISBN 978-5-4493-6657-3

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Предисловие

Эмоционально-образная терапия – это сравнительно новый и оригинальный отечественный метод психодинамического направления психотерапии, который позволяет достичь весьма быстрых и существенных результатов в области психосоматики и при коррекции эмоциональных проблем. Основная идея этого метода состоит в том, что эмоциональное состояние может быть выражено через зрительный, звуковой или кинестетический образ, а дальнейшая внутренняя работа с этим образом позволяет трансформировать негативное эмоциональное состояние в позитивное.

Но для успешной трансформации необходимо провести анализ психологических причин возникновения нежелательного эмоционального состояния. Поэтому этот метод терапии является каузальным, то есть ориентированным на поиск первопричины возникновения психологических трудностей. Опираясь на образы, можно не только провести анализ психологической проблемы, но и ее коррекцию. В этом смысле можно сказать, что удалось совместить два в одном: анализ и воздействие. Но коррекция не может достигаться чисто механическим воздействием на образ. Эмоционально-смысловое интерсубъективное (внутриличностное) воздействие направлено на изменение хронического негативного эмоционального состояния, а образ служит только «рычагом» для этой работы. Поэтому в настоящее время я использую для эмоционально-образной терапии второе название: аналитически-действенная терапия. Изменение состояния достигается с помощью разрешения исходного психодинамического конфликта.

С теоретической точки зрения эмоции являются проявлением психической энергии индивида, направленной на совершение тех или иных действий, например, страх заставляет человека сжиматься, а гнев – нападать. «Застрявшие» эмоции не реализуются в действии, но порождают многие негативные последствия, в том числе психосоматические симптомы и другие хронические проблемы. Нами были созданы и систематизированы многочисленные приемы работы с образами, как позволяющие выявить структуру психологической проблемы, так и решить ее с помощью внутренней работы.

Это направление не противоречит другим направлениям психотерапии, но позволяет использовать теоретические и практические открытия самых различных школ. Внешне простая работа с образами является только видимой частью «айсберга», но эффективность метода обеспечивается его «подводной частью». Поэтому для того, чтобы грамотно пользоваться этим методом, необходимо знать основы психоанализа, транзактного анализа Э. Берна, гештальттерапии, телесной терапии В. Райха, нейролингвистического программирования и других методов. Но благодаря некоторым новаторским идеям данный метод оказывается более эффективным при решении ряда задач, чем его предшественники.

Также важнейшей частью нашей терапии является исповедуемая нами и много лет развиваемая, постоянно проверяемая на практике философия жизни. Эта философия только отчасти отражена в философско-психологических эссе, которые я называю психологическими сутрами. Они опубликованы в отдельной книге «Психологические Сутры. Психология для реальной жизни» [39].

Метод эмоционально-образной терапии вырос из моих первых попыток найти способ психологического воздействия на психосоматическое состояние через работу с образами. Существовали и существуют методы релаксации, аутогенной тренировки, медитации, самовнушения, аффирмаций и т. д. Они не устраивали меня тем, что в них априорно задавалась программа воздействия, хотелось отталкиваться от актуального телесно-переживаемого состояния, найти доступ к пониманию причин его возникновения. Я придумывал медитации, направленные на то, чтобы вызвать образы, отражающие то или иное соматическое или психическое состояние. Например, надо представить, как выглядят органы тела, если путешествовать внутри них в виде маленького человечка; как они светятся, если представить их свечение; как они звучат, если бы они звучали; какое у них настроение… Возникали и более абстрактно-психологические идеи: как представить свое «я»; как выглядит «смысл жизни»; как вернуть «утраченные» когда-то части личности и т.  д. Я получал очень приятные ощущения, совершая эти упражнения, в некоторых случаях я ощущал, что энергия просто переполняет меня. Захотелось поделиться своими наблюдениями с другими людьми.

Оказалось, что можно было корректировать некоторые симптомы просто через мысленное сосредоточение на воображаемом образе этого симптома. Например, можно было слушать воображаемый звук, соответствующий боли в голове, – и звук менялся в лучшую сторону, а боль исчезала без анализа причины! Можно было обонять воображаемый запах сердечной боли – запах исчезал, и боль тоже! Можно было мысленно натянуть или ослабить плохо звучащую струну – звук улучшался, а боль проходила! Это было очень интересно, похоже на существующий уже давно метод biofeedback (биологической обратной связи), когда пациент научался мысленно управлять образом своих физиологических показателей, демонстрируемых ему на экране монитора. Только уже не надо было никакого компьютера, и выбор состояний и образов был совершенно неограничен, коррекция могла проводиться «в полевых условиях». Коррекция происходила в считаные минуты, а результат сохранялся навсегда. Это уже было здорово!

Я проводил семинары, организовал кружок в рамках общества то ли гуманистической, то ли гуманитарной психологии, не помню точно. В ходе этих занятий и вызрела основная модель терапевтической работы. Оказалось, что не всегда можно действовать так просто, особенно когда речь шла не о психосоматическом симптоме, а о психологической проблеме. Я понял, что подбор метода мысленного воздействия на образ определяется психологической причиной возникновения проблемы. А образ содержит в себе массу информации о проблеме и может служить ключом к раскрытию истинных причин страдания. Причем клиент часто не понимает, что он рассказывает о себе с помощью образа, а терапевт понимает! Поэтому необходимо было дополнить перечень методов воздействия на образ процедурой анализа проблемы. Отсюда, а также из задач преподавания психотерапии родились модели первичных проблем (см. ниже) и некоторые пункты аналитической работы.

В 1994 году я опубликовал небольшую книжку под видом учебно-методического пособия, в которой обозначил основные идеи, методы и этапы работы, но называлась она еще по-старому: «Медитативная психотерапия» [31]. Скоро я изменил название, поскольку слова «эмоционально-образная» в большей степени соответствовали истинному содержанию того, что происходило в процессе терапии. Я постоянно вел кружки уже среди студентов, развивал теорию, приемы и философию метода.

Постепенно расширялось поле приложения метода, легко удавалось избавить индивида от боли, аллергии или фобии… Успехи слегка кружили голову, хотя я не встретил поначалу адекватного понимания и принятия у большинства коллег. Некоторые друзья воспользовались моими идеями, которыми я щедро делился, в личных целях, но я на них не в обиде, поскольку магистральное направление развития метода оставалось за мной, а они только подтверждали мою правоту. Кроме того, в психотерапии невозможно избежать тех или иных заимствований. Мне, например, очень помогли мои занятия йогой, обучение у гештальттерапевтов и телесных терапевтов из Германии и Швейцарии, семинары по НЛП (Нейролингвистическое программирование) у разных преподавателей, семинары по процессуальной терапии Арнольда Минделла, изучение литературы по психоанализу, символдраме, другим направлениям психотерапии и т.  д.

Я стремился обучать студентов, чтобы они далее использовали и развивали метод, чтобы доказать, что он работает не только в моих руках. Сейчас у меня уже десятки последователей, и некоторые опытные психологи-практики, прошедшие обучение, предпочитают работать именно этим методом, хотя знают и гештальттерапию, и НЛП, и эриксонианский гипноз и т. д.

Метод обрастал дополнительными деталями, не все они отражены в публикациях, самая подробная из которых – книга «Эмоционально-образная терапия. Теория и практика» 2004 года [36], издана небольшим тиражом в Московском гуманитарном университете. Но и в ней многое недосказано, например, недостаточно раскрыт аналитический аспект ЭОТ. Поэтому назрела необходимость дополнить эту работу, заполнить те пробелы, которые в ней присутствуют и увеличить теоретическую часть. Метод и сейчас развивается, и в книге будет много новинок.

К сожалению, я сталкиваюсь со многими искажениями. Создается впечатление, что некоторые люди считают, что достаточно создать образ и потом как угодно им манипулировать, и тогда все должно получиться, что это и есть мой метод. Это далеко не так, следует поучиться не только самому методу, но и тому, как им пользоваться. Иначе может получиться как в той басне про мартышку и очки: «…то их понюхает, то их полижет. Очки не действуют никак!»

Однажды незнакомая мне студентка подошла ко мне с вопросом: «Я лечила вашим методом моего молодого человека, у него болел живот. Живот у него прошел, но заболела спина. Почему так могло получиться?» Я уверен, что она у меня не училась, бог весть, что она делала!

– Скажите, – спросил я, – а какие были образы?

– Не помню…

– А какие методы воздействия вы применили?

– Не знаю…

– Какую проблему вы выявили?

– (Непонимающий взгляд.) Никакую…

– Как же я могу вам сказать, что вы сделали, и почему это произошло? Сначала поучиться надо, потом уже применять…

Недостаточно знать только ЭОТ, наша терапевтическая работа соответствует всем требованиям, которые предъявляются к любой психотерапевтической работе. Мы сталкиваемся с теми же трудностями, как и все прочие, – с сопротивлением, переносом, проекциями, недостатком доверия, ригидностью мышления, предрассудками и т.  д. Для работы в стиле ЭОТ необходимы хотя бы базовые знания в области психоанализа, аналитической психологии К. Юнга, индивидуальной психологии А. Адлера, транзактного анализа Э. Берна, теории телесной терапии В. Райха, гештальттерапии Ф. Перлза и т. д.

 

Метод невозможно применять просто механически, как набор технических приемов, необходимо эмпатически понимать клиента, моделировать его проблему на самом себе, решать ее как бы для себя, а потом для него. Необходимо получить собственный клиентский опыт, решить какие-то свои проблемы этим методом. Необходимо обладать глубоко продуманной философией жизни, иметь открытое сердце и уметь формулировать ясные моральные суждения.

Любая форма психотерапии является тонкой интеллектуальной, эмоциональной и духовной деятельностью. Это очень элитарная профессия, но потребность в профессионалах в нашей стране очень велика, необходимо совершить прорыв в количестве и качестве специалистов. Надеюсь, что мой многолетний опыт и ощутимые успехи ЭОТ помогут достижению этой цели.

Введение

Психотерапия – это лечение души и лечение душой. Так сказал знаменитый Карл Юнг. Но этого гениального определения еще недостаточно, чтобы понять, что делает психотерапевт. В нашей стране психотерапевта в основном воспринимают либо как врача, прописывающего лекарства, либо как гипнотизера, внушающего людям то, что нужно.

Психотерапия в современном понимании – это научно-практическая ветвь психологии, предназначенная для того, чтобы помочь страдающему человеку решить свои психологические проблемы в ходе специально организованного профессионального общения. Некоторые формы психотерапии, например, терапия искусством или телесная терапия не точно сочетаются с этим определением, но фундаментом психотерапии всегда является беседа, диалог. Психотерапия проводится как индивидуально, так и в форме групповых занятий. Большинство клиентов психотерапевта являются людьми психически здоровыми.

Психотерапевтическая беседа является профессиональной не только потому, что проводится по определенным правилам, но и потому, что терапевт в ее ходе использует огромный объем профессиональных знаний и методов, направленных на помощь индивиду в самостоятельном решении своих проблем. Это методы аналитические, предназначенные для поиска истинных причин психологической проблемы. Или методы обучающие, предназначенные для выработки навыков и умений, помогающих справляться с проблемной ситуацией. Или методы побуждающие, помогающие стимулировать процесс работы клиента над собой. Или методы моделирующие, помогающие создать, так сказать, «лабораторную» модель проблемы, чтобы решить ее. Или методы развивающие, помогающие развить личность клиента, так сказать, возвысить ее, в результате чего он сам легко решает проблему. Или методы трансформирующие, помогающие изменить эмоции, поведение или мышление индивида. А также другие…

Так или иначе, но психотерапия может выполнять только две взаимосвязанные задачи – это помощь обратившемуся в самопознании и помощь ему же в самоизменении. Никаких других задач, психотерапия не может и не должна решать. Психолог или психотерапевт являются только проводниками, так сказать, «сталкерами», помогающими индивиду в его путешествии по его собственному внутреннему миру. Вся основная работа совершается самим обратившимся за помощью, и без его работы над собой ничего не может быть сделано. Редкие исключения только подтверждают правило.

Отсюда проистекают важные следствия. Если клиент считает, что его проблема порождена не им самим, а внешними по отношению к нему силами, то помощь не может быть оказана. То есть если он считает, что он не может управлять самим собой, познавать самого себя и менять свое поведение, мышление, эмоции и характер, то психотерапевтическая помощь не может быть оказана. В этом случае он считает себя жертвой каких-то не зависимых от него внешних сил, а значит, не может ничего изменить.

Если он считает, что его проблема связана с неправильной работой мозга, то ему следует обратиться к врачам психоневрологам или психиатрам. Если он считает, что его проблема связана с телепатическим воздействием инопланетян, применением против него психотронного оружия, влиянием внутреннего голоса, который приказывает ему что-то сделать, влиянием соседей, которые изымают мысли из его головы, то ему следует обратиться по тому же адресу. Если он считает, что на него навели порчу, сглазили, что в него вселился злой дух, то ему следует обратиться к экстрасенсам, в церковь или опять же к психиатрам. Если он считает, что его проблема связана с неправильными и незаконными действиями других людей, то ему следует обратиться в милицию, к адвокату, в администрацию города и т. д. Если он считает, что его проблема порождается отсутствием денег, то следует научиться зарабатывать. А если же он считает, что для решения его проблемы необходимо стать президентом, изменить всех мужчин (или женщин), улучшить страну, всех людей, мир, нравственность населения, то ему следует обратиться к Деду Морозу, Золотой Рыбке, Господу Богу или к известной всем Щуке.

Если клиент не понимает, что его проблема коренится в нем самом, то психотерапевт помочь ему не может. Терапевт все равно терпеливо старается объяснить клиенту, в чем дело, но если клиент не соглашается принять ответственность за свои проблемы и их решение на самого себя, то работа не даст результата.

Эмоционально-образная терапия не является исключением из спектра психотерапевтических направлений, не является колдовством или панацеей от всех болезней, она обращается к внутренним силам и возможностям самого человека, стремясь устранить помехи на пути гармонизации внутренних психических сил и программ. Эти цели достигаются с помощью воздействия на эмоциональные состояния клиента через работу с внутренними, то есть фантазийными образами самих этих состояний. Основные методы – моделирующие, аналитические и трансформирующие. Трансформирующие воздействия осуществляет сам клиент, так же как сам он создает образы своих состояний. Терапевт помогает ему в этой работе, выявляя ключевые для решения проблемы эмоциональные состояния, помогая ему продуцировать образы, анализировать их, дает свои интерпретации, предлагает некоторые способы воздействия на эти образы, помогает довести процесс преобразований до полного завершения, следит за экологической чистотой результата и закреплением его в реальной жизни.

Психотерапевтической работой с образами занимаются самые разные направления терапии, сюда можно отнести прежде всего гештальттерапию и символдраму. Но еще З. Фрейд [71] толковал образы сновидений, а К. Юнг [20] использовал метод активного воображения. К образам прибегают НЛП, арт-терапия и многие другие вплоть до бихевиорального направления терапии [25, 27]. Тем не менее мы претендуем, что сказали некоторое новое слово в этой области. Все направления психотерапии чем-то похожи друг на друга, они имеют больше общего между собой, чем отличного. Но именно «мелкие» детали создают стиль каждого метода, а этот стиль определяет то, насколько метод эффективен для ряда задач, и насколько он легок для терапевта, и насколько понятен и прост для клиента.

Эмоционально-образная терапия определяется как новый отечественный метод (модальность) психодинамического направления психотерапии

Специфическим отличием ЭОТ следует признать сбалансированное сочетание аналитического исследования и коррекционных воздействий в едином процессе работы с образами эмоциональных состояний (так сказать, «два в одном»). Также характерным признаком ЭОТ может служить то, что результат по большей части сказывается прямо здесь и теперь, порой в ту же секунду, когда применен адекватный прием, исцеляющий внутренний эмоциональный конфликт. Это определяется тем, что ЭОТ является каузальной психотерапией, то есть нацеленной на поиск исходной первопричины проблем личности и ее коррекцию с помощью точечного, экологически чистого и гуманного воздействия. Воздействие осуществляется самим клиентом, и хотя направлено на работу с образом (или образами), но, по сути, является самовоздействием на собственные эмоции или части личности клиента.

Особенностью ЭОТ является также то, что все проблемы без исключения рассматриваются через их психосоматическое выражение. Это значит, что мы считаем, что в основе всех проблем лежат эмоциональные состояния, а эти состояния могут быть поняты только через телесное переживание. Эмоции ведь чувствуются в теле, а не в воздухе витают. С нашей точки зрения, тело является центром идентификации, в котором фиксируются хронические эмоциональные состояния. Преобразование эмоции, понятой как психосоматическое состояние, ведет не только к явно выраженному психосоматическому эффекту, но и реальному изменению личности, что приводит к решению проблемы на более глубоком уровне, чем уровень поведения или интеллекта. Поведение и мышление меняются как бы сами собой, вследствие изменения глубинной эмоциональной основы. Преображенная эмоция снова фиксируется в теле, в дальнейшем, «по умолчанию», определяет новое поведение, мышление, психосоматические состояния, уровень энергии и черты характера.

Подробнее особенности ЭОТ будут рассмотрены ниже. Мы собираемся изложить теоретические основы ЭОТ, методические основы и технические приемы, подробно разъясняя их смысл. Подробно будут рассмотрены отличия ЭОТ от некоторых других модальностей психотерапии. Также будет представлен разбор имагинативных упражнений, применяемых в ЭОТ. Примеров из практики много, и они очень важны. Многие выводы с очевидностью следуют из примеров, но эти выводы должен сделать сам читатель. Примеры могут создать впечатление, что терапия всегда осуществляется за один сеанс, но это не так. Они подобраны, чтобы наглядно иллюстрировать возможности той или иной методики или причины типичных проблем. Пролонгированной индивидуальной терапии следует специально учиться, она имеет особенности, не отраженные в данной книге. Хотя и в этом случае каждая встреча осуществляется как решение некоторого локального вопроса, но все этапы решения проблемы объединены в единую линию, определяемую теоретическими представлениями терапевта.

В конце книги приводится список наиболее типичных образов, встречающихся в нашей работе, с их интерпретацией.

Глава 1. Эмоции и их значение

1. Эмоция – критерий правильности и успешности

Что бы человек ни делал, он делает это ради некоторого эмоционального состояния. Он связывает результат с желанной эмоцией. Эта эмоция и является критерием успеха. Вопрос: «А если он делает что-то ради чистой совести? При чем здесь эмоция?»

Ответьте тогда, что дает ему состояние чистой совести? Это состояние дает ему ощущение внутреннего благополучия и достоинства, спокойствия и гордости за самого себя. Эти эмоции дорогого стоят, и тот, кто их испытывает, не захочет их потерять ради временной выгоды. Если же человек чувствует, что его совесть не чиста, то он испытывает неприятные эмоции стыда и вины. Эти эмоции он не хотел бы испытывать, поэтому старается (в норме), вести себя соответствующим образом.

Точно так же происходит с любым другим делом. Какое бы дело вы ни взялись рассмотреть, конечным итогом, ради которого оно совершается, будет эмоция или эмоциональное состояние. Эмоциональное состояние является окончательным «бонусом». Хотя человек может думать, что он делает это ради фактического результата, а не для эмоций. Но если не для эмоций, то результат ему реально не нужен, он не станет его достигать. Приведу пример.

Пример 1. «Несчастный богач»

Успешный бизнесмен задал вопрос, почему у него все хорошо, а счастья нет?

– У меня, – говорит, – все есть. Семья, дети. Квартира обычная – 130 метров. Мне много не надо. Ну, машина красивая «Ягуар». Но больше мне и не надо. Но счастья я почему-то не чувствую. Я только и думаю, как мне приумножить мои богатства. Бегаю трусцой для здоровья, а голова все время занята, все время что-то прокручивает. Я в пяти советах директоров, у меня пароход на паях, земля… Мне надо этим всем правильно управлять… Мы провели с другом вместе крупную сделку на сотни миллионов долларов. Все сделали правильно и законно, а ощущение в результате (у обоих!) – опустошение!

– А зачем вы так стараетесь? Можно жить спокойно и получать удовольствие…

– Нет. Я хочу быть первым!

– А зачем?

– Не знаю. Просто хочу и все!

– Хорошо. Представьте, что вы достигли и стоите на первой ступеньке пьедестала. Что Вы от этого получили?

– Не знаю, мне кажется, меня должны любить…

– Да кто это вас за это любить будет?

– Действительно. Завидовать будут, даже ненавидеть…

– Тогда зачем? Может, кто-то повесит вам медаль на грудь? Представьте образ того, кто повесит вам медаль на грудь. Первое, что приходит в голову…

 

– (Помолчав, а потом хитро посмотрев. ) Что? Неужели, правда, мама?

– Конечно, мама! Она же всегда вам говорила: «Терпи, сынок. Старайся, сынок». Она же сама была трудоголиком, передовиком производства. Получается, что вы не для себя работаете, а для мамы. Хотя ведь она и так вас любит… Но она не учила вас быть счастливым, а учила труду и упорству!

Комментарий. Бизнесмен хотел получить счастье благодаря одобрению матери, но не осознавал этого. Одобрение матери, когда он следовал ее заветам, создавало в нем чувство благополучия, самопринятия, «чистой совести». Если же он получал удовольствие для себя, личное счастье, то он как бы бездельничал и сразу становился «плохим». Поэтому он мучил себя, стремясь к одобряемым матерью в детстве ценностям труда и достижений, хотя его реальная мать, несомненно, одобрила бы его во всех случаях. Им руководило стремление получить чувство одобрения и страх получить неодобрение. Но всегда его усилий было мало с его субъективной точки зрения, поэтому он только истощал себя трудом, так и не достигая желанного счастья.

Так вот людьми и руководят чувства, хотя они этого и не замечают…

Конечно, мало кто согласился бы получать «голую» положительную эмоцию, не подтвержденную реальными результатами, как это делают, например, наркоманы. Большинство людей стремятся к реальному результату, который доставит глубокое удовлетворение и даже, как многие надеются, счастье. Именно то, что получен реальный результат, а не иллюзия, создает эмоцию надежности и уверенности, придает качество полноценности другим эмоциям, связанным с результатом. К сожалению часто люди обманываются и порой, добиваясь своих реальных целей, не получают счастья, а иногда даже элементарного удовольствия. Почему так происходит – это длинная история. Но факт состоит в том, что субъективная эмоциональная реакция определяет значимость результата для данного субъекта. Поэтому когда ребенок горько рыдает из-за того, что воздушный шарик улетел, взрослый не очень переживает, но расстраивается оттого, что не знает, как утешить маленького, как объяснить ему, что это пустяк.

Эмоционально-образная терапия — Life in Glow Wellness

В рамках психотерапии существует множество методов и подходов, я практикую 3 вида терапии и в некоторых случаях очень эффективно сочетание нескольких из этих методов вместе:

Эмоции- Имидж-терапия (подробнее см. ниже)
Арт-терапия (различные материалы — визуальные / выразительные / глина / песочница / фольга / куклы / музыка)

Терапия с помощью MACards

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНАЯ ТЕРАПИЯ

Каждая эмоция и чувство могут быть выражены в образе и, знакомясь с образами, мы трансформируем их и таким образом трансформируются эмоции и чувства.

Эмоционально-образная терапия была разработана Николаем Линде , выдающимся психологом и терапевтом из Москвы, Россия. Эмоционально-образная терапия включает в себя элементы нескольких психологических методов, таких как гештальт, символическая драма, психоанализ, НЛП. В настоящее время признан в России и Европе одним из ведущих наиболее эффективных методов в терапии, обычно после 1-2 сеансов уже ощутим некоторый эффект терапии, а при серии сеансов клиенты могут добиться значительных положительных изменений в своем эмоциональном состоянии, самочувствии. , отношения и общее благополучие.


Сессии EIT можно принимать как одну сессию, так и как серию сессий (в пакете), запросы/темы разные, см. список тем ниже.

(ЭИТ — ЭОТ)
«Я сотрудничала с Татьяной в рамках курса Эмоционально-образная терапия. На сеансе возникли достаточно значимые темы. Татьяна чутко отнеслась к моим внутренним процессам, деликатно и профессионально провела сеанс. С первых секунд нашего общения я почувствовал к ней доверие.Позитивная,легкая,легкая в общении,внимательная и интеллигентная собеседница (до сеанса удалось пообщаться).
Вместе с Татьяной мне удалось проработать некоторые сложные вопросы, которые годами находились в «подвешенном» состоянии. Я очень рада, что мы встретились, и очень благодарна Татьяне за помощь.» ​(Ольга, Россия, март 2020 г.)
(ЭИТ — ЭОТ + АРТ-ТЕРАПИЯ )

​»Таня, я даже не знаю с чего начать! Но после совместной работы я буквально восстановился и духовно, и физически!  
Было такое наполняющее находчивое состояние и какая-то легкость! с такой прекрасной душой! 
Мне тоже было очень приятно через вас познакомиться с арт-терапией, а также хотелось бы через вас познакомиться с астрологией! Большое спасибо за вчерашнюю работу! 💖 » 
(Анастасия П., Россия, ноябрь 2020 г.)

«Здравствуйте, Татьяна! Большое спасибо за сеанс!
Наконец-то я смог найти отличного практика, который занялся бы вопросом, который я пытался решить.
Работать с финансами через изображения (мой финансовый запрос) было очень весело!
После сеанса было такое удивительное чувство облегчения и радости, похожее на эйфорию ).

Подробнее о динамике этого процесса я расскажу, когда пройдет больше времени. Зато состояние, в котором я сейчас живу, — сплошное удовольствие! )))
Кто бы мог подумать, что за 2 часа работы с образами, пришедшими в голову, можно почувствовать, как будто выросли крылья! Еще раз спасибо!
(Лариса Т., Москва, Россия, ноябрь 2020 г.)

* Забронировать сеанс *

* ОТЗЫВЫ И ВПЕЧАТЛЕНИЯ *

Я часто работаю с EIT со следующими запросами (не ограничиваясь):

* чувства и эмоции
(беспокойство, гнев, обида, страхи, сопротивление, неопределенные чувства и т. д.)
* отношения с собой, самооценка и уверенность
​* внутренний диалог / субличности (части личности)
* отношения с другими людьми (дети, родители, друзья, коллеги и т.д.)
* эмоциональная зависимость
* психосоматические причины болезней
(астма, боли в теле, аллергия, некоторые другие случаи )
* финансы, успех, энергия, ресурсы
​* прокрастинация и сопротивление, самоорганизация, привычки
* подсознательные модели поведения и мышления, блоки
* творчество, саморазвитие

​По тел.

вопросы и заказов .

​Больше отзывов >>

Инвестиции >> 

Психические образы как вмешательство в регуляцию эмоций

Хотя во многих основанных на фактических данных практиках делается акцент на когнитивных аспектах психических расстройств, исследования показывают, что мы можем упускать полезные вмешательства, которые не подпадают под модель когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) «мыслей, чувств и поведения». Несколько преобладающих моделей когнитивно-поведенческой терапии не делают акцент на ментальных образах, продолжая приравнивать мысли только к вербальным проявлениям. Это лучше всего видно в методах консультирования и интервенциях разговора с самим собой, записей мыслей и Азбуки (9).0099 активизирующие события

, убеждения , последствия ) модель.

Хотя эти методы заслуживают похвалы за облегчение симптомов бесчисленного количества клиентов, есть и другие клиенты, которым эти методы лечения не помогают. Мы предполагаем, что недостаток внимания к образам может либо, в лучшем случае, продлить курс лечения для клиентов, либо, в худшем случае, побудить клиницистов клеймить клиентов «резистентными», потому что их образы изолируют негативные аффективные реакции.

Большинство клиницистов склонны пренебрегать ментальными образами, несмотря на исследования, показывающие, что нарушения настроения и развитие определенных форм психопатологии часто коррелируют с негативными образами, которые способствуют усилению и возникновению негативных эмоций. Исторически сложилось так, что ментальные образы было трудно исследовать и измерять, но теперь у нас есть данные, свидетельствующие о том, что с нарушениями настроения и психопатологией можно справиться с помощью работы с образами. Как профессиональные консультанты, наша роль заключается в продвижении целостного подхода к консультированию не только путем устранения симптомов наших клиентов, но и, в первую очередь, путем предотвращения этих симптомов.

Ментальные образы можно определить как представление и переживание сенсорных входов без прямого стимула. Было предложено несколько теорий создания ментальных образов, но мы будем обсуждать биоинформационную теорию. В этой теории существует тесная связь между образами и эмоциями. Эта связь объясняется физическими и поведенческими реакциями на изображения. Например, негативные образы, по сравнению с одними только нейтральными изображениями, часто вызывают более негативные эмоциональные реакции (например, представление о том, что вы заикаетесь, когда произносите будущую публичную речь, увеличивает тревогу по поводу будущей речи).

Что говорит неврология?

С точки зрения нейронауки, ментальные образы постоянно участвуют в распространении определенных паттернов регуляции эмоций. Исследования показывают, что это может происходить из-за перекрытия между различными областями мозга в зависимости от типа воспринимаемого изображения. По-видимому, мозговая активность перекрывается между лобными (когнитивная функция и произвольные движения/активность) и теменными (сенсорная обработка) областями мозга независимо от содержания образов, но также есть некоторое перекрытие между теменной и затылочной (визуальная обработка) области головного мозга. Это предполагает нисходящий процесс при извлечении информации из долговременной памяти.

Повреждение затылочной доли может мешать людям создавать образы, особенно когда они пытаются вспомнить прошлые воспоминания. Нейровизуализация также предполагает корреляцию между активацией зрительной коры и субъективной оценкой человеком яркости изображения. Это может объяснить, почему кому-то легче вспомнить воспоминание, в котором есть эмоциональный компонент (иногда это называется памятью-вспышкой).

Кажется, это предполагает связь между эпизодическими воспоминаниями (т. е. два человека, пережившие одно и то же событие, могут иметь совершенно разные воспоминания об этом событии) и тем, как негативная автобиографическая память может влиять на поведение в будущем. Если я продолжаю негативно представлять потенциальные будущие ситуации (например, воображая, что все мои будущие выступления будут неудачными), велика вероятность того, что мое настоящее и будущее совпадут с этими образами. Если я могу создать позитивный образ будущего (будущие выступления проходят гладко), я с большей вероятностью перепишу свою нынешнюю негативную автобиографическую память, сделав ее более позитивной, и, следовательно, повлияю как на свое прошлое, так и на будущее на позитивное.

Преимущества для клиентов

Работа с ментальными образами в консультировании дает несколько преимуществ. Во-первых, следует отметить, что работа с образами объединяет когнитивные, эмоциональные и соматические аспекты человека, при этом основное внимание уделяется эмоциональному аспекту. Это важно учитывать, потому что, хотя клиенты могут рационально «знать», что что-то верно для них, они все равно могут оставаться «эмоционально застрявшими» в своем прошлом неадекватном поведении. Консультанты, работающие с образами, могут обойти рациональное «знание» и на самом деле обратиться к эмоциональным связям клиентов с их образами.

Во-вторых, воображению часто обучают как навыку или для закрепления других навыков. Поскольку ментальные образы соединяют различные аспекты мозга, было показано, что образы увеличивают воображение и объем памяти. Кроме того, обучение воображению как навыку может помочь клиентам осознать свою власть над собственными изображениями.

Например, мы оба использовали простое изображение кекса с малиной сверху с клиентами. Мы просим клиентов посмотреть на изображение кекса, а затем закрыть глаза (если это удобно) и представить себе кекс во всех его деталях. Затем мы просим их изменить капкейк в том образе, который они себе представляют, убрав малину и заменив ее черникой. Имея возможность манипулировать изображением кекса таким образом, клиенты могут научиться изменять более негативные образы, которые вызывают у них негативные эмоции. Например, возможно, клиенты могут представить, что произносят красноречивую речь, не заикаясь. Или речь, в которой они заикаются, но способны оставаться спокойными и собранными независимо от того, насколько хорошо они говорят. Существует множество различных способов обучения навыкам создания мысленных образов для помощи клиентам, которые выходят за рамки этой статьи.

В-третьих, есть несколько специализированных областей помимо психических расстройств, которые, кажется, выигрывают от применения работы с образами. Например, изображения могут помочь клиентам справиться с текущими проблемами, позволяя им исследовать все стороны проблемы в естественных условиях и визуализировать результаты и другие альтернативы. Таким образом клиенты могут не только эффективно решать проблемы, но и проникать в суть эмоциональных компонентов, которые часто связаны с их решениями. Ментальные образы побуждают клиентов принимать во внимание временной характер ситуаций, помогая реконструировать будущие представления об идентичности, что, в свою очередь, увеличивает постановку целей и мотивацию. Подключение изображений к плану или просмотр целей с помощью изображений может повысить уверенность и веру в то, что их можно достичь.

Применительно к работе с горем образы могут помочь клиентам справиться со своими реакциями горя, позволяя им вернуться к сценам, связанным с потерей в прошлом. Кроме того, можно продвигать позитивные образы, чтобы помочь клиентам противостоять импульсам в случаях несуицидального самоповреждения или даже улучшить результаты спортивных тренировок. Интересно, что мысленные образы также участвуют в лечении спортивных травм за счет уменьшения субъективных болевых реакций.

Регуляция образов и эмоций

Ментальные образы также играют ключевую роль при ряде психических расстройств. Например, навязчивые образы считаются частью диагностических критериев определенных расстройств, таких как посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), и часто упоминаются в критериях, обсуждающих «мыслительные» процессы, связанные с тревогой, биполярным расстройством и обсессивно-компульсивным расстройством. Как правило, эти тревожные образы соответствуют основным проблемам существующей проблемы и работают, чтобы изолировать неприятные эмоции, действуя в тандеме с другими симптомами. Примерами этого могут быть клиенты с навязчивыми мыслями о насекомых, переживающие образы насекомых на своем теле, клиенты с тревогой перед экзаменом, переживающие ориентированные на будущее образы себя, проваливающего тест, и ветераны войны с посттравматическим стрессовым расстройством, возвращающиеся домой с действительной службы и повторно переживающие травматические воспоминания во время службы. фейерверки.

Клиническое значение понимания ментальных образов при лечении клиентов с эмоциональной дисрегуляцией имеет первостепенное значение. Недавние исследования подтверждают мнение о том, что по сравнению с вербальным содержанием образы вызывают более сильные эмоции и могут даже иметь усиливающий эффект. Например, когда изображение продвигает контент, вызывающий тревогу, это может усилить тревогу человека. Точно так же он может усиливать позитивные сообщения, например, при воображении позитивных результатов посредством образной репетиции предстоящего публичного выступления.

Учитывая, что «реальность» изображений (или отсутствие воспроизведения изображений) может влиять на веру человека в упомянутые образы, консультантам необходимо понимать содержание изображений клиентов, чтобы лучше предлагать стратегии вмешательства. Восприятие клиентами «реальности» их изображений, по-видимому, усиливает содержание, влияя не только на эмоции и поведение, но и на убеждения.

Стратегическое клиническое вмешательство

Существует несколько способов популяризации изображений в качестве клинического вмешательства. Нижеследующие пять конкретных стратегий суммированы в зависимости от того, как их можно использовать на сеансе. Эти вмешательства, хотя и отличаются друг от друга, иногда пересекаются.

1) Конкуренция изображениям: При планировании консультационных вмешательств может быть разумным следовать поговорке «тушить огонь огнем», чтобы способствовать максимальному уменьшению симптомов в кратчайшие сроки. В этом случае «конкуренция» с задачами, использующими аналогичные когнитивные ресурсы, может помочь уменьшить тревожную яркость изображений. Это связано с «перегрузкой» мозга. Стратегия конкуренции отличается от методов совладания с отвлечением, потому что образы обрабатываются одновременно.

Эта стратегия часто является одним из первых шагов в систематической десенсибилизации при фобиях, потому что сочетание мысленных образов с релаксацией часто имеет терапевтический эффект, уменьшая дистресс, связанный с указанной фобией. Это связано с тем, что пациент физиологически не может одновременно чувствовать тревогу и спокойствие. Также предполагается, что именно поэтому работает десенсибилизация и переработка движениями глаз — использование клиницистом двусторонней стимуляции во время показа изображения клиента перегружает мозг и перерабатывает изображение.

2) Воздействие изображений: Один из наиболее распространенных и передовых методов заключается в демонстрации клиентам навязчивых или неприятных изображений. Причина, по которой экспозиция работает, заключается в том, что она направлена ​​на изображения, которые вызывают повышенную эмоциональную дисрегуляцию, позволяя клиентам со временем регулировать себя. В конце концов, клиент увидит изображение и не будет иметь негативной эмоциональной реакции на него. Экспозиционная терапия продолжает демонстрировать задокументированные свидетельства снижения стресса клиента по отношению к изображениям во время терапевтического протокола.

3) Переобучение образов: Переобучение или «переписывание» образов направлено на то, чтобы научить клиентов создавать позитивные образы в ответ на нейтральные сигналы окружающей среды или адаптировать тревожный образ в более нейтральную форму. Это особенно полезно в случаях депрессии, потому что отсутствие позитивных образов будущего, по-видимому, изолирует симптомы депрессии. При любом методе — создании положительных образов или адаптации более нейтральной формы — критический процесс, кажется, продвигает альтернативы текущему образу клиента или его отсутствию.

В каком-то смысле создание положительных образов — относительно новая идея. Консультант стремится поощрять создание позитивных образов в ответ на неоднозначные сигналы, чтобы, в свою очередь, помочь клиентам создавать более позитивные образы в ответ на новые стимулы. Один из аспектов компьютеризированного обучения, известный как модификация когнитивных искажений, является примером этой стратегии. Исследования показывают, что эта стратегия облегчает симптомы депрессии у клиентов за счет создания позитивных представлений о будущем.

4) Опрос образов: В то время как «реальность» мысленных образов, кажется, предсказывает качество и влияние образов, другая стратегия, используемая для работы с образами, заключается в изучении самих мысленных представлений. Это похоже на вербальную мыслительную работу КПТ. С появлением осознанности и поведенческой терапии третьей волны, такой как терапия принятия и приверженности, консультанты могут использовать метакогнитивный подход к своей стратегии вмешательства для изображений. Целью этого типа образов является поставить под сомнение «правдивость» сообщаемого образа и способствовать функционированию клиента. Клиенту будет предложено вернуться к изображению и обратиться к его истине (т. е. сделать все действительно смеются надо мной во время моей речи? Я действительно заикался на все время, пока говорил ?). Теперь, вспоминая образ более реалистично, клиент может вспомнить образ таким, каким он был на самом деле.

5) Трансформационные образы: В этой работе клиентам предлагается создать изображение и изменить, адаптировать или манипулировать им (вращая в пространстве), чтобы обеспечить автономию над изображением и уменьшить появление неприятных образов. Возможность управлять изображением позволяет клиентам обеспечить себе безопасное место внутри тревожащего образа, преобразовать изображение во что-то другое (например, превратить змею в воздушный шар) или иным образом манипулировать изображением (например, то, что мы сделали с упомянутым кексом). ранее в статье). Это похоже на вопрошание образов, но также способствует расширению возможностей клиента контролировать образ самостоятельно. Управляемые образы как метод являются примером этой стратегии, в которой образы трансформируются в результате вмешательства.

Этапы интеграции образов в клиническую работу

Обращаясь к ментальным образам в процессе консультирования, консультанты должны взвесить преимущества и риски использования этого инструмента в сеансах. Как профессиональные консультанты, мы обязательно должны пройти тщательную оценку, чтобы определить, достаточно ли стабильны клиенты, чтобы обращаться со своими изображениями. Если нет, может быть целесообразно сначала предоставить им некоторые инструменты и методы преодоления трудностей для повышения безопасности. Во-вторых, чтобы работа с изображениями была эффективной, клиенты должны иметь возможность создавать изображения. Это тоже важная часть оценки.

Простой способ сделать это — попросить клиентов визуализировать важного члена семьи или друга, который вызывает у них положительные чувства. Затем предложите клиентам рассказать вам, как этот человек выглядит с головы до ног. Если у клиентов нет человека, соответствующего этому критерию, найдите изображение объекта, попросите клиентов посмотреть на изображение в течение одной минуты, после этого поговорите с ним в течение нескольких минут, а затем вернитесь к изображению и попросите его нарисовать это. образ в их головах и сказать вам, что они видят. Если клиенты не могут вернуть изображение, возможно, они не подходят для работы с изображениями и нуждаются в дополнительной оценке.

Как и при любом вмешательстве, которое мы используем, нам необходимо предоставить нашим клиентам соответствующее информированное согласие и обсудить потенциальные преимущества и недостатки работы с изображениями. Клиентов необходимо информировать о том, что образы могут вызывать сильные эмоции, но предоставление некоторой информации о том, почему это происходит, может помочь уменьшить их беспокойство по поводу процесса. Кроме того, терапевтические отношения по-прежнему имеют первостепенное значение; клиенты должны доверять отношениям, чтобы получить максимальную пользу от терапии. Консультанты могут захотеть пройти дополнительное обучение работе с образами клиентов. Это может помочь консультантам лучше подготовиться к работе с ментальными образами и работе с клиентами из разных слоев общества.

Заключение

Мы надеемся, что все консультанты имеют доступ к вмешательствам, которые помогут их клиентам стать лучше. Как известно всем консультантам в этой области, некоторые вмешательства без проблем работают с одними клиентами и просто не работают с другими. Чем более компетентными мы будем вмешиваться в решение проблем клиентов, тем больше мы сможем сделать большую работу. Мы считаем, что ментальные образы — это одно из средств, которое профессиональные консультанты могут добавить в свой набор инструментов, чтобы повысить качество обслуживания клиентов.

 

****

Кэти Гэмби — лицензированный профессиональный консультант и доцент Университета Мэлоун в Огайо. Ее исследовательские и писательские интересы включают здоровье клиентов, мысленные образы, схема-терапию и духовное обходное течение. Ей нравится служить штату Огайо через несколько профессиональных организаций. Свяжитесь с ней по телефону [email protected] .

Майкл Депозито является лицензированным профессиональным консультантом частной практики в Огайо и президентом отдела консультирования штата Огайо. Он выступал на национальных, государственных и местных конференциях по ряду тем, включая регулирование эмоций и расстройства настроения, позитивную терапию и педагогические практики для групп LGBTGEQIAP+, а также здоровье. Свяжитесь с ним в [email protected] .

 

Консультирование сегодня рецензирует незапрошенные статьи, написанные членами Американской ассоциации консультирования. Чтобы получить доступ к рекомендациям по написанию и советам по принятию статьи к публикации, перейдите по адресу ct.counseling.org/feedback .

 

****

Мнения, выраженные и сделанные в статьях, опубликованных на CT Online, не должны рассматриваться как представляющие мнения редакторов или политику Американской ассоциации консультирования.

Добавить комментарий