Коррекция самооценки занятия: Занятие педагога-психолога «Коррекция низкой самооценки»

Занятие педагога-психолога «Коррекция низкой самооценки»

Занятие педагога-психолога с подростками на тему: «Самооценка»

 

(форма работы: индивидуальная).

 

Цель занятия: Формирование адекватной самооценки.             Задачи:  

1.   Познакомить ученика с понятиями: завышенная, адекватная и заниженная самооценка.

2.   Формировать представление о себе, помочь скорректировать самооценку;  

3.   Предложить методики, с помощью которых можно определить свою самооценку;  

4.   Формировать умение правильно оценивать себя и других

 

Ход занятия:

 

1. Проективный рисунок «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем». Цель: Выявление внутреннего благополучия, представлений о себе во временной перспективе, самооценки, наличия трудностей в контактах с окружающими, внутреннего равновесия, комфорта или наличия тревожности, дискомфорта, адекватности возрастной и половой идентификации.

Инструкция:

На листе бумаги, разделенном на 3 части, вначале нарисуй себя, когда ты был маленьким, затем — какой ты сейчас, затем — каким ты будешь в будущем, когда вырастешь. Около рисунка подпиши, каким ты будешь. (Рисунок выполняется цветными карандашами, фломастерами.)  

 

2.Методика Дембо-Рубинштейна  для определение самооценки. Цель: Изучения уровня самооценки черт характера.

На листе бумаги в клетку чертят две горизонтальные параллельные линии, между которыми расстояние в 10 клеток. С левого края чертят первую вертикальную линию (пробную), соединяющую обе горизонтали.

Инструкция: Ты знаешь, что есть разные люди, честные и лживые, добрые и злые, справедливые и не очень, трудолюбивые и ленивые, вежливые и грубые.

 

1.     В самой верхней точке находятся те, кто считают себя самыми добрыми, в самой нижней — те, кто считают себя самыми злыми. Между ними

— все остальные. Отметь точкой, куда бы ты поставил себя на этой вертикальной линии?

2.      В самой верхней точке  — самые щедрые люди, в самой нижней  — самые жадные. Где находишься ты?

3.     Честность.

4.     Дружелюбие.

5.     Справедливость.

6.     Находчивость.

7.     Трудолюбие.

8.     Самостоятельность.

9.     Заботливость.

10. Организованность.

11. Нравишься ли ты себе, какой ты есть?

12. Хотел бы ты стать еще лучше: вежливее, трудолюбивее, справедливее и т.д.?

13. Что нужно сделать, чтобы стать лучше?

14. Ты так уже делаешь?

  

Тест обрабатывается под руководством педагога-психолога.

 

3. Беседа.

 

Далее  психолог предлагает побеседовать на тему: «Что же такое самооценка?

что влияет на нашу самооценку?»  Психолог предлагает подростку поразмышлять на данную тему.  

 

Примерные вопросы и задания:

 

—   Любишь ли ты, когда тебя хвалят?  

—   Как часто тебя хвалят? Хотелось ли тебе, чтобы тебя чаще хвалили? (Если не любишь когда тебя хвалят, то почему?)  — Нравится ли товарищам общаться с тобой?  

—   Какие роли тебе дают ребята?  

—   Какую роль ты сам себе выбрал?  

—   Как ты думаешь: по-разному ли к вам относятся ваши друзья, учителя, родные?  

—   Что такое, по-твоему, самооценка?

—   Приведите, пожалуйста, примеры ситуаций, в которых ваша самооценка растет,  а когда наоборот падает.

-Какие люди и как влияют на нашу самооценку?

-Что ты чувствуешь, когда твоей самооценке нанесен «удар»?

—   Как ты думаешь, почему самооценка – важный регулятор поведения? Приведите, пожалуйста, свой пример к этому высказыванию.

 

Самооценка — это оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

—   На что  влияет наша самооценка?  

Понятие «самооценки» ключевое в вопросе любви к себе. Самооценка — это то, как я себя оцениваю. Что значит оцениваю? Это значит, что я определяю себя как свою ценность, в чем я ценный. Если я знаю свою безусловную ценность, то и любить себя я точно буду.

4. Диагностика самооценки.

Чтобы определить уровень самооценки, предлагаю ответить на 16 вопросов. В каждом из них возможно 3 варианта: «да», «нет» или «трудно сказать».

Последний следует выбирать только в крайних случаях.  

За каждый положительный ответ присуждается 2 балла, а за ответ «трудно сказать» — 1 балл. В случае отрицания любого из утверждений ты не получаешь за него ни одного балла.  

Тест на определение самооценки у подростков по методике Р.В.

Овчаровой.

1.Мне нравится создавать фантастические проекты.  

2.       Могу представить себе то, чего не бывает на свете.

3.       Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.

4.       Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.

5.       В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.

6.       Мне нравится находить причины своих неудач.

7.       Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.

8.       Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.

9.       Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.

10.   Убедительно могу доказать правоту.

11.   Умею сложную задачу разделить на несколько простых.

12.   У меня часто рождаются интересные идеи.

13.   Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.

14.   Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.

15.   Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.

16.   Для меня важно, как оценивают мой труд окружающие.

 

Посчитай  свой результат:

24-32 балла – высокий уровень самооценки;  12-24 балла – средний;  

0-12 баллов – низкий.  

 

5. Теоретический блок.

Признаки низкой самооценки:  

Ты постоянно сравниваешь себя с окружающими.  

Критикуешь внешность\поведение других людей.  

На «спасибо» говоришь «не за что», с комплиментами споришь, отнекиваешься.

Терпишь неуважительное отношение к себе.  

Считаешь, что любовь надо заслужить.  

Свои заслуги и успехи считаешь удачей\везением\талантом.  

Стесняешься принимать подарки, комплименты, жесты.  

Откладываешь дела на потом, т.к. боишься не справиться, совершить ошибку.

Растворяешься в ДРУГИХ ЛЮДЯХ – забываешь о своих друзьях, увлечениях.

Испытываешь жалость к себе.  

Постоянно чувствуешь себя обделенным, жалуешься, как несправедлива к тебе жизнь.  

Твои близкие ставят свои планы\потребности превыше твоих, назначают встречи, когда тебе неудобно, не держат обещаний.  

Стараешься не выделяться, чтобы быть как все.  

Боишься ошибиться, выглядеть глупо, смущаешься, что чего-то не знаешь.  Не можешь отказать, даже если тебе неудобно что-то делать и это противоречит твоим планам.  

Остро реагируешь на критику, часто слова других люде ранят, оскорбляют.

Перед тем, как что-то сделать, спрашиваешь себя «что подумают люди?»  

 

Часто бывает, что с детства мы усваиваем свою «условную» ценность: помыла полы — хорошая девочка;  ведёшь себя покладисто — какой хороший ребёнок; принесла домой «З» — неуч, тупая и тд.  

Если мы в детстве делали что-то не то, родители часто критиковали не только наше действие, но и нас самих: уронила вазу — безрукая! Испачкала платье — какая ты неаккуратная! Родители не разделяли нас, как личность, и наши поступки.

Все под одну гребенку. Но чем больше было такой критики, тем меньше мы понимали, что мы ценные такие, какие есть.  

Свою ценность ребёнок изначально понимает по отношению родителей к себе: за что хвалят, а за что ругают, насколько поддерживают и показывают заинтересованность. И, когда ребёнок вырастает, он с этой самооценкой идёт по жизни. И если она низкая, то такой человек не будет чувствовать свою ценность, и он будет стараться всем угодить, заслужить одобрение. Будет под всех прогибаться, терпеть то, что ему неприятно.

6. Упражнение «Достоинства и недостатки»

Запиши в первый столбик все что тебе не нравиться в себе, все свои недостатки.

Во второй столбик напиши свои сильные стороны, свои достоинства. Обсуждение: мы с детства привыкли скрывать свои недостатки от других и даже от самих себя. Это происходит из-за страха не понравиться, страха, что не примут, не одобрят. Даже когда мы знакомимся с новым человеком, мы стараемся показать свои лучшие качества, а худшие вытесняем, прячем. Но так делать неверно.  

Худшие качества — это тоже мы, это часть нас.  

И мы тратим очень много сил и энергии на то, чтобы замаскировать неугодную часть нас. Мы пытаемся отрицать, что мы ленивые, но в итоге просто злимся на себя, когда снова осознаём, что где-то поленились. Хотя могли бы просто это признать в себе и жить спокойнее, тратить эту энергию в созидательное русло, развивать то, чем хотим обладать.  

Посмотри на колонку с положительными качествами. Проживи эти качества, почувствуй их в себе — это твоя ценность.  

 

7.   Упражнение «Рисунок неуверенности»  

Расслабляемся сидя или лежа, закрываем глаза и пытаемся почувствовать, где в теле живет твоя неуверенность. Например, в груди.  

Какого она размера, например, квадратная.  

Какого цвета, ну например, зеленого, склизкой консистенции.  

Представляем это как рисунок, который в последствии изменяем и преображаем.  

 

8.   Упражнение «4 персонажа».  

Инструкция: Изобразите себя в образе четырех персонажей: растения, животного, неодушевленного предмета, человека.

Через данных, нарисованных персонажей можно выделить: особенности личности, черты характера, пристрастия, интересы, эмоции, описание ситуаций в которых человек оказался.  

На основе этих признаков можно выделить значимость человека либо описания себя, либо описания внешнего мира.

Это упражнение – это самопредъявление, самоанализ, рефлексия. После упражнения необходимо провести беседу, подросткам задаются вопросы: «Что общего у вас с ним?», «Что это для вас?». Необходимо заметить, что самое крупное изображение означает самое значимое, на это надо обратить внимание подростка.

 

9.       Упражнение. Самые важные вещи.  

Запиши в блокнот все вещи, которые считаешь важными для себя. Перечисли занятия, которые тебе нравятся. Мечты, состояние здоровья, цели, которых хочешь достичь, — записывай все. Расставь приоритеты — какие из ценностей важнее других? Какие помогут тебе прожить ту жизнь, о которой мечтаешь? Если мечтать получается плохо, это может означать, что у тебя проблема с верой в себя. И это нормально. Все сомневаются в своих способностях, силах и таланте. Залог успеха — в том, чтобы, несмотря на сомнения, двигаться вперед. Никто из нас не создан совершенным, но, если впереди есть ясная цель, ты будешь каждый день становиться немножко лучше и сильнее, приобретать новые знания и навыки — и в конце концов добьешься своего.  

10.   Упражнение «Ценности личности»

Фокусироваться на ценных и значимых вещах позволит анализ своего образа.  Выпиши свои 5 выиграшных качеств:

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________ Выпиши 5 ситуаций из жизни, которыми ты гордишься: победы, достижения…

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________ Выпиши свои сферы знаний (в чем ты хорошо разбираешься? В каких темах ты компитентен?)

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

11.    Упражнение. Чего бы ты не сказал другу?

 Выпиши в блокнот негативные реплики, которые говорит тебе внутренний голос, и переформулируй их во втором лице. Например: «у меня отвратительно длинный нос» — «у тебя отвратительно длинный нос». А теперь представь, что говоришь такое лучшей подруге. Невероятно? Вот именно. Учись говорить с собой как с другом. А грубые слова, которые тебе постоянно твердит твой внутренний критик, выписывай на бумагу и перечеркивай жирным крестом. Помогает. Также полезно обзавестись парой-тройкой коротких позитивных формул, которые можно использовать для остановки негативного внутреннего монолога. Это должна быть фраза, которая успокаивает и — 8 — вдохновляет именно тебя. Попробуй разные варианты: «Я в порядке», «Я нормальный парень» и все в таком духе.  

12.   Упражнение. Позитивные утверждения.  

Составь список из 10 или более позитивных утверждений о себе. Чаще повторяй их вслух и про себя, чтобы создать новые нейронные связи в мозгу и проникнуться идеей, что ты в порядке! Если чувствуешь, что критический голос в твоей голове совсем разбушевался, попробуй остановить поток негатива, включив органы чувств.  

13.   Упражнение. Включить ощущения.  

Быстро, за две минуты, перечисли три запаха, которые сейчас ощущаешь; три звука, которые слышишь; три вкуса, которые чувствуешь. Это вернет тебя к реальности и заставит замолчать внутреннего критика.  

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:  

 

1.  Дарвиш О.Б. Возрастная психология. М., Владос – Пресс,2004

2.  Малкина-Пых И.Г.  Справочник практического психолога. – М.: Изд-во     

Эксмо, 2005

3.  Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М.: Школьная Пресса, 2000. 4.Словарь практического психолога  / Сост.  С.Ю. Головин. – Минск:   Харвест, 1997   5. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. М.,

2005

6. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.,2004.

способы развития адекватной самооценки у ребенка.

Советы психолога.

Правильная самооценка – важное качество каждого человека, которое влияет на формирование и становление личности, а также – в более зрелом возрасте – на качество жизни и собственное мироощущение в социуме. При конкретных проблемах в оценке личности (если самооценка завышена или занижена) человек подвергается серьезным психологическим нарушениям, плохо взаимодействует с обществом и имеет искаженное мировосприятие, что губительно сказывается на различных областях жизнедеятельности человека. В этой статье психологи Центров детской нейропсихологии «Альтера Вита» разберут условия формирования самооценки ребенка и расскажут, как помочь ребенку поднять самооценку.

Этапы формирования самооценки ребенка

Самооценка не дается человеку при рождении; ее становление – это долгий, многолетний процесс, начинающийся в раннем возрасте и заканчивающийся в подростковом. Однако важно отметить, что предпосылки к формированию самооценки появляются еще в утробе матери. Так, эмоциональная связь мамы и ребенка давно доказана многими учеными. Любые переживания беременной женщины, нестабильный эмоциональный фон и стрессы непосредственно влияют на формирование нервной системы плода. Именно поэтому образ жизни мамы во время беременности создает фундамент для дальнейшего развития ребенка и становления базовых свойств его личности, в том числе и самооценки. Более того, если беременность была запланированной и желанной, мама с радостью вынашивала малыша, разговаривала с ним и пребывала в состоянии покоя и счастья, клеточная память плода фиксирует данный факт, и это также влияет на дальнейшее формирование важных личностных качеств.

Первый этап зарождения самооценки – с рождения до полутора лет. Этот период знаменуется тактильным, когда малыш познает окружающую среду посредством осязания. Очень важно на данном этапе оказывать ребенку максимальную заботу, показывать любовь родителей, чтобы у него на подсознательном уровне формировалось понимание, что он значим, важен и нужен.

Немаловажным этапом считается формирование самооценки у детей дошкольного возраста. В этот период малыши активно познают мир и себя в этом мире. У них появляются первые навыки коммуникации, расширяется круг лиц в социуме и т.д. Детям до 3-4 лет по-прежнему важна реакция близких на их действия и поведение. На данном этапе ни в коем случае нельзя критиковать ребенка, ругать за проступки, кричать и сравнивать его с другими детьми. К этому возрасту необходимо пройти первый этап сепарации, чтобы дать ребенку почувствовать себя самостоятельной личностью со своим мнением, желаниями и возможностью нести ответственность за какие-либо действия.

Чуть позже, в старшем дошкольном возрасте, ребенку необходимо чувствовать себя нужным не только дома, но и в обществе. Теперь ему важно, сколько у него друзей, почему кто-то не хочет с ним общаться, беспричинно обижает и т.д. Анализируя различные ситуации, ребенок начинает искать причины в себе. Именно поэтому очень важно объяснять ребенку любые жизненные нюансы и минимизировать неоправданное чувство вины, которое будет периодически возникать вследствие негативных явлений в социуме.  

Формирование самооценки у детей младшего школьного возраста – основной этап становления личностных качеств. У ребенка появляется интерес к трудовым процессам и к достижению результатов. Теперь ему важно, как его действия и личность в целом оценивают другие члены коллектива. На данном этапе необходимо не допускать травли и буллинга со стороны сверстников. Также важно поддерживать ребенка в любых начинаниях, принимать интересы и хобби, даже если они кажутся несерьезными или эксцентричными.

Формирование самооценки у ребенка проходит поэтапно, и завершающий – финальный – период – это подростковый возраст. В 14-16 лет молодые люди уже знают себе цену, однако внешние факторы и окружение по-прежнему влияют на становление личности. Губительными могут оказаться и излишние стрессы на фоне экзаменов, а также адаптации в высшем учебном заведении или при смене привычного коллектива.

Как сформировать адекватную самооценку у ребенка?

Чтобы начать работу над формированием адекватной самооценки ребенка, родителям необходимо точно понять, на каком уровне она находится сейчас.

К заниженной самооценке относятся следующие признаки:
— неуверенность в себе;
— нерешительность;
— излишняя застенчивость;
— чрезмерная осторожность;
— ведомость;
— зависимость от чужого мнения или неадекватная реакция на него;
— проявление социопатии.

К завышенной:
— избалованность;
— буллинг в отношении сверстников;
— нарциссизм;
— «командирский» тон в речи;
— неадекватная реакция на критику;
— отсутствие чувства вины и желания признавать свои ошибки;
— отсутствие альтруистических инстинктов.

Если малыш еще маленький, и в Ваших целях стоит формирование адекватной самооценки ребенка на этапе ее зарождения, то придерживайтесь основного принципа: в меру похвалы, в меру критики. В ваших взаимоотношениях с ребенком не должно быть чего-то больше, пропорционально распределяйте позитивные и негативные оценки действиям малыша. Прививайте трудолюбие, уважение к окружающим, а помощь ближнему должна стать неотъемлемой преференцией. Учите ребенка соизмерять свои силы и реальные возможности, амбиции не должны преобладать над здравым смыслом. Дарите максимум внимания, теплоты и заботы своему малышу, он должен чувствовать себя важным и нужным, а также понимать, что у него всегда есть плечо, на которое можно опереться по жизни.

На чем еще сделать упор, чтобы сформировать адекватную самооценку у ребенка?
1. Научите малыша видеть баланс во всем, отличать хорошее от плохого, позитивное и несущее добро от общего и точечного негатива.
2. Дайте ребенку свободу выбора. Он – личность, независимо от возраста.
3. Не кричите на своего ребенка. Брань только по делу и не на повышенных тонах. Придерживайтесь конструктивному диалогу.
4. Не требуйте от ребенка больше, чем он может сделать.
5. Научите ребенка говорить «нет» и доходчиво объясните, в каких случаях необходимо пользоваться этой отрицательной частицой.

Особенности формирования самооценки ребенка

Основная особенность формирования самооценки ребенка – это ее периодизм, где к каждому этапу надо подходить с особым вниманием и пониманием. Самый сложный период формирования самооценки – школьный возраст, когда ребенок сталкивается с массой негативных моментов, в том числе и по отношению к себе. Так, например, резкое снижение самооценки наблюдается у школьников младших классов – большое количество запросов по типу «как поднять самооценку ребенку 7, 8, 9 лет» поступает к детским психологам от родителей. Также стоит отметить и начало переходного возраста – часто у подростков происходит резкое и беспричинное снижение самооценки на фоне гормональной перестройки организма и шаткого эмоционального фона. А мы вновь фиксируем обращения родителей с запросом «как поднять самооценку ребенку 10+ лет».

Способы коррекции детской самооценки

Как правило, заметить нарушение самооценки ребенка не так просто. Зачастую это происходит уже в запущенном случае, когда меняются поведенческие факторы. Более того, восстановить баланс в домашних условиях практически нереально. В данном случае требуется посещение психолога для проведения психотерапии. Однако родители тоже должны участвовать в коррекции. Что действительно важно, и как поднять самооценку и уверенность ребенку?


1. Первым делом необходимо наладить обстановку в семье, минимизировать раздражающие факторы, создать гармоничную микросреду.

2. Наладить взаимодействие с ребенком, проявить внимание к его проблемам, стать опорой и крепким плечом.

3. Пересмотреть способы воспитания, выявить подавляющие методы и отказаться от них.

4. Дать ребенку максимум общения и обратной связи по любому вопросу.

5. Выявить слабые и сильные стороны ребенка. Сделать акцент на последних и развивать их.

6. Определить интересы ребенка, дать возможность развиваться в той или иной сфере. Найти хобби и увлечения, поддержать начинания.

7. Определить уровень влияния окружения и познакомиться с кругом общения своего ребенка. Вполне возможно, нынешний коллектив негативно влияет на вашего ребенка. В таком случае необходимо сменить окружение, показав, что предложенная Вами альтернатива действительно лучше.  

8. Если ранее Вы придерживались тотального контроля и гиперопеки, необходимо в срочном порядке пройти этап сепарации и дать ребенку свободу выбора и возможность самому нести ответственность за свои поступки.

9. Во всем придерживайтесь баланса и помните: ребенок – самостоятельная личность, а вы – друг, не цербер. При этом не должно быть индифферентности и флегматичности по отношению к своему ребенку.  

10. Не пренебрегайте посещением специалиста – детского психолога. Курс коррекции станет реальной панацеей при таких психологических расстройствах, как нарушение самооценки.

Как поднять самооценку ребенку? Рекомендация родителям от детского психолога

Если самооценка Вашего ребенка явно занижена, не стоит сразу же впадать в панику. Любые психологические нарушения можно исправить, особенно у детей, когда нервная система еще достаточно гибкая и легко поддается коррекции. К тому же помните, что формирование самооценки еще не завершено, и теперь многое зависит от дальнейших действий, в том числе – ваших. Итак, как поднять самооценку ребенку?

1.    Дайте право на личное мнение. Разрешите думать самостоятельно и нести ответственность самому.

2.    Уважайте индивидуальность, даже если она идет в разрез с вашей.

3.    Не сравнивайте с другими людьми, особенно со сверстниками.

4.    Не критикуйте, особенно по пустякам.

5.    Дарите любовь и внимание. Конечно же, в меру.

6.    Общайтесь. Много и часто. Станьте тем самым другом, с кем можно поделиться чем угодно.

7.    Позвольте делать ошибки и «наступать на грабли».

8.    Устраните все источники угнетения.

9.     Не говорите о ребенке в третьем лице.

10.  Хвалите ребенка. Опять же – много и часто. За любое хорошее действие.

11.  Позвольте ребенку выплеснуть эмоции и научите с ними справляться.

12.  Поддерживайте ребенка всегда и во всем.

13.  Не требуйте слишком много и не завышайте планку.

14.  Поощряйте за любые успехи и достижения.

15.  Расскажите, что в жизни есть место и успеху, и неудачам, а любую трудность можно преодолеть.

Если понимаете, что не справляетесь собственными силами, не пренебрегайте посещением специалиста – обратитесь к детскому психологу! В случае с заниженной самооценкой лучшим решением станет проведение коррекции под руководством профессионала. Выровнять самооценку, сделав ее адекватной, действительно необходимо, чтобы ребенок вырос гармоничной личностью с умеренной, но такой важной любовью к себе.

Использование тестовых исправлений в качестве средства обучения в старшей школе

Тестовые исправления — бесценный инструмент для обратной связи и обучения. Однако они не являются ни эффективным инструментом для оценки того, чему научились учащиеся, ни эффективным средством, гарантирующим высокий уровень обучения для всех учащихся.

Представьте себе: ребенок, играющий с другом, не хочет делиться своей игрушкой. Возникает драма. Учитель вмешивается, указывая, что такое поведение неуместно. Ребенок возвращается к своему товарищу по играм и неохотно делится игрушкой. Усвоен ли урок? Охотно ли ребенок завтра поделится игрушкой без подсказки? Мы не знаем. Мы не знаем, пока ситуация не повторится, и мы можем наблюдать за поведением ребенка в данный момент.

То же самое и с тестовыми исправлениями. Как правило, учитель возвращает тест с выявленными неправильными ответами, а учащийся работает над исправлением ошибок самостоятельно. Они могут переделать задачу правильно, а может и нет. Если они считают, что их оценка приемлема, они теряют интерес к процессу. Если студент не уверен в своем понимании стандарта, он еще больше отключается от этого процесса.

Иногда учащиеся должны выполнить задание на размышление, размышляя над своими ошибками. Размышление над своей работой и исправление ошибок являются ценным опытом обучения, но они не являются точной мерой того, что ученик знает и понимает.

Как правило, учащиеся исправляют свои ошибки, чтобы получить частичный зачет за свою тестовую оценку. Почему не полный кредит? Если кто-то действительно верит, что тестовые исправления являются точным свидетельством понимания учащихся, то разве они не должны получать полный балл?

Я бы сказал, что учителя не желают полностью засчитывать исправления в тестах, потому что они признают, что это неточное доказательство. Студенты должны иметь возможность получить полную оценку за свое понимание, и именно поэтому я рекомендую тестовые исправления в качестве учебного опыта с последующим повторным тестированием.

Исправления путем ротации станций

В своем классе я использую краткосрочные оценки с базовыми, уровневыми и сложными вопросами в отдельных разделах.

После теста я исправляю свою работу, обводя неверные ответы и затем беру сутки на выполнение станций. Я группирую учеников с одинаковыми показателями по оценке. Две станции в комнате саморегулируются: одна использует Quizizz, онлайн-программу для проверки старых навыков, а другая фокусируется на расширении словарного запаса. Третья станция сидит со мной за столом, где мы делаем пробные исправления.

В этой небольшой группе я возвращаю их тесты с обведенными неправильными задачами и спрашиваю студентов, могут ли они исправить свои ошибки. Я также слежу за тем, чтобы они прочитали все комментарии, которые я написал к тесту, и даю им возможность задать вопросы или ответить.

Делая это в небольших группах передо мной, я гарантирую академическую честность и наблюдаю легкость или трудности, с которыми учащиеся обнаруживают или исправляют свои ошибки. Я могу вовлечь людей в содержательные разговоры об их ошибках и попросить их стратегии, чтобы избежать их ошибок в будущем.

Объединение учащихся с похожими ошибками в группы снижает порог смущения — они знают, что не одиноки в своих проблемах. Это создает общую связь внутри группы и готовность помогать друг другу и участвовать в математическом дискурсе. Если я вижу, что ученик действительно борется с исправлением, у меня есть возможность проработать его вместе с ним, а затем сразу же дать ему аналогичные задачи для практики.

Поскольку я не использую исправления в качестве оценки, нет никаких ограничений на типы повторного обучения, которое может происходить в малой группе. Этот процесс подчеркивает силу еще — они могут этого не знать еще , пусть и после теста, но будем работать над ним вместе, пока не выучат.

Повторное тестирование

Через день или два я нахожу время в своем классе, чтобы пройти повторное тестирование для полного зачета. Я мог бы включить переоценку в наш следующий тест или викторину, или я мог бы выделить участников повторного тестирования в небольшую группу, пока другие студенты работают над отдельным заданием. Я также могу использовать уровни в своей оценке, чтобы различать повторные тесты. Учащемуся, правильно ответившему на 100 % основных вопросов, не нужно повторно тестировать этот раздел. Учащийся, который пропустил только вопросы верхнего уровня, может повторить только этот раздел. Специфика и краткость повторных оценок создают большую готовность со стороны студента к повторному тестированию.

Этот метод внесения исправлений и повторных тестов создает для меня больше работы. Я не буду этого отрицать. Но он делает больше, чтобы гарантировать учащимся обучение, чем традиционный процесс проверки и исправления, который, как правило, является необязательным. Учитель возвращает тест, и учащиеся смотрят на оценку в верхней части листа. Если они довольны своей оценкой, они не заинтересованы в исправлении ошибок. Если они заинтересованы, тогда это вопрос времени.

Некоторые учителя выделяют время для исправлений; для других это нужно делать после школы или в учебном зале. Если студенты хотят внести исправления и могут найти время, они могут. Тестовые поправки, сделанные при ротации станций, не являются необязательными. Ожидается, что все учащиеся поразмышляют над своей работой и исправят свои ошибки. Выделение времени в классе для исправлений и переоценки посылает всем учащимся сообщение о том, что их учителя верят, что они могут добиться успеха, мы здесь, чтобы поддержать их, и мы ожидаем, что они достигнут успеха. Обучение не является обязательным.

Обучение навыкам самоисправления

Как учителя, одна из наших целей состоит в том, чтобы каждый ученик читал и понимал на уровне своего класса или выше. Мы хотим, чтобы учащиеся брали на себя ответственность за свое чтение, контролируя себя во время чтения и самоисправляясь, когда это необходимо. Я боролся с этим как учитель. Учащиеся смотрят на первую букву или буквы слова, делают предположение и продолжают чтение. Они редко возвращаются назад и самоисправляются, когда слово не имеет смысла. Когда ученики читают нам вслух, мы можем обратить их внимание на свои ошибки, но что происходит, когда они читают сами? Исправляют ли учащиеся себя или просто читают? Как это влияет на их понимание? Чтобы решить эту проблему, я уделяю больше внимания тому, чтобы учащиеся выявляли ошибки, которые они сделали при чтении, и читали правильно с первого раза.

Одна из стратегий заключается в том, чтобы учащиеся записывали свое чтение на компьютер или планшет. Перед учениками лежит отрывок, соответствующий их уровню чтения. Они записывают себя, а затем возвращаются и слушают свое чтение, отмечая все ошибки на бумаге. Если учащиеся умеют, я прошу их отметить то, что они сказали. Они записывают количество ошибок, которые они сделали, а затем повторяют процесс.

Для этого потребовалось моделирование и практика, но как только студенты освоили это, я мог настроить их на устройстве, и они могли делать это сами. Слушая, как второклассники и третьеклассники рассказывают о том, какие ошибки они сделали и как они не могли поверить, что не прочитали нужное слово, когда знал, что слово было удивительным. Эта стратегия привлекает внимание учащихся к тому, как они читали, и на что им нужно было обратить больше внимания во время чтения.

Еще одна стратегия, которую я использую с учениками первого класса, заключается в том, чтобы записывать ошибки, которые они делают во время чтения. Затем я читаю это им, и пусть они следуют за мной. Я буду читать то, что они сказали, а не то, что на самом деле написано в тексте. Они быстро понимают, что то, что они сказали, было неправильным. Они говорят мне, что то, что я прочитал, было неправильным. Учащиеся начинают всматриваться в слово и читать более внимательно, уделяя особое внимание тому, что они читают.

Как и в предыдущей стратегии, я записываю на карточках фразы и предложения из уроков, которые мы уже сделали. Учащиеся получают по одной карточке и читают ее вслух. Если они прочитают это правильно в первый раз, они получат карточку себе. Если они не правильно читают, то я получаю карту. Их цель как группы — получить больше карточек, чем я. Это имело огромное значение в том, сколько внимания ученики уделяют всему слову. Они даже улучшили определение того, является ли буква цифрой 9.0029 b или d .

Многие учащиеся продемонстрировали улучшение количества слов, которые они правильно читают за минуту, но, конечно же, есть учащиеся, которые делают те же ошибки и не обращают внимания на то, что они читают.

Добавить комментарий