Теоретические, эмпирические и статистические методы исследования процесса преподавания окружающего мира.
Методы исследования – это способы решения научно-исследовательских задач. Методика преподавания окружающего мира заимствует общие методы педагогического исследования и адаптирует их с учётом особенностей своего предмета.
Понятие «метод» обозначает совокупность правил и приемов, способ построения знания, форма практического и теоретического освоения действительности. Необходимо владеть методом, чтобы знать, какие действия нужно совершить дальше.
Метод обязательно должен быть:
-объективным;
-надежным;
-обоснованным;
-точным.
Методы исследования процесса преподавания естествознания делятся на 3 группы:
-теоретические;
-эмпирические;
-статистические.
Разберем для начала теоретические методы исследования.
Такие методы основаны на применении мыслительных операций: сравнения, анализа, противопоставления, обобщения и конкретизации. Они помогают сформулировать проблему, поставить цели и задачи исследования, сравнить развитие педагогических явлений. Например, сравнивая планеты, мы приходим к определенным выводам о том, что у каждой из них свои размеры, плотность, спутники и многое другое. Проанализировав, изучив все данные, мы поняли, что Юпитер является самой большой планетой, а Плутон – самой маленькой, но не все относят Плутон к планетам. Также узнали, что планета Меркурий – самая жаркая из всех, так как она расположена ближе к солнцу.
Обычно теоретические методы чередуются с эмпирическими методами.
К эмпирическим методам относят:
-наблюдение;
-опыт;
-эксперимент.
Один из самых распространенных методов в эмпирическом методе – наблюдение. Оно позволяет изучить объект, прийти к общему выводу. Этапы педагогического наблюдения:
-определение цели и задач;
-выбор объекта наблюдений;
-составление плана наблюдений;
-подготовка оборудования и документов;
-анализ результатов;
-выводы.
Такие наблюдения можно проводить на традиционных уроках, однако важно все учесть.
Эксперимент – это метод познания, который используется для исследования явлений, в специально созданных для этого условиях.
При проведении педагогического эксперимента в педагогический процесс вносятся принципиально важные изменения. Затем определяется целесообразность дальнейшего внедрения и использования этих изменений в обучении детей. Перед экспериментом проводят теоретический и исторический анализ явления.
Для проведения педагогического эксперимента необходимо определить проблему исследования, определить цели и задачи, разработать план, подготовить наглядные средства обучения для детей, задания для учащихся.
Далее путем проведения бесед, тестирования, анкетирования можно прийти к определенным выводам исследования.
И последние, статистические методы исследования.
Статистические методы – это методы, основанные на обработке полученных результатов методами математического анализа.
К этим методам относят следующие:
-регистрация;
-ранжирование;
-определение среднего арифметического.
Например, регистрация проводится с целью выявления общих данных об учениках.
При использовании метода ранжирования можно определить количество учеников, которые справились с экспериментом на уроке окружающего мира, и тех, кто не справился.
И определение средних величин показывает средний балл в классе. Как ученики освоили материал.
Исходя из всего, мы можем прийти к выводу, что окружающий мир также может располагать собственными методами исследования.
Благодарности:
Автор выражает признательность своему научному руководителю, старшему преподавателю кафедры ПМНО, Хамхоевой Лейле Магомедовне, за ценные замечания по содержанию работы, а также за организационную поддержку.
Методы исследования – это важно! 10 примеров
Методы исследования – это один из важнейших разделов научной статьи или диссертации, в котором описываются методики и способы, с помощью которых проводилось исследование. То есть применив эти же методы, любой ученый или исследователь должен получить тот же научный результат.
Иногда авторы путают методологию исследования с методами исследования. Чтобы понимать в чем отличие, рекомендую вам прочитать предыдущую статью по методологии.
Существует огромное количество информации, которая посвящена методам исследования, и их классификациям. Я не буду повторяться, так как эта информация достаточно хорошо изложена и в учебниках, и есть в свободном доступе в интернете.
Предлагаю на основе своего опыта рецензирования статей поделиться с вами тем, как видит рецензент возможности автора применить выбранный метод в своей научной работе.
Итак, давайте для начала (хоть эта информация и далеко не новая) определимся с тем, что же является методами исследования, а затем приступим непосредственно к примерам.
Содержание статьи
- 1. Что такое методы исследования?
- 2. Примеры методов научного исследования
- Пример 1. Минимализм
- Пример 2. Анализа много не бывает
- Пример 3. Подмена понятий
- Пример 4. Синергетика и экспликация смысла
- Пример 5. Такой разный анализ, включая анализ с подвохом
- Пример 6. Теоретические и эмпирические методы
- Пример 7. Методы, о которых не знает гугл
- Пример 8. Узконаправленные и собственные методы
- Пример 9. Экспериментальные методы без указания их результатов
- Пример 10. От общего к частному
А теперь давайте взглянем на те методы, которые авторы статей использовали для реализации своих научных исследований.
Итак, один из авторов пишет:
Когда начинаешь читать все это перечисление, кажется, что выполнено грандиозное исследование, хотя, если обратить внимание на методы, которые выбрал автор исследования, их можно пересчитать по пальцам – их всего три: анализ, обобщение и беседа. Обобщение – это синтез!
Анализ и синтез сосуществуют и дополняют друг друга.
Планомерный вопрос, а что если взять наиболее общие и простые методы (два или три) и использовать из для решения сложных задач? Никто не запрещает. Методы сработают в любом случае, если они будут применяться. Но в нашем примере налицо некоторая диспропорция между простотой методов и достаточной сложностью предмета приложения этих методов в исследовании.
А можно ли брать ни как автор статьи три метода, а всего один метод? Да, можно. Лишь бы результаты исследования были достоверными, и, если дополнительных методов не требуется. Но как правило обработка информации требует применения множества методов, в том числе и специфичных, так что для всестороннего рассмотрения изучаемого явления, как правило, применяют несколько дополняющих друг друга методов.
Итак, в продолжении разговора, рассмотрим, как автор статьи выбирает один метод – анализ (и при этом его исследование не выглядит плохо), и использует его в начале исследования, а затем применяет другие методы.
Обратите внимание, что анализ используется во множестве случаев, и именно результаты анализа позволяют уже далее выбирать методы исследования – характерные для данной работы, а именно даже разработать специальную анкету для определения нужных параметров и значений. После описательного блока методов исследования, в котором главенствует анализ, затем появляются анкетирование, обобщение и психолого-педагогическая диагностика. Здесь также приводится пример, в котором конкретно показано, как применялся метод анализа учебников, и по каким критериям дана характеристика его результатов.
Пример 3. Подмена понятийИногда в требованиях оформления статей в научных журналах указано, что нужно отдельно выделить в тексте статьи описание методов исследования. В таких случаях возможны не состыковки, как в данном примере. В подразделе «Методы исследования» автор приводит перечень: «Новые методы обучения, которые основаны на использовании современных информационно-коммуникационных технологий (вебинары, интерактивные мультимедиа, обучение в режиме онлайн и др. )».
Ничего не подозреваете? Что тут может быть подозрительным? Все современное, высокотехнологичное, в чем может быть вопрос? На самом деле автор даже не скрывает, что вместо методов исследования приводит «новые методы обучения». Так это же совсем разные вещи, и рецензент, и редактор, и читатель ожидают увидеть методы исследования, а не методы обучения. Тем более, что в аннотации статьи ничего не указано, и приходиться смотреть в тексте статьи, и неожиданно видеть методы обучения под названием «методы исследования».
Рассмотрим следующий пример. Авторы в описании методов могут «щегольнуть» красивыми словами, для понимания которых (осознавая свою отсталость от передовых веяний) рецензенту (и скорее всего читателю) приходится искать эти термины в интернете.
Один из авторов в методах исследования приводит термин «экспликация смысла». Да, хорошо, да, красиво. Какое объяснение этому термину дает гугл по первой ссылке? «Экспликация выступает как исходная для всякого теоретического сознания процедура рефлексии над смыслом». Что это за действие? Как оно производится? Кем? В какой последовательности? Что происходит в результате экспликации смысла? Порождается новый смысл в результате? Второй подтекст? Не понятно! Но очень красиво, модно и интересно! Да и вообще, почему так мало исследователей проводят экспликацию смысла, это не эффективно, не доступно или не нужно? Что дала экспликация смысла – какой результат был получен в ходе экспликации? На все это автору нужно быть готовым ответить, если это позиционируется в статье. Да и то, что хорошо для лингвиста и режиссера, не всегда подойдет математику!
Что же касается синергетики, то это все хорошо, но дело в том, синергетика даже больше, чем отдельная целая наука.
Если есть резон использовать синергетику в своем исследовании, то хорошо, но тогда первый вопрос – а что тут относится к области исследования синергетики – тут вообще происходит самоорганизация? Если да, то как и почему?
Как вы уже поняли, любимым и наиболее часто используемым методом исследователи выбирают анализ. При этом часто дополняют слово анализ чем-то поясняющим. Итак, какие виды анализа будут заявлены авторами в своих статьях в приведенном ниже примере?
Педагогический анализ – это методологически и теоретически правильно осуществляемый процесс исследования элементов, структуры, функционирования педагогического объекта, явления или проблемы, интересующего педагога. Исторический анализ – это конструктивный подход, который часто используется в таких областях как производственные отношения. Социокультурный анализ – метод междисциплинарного изучения сложных процессов жизни общества, основанный на историко-аналитических, социологических, социально-философских подходах.
Хорошо, все эти виды анализа существуют. А не будет ли автор удивлен, что, использовав словосочетание «последовательный анализ», он претендует на исследование в области статистики? А что делать, если никакой статистики в рамках статьи не было и нет?!
Статистический последовательный анализ – это раздел математической статистики, изучающий статистические методы, основанные на последовательной выборке, формируемой в ходе статистического эксперимента.
Поэтому авторам при выборе методов исследования необходимо четко осознавать, что именно за метод они выбрали, поскольку может оказаться, что они «случайно» припишут себе такой метод, о котором они даже не знают.
Так как теория не отделима от практики, то можно сказать, что в любом исследовании должны разумно сочетаться эмпирические (экспериментальные) методы исследования и теоретические методы, объясняющие и прогнозирующие факты. Рассмотрим пример, в котором два метода – анализ и опрос разделились на два направления – на теорию и эмпирику соответственно.
Пример 7. Методы, о которых не знает гуглРассмотрим следующий пример, в котором я объединила несколько обычных методов (аналитической природы), о которых все ясно, и тут неожиданно, в самом конце абзаца будут приведены непонятные для современных исследователей методы.
Приведенный текст читается довольно «гладко», ничего не цепляет глаз, но в то же время этот, казалось бы, хорошо составленный текст требует детальной проработки. Все равно что взять этот текст, как ткань, и как бы распустить ее на нитки, вытягивая их из нее одну за одной. Точно так же можно выделить мысли, идеи, которые скомпонованы в этом тексте, чтобы понять их содержание.
Дело касается «методов формирования этноидентичности, районирования и воспитания через труд». Являются ли заявленные методы авторскими? Попытки найти эти методы и их описания сошли на нет. Интернет не знает таких методов, не знает их описания, не знает результатов применения этих методов, кроме одной статьи, в которой они и упоминаются той же фразой.
Возможно автор статьи и является автором методов, что для автора является само-самим разумеющимся. Но для других исследователей важно – что это за методы, когда и как они возникли, кем и как применялись. Тем более, указано, что это не один метод, а целый опыт применения «методов формирования этноидентичности, районирования и воспитания через труд».
Существует надежда, что авторы этих методов дадут им характеристику, названия (если этих методов много, раз это указано в слове «методы», как минимум не один) и поделятся своими знаниями с научным сообществом. Было бы неплохо понять место этих методов в общей иерархии методов. Но, отправляя статью на рецензирование, стоит задуматься, общепринятые ли методы используются для исследования, а если нет, то как эти методы обоснованы? Кто их автор? Где и когда они применялись? Тем более, если это методы, а не метод. Их не плохо бы перечислить и озаглавить, и охарактеризовать.
Рассмотрим два примера, в одном из которых обычные методы исследования (сравнительно-сопоставительный анализ) применяются на материале Южной Кореи, среди которых выделяются специализированные школы, и в них – одаренные дети. То есть идет локализация материала исследования и выбор точно определенного контингента испытуемых. Второй пример показывает, что авторы «далеко пошли», и создали собственные методики, которые соответствуют задачам и целям их исследования.
Конечно же никто не запрещает создавать и опробовать собственные методы исследования, чем больше существует методов исследования, тем точнее исследуется объективная реальность. А изложение содержания методов исследования и их результатов позволяет и другим исследователям пользоваться авторскими наработками.
Пример 9. Экспериментальные методы без указания их результатовВ этом примере авторами заявлено:
Авторы описывают эксперимент, как один из методов исследования, однако, авторы при этом не называют экспериментальную площадку и не упоминают данные, которые принято указывать при описании эксперимента. То есть, что было получено в результате применения этих методов не понятно.
Ниже приведу очень хороший пример, в котором отражается то, чего не было ранее во всех предыдущих примерах. Для того, чтобы создать хорошее впечатление у рецензента, редактора и читателей, можно просто взять иерархию методов, и расположить в тексте перечисление использовавшихся методов согласно этой иерархии. То есть движемся от общего к частному, проходя все ступени исследования.
Тем, кто затрудняется с выбором методов, можно посоветовать ту же самую простую схему – найти хороший сайт с иерархией, классификацией методов, выбрать для себя подходящие методы и описать их в нужной последовательности. В этом смысле не будет многократно использоваться один и тот же метод применительно к разным вещам, не будет ошибки в названии метода, и как говориться, будет из чего выбирать – во всей иерархии методов что-то да пригодится для конкретного исследования.
Заключение
Методы исследования – это тот раздел научной работы, при написании которого нужно хорошо подумать и описать именно те методы, которые вы использовали при проведении вашего научного исследования.
Используйте общеизвестные научные методы, применив которые, другие авторы смогут повторить ваш научный результат. Критично подходите к формулировкам, чтобы случайно не придумать «новый» метод.
Также рекомендую вам прочитать статью про методологию исследования и рекомендации по написанию остальных разделов научной статьи.
Удачи в публикациях!
Эксперт Калеева Жанна Григорьевна, к.пед.н.
Профессор, почетный доктор наук Российской Академии Естествознания
Заслуженный работник науки и образования
Статья на Дзен
Присоединяйтесь, чтобы моментально узнавать о новых статьях в нашем научном блоге, акциях и получать только полезные материалы!
[Решено] Какой из следующих методов используется в эмпирических исследованиях
Какой из следующих методов используется в эмпирических исследованиях?
- Индуктивный метод
- Дедуктивный метод
- Инициативный метод
- Научный метод
Вариант 4: Научный метод
Бесплатно
ОКТ 1: Преподавательские способности (концепции преподавания) — начальный уровень
32,5 тыс. пользователей 10 вопросов 20 баллов 12 минут Исследование — это систематический способ исследования, процесс открытия новых знаний. Исследование также рассматривается как поиск и сбор информации, обычно для ответа на конкретный вопрос. Каждое научное исследование имеет свою конкретную цель.
В эмпирических исследованиях используется научный метод.
- Слово «эмпирический» описывает любую информацию, полученную путем опыта, наблюдения или эксперимента.
- Один из центральных постулатов научного метода состоит в том, что свидетельство должно быть эмпирическим, т. е. основанным на свидетельстве, наблюдаемом органами чувств.
- С философской точки зрения эмпиризм определяет способ сбора знаний путем непосредственного наблюдения и опыта, а не только с помощью логики или разума (другими словами, с помощью рациональности).
- В научной парадигме этот термин относится к использованию гипотез, которые можно проверить с помощью наблюдения и эксперимента.
- Другими словами, это практическое применение опыта посредством формализованных экспериментов.
- Эмпирические данные получают путем экспериментов и наблюдений и могут быть как количественными, так и качественными.
- Наука в целом и эмпиризм в частности пытаются установить совокупность знаний о мире природы.
- Стандарты эмпиризма существуют, чтобы уменьшить любые угрозы достоверности результатов, полученных в результате эмпирических экспериментов.
- Например, ученые очень стараются устранить предвзятость, ожидания и мнения по рассматриваемому вопросу и сосредоточить внимание только на том, что можно подтвердить эмпирически.
- Хотя многие изучающие естественные науки считают, что «эмпирические научные методы» и «наука» — это, по сути, одно и то же, правда состоит в том, что эмпиризм — лишь один из многих инструментов в арсенале ученого.
Таким образом, правильный ответ – научный метод.
Индуктивный подход к исследованию | Дедуктивный подход к исследованию |
|
|
Последнее обновление: 8 июня 2023 г.
UGC NET информационный бюллетень города был выпущен. Кандидаты теперь могут загрузить информационный лист города UGC NET, войдя в учетную запись своего кандидата на странице входа. Экзамен Фаза I запланирована на период с 13 по 17 июня 2023 года. Экзамен Фаза II будет проводиться с 19с 22 июня 2023 г. Экзамен UGC-NET в июне 2023 г. будет проходить в режиме CBT по более чем 80 предметам с целью определения права на получение «стипендии младшего научного сотрудника» и «доцента». Шаблон экзамена UGC NET CBT состоит из двух документов — Paper I и Paper II. Документ I состоит из 50 вопросов, а документ II – из 100 вопросов. Кандидаты, которые готовятся к экзамену, могут проверить документы UGC NET за предыдущий год, которые помогут вам проверить уровень сложности экзамена. Кандидаты также могут пройти серию тестов UGC NET, которая поможет вам определить свои сильные и слабые стороны.
Эмпирические исследования: преимущества, недостатки и отличия от неэмпирических исследований
В зависимости от цели и доступных ресурсов исследователи проводят эмпирические или неэмпирические исследования. Исследователи применяют оба этих метода в различных областях, используя качественные, количественные или вторичные данные.
Эмпирическое исследование основано на фактических данных. Другими словами, он использует доказательства, эксперимент или наблюдение для проверки гипотез. Это систематический сбор и анализ данных. Эмпирические исследования позволяют исследователям найти новое и глубокое понимание проблемы. Словарь Мариам-Вебстер определяет слово «эмпирический» как:
«возникающие из наблюдений или опыта или основанные на них»
«полагающиеся только на опыт или наблюдения, часто без должного учета системы и теории»
«может быть проверено или опровергнуто наблюдением или экспериментом»
В отличие от неэмпирических исследований, оно не только опирается на теории, но и пытается найти обоснование этих теорий, чтобы доказать их. Неэмпирические исследования основаны на теориях и логике, и исследователи не пытаются их проверять. Хотя эмпирические исследования в основном зависят от первичных данных, вторичные данные также могут быть полезны для теоретической стороны исследования. Процесс эмпирического исследования включает в себя следующее:
- Определение проблемы
- Создание теории и вопросы исследования
- Если доступно, изучение существующих теорий по проблеме
- Выбор подходящих методов сбора данных, таких как эксперимент или наблюдение
- Сбор данных
- Кодирование данных, анализ и оценка
- Интерпретация данных и результат
- Отчетность и публикация результатов
Преимущества эмпирических исследований
- Эмпирическое исследование направлено на поиск смысла определенного явления. Другими словами, он ищет ответы на вопрос, как и почему что-то работает так, как оно есть.
- Определив причины, по которым что-то происходит, можно воспроизвести или предотвратить подобные события.
- Гибкость исследования позволяет исследователям изменять определенные аспекты исследования и приспосабливать их к новым целям.
- Он более надежен, потому что представляет реальный опыт, а не только теории.
- Данные, собранные в ходе эмпирических исследований, могут быть менее предвзятыми, поскольку исследователь присутствует в процессе сбора. Напротив, иногда невозможно проверить точность данных в неэмпирических исследованиях.
Недостатки эмпирического исследования
- Это может занять много времени в зависимости от предмета исследования.
- В большинстве случаев это экономически неэффективный способ сбора данных из-за возможных дорогостоящих методов сбора данных. Кроме того, это может потребовать перемещения между несколькими местами.
- Отсутствие доказательств и субъектов исследования может не дать желаемого результата. Небольшой размер выборки препятствует обобщению, поскольку его может быть недостаточно для представления целевой аудитории.
- Получить информацию по деликатным темам непросто, а также исследователям может потребоваться согласие участников на использование данных.