Изменение личности при эпилепсии
19.01.2012
При длительном течении заболевания у больных часто появляются определенные, ранее им не свойственные черты, возникает так называемый эпилептический характер. Своеобразно меняется и мышление больного, при неблагоприятном течении заболевания доходящее до типичного эпилептического слабоумия.
Круг интересов больных сужается, они становятся все более эгоистичными, у них “теряется богатство красок и чувства высыхают” (В. Гризингер). Собственное здоровье, собственные мелочные интересы — вот что все более отчетливо ставится в центр внимания больного. Внутренняя холодность к окружающим нередко маскируется показной нежностью и любезностью. Больные становятся придирчивыми, мелочными, педантичными, любят поучать, объявляют себя поборниками справедливости, обычно понимая справедливость очень односторонне. В характере больных появляется своеобразная полюсность, легкий переход от одной крайности к другой.
Типично меняется мышление больных эпилепсией: оно становится вязким, с наклонностью к детализации. При длительном и неблагоприятном течении заболевания особенности мышления становятся все более отчетливыми: нарастает своеобразное эпилептическое слабоумие. Больной теряет способность отделять главное, существенное от второстепенного, от мелких деталей, ему все кажется важным и нужным, он вязнет в мелочах, с большим трудом переключается с одной темы на другую. Мышление больного становится все более конкретно-описательным, снижается память, оскудевает словарный запас, появляется так называемая олигофазия. Больной обычно оперирует очень небольшим количеством слов, стандартными выражениями. У некоторых больных появляется склонность к уменьшительным словам — “глазоньки”, “рученьки”, “докторочек, миленький, посмотри, как я свою кроваточку убрала”. Непродуктивное мышление больных эпилепсией иногда называют лабиринтным.
Больная эпилепсией, желая сообщить врачу об очередном припадке, описывает свое состояние следующим образом: “Так вот, когда я встала, то пошла умываться, полотенца еще не было, его, наверное, Нинка, гадюка, взяла, я ей это припомню. Пока я полотенце искала, уж на завтрак надо было идти, а я еще зубы не чистила, мне няня говорит, чтоб я шла скорее, а я ей про полотенце, тут как раз и упала, а что потом было, не помню”.
Все перечисленная симптоматика совершенно необязательно должна быть представлена у каждого больного полностью. Значительно более характерно наличие лишь каких-то определенных симптомов, закономерно проявляющихся всегда в одном и том же виде.
Наиболее частым симптомом является судорожный припадок. Однако бывают случаи эпилепсии без больших судорожных припадков. Это так называемая замаскированная, или скрытая, эпилепсия (epilepsia larvata). Кроме того, эпилептические припадки не всегда бывают типичными. Встре-чаются и разного рода атипичные припадки, а также рудиментарные и абортивные, когда начавшийся припадок может остановиться на любой стадии (например, все может ограничиться одной только аурой и т. д.).
Бывают случаи, когда эпилептические припадки возникают рефлекторно, по типу центростремительной импульсации. Так называемая фотогенная эпилепсия характеризуется тем, что припадки (большие и малые) возникают только при действии прерывистого света (светового мелькания), например, при ходьбе вдоль нечастого забора, освещенного солнцем, при прерывистом свете рампы, при просмотре передач по неисправному телевизору и т.
Эпилепсия с поздним началом (epilepsia tarda) возникает в возрасте старше 30 лет. Особенностью эпилепсии с поздним началом является, как правило, более быстрое установление определенного ритма припадков, относительная редкость перехода припадков в другие формы, т. е. характерна большая мономорфность эпилептических припадков по сравнению с эпилепсией с ранним началом (В. А. Карлов).
Результатами болезни являются трудности с использованием нового опыта, слабость комбинаторных способностей, ухудшение воспроизведения прошлого опыта. Следует отметить полярность аффекта – сочетание аффективной вязкости и эксплозивности (взрывчатости). Больные долго помнят обиду, мстят за нее. Отмечается подчеркнутый до карикатурности педантизм в отношении одежды, порядка в доме и т.п. Существенной чертой эпилептиков является инфантилизм, выражающийся в незрелости суждений, свойственная некоторым больным неадекватная религиозность. Часто встречается утрированная до слащавости, до подобострастия любезность; сочетание повышенной чувствительности, ранимости с брутальностью, злобностью.
Во время патопсихологического исследования больных эпилепсией изучается мышление (динамика, операции), память, внимание, врабатываемость, переключения. Мышление у больных эпилепсией тугоподвижное, вязкое. Больные затрудняются выполнить любые пробы на переключение. Использование таблиц Шульте выявляет замедление темпа психической деятельности (брадикардия). Время отыскивания чисел на одной таблице увеличивается до 1,5-2,5 минут и более. При этом не отмечается истощаемости, если нет соматизации. Особенно выражены затруднения в работе с модифицированной таблицей Горбова. В методиках «исключения предметов», «классификация», «аналогии» больные затрудняются дифференцировать главные и второстепенные признаки. Отмечается фиксация внимания на конкретных малосущественных деталях. В результате испытуемые затрудняются устанавливать сходство на основе родовой принадлежности. При описании рисунков, пересказе текстов, установлении последовательности событий по серии сюжетных картин отмечается чрезмерная детализация ассоциаций, обстоятельность суждений.
Ключевые слова: Эпилепсия, Личность
Источник: Коркина М.В. — Психиатрия
Материалы по теме |
---|
Мудрость … |
Представления античных философов об активности личности Коверзнева И. А. Психология активности и поведения. Мн., 2010 |
Развитие творческого потенциала личности в онтогенезе Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009 |
Речевые свойства личности Поликарпов В.А., Психология личности |
Развитие личности в период взрослости Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология |
Истерическое расстройство личности Клиническая психиатрия |
Место темперамента в структуре личности . .. |
Особенности личности осужденных Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:… |
Негативные психические расстройства при эпилепсии
На существование негативных расстройств при эпилепсии исследователи стали обращать внимание не так давно. Долгое время «монополия» на эти нарушения принадлежала эндогенным психозам [1]. Но начиная с 90-х годов прошлого века стали описывать дефицитарные нарушения при сосудистых [2], нейродегенеративных заболеваниях головного мозга [3], деменциях [4] и в том числе при эпилепсии [5].
E. Geary и соавт. [6] в ходе исследования морфологических основ негативных симптомов при височной эпилепсии понимали под ними классический перечень нарушений, характерных для шизофрении — уплощение аффекта, алогию, абулию, анергию, апатию, ангедонию, потерю социальной активности. Отмеченное указанными авторами уменьшение объема ядер базальных ганглиев (бледный шар и скорлупа), связанных с поведенческими проявлениями, у больных височной эпилепсией было сопряжено с такими нарушениями, как алогия и аффективная уплощенность.
V. Donnolli и соавт. [1] для изучения негативных расстройств при эпилепсии использовали шкалу позитивных и негативных симптомов (PANNS) при височной эпилепсии. Были обнаружены такие явления, как эмоциональная холодность и социальная отгороженность. Эти исследователи пришли к заключению, что такие нарушения у больных эпилепсией отличаются низкой либо умеренной выраженностью.
K. Getz, B. Hermann и соавт. [7] сделали попытку установить частоту негативных симптомов при височной эпилепсии и их влияние на когнитивные функции. Было установлено, что негативные симптомы диагностируются у 31% больных височной эпилепсией, причем больные с данными расстройствами значительно хуже, чем больные эпилепсией без негативных симптомов, выполняют тесты на невербальный интеллект, зрительную перцепцию, скорость зрительно-моторной обработки и память. Эти исследователи отмечали, что негативные симптомы связаны с диффузной атрофией головного мозга и нейропсихологическим дефицитом. A. Kanner [8], комментируя статью K. Getz и соавт., указывает, что негативные симптомы при височной эпилепсии также, как и при шизофрении, могут быть отражением повреждения головного мозга, которое может быть причиной самой эпилепсии, а также последствием длительного влияния эпилептических припадков. Он отметил также неблагоприятный прогноз развития эпилепсии при наличии негативных симптомов.
S. Broicher и соавт. [9] выявили нарушение распознавания основных эмоций больными височной эпилепсией. Если эпилептическое поражение касается лобной доли, то это может приводить к формированию эмоционально-волевых расстройств с бедностью побуждений, аспонтанностью, безразличием к себе и окружающим. Поражение префронтальной коры приводит к изменению социального поведения и нарушениям процессов обработки эмоций и принятия решений [10]. Структурные и функциональные нарушения в данной области коррелируют и с антисоциальным и агрессивным поведением [11].
Цель исследования — установление клинических особенностей негативных психических расстройств эпилептической природы.
Материал и методы
Обследовали 78 мужчин в возрасте от 18 до 60 лет, находившихся на обследовании в Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского с 2003 по 2011 г. с диагнозом эпилепсии.
Основную группу составили 43 пациента, у которых данный диагноз был впервые установлен в указанном центре. Группа сравнения была сформирована из 35 больных, которым диагноз эпилепсии был установлен ранее, до поступления в Центр и до настоящего исследования.
Для диагностики имеющихся при эпилепсии психических расстройств в работе использованы диагностические критерии МКБ-10, содержащиеся в разделах G40 (эпилепсия) и F0 (органические, включая симптоматические психические расстройства).
В обеих группах преобладали лица в возрасте от 18 до 40 лет (82 и 77% в основной группе и группе сравнения соответственно). Длительность заболевания в группе сравнения от 11 до 30 лет.
Результаты и обсуждение
Негативные расстройства в наших наблюдениях были представлены истощаемостью психической деятельности (реактивная лабильность), психопатоподобными расстройствами (изменения личности), дефицитарными эмоционально-волевыми нарушениями, расстройствами мышления, психоорганическим синдромом, явлениями слабоумия. При этом было выявлено преобладание явлений реактивной лабильности (субъективно это ощущалось больными как нарушение способности к преодолению до того привычных житейских трудностей, выполнению привычного объема работы, повышенной утомляемостью, снижением продуктивности деятельности, раздражительностью при незначительной нагрузке), когнитивных нарушений (в рамках психоорганического синдрома) и слабоумия. Все перечисленные явления были статистически более выражены в группе сравнения (94% для реактивной лабильности; 86% для когнитивных расстройств; 17% для слабоумия; p<0,015-0,06 по сравнению с основной группой). Указанные различия могут быть обусловлены часто встречающимися у больных группы сравнения признаками поражения головного мозга вследствие перинатальной патологии, а также повреждающим действием собственно эпилептического процесса, в частности патологией определенных нейроанатомического субстрата в области лобной и височной долей.
Для больных основной группы были более характерны шизоидные (45%; p<0,03) и смешанные (53 и 18%; p<0,005) изменения личности. В группе сравнения их было 18 и 18%; p<0,034 и p<0,005 соответственно.
У всех обследованных больных имелись также характерные для эпилепсии эксплозивные нарушения, которые проявлялись обидчивостью, злопамятностью, мстительностью, упрямством, нетерпимостью к возражениям, требовательностью к другим, а также эмоциональной напряженностью, вспыльчивостью, импульсивностью реакций бурного протеста в ответ на любое критическое замечание. В меньшем числе наблюдений выявлялись паранойяльные изменения личности (50% случаев в основной группе и 59% в группе сравнения). В этих случаях речь шла о подозрительности, поиске недостатков у окружающих, придирчивости, неуживчивости. Несколько реже выявлялись личностные изменения, которые могут быть отнесены к противоположному дефензивному полюсу личностных изменений: нахождение и исправление своих недостатков, преодоление трудностей, проявляющиеся педантизмом, стеничностью, а также стремление к избеганию отрытых конфликтов, конформность, соглашательство, часто в виде слащавости и прилипчивости, и регрессивные формы поведения (отсутствие глубоких интересов, внушаемость, склонность к суевериям и мистицизму, привязанность к близким родственникам и выраженная ностальгия по ним).
Эмоциональная сфера больных наиболее часто характеризовалась эмоциональной вязкостью, склонностью к накоплению негативных переживаний, своего рода эмоциональному «стазу» с последующими аффективными взрывами.
Среди проявлений дефицитарности мыслительных процессов отмечались специфические, характерные для эпилептического процесса изменения мышления в виде его излишней детализации (соответственно 91% больных основной группы и 97% в группе сравнения), обстоятельности (67 и 74%) и вязкости (33 и 29%), замедленного темпа психических процессов (63 и 68%), расстройства целенаправленности в виде конкретного и сугубо конкретного мышления (63 и 80%), наклонности к персеверации (21 и 11%). Для больных группы сравнения было характерно также нарушение содержательной стороны мышления в виде оскудения (обеднения) представлений (21 и 49% в основной группе и группе сравнения соответственно; p<0,02).
Психологически дефицитарные нарушения проявлялись в виде снижения уровня обобщения (77 и 89% в изученных группах), трудностей оперирования абстрактными понятиями (58 и 51%), субъективизма (58 и 56%) и своеобразия представлений (28 и 20%), трудностей выделения существенного (40 и 54%). Для группы сравнения были более характерны усложненные формулировки (12 и 23%), формальность ассоциативных образов (14 и 26%).
Отмеченные особенности протекания мыслительных процессов у больных эпилепсией наряду с недостаточностью объема, концентрации и способности к удержанию активного внимания, а также часто в связи с нарушениями кратковременной и долговременной памяти приводили к качественному ухудшению познавательной деятельности, что проявлялось содержательным обеднением мышления и олигофазией.
Упоминавшиеся выше проявления негативной симптоматики в виде субъективно ощущаемого нарушения способности к преодолению до того привычных житейских трудностей, выполнению привычного объема работы и восстановлению сил, повышенной утомляемости, снижения продуктивности деятельности, особенно требующей интеллектуальных вложений, раздражительности, проявляющейся при незначительной эмоциональной нагрузке, склонности к легким кратковременным субдепрессивным и дистимическим состояниям были более характерны для больных группы сопоставления (в основной и группе сравнения соответственно у 70 и 94% больных; &khgr;2=5,97, p<0,015) (табл. 1).
Представленная в табл. 1 типология личностных нарушений составлена с учетом классификации Н.Г. Незнанова и М.Я. Киссина [12]. По данному параметру группы оказались относительно однородными. Так, в обеих сравниваемых выборках в анамнезе больных наиболее часто отмечались эпилептоидный (95 и 97% соответственно) и эксплозивный (79 и 91%) варианты личностных изменений. Реже встречались глишроидные (76 и 77%) и паранойяльные (50 и 59%) личностные особенности. Менее чем в половине случаев имелись указания на истероидные (21 и 27%) и психастенические (29 и 21%) расстройства. Шизоидные и смешанные патохарактерологические особенности достоверно чаще выявлялись у больных основной группы (45 и 18%, &khgr;2=4,88, p<0,03; 53 и 18%, &khgr;2=8,06, p<0,005).
При анализе изменений эмоциональной сферы вследствие заболевания было выявлено преобладание у обследованных вязкого, застойного (93 и 91%) и дисфорического (88 и 94%) аффекта. Дисфории носили затяжной характер, сопровождались периодическими аффективными вспышками. Больные были склонны к накоплению субъективно неприятных переживаний с последующим бурным отреагированием возникающего напряжения. Тоскливо-злобный аффективный фон был одинаково характерен для двух выборок (по 37%). Почти у ⅓ больных в обеих группах (30 и 26%) эмоциональные реакции были невыраженными, малодифференцированными, что связано с длительным течением у части обследуемых эпилептической болезни, ее разрушающим влиянием на индивидуальные характеристики личности и, как следствие, утратой тонких эмоций, способности улавливать и понимать нюансы переживаний других людей, адекватно на них отвечать.
В табл. 2 обобщены результаты, касающиеся нарушений мышления.
Согласно данным, полученным при исследовании сферы мышления в рамках его клинической классификации, в анамнезе 63 и 67% больных эпилепсией соответственно основной группы и группы сравнения имелись признаки замедления темпа психической деятельности. У большинства обследованных отмечалось детализированное (98 и 97%) и обстоятельное мышление (застревание на мелочах, излишне подробное описание частных моментов) (67 и 74%). Нарушение целенаправленности мышления в виде конкретного и сугубо конкретного было выявлено у больных (63 и 80%) с некоторым преобладанием во второй группе. Обедненность мышления по содержанию достоверно чаще выявлялось у больных из группы сопоставления (21 и 49%; &khgr;2=5,45, р<0,02). У 21% первой группы и 11% обследованных второй группы были выявлены персеверативные нарушения мышления.
Что касается патопсихологического аспекта нарушений мышления (табл. 3), у большинства обследуемых выявлялись его изменения (98 и 91% в изученных группах больных соответственно). Среди расстройств операциональной сферы чаще остальных указывалось на снижение уровня обобщений (77 и 89%), трудности абстрагирования (58 и 51%). Такие проявления мотивационной стороны мышления, как субъективизм, неспособность отделить главное от второстепенного выявлялись в большем количестве наблюдений (58-56% и 40-54% соответственно). В два раза реже в заключениях психологов имелись указания на крайнее своеобразие высказываемых больным суждений (28 и 20%), их непоследовательность (по 26%), неравномерность (23 и 20%). Такие нарушения мышления, как разноплановость, актуализация несущественных и второстепенных свойств предметов и явлений, чаще выявлялись в основной группе. Для группы сопоставления были более характерны усложненные формулировки (12 и 23%) (часто за счет содержательного оскудения мышления, трудностей выделения существенного), формальность ассоциативных образов (14 и 26%). Динамический компонент мышления почти у всех обследованных характеризовался его инертностью (81 и 86%). Элементы символического мышления выявлялись только у обследуемых основной группы (12%). Разорванность, бессвязность мышления отмечались у 2 больных из первой группы и у 1 из второй и были связаны с наличием у них острой продуктивной психотической симптоматики (см. табл. 3).
Обобщенная характеристика негативных явлений может быть представлена частотой психоорганического синдрома, в структуру которого входят мнестические, когнитивные нарушения и аффективная лабильность. Он выявляется у 58% больных основной группы и 86% пациентов в группе сравнения (р<0,016). Симптомы слабоумия отмечались у больных в сравниваемых группах, проявлялись сужением круга интересов и побуждений, торпидностью, вязкостью и обстоятельностью психических процессов, малопродуктивностью мышления, снижением способности к обобщению и абстрагированию, а также ярким проявлением ряда негативных личностных черт (гневливость, брутальность, озлобленность) и аффективными нарушениями, характерными для больных эпилепсией.
Таким образом, психические расстройства при эпилепсии представлены широким спектром нарушений, в том числе негативными симптомами. Негативные нарушения обладают большей стойкостью и инвариативностью. Наиболее значимыми для установления эпилептической природы психических нарушений являются отмечающиеся у больных эпилепсией специфические изменения личности и дефицитарные нарушения мышления. Изменения личности проявляются двумя полюсами расстройств — эксплозивно-эпилептоидным с паранойяльными чертами (аффективная взрывчатость, импульсивность, злопамятность, склонность к гневливо-злобным реакциям, подозрительность, недовольство окружающим) и дефензивным с преимущественно глишроидными (педантичность, аккуратность, следование традиционным взглядам, религиозность) и психастеническими (тревожность, ипохондричность, сенситивность, мнительность) проявлениями. Нарушения мышления характеризуются инертностью, тугоподвижностью, ригидностью, замедлением темпа мыслительных процессов, преобладанием эгоцентрического, персеверативного, наглядно-образного мышления. Отмеченные особенности протекания мыслительных процессов у больных эпилепсией наряду с недостаточностью объема, концентрации и способности к удержанию активного внимания, а также часто в связи с нарушениями кратковременной и долговременной памяти приводят к качественному ухудшению познавательной деятельности, что проявляется содержательным обеднением мышления, оскудением представлений, олигофазией. Внимание к синдромам негативных нарушений при эпилепсии может способствовать оптимизации процессов диагностики и лечения больных эпилепсией.
Существует ли эпилептическая личность?
Общайтесь с другими людьми, страдающими эпилепсией
Зарегистрируйтесь
Ресурсы Вопросы и ответы Познакомьтесь с другими
Настоящие члены MyEpilepsyTeam публикуют вопросы и ответы, которые поддерживают принципы нашего сообщества и не должны восприниматься как медицинский совет. Ищете новейший медицинский контент, проверенный врачами и экспертами? Посетите наш раздел ресурсов.
Существует ли эпилептическая личность?
Член команды MyEpilepsyTeam задал вопрос 💭
Я читал, что существует мнение, что эпилептики имеют общие черты личности, более распространенные/узнаваемые у людей с височной эпилепсией. Я начал исследовать это, потому что я чувствовал, что нашел что-то общее, и был удивлен, увидев так много исследований по этому вопросу. Я не думаю, что кто-то знает лучше нас. Что вы думаете?
Последний из 22 ответов зарегистрируйтесь, чтобы просмотреть предыдущие ответы
Кроме того, я хочу поделиться тем, что музыкальная знаменитость сообщает, что его эпилепсия ОЧЕНЬ помогла с помощью браслета для припадков. Это узаконило его состояние, сделав его видимым и более достоверным. таким образом, цель для оппортунистов. Наш тип личности очень умен до такой степени, что видит вещи наперед. Эпилепсия спасла меня от кошмарной жизни, в которой я и весь мой город были обмануты, заставляя доверять людям. Теперь я живу один, и я счастливее, чем когда-либо.
опубликовано 24 июня 2019 г.
Lynda. Процитированная выше статья была опубликована в 2013 году для исследования мозга.
устарел. У тебя было повреждение мозга, операция не помогла, я понимаю
ваше разочарование. У вас есть проблемы со здоровьем, которые мешают вам
работает и так далее, но это не значит, что ты неудачник или странный. Ты можешь ходить,
разговоры явно хорошо пишут. Представьте, если бы у вас случился инсульт, как бы вы себя чувствовали. я
У
был TLE более 47 лет, но никогда не было депрессии — несоответствие чувства просто
причиной устаревшего взгляда общества на эпилепсию. К счастью, современный
дней мышление совсем другое.
опубликовано 24 июня 2019 г.
Единственное, что общего у эпилептиков типа TLE, это то, где
Возникло
приступов. Благодаря этому пробуждаются ощущения и эмоции.
У всех разные реакции — в зависимости от того, как их разум видит
это. Личность формируется не мозгом, а разумом — мысль есть
уникальных характеристик человека. Эпилепсия — это физическая проблема, а не психическая
9Проблема 0035, как ее когда-то считали. Сказать всем, у кого это есть,
то же самое, это то же самое, что сказать, что все, у кого сердечный приступ, одинаковы. мы не можем
контролировать наш мозг, частоту слуха, пищеварение с помощью нашего разума. Мы можем облегчить наши мысли
реакция на эпилепсию- ненавижу когда всех по глупости называют «депрессивными».
опубликовано 24 июня 2019 г.
У большинства моих друзей височная эпилепсия, и у всех у нас общие проблемы. Неспособность сохранить работу, депрессия и т. д. Многие из нас имеют образование, и это, похоже, также не влияет на возможность трудоустройства. Я терпел неудачу раз за разом, даже при наличии компетенций. Это все из-за проблем с личностью. Это всегда было причиной увольнения. В конце концов я перестал искать работу, потому что стандартным оправданием было: «Ты не подходишь!» В конце концов мы с другом нашли работу по контракту, и таким образом нам удалось получить работу. Мы делали это много лет.
Я нашел эту ссылку, сравнивая черты личности двух форм эпилепсии.
https://www.google.com/url?sa=t&source=web&…
опубликовано 24 июня 2019 г.
Линда Уилан и другие:
Да, мы все в одной лодке.
Некоторые из нас знают, как мы заболели эпилепсией, а другие нет.
Я действительно сомневаюсь, что существует «эпилептическая личность»
Наличие/заболевание эпилепсией – это подбрасывание~ и врожденный дефект, с которым врачи не могут справиться.
объясните, как болезнь влияет на ребенка.
опубликовано 16 июля 2019 г.
Посмотреть все
Объяснение психогенных неэпилептических припадков
Объяснение диссоциативных событий
4 Расстройства настроения, связанные с эпилепсией
Впервые в MyEpilepsyTeam? Узнать больше
Быстрые ссылки
Q+AЛечение от A до ZРесурсыЯвляетесь ли вы поставщиком услуг?0009
О нас
Сотрудничайте с намиУсловия предоставления услугПресса/НовостиПолитика конфиденциальностиПолитика использования файлов cookieЧто такое MyEpilepsyTeam?
Powered By
© 2023 MyHealthTeam. Все права защищены.
MyEpilepsyTeam не является сайтом медицинских рекомендаций и не рекомендует и не одобряет какого-либо конкретного поставщика или медицинское лечение.
Никакая информация о MyEpilepsyTeam не должна рассматриваться как медицинская консультация и/или рекомендация по охране здоровья.
Детская эпилепсия: психическое здоровье и поведение
Психическое здоровье и поведенческие проблемы являются одними из многих проблем, которые могут повлиять на детей с эпилепсией. Как и в случае с другими проявлениями, психологические эффекты эпилепсии сильно различаются. В то время как некоторые люди с эпилепсией почти не испытывают проблем с психическим здоровьем, другие могут страдать от изнурительных проблем невнимательности, беспокойства или расстройств настроения. Важно решать эти проблемы на ранней стадии и с помощью соответствующих форм вмешательства, чтобы уменьшить последствия, которые они могут иметь для качества жизни человека в долгосрочной перспективе.
Причины психических и поведенческих проблем
Хотя многие проблемы психического здоровья и поведения, связанные с эпилепсией, также наблюдаются у людей без эпилепсии, они чаще встречаются у тех, у кого есть это расстройство. Люди с эпилепсией в пять раз чаще имеют проблемы с психическим здоровьем и поведением, с частотой от 30 до 50 процентов по сравнению с 8,5 процентами среди населения в целом.
Одна из вещей, о которой дети с эпилепсией будут говорить, это то, что у них есть бу-бу, но никто не может увидеть их бу-бу. И это в конечном итоге оказывает негативное влияние на самоощущение ребенка.
Nicole Danforth, MD
Факторы, которые могут вызвать проблемы с психическим здоровьем у детей с эпилепсией, почти так же многочисленны и разнообразны, как и многие причины эпилепсии. В целом, эти факторы делятся на две большие категории: внутренние и внешние. Внутренние факторы являются результатом проблем в структуре или функции мозга, в то время как внешние факторы не имеют биологической основы, а возникают, например, в результате реакции других на эпилепсию человека или в результате собственной реакции ребенка на чувство тревоги или беспокойства. депрессия. Часто как внутренние, так и внешние факторы играют роль в проблемах психического здоровья.
Внутренние факторы
Внутренние факторы также называются биологическими или внутренними факторами, поскольку они являются частью биологического строения человека, а не факторами окружающей среды. Поскольку мозг отвечает за поведение, а также за двигательный контроль и восприятие, неудивительно, что нарушение нормальной функции мозга, такое как при эпилепсии, также может влиять на поведение. Однако знания о том, почему и как такое нарушение может вызвать изменения психического здоровья или поведения, ограничены.
Тип припадка, по-видимому, играет важную роль в степени и типе поведенческих изменений. Например, дети с генерализованными припадками более склонны к невнимательности и гиперактивности, чем дети с парциальными припадками. Однако некоторые сложные парциальные припадки могут иметь еще более глубокие последствия. Когда, например, припадки затрагивают лимбическую систему, группу структур, ответственных за создание и контроль эмоциональных реакций, они представляют особенно высокий риск поведенческих и личностных расстройств.
Внешние факторы
Психическое здоровье и поведенческие проблемы также могут быть вызваны внешними факторами, которые не имеют прямой связи с основными механизмами эпилепсии. Например, они могут возникать из-за условий окружающей среды, таких как реакция других людей на судороги и эпилепсию человека. Эпилепсия и судороги несут в себе стигматизацию, которая может пугать или тревожить тех, кто не до конца понимает это расстройство. Реакции, основанные на невежестве и неправильном восприятии, могут создать серьезные психологические проблемы у человека, переживающего припадки.
Одна из причин, по которой мы так стремимся научить детей с эпилепсией осваивать свой мир и делать то, что делают все дети, заключается в том, что важно получить хорошее представление о себе и сказать: «Эй, я тоже могу это сделать — Я такой же, как все».
Nicole Danforth, MD
Как правило, собственная реакция человека на его или ее состояние является первоначальной причиной проблемы, например, когда страх и неуверенность приводят к более глубокому и более хроническому состоянию тревоги или когда низкий уровень самооценка приводит к плохой успеваемости. Однако такие личностные проблемы могут усугубляться социальным контекстом, в котором существует стигматизация эпилепсии и низкие ожидания человека с эпилепсией.
Самоуважение и самооценка в детстве могут иметь решающее значение для успеха и счастья на протяжении всей жизни. То, как судороги и эпилепсия влияют на самооценку, зависит от многих факторов. Наиболее важным фактором является тип реакции, которую ребенок получает от своей семьи.
Чтобы узнать больше о влиянии семьи на психическое здоровье и благополучие ребенка, см. раздел Семейная жизнь .
Побочные эффекты противосудорожных препаратов
Другим внешним фактором, который может повлиять на поведение человека с эпилепсией, является использование определенных лекарств для контроля приступов. Противосудорожные препараты направлены на подавление чрезмерной электрической активности в головном мозге. Это сдерживает аномальные всплески, характерные для судорог. Однако этот эффект может также изменить поведенческие и когнитивные функции.
Не так давно было так мало средств для лечения эпилепсии, что побочные эффекты на поведение и когнитивные функции считались небольшой платой за преимущества контроля над приступами. Тем не менее, фармакологические методы лечения значительно продвинулись вместе с нашим нынешним пониманием причин припадков и того, как они распространяются по мозгу. Сегодня лекарство, которое значительно ухудшает способность ребенка к обучению или нормальному поведению, несмотря на то, что обеспечивает контроль над судорогами, может считаться столь же неэффективным, как и лекарство, которое не может контролировать судороги у этого ребенка. Однако, в зависимости от того, насколько сложно добиться контроля над приступами у ребенка, принятие некоторых когнитивных и поведенческих побочных эффектов может быть необходимо даже сегодня.
Типы психических и поведенческих проблем
Наиболее распространенными типами психических расстройств, связанных с эпилепсией, являются депрессия, синдром дефицита внимания (с гиперактивностью или без нее), тревожные расстройства и агрессия.
Депрессия
Депрессия — это расстройство настроения, наиболее часто связанное с эпилепсией. Тем не менее, у людей с расстройством, особенно у детей, оно часто может оставаться незамеченным и нелеченным. Связанная с эпилепсией депрессия может возникать до, во время или после припадков, но чаще всего связана с периодами между припадками.
Симптомы депрессии сильно различаются у разных людей. Наиболее часто у детей с эпилепсией наблюдаются нарушения сна, быстрая утомляемость или вялость, отсутствие энтузиазма, частые эмоциональные всплески. Депрессии часто сопутствуют другие поведенческие проблемы, такие как тревога, возбуждение, разочарование или импульсивное поведение.
Хотя причина депрессии у людей с эпилепсией неизвестна, считается, что она является следствием как внутренних, так и внешних факторов.
Синдром дефицита внимания
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью или без нее считается распространенной поведенческой проблемой у детей с эпилепсией. Подсчитано, что почти 8 процентов детей с эпилепсией имеют проблемы с вниманием. В общем, синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ) — это нейроповеденческое расстройство, которое заставляет людей легко отвлекаться, раздражаться, суетиться, импульсивно и забывчиво. Расстройство затрудняет обучение и социальные взаимодействия, независимо от когнитивных способностей человека. В то время как СДВГ — это клинический диагноз, который ставится на основе наблюдения и истории болезни, эксперты в области психического здоровья и ученые согласны с тем, что у расстройства есть идентифицируемые характеристики. Такие меры, как рейтинговые шкалы и отчеты учителей и родителей, могут помочь в постановке диагноза.
Тревожные расстройства
Тревожные расстройства, связанные с эпилепсией, могут принимать форму хронического генерализованного беспокойства; острые, непреодолимые панические атаки; или обсессивно-компульсивные тенденции. Расстройства часто возникают в ответ на непредсказуемость и отсутствие контроля, связанные с припадками. У некоторых людей с эпилепсией тревога может привести к переоценке угрозы будущих приступов или к недооценке их способности справляться с ними. Такие мысли могут вызывать физические симптомы, усиливающие чувство отсутствия контроля.
Агрессия
У детей с эпилепсией распространены проблемы с импульсивным контролем. Одной из наиболее распространенных форм импульсивности является агрессия. Хотя причина агрессии у людей с эпилепсией различна, непредсказуемость припадков и отсутствие у человека контроля над ними могут способствовать фрустрации и раздражительности. Кроме того, дети, которые страдают более серьезно и не имеют хороших коммуникативных навыков, могут выражать свое разочарование агрессивными или даже вспышками насилия. Как правило, агрессивное поведение становится менее частым и ослабевает по мере взросления человека. Однако агрессивные тенденции могут затем смениться депрессией и тревогой.
Аутизм
Аутизм — это расстройство спектра или сочетание симптомов, характеризующееся дефицитом вербальных и невербальных навыков общения, тяжелой социальной дисфункцией и повторяющимся поведением. Такие поведенческие проблемы иногда наблюдаются у детей с синдромом Леннокса-Гасто, комплексом туберозного склероза, синдромом Ангельмана и другими генетическими нарушениями. Несмотря на десятилетия исследований, пытающихся связать аутизм с широким спектром потенциальных причин, до сих пор нет единого мнения, а эффективных методов лечения еще предстоит найти. Однако существуют поведенческие и образовательные вмешательства, разработанные специально для людей с аутизмом.
Диагностика и лечение
Из-за серьезных последствий проблем психического здоровья, связанных с эпилепсией, специалисты подчеркивают, что раннее выявление и вмешательство имеют решающее значение для улучшения качества жизни и общего результата. Эксперты рекомендуют, чтобы люди с диагнозом эпилепсия проходили обследование у психиатра, психолога или социального работника на предмет проблем психического здоровья и поведения. Эти специалисты могут помочь разработать план лечения и/или управления этими проблемами, чтобы свести к минимуму их последствия.
Детям, страдающим эпилепсией, также может понадобиться помощь и поддержка в поиске способов преодоления социальных аспектов судорожного расстройства, например, как говорить со сверстниками об эпилепсии и страхе перед судорогами. Знание – это сила для молодого человека, и предложение информации, а также эмоциональная поддержка могут помочь ребенку начать справляться со своей болезнью. Родительское руководство и поддержка являются неотъемлемой частью этой цели. Если вы поможете ребенку понять, что такое эпилепсия, как работает его или ее мозг и что происходит во время припадка, вы поможете ему почувствовать себя сильнее и увереннее.
Для получения дополнительной информации о том, как помочь вашему ребенку и другим людям в его или ее мире понять эпилепсию, см. раздел Разговоры об эпилепсии .
Наиболее эффективные методы лечения психических и поведенческих проблем, обычно связанных с эпилепсией, часто включают комбинацию лекарств и когнитивных и поведенческих вмешательств. Разговорная терапия играет важную роль в этих методах лечения. Тревогу и депрессию иногда можно эффективно контролировать с помощью успокоительных и антидепрессантов, таких как класс препаратов, называемых селективными ингибиторами обратного захвата серотонина или СИОЗС. Для лечения дефицита внимания доказали свою эффективность определенные виды стимулирующих препаратов.
Однако важно понимать, что лекарства могут взаимодействовать, если их принимать в комбинации. Это вызывает особую озабоченность у людей, которые принимают противосудорожные препараты для контроля судорог. Добавление нового лекарства может привести к снижению эффективности противосудорожного средства или создать токсические уровни в крови. Также было обнаружено, что лекарства, используемые для лечения определенных психических расстройств, снижают судорожный порог у некоторых детей. По этой причине важно проконсультироваться с психиатром и/или лечащим врачом, прежде чем начинать курс лечения проблем психического здоровья или любых других медицинских проблем. Также важно сообщить всем специалистам полный список лекарств, которые ребенок может принимать. Этот список должен включать альтернативные методы лечения и витаминные добавки.
Важные моменты, которые необходимо помнить
- Эпилепсия увеличивает риск развития у ребенка психических и поведенческих проблем в пять раз.
- От 30 до 50 процентов детей с эпилепсией будут иметь проблемы с поведением или психическим здоровьем.
- Типы поведенческих проблем, связанных с эпилепсией, включают дефицит внимания, гиперактивность, тревогу, депрессию, агрессию и расстройство аутистического спектра.
- Раннее выявление и лечение поведенческих проблем обеспечивает наилучший возможный результат.
- Эксперты рекомендуют всем людям с диагнозом эпилепсия пройти обследование на предмет психического здоровья и поведенческих проблем.
- Наиболее эффективные методы лечения поведенческих расстройств, связанных с эпилепсией, часто включают сочетание лекарств и когнитивных и поведенческих вмешательств, включая терапию беседами.
- Лекарства могут взаимодействовать друг с другом. По этой причине важно информировать своего поставщика медицинских услуг обо всех лекарствах и методах лечения, которые принимает ваш ребенок.
Соответствующие специалисты
Невролог
Невролог и детский невролог — это врачи, которые лечат людей с заболеваниями нервной системы. Эпилептолог — это невролог или детский невролог, который специализируется на лечении эпилепсии.
Психиатр
Психиатр — это врач, специализирующийся на диагностике и лечении психических и поведенческих расстройств. Психиатр, лечащий людей с эпилепсией, знаком с когнитивными и поведенческими проблемами, характерными для этого расстройства, и знает, какие варианты лечения наиболее эффективны для этих проблем, включая варианты медикаментозного лечения.