Функции восприятия: Вопрос 2. Функции восприятия

Вопрос 2. Функции восприятия

Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно чувственную ориентировку в окружающем мире. Восприятие объединяет ощущения, идущие от ряда анализаторов. Восприятие есть результат деятельности системы анализаторов; оно предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных, наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несущественных признаков. Благодаря связям, образующимся между разными анализаторами, в образе отражаются такие свойства предметов или явлений, для которых нет специальных анализаторов: величина предмета, вес, форма, другое, что свидетельствует о сложной организации этого психического процесса. Восприятие делает возможным создание интегральной картины мира в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности. Результатом восприятия является образ предмета.

Вопрос 3. Свойства восприятия

Зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей называется апперцепцией.

Целостность – внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Это свойство проявляется в двух аспектах: а) объединение разных элементов в целом; б) независимость образованного целого от качества составляющих его элементов.

Предметность – объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется во взаимообособлении фигуры и фона.

Обобщенность – отнесение каждого образа к некоторому классу объектов.

Константность – относительное постоянство восприятия образа. Наше восприятие в определенных пределах сохраняет размеры, форму, цвет предметов независимо от условий их восприятия (расстояния до воспринимаемого предмета, условий освещенности, угла восприятия).

Осмысленность – связь с пониманием сущности предметов и явлений через процесс мышления.

Избирательность – преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия.

Также у процесса восприятия есть свойства, определяющие его продуктивность: объем восприятия – количество объектов, которое человек может воспринять в течение одной фиксации или единицы времени; быстрота, или скорость, восприятия – время, необходимое для адекватного восприятия предмета или явления; точность– соответствие возникшего образа воспринимаемому предмету; полнота– степень такого соответствия; надежность– вероятность адекватного восприятия объекта в заданных условиях и в течение заданного времени.

Вопрос 4. Индивидуальные особенности восприятия

1. Люди отличаются по характеру приема информации. Есть целостный (синтетический) тип восприятия, для которого характерна ориентированность на суть, смысл, обобщение, а не детали. Детализирующий (аналитический) тип восприятия ориентирован на детали. Наиболее продуктивно сочетание двух этих способов.

2. Люди отличаются по характеру отражения получаемой информации. Описательный тип ориентирован на фактическую сторону информации, человек отражает то, что видит, слышит, читает, часто не вникая в смысл. Объяснительный тип старается найти общий смысл информации. Лучше всего – сочетание типов.

3. Люди отличаются по характеру особенностей самой личности. Объективный тип восприятия ориентирован на точность восприятия. У субъективного типа восприятие подчинено субъективному отношению к информации, пристрастной оценке. Это часто встречающийся житейский тип восприятия.

Функции восприятия

Понятие восприятия

Человек в результате ощущения получает некоторые знания об отдельных свойствах и качествах предметов – горячее может обжечь, что-то ярое блестит впереди и пр.

Но это отдельные свойства предметов, восприятие же выстраивает целостный образ явления или предмета. Им предполагается наличие разного рода ощущений, и протекает восприятие вместе с ощущениями, однако сведено к их сумме быть не может. На восприятие оказывают влияние некоторые отношения между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между свойствами и качествами, а также различными частями, которые входят в состав явления или предмета.

Определение 1

Восприятием называют психический процесс, заключающийся в формировании образа объекта, который оказывает непосредственное воздействие на органы чувств человека, то есть на анализаторы.

То есть, восприятие – это разновидность психического отражения комплексного раздражителя в его чувственно доступных пространственных и временных характеристиках.

Еще одним вариантом определения может быть:

Определение 2

Восприятие – это психическое отражение явлений действительности в виде целостного образа предмета.

Процесс целенаправленного восприятия включат следующие перцептивные действия:

  • поиск объекта восприятия;
  • выделение наиболее характерных для него признаков;
  • опознание объекта, то есть отнесение его определенной категории вещей или явлений.

Кроме ощущений в процессе восприятия задействуется прошлый опыт индивида, а также процесс осмысления того, что он воспринимает и психические процессы более высокого уровня, такие как мышление и память. В процессе восприятия также задействуются двигательные компоненты: ощупывание предметов и движения глазных яблок; пропевание звуков или проговаривание речевых форм; принюхивание и пр.

Восприятие направляется мотивацией и имеет некоторую аффективно-эмоциональную окраску.

Функции восприятия

В целом, можно сказать, что восприятие в человеческой жизнедеятельности выполняет следующие функции:

  • общее ориентирование человека в познании, поведении, эстетике и пр;
  • оценивание месторасположения релевантных объектов и их форм, величины, физических свойств и расположение их относительно друг друга, а также ситуативное значение, несущее поведенческое, символическое или эстетическое содержание;
  • познавательная функция – предполагает возможность отображения новых предметов и явлений, демонстрацию их сущности и связей между ними и пр. ;
  • контроль практической деятельности в процессе создания новых объектов;
  • регулятивная функция – заключается в процессе регуляции поведения и деятельности при взаимодействии индивида с явлениями и предметами;
  • реализм или статистическое восприятие реальности – подразумевает, что вся реальная действительность, окружающая человека, воспринимается им в качестве ощущений от органов чувств: осязания, вкуса, зрения, слуха и обоняния. Окружающая индивид действительность, воспринимается им четко, но статично. Как рисунок или фотография.

Особо выделяется функция синтеза или динамического восприятия окружающего мира, которая предполагает восприятие движущихся объектов и эволюции. Сюда включена память о прошедших событиях, а также возможность предугадывания грядущих событий. То есть, восприятие в формате предугадывания того, каким, в наиболее вероятном случае, будет развитие окружающей индивида реальности.

Замечание 1

Иными словами, подразумевается моделирование будущих событий. Это можно сравнить с прокручиванием кинофильма. Например, охотник перед тем, как выстрелить в цель и попасть в жертву, должен хотя бы на самый минимальный промежуток времени предугадать или рассчитать, то есть представить наперед, каким образом будут развиваться события, а именно – как полетит пуля, учитывая направление и силу ветра, а также скорость и траектория движения цели.

В соционике данную функцию принято называть интуицией. Однако, это не совсем правильно, так как интуиция, или предчувствие, то есть работа подсознания, развита в большей степени у людей со статическим восприятием окружающего. Человеку-реалисту интуиция может заменить плохую способность осознанного моделирования будущих событий далеко наперед. Но в соционических обозначениях принято под понятием интуиции подразумевать функцию синтеза и динамическое восприятие окружающей действительности.

Реалистом называют человека, у которого восприятие окружающего мира характеризуется максимальным реализмом. У такого человека значительно хуже развито динамическое восприятие.

Синтезатором, или интуинтом называют человека, который способен лучше воспринимать окружающий мир во всей его динамике и эволюции, то есть в движении и развитии, и значительно хуже воспринимает статическую реальность.

Восприятие одного человека другим – это понятие, которое использует социальная психология, чтобы обозначить процесс построения образа другого человека, разворачивающийся при непосредственном общении с ним. Общение между людьми включает все уровни психического отражения. Этому процессу свойственны особые временные характеристики. Изначально при восприятии незнакомого человека, основное внимание уделяют его внешнему облику – экспрессии лица, глазам, прическе, выразительным движениям тела. При дальнейшем общении с человеком, формируются представления о его чертах характера, интересах, способностях и эмоциональных состояниях, которые часто группируются вокруг профессиональных характеристик личности.

Выделяется четыре основных стратегии восприятия людей:

  • аналитическая – каждый элемент внешности можно интерпретировать в качестве формы проявления личностных свойств, например, наличие очков говорит о том, что человек умный;
  • эмоциональная стратегия – непосредственно невоспринимаемые свойства личности интерпретируют в зависимости от общей привлекательности или непривлекательности;
  • перцептивно-ассоциативная – приписывает свойства другого человека, похожего внешне;
  • социально-ассоциативная – человеку приписывают свойства той социальной группы, к которой можно отнести этого человека.

Развитие перцептивных функций | Восприятие в глубине: Том 1 Основные механизмы

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicГлубинное восприятие: Том 1 Основные механизмыКогнитивная психологияПсихология восприятияОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicГлубинное восприятие: Том 1 Основные механизмыКогнитивная психологияПсихология восприятияОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Укажите

Ховард, Ян П. , «Развитие перцептивных функций», Глубинное восприятие: Том 1 Основные механизмы , Oxford Psychology Series (2012; онлайн-издание, Oxford Academic, 24 мая 2012 г.), https://doi.org/10.1093 /acprof:oso/9780199764143.003.0227, по состоянию на 4 апреля 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicГлубинное восприятие: Том 1 Основные механизмыКогнитивная психологияПсихология восприятияОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicГлубинное восприятие: Том 1 Основные механизмыКогнитивная психологияПсихология восприятияОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

В этой главе рассматривается развитие зрительного восприятия и слуховой локализации у младенцев. Он начинается с обзора развития общих зрительных функций, включая остроту зрения, чувствительность к ориентации и движению, а также развитие полей зрения. Затем обсуждается развитие аккомодации и движений глаз, включая развитие выравнивания глаз, следящих движений глаз, саккадических движений глаз и вергенции. Следующие три главы посвящены развитию восприятия глубины, бинокулярного и стереоскопического зрения. Глава заканчивается обзором развития слуховой локализации.

Ключевые слова: зрительное развитие, развитие восприятия глубины, развитие стереоскопического зрения, слуховая локализация

Предмет

Психология восприятия Когнитивная психология

Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Взаимосвязь между результатами тестов основных зрительных функций и зрительно-перцептивной обработки у лиц после черепно-мозговой травмы | Американский журнал трудотерапии

Skip Nav Destination

Исследовательская статья| В сети 01 мая 2000 г.

Иоланда Кейт;

Лори Ричардс

Информация об авторе и статье

Онлайновый ISSN: 1943-7676

Печатный ISSN: 0272-9490

Copyright © 2000 Американской ассоциации трудотерапии, Inc. 54(3), 326–334.

https://doi.org/10.5014/ajot.54.3.326

  • Взгляды
    • Содержание артикула
    • Рисунки и таблицы
    • Видео
    • Аудио
    • Дополнительные данные
    • Экспертная оценка
  • Делиться
    • Facebook
    • Твиттер
    • LinkedIn
    • MailTo
  • Инструменты
    • Получить разрешения

    • Иконка Цитировать Цитировать

  • Поиск по сайту

Citation

Иоланда Кейт, Лори Ричардс; Взаимосвязь между выполнением тестов основных зрительных функций и визуально-перцептивной обработкой у лиц после черепно-мозговой травмы. Am J Occup Ther Май/июнь 2000 г., Vol. 54(3), 326–334. doi: https://doi.org/10.5014/ajot.54.3.326

Скачать файл цитаты:

  • Ris (Zotero)
  • Менеджер ссылок
  • EasyBib
  • Подставки для книг
  • Менделей
  • Бумаги
  • КонецПримечание
  • РефВоркс
  • Бибтекс
панель инструментов поиска

Расширенный поиск

Цель. В этом корреляционном исследовании взрослых, получающих трудовую терапию, которые перенесли цереброваскулярный инцидент (CVA), взаимосвязь между основными зрительными функциями (включая остроту, дефицит поля зрения, глазодвигательные навыки и зрительное внимание или сканирование) и более высоким уровнем зрительно-перцептивных навыков обработки (например, визуальное закрытие и различение фигуры и фона).

Метод. Тридцати взрослым, перенесшим сердечную недостаточность, и 20 взрослым, не имевшим в анамнезе сердечно-сосудистых заболеваний, были проведены базовый скрининг зрительных функций и тест зрительного восприятия без двигательной активности (MVPT).

Добавить комментарий