какие основные, виды и содержание, какова цель
Содержание:
- Что такое социализация индивида
- Цели и задачи социализации личности
- Социализация молодежи
- Особенности социализации детей с ОВЗ
- Социализация людей пожилого возраста
- Десоциализация и ресоциализация
Содержание
- Что такое социализация индивида
- Цели и задачи социализации личности
- Социализация молодежи
- Особенности социализации детей с ОВЗ
- Социализация людей пожилого возраста
- Десоциализация и ресоциализация
Что такое социализация индивида
Определение
Социализация — это процесс, в результате которого индивид усваивает социальные нормы, ценности, установки и правила поведения в социуме, представителем которого он сам является.
В процесс социализации включены:
- передача и усвоение знаний и навыков;
- формирование правил поведения в обществе, идеалов и образцов поведения.
Социология разделяет социализацию на 2 типа:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
- первичная, когда ребенок усваивает нормы, правила и ценности;
- вторичная, когда взрослый человек усваивает нормы, правила и ценности.
Задачей социализации служит формирование институтов, способных задать направление и правильный стимул для успешного развития личности.
Агентами социализации выступают люди, несущие ответственность за усвоение культурных норм и ценностей, признанных в обществе.
Агентами первичной социализации являются родственники, друзья, лидеры молодежных организаций, те кто находится ближе всего к человеку.
Вторичные агенты — это представители школы, вуза, полиции, религиозных организаций и т.д. Это круг лиц, отказывающих меньшее влияние на формирование личности.
Примечание
Институтами социализации признаются те учреждения, которые влияют на ход социализации и его поддержание.
Цели и задачи социализации личности
Социализация человека — это сложный процесс, в ходе которого осуществляется усвоение социальных норм и формируется собственное ядро личности, представляющее совокупность уникальных черт.
Так как общество является переменчивым институтом с изменяющимися условиями, человеку необходимо всегда им соответствовать для успешной самореализации.
Целью социализации является подготовка личности к успешному исполнению своей роли в общественной жизни.
Задачами социализации выступают:
- пробуждение социальной активности;
- воспитание чувства самоуважения;
- развитие творческого потенциала;
- обучение навыку формулировать собственное мнение и отстаивать его;
- формирование стремления к самовыражению;
- обучение поведенческому навыку;
- подготовка к разным видам трудовой деятельности.
В процессе формирования личности прививаются определенные качества с учетом внутренних правил и особенностей формирования развития.
Социализация молодежи
Молодость — это период, затрагивающий формирование идеалов и ценностей, освоение норм и правил, обретение профессиональных навыков и знаний, реализация своих способностей и творческого потенциала.
Примечание
В группу молодежи входят люди возраста от 18 до 25 лет.
Именно в этот промежуток времени происходят важные события в жизни человека, влияющие на его последующую жизнь: начало самостоятельной жизни, выбор специальности, учебного заведения, супруга и т.д.
Социализация молодежи имеет двухсторонний характер:
- Она является задачей всего социума.
- Ее функцией выступает освоение индивидом совокупности установленных социальных норм и правил, культурных ценностей, традиций и поведенческих моделей.
Указанные аспекты помогают молодежи проявлять себя в обществе и реализовывать свой потенциал.
Особенности социализации детей с ОВЗ
Процесс социализации детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) происходит особенно тяжело в связи с их трудностями в самообслуживании, социальной адаптации, освоении учебного материала и т.д.
Для того, чтобы такие дети могли как можно легче интегрироваться в общество, необходимо успешное решение следующих задач:
- Разработка особых программ по социальной адаптации.
- Создание специальных центров поддержки детям с ОВЗ.
- Разработка технологий, способствующих развитию качеств личности для успешной интеграции в общество.
- Создание программ дополнительного образования.
- Обеспечение сопровождения педагога в процессе социализации.
- Формирование родительской компетенции в качестве агентов первичного этапа социализации.
Если характер решения указанных задач станет массовым, то это существенно облегчит процесс адаптации детей с ОВЗ и предопределит их успешную реализацию во многих жизненных сферах.
Социализация людей пожилого возраста
Специфика социализации пожилых людей заключается в адекватной адаптации к социуму и усвоении новых правил поведения, обеспечивающих приспособление к своему возрасту. Отличие социализации такого человека в том, что его роль в обществе не имеет четкого определения. Люди старшего поколения выходят на пенсию, растят внуков, и все то, что имело особо значение в предыдущие годы жизни, с годами перестает быть актуальным. Теперь встает задача освоить новую роль в обществе и найти свое место.
Зарубежные исследователи пришли к выводу, что вовлеченность в общение для пожилого человека выступает одной из самых острых проблем. Отсутствие друзей и близких рядом нередко приводит к депрессии и развитию болезней, поэтому расширение круга общения является главным условием социализации людей в возрасте. Для пожилого населения необходимо создать такие условия, которые помогут сформировать новый круг общения, т.
Примечание
Нередко люди с выходом на пенсию начинают заниматься новой деятельностью: поэзией, рисованием, фотографией и т.д. Этот фактор говорит о том, что возможности для успешной реализации существуют в любом возрасте.
Десоциализация и ресоциализация
Определение
В процессе десоциализации человек утрачивает приобретенные ранее социальные навык и опыт, теряет усвоенные ценности и нормы.
Данный процесс может быть различным в зависимости от характера выражения и варьируется от легкой дезориентированности в социуме до полной потери связи с людьми. Нередко десоциализация обуславливается попаданием в экстремальные ситуации и условия, к примеру, в места заключения или психиатрическую лечебницу.
Определение
Под ресоциализацией понимается усвоение иных социальных ценностей и правил, отличных от прежних.
Суть процесса заключается в следующем: человек при усвоении новой информации, не отвечающей его уже установленным ценностям, полностью переосмысливает ее.
Ресоциализация, как и десоциализация, бывает поверхностной или глубокой, целиком меняющей сознание человека.
Насколько полезной была для вас статья?
Рейтинг: 5.00 (Голосов: 1)
Выделите текст и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter»
Поиск по содержимому
Функции социализации
1) формирование и действие механизма трансмиссии культуры. Культурная традиция, культурное достояние общества переходит из поколение в поколение; это достояние аккумулируется, обогащается только благодаря тому, что предшествующие поколения передают последующим определенные идеи, правила, символы, а позднейшие поколения их принимают, осваивают;
2)создается определенный уровень общественного согласия и порядка. Действия людей должны отвечать общественным ожиданиям, что гарантирует взаимную координацию действий, предопределяет то, что контакты и взаимодействия будут проходить без осложнений, ссор и конфликтов.
Первичная социализация – 1 точка зрения: период от рождения до формирования зрелой личности; 2 точка зрения: социализация, которая протекает в кругу близких и родных, то есть первичной группы.
Вторичная социализация – 1 точка зрения: ресоциализация, период перестройки, реадаптации к новым социальным условиям уже зрелой личности; 2 точка зрения: социализация, которая проходит в рамках формальных институтов, вторичных групп (школа, институт, работа).
Иногда для описания ресоциализации употребляется термин аккультурация, т. е. в тех случаях, когда люди меняют место своего проживания, эмигрируют в другую страну и вынуждены приспосабливаться к совершенно новым условиям другой культуры.
Если люди осваивают девиационные (связанные с отклонением от нормы) роли, то можно говорить о контрсоциализации. В этом случае люди обучаются образцам и ценностям контркультуры (например, у преступников существуют особые нормы, язык, стиль жизни, образцы действий и т. п., которые необходимо освоить).
Речь идет о предвосхищающей социализации и ее разновидности снобизме в такой ситуации, когда кто-либо, еще не будучи членом данной группы или еще не занимая данной позиции, настолько сильно субъективно идентифицирует себя с ней, что уже заранее старается максимально уподобиться членам данной группы или лицам, занимающим данную позицию. Например, недавно разбогатевшие бизнесмены, ищущие признания в элитарных кругах, часто заимствуют только поверхностные элементы культуры: манеры или привычки так или иначе одеваться, говорить, материальные реквизиты, формы проведения отдыха и досуга, художественные вкусы и артистические пристрастия.
Речь идет об обратной социализации, когда, например, сын обучает отца пользоваться компьютером. Происходит это потому, что в современном мире чрезвычайно быстро происходят социальные и культурные изменения. Новые знания, распространяемые через СМИ проникают в молодежную среду, минуя родителей и учителей, а порой даже вопреки их советам, нарушая ход социализации от старших к младшим.
Основные средства социализации, обеспечивающие социальный контакт между личностями, личностью и группой:
1)Язык – основной инструмент социализации. С его помощью человек принимает, анализирует, обобщает и передает информацию, выражает эмоции и чувства заявляет о своей позиции, точке зрения, дает оценки
2)Ценности – идеальные представления, принципы, с которыми личность соотносит свои поступки,
3)Нормы – усвоенный личностью образ мышления, поведения, общения.
4) Навыки и умения – образцы деятельности. Они играют не только поведенческую, но и дидактическую (обучающую роль) в последующей социализации. Образование навыков и умений называют социализацией для социализации, так закрепление навыка и умения помогают быстрее и увереннее овладевать новыми навыками и умениями.
Обсудить роль социализации.
Введение
Социальная группа формируется при рождении человеческого младенца. И вскоре после рождения он присоединяется к социальной группе и занимает социальное положение сына, дочери, внука или внучки. Таким образом, роль относится к социальному положению, занимаемому в результате принадлежности к определенной социальной группе, и влечет за собой как права, так и обязанности. В течение своей жизни человек должен играть различные роли, например, роль сына или дочери, внука или внучки. Другими словами, человек занимает несколько социальных позиций, которые взаимосвязаны. Термин «набор ролей» относится к набору ролей, которые человек занимает или выполняет в любой момент времени. Смысл этого в том, что ребенок учится вести себя так, как от него ожидают различные агенты социализации. Например, поведение ребенка с родителем должно отличаться от поведения с сестрой, друзьями, соседями или одноклассниками. Эти роли не обязательно выполнять одну за другой, а можно выполнять одновременно; дополнительные роли могут быть добавлены или удалены. Однако это не исчерпывающий список. Точно так же и то, как человек ведет себя с бабушкой, должно отличаться от того, как он ведет себя с собственной матерью. По мере того, как ребенок растет, он или она учится воспринимать и усваивать эти нюансы. Когда человек хорошо усваивает роль, он или она может взаимодействовать с другими, играть другие роли и со временем участвовать в ролевом взаимодействии. Это называется ролью и ролевой социализацией. Таким образом, роль представляет собой модель поведения, основанную на норме. Однако у него есть определенное значение, например, роль мальчика-девочки. В конкретном обществе является частью культуры этого общества. Как научиться играть роль? Сначала ребенок просто наблюдает и воспроизводит роли родителей и других членов семьи. Постепенно человек учится отличать себя от других, а также свою роль от роли других. Обучение происходит посредством наблюдения, постоянного подкрепления и напоминаний, а также вознаграждения за соответствие и наказания за несоответствие.
Социализация на первичном и вторичном уровняхПсихологи делят потребности людей на первичные и вторичные. Приоритет отдается врожденным потребностям, таким как жажда и голод. Вторичные потребности включают, например, желание учиться или работать. Вторичные потребности – это потребности, возникающие в результате удовлетворения первичных потребностей. Точно так же в обществе институты классифицируются как первичные или вторичные. Семья — это первая социальная группа, в которой рождается ребенок; это также первая социальная группа, которая удовлетворяет и удовлетворяет первичные потребности младенца. Ее называют первичной группой, тогда как школу называют вторичной группой, поскольку она удовлетворяет производные потребности ребенка. Родители служат первичными или первичными агентами социализации для своих детей, в то время как школьные учителя служат вторичными агентами социализации. Кроме того, мы можем различать первичные и вторичные роли, а также первичную и вторичную социализацию. Процесс первичной социализации включает в себя приобретение семейных норм и ценностей, тогда как вторичная социализация включает в себя приобретение специфических для школы моделей поведения, норм и ценностей.
Обучение детей и взрослыхКак указывалось ранее, социализация или процесс усвоения социальных ролей происходит на протяжении всей жизни. Индивиды приобретают новые нормы и ценности по мере того, как становятся членами различных социальных групп и институтов. Например, когда учащийся поступает в школу, он или она должны изучить школьную дисциплину и роль учащегося. Позже в жизни, во взрослом возрасте, нужно научиться брать на себя родительские обязанности и брать на себя семейные обязанности. Когда человек начинает заниматься какой-либо профессией и становится членом профессиональной группы, он или она должны ознакомиться с обязанностями и ролями, связанными с членством в этой группе. Например, роль руководителя будет сильно отличаться от роли владельца небольшой чайной лавки или рабочего. Чтобы принять эти роли и ценности, люди должны быть социализированы. В результате социологи считают, что социализация происходит на протяжении всей жизни, а не только в подростковом возрасте.
Как школа выполняет функцию социализации
Получите премиум-членство и получите доступ к вопросам с ответами, видеоурокам, а также контрольным работам.
Дата публикации: 03.11.2012 16:33:36
Разместил: jullieflavia Уровень членства: Золотой Общее количество баллов: 2188
Через школьную программу необходимые навыки и знания в отношении их будущей жизни. Ниже перечислены основные социальные функции школы; 1. Знание основных интеллектуальных навыков, таких как чтение, письмо, устное выражение, количественные и другие познавательные способности, образование хорошо учит языку, как люди общаются друг с другом в соответствии с положением в обществе.
2. Культурные достижения общества.
Возможности для приобретения социальных и профессиональных способностей, необходимых для того, чтобы стать социальным, полезным и экономически продуктивным членом общества.
3. Гендерные роли, воспринимаемые обществом как подходящие роли.
Образовательные системы социализируют студентов, чтобы они стали членами общества, чтобы играть значимые роли в сложной сети независимых позиций.
4. Образование помогает формировать ценности и отношение к потребностям современного общества.
Образование расширяет кругозор учеников и учит их по-новому смотреть на себя и свое общество.
5. Образование предлагает молодым людям возможности для интеллектуального, эмоционального и социального роста. Таким образом, образование может оказать влияние на продвижение новых ценностей и стимулирование адаптации к изменяющимся условиям.
6. Неофициально и особенно через социальные клубы школа позволяет ребенку освоить ряд других социальных ролей и навыков, которые также важны для его/ее общего развития как члена общества. Например,
Образование учит законам, традициям и нормам общества, правам, которыми будут пользоваться люди, и обязанностям, которые они будут брать на себя.
7. Воспитание учит, как вести себя по отношению к своим товарищам по играм и взрослым.
8. Образование учит, как делиться вещами и идеями.
9. Образование учит ответственно конкурировать.
10. Школьное образование учит сотрудничать
11. Школьное образование прививает обществу образец уважения; таким образом, как хорошо относиться к другим и соблюдать правила.
12. Школьное образование позволяет
усвоить культуру своего общества.
13. Воспитание ведет к толерантности и гуманизму. Например, ожидается, что выпускники колледжей будут более терпимы, чем выпускники средних школ, в своем отношении к этническим и расовым группам.
14. Образование воспитает полезных граждан, которые будут послушно подчиняться общественным нормам и примут роль и статус, которые общество наделит их, когда они закончат обучение.
Поскольку дети происходят из разных слоев общества, работа школы заключается в том, чтобы выявить и изменить или модифицировать те аспекты, которые могут быть неприемлемы для общества. В то же время поощряются те аспекты обучения, которые имеют смысл. Большая часть неформального обучения происходит в основном в группе сверстников. Группы сверстников влияют на процесс социализации как в школе, так и по соседству.
Школа представляет собой официальное и сознательное усилие общества по социализации молодежи. Это достигается за счет содержания учебной программы и внеклассной деятельности. Они также социализируют молодежь через отношения и ценности учителей, которые они передают ребенку. Учителя также выступают в качестве моделей для студентов.
В школе ребенок приобретает навыки, которые в значительной степени готовят его к миру труда.
Ожидается, что школы будут воспитывать, формировать или формировать учеников таким образом, чтобы обеспечить достижение определенных предписанных установок и навыков.