Гештальтпсихология перлза: Гештальт-терапия Ф. Перлза

Гештальт-терапия Ф. Перлза

Метод, созданный американским психологом Ф. Перлзом под влиянием идей гештальтпсихологии, экзистенциализма, психоанализа, получил большую практическую популярность. Ф. Перлз перенес закономерности образования фигуры, установленные в гештальтпсихологии в сфере восприятия, в область мотивации человеческого поведения. Возникновение и удовлетворение потребностей он рассматривал как ритм формирования и завершения гештальтов. Функционирование мотивационной сферы осуществляется (по Перлзу) по принципу саморегуляции организма.


Человек находится в равновесии с самим собой и окружающим его миром. Быть самим собой, осуществлять свое «Я», реализовать свои потребности, склонности — это путь гармоничной здоровой личности. Человек, который хронически препятствует удовлетворению собственных потребностей, отказывается от реализации своего «Я», со временем начинает следовать ценностям, навязанным извне. И это приводит к нарушению процесса саморегуляции организма.

Согласно гештальт терапии организм рассматривается как единое целое, и любой аспект поведения может быть проявлением целостного бытия человека. Человек является частью более широкого поля: организм — среда. У здоровой личности граница со средой является подвижной: возникновение определенной потребности требует «контакта» со средой и формирует гештальт, удовлетворение потребности завершает гештальт и требует «отхода» от среды. У невротической личности процессы «контакта» и «ухода» являются сильно искаженными и не обеспечивают адекватного удовлетворения потребностей.

Ф. Перлз рассматривал личностный рост как процесс расширения зон самоосознавания, что способствует саморегуляции и координирует равновесие между внутренним миром и средой. Он выделял

три зоны сознавания:

  1. Внутреннюю — явления и процессы, происходящие в нашем теле.
  2. Внешнюю — внешние события, которые отражаются сознанием.
  3. Среднюю — фантазии, верования, отношения.

При неврозе преобладает тенденция к сосредоточению на средней зоне за счет исключения из сознания двух первых. Такая излишняя склонность к фантазированию, интерпретации нарушает естественный ритм процесса сознания, вынуждает клиента сосредоточиваться на прошлом и будущем в ущерб настоящему, так как завершить гештальт (удовлетворить потребность) можно только в момент «здесь и сейчас».

По мнению Ф. Перлза, психические нарушения у людей обусловлены тем, что их личность не составляет единого целого, т.е. гештальта. У большинства клиентов стресс возникает в результате неосознанных конфликтов, мешающих им входить в контакт с некоторыми из собственных чувств и мыслей.

Гештальт терапия стремится побудить человека переживать собственные фантазии, осознавать собственные эмоции, контролировать интонации голоса, движения рук и глаз, и понять прежде игнорировавшиеся им физические ощущения с тем, чтобы он снова смог восстановить связь между всеми своими аспектами личности и в результате достичь полного осознания собственного «Я». В основе всех нарушений лежат ограничения способности индивида к поддержанию оптимального равновесия со средой, нарушение процесса саморегуляции.

В гештальт теории различают пять механизмов нарушения процесса саморегуляции:

  1. интроекцию;
  2. проекцию;
  3. ретрофлексию;
  4. дефлексию;
  5. конфлуенцию.

При интроекции человек усваивает чувства, взгляды, убеждения, оценки, нормы, образцы поведения других людей, которые, вступая в противоречие с собственным опытом, не ассимилируются его личностью. Этот неассимилированный опыт — интроект -является чуждой для человека частью его личности. Наиболее ранними интроектами являются родительские поучения, которые усваиваются ребенком без критического осмысления. Со временем становится трудно различить интроекты и свои собственные убеждения. «Он думает то, чего от него хотят другие».

Проекция — прямая противоположность интроекции. При проекции человек отчуждает присущие ему качества, поскольку они не соответствуют его «Я-концепции». Образующиеся в результате проекции дыры заполняются интроектами. «Он делает другим то, в чем сам их обвиняет».

Ретрофлексия — поворот на себя — наблюдается в тех случаях, когда какие-либо потребности не могут быть удовлетворены из-за их блокирования социальной средой, и тогда энергия, предназначенная для манипулирования во внешней среде, направляется на самого себя. Такими неудовлетворенными потребностями или незавершенными гештальтами часто являются агрессивные чувства. «Он делает себе то, что хотел бы делать другим». Ретрофлексия при этом проявляется в мышечных зажимах. Первоначальный конфликт между «Я» и другими превращается во внутриличностный конфликт. Показателями ретрофлексии является использование в речи возвратных местоимений и частиц. Например: «Я должен заставить себя сделать это».

Дефлексия

— уклонение от реального контакта. Человек, для которого характерна дефлексия, избегает непосредственного контакта с другими людьми, проблемами и ситуациями. Дефлексия выражается в форме болтливости, ритуальности, условности поведения, тенденции «сглаживания» конфликтных ситуаций.

Конфлуенция (или слияние) — выражается в стирании границ между «Я» и окружением. Такие клиенты с трудом отличают свои мысли, чувства и желания от чужих. Для людей с конфлуенцией характерно при описании собственного поведения употребление местоимения «мы» вместо «я». Конфлуенция представляет собой защитные механизмы, прибегая к которым индивид отказывается от своего подлинного «Я».

В результате действия перечисленных механизмов нарушается целостность личности, которая оказывается фрагментированной, разделенной на отдельные части. Такими фрагментами часто выступают дихотомии: мужское — женское, активное -пассивное, зависимость — отчужденность, рациональность — эмоциональность и т.д.

Понятие «незаконченное дело» является одним из центральных в гештальт коррекции. «Незаконченное дело» означает, что неотреагированные эмоции препятствуют процессу актуального осознавания происходящего. По Перлзу, наиболее часто встречающимся и худшим видом незавершенного дела является обида, которая нарушает подлинность коммуникации.

Довершить незавершенное, освободиться от эмоциональных задержек — один из существенных моментов в гештальткоррекции.

Другим важным термином является «избегание«. Понятие, с помощью которого отражаются особенности поведения, связанные со способами ухода от признания и принятие всего того, что связано с неприятным переживанием незавершенного дела. Гештальт-терапия поощряет выражение задержанных чувств, конфронтацию с ними и проработку их, достигая тем самым личностной интеграции. В процессе гештальт коррекции на пути к раскрытию своей истинной индивидуальности клиент проходит через пять уровней, которые Ф. Перлз называет уровнями невроза.

5 уровней невроза по Ф. Перлзу

Первый уровень — уровень фальшивых отношений, игр и ролей. Это слой фальшивого ролевого поведения, привычные стереотипы, роли. Невротическая личность отказывается от реализации своего «Я» и живет согласно ожиданиям других людей. В результате собственные цели и потребности человека оказываются неудовлетворенными. Человек испытывает фрустрацию, разочарование и бессмысленность своего существования.

Второй уровень — фобический — связан с осознанием своего фальшивого поведения и манипуляций. Но когда клиент представляет себе, какие последствия могут возникнуть, если он начнет вести себя искренне, его охватывает чувство страха. Человек боится быть тем, кем является. Боится, что общество подвергнет его остракизму. И клиент стремится избегать столкновения со своими болезненными переживаниями.

Третий уровень — уровень тупика и отчаяния. Он характеризуется тем, что человек не знает, что делать, куда двигаться. Он переживает утрату поддержки извне, но не готов и не хочет использовать свои собственные ресурсы, обрести внутреннюю точку опоры. В результате человек придерживается статуса-кво, боясь пройти через тупик. Это моменты, связанные с переживанием своей собственной беспомощности.

Четвертый уровень — имплозия, состояние внутреннего смятения, отчаяния, отвращения к самому себе, обусловленное полным осознанием того, как человек ограничил и подавил себя. На этом уровне клиент может испытывать страх смерти. Эти моменты связаны с вовлечением огромного количества энергии и столкновением противоборствующих сил внутри человека. Возникающее вследствие этого давление, как ему кажется, грозит его уничтожить. Человек в слезах отчаяния переживает свою решимость самому принять ситуацию и справиться с ней. Это слой доступа к своему подлинному «Я».

Пятый уровень — эксплозия, взрыв. Клиент сбрасывает с себя фальшивое, наносное, начинает жить и действовать от своего подлинного «Я». Достижение этого уровня означает формирование аутентичной личности, которая обретает способность к переживанию и выражению своих эмоций. Таким образом, гештальткоррекция — это подход, направленный на освобождение и самостоятельность личности.

Цели коррекции. Целью гештальт коррекции является снятие блокировок, пробуждение потенциально существующих в человеке естественных ресурсов, способствующих его личностному росту, достижению ценности и зрелости, полной интеграции личности клиента.

Основная цель — помощь человеку в полной реализации его потенциала. Эта цель разбивается на вспомогательные:

  • обеспечение полноценной работы актуального самоосознавания
  • смещение локуса контроля вовнутрь;
  • поощрение независимости и самодостаточности;
  • обнаружение психологических блоков, препятствующих росту, и изживание их.

Позиция психолога. В гештальткоррекции психолог рассматривается как катализатор, помощник, сотворец, интегрированный в единое целое гештальтличности клиента. Психолог старается избегать непосредственного вмешательства в личные чувства клиента и пытается облегчить выражение этих чувств.

Главная цель взаимодействия с клиентом — активация внутренних личностных резервов клиента, высвобождение которых ведет к личностному росту.

Требования и ожидания от клиента. В гештальт коррекции клиентам отводится активная роль, включающая в себя право на собственные интерпретации позиций, на осознавании схем своего поведения и жизни. Предполагается, что клиент должен переключиться с рационализирования на переживание. Причем вербализация чувств не настолько важна, насколько важно желание клиента, его готовность принять сам процесс актуального переживания, в котором он будет на самом деле испытывать чувства и говорить от их имени, а не просто сообщать о них.

Техники

Психотехникам в гештальт-коррекции придается очень большое значение. Они именуются играми и экспериментами. Широкую известность гештальт-коррекция получила во многом благодаря этим играм.

1. Экспериментальный (диссоциированный) диалог. Это диалог между фрагментами   собственной   личности.   Когда   у   клиента   наблюдается   фрагментация собственной личности, психолог предлагает эксперимент: провести диалог между значимыми фрагментами личности. Например, между агрессивным и пассивным началом, между нападающим и защищающимся. Это может быть диалог и с собственным чувством (например, с чувством страха), а также с отдельными частями тела или с воображаемым (значимым для клиента) человеком.

Техника игры такова: напротив стула, который занимает клиент («горячий стул») располагается пустой стул, на который «сажают» воображаемого собеседника. Клиент поочередно меняет стулья, проигрывая диалог, отождествляя себя с различными фрагментами своей личности и выступая то с позиции жертвы, то с позиции агрессора, и по очереди воспроизводит реплики от имени одной, затем другой психологической позиции.

2. «Большой пес» и «Щенок». Широко распространенным приемом является использование двух игровых позиций: «Большой пес» и «Щенок». «Большой пес» олицетворяет обязанности, требования, оценки. «Щенок» олицетворяет пассивно-оборонительные установки, ищет уловки, отговорки, оправдания, обосновывающие уклонения от обязанностей. Между этими позициями происходят борьба за власть и полный контроль над личностью.

«Большой пес» пытается оказать давление угрозой наказания или предсказанием отрицательных последствий поведения, не соответствующего требованиям. «Щенок» не вступает в прямую борьбу, а использует уловки — ему несвойственна агрессивность. Фрагменты диалога между этими частями личности возникают иногда в сознании клиента в различных ситуациях повседневной жизни, когда, например, он пытается заставить себя сделать что-то и одновременно манипулирует разными отговорками и самооправданиями. С помощью систематизированного и искреннего диалога во время упражнения клиент может более полно осознать бесплодные манипуляции, совершаемые над собственной личностью, стать более искренним и способным более эффективно управлять собой.

Техника обладает выраженным энергетическим потенциалом, усиливает мотивацию клиента к более адекватному поведению.

3. Совершение кругов, или идти по кругу. Известная психотехника, согласно которой клиент по просьбе ведущего (техника применяется в групповой работе) обходит всех участников по очереди, и либо что-то говорит им, либо совершает какие-то действия с ними. Члены группы при этом могут отвечать. Техника используется для активизации членов группы, поощрения их к риску нового поведения и свободы самовыражения. Часто предлагается начало высказывания с просьбой завершить его, например: «Пожалуйста, подойдите к каждому в группе и завершите следующее высказывание: «Я чувствую себя неудобно потому, что…»» Клиент может пройти по кругу и обратиться к каждому участнику с волнующим его вопросом, например, выяснить, как его оценивают другие, что о нем думают, или выразить собственные чувства по отношению к членам группы. Прием позволяет более дифференцировано определять собственные переживания и связи с окружающими.

Многократное повторение фразы, выражающей какое-либо глубокое убеждение, может способствовать изменению его значения и содержания для клиента.

4. Техника «наоборот» (перевертыш). Техника заключается в том, чтобы клиент сыграл поведение, противоположное тому, которое ему не нравится. Скажем, застенчивый стал вести себя вызывающе; приторно вежливый — грубо, тот, кто всегда соглашался, занял бы позицию непрестанного отказа. Техника направлена на принятие клиентом себя в новом для него поведении и на интегрировании в «Я» новых структур опыта.

5. Экспериментальное преувеличение. Техника направлена на развитие процесса самоосознания путем гиперболизации телесных, вокальных и других движений. Это обычно интенсифицирует чувства, привязанные к тому или иному поведению: громче и громче повторять фразу, выразительнее делать жест. И особую ценность представляет ситуация, когда клиент стремится подавить какие-либо переживания -это приводит к развитию внутренних коммуникаций.

6. Незаконченное дело. Любой незавершенный гештальт есть незаконченное дело, требующее завершения. У большинства людей есть немало неулаженных вопросов, связанных с их родственниками, родителями, сослуживцами и т.д. Чаще всего это невысказанные жалобы и претензии. Клиенту предлагается с помощью приема «пустого стула» высказать свои чувства воображаемому собеседнику или обратиться непосредственно к тому из участников группы, кто имеет отношение к незаконченному делу. В опыте работы гештальт-групп отмечается, что наиболее частое и значимое невыраженное чувство — это чувство вины или чувство обиды, именно с этим чувством работают в игре, которая начинается со слов «Я обижен. ..».

7. Проективные игры на воображение иллюстрируют процесс проекций и помогают участникам группы идентифицироваться с отвергаемыми аспектами личности.

Наиболее популярная игра — «Старый заброшенный магазин«. Клиенту предлагают закрыть глаза, расслабиться, а потом представить, что поздно ночью он проходит по маленькой улочке мимо старого заброшенного магазина. Окна грязные, но если заглянуть, можно заметить какой-то предмет. Клиенту предлагают тщательно его рассмотреть, затем отойти от заброшенного магазина и описать предметы, обнаруженный за окном.
Далее ему предлагается вообразить себя этим предметом, и, говоря от первого лица, описать свои чувства, ответив на вопросы: «Почему он оставлен в магазине? На что похоже его существование в качестве этого предмета?» Идентифицируясь с предметами, клиенты проецируют на них какие-то свои личностные аспекты.

8. «У меня есть тайна«. В этой игре предпринимается исследование чувства вины и стыда. Каждого из участников группы просят подумать о каком-либо важном для него и тщательно хранимом личном секрете. Психолог просит, что бы участники не делились этими тайнами, а представили себе, как могли бы реагировать окружающие, если бы эти тайны стали им известны. Следующим шагом может быть предоставление каждому участнику случая похвастаться перед другими, «какую страшную тайну он хранит в себе». Довольно часто оказывается, что многие неосознанно очень привязаны к своим секретам как к чему-то драгоценному.

9.   «Преувеличение«. Большое внимание в гештальттерапии уделяется так называемому «языку тела». Считается, что физические симптомы более точно передают чувства человека, чем вербальный язык. Ненамеренные движения, жесты, позы клиента иногда являются сигналами важных содержаний. Однако эти сигналы остаются прерванными, неразвившимися, искаженными. Предлагая клиенту преувеличить нечаянное движение или жест, можно сделать важное открытие.

Например, скованный, чрезмерно сдержанный мужчина постукивает пальцем по столу, в то время как женщина в группе долго и пространно о чем-то говорит. Когда его спрашивают, не хочет ли он прокомментировать то, о чем говорит женщина, он отказывается, уверяя, что разговор мало его интересует, но продолжает постукивание. Тогда психолог просит усилить постукивание, стучать все громче и выразительнее до тех пор, пока клиент не осознает, что делает.

Гнев клиента нарастает очень быстро, и через минуту он с силой бьет по столу, горячо выражая свое несогласие с женщиной. При этом он восклицает: «Она точно как моя жена!» В дополнение к этому осознанию он получает мимолетное впечатление о чрезмерном контроле своих сильных утвердительных чувств и возможности более непосредственного их выражения.

10. «Репетиция«. По мнению Ф. Перлза, люди тратят много времени, репетируя на «сцене воображения» различные роли и стратегии поведения по отношению к конкретным ситуациям и лицам. Часто отсутствие успеха в действиях в конкретных жизненных ситуациях определяется тем, как данная личность в воображении готовится к этим ситуациям. Такая подготовка в мыслях и воображении часто проходит в соответствии с ригидными и неэффективными стереотипами, являющимися источником постоянного беспокойства неадекватного поведения. Репетиция поведения вслух в группе с вовлечением других участников позволяют лучше осознать собственные стереотипы, а также использовать новые идеи и решения в этой области.

11. Проверка готового мнения. Случается, что психолог, слушая клиента, улавливает в его словах какое-то определенное сообщение. Тогда он может воспользоваться следующей формулой: «Слушая тебя, у меня возникло одно мнение. Я хочу предложить тебе повторить это мнение вслух и проверить, как оно звучит в твоих устах, насколько оно тебе подходит. Если согласен попробовать, повтори это мнение нескольким членам группы».

В этом упражнении содержится фактор интерпретации скрытого значения поведения клиента, но психолог не старается сообщить свою интерпретацию клиенту, он только предоставляет пациенту возможность исследовать переживания, связанные с проверкой рабочей гипотезы. Если гипотеза окажется плодотворной, клиент может развить ее в контексте собственной деятельности и опыта.

Ф. Перлз вначале применял свой метод в виде индивидуальной коррекции, но впоследствии полностью перешел на групповую форму, находя ее более эффективной и экономичной. Групповая работа проводится как центрированная на клиенте. Группа при этом используется инструментально, по типу хора.

Во время работы одного из участников группы, который занимает «горячий стул» рядом со стулом психолога, другие члены группы идентифицируются с ним и проделывают большую молчаливую аутотерапию, осознавая фрагментированные части своего «Я» и завершая незаконченные ситуации.

Вся многообразная техника гештальт-терапии направлена на обеспечение психологической поддержки личности, на освобождение человека от бремени прошлых и будущих проблем и возвращении его «Я» в богатый изменчивый мир личностного «сейчасного» бытия.

Гештальт-терапия ф. Перлза

Становление гештальтпсихологии повлекло за собой развитие гештальттерапии. История гештальтподхода к групповой работе во многом связана с биографией его основателя Фрица Перлза. Окончив Берлинский университет по специальности нейропсихиатрия, Перлз вместе с Карен Хорни в 1926 году обратился к психоанализу и открыл свою собственную практику в соответствии с принципами фрейдизма. В 1933 году, когда к власти пришел Гитлер, Перлз эмигрировал в Южную Африку. В дальнейшем на него оказали заметное влияние философия экзистенциализма, гештальтпсихология и теория Вильгельма Райха о физиологических проявлениях психологических проблем.

Гештальттерапия была разработана Ф. Перлзом и является оригинальным методом психотерапии и роста личности. Перлз был терапевтом с уникальной интуицией и чувствительностью, его яркая, незаурядная личность, а также вызывающий стиль в глазах многих людей носили отпечаток большой самонадеянности. В настоящее время руководители групп, занимаются ли они только гештальттерапией или заимствуют некоторые ее приемы, принимают те теоретические понятия гештальттерапии, которые в наибольшей степени соответствуют их стилю.

Во многом антиинтеллектуальная позиция Перлза, отражаемая в утверждении типа “забудь о своем уме и доверься чувствам”, довольно часто искажается и упрощается. Среди руководителей гештальтгрупп существует тенденция игнорировать рациональное мышление и интеллектуальные способности членов групп. Намерение же Перлза заключалось в смещении равновесия от чрезмерного преувеличения роли сознания к возвращению значения роли телесных ощущений и чувств. Однако преувеличение роли тела при недооценивании роли интеллекта не может привести к созданию оптимального терапевтического подхода.

Хотя Перлз был основателем гештальттерапии и авторитетным специалистом, многие из современных руководителей гештальтгрупп пошли гораздо дальше своего учителя. Развитие гештальтерапии привело к созданию множества упражнений и экспериментальных приемов, начиная от методики “двух стульев” и кончая воображаемыми диалогами мечты, которые вполне применимы в рамках других терапевтических подходов. Однако гештальтподход не является тем теоретическим подходом, который представляет ему готовый набор методик для проведения групп. Многие практики ответственны за некритическое использование методик без рассмотрения теории и принятия во внимание индивидуальных желаний каждого члена группы. Наиболее успешными руководителями гештальтгруппы являются те, кто постоянно экспериментирует с методиками, создает новые приемы для решения индивидуальных проблем и в определенный момент интуитивно находит нужные ответы на требования каждого члена группы. Гештальт-метод может слишком сильно воздействовать на членов группы, поэтому руководитель должен опираться на знание и понимание теоретических положений, а также обладать опытом гештальт- и групповых процессах.

Перлз занимался такими различными вопросами, как теория поля Курта Левина, театр психодрамы, биоэнергетика и метод Александера. Из каждой области он извлекал то, что могло оказаться значимым для развития его собственной терапевтической модели. Подобно Левину, Перлз отказался от каузального подхода, поиска в поведении ответа на вопрос “почему ?”, при котором человек рассматривается как “пассивная пешка”, управляемая силами среды, и сосредоточился на изучении взаимодействия активной личности и среды, поиски в поведении ответом “что ?” и “как ?”. Из психодрамы и биоэнергетики Перлз заимствовал упражнения и методики, видоизменив их в соответствии со своими теоретическими представлениями.

Хотя гештальттерапия формировалась как метод индивидуальной психотерапии, групповая ее форма стала наиболее распространенной. В середине 60-х годов Перлз объявил о своем намерении оставить индивидуальные занятия и перейти к групповым формам работы. Однако, обычная гештальтгруппа сильно отличается от групп других видов. Если Т-группы и группы встреч вовлекают в работу всех членов группы и поощряют взаимодействие между ними, гештальттерапия, как ее описывал Перлз и как ее практиковали многие его ученики, представляет собой договорное общение группового лидера и отдельного участник, который добровольно решается стать пациентом, сев на так называемое эмоционально “горячее место”, то есть на стул рядом со столом терапевта. Остальные члены группы без комментариев наблюдают за терапевтическим процессом, взаимодействием терапевта и клиента. Хотя в некоторых упражнениях гештальттерапии могут участвовать все члены группы, чаще всего им отводиться роль молчаливых зрителей и выразителей групповой поддержки.

Одним из основополагающих понятий гештальпсихологии является понятие отношения фигуры и фона. Исследователи восприятия в русле гештальттеории обнаружили: люди организуют поступающую информацию таким образом, что важные и значимые события занимают центральное место в сознании, а менее важная информация отступает на задний план. Перлз применил это положение к описанию функционирования личности и предположил наличие ритмической смены процессов формирования и завершения фигуры, когда в качестве фигуры выступает потребность, например, получить поддержку или выразить гнев.

Гештальт-образования возникают на каком-либо фоне или с определенным задним планом. Мы выбираем из фона то, что важно или значимо для нас, и это важное или интересное нам становиться гештальтом. В группах фигурой обычно является то чувство, которое преобладает над всеми остальными чувствами и мыслями. Например, чувства гнева, разочарования, страха, радости, сексуального желания или любви легко могут стать фигурами, в то время как остальные компоненты нашего опыта отступают на задний план.

Как только потребность удовлетворена, гештальт завершается, то есть теряет свою значимость. Он отступает на задний план, освобождая место для формирования нового гештальта. Этот ритм формирования и завершения гештальтов является естественным ритмом жизнедеятельности организма. Иногда потребность нельзя удовлетворить, и гештальт остается незавершенным. Гештальт-приемы позволяют члену группы сделать фигуру более четкой с тем, чтобы неотреагированные чувства, в конце концов, нашли свое отражение. Таким образом, травмирующий индивидуума гештальт завершается, и возникает возможность перейти к работе над другими скрытыми проблемами.

Для того, чтобы быть способным формировать и завершать гештальты, человек должен полностью осознавать себя в настоящий момент. Осознание и сосредоточенность на настоящем являются ключевыми понятиями гештальттеории (Перлз, 1996).

Для удовлетворения своих потребностей нам необходимо постоянно быть в контакте с законом своего внутреннего и внешнего мира. Внутренняя зона осознания включает те процессы и события, которые происходят в нашем теле. Мы отвечаем на свои внутренние потребности, когда надеваем свитер, ощутив холод, или когда ложимся спать, испытав сильную усталость. Внешние зона представляет собой совокупность внешних событий, которые поступают в наше сознание в качестве сенсорных сигналов. Информация, поступающая от внутренней и внешней зон, почти не оценивается и не интерпретируется.

Кроме внутренней и внешней зон, существует еще средняя зона, которую Перлз назвал зоной фантазии. Ее составляют мысли, фантазии, верования, отношение к другим, интеллектуальные или мыслительные процессы. Перлз полагал, что неврозы возникают в результате тенденции к сосредоточиванию на средней зоне за счет исключения событий внутренней и внешней зон. Требование к членам гештальтгруппы основываться на настоящем, избегать обращения к прошлому опыту, а также не строить планы на будущее получило свое полное отражение в утверждении Перлза: “Нет ничего, кроме того, что есть здесь и теперь. Теперь есть настоящее… Прошлого уже нет. Будущее еще не наступило”.

В гештальттерапии состояние оптимального называется зрелостью. Для того чтобы достичь зрелости, индивидуум должен преодолеть стремление получить поддержку из окружающего мира и найти новые источники поддержки в самом себе. Это можно сравнить с ситуацией, когда молодой человек, покинув родительский дом и оставшись без финансовой поддержки, сам находит способы заработать себе на жизнь. В гештальттерапии речь, естественно, идет не о финансовой зрелости, а об эмоциональной. Если индивидуум не достиг зрелости, то он скорее склонен манипулировать своим окружением для удовлетворения желаний, чем брать на себя ответственность за свои разочарования и пытаться удовлетворить свои истинные потребности. Зрелость наступает тогда, когда индивидуум мобилизует свои ресурсы для преодоления фрустрации и страха, возникающих из-за отсутствия поддержки со стороны окружающих и неадекватность самоподдержки. Ситуация, в которой он не может воспользоваться поддержкой со стороны окружающих и опереться на самого себя, есть тупик. Зрелость заключается в умении пойти на риск, чтобы выбраться из тупика. Если индивидуум не рискует, но у него актуализируются ролевые поведенческие стереотипы, позволяющие манипулировать другими: он может выбрать роль “беспомощного”, чтобы остаться зависимым, или роль “глупца” чтобы получить интеллектуальную поддержку (Перлз, 1997).

Гештальт-терапевт в своей работе с клиентом не пользуется методами, преобладающими в непосредственной практике социальной работы. То есть гештальт-терапевт исходит не из предыстории, не формулирует основанный на диагнозе план лечения и не ожидает, что будет достигнута некая цель (предопределенная или какая-либо иная). Терапевт учит ожиданию того, что может произойти, но никак не того, что должно произойти. Такой взгляд на цели связан с принципом опоры на самого себя и ответственности за себя.

Последние годы жизни Перлз провел в знаменитом Институте Эсален в Калифорнии, и отсюда гештальт подход начал победоносное шествие в движение за человеческие возможности и трансперсональную психологию.

Оглядываясь на наследие Соломона Перлза, мы можем сделать вполне прозаичное заключение, что он собственно никогда не занимался трасперсональным спектром сознания. И, может быть, в соответствии со своим весьма прохладным взглядом на теоретические обобщения, он и трансперсональную психологию при всей ее сложности и внутренней изысканности обозначил «слоновьим дерьмом»…

Но его опора на спонтанность, на обьемное распределение внимания – сознания (присмотритесь к его «Базовому упражнению осознания» в трех зонах), принцип «здесь и сейчас» больше напоминают принципы дзень-буддийского монастыря, чем стратегию психотерапии. В крайнем случае, его «зрелость» является наиболее важной предпосылкой не только «ахимсы-гуру» (круга священных обязанностей духовного учителя), но и принципиальной основой психодуховных путешествий «стяжания от духа святого» — трансперсональным.

      1. Методы

Целью гештальтгруппы является пробуждение организмических процессов в каждом участнике. Долговременной целью группы является достижение личностной зрелости путем избавление от старых непродуктивных форм поведения и создание новых паттернов, и каждый используемый терапевтом прием должен поддерживаться членами группы на пути к полному функционированию.

Приемы, которые используются в гештальтгруппах, можно разделить на шесть функциональных категорий. Они направлены на расширение сознания, интеграцию противоположностей, усиления внимания к чувствам, работу с мечтами, принятие ответственности за самого себя и преодоление сопротивления. Гештальтметодики оказывают большое влияние на участников, так как позволяют им за короткий отрезок времени выявить некоторые удивительные, но пугающие особенности своего «я». Следовательно, руководитель группы должен быть опытным терапевтом. Хотя это требование имеет отношение ко всем формам групповой работы, оно особенно важно для гештальтгрупп, так как в этих группах необходимо тщательно сочетать фрустрацию и поддержку.

Расширение осознания

Во время проведения гештальтгруппы широко используются упражнения, направленные на расширение осознания того, что принадлежит внутренней и внешней зонам. Они ориентируют участников на настоящее и формируют у них поведение «здесь и теперь». Руководитель может дать указание членам группы закрыть глаза и сконцентрироваться на внутренней зоне. Свое познание внутренней зоны члены группы начинают словами: «Сейчас я осознаю…» — и заканчивают сообщение об ощущениях, возникающих в коже суставах, мышцах, желудке, гениталиях и т. д. Затем они получают задание открыть глаза и направить свое внимание на внешнюю зону. Осознание внешней зоны также начинается словами: «Сейчас я осознаю…» — и заканчивают сообщение об ощущениях, таких, как звуки, запахи и т. д., возникающих в результате воздействия внешнего мира. Членов группы можно попросить чередовать направление своего внимания то на внутреннюю, то на внешнюю зоны, для попеременного осознания ощущений, возникающих в каждой из зон.

На начальном этапе развития гештальтгруппы наиболее эффективны упражнения по осознанию. Участники получают задание разделиться на пары и описать свое осознание партнера. Выполняя это упражнение, необходимо удерживать себя от интерпретации, осмысления, оценивания. Предложение «Теперь я осознаю твою теплую улыбку» в действительности не отражает процесс осознания ощущений, так как слово «теплая» является интерпретацией, которая возникла в средней зоне. Осознание различий между внутренней и внешней зон, имеющимся в настоящий момент, и ощущениями средней зоны можно передать двумя предложениями, начав их: «Сейчас я осознаю… Я представляю, что… «— и закончив следующим образом: » Я сейчас осознаю твою улыбку. Я представляю, что она говорит о твоем теплом отношении ко мне». Таким образом, практические упражнения по осознанию помогают членам группы четко различить то, что реально имеет место, и то, что они представляют.

Осознание очень важно при работе на «горячем месте». Пациент, начинающий взаимодействовать с руководителем, получает задание попробовать осознать ощущения, возникающие во время дыхания, движения, при отдельной позе и т. д. Это задание заставляет его действовать по принципу «здесь и теперь», уменьшая воздействие средней зоны до такой степени, что работа принимает спонтанный характер и направляется только на переживание, происходящие в настоящий момент.

Когда невербальное поведение затрагивает какого-нибудь участника группы, то участник получает задание обращаться к этому числу группы напрямую. Например, участник говорит о своих теплых чувствах к партнеру, одновременно отодвигаясь от него. Осознание телесной позы партнера может привести к появлению сложного комплекса чувств страха и влечения. В этот момент руководитель группы привлекает внимание участника к блокирующим механизмам расширяя осознание им того, как он сам препятствует своему росту. Целью расширение осознания является, по Перлзу, возрастание степени понимания самого себя.

Интеграция противоположностей

Работа по методике «двух стульев»— это упражнение с использованием «горячего места», которое большей частью довольно эффективно исследует функции контакта между работой по методике «двух стульев» в гештальттерапии и использованием «вспомогательных «я» » в психодраме это упражнение позволяет повторно пережить болезненное событие, гештальтметодики направляют участника на воссоздание обеих сторон конфликта и на установление диалога между ними. Таким образом, участник полностью переживает оба компонента своего «я», включая и тот, что обычно отрицается или не осознается из-за его неприятного характера, как только обе стороны противоположности осознаются, то становится проще интегрировать их в своей личности. Многие люди, например, интернализируют внутренний конфликт между пассивностью, слабохарактерностью и стремлением казаться агрессивными, всепреодолевающими. Адаптивная интеграция этой противоположности может заключаться в уверенной, но сохраняющей эмоциональность позиции или в совмещении этих крайностей в конкретных ситуациях. Другими распространенными противоположностями являются зависимость/отчужденность, рациональность/ эмоциональность, эгоистичность /бескорыстие.

Невротические механизмы — это дефектные взаимодействия со средой, при которых особенности человеческой личности могут либо «опутываться, как при патологическом слиянии и интроекции, либо «рассыпаться на фрагменты и отрицаться», как при проекции и ретрофлексии. Как уже указывалось выше, наиболее часто разбираемым в гештальтгруппах примером противоположности является конфликт между » нападающим» и «защищающимся». «Нападающий» интроецирует родительские поучения и ожидания, которые диктуют ему, что он должен делать. «Защищающийся» постоянно саботирует эти манипуляции со стороны «нападающего», говоря: «Я стараюсь изо всех сил. Я ничем не могу помочь». Когда доминирует «нападающий», то член группы может быть недоволен чувством, заставляющим его достигать совершенства во всех делах. Когда же доминирует «защищающийся», то создается впечатление, что человек никогда не сможет закончить ни одного дела.

Работа по методике «двух стульев» позволяет выделить наиболее слабый компонент этого конфликта и усилить его до такой степени, когда компоненты могут вступить в диалог на равных. Например, участник группы, который всегда опаздывает начинает вести диалог между «нападающим» и «защищающимся». Он садиться на первый стул и разговаривает с позиции «защищающего» и своим же воображаемым «нападающим», который сидит на другом стуле. «Защищающийся может плакать, оправдываться и объяснять свои постоянные опоздания. Через минуту он садится на второй стул и уже с позиции «нападающего» начинает поучать «защищающегося». «Нападающий» спорит, настаивает, требует. Затем участник опять меняет место на стульях, и так продолжается до тех пор, пока полярные точки конфликта не будут прочувствованы до конца и диалог не придет к своему завершению. Члену группы не предлагается выбрать что-то одно между этими двумя группами потребностей. Цель диалога заключается в том, чтобы «закончить» в настоящем ситуации, не законченные в прошлом, то есть «оживить» процесс формирования и завершения гештальта. Разрешение конфликта может потребовать компромисса между двумя группами потребностей или одобрительное принятие отрицательного компонента своего «я». Парадоксальная гештальттеория изменения утверждает, что «изменение происходит тогда, когда он пытается быть тем, кем он не является».

Работа с мечтами

Один из наиболее удивительных видов работы на «горячем месте» является разгадывание участником значения своих мечтаний. Перлз считал, что мечты представляют собой наиболее спонтанную продукцию в нашем опыте, те фрагменты нашего «я», которые подавляются или от которых мы отказываемся, и, таким образом, они несут уникальную информацию для того, кто их создает. В гештальттерапии фигуры и объекты в мечтах не анализируются и не интерпретируются руководителем группы, поскольку мечты здесь не имеют того универсального значения, которое они имеют в психоанализе, где, например, оружие, пуля или башня интерпретируется как образ мужской сексуальности. Вместо этого работа с мечтами в гештальттерапии включает в себя два процесса: перенос мечты на реальную почву и повторная присвоение отчужденных фрагментов личности. Перенос мечты на реальную почву становиться возможным, когда член группы получает задание описывать свою мечту в настоящем времени. Описание мечты в настоящем времени позволяет члену группы как бы вновь пережить ситуацию возникновения мечты.

Каждый объект или фигура мечты представляют собой отчужденный фрагмент личности. По мере того как участник становиться по очереди каждым объектом своей мечты, он идентифицирует те аспекты своей личности, которые никогда раньше полностью не осознавал. Он может почувствовать превосходство или уверенность, незначимость или страх, враждебность, или уязвимость. Руководитель группы направляет внимание участника на тот объект мечты который является самым важным, или переводит его внимание с объекта на объект, заставляя пережить все чувства, связанные сними.

Другим вариантом этого упражнения является описание мечты с точки зрения каждого объекта мечты. Перлз считал, что гештальтерапии нет необходимости работать с целой мечтой, даже фрагмент мечты может дать нужное количество информации. Те участники, которые с трудом вспоминают ночные мечты, могут исследовать мечты возникающие наяву, днем.

Принятие ответственности

Причиной любого невротического механизма является нестабильность индивидуума принять ответственность за свое «я». Интроецирующий индивидуум не может различать свои чувства, убеждения и чужие идеи, которые были усвоены им, но не ассимилированы и не сделаны своими собственными. Проецирующий индивидуум переносит свои импульсы на других. При патологическом слиянии человек не может различить свое «я» и более объемное «мы», то есть дифференцировать себя и других. Ретрофлексирующий индивидуум объктивирует и отторгает важные аспекты своего «я». Гештальтподход в терапии помогает преодолеть невротические механизмы с помощью применения средств коммуникации и структуры языка.

В гештальтгруппе поощряется непосредственное обращение к другому человеку в первом лице, а не разговор о нем в третьем лице. Сплетни и советы, интеллектуализирование и психологизирование, а также нарушение границ «я» других людей не одобряются. Руководитель группы помогает членам группы ощутить то, как они используют местоимения и глаголы. Например, участник говорит: «Это ужасно — бить своих детей». Руководитель просит его идентифицировать, кому обращено это высказывание, или хотя бы использовать местоимение «я». Когда предложение изменено на » Это ужасно, что я бью своих детей», участник принимает ответственность как за свои чувства, так и за свои действия.

Руководитель гештальтгруппы должен внимательно относиться к использованию глаголов, а в частности глагола «могу», а также к использованию глаголов с некоторыми модальными словами, например, «надо», «должен». Изменяя их на «хочу», «не хочу», «выбираю», члены группы принимают ответственность за свои мысли и действия, связанные с ними чувства, усиливают контроль за своим поведением.

Принятию ответственности за самих себя также способствует сознание того, на кого мы возлагаем ответственность за самих себя, как прерываем самих себя, как мешаем самим себе ощущать все в полной мере. Члены группы часто делают других ответственными за самих себя, полагая, что их чувства вызываются другими людьми и что они поэтому являются жертвами чужих воздействий.

Вопросы и задания.

  1. История возникновения гештальт-терапии.

  2. Истоки теории и практики гештальт-терапии.

  3. Основные понятия гештальт-терапии

  4. Три зоны осознания

  5. Методы и цели гештальт-терапии

  6. Роль Ф.Перлза в развитии теории и практики трансперсональной психологии.

Темы для докладов и рефератов

  1. Теоретические основы гештальт-терапии.

  2. Гештальт-терапия: история и истоки.

  3. Методология гештальт-терапии.

Рекомендуемая литература

  1. Козлов В. В. Психотехнологии измененных состояний сознания. Личностный рост. Методы и техники. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. – 384.

  2. Перлз Ф.С. Опыт психологии самопознания. – М.: Гиль-Эстиль, 1993. – 239 с.

  3. Перлз Ф.С. Внутри и вне помойного ведра. – СПб., 1995. – 232 с.

  4. Перлз Ф.С. Гештальт-терапия дословно. // Гештальт-96. / Ред. Хломов Д.Н., Немеринский О.В., Кедрова Н.Б. – М., 1997. – с. 9-11.

  5. Перлз Ф.С. Гештальт-подход и Свидетель терапии. – М.: Класс, 1996. – 240 с.

  6. Фейдиман Д., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. Методика персонального и социального роста. Том 1,2. – М.: Три Л, 1996. – 420 с.

Фриц Перлз, основатель гештальт-терапии. Гештальт-психотерапия. Гештальт-принципы.

Фредерик или Фридрих Саломон Перлз (8 июля 1893, Берлин — 14 марта 1970, Чикаго) вошел в историю как Фриц Перлз , известный психиатр и психотерапевт. Он был евреем, родившимся в Германии, который разработал совершенно новый подход в психотерапии. Согласно этой теории, одной из основных задач гештальт-терапии является способность восстановить утраченное самосознание, когда становится очевидным психологическое расстройство. Это достигается за счет восстановления способности человека к дифференциации, которая помогает человеку определить, что является и что не является истинной частью себя, что дает человеку чувство самореализации и достижения и что приводит к разочарованию. Благодаря ему появился термин гештальт-терапия. Он основан на гештальт-психологии и психотерапии гештальт-теории Ханса-Юргена Вальтера. Его жена Лаура Перлз также внесла свой вклад в развитие гештальт-психотерапии.

Гештальт-терапия

Основной идеей гештальт-терапии является расширение осознания, когда все текущие чувства и модели поведения сливаются воедино, влияя на взаимосвязь человека и его окружения. Деятельность Перлза была связана с Калифорнийским институтом Эсалена в 60-х годах прошлого века. Имя Перлза стало известно не только в психотерапии благодаря цитате, которую часто называют гештальт-молитвой. Когда в 1960-е гг. возник интерес к концепции индивидуализма, Гештальт-терапия привлекла большое внимание. Подробнее о гештальт-терапии.

Определение гештальта

« Gestalt » (происхождение: немецкое), возможно, лучше всего описать как «форму» или «паттерн», однако это не дает полной справедливости слову, у которого нет прямого эквивалента в английском языке. В контексте, в который его поместил Перлз, гештальт-сущность — это нечто большее, чем сумма ее частей. Чтобы понять событие, что-то или кого-то, вы должны рассмотреть ситуацию в целом и компоненты, которые создают эту конкретную форму в данный момент времени.

Концепция гештальта

Несмотря на то, что гештальт-терапия стала для многих людей хорошим средством, которое помогло бы им решить их проблемы, у нее есть границы. Точнее, концепция индивидуализма хороша, но у всего хорошего есть и оборотная сторона. Те, кто искал исполнения надежд и амбиций, пришли к Гештальт-терапии и это стало ее слабым местом. Фриц Перлз сосредоточился на вещах, необходимых человеку для развития его личности. Тем не менее, все люди социальны, и они не могут полностью раскрыть свой потенциал, не выстраивая отношения с другими и не сотрудничая для достижения общей цели. Люди очень стараются обрести гармонию, душевный покой и счастье, которое недостижимо в одиночку, иначе счастье не настоящее. Отделение от других не может привести к подлинному счастью. Счастье можно получить в исполнении настоящей любви, которая не концентрируется на себе, а раскрывается через других людей, с которыми можно разделить эту любовь.

Основные принципы гештальта — ИНСТИТУТ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ГЕШТАЛЬТ АНН-АРБОР

Фрицу Перлзу приписывают большую часть развития «теории осознания». В его работах подчеркивался феноменологический и субъективный подход к терапии, основанный на представлении о том, что многие из нас отделяют свой опыт (мысли, ощущения, эмоции), которые доставляют дискомфорт. Основная цель его терапевтического стиля заключалась в том, чтобы побудить людей владеть своим опытом, что помогло бы преобразовать их фрагментарное представление в здоровый гештальт (или целое). Книга Перлза, Gestalt Therapy Verbatim, — интересное описание этого подхода, взятое из расшифровок его работы.

Гештальт Определенный

Гештальт:
Конфигурация, настолько унифицированная в целом, что ее свойства не могут быть получены из простого суммирования ее частей.

Гештальт-терапия:
Психотерапевтический подход, поддерживающий процесс
развития осознания внутренней природы своего Истинного Я.

«Гештальт-терапия является экзистенциальной, эмпирической и экспериментальной. Но какие техники вы используете для ее реализации и применения, это в наибольшей степени зависит от вашего образования, от вашего профессионального, жизненного опыта, ваших навыков и чего бы то ни было. Гештальт-терапевт использует себя и себя с тем, что у них есть, и с тем, что кажется применимым в данный момент к реальной ситуации: с пациентом, группой, стажером, кем угодно». Лаура Перлз, соучредитель гештальт-терапии

Гештальт-терапия — это эмпирическая терапия, подчеркивающая то, что происходит здесь и сейчас, чтобы помочь людям лучше осознать себя и научиться нести ответственность и интегрировать мысли, чувства и действия.

Роль терапевта

Гештальт-терапия основывается на представлении классической гештальт-психологии о том, что все стимулы (данные), представляемые нам окружающей средой, по существу являются «сырыми» или нейтральными. Затем необработанная масса данных организуется и формируется воспринимающим в «целостности», которые мы называем «гештальтами». Эти субъективно структурированные целостности (гештальты), а не необработанные данные, составляют то, что тогда называется «опытом». Все, что переживается через мысли, чувства, воспоминания, ощущения, ассоциации, культуру, пол, аппетит, желание, импульсы, потребности и т. д., влияет на то, как человек воспринимает реальность. Таким образом, весь опыт становится сотворчеством. Поскольку люди настолько уникальны, гештальтисты считают, что никакие два человека никогда не будут относиться к одному и тому же опыту одинаково.

Гештальт-терапевт рассматривает жизнь (то, как мы играем, работаем, живем, занимаемся любовью, умираем и т. д.) как «творческий процесс». Терапия становится способом объективного изучения того, как люди, пары, группы и системы творчески адаптируются к окружающей среде. Изменения происходят за счет повышения осознания и изменения поведения, препятствующего процессу эффективной адаптации

Ценности и принципы
 
* Гештальт-терапия признает творческие процессы, присущие всей жизни.
* Терапия — это процесс трансформации и трансцендентности.
* Отношения между терапевтом и индивидуумом/парой/группой являются отношениями взаимной трансформации.
* Индивидуум рассматривается как объединение разума, тела и духа в процессе контакта и творческого приспособления к своему окружению. Он уважает индивидуальную защиту (сопротивление) как процесс «творческого приспособления».
* Пара представляет собой систему с многоуровневым явлением, одновременно действующим и синергетически взаимодействующим.
* Система развивается с течением времени, проходя последовательные фазы, которые можно определить операционно.
* Индивидуальные и системные изменения, как процесс роста, требуют инсайта (осознания) и эмпирического действия, которое является конкретным и сфокусировано на образном напряжении, чтобы интегрироваться в системные паттерны и процессы.
* Изменение на одном уровне системы будет иметь «волновой эффект» на других уровнях.
* Системные процессы голографичны, и настоящее событие является современным проявлением множества уровней прошлого.
* Контакт — необходимый опыт для роста и изменения.
* Осознание процесса — лучшая надежда на перемены.
* Цените настоящий момент.

Основополагающие убеждения гештальт-терапии

Теория поля
Теория поля первоначально возникла из работы Курта Левина (1951) и является нашим основным взглядом на мир. Проще говоря, вся реальность рассматривается в контексте суммы многих подмножеств (желаний, окружающей среды, экономики, отношений и т. д.), и считается, что все эти переменные влияют, воздействуют и перекрываются голографически.

Как психотерапевты и проводники изменений, мы смотрим на то, как система, будь то человек, пара, семья или культура, организует себя. Мы учимся рассматривать явления как в широком, так и в узком смысле… без суждений и, насколько это возможно, без предубеждений. Наш хрусталик может перейти от точного обозначения мерцания века к широкой социальной и даже глобальной перспективе (Мельник).

Феноменология
Гештальтисты считают, что можно знать только то, что переживаешь. «Феноменология» отражает различные уровни осознания и степень сосредоточенности, которой люди уделяют внимание, придавая смысл своей жизни. Кроме того, концепция признает уникальность каждого человека и считает законными все точки зрения.

При феноменологическом подходе к терапии также применяется метод, в котором наблюдение и описание данных (феноменов) становятся первостепенными для терапевтического процесса. Насколько это возможно, терапевт избегает интерпретаций и предположений и полагается на процесс обратной связи как на инструмент, обеспечивающий осознание и последующее изменение или адаптацию

Диалог
используется как метод поощрения открытого взаимодействия двух феноменологий (терапевта и клиента). Соответствующее самораскрытие терапевта посредством диалога помогает поощрять подлинность в отношениях, а также служит для создания общего языка смысла. Намерение состоит в том, чтобы обеспечить рост через поле межличностных транзакций.

Фигура/фон
Хотя гештальт-психологи говорили о фигуре и фоне в связи с явлениями восприятия, гештальт-терапевты применяли их более широко. Они считают, что это имеет отношение ко всем функциям личности, к интимным системам, таким как пары и семьи, и к более крупным системам, таким как организации и культуры.

По сути, когда мы воспринимаем окружающую среду, первичная форма, или «фигура», выделяется и организуется на ее фоне, или «фоне». Фон в отличие от фигуры безграничен и бесформен (Польстер и Польстер, 1973). Он включает в себя прошлый опыт, физиологию, убеждения, конструкции, культуру и т. д., при этом его основная функция заключается в предоставлении контекста.

Когда фигура появляется из-под земли, она привлекает внимание на различный, но всегда конечный период времени. В конце концов, когда он больше не удерживает фокус (из-за какой-то формы завершения или, возможно, конкуренции со стороны другой фигуры), он отступает обратно в землю, где он, как можно надеяться, реинтегрируется таким образом, чтобы создать новый смысл. Гештальт-терапевты потратили много времени на описание этого процесса формирования и разрушения фигуры (Perls et al., 19).51).

Сопротивление как творческое приспособление

В гештальт-терапии каждый симптом или защита рассматривается как попытка решить проблему посредством творческого приспособления. Однако, когда эти корректировки, изначально спонтанные, подходящие и правильные с точки зрения развития, становятся контекстуальными и хроническими, процесс фигура / фон искажается.

Добавить комментарий