Гомофобов это: Lehte ei leitud – EHPV

Masa Media | Может ли гомофобия быть продуктом колониализма

Наше общество делится на тех, кто дружественно относится к представителям ЛГБТ+, и тех, кто агрессивно выступает против них. Есть, конечно, еще те, кто относится к вопросу нейтрально — но я не беру их в расчет, поскольку нейтральная позиция по сути играет на пользу тем, кто против. 

 

Гомофобия — это преследование, дискриминация и стигматизация людей за их сексуальную ориентацию. Мне хотелось бы задаться этической стороной вопроса о гомофобии: почему людям кажется нормальным ненавидеть тех, чьи сексуальные предпочтения отличаются от «общепринятых», «нормативных» и «традиционных». Также мне интересно порассуждать о том, на чьи именно «традиционные» и «общепринятые» представления отсылает нас понятие «традиционные ценности». 

 

В этой статье я попытаюсь разобраться, почему вообще существует подобное неприятие, откуда растут его корни — и как это связано с колониализмом. 

 

 

Что такое гомофобия

Когда мы говорим о гомофобии, мы говорим о той дискриминации, которой на протяжении жизни подвергаются члены ЛГБТ+ сообщества за свою сексуальную ориентацию, отличающуюся от нормализированной в обществе.  

 

Вокруг этого термина всегда было множество споров. Так, некоторые психоаналитики утверждают, что «гомофобия» не является в чистом виде «фобией», поскольку негативное поведение не основано на страхе. Другие специалисты связывают гомофобию с ксенофобией — боязнью или ненавистью к «другому», «чужому» — и ссылаются на страх перед непохожими людьми. В этой статье я буду опираться скорее на сходство гомофобии с ксенофобией. 

 

При этом важно уточнить, что сексуальность человека является естественной функцией его организма, с которой он рождается — и которая в дальнейшем развивается уникальным образом в связи с его индивидуальным жизненным опытом. Однако, если сексуальность человека является естественной и уникальной для каждого, почему наше общество отказывается полностью принять этот факт и продолжает на системном уровне подавлять представителей ЛГБТ+ сообщества? 

 

 

История советской гомофобии и тюремная этика

На мой взгляд, корни гомофобного мировоззрения и поведения лежат в нашей истории, в истории построения нашего мышления. Казахстанское общество по многим причинам все еще считается постсоветским. Одной из причин является нетерпимость к различным группам населения по признакам «инаковости» — экономической, социальной, сексуальной, гендерной, возрастной, физической и так далее. 

 

В советское время было сконструировано спефицическое отношение к гомосексуальной культуре, как к чему-то преступному и запретному. Официальный запрет не только привел к табуированности темы, но и поспособствовал появлению культуры, в которой негетеросексуальность стала обозначаться особыми словами, смысл которых можно понять иначе. Например, слова «голубой», «розовая» и «тема» получали особое значение в нужном контексте. 

 

Ассоциировать себя с непривлекательной и стигматизированной гомосексуальной культурой в советское время было стыдно и опасно — в том числе благодаря сформированной десятилетиями тюремной культуре, в которой быть геем в определенном смысле означало быть «опущенным».

 

Само собой, неприятие и стигматизация гомосексуалов появились не в СССР, а гораздо раньше. Если мы начнем изучать зарождение гомофобии в Российской Империи, то поймем, что в 15-18 веках православная церковь относительно слабо регулировала сексуальные вопросы. К гомосексуальным отношениям относились скорее как к шалостям и забавам, нежели как к серьезному преступлению. В то же время, в западной Европе гомосексуальность была не просто грехом, но и наказывалась смертной казнью. 

 

Петр I, желавший пробить окно в Европу и модернизировать Россию, перенял в том числе законы и наказания за различные преступления, включая «содомию». В 1716 году он наложил новые дисциплинарные ограничения на моряков и солдат. Николай I в 1835 году расширил этот запрет на гражданское мужское население России.

 

В 1915 году царский режим рассматривал возможность полномасштабного введения Уголовного уложения 1903 года, согласно которому мужеложество продолжало бы оставаться преступлением — однако после революции, в 1922 году, оно было декриминализировано. Впрочем, в 1933 году гомосексуальные контакты снова стали преступлением — и даже влекли за собой насильственное психиатрическое лечение гомосексуалов и лесбиянок.  

 

Именно в этом году Сталин подписал закон, включавший наказание за гомосексуальность в уголовные кодексы всех советских республик. По версии исследователя Рустама Александера, Сталин, переживавший о внедрении немецких шпионов в гомосексуальные круги Москвы, начал проводить чистки в рядах культурной элиты. При этом сам «вождь народов» ненавидел гомосексуалов — поэтому, используя подозрения в шпионаже, он убивал двух зайцев одним выстрелом. 

 

К тому моменту в СССР уже появилась сеть исправительных трудовых лагерей системы ГУЛАГа в стратегически богатых ресурсами землях — их основной целью была разработка этих ресурсов при помощи труда заключенных. Только на территории КазССР было 11 ГУЛАГов — а по всему СССР их было 427. Как отмечает исследователь Дэн Хили, о советской гомофобии можно говорить только после изучения гомосексуальности в ГУЛАГах. 

 

Тюремные этика и культура сформировали определенные институции — нормы и правила поведения внутри жесткой системы ограничения свободы. Выходя на свободу, бывшие заключенные селились в спецпоселениях, без права выезда на определенное время. В дальнейшем понятия и правила тюремной культуры транслировались на тех, кто так или иначе взаимодействовал с бывшими заключенными. Формировалась стигматизация бывших заключенных по подозрению в приверженности тюремным правилам, в том числе и гомосексуальным, таким как «актив-пассив», «петух», «опущенный», и так далее. Они распространялись за пределы тюрем. Криминализация гомосексуальности приводила к тому, что бывшие заключенные носили с собой не только воспоминания о принудительном труде и жестоком обращении, но и гомосексуальную стигму. 

 

В сталинском СССР люди находились в постоянном страхе сказать что-то лишнее или совершить что-то неправомерное — и оказаться в итоге в заключении. За все годы существования ГУЛАГа, через лагеря прошло более 11 миллионов человек — это привело к широкому распространению тюремной культуры. 

 

Можно предположить, что с момента криминализации гомосексуальных отношений на территории России — то есть с момента ее европеизации Петром I — гомосексуальная культура маргинализируется. Она становится закрытой, запретной, практикуется либо тайно, либо в местах, где существует возможность практиковать такие отношения. Согласно исследователю Дэну Хили, в российских тюрьмах еще до создания СССР уже практиковались подобные отношения — и носили характер систематически принятого насилия, согласно определенному тюремному кодексу. 

 

Учитывая, что в Центральной Азии тюремная система появилась вместе с Российской колонизацией и дальше расцвела в Советскую эпоху, можно предположить, что вместе с ними в степь пришла и гомофобия — в ее текущем отвратительном, ужасающем виде.

 

 

Гомофобия и ориентализм

Сегодня наше общество продолжает стигматизировать людей с негетеронормативными сексуальными предпочтениями — и мы уже рассмотрели корни этой агрессивной гомофобии, появившиеся в тюремной сети и культуре сталинской эпохи. Однако есть еще один важный вопрос, накладывающий отпечаток на гомофобию — это ориентализм, то есть взгляд на культуру колонизированных народов «Востока» через призму «цивилизованного» колонизатора.

 

Когда мы говорим о ГУЛАГах, мы имеем в виду весь Советский Союз, а не только Россию. И хотя книг об ЛГБТ+ и гомофобии в контексте России и Российской империи написано довольно много, очень мало исследований упоминает корни гомофобии в Центральной Азии. 

 

Страны Центральной Азии являются наследницами СССР в законотворчестве и гомофобной риторике. Однако гомофобия в Центральной Азии появилась не во времена Советского Союза, а скорее немного раньше — с началом российской колонизации и исследований этнографов, военных и путешественников, создававших образ «Востока» для Российской Империи. Ориентализм 19 века, по мнению исследовальницы Мадины Тлостановой, включал рассмотрение «Востока» и его жителей в качестве объектов изучения, имеющих непреодолимое и абсолютное отличие от европейского субъекта. Разумеется, европейцы-путешественники воспринимали любые незнакомые их культуре практики с удивлением или осуждением. 

 

Бытовала ориенталистская трактовка гомосексуальной проблематики, особенно в ее мужском варианте. Гомосексуальные отношения были запрещены сначала Российской, а затем и Советской империей — и представлены как выражение центральноазиатской извращенной морали, хоть и не связанное с исламом. 

 

Записки путешественников и этнографов полны осуждения культуры бача — мальчиков из бедных семей, которых готовили в качестве танцоров для утех взрослых мужчин. Такие практики интересовали путешественников, описывались ярко и подробно, но рассматривались как аморальные и преступные. 

 

Разумеется, нет никакого оправдания сексуальному развращению мальчиков ради утех богатых мужчин — однако подобные практики, вроде бача-бази, указывают на нормализацию гомосексуальной жизни в целом в городской культуре Центральной Азии. 

 

В глазах путешественников «Восток» предстает в виде красочной городской культуры, полной развлекающихся представлением танцоров бача мужчин — и с почти отсутсвующими в общественном пространстве женщинами. 

 

 

Заключение 

Можно отметить, что негативное отношение к гомосексуалам ярко выражается именно в Советскую эпоху, благодаря тюремной культуре, распространившейся по стране во времена правления Сталина. Однако, это не единственная причина стигматизации гомосексуальности — на нее накладывается колониальный опыт стран Центральной Азии и созданный этнографами и путешественниками объективизированный образ. 

 

Когда мы говорим о колониальных корнях гомофобии, мы видим, что в самой Российской Империи до прихода Петра I к гомосексуальности относились как к шалости. Его попытки европеизировать Россию и привели к запрету на различные культурные и социальные практики, в том числе практики гомосексуальных отношений. 

 

Опираясь на своды европейских законов, где гомосексуальные отношения карались смертной казнью, Петр I установил эти правила и в России. В дальнейшем эти законы только ужесточались — и даже после октябрьской революции, изначально декриминализировавшей гомосексуальность, эти преследования ужесточаются.

 

Стоит учитывать, что гомосексуалы, вынужденные скрывать свою идентичность, прятались и находили особые места для встреч и свиданий. В России это были общественные бани, туалеты или квартиры. Подобным местом была в том числе и тюрьма — где была своя культура общения, иерархия и институции наказания и подчинения. Страх перед Сталиным и экономическая выгода загнали буквально половину страны в лагеря — где уже существовавшая тюремная культура включала в себя пренебрежительное и уничижительное отношение к гомосексуалам, использовала гомосексуальность для создания механизмов унижения и подавления. 

 

Что касается досоветской эпохи, мы мало что знаем о гомофобии в Центральной Азии — и склонность к идеализации доколониального прошлого не поможет в исследовании. Возможно, что гомосексуальные отношения осуждались, но не карались жестоко. Это необходимо исследовать в каждом отдельном регионе Центральной Азии. 

 

Однако образ «женоподобных восточных мужчин», сконструированный русскими путешественниками; осуждение практик юношей и мальчиков-танцоров и практически полное отсутствие женщин в социальном поле

повлияли на пренебрежение колонизированных народов, имевших культурные практики типа бача-бази, к гомосексуальности. Тем более, что колонизированные народы считались склонными к «содомии» — и это стигматизировало их вдвойне.

 

 

Публикация реализована в рамках проекта “Decolonising Journalism” журналистской сети n-ost при сотрудничестве с фондом JX и при поддержке федерального правительства Германии по вопросам культуры и СМИ (BKM).

 


 

Источники

  1. Влад Скрабневский. Судьба гомосексуальности в России: от древнерусской забавы до уголовного преступления
  2. Даниил Мелентьев. Этнография и эротика в Русском Туркестане// Государство, религия, церковь в России и зарубежом.2020. № 38(2)
  3. Дэн Хили. Другая история. Сексуально-гендерное дессидентсво в революционной России. Москва, «Гараж» 2022.
  4. Dan Healey. Russian Homophobia from Stalin to Sochi. Bloomsbury, 2018
  5. Георгий Мамедов. Иллюзия советского: консервативный поворот в Кыргызстане. Законопроект о запрете «гей-пропаганды» и советский дискурс о гомосексуальности// Квир-коммунизм это этика, Свободное марксистское издательство «Новые красные» 2016.
  6. Мамедов Г., Багдасарова Н. «Тема» а не «ЛГБТ». Cahier du Monde russe 62/2-3, Avril-Septembre 2021
  7. Мадина Тлостанова. Деколониальные гендерные эпистемологии. 
  8. Рустам Александер. Жизнь гомосексуалов в Советском Союзе. Москва, Individuum, 2023.

«Таким, как вы, места в жизни нет». Международный день борьбы с гомофобией

ЛГБТ-людям жить в России становится с каждым годом все сложнее. Новые законы против «гей-пропаганды» развязывают руки гомофобно настроенным гражданам. Люди все чаще подвергаются оскорблениям и рискуют быть избитыми за приверженность к ЛГБТ-сообществу

– даже гипотетическую. Такие истории уже происходят, но в массовых исследованиях значительный рост агрессии пока не фиксируется, следует из доклада организаций «Выход» и «Сфера». В Международный день борьбы с гомофобией, который отмечается 17 мая, корреспонденты Север.Реалии разбирались, что происходит на самом деле.

14 мая Павел Кукин избил двух девушек в метро Петербурга, потому что посчитал их парой.

Екатерина Меньшикова

– В воскресенье вечером мы с подругой Настей Доценко вошли в вагон метро на Невском проспекте, – говорит Екатерина Меньшикова, которая написала о случившемся в своем твиттере. – Вслед зашел Кукин с сожительницей и ребенком. Мы стояли, разговаривали о медицине, так как подруга врач. Проехали одну станцию и стали собираться выходить на «Горьковской». В это время Павел попытался выхватить большую мягкую игрушку из рук Насти. Это был мой ей подарок. У Кукина не получилось, поэтому, видимо, он выскочил из вагона за нами. Он начал орать: «Вы долбаные ЛГБТ, таким, как вы, места в жизни нет». Настя в недоумении спросила, с чего он это взял вообще, учитывая, что мы обе гетеросексуалки.

В ответ Павел начал толкать Анастасию Доценко неподалеку от перрона, где ходят поезда метро.

– Естественно, я побежала заступаться за подругу. Тогда он толкнул меня так, что я упала на пол, ударившись о лавочку (предварительно мне диагностировали вывих плеча). Я подскочила и заново ринулась к нему. Тогда он рукой ударил мне в челюсть. Было очень больно. В то же время было страшно его толкнуть, потому что он стоял спиной к рельсам. Думала, как и его успокоить, и самой не пострадать, – видимо, такое появляется в головах людей, которые не склонны к насилию даже в таких ситуациях. Плюс у нас же ещё за превышение самообороны могут посадить, – говорит Екатерина.

По ее словам, все это время Кукин выкрикивал оскорбления в адрес подруг, обвиняя их в принадлежности к ЛГБТ-сообществу.

– Он говорил, что такие, как мы, должны сидеть дома, чтобы его ребенок нас не видел, – рассказала Меньшикова. – Верещал, что мы недостойны жизни. В этот момент за нас вступился мужчина, который оттащил Кукина. Также подбежала девушка Юля, которая позвала охрану и позднее вызвалась быть свидетельницей в полиции. В итоге работники метро поймали Павла и держали, пока не пришел патрульный.

Павел Кукин

Подруг, Юлию и Кукина отвели в отдельную комнату метрополитена, чтобы они могли «дрожащими руками» написать заявление и рассказать вкратце о случившемся. Когда полицейский говорил с Павлом один на один, по всей видимости, нападавший сказал правоохранителю что-то нелицеприятное, предполагает Екатерина, потому что оказался за решеткой, когда они вошли в помещение.

– Поведение Кукина менялось очень часто. С виду он был нетрезв. В клетке он сначала успокоился, перестал орать. Потом из него снова выходил поток желчи о том, что мы ужасные ЛГБТ. Иногда он говорил, что если мы не лесбиянки, то он извинится и готов к последствиям, а потом заново причитал, как мы, твари, травмируем его ребенка своим существованием, – заявила Меньшикова.

«Челюсть будет реагировать на погоду»

Прибывший наряд после составления рапорта отвез Павла и девушек в 43-е отделение полиции Петроградского района, где подруг попросили переписать заявление, указать, что были побои и попытка грабежа игрушки, чтобы Кукин не мог отделаться только административкой.

Один из сотрудников говорил, что «не стоит так переживать», ведь у девушек «ничего не сломано». Но все же Екатерину Меньшикову отправили на медосвидетельствование.

Анастасия Доценко

– В травмпункте мне сделали рентген челюсти, – рассказывает Екатерина. – Еще предстоит сделать МРТ. Анастасии не делали рентгены, однако у нее есть припухлость над глазом и болит спина – так Кукин махал кулаками и толкал ее в стену. Произошедшее не укладывается в голове. Логически будто невозможно, чтобы такое случилось в центре Петербурга из-за того, что какому-то нетрезвому мужику что-то почудилось. У него еще такой вид был, когда приехал наряд, будто он что-то героическое совершил. Еще после принятия первого закона о гей-пропаганде в 2013 году я пришла к выводу, что подобные нормативно-правовые акты создают гражданскую истерию. Я росла в 90-е и нулевые, когда ЛГБТ-представители не вызывали у общества истерику. Это было частью моей культуры. Даже мои родители, рожденные в СССР, более толерантны, и в их время никто не делал замечаний, не обращал внимания на гомосексуалов в такой степени.

Смотри также

«Мы не сможем тут жить». Однополая семья покинула Россию из-за давления органов опеки

«Выглядишь как пид***с»

История Екатерины откликнулась многим пользователям твиттера, которые рассказали о собственном похожем опыте.

– Вечером 8 мая я после встречи с подругой решила покачаться на качелях во дворе, – говорит 18-летняя лесбиянка из Иркутска Евгения Кондратьева. – Сев, краем уха сквозь музыку услышала какое-то громкое неодобрительное ворчание. Рядом на скамейке сидел сильно подвыпивший дед и смотрел в мою сторону. Он кричал что-то вроде: «Ты мужик или кто? Выглядишь как пид***с». И осыпал меня оскорблениями и угрозами.

По словам девушки, во дворе было почти безлюдно, поэтому обращался мужчина точно к ней. Евгения говорит, что просто впала в ступор.

– Мне не хотелось что-либо ему отвечать или лишний раз провоцировать, мало ли что человек вытворит. В итоге я ушла оттуда от греха подальше. Эта ситуация не столько пугает, сколько элементарно сбивает с толку. Не понимаю, как вообще можно проявлять столько агрессии к людям, тем более просто проходящим мимо. Ещё повезло, что всё закончилось только словесной атакой. Страшно жить, когда к тебе в любой момент могут начать приставать без всякой на то причины, – говорит Кондратьева.

Пользователь твиттера с ником @claw_bass говорит, что тоже неоднократно сталкивался с оскорблениями из-за внешности: «История стара как мир. Фразу «чо пи**р, что ли?» слышал в свой адрес из-за длинных волос, бороды, серег в ушах. Это животные, а не люди, они понимают только язык силы. Сейчас ещё государство выдало карт-бланш на насилие – вот и результат».

Смотри также

«Меня в России ничего не защищает». Представители ЛГБТ бегут от репрессий

С применением силы столкнулась и Карина Фадеева. «В 2014 году меня избил санитар Боткинской больницы, когда мы приехали туда снимать побои, потому что до этого нас с подругой избил такой же ненормальный на улице. Незнакомец, помимо прочего, сорвал цепочку с шеи моей подруги и украл украшение», – написала она в твиттере.

«В метро была я, двое с инвалидностью и небинарная персона. Какой-то алкаш подошёл и начал лезть целоваться к последней. Его настойчиво отодвинули, в ответ на что он начал драться и ударил небинарную персону в нос до крови. При задержании алкаш подрался с ментами. В итоге суд постановил штраф, но освободил от уплаты», – рассказала еще одна пользовательница твиттера, репостнув историю Екатерины Меньшиковой.

Исследование правозащитников

Правозащитная группа «Выход» и благотворительный фонд «Сфера» провели исследование и подготовили доклад о положении ЛГБТ+ людей в России в 2022 году к 17 мая – Международному дню борьбы с гомофобией. Его авторы утверждают, что события последнего года не привели к росту насилия в отношении представителей ЛГБТ-сообщества.

Благотворительный фонд «Сфера» защищает права участников сообщества ЛГБТ+ в России и борется с системными гомофобией, трансофобией и бифобией, фонд включён в реестр иностранных агентов. В апреле 2022 года суд в Петербурге принял решение о его ликвидации, но команда фонда не собирается прекращать работу.

«Выход» появился в 2008 году. Это правозащитная инициатива, которая оказывает психологическую и юридическую поддержку ЛГБТ-людям. 24 декабря 2021 года «Выход» внесли в реестр НКО – «иностранных агентов». Вся команда группы покинула Россию, но продолжает оказывать помощь удаленно.

Правозащитники собирали данные по всей России с 5 декабря 2022 года по 12 февраля 2023 года. Опросы они распространяли в своих соцсетях, на сайте квир-знакомств «Хорнет», на других платформах с помощью таргетированной рекламы, а также через социальных работников, которые привлекали к заполнению анкеты посетителей гей-саун и клубов в Петербурге. Всего было опрошено 6439 человек от 13 до 70 лет.

Смотри также

«Нас ждет рост суицидов». Чем опасны критерии ЛГБТ-пропаганды

С какими проблемами сталкиваются представители ЛГБТ+

Вот что участники опроса говорят об изменениях в своей жизни за последний год (имена анкетируемых не публикуются из соображений безопасности):

«Запретили работать с детьми. Уволили под давлением», – гомосексуальная женщина, 29 лет, Петербург.

«В марте 2022 года я высказалась против войны в Украине в университете, после чего заведующий лабораторией, в которой я проходила практику, запретил мне разговаривать о политике в стенах вуза, сказал, что меня могли бы и не принять в университет, если бы захотели, допустил гомофобные высказывания в мой адрес: сказал мне и моей интерсексуальной подруге, что ему всё равно, «кто верхний, а кто нижний», запретил приходить на учёбу в плохом настроении. Я попросила у него помощи в эмиграции, после чего он предложил мне уйти в академический отпуск, сказав, что преподаватели потратили на меня слишком много реактивов и времени. В октябре 2022 года заведующая кафедры запретила мне участвовать в зарубежной программе для поддержки учёных в ситуации риска с темой моей диссертационной работы», – би/пансексуальная женщина, 29 лет, Татарстан.

«Гинеколог рекомендовала лечить миомы «мужскими гормонами»,»членом» и «беременностью», – небинарный гомосексуальный человек, 28 лет, Приморский край.

«Мне отказывали в съёме жилья, сказав: «Ты устроишь тут гомо-притон с вич-инфекциями и наркотиками», – гомосексуальный мужчина, 25 лет, Вологодская область.

«Органы опеки после гибели супруги в автоаварии целенаправленно отобрали ребёнка в пользу другой семьи, сначала ограничив меня в родительских правах, потом лишив родительских прав вовсе», – гомосексуальная женщина, возраст 50+, Краснодарский край.

Отдельно в исследовании рассматривались различные формы насилия и нападений на почве ненависти за 2022 год. Сюда в том числе вошли сексуализированное и домашнее насилие, а также случаи гомофобии при взаимодействии с сотрудниками правоохранительных органов.

«На меня трижды нападали на улице, очень сильно избили один раз, дважды я залила нападающих перцовым баллончиком. Вычислили адрес моей квартиры по утекшим базам Яндекса. Пытались выбить дверь в квартиру. Полиция отказалась что-либо делать», – трансгендерная женщина, 21 год, Москва.

«Меня напоил муж матери и пытался изнасиловать для того, чтобы «исправить моё лесбиянство», – гомосексуальная женщина, 18 лет, Москва.

«В день получения нового паспорта меня сильно избил папа, а приехавшие полицейские сказали: “Ты взрослая, терпи, никто с ним профилактические разговоры проводить не будет”. Знакомый юрист тоже развёл руками и сказал, что это типичная ситуация с домашним насилием. Заявление не писала, ибо, кроме следов на мне, доказательств насилия не было, а видевшая всё бабушка (его мама) заявила, что ничего не видела и ничего не было», – трансгендерная женщина, 21 год, Самарская область

Что еще?

83% опрошенных заметили усиление гомофобных и трансфобных настроений в государственных СМИ и среди представителей власти, но усиления агрессии в свой адрес среди окружения они не наблюдают;

16% участников исследования после начала российского военного вторжения в Украину покинули страну. Большинство уехали после объявления так называемой «частичной» мобилизации. Основные направления – страны Евросоюза, Грузия и Турция.

21% респондентов в 2022 году получали угрозы, связанные с насилием на почве ненависти;

15% опрошенных столкнулись с домашним насилием,

8% – с сексуализированным насилием,

7% – с физическим насилием.

При этом только 20% столкнувшихся с насилием участников опроса обратились с заявлением в правоохранительные органы. Процент представителей ЛГБТ-сообщества, которые не готовы пойти в полицию в таких случаях, вырос на 6% по сравнению с прошлым годом. Люди боятся столкнуться там с еще большей дискриминацией.

Смотри также

«Никто не запретит нам любить». Русско-украинский брак на фоне войны

Большинство людей ЛГБТ+ ощутили влияние полномасштабного военного вторжения России в Украину на свою жизнь. В основном оно затронуло их психологическое состояние: люди много переживают из-за войны, насилия, гибели людей, а также из-за увеличения гомофобии и трансфобии вокруг них, усиления репрессий и ухудшения собственного положения, которое стало значительно более уязвимым с принятием закона о запрете «гей-пропаганды».

«Однако эти изменения общественных настроений не повлияли на рост насилия и случаев дискриминации, если ориентироваться на те данные, которые у нас есть. Качественные данные (интервью с экспертами из разных регионов) подтверждают эти наблюдения. Исходя из этого можно сделать вывод, что пока ненавистническая риторика и новые законы не привели к росту насилия и дискриминации, но необходимо следить за этой тенденцией в будущем», – говорится в докладе.

Смотри также

«Бог любит нас, даже если мы творим лютую дичь». Антивоенные граффити в Петербурге

Сцена избиения геев во второй главе «

» использует реальное убийство для дешевой паники.

Билл Хейдер в It: Chapter Two. Уорнер Бразерс Развлечения
  1. Этот автор бестселлеров говорит, что издатели отвергли его новый триллер, потому что он белый. Я прочитал это, и я не так уверен.
  2. Забытый мелкий скандал в New Yorker, о котором вспомнили 26 лет спустя
  3. Что вы делаете с гериатрическим подростком? Хит Минди Калинг на Netflix нашел идеальное решение.
  4. Самая противоречивая черта убийцы Майка также является его суперсилой

Оно: Глава вторая начинается на городской ярмарке в Дерри, штат Мэн, где мужчина радостно побеждает маленькую девочку в карнавальной игре. Другой мужчина, по-видимому, его друг, ругает его за то, что он забирает приз вместо девушки, и быстро передает его ей. Она сияет. Затем мужчина целует другого мужчину, момент, который должен стать застенчивой инверсией: это не шумные придурки из маленького городка; они любовники. Затем, внезапно, фильм переключается на нескольких местных подростков, которые видят поцелуй. Подростки издеваются над мужчинами. Влюбленные насмехаются над ними в ответ и уходят. Но когда влюбленные пытаются покинуть ярмарку, подростки догоняют их, а затем безжалостно атакуют. Один из пострадавших страдает астмой и не может дышать. Подростки отталкивают его ингалятор, поднимают его и бросают через перила в неглубокий ручей внизу. Крича о помощи, его бойфренд бежит к берегу ручья только для того, чтобы найти Пеннивайза, кровожадного клоуна-оборотня, который держит избитое тело мужчины. Пеннивайз улыбается и начинает есть его.

Поклонники романа Стивена Кинга « Оно » узнают в убитом Адриане Меллоне, которого в книге постигла примерно та же участь. (В фильме его играет вундеркинд из Квебека, режиссер и актер Ксавье Долан, хорошо известный геям-кинофилам и критикам.) Люди из штата Мэн, особенно из Бангора, родного города Кинга, могут узнать в нем вместо этого Чарли Ховарда, 23-летнего астматика-гея. мужчина, которого летом 1984 года в городе избили трое подростков, после чего он был сброшен с моста в ручей на 15 футов ниже и утонул. Позже один из подростков сказал полиции, что они просто хотели избить «педика». Их обвинили как несовершеннолетних и освободили из тюрьмы, когда им исполнился 21 год. Это дело не привлекло к себе такого внимания, как, скажем, убийство Мэтью Шепарда более десяти лет спустя, но оно оставило неизгладимый шрам в Бангоре. и это повлияло на Кинга. Он включил едва завуалированную версию дела в Это два года спустя.

В этом много ужасов, как сверхъестественных, так и слишком приземленных в реальном мире. Первый фильм начался с того, что клоун откусил руку 6-летнему мальчику. Этот новый показывает жестокое домашнее насилие и попытку изнасилования в первые 30 минут. Различные человеческие пороки, которые питает и подпитывает Пеннивайз, важны для истории, и часто жестокость имеет смысл. Но то, что режиссер Энди Мускетти и сценарист Гэри Доберман делают с этим начальным убийством — не говоря уже о причудливом второстепенном сюжете, который, кажется, призван его уравновесить, — использует ужасное убийство из реальной жизни для дешевого шока, совершенного без контекста или какой-либо четкой тематической подоплеки. Очевидно, что они не до конца просчитались с тем, что выложили на экран, и результаты выглядят мрачно.

Возможно, Warner Bros. или кто-то, близкий к производству, знал, что у них есть потенциальная проблема с эпизодом, потому что еще до того, как почти все увидели фильм, Мускетти и звезда Джессика Честейн обратились к прессе, чтобы представить его не как эксплуататорский а как «важный». «Это было очень важно для меня, потому что имеет значение», — сказал Мускетти Variety. Он продолжил:

Возможно, я бы не включил его, если бы его не было в книге, но для Стивена Кинга это было очень важно. Когда он писал это, он говорил о зле в человеческом сообществе. Он говорил о том, какими темными могут быть люди в маленьком американском городке. … Для меня было важно включить это, потому что это то, от чего мы все еще страдаем. Преступления на почве ненависти все еще происходят. Независимо от того, насколько эволюционно, по нашему мнению, движется общество, кажется, что происходит откат назад, особенно в наше время, когда эти старые ценности, кажется, выходят из тьмы.

Честейн, главная героиня фильма и откровенный критик экранных изображений сексуальных посягательств и насилия в отношении женщин, предложила очень похожую защиту, вплоть до использования многих из тех же слов. «Я думаю, вам нужна эта сцена, потому что [Кинг] пишет о тьме, которая скрывается под поверхностью, о грязи под ногтями этих маленьких городков или человечества», — сказала она тому же репортеру. «Вот что Он представляет. Это тьма человеческого поведения. Я думаю, что было важно увидеть сцену с Адрианом и не менять ее по сравнению с тем, что есть в романе, потому что сейчас мы живем во время, когда она является частью нашей культуры и частью нашего разговора, и мы не Я прошел мимо него».

Эти объяснения — что это было частью оригинального исходного материала, и что преступления на почве ненависти к геям все еще происходят сегодня, поэтому было «важно» изобразить это конкретное — предполагают полусырое понимание того, что требует различных видов насилие на экране. Да, как говорит Мускетти, насилие против геев остается «актуальным», и это был важный момент в оригинальном романе. Но тот факт, что Кинг был достаточно тронут преступлением на почве ненависти в 1980-х, чтобы незабываемо исследовать его в книге, не означает, что оно автоматически занимает место в совершенно иной среде (особенно в адаптации, которая часто выбирает, какие части книги включить) или что он функционирует таким же образом в этой сильно усеченной форме. И то, что тот или иной вид преступления все еще имеет место в реальной жизни, не означает, что его крайне графические изображения всегда оправданы.

Очевидно, что создатели фильма не до конца просчитались с тем, что они выложили на экран, и результаты получаются мрачными.

Убийство в книге происходит летом 1985 года, через год после события, которое его вдохновило, и роман включает подробное описание жертв, подростков, их мотивов и последующего полицейского расследования (« Парень был хорош, но он никому не причинял вреда», — говорит сочувствующий окружной прокурор), а также краткий, но запоминающийся рассказ о городской гей-среде. Это воображало гораздо большие последствия, чем те, которые получили мальчики в реальной жизни. Даже элемент Пеннивайза, который разыгрывается аналогичным образом, стал ключевым моментом в романе о том, как жители города постоянно игнорируют реальную угрозу, с которой они сталкиваются.

В It: Chapter Two убийство происходит в 2016 году, а затем оно больше никогда не упоминается — если не считать кратковременного повторного появления Адриана в образе шаловливого кокетливого зомби, который появляется, чтобы мучить Ричи Тозиера (Билл Хейдер), один из взрослых детей вернулся в Дерри. Жестокость играет как отдельный момент, не что иное, как знак того, что Пеннивайз вернулся из спячки. Важно отметить, что различные другие ужасы фильма, в том числе сцена сексуального насилия с участием персонажа Честейн, являются частью его длинной дуги о жестоком обращении с чужаками, каждый из которых ведет индивидуальную и коллективную борьбу со своими мучителями в городе и дома. Они мстят за преступления против них, превращая каждую свою нить в историю выжившего, возможно, поэтому такая откровенная актриса, как Честейн, снимается в этом фильме, а не выступает против него. Арка Адриана Меллона, как она есть, далека от истории выжившего. Вместо этого, как снято, последовательность торгует глубокой тревогой, вызванной насилием на почве ненависти в реальной жизни, ради шокирующей ценности.

Я не могу сказать, чувствовали ли Мускетти и писатель Доберман это несоответствие, но другой второстепенный сюжет, изобилующий наводящими на размышления крупными планами и подтекстом, кажется, призван компенсировать это. Когда Адриан снова появляется и пугает Ричи, в нем упоминается что-то, что Ричи скрывал от группы и, возможно, от себя. В приступе паники Ричи пытается сбежать из города, а не столкнуться с ним лицом к лицу. Что это за великий секрет? Как и в романе, у Ричи особая связь с Эдди, еще одним членом Клуба Неудачников. На самом деле, некоторые предприимчивые поклонники романа уже давно подозревали, что Эдди гей и влюблен в Ричи (эта динамика разыгрывалась в 19-м веке).90 Это мини-сериал , который заметно исключает преступления на почве ненависти). It: Chapter Two , похоже, переворачивает этот подтекст, а затем делает его более явным. В этой версии Ричи вырос и стал стендап-комиком, который отпускает сексистские шутки, но, похоже, он гей и влюблен в Эдди, предположение, которое становится несколько громче в эпилоге фильма. Когда камера мрачно направлена ​​на лицо Ричи, голос за кадром умоляет его «гордиться», когда он смотрит на вырезанные вместе инициалы Эдди и его. Сцена, откровенно говоря, смешная, не в последнюю очередь из-за того, что она просит его «гордиться», будучи слишком робким, чтобы сказать, что именно это означает вслух. Почему это вообще здесь? Может ли это быть ответом на прежнее насилие, слабой попыткой погасить его, как другие персонажи прямо противостоят собственному насилию? В любом случае, что он говорит об этом фильме, что он чувствует себя комфортно, изображая каждый сокрушительный удар и отчаянный крик о помощи от геев, когда их избивают, но затем полагается на ретро, ​​закодированное обращение с его единственным очевидным геем. главный герой, который никогда не даже получает достоинство сказать, кто он?

Фильмы — даже (особенно!) жанровые — могут и должны показывать худшие поступки людей. Это может включать отголоски реального насилия. В лучшем случае они вызывают свою силу, проецируя настоящие ужасы на фантастического монстра, чтобы мы могли их изгнать. Это не то, что Оно: Глава вторая делает с этим открытием. Наоборот, он превращает особо злобную атаку в хвастливый сигнал о том, что никакая жестокость не выходит за рамки, и в самообманную заявку на «уместность». Сцена дикая и уродливая, но не по той причине, о которой думает фильм.

  • наружу
  • Преступления на почве ненависти
  • Ужастик
  • Стивен Кинг
  • ЛГБТК+

Сцена избиения геев IT не служит никакой цели, кроме как порно для гомофобов

К нашему удивлению, IT: Chapter Two начался с романтической ночи гей-пары на ярмарке в маленьком городке. Пара, Дэн и Адриан, играли в забавные игры, ели пирог с воронкой и вели себя мило. Несмотря на то, что этот короткий отрезок был слащавым и играл на устарелых стереотипах, мы все равно улыбались и опирались друг на друга, радуясь появлению этих неожиданных странных персонажей.

Когда парочка на экране целовалась, мы пожали друг другу руки. Внезапно мы услышали «это отвратительно» и «бросок» от гетеросексуальной пары прямо позади нас. Мы инстинктивно отпускаем, покраснев от гнева и смущения. Через несколько секунд в фильме группа мужчин повторила эти гомофобные настроения, выкрикивая «педики» и плюя на гей-пару.

Вскоре после этого мы стали свидетелями самой травмирующей и шокирующей сцены, какую только могли себе представить. Мужчины последовали за парой с ярмарки и жестоко избили их. Режиссер решил показать каждый удар по их лицам в ужасающих крупных планах, не щадя зрителей ни в чем. Адриана, покалеченного и изо всех сил пытающегося дышать, сбросило с моста в реку, а его напарник беспомощно наблюдал.

Мы сидели в шоке, когда наш самый большой страх, когда квир-пара с Юга была так наглядно проецирована на экран, через несколько мгновений после того, как мы испытали настоящую гомофобию. Мы бежали из театра, потеряв дар речи и напуганные за свою безопасность, жизнь жутко имитировала искусство.

Когда мы попросили женщину из службы поддержки вернуть деньги, она любезно извинилась и дала нам бесплатные билеты в кино. Мы поблагодарили ее и добавили: «Что-то подобное произошло с двумя детьми на прошлой неделе. Это случается чаще, чем вы думаете… или, может быть, не чаще, чем вы думаете».

«Да, мы можем представить.»

Многие гомосексуальные зрители так же отреагировали на эту сцену, опубликовав предупреждения о триггерах в социальных сетях. Но для нас и многих других ущерб уже был нанесен. Почему в фильме не было предупреждения о триггере? Или еще лучше, почему эта сцена вообще была включена?

После того, как зрители и комментаторы раскритиковали режиссера Андреса Мускетти за включение этой сцены, он стал защищаться. «Вероятно, я бы не включил его, если бы его не было в книге, но для Стивена Кинга это было очень важно», — сказал он.

Стивен Кинг основал сцену на реальном преступлении на почве ненависти к геям в его родном городе Бангор, штат Мэн. Без сомнения, это убийство глубоко задело Кинга, и в 1986 году мало кто говорил о подобных преступлениях. Но это был 1986 год, и читать о преступлении на почве ненависти совсем не то, что смотреть его на большом экране.

Мускетти также подчеркнул, что эта сцена повышает осведомленность о том, что «преступления на почве ненависти все еще происходят». Он сказал: «Для меня было важно включить, потому что это то, от чего мы все еще страдаем».

После всех своих объяснений Мускетти так и не признал травму, которую он причинил бесчисленным геям-зрителям.

В лучшем случае, эта сцена представляет собой дешевое политическое заявление, сигнализирующее добродетелью напоминание квир- и не-квир-зрителям о том, какими «темными могут быть люди». В худшем случае эта сцена представляет собой подрывной сюжетный ход, рекламирующий прогресс, что любой, даже геи, может быть убит в современном фильме ужасов. В этой форме квир-видимости нет ничего прогрессивного.

Эта сцена глуха не только из-за необоснованного насилия, но и из-за поверхностного изображения геев, пронизанных вредными стереотипами. Гомосексуальные персонажи Мускетти сетуют на жизнь в маленьком городке в Америке, надеясь, что все наладится, когда они переедут в Нью-Йорк. Половину времени они говорят о членах и заигрывают с гетеросексуальными мужчинами, даже перед лицом насилия.

Вместо того, чтобы привлечь внимание квир-людей и повысить осведомленность о преступлениях на почве ненависти, эта сцена служит порнографией для гомофобов, подтверждая их жестокие фантазии и подпитывая наши страхи.

Каждый раз, когда мы выходим вместе, мы боимся, что нас заметят. Мы боимся, что подойдя друг к другу на один дюйм ближе, слишком долго сжимая руки или слишком громко флиртуя, мы можем раскрыть наше прикрытие и подвергнуть нас опасности физического или словесного насилия.

Нам не нужно IT: Глава 2 , чтобы напомнить нам, что нетерпимость к сообществу ЛГБТК все еще преследует Америку, когда в этом году были убиты 18 трансгендеров, когда нынешняя администрация отменяет антидискриминационную защиту против нас, когда это было сидит прямо за нами.

Добавить комментарий