Иерархическая пирамида потребностей маслоу: Пирамида Маслоу: 5 уровней потребностей человека

Пирамида потребностей Маслоу

Пирамида потребностей Маслоу — это иерархическая модель потребностей человека, в которой прослежена взаимосвязь между видом потребности и тем влиянием, которое она производит на поведение личности в социуме.

Вообще же серьезная веха в изучении не только экономики и психологии, но и обществознания. В большинстве учебников и пособиях пишут, что эта пирамида про потребности. Собственно, потребность — это осознанная нужда, необходимость в чем-либо. А раз пирамида про нужду, то она относится к экономической сфере. Все так — да не так.

Когда я хочу в чем-то разобраться, то иду не на Википедию, а в источники. Кстати, подробнее, как найти информацию в Интернете, читайте по линку. Если покопаться в матчасти, то станет сразу ясно, что Абрахам Маслоу был не экономистом, а психологом. И ключевая его книга «Мотивация и личность», написанная в далеком 1954 году. В то время, в СССР, психология, понятно, именовалась не иначе как лженаукой. В этой статье мы кратко разберем эту теорию с интересными примерами, как и всегда.

Так вот, пирамида потребностей Маслоу не про потребности. Она про восприятие личностью окружающего мира. Со времен Маслоу прошло много времени. Изначально в его пирамиде было 5 уровней, затем дотошные психологи все уточнили и вывели 7 уровней.

Первый уровень восприятия — низший, на котором ты голоден, испытываешь нужду в прозаическом: еде, сне. На этом уровне потребностей человек воспринимает окружающий мир крайне субъективно. Он будет обидчив, гневлив. Любой раздражитель способен привести человека в бешенство, ярость. Его реакция крайне неадекватна.

пирамида потребностей Маслоу

Понятно, что в современном мире половина населения Земли неплохо ест и более-менее хорошо спит. Поэтому основная масса этой половины более или менее адекватна. Я говорю более или менее, потому что стоит вам посмотреть криминальную хронику, как представление об адекватности окружающих людей может раз — и улетучится, и над вашей головой залетает такая птица — под названием Обломинго. 🙂

Когда ты поел и поспал, тебе хочется безопасности. Предположим ты живешь 25 тысяч лет назад. Ты поймал кабана — забил, освежевал, у тебя есть мясо. Неподалеку течет река — есть вода. Ты поел и поспал. Тебя обуревает мысль: если ты будешь спать с мясом и водой на открытом воздухе, тебя сожрут либо местные звери, либо местные люди. Надо спрятаться, нужна безопасность.

Понятно, что на этом, втором уровне потребностей, твое восприятие тоже неадекватно. Ты боишься, страшишься лишиться оттяпанного у природы. Боишься за свою жизнь. Именно поэтому люди в состоянии страха не способны принимать адекватные решения. Поэтому грубые манипуляторы пытаются тебя сначала напугать: шпана на улице, хулиганы, мафиозные структуры. Напуганным проще управлять и манипулировать.

Но, предположим, ты нашел безопасную пещеру 25 тысяч лет назад. Ты выходишь на новый уровень восприятия реальности, а значит и потребностей. Человек существо социальное. Когда ты поел, поспал и находишься в безопасности, страх перед другими людьми куда-то исчезает (мясо-то надежно спрятано! :)) Хочется быть частью группы, хочется поговорить по душам, чтобы тебя поняли, как тебе было страшно, когда ты охотился на кабана и искал пещеру.

Если вы думаете, что на этом этапе ваше восприятие реальности адекватно, то ошибаетесь. Конечно, оно более адекватно, чем на раннем этапе.

Но все равно до точных оценок пока далеко. Итак наш виртуальный герой 25 тысяч лет назад нашел себе компанию и теперь охотится вместе с ними. Вместе проще жить и выживать. Поэтому состояния сытости и выспанности, безопасности постоянно.

Большинство людей зависают на этом уровне. Почему? Узнаешь в нашем видеокурсе «Обществознание: ЕГЭ на 100 баллов». Там, кстати вообще все разобрано логично и детально, поэтому благодаря курсу уже сотни ребят сдали ЕГЭ по обществу на 100 баллов. 

Так вот, некоторым особям человеческого рода маловато общения и чувства принадлежности к группе. Им подавай больше уважения и более высокий социальный статус. На этом уровне восприятие реальности ещё более адекватнее. Так как ты точно понимаешь, чего реально можно ожидать от людей, можешь предугадывать их реакции, если конечно, есть голова на плечах. Если нет, то голову скоро потеряешь от меча завистливого сородича или недовольного соплеменника.

Если этот уровень пирамиды потребностей Маслоу пройден, возникает самый высокий, пятый уровень: уровень самоактуализации. Когда ты осознаешь, что хочешь развиваться, творить, двигать прогресс вперед. Согласно Маслоу, люди этого уровня могут давать самые точные оценки действительности, к ним следует прислушиваться.

На этом все. Надеюсь, понятно, что эту теорию потребностей надо использовать при написании эссе по обществознанию, да и вообще при выполнении части 2 теста ЕГЭ по обществознанию. Кроме того, знание этой теории может проверяться и в первой части теста.

Ну что, понятно и доходчиво объяснил? Есть вопросы — задавай их в комментариях. Понравился пост — смело жми на кнопки социальных сетей! 

С уважением, Андрей Пучков

Поделиться в соц. сетях

    Контрольная работа по менеджменту организации с ответами: Теория Маслоу. Иерархия потребностей


    1. Почему теорию потребностей Маслоу называют иерархической?

    Что представляет собой теория Маслоу? Теория потребностей Маслоу основана на разделении всех потребностей людей на 5 групп. Маслоу назвал данные группы потребностей базовыми потребностями.

    1 группа потребностей по Маслоу (самая важная, низ пирамиды Маслоу). Физиологические потребности, которые являются необходимыми для жизни и существования. Они включают потребности в еде, питье, убежище, отдыхе и сексуальные потребности.

    2 группа потребностей по Маслоу (вторая по важности, вторая снизу на пирамиде Маслоу). Потребность в безопасности (в нашем случае включает в себя и потребность уверенности в будущем). Это потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.

    3 группа потребностей по Маслоу. Потребность в принадлежности и причастности (в случае описания мотивации трудовой деятельности их называют социальными потребностями). Эти потребности иногда называют потребностями в причастности, — это понятие, включающее чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувство социального взаимодействия, привязанности и поддержки.

    4 группа потребностей по Маслоу. Потребность в признании (уважении) включает в себя потребности в самоуважении, личных достижениях, компетентности, уважении со стороны окружающих

    5 группа потребностей по Маслоу (верхушка пирамиды). Потребность в самоактуализации (самовыражении) — это потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

    Иерархические уровни не являются дискретными ступенями. Даже, если в данный момент одна из потребностей человека доминирует, деятельность человека при этом стимулируется не только ею.

    Основная критика в адрес теории Маслоу сводится к тому, что ей не удалось учесть индивидуальные отличия людей. Не получила полного подтверждения и концепция наиважнейших потребностей. Удовлетворение какой-либо одной потребности не приводит к автоматическому задействованию потребностей следующего уровня в качестве фактора мотивации деятельности человека.

    Физиологические потребности работников удовлетворяет вышестоящее начальство, которое выплачивает ему зарплату. Посредством денег он и удовлетворяет свои потребности в пище, одежде

    Согласно Маслоу, человеческие потребности располагаются в виде иерархии. Иными словами, появлению одной потребности обычно предшествует удовлетворение другой, более насущной. Маслоу определяет пять наборов целей, которые он именует базовыми потребностями. К ним он относит: физиологические нужды, потребность в безопасности, потребность в любви, потребность в удовлетворении чувства собственного достоинства и, наконец, потребность в самоактуализации. Иерархическая природа этих потребностей или целей означает, что «доминантная цель монополизирует сознание и определенным образом стимулирует и организует различные способности организма, потребные для ее достижения. Менее насущные потребности минимизируются, или даже забываются, или отрицаются» (Маслоу, 1943г.).

    Теория потребностей Маслоу является иерархической, потому что все потребности не только объединены в группы, но и эти группы расставлены в определенной последовательности – иерархии, начиная с наиболее важных (снизу) и заканчивая наименее важными (в самом верху). Так же иерархия наблюдается и в самом процессе удовлетворения потребностей. По мнению Маслоу пока не удовлетворена потребность более низкого уровня, потребность более высоко уровня не будет достаточно весомой мотивацией. Так, например, человек, лишенный пищи, безопасности, любви и уважения, естественным образом, прежде всего, будет стремиться к получению пищи. Тяга к писанию стихов, желание приобрести автомобиль, интерес к американской истории, желание купить новые туфли в экстренных случаях совершенно забываются или становятся второстепенными.

    Когда нет хлеба, человек действительно живет хлебом единым. В том случае, когда он не испытывает недостатка в хлебе, тут же возникают другие (более «возвышенные») потребности, которые замещают собой физиологические нужды и становятся доминирующими. Когда и они находят удовлетворение, возникают новые (и вновь «более возвышенные») потребности, и так далее.

    Иерархия потребностей Маслоу: Ускоренный курс психологии AP®

    Иерархия потребностей Маслоу — это мотивационная идея о том, что, прежде чем любой человек или любой другой организм сможет полностью реализовать свой потенциал, он или она должны пройти через пять важных этапов. шаги или важные мотивы иерархии Маслоу. В этом ускоренном курсе AP® Psychology мы рассмотрим эти аспекты иерархии потребностей Маслоу, чтобы достичь самореализации AP® Psychology.

    Физиологические потребности

    Первая ступень в иерархии потребностей Маслоу — физиологическая. Этот шаг означает, что прежде чем человек сможет делать что-то еще в жизни, он или она должны позаботиться о телесных функциях.

    Некоторые из этих примеров включают дыхание, еду, питье, размножение (в некоторых случаях), поддержание баланса или гомеостаза в организме и избавление от нежелательных отходов. Без завершения этих элементов физиологического шага человек не перейдет к следующему шагу. Если человек прежде всего не будет следовать своим физиологическим потребностям, он умрет от голода, обезвоживания или другого типа дисбаланса в организме.

    Причина этого в том, что если кто-то, назовем наш пример Томасом, голодает, то он скорее найдет пищу, чем все остальное. Что-то вроде рисования картины будет иметь более низкий уровень приоритета, чем еда, потому что Томасу нужно поесть, прежде чем ему нужно будет рисовать.

    Иногда это может происходить и при репродукции, и при половом акте. Некоторые организмы настолько сосредоточены на размножении, что не могут удовлетворить ни одну из других потребностей, пока не займутся сексом или не размножатся.

    Источник изображения: Wikimedia Commons

     

    Потребности в безопасности

    Следующим шагом в иерархии потребностей Маслоу является безопасность. После того, как Томас убедится, что все его физиологические потребности удовлетворены, он может сосредоточиться на своей безопасности. Эта безопасность может означать множество вещей. Безопасность заключается прежде всего в том, что человек знает, что мир предсказуем, организован и безопасен. Это позволяет человеку чувствовать себя в большей безопасности. Когда безопасность тела, занятости, нравственности, здоровья и собственности достигнуты, разум человека успокаивается. Вот почему экономическая борьба так пагубна для человека. Люди не чувствуют себя в безопасности, когда у них нет надежного дохода, что приводит к тому, что эта ступень иерархии вызывает у многих беспокойство.

    Томас, например, не сможет сосредоточиться ни на одном из высших уровней иерархии, например на любви, пока не почувствует себя в безопасности. Если Томас считает, что дом, в котором он живет, небезопасен или его здоровье не в безопасности, то поиск любви для него не так важен. Когда Томас почувствует себя в безопасности и сможет преодолеть трудности, тогда он сможет двигаться дальше.

    Потребность в любви и принадлежности

    За безопасностью следует любовь и принадлежность в иерархии потребностей Маслоу, на которой многие застревают. Любовь и принадлежность включают наличие и поддержание отношений. Эти отношения могут быть платоническими или сексуальными, но у человека должно быть чувство принадлежности к чему-то.

    Если Томас идет в новую школу и чувствует, что не может завести друзей, то он может чувствовать, что не принадлежит ему. Над ним могут издеваться или просто подвергнуть остракизму, что приведет к тому, что его разум сосредоточится на том, насколько одиноким он себя чувствует. Из-за этого чувства Томас может оставаться на этом этапе до тех пор, пока не заведет друга или не найдет что-то дома или где-то еще.

    Допустим, Томас идет домой и покупает щенка. Он заводит друга в щенке и чувствует любовь и принадлежность. Как только это произойдет, он сможет сосредоточиться на других потребностях.

    Потребность в уважении

    Уважение к себе и другим подводит итог этому следующему шагу, уважению. Самоуважение – это способность быть уверенным в своих силах и самоощущении. Человек с высокой самооценкой проецирует эту уверенность, и другие это замечают.

    Еще одним важным аспектом уважения являются достижения. Достижения повышают внутреннюю самооценку, позволяя человеку чувствовать себя еще лучше. В тандеме с достижением обычно находится признание, другая часть уважения. Признание — это когда человека знают или принимают его или ее сверстники. Это признание часто приносит гордость за человека и укрепляет отношения. Он или она не испытывает жажды внимания и может двигаться дальше.

    К этому моменту у Томаса появились друзья, и он получил награду за свои спортивные достижения. Получив эту награду перед своей семьей и сверстниками, его самооценка повысилась, и он стал лучше относиться к себе.

    Однако, если Томас получит нагоняй от своего учителя на глазах у сверстников вместо награды, то его самооценка упадет. Затем Томас должен найти другие способы повысить свою оценку, чтобы не застрять на этой ступени.

    Потребности в самореализации

    Последняя ступень в иерархии потребностей Маслоу — вершина человеческого развития. Самореализация – это то, к чему стремится каждый человек. Самоактуализация – это когда у человека есть высокое чувство того, что правильно и что неправильно. Их нравственность всегда на высоте. У человека есть потенциал для спонтанного решения проблем, а также высокий уровень творчества. Факты принимаются в сознании этого человека, что обычно приводит к исчезновению предубеждений. Короче говоря, человек стал лучшим человеком, каким он или она могут быть.

    Большинство населения не достигает самореализации, потому что многие застревают на одном из шагов к этой самореализации. Будь то физиология, безопасность, любовь и принадлежность или уважение, что-то мешает этим людям стать лучше, чем они могут быть.

    Переход от уважения к самореализации часто требует принятия себя. Томас, например, может достичь самореализации, приняв как отрицательные, так и положительные стороны своей личности. Он работает, чтобы стать лучшим, каким он может быть как человек. Иногда люди чувствуют потребность стать духовно активными, чтобы достичь самореализации; однако это не обязательно для всех, если только духовность не является важным аспектом вашей жизни.

    Почему это важно для экзамена по психологии AP®?

    Иерархия потребностей Маслоу необходима для полного понимания экзамена AP® по психологии по ряду причин. Во-первых, иерархия потребностей Маслоу — это большая часть мотивации. Мотивация, или потребность или желание, которые определяют поведение человека, всегда затрагивается в разделе экзамена с множественным выбором, а также в разделе свободного ответа. Есть несколько терминов, которые также будут полезны на экзамене и объясняют иерархию потребностей Маслоу, например, теория снижения влечения и теория возбуждения.

    Теория снижения влечения утверждает, что физиологическая потребность, которая поднимается в иерархии потребностей Маслоу, создает влечение, которое побуждает организм удовлетворять эту потребность. Это причина того, что физиологические потребности должны быть удовлетворены раньше любых других потребностей в иерархии.

    Еще одна теория, которая довольно хорошо иллюстрирует иерархию Маслоу и которая проявится в день экзамена, — это теория возбуждения. Эта теория утверждает, что, когда физиологические потребности уменьшаются, человек может двигаться к цели из-за любопытства. Теория возбуждения ясно описывает, почему люди хотят продолжать жить полноценной жизнью даже после того, как их основные физиологические потребности удовлетворены.

    Эти термины жизненно важны для экзамена по психологии AP®, потому что иерархия потребностей Маслоу и другие теории мотивации показывают, почему люди делают то, что они делают. Иерархия потребностей Маслоу часто повторяется на экзамене AP® Psychology, поскольку ее двойственность заключается в применении знаний к примерам, а также в применении важных терминов. Экзаменаторы хотят увидеть, что вы знаете о психологии, но они также должны быть в состоянии увидеть, что вы можете применить свои знания в реальной жизни. В конце концов, психология — это наука, и для того, чтобы быть эффективной, она нуждается в практическом применении. Зная, как применить эту пирамиду мотивации в реальной жизни, вы сможете начать думать о том, как применять и другие аспекты психологии. Это само по себе позволит вам развить свое обучение и повысить свой балл AP® Psychology в день экзамена.

    Можете ли вы применить иерархию потребностей Маслоу к своей жизни? Как вы думаете, на каком этапе вы сейчас находитесь и почему?

    Кстати, вам следует проверить Albert.io для вашего обзора AP® Psychology. У нас есть сотни практических вопросов AP® Psychology, написанных специально для вас!

    Заинтересованы в школьной лицензии?​

    Пригласите Альберта в свою школу и предоставьте всем учителям лучший в мире банк вопросов для:

    ➜ SAT® & ACT®
    ➜ AP®
    ➜ ELA, математика, естественные науки и социальные науки
    ➜ Оценка штата

    Варианты для учителей, школ и округов.

    ИЗУЧИТЕ ВАРИАНТЫ

    Corona Взгляд из иерархии потребностей Маслоу

    Источник: PaulBR75 / Pixabay

    Представьте себе: вы в отпуске и собираетесь искупаться в теплых водах Атлантического океана у побережья южной Флориды. Вы проверяете свой телефон прямо перед тем, как отправиться к воде, и обнаруживаете довольно неприятные новости:

    Вы только что получили электронное письмо от своего руководителя, в котором сообщается, что вас не повысили до директора. Хуже того, один из ваших не очень любимых коллег, Тед, который годами наносил вам удар в спину при каждом удобном случае, очевидно, получил эту должность.

    Ты качаешь головой и кладешь трубку. Какой удар по твоему самолюбию. Угх. Вы не можете в это поверить!

    Ну, вы заплатили все эти деньги, чтобы приехать во Флориду, так что вы можете извлечь из этого максимум пользы. Слегка поджав хвост, вы подходите к воде и ныряете в приличную волну. Вода теплая, и вы в ней. Это электронное письмо, конечно, все еще в силе…

    Внезапно, к вашему удивлению, вас сбивает огромная волна. Вы на самом деле полностью погружены и напуганы. Кажется, вы не можете коснуться дна океана, и вам трудно дышать, и на мгновение вы не можете понять, где вверх.

    Это ужасно!

    Примерно через 20 секунд (что кажется часом) вы находите опору, поднимаете голову над водой и понимаете, что с вами все будет в порядке. Слава Богу.

    Но на эти 20 секунд вы окаменели. И все это время разочаровывающие новости о том, что вас обошли стороной для продвижения по службе, совершенно ускользнули из вашей памяти.

    Источник: Maslow / Wikimedia Commons

    Иерархия потребностей Маслоу

    В 1943 году культовый психолог Абрахам Маслоу представил теорию человеческой мотивации, которая была настолько элегантной, что на протяжении десятилетий встречала широкое признание и похвалу. Основная идея модели Маслоу хорошо концептуализируется, если вы думаете о пирамиде с пятью уровнями.

    Уровни представляют пять категорий потребностей, причем «высшие» потребности зависят от удовлетворения «низших» потребностей. Таким образом, согласно этой модели, если ваши «низшие» потребности не удовлетворены, вы не в состоянии работать над удовлетворением своих «высших» потребностей.

    Эти потребности, начиная с «самой высокой» в пирамиде, следующие:

    Самоактуализация : Потребность стать лучшей версией себя, которой вы можете быть.

    Уважение : Необходимость искренне ценить и уважать себя.

    Любовь и принадлежность : Потребность чувствовать полную и безоговорочную поддержку со стороны кого-то другого, а также потребность оказывать такую ​​поддержку и любовь другому.

    Безопасность : Необходимость чувствовать себя физически и эмоционально в безопасности от вреда и реальных угроз.

    Физиологические : Потребности, являющиеся биологически основными, такие как потребность в воде, пище или воздухе.

    В вымышленном примере, представленном выше, вы превратились из человека, который беспокоился о потребностях в уважении (основываясь на том неудачном электронном письме о том, что вы не получили должность директора), к внезапному, буквально, физиологическому требованию: способности дышать .

    Как и предсказывает модель Маслоу, если ваши основные потребности находятся ниже в пирамиде, то вы обнаружите, что меньше сосредоточены на потребностях, которые находятся выше в пирамиде. Короче говоря: если вы тонете, вы не слишком беспокоитесь о том, что вас обойдут при повышении по службе…

    Корона и иерархия Маслоу

    Если вы похожи на большинство читателей Psychology Today, то, скорее всего, большинство ваших физиологических потребностей удовлетворено. В конце концов, если у вас нет ни еды, ни воды, какое вам дело до чтения поста в блоге?

    С точки зрения иерархии Маслоу, большинство нормальных взрослых можно рассматривать как работающих, как правило, в верхних частях пирамиды. Попытка выяснить потребности в любви (например, попытка возродить длительные романтические отношения), принятие мер для удовлетворения ваших потребностей в уважении (возможно, путем подачи заявки на руководящие должности в вашей организации) и/или попытка достичь этого неуловимое состояние самореализации (например, посредством медитации, занятий йогой или ретрита в горах).

    Но ситуация с коронавирусом, всемирная пандемия, отбросила многих из нас, независимо от того, где мы могли находиться «на пирамиде» всего несколько недель назад, на дно пирамиды.

    Как сказал Эндрю Куомо, губернатор штата Нью-Йорк, в заявлении, опубликованном ранее на этой неделе:

    Я понимаю, что это бремя для бизнеса. … Это окажет влияние на экономику не только здесь, в Нью-Йорке, но и по всей стране, и нам придется иметь дело с этим кризисом, но давайте разбираться с одним кризисом за раз. Давайте разберемся с грядущим кризисом, а грядущий кризис — это кризис общественного здравоохранения.

    С точки зрения иерархии Маслоу: хотя финансовые последствия пандемии коронавируса будут не чем иным, как огромными, они должны отойти на второй план по сравнению с более неизбежным кризисом в области здравоохранения, с которым мы сталкиваемся как более широкое сообщество.

    Мы не можем беспокоиться о потребностях более высокого уровня, когда у нас есть физиологические потребности и потребности в безопасности, которые необходимо удовлетворить.

    Bottom Line

    Послушайте, мне 50 лет, и я многое повидал за последние полвека. Эта корона вообще другое животное. Наихудшие сценарии, сделанные экспертами-эпидемиологами всего мира, просто не годятся.

    Как ученый-бихевиорист, работающий над тем, чтобы помочь людям понять повседневные последствия работы в нашей области, я регулярно пытаюсь донести концепции и результаты исследований в области наук о поведении до всех, чтобы, надеюсь, люди могли лучше ориентироваться в сложностях своей области. повседневная жизнь.

    Размышляя таким образом, мне пришло в голову, что иерархия потребностей Маслоу представляет собой мощную и полезную модель для понимания крупномасштабных психологических последствий коронавируса. Для очень многих из нас, если не для всех нас, неопределенное будущее воздействия этого вируса тяжким бременем ложится на наши умы. С точки зрения иерархии потребностей Маслоу, вы, возможно, перешли от работы над потребностями в любви к потребностям в безопасности в мгновение ока.

Добавить комментарий