Иллюзия восприятия в психологии: Иллюзия восприятия — PsychologyPro

Как возникают иллюзии восприятия? | PSYCHOLOGIES

Познать себяЧеловек среди людей

Давным-давно философов интересовало, насколько то, что мы воспринимаем, соответствует тому, каков мир на самом деле. Например, древнегреческий философ Демокрит считал, что от вещей, которые нас окружают, отделяются тоненькие оболочки. Они летят и попадают на сетчатку глаза, и там получается точный отпечаток.

Примерно так же считал много веков спустя Рене Декарт. Но даже простейшие опыты показывают, что этот отпечаток неполон и может соответствовать чему угодно. На самом деле то, что мы видим, определяется не только глазами, но и мозгом.

От ошибок — к механизмам

Еще в XVII–XVIII веках стали появляться картинки, которые показывали, что одно и то же может восприниматься по-разному. Этим активно занимались фокусники и иллюзионисты, которые первыми обнаружили, что нашим вниманием можно управлять.

В начале XXI века было заявлено целое направление — нейромагия. Она предлагала двигаться от неоднозначностей, ошибок, иллюзий нашего восприятия к тем механизмам, которые за ними стоят.

Ученые создали целую классификацию того, что может порождать ошибки в нашем восприятии. Они могут быть связаны с вниманием, памятью, работой мышления — по сути, со всеми познавательными процессами. И оказывается, что повлиять на них можно очень сильно.

Восприятие или построение образов — процесс очень эффективный. Он работает за доли секунды и позволяет очень точно схватить смысл любой, даже очень сложной ситуации. В силу того что наше восприятие заточено под очень широкий круг задач (опознания предметов, людей и их действий, в том числе в непривычных ситуациях), такое быстрое схватывание может выдавать ошибки.

Эти ошибки восприятия — иллюзии — оказались хорошим ключом к пониманию того, как восприятие работает

Определяют иллюзию очень просто: как искажение в восприятии любого признака объекта — формы, названия, положения в пространстве. Все эти признаки очень зависят от контекста.

К примеру, яркость объекта или его цвет не воспринимаются сами по себе, а задаются контекстом, в котором мы видим этот объект. Ставшая знаменитой иллюзия с платьем, которое одни пользователи видели черно-синим, а другие бело-золотым, связана именно с тем, как мозг интерпретирует источник света и силу освещения.

А если объект движется, мы видим не его текущее положение в пространстве, а ту позицию, в которой он окажется через долю секунды. Эволюция наделила нашу зрительную систему способностью предугадывать будущее. Вероятно, это было нужно для выживания.

А есть иллюзии, которые абсолютно и полностью определяются накопленным нами опытом и знаниями о мире.

Под диктовку мозга

Если мы посмотрим на то, как устроен процесс восприятия, мы увидим, что это всегда два встречных потока — восходящий и нисходящий.

  • Восходящий включает внешнее воздействие — информацию о цвете, свете и форме, попадающую на сетчатку и передаваемую на следующие уровни анализа информации.
  • Нисходящий определяется тем, что от нас хотят, что мы знаем, в каком контексте эта информация предъявлена. И только как результат взаимодействия этих потоков мы получаем то, что мы в конечном счете увидим.

Идея о том, что восходящая линия важнее, появилась очень давно, в XIX веке, в работах физика и физиолога Германа Гельмгольца, который придумал теорию бессознательных умозаключений.

Он считал, что восприятие устроено по аналогии с мышлением, то есть представляет собой скорее умозаключение

У нас есть некоторая малая посылка: то, что на нас сейчас воздействует. Мы сопоставляем это воздействие с большой посылкой — всем нашим прошлым опытом. Поэтому, если мы что-то воспринимаем не так, как оно есть, на самом деле это ошибка умозаключения.

Главный источник иллюзий — наши знания о мире. Поэтому нашему восприятию свойственна так называемая предметность. Это значит, что мы воспринимаем не цвета, не форму или угол наклона. Мы воспринимаем объекты. Если мы смотрим на лицо, мы видим не набор линий и участков разной яркости, а именно лицо.

Когда внешнее воздействие и наши знания вступают в конфликт, наш опыт в большинстве случае оказывается подавляющим, и конфликтов не возникает. Например, возьмем то же лицо. Оно не бывает вогнутым. Поэтому если нам показывают вращающуюся маску, мы видим ее выпуклой с одной и с другой стороны.

Вижу, потому что хочу

Восприятие определяется не только нашим опытом, но и нашей готовностью определять ситуацию так, а не иначе, то есть нашими установками. Эти установки, в свою очередь, могут задаваться контекстом (нам показали знакомую форму, и мы готовы увидеть то, что ожидаем увидеть), нашими желаниями и переживаниями.

Например, пословица «У страха глаза велики» говорит именно об этом: нечто пугающее будет казаться большим, чем есть на самом деле. То же самое относится к объектам, которые для нас привлекательны.

Один из основателей когнитивной психологии Джером Брунер в 1940-е годы проводил опыты с восприятием. Он сравнивал, как дети оценивают размер картонных кружочков и размер монеток. Любому ребенку монетка важнее, чем картонка.

Мы увидим, что по сравнению с оценками кружочков монетки существенно переоцениваются

Более того, все зависит и от того, из какой среды ребенок. Брунер специально брал детей из богатых семей, которые имеют карманные деньги, и детей из бедных семей, которые их не имеют.

Бедные дети переоценивают монетки больше, чем богатые. И вот что интересно: десятицентовую монету они переоценивают больше, чем двадцатицентовую. Возможно, потому, что таких денег они просто не видели.

Об эксперте

Мария Фаликман — кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Центра когнитивных исследований филологического факультета МГУ, ведущий научный сотрудник психологического факультета МГУ, ведущий научный сотрудник Лаборатории когнитивных исследований НИУ ВШЭ.

Текст:Антон СолдатовИсточник фотографий:Getty Images

Новое на сайте

Артемида, Гера, Деметра: 3 архетипа фаллических женщин — разбор с психологами

Скрытые послания: как видят первые свидания мужчины и женщины — мнение психологов

«Верунчик, сделай одолжение!» Почему опасно быть безотказной

«Узнала, что партнер подписался в соцсетях на бывшую жену. Как понять его поступок?»

«Все время ищу у себя болезни»: кто страдает ипохондрией и как от нее избавиться

Будни официанта: каковы они на самом деле

8 Марта: что нужно знать о празднике в XXI веке — исторический разбор

«Не рожала — не женщина»: 3 мифа о Международном женском дне — мнение редакции Psychologies.ru

Иллюзии восприятия

Иллюзии — это ложное или искаженное восприятие окружающей действительности, которое заставляет воспринимающего испытывать чувственные впечатления, не соответствующие действительности, и склоняет его к ошибочным суждениям об объекте восприятия. Термин «искаженное» означает, что видимое (или слышимое, осязаемое) нами не соответствует объективной ситуации; искажение может быть устранено, например, при помощи измерения. В хорошо известной иллюзии Мюллера – Лайера две горизонтальные линии (или стрелы) равны по длине, но линия с расходящимися вовне наконечниками кажется длиннее. С учетом приведенного выше определения можно выделить два типа иллюзий: те, которые основываются на определенных физических условиях, и те, которые обусловлены психологически.

Примерами иллюзий первого типа могут служить миражи или искажение предметов при восприятии их в воде или через призму. Объяснение таких иллюзий лежит вне психологии.

В настоящее время нет общепринятой психологической классификации иллюзий восприятия. Иллюзии имеют место во всех сенсорных модальностях. Лучше остальных изучены зрительные иллюзии, например иллюзия Мюллера – Лайера.

Примером проприоцептивной иллюзии может служить «пьяная» походка бывалого моряка, которому палуба кажется устойчивой, а земля уходит из-под ног, как палуба при сильной вертикальной качке. Элемент неопределенности несет в себе локализация звука, например «эффект чревовещателя», или приписывание голоса кукле, а не артисту.

Вкусовые иллюзии относятся к иллюзиям контраста: в данном случае вкус одного вещества влияет на последующие вкусовые ощущения. Например, соль может придать чистой воде кислый вкус, а сахароза заставить ее горчить.

Для объяснения иллюзий был выдвинут целый ряд теорий. По мнению И. Рока, наиболее пригодной для этой цели является гештальтпсихология, так как она указывает на ошибочность гипотезы константности.

С точки зрения данной теории иллюзии не являются чем-то аномальным или неожиданным: восприятие зависит не от отдельного стимула, а от их взаимодействия в зрительном поле. Например, если нейтральный цвет основан на соотношении интенсивностей соседних областей, то контраст будет хотя и иллюзорным, но предсказуемым.

Теория смещения, или ошибочного сравнения, объясняет возникновение иллюзий исходя из эффекта асимметрии. Например, иллюзия Мюллера – Лайера является скорее результатом удлиняющего эффекта расходящихся клиньев, чем сокращающего эффекта клиньев сходящихся.

Восприятие свойств и соотношений предметов в пространстве очень часто приводит к возникновению зрительных иллюзий.

Зрительными иллюзиями — называются неправильные или искаженные восприятия величины, формы, цвета или удаленности предметов.

Иллюзии и их психология

Иллюзии имеют различную природу с галлюцинациями, поскольку последние возникают из ничего при отсутствии предметов внешней действительности, которые бы могли оказать воздействие на органы чувств.

Галлюцинации имеют центральное происхождение и связаны с расстройством мозговой деятельности. Иллюзии же возникают при восприятии существующих в реальности предметов, которые оказывают влияние на рецепторы.

Зрительные иллюзии — психология

Зрительные иллюзии могут носить различный характер, в зависимости от которого их и классифицируют:

Ложное восприятие величины предмета.

Искажение формы предметов.

Иллюзии геометрической перспективы.

Переоценка вертикальных линий.

Оптические иллюзии — психология

Оптические иллюзии — обман зрения, ошибки в оценке и сравнении между собой пропорций различных предметов, расстояний и т.д.

Психологи знают, что далеко не всегда показания органов восприятия однозначны и правдивы. Они зависят от многих факторов окружающей среды, а также от настроения, физического и психического состояния человека. По этому поводу, проводиться большое количество научных исследований, особенно относительно оптических иллюзий, действие которых испытывал на себе любой человек, так называемый параллакс.

Параллакс – смещение субъектов находящихся на различном расстоянии от глаз наблюдающего. Это смещение может быть вызвано движением его глаз. Так, к примеру, передвигаясь в автомобиле человеку кажется, что предметы, которые находятся вдоль дороги «бегут» быстрее, нежели те, что находятся на большем расстоянии.

Таких примеров можно привести ещё целое множество они повсеместно присутствуют в нашей жизни и часто мешают. Особенно важно учитывать влияние таких факторов при проведении различных опытов и исследований по зрительной модальности, поскольку они существенно влияют на результаты.

Психология иллюзий

Специалисты утверждают, что возникновение зрительных иллюзий обусловлено сложившимися стереотипами, даже если увиденное в реальности явление идёт вразрез с уже привычным.

Вывод психологи и ученые делают одинаковый — причины возникновения психологических иллюзий чаще всего связаны не столько с психофизиологическими явлениями, сколько с физическим неправильным восприятием мозга.

Источник: http://womanadvice.ru/illyuzii-vospriyatiya-v-psihologii#ixzz3FClz8XgD

Журнал WomanAdvice — советы на все случаи жизни

12 умопомрачительных иллюзий восприятия — Наутилус

Все любят хорошие оптические иллюзии. Большинство людей впервые сталкиваются с ними в детстве и мгновенно завораживают. И большинство из нас так и не перерастают их. Кажется, что даже кошкам иногда нравятся оптические иллюзии!

Хорошая новость, как для людей, так и для нелюдей, заключается в том, что наши иллюзии со временем становятся лучше. В эпоху социальных сетей многие люди создают и делятся ими, и лучшие из них быстро становятся вирусными и устанавливают новый стандарт. По сути, наши иллюзии культурно развиваются, становясь все более и более сильными.

Но хотя иллюзии восприятия забавны, они также имеют важное философское значение. Они ясно и недвусмысленно показывают нам, что мы не воспринимаем окружающий мир напрямую. Перцептивный опыт — это симуляция, мысленная модель, которая не всегда соответствует той реальности, которую призвана изобразить.

Следующие иллюзии — одни из моих любимых. Наслаждаться!

1. Сила нисходящей обработки

Чтобы сдвинуться с мертвой точки, вот хороший пример того, как ожидания управляют восприятием.

Легкая одежда

Мы так привыкли к тому, что слова расположены в определенном порядке, что, когда слова перепутаны, мы часто не замечаем: мы ошибаемся в своих ожиданиях от мира. Вот почему вычитка собственных эссе так сложна.

2. Иллюзия стены кафе Skye Blue

Эта иллюзия, созданная художницей Викторией Скай, стала одной из лучших работ на конкурсе «Лучшая иллюзия года 2017». Хотите верьте, хотите нет, но все горизонтальные линии идеально параллельны. Чтобы доказать это себе, достаточно прищуриться на изображение или посмотреть на него со стороны.

Виктория Скай

Обратите внимание, что даже после того, как вы полностью убедитесь, что линии параллельны, иллюзия продолжает работать. Восприятие в значительной степени непроизвольно и во многом отделено стеной от нашего абстрактного знания о мире.

3. Конфетти

Это вариация иллюзии Мункера, созданная Дэвидом Новиком. Все круги на изображении одного цвета. Единственное, что отличается, это цвет линий вокруг них.

Дэвид Новик

Иллюзия — это яркая демонстрация того, что мы не воспринимаем непосредственно цвета объектов в мире. Вместо этого система восприятия делает обоснованную «догадку», основанную на окружении объектов.

4. Иллюзия волны риса

Это может выглядеть как анимированный GIF, но это не так. Все движения в вашей голове.

Akiyoshi Kitaoka

Затенение и последовательность желтых пятен активируют области движения мозга, создавая ощущение движения в стимуле, который на самом деле является статичным. Интересно, что около 5 процентов людей невосприимчивы к этой иллюзии.

5. Иллюзия наклонной дороги

Это выглядит как две фотографии одной и той же дороги, снятые под разными углами. Но на самом деле это одна и та же фотография дважды.

Дэниел Пикон

Судя по всему, зрительная система воспринимает изображение как одну фотографию двух разных дорог. Контуры двух дорог параллельны друг другу на двухмерном изображении. Чтобы это было так на изображении, настоящие дороги в реальном мире должны сильно наклоняться друг от друга. Итак, это то, что делает зрительная система.

6. Иллюзия легкости

Создатель иллюзий Акиёси Китаока (@AkiyoshiKitaoka).

Пытаясь осмыслить видео, зрительная система действует так, как будто серый квадрат перемещается из тени в яркий свет, а затем в темную тень. Чтобы квадрат выглядел таким оттенком при ярком освещении, он должен быть довольно темным — поэтому вечная система делает вывод, что это так. И наоборот, чтобы квадрат выглядел таким оттенком в темной тени, он должен быть очень светлым — вместо этого система восприятия делает вывод об этом.

Ваш мозг выполняет за кулисами много работы — больше, чем вы могли себе представить!

7. Динамический Эббингауз

Еще одна отмеченная наградами иллюзия. Оранжевый круг на самом деле не меняет размер.

Как и в случае с цветом и яркостью, мы не воспринимаем напрямую размер объектов. Система восприятия делает вывод об их размере, основываясь на подсказках наших чувственных данных, включая относительный размер других близлежащих объектов.

8. Динамическая иллюзия Мюллера-Лайера

Это одна из лучших иллюзий, которые я видел. Синие и красные линии имеют одинаковую длину; никто не движется и не меняет размер, и все они находятся на одном уровне. Только стрелки двигаются.

Иллюзия — это новая вариация на старую тему: иллюзия Мюллера-Лайера. Есть много теорий о том, как это работает, но никто не уверен на 100%. Ведутся даже споры о том, работает ли это для всех людей во всем мире или же это феномен, специфичный для культуры.

9. Иллюзия поезда

Вы можете заставить поезд изменить направление силой своего разума… и у вас это получится лучше с практикой.

Восприятие всегда предполагает выход за пределы показаний органов чувств. В этом случае свидетельства относительно скудны, так что есть две правдоподобные интерпретации: поезд приближается или поезд уходит. Мы можем выбрать, чтобы увидеть это в любом случае.

10. Вращающиеся кольца

Многих это пугает. Каждый раз, когда вы переключаетесь с взгляда на красную точку на желтую или наоборот, оба колеса начинают вращаться в противоположном направлении. Иллюзия использует различия в том, как мы интерпретируем движение в центре поля зрения и на периферии.

11. Вращающаяся танцовщица

Одна из моих самых любимых игр. Если вы посмотрите на танцора слева и на танцора посередине, то тот, что посередине, вращается по часовой стрелке. Если вместо этого вы посмотрите на танцовщицу на 9-м0105 справа и тот что посередине, тот что посередине начинает вращаться против часовой стрелки.

Как и в случае с иллюзией поезда, секрет в том, что центральное изображение неоднозначно: его можно интерпретировать как танцора, вращающегося в любом направлении. Танцоры слева и справа, напротив, включают дополнительные детали, которые вызывают ту или иную интерпретацию. Эта вынужденная интерпретация направляет наше восприятие средней двусмысленной фигуры.

12. Звездная ночь

Посмотрите в центр верхнего изображения в течение 30 секунд, затем посмотрите Ван Гога. Когда вы смотрите на спираль, ваша зрительная система начинает компенсировать движение, чтобы игнорировать этот предсказуемый стимул. Но затем, когда вы смотрите на стационарную картину, система продолжает компенсировать движение: движение, которого больше нет. Это создает ложное восприятие движения в противоположном направлении, которое взаимодействует с деталями картины.

Стив Стюарт-Уильямс — автор книги «Обезьяна, познавшая Вселенную: как развивается разум и культура » (Cambridge University Press, 2018).

Дополнительное чтение

Моя исходная ветка в Твиттере, которая вдохновила меня на написание статьи в блоге.

Получайте информационный бюллетень Nautilus

Самые новые и самые популярные статьи доставляются прямо на ваш почтовый ящик!

Зрительные иллюзии: значение, виды и примеры

Оглянитесь вокруг; что ты видишь? Вам все кажется нормальным? Что происходит, когда мы воспринимаем вещи иначе, чем они есть на самом деле? Различия в восприятии можно объяснить в психологии с помощью зрительных иллюзий! Иллюзии связаны с неправильной интерпретацией визуальных стимулов в окружающей среде и того, что наш мозг думает об этой информации. Наше восприятие, кажется, отличается от реальности, и нам трудно разобраться в том, что мы видим.

  • Сначала мы кратко рассмотрим восприятие и зрительные иллюзии в психологии.

  • Затем мы рассмотрим некоторые виды зрительных иллюзий.

  • После этого мы увидим визуальные иллюзии.

  • Далее мы найдем объяснения для примеров зрительных иллюзий.

  • Наконец, мы кратко рассмотрим некоторые теории восприятия возможных причин зрительных иллюзий.

Визуальные иллюзии Психология восприятия

Зрительное восприятие является важным аспектом нашего выживания. Это позволяет нам исследовать окружающую среду и реагировать на нее. Зрительные иллюзии могут сбивать с толку наш мозг, заставляя его упускать визуальную информацию или думать, что мы видим что-то, чего не обязательно там, но что именно мы подразумеваем под зрительными иллюзиями?

Зрительные иллюзии — это изображения или объекты, которые изменяют наше восприятие, чтобы оно отличалось от реальности изображения, поскольку «иллюзия» не имеет логического смысла для нашего мозга.

Восприятие можно исследовать с психологической точки зрения, используя зрительные иллюзии, исследуя, какие неверные интерпретации стимулов влияют на большинство людей и почему. Это может помочь понять, почему люди развили определенные когнитивные и дальновидные способности, и может способствовать созданию элементов дизайна, которые люди находят легкими и приятными для просмотра.

Мы также можем начать понимать, почему зрительные иллюзии влияют на всех нас.

Виды визуальных иллюзий

Зрительные иллюзии могут различаться по тому, как и почему они влияют на наше восприятие. Некоторые из них могут быть довольно тонкими, и их трудно различить между реальным и воспринимаемым изображением. Напротив, на другие чрезвычайно сложно смотреть, где идентифицировать определенный образ или узор почти невозможно.

Несколько типов зрительных иллюзий включают:

  • Когнитивные зрительные иллюзии — наиболее распространенный вид зрительных иллюзий. Они полагаются на обман подсознания, основанный на том, как вы обычно делаете выводы и связываете то, что видите, с тем, что вы уже знаете о мире. Это заставляет ваш мозг думать, что присутствует определенный образ, даже если его нет или это что-то совершенно другое.
  • Физиологические зрительные иллюзии — эти геометрические изображения содержат так много визуальных сигналов, что мозг видит разные глубины и направления движения. Часто они каждый раз выглядят по-разному, и некоторые из них могут казаться движущимися.
  • Буквальные визуальные иллюзии — они состоят из двух изображений, присутствующих одновременно. Люди могут изначально воспринимать их по-разному и часто нуждаются в другом изображении в иллюзии, указывающей на них, чтобы отличить первое замеченное изображение.

Примеры визуальных иллюзий

Несколько видов визуальных иллюзий были созданы и использованы психологами в исследованиях восприятия на протяжении многих лет. Фантастические изображения, которые проверяют способность мозга понимать нелогичный или двусмысленный контент, были созданы для изучения восприятия. Примеры визуальных иллюзий:

  • Иллюзия Понцо
  • Иллюзия Мюллера-Лайера
  • Ваза Рубина
  • Комната Эймса
  • Треугольник Канижи
  • Куб Неккера

Иллюзия Понцо

Можете ли вы угадать визуальный трюк в этой иллюзии от итальянского психолога Марио Понцо?

В зрительной иллюзии Понцо горизонтальные линии имеют одинаковую длину. Attribution-ShareAlike 3.0 Unported (CC BY-SA 3.0)

Обе параллельные горизонтальные линии в иллюзии Понцо имеют одинаковую длину! Верхняя горизонтальная линия кажется длиннее из-за того, что она сходится в верхней части более узкой части вертикальных линий.

Иллюзия Мюллера-Лайера

Вы заметили что-нибудь особенное в трех линиях иллюзии внизу?

Пример иллюзии Мюллера-Лайера, все параллельные линии имеют одинаковую длину, Attribution-ShareAlike 3.0 Unported (CC BY-SA 3.0)

Все три длинные параллельные линии имеют одинаковую длину, как показано на нижнее изображение с линиями, выделенными красным цветом. Многие считают, что некоторые строки длиннее из-за направления стрелок на конце — часто говорят, что направленные наружу стрелки содержат более длинные линии, хотя это не так.

Ваза Рубина

Посмотрите на изображение ниже. Вы видите вазу или два лица?

Ваза Рубина Визуальная иллюзия, вы можете различить вазу или два лица? Attribution-ShareAlike 3. 0 Unported (CC BY-SA 3.0)

Желтая часть изображения показывает вазу, но черные части изображения составляют силуэт двух лиц, одного слева и одного справа.

Комната Эймса

Можете ли вы найти различия между тремя кругами ниже? Как вы думаете, где здесь визуальная иллюзия?

Визуальная иллюзия комнаты Эймса, Атрибуция — Алекс Валаванис, общественное достояние, через Wikimedia Commons человек Б). Фактическое положение человека А отстает от кажущегося положения. Из-за формы комнаты и угла обзора расстояние воспринимается как более короткое и, следовательно, меньшее.

Человек А будет выглядеть пугающе маленьким рядом с человеком Б.

Треугольник Канижа

Посмотрите на изображение ниже. Сколько треугольников вы видите?

Сколько треугольников вы видите в иллюзии Треугольника Канижи? Attribution-ShareAlike 3.0 Unported (CC BY-SA 3.0)

На этом изображении нет треугольников! Ваш мозг заполняет промежутки, создавая большой белый треугольник между промежутками между черными кругами. Люди также часто заполняют пробелы, говоря, что есть три меньших треугольника с черной линией или один большой треугольник с черным контуром.

Куб Неккера

Какую сторону куба вы заметите первой?

Куб Неккера, с какой стороны вы видите куб? Attribution-ShareAlike 3.0 Unported (CC BY-SA 3.0)

Люди могут воспринимать куб как наклоненный влево и вправо.

Визуальные иллюзии и объяснения

Существует несколько объяснений того, почему мы можем неверно интерпретировать информацию, увиденную в зрительных иллюзиях, подобных описанным выше. Вот некоторые из распространенных объяснений:

  • Неоднозначность — изображение зрительной иллюзии может быть воспринято несколькими различными способами, каждый из которых имеет смысл. Как и в случае с иллюзией вазы Рубина, здесь нет четкого правильного ответа, и оба изображения можно увидеть, если смотреть на них достаточно долго.
  • Сигналы глубины — наша зрительная система использует восприятие глубины, чтобы определить, насколько далеко или велик объект. Зрительные иллюзии вызывают неправильную интерпретацию визуальной информации, обманывая мозг, заставляя его думать, что часть изображения находится дальше или больше, чем оно есть на самом деле. Например, в иллюзии Понцо горизонтальные линии кажутся разного размера, потому что угол двух вертикальных линий заставляет верхнюю часть сходящихся линий казаться дальше.
  • Вымыслы — когда мы воспринимаем что-то как часть образа, которого на самом деле нет, например, белый треугольник в иллюзии треугольника Канижи.
  • Визуальное постоянство — размер, цвет и форма объекта могут казаться разными из-за условий окружающей среды, но в действительности объект не изменился. Например, в иллюзии комнаты Эймса человек А кажется меньше, хотя он никоим образом не уменьшился. Они просто воспринимаются под углом, из-за которого это кажется таким.
  • Искажения — возникают, когда аспекты объекта кажутся иными, чем они есть на самом деле. Например, линии в иллюзии Мюллера-Лайера кажутся разной длины.

Индикаторы глубины могут быть монокулярными (для одного глаза), которые дают двухмерное изображение, или бинокулярными (для двух глаз), которые создают трехмерное изображение.

Возможные причины зрительных иллюзий

Существуют две основные теории восприятия, которые мы кратко рассмотрим и которые могут объяснить некоторые возможные причины того, почему визуальные иллюзии работают:

  • Гибсон (1966) Теория прямого восприятия предполагает, что мы воспринимаем мир нашими глазами, используя информацию, которую мы видим непосредственно. Природа влияет на наше восприятие мира. Гибсон упомянул, как эта прямая информация о мире посылается в наш мозг из наших глаз как восходящая обработка .
  • Грегори (1970) Конструктивистская теория восприятия предполагает, что мы используем информацию, хранящуюся в нашем мозгу из предыдущего опыта, для восприятия окружающего мира. То, как мы воспринимаем мир, зависит от воспитания и внешних факторов нашего окружения. Грегори упомянул об этой хранимой информации, доводимой до наших зрительных органов чувств для интерпретации, как о обработка сверху вниз .

Обе эти теории могут объяснить, почему мы поддаемся зрительным иллюзиям, потому что изображение, которое мы видим, не совпадает с информацией, которую мы уже храним. Так что это нелегко интерпретировать и понять, потому что мы автоматически доверяем тому, что видим перед собой, как истине.

В любом случае наша зрительная система легко перегружается и неправильно интерпретирует изображение.


Визуальные иллюзии — основные выводы

  • Зрительные иллюзии — это изображения или объекты, которые изменяют наше восприятие, чтобы оно отличалось от реальности изображения, поскольку «иллюзия» не имеет логического смысла для нашего мозга.
  • Типы зрительных иллюзий включают когнитивные, физиологические и буквальные иллюзии.

Добавить комментарий