Инфантильность — это… Что такое Инфантильность?
Инфантилизм (от лат. infantilis — детский) — отставание в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам.
Термин употребляется как в отношении физиологических, так и психических явлений.
В переносном смысле инфантилизм (как детскость) — проявление наивного подхода в быту, в политике и т. д.
Физиологический инфантилизм
- В медицине понятием «инфантилизм» обозначают отставание в физическом развитии, которое проявляется у некоторых людей как следствие охлаждения, отравления или инфицирования плода в период беременности, кислородного голодания при родах, тяжёлых заболеваний в первые месяцы жизни, нарушения обмена веществ, нарушений в деятельности некоторых желёз внутренней секреции (половых желёз, щитовидной железы, гипофиза) и других факторов. У таких людей замедляются рост и развитие всех физиологических систем организма.
Существует генетически сцепленные варианты инфантилизма.
Психологический инфантилизм
Психический инфантилизм — незрелость человека, выражающаяся в задержке становления личности, при которой поведение человека не соответствует возрастным требованиям к нему. Преимущественно отставание проявляется в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранении детских качеств личности. Естественно, что инфантильные люди не самостоятельны, т.е. они привыкли к тому, что другие всё решают за них.
В раннем возрасте признаки инфантилизма, снижения уровня поведенческих мотиваций выявляются с трудом. Поэтому о психическом инфантилизме обычно говорят лишь начиная со школьного и подросткового возраста, когда соответствующие особенности начинают выступать более отчетливо.
Одним из наиболее важных факторов развития психического инфантилизма являются родители человека, которые недостаточно серьёзно относятся к человеку в детстве, не позволяя принимать самостоятельные решения — тем самым ограничивая подростка (но не ребёнка) в свободе. То есть в инфантилизме человека, родившегося нормальным, могут быть повинны сами родители.
Типичными для инфантильных детей являются преобладание игровых интересов над учебными, неприятие школьных ситуаций и связанных с ними дисциплинарных требований. Это приводит к школьной дезадаптации, а в дальнейшем — и к социальным проблемам. Однако инфантильные дети сильно отличаются от умственно отсталых или аутичных. Они отличаются более высоким уровнем абстрактно-логического мышления, способны переносить усвоенные понятия на новые конкретные задачи, более продуктивны и самостоятельны. Динамика возникающей интеллектуальной недостаточности при инфантилизме характеризуется благоприятностью с тенденцией к сглаживанию нарушений познавательной деятельности.
Простой инфантилизм следует отличать от дисгармонического, который может приводить к психопатиям.
См. также
Wikimedia Foundation. 2010.
biograf.academic.ru
Инфантильность у мужчин и женщин
Инфантильность — это сохранение детских моделей поведения в зрелом возрасте. Такие люди отличаются безответственностью, наличием претензий к миру и неспособностью к конструктивному разрешению как межличностных, так и внутренних конфликтов. Психотерапия не всегда является лучшим способом борьбы с недостатками, если сам человек не хочет меняться.
Полное содержание
Содержание
Понятие инфантильности в психологии
Психология рассматривает данную особенность как совокупность психологических свойств личности, обуславливающих задержку в психическом развитии. Такие люди характеризуются повышенной возбудимостью, выраженной эгоцентричностью и неспособностью проникаться чужими переживаниями.
Причины развития
Существует ряд факторов, обуславливающих развитие инфантильности. Главной причиной является авторитарный стиль воспитания, когда родители чрезмерно опекают ребенка, навязывая ему свою волю.
Гиперопека
Дети нуждаются в руководстве родителей. Но и забывать о том, что сын или дочь — отдельные от родителей личности, не стоит. Возрастной период от 12 до 18 лет характеризуется тем, что ребенок созревает физиологически и психически, у него развиваются новые взгляды на вещи, другой подход к жизни, интерес к мыслям людей, к тому, что они сами о себе думают. Влияние родителей на этой стадии косвенное.
Если ребенок на данном этапе уже выработал самостоятельность, предприимчивость, то его шансы на осознание собственной индивидуальности увеличиваются. А чрезмерная опека лишь препятствует формированию у ребенка возможности определять самому, что есть хорошо, а что плохо.
Зависимость от указаний родителей может привести к доминированию в подростке подчиненности чужим правилам, той же, например, неблагополучной компании его друзей. В результате ребенок не будет возражать против доброй воли родителей, но и способствовать реализации дурных мыслей будет несложно. Для того чтобы обеспечить наилучшее руководство, важно позволить ребенку самостоятельно управлять и распоряжаться его жизнью. В обратном случае незрелость сына или дочери приведет к неумению принимать самостоятельные решения, основанные на его жизненных принципах и ценностях.
Было проведено тестирование на уровень тревожности и самооценки старшеклассников. Оказалось, что в 80% случаев у подростков наблюдается низкий уровень как тревожности, так и самооценки. Ребята в большей своей массе не считают нужным беспокоиться о будущем. Они понимают, что на многое не способны, но, в свою очередь, не пытаются что-либо изменить в сложившейся ситуации. Подростки попросту бездействуют. Главной причиной является упущенное воспитание, избалованность.
Давление со стороны родителей
Навязывание своих требований часто приводит к пониманию собственной никчемности. Такие личности ожидают, что кто-то позаботится об их благополучии, а если ожидаемого эффекта от их детского поведения не наблюдается, то они оказываются беспомощными перед лицом трудностей.
Постоянное давление может привести к появлению мыслей о суициде у инфантильных людей, когда родители в подростковом возрасте навязывают им свои понятия, отказываясь проявлять понимание, когда старшее поколение на фоне пережитых проблем выстраивает собственную структуру понятий и жизненных принципов.
Приводят пример, у кого-то сгорел дом, он — банкрот, круглый сирота без образования. Но, несмотря на все препятствия, гордо выплывает из моря проблем на белоснежном катере с красавицей женой и очаровательными детишками. А другой человек сломал карандаш и выбросился из окна. Это факт самоубийства, который ошибочно называют причиной. Но не стоит исключать, что для него этот «карандаш» может быть как игла для Кощея Бессмертного, его единственное уязвимое место. Кто-то в этой жизни сильнее, а кто-то слабее. И чувства умом не понять.
Чувственный анализ заканчивается там, где начинается холодный рассудок, когда личность перестает руководствоваться инстинктами. Многие знают об инстинкте самосохранения. Человек, лишенный понимания, пытается найти оправдание своему детскому поведению. Он обращается к существующим понятиям, которые являются логически объяснимыми, не противоречащими пониманию его действительности: «будь проще» — самое распространенное понятие, часто навязываемое родителями.
Инфантильный человек понимает, что не может сопротивляться мнению важных в его жизни людей, поэтому совершает этот отчаянный шаг, убивая себя.
Чрезмерная любовь
В отделении для новорожденных лежали маленькие девочки. Оба младенца при родах получили черепно-мозговую травму. Такие хрупкие и беззащитные. А утром у окошка палаты покоя стояли мамы этих очаровательных детей. И только одна девочка чувствовала влюбленный взгляд, который ищет каждый в своей жизни.
А когда девочек принесли кормить, то ребенок любящей матери капризничал, не хотел брать грудь. Но мама относилась к дочери с пониманием и проявляла терпение, чего не скажешь о кормилице на кровати напротив. «Ты только глаза открыла, а уже козни строишь!», — грубо одернула мама дочь. И удивительно, что от трепетного отношения матери ее ребенок еще больше негодовал, а от грубого слова другая девочка перестала донимать мать своим детским лепетом. Девочка жадно сосала грудь, хотя молока было немного, высасывала скупые капли молока.
По мере взросления одна девочка подвергалась постоянным нападкам со стороны матери, а другая купалась в любви. Одна была домашней рабыней, а другая пользовалась всеми благами домашнего уюта. Так, у последней не было в доме никаких обязательств, с нее пылинки сдували, а другая не смела возразить. Та, которая испытывала избыток внимания, на просьбу помыть посуду реагировала жестко.
Многие не понимают, откуда агрессия и злоба у ребенка, который кроме любви и тепла ничего другого не знал. Отношение к ней мамы вошло в привычку. Она была уверена, что любовь и забота — это естественные условия ее жизни. Такие люди, взрослея, полагают, что окружающие тоже будут носить их на руках, но они ошибаются. Сложно в таком случае перестроить свое сознание.
Угнетать своих детей тоже не стоит, т.к. вы будете способствовать формированию депрессивных личностей. Но и чрезмерная любовь приведет к дезадаптации человека в обществе.
Семейные конфликты
Когда в доме постоянные ссоры, то накапливается негатив и агрессия, которые не имеют выхода у детей. Поэтому со временем негативная энергетика начинает подавляться, что приводит к формированию личности, не способной осознать свой внутренний конфликт.
Такие люди избегают неприятностей, не позволяя старому и ненужному разрушиться и уйти, подавляя свои боль и слезы и не выпуская негативные эмоции наружу. Прогноз и анализ взаимоотношений с противоположным полом будет таким:
- Разрушение чувств или отношений.
- Внезапный моральный удар или нанесения ущерба со стороны партнера.
- Состояние подавленности или агрессии.
- Недовольство, что рано или поздно перерастет в открытое противостояние.
Признаки
Существует ряд характерных признаков, когда речь идет об инфантильности.
Сильная связь с матерью
Мужчины и женщины, испытывающие зависимость от матери, не могут достичь внутренней зрелости. Они постоянно советуются с мамой относительно всех решений в жизни. Без одобрения родителя им не представляется возможной жизнь, в которой доминируют их собственные потребности и моральные принципы.
Прогноз и анализ взаимоотношений с противоположным полом в будущем такой:
- Установка ограничений и правил в отношениях.
- Скованность в проявлении чувств.
- Осторожность и благоразумие: партнер держит дистанцию.
- Тайна и недосказанность в союзе.
Женщина прячется за ограничениями. Внутренние правила или запреты мешают ей открыться партнеру и полностью погрузиться в чувства. Мужчине остается только гадать, что скрывается под маской благочестия или отстраненности. Для него нет места или определения в жизни инфантильной девушки. Это можно применить и для характеристики инфантильного молодого человека.
Причина происходящего — в чрезмерном отделении себя от своих чувств и эмоций, в следовании запретам и правилам. Дополнительные признаки:
- Ограничивающие убеждения о любви и партнерстве, что приводят к зажатости и холодности.
- Непринятие своих темных сторон, тела, истинных потребностей.
- Любовь воспринимается как что-то абстрактное, не принадлежащее человеку, вне его сердца.
Неуверенность в себе
Прогноз и анализ взаимоотношений с противоположным полом в будущем такой:
- Союз как бунт против правил и традиций.
- Необычный партнер или взаимоотношения. Союз с иностранцем, изучение иностранных культур.
- Рост напряжения (раздражения) в партнерстве.
- Страх повтора одних и тех же ошибок.
Причина происходящего — в желании расширить рамки и границы своего воспитания или, наоборот, сопротивление тому, что не укладывается в них. Речь идет о:
- Сильном внутреннем напряжении.
- Внешнем давлении среды.
- Значении социального статуса/имиджа партнера.
- Страхе потерять свои принципы, репутацию или расположение людей.
Такие люди не могут посмотреть на мир глазами другого человека, перестать загонять себя или партнера в угол, разрядить накопленное напряжение.
Иждивенчество
Инфантильный парень отличается желанием паразитировать, отказываясь зарабатывать на жизнь самостоятельно.
Безответственность
Личности с детской моделью поведения полагают, что не должны отвечать за свои поступки, особенно когда речь идет об уголовной ответственности. Они будут настаивать на собственной правоте относительно того, что другие виноваты в том, что они совершили плохой поступок.
Дело не в манипулировании, а в искренней вере в свое право вести себя подобно ребенку даже в 40 лет.
Несамостоятельность
Такие личности не способны самостоятельно позаботиться о себе, поэтому не представляют жизни без посторонней заботы об их биологических потребностях и жизненных интересах.
Зависимость от чужого мнения
Инфантилизм приводит к тому, что люди живут чужими понятиями, не имея силы воли противостоять мнению окружающих. Им легко навязать то, что представляет интерес для других.
Отсутствие воли и терпения
Такие индивидуумы ждут сиюминутного удовлетворения собственных потребностей. Они могут истерить, требуя исполнения желаний здесь и сейчас. Внешнюю обстановку они при этом не учитывают, т.к. поглощены только тем, чего хотят. Доказать свою правоту им нельзя. Убедить в необходимости отсрочить исполнение задуманного не представляется возможным.
Интеллектуализация
Речь идет о психологическом процессе, который относится к механизмам психологической защиты, заключающийся в бессознательной попытке абстрагироваться от своих чувств.
Если инфантильный индивидуум чего-то не получает от жизни, он склонен рассуждать, что не сильно стремился к поставленной цели.
Неприятие критики
Любая критика воспринимается болезненно. Существуют 2 вида реакций на неудачу: конструктивная и деструктивная. Вследствие конструктивной реакции человек анализирует свои ошибки. Это увеличивает возможность его успеха в будущем. Если реакция деструктивная, то он замыкается, уровень его самооценки снижается, возникает чувство беспомощности, что характерно для инфантилизма.
Женская и мужская инфантильность
Прогноз и анализ союза такой:
- Обнуление прежних взаимоотношений и возврат в исходную точку.
- Постижение нового опыта с партнером ценой проб и ошибок.
- Спонтанность и непостоянство партнера.
- Состояние между отношениями: одни закончились, другие еще не начались.
Когда мужчина не созрел для чувств и взаимоотношений, в важных моментах он всегда не знает, как себя вести, избегает ответственности. Женщина в таком случае пробует спасать, обучать, контролировать молодого человека и многое берет на себя, тем самым мешая ему взрослеть и принимать самостоятельные решения. Взаимоотношения складываются по типу: родитель-ребенок, воспитатель-ученик. Данные роли условны и могут меняться.
Причина происходящего — в привычке перекладывать ответственность на другого. Существуют и дополнительные причины:
- Нехватка или отсутствие необходимого опыта во взаимоотношениях или ситуации.
- Незрелость партнера, отказ взрослеть и развиваться в союзе.
- Бунт против правил, установленных обществом.
- Растерянность и страх перед неизвестностью.
Важно решиться на новый опыт.
Как избавиться от инфантильности
В любой проблеме важно признать факт того, что она существует. Психолог поможет разобраться в себе и выстроить новую модель поведения, если сам человек желает изменить ситуацию и не боится работать над собой даже через боль и отчаяние.
Рекомендуется психотерапия по методу символдрамы, что позволяет вначале напитать клиента ресурсом, а затем постепенно и без излишней травматизации сформировать новое представление о себе и окружающем мире.
delodnya24.ru
Инфантильность мужчин — признаки, как бороться?
Слово «инфантилизм» происходит от слова «инфант». В свою очередь «инфант» имеет два значения: «дитя, ребенок» и «принц». Инфантильными называют людей, которые так и не вышли из детского возраста, которые постоянно нуждаются в заботе, опеке и обслуживании. В последнее время это явление приобрело массовый характер именно среди мужчин.
Почему появилось несколько поколений инфантильных мужчин, какими причинами обусловлено это явление и можно ли с ним бороться? На вопросы «Винограда» отвечают доктор психологических наук Виктор Слободчиков и старший священник храма Священномученика Антипы на Колымажном дворе иерей Димитрий Рощин.
ВИКТОР СЛОБОДЧИКОВ: Необходимо восстановить иерархию в семье
Виктор Слободчиков
— Инфантильность — болезнь современности, имеющая довольно тяжелые последствия. В чем причина этой болезни?
Как мне представляется, одна из главнейших обязанностей мужчины — быть ответственным. Это слово — «ответственность» — часто понимают по-разному.
Сергей Иванович Ожегов в «Словаре русского языка» объясняет ответственность как необходимость, обязанность отвечать за свои поступки, действия. Ответить — дать ответ, отозваться, отчитаться за свою деятельность. Отвечающий всегда предполагает наличие вопрошающего. Для верующего человека вопрошающий — это Господь, и этим определяются все дальнейшие действия мужчины.
Главная миссия мужчины в этом мире — быть ответственным за тех, кого он ведет за собой, быть главой, отвечающим за всех перед лицом высшей инстанции.
Для человека, не живущего духовной жизнью, в качестве «вопрошающего» выступает окружающая его общность людей, перед лицом которых он живет, сознавая, что ему позволено, а что — нет.
А теперь давайте на секунду представим, что этой вопрошающей инстанции нет. Если ее нет, то мужчина остается без смысла жизни: вместо деятельности ради кого-то (семьи, детей и т.д.) остаются неведомые внутренние потребности, влечения.
Особенно это происходит сейчас, когда реклама провоцирует появление огромного числа извращенных потребностей, которые раньше человеку и в голову не могли прийти. Спектр таких наведенных потребностей расширяется с каждым днем — соответственно продолжает размываться заложенный от рождения внутренний духовный статус мужчин, и сегодня мы уже можем говорить о его отсутствии у многих представителей сильного пола.
— Каков же основной статус мужчины сегодня?
— Функция мужчины свелась к зарабатыванию денег. От его божественного предназначения ничего не осталось, он оказался не хозяином своих действий, а их инструментом, он весь «функция» той суматохи, которая возникает сегодня, как может показаться, из самых благих целей: чтобы прокормить семью, детей на ноги поставить и т.д. Мы же все становимся функциями некоторых процессов, но никак не деятельности, у которой, в отличие от первых, есть автор, хозяин, распорядитель и — обязательно — смысл!
Помните, как в 90-х годах в нашей стране появились так называемые «челноки» — люди с большими сумками товаров. Теперь человек выполняет функцию вот этой огромной сумки. «Челнок» — символ того, что происходит с нами в нашей современной цивилизации: осмысленная человеческая деятельность «в поте лица добывать хлеб свой» превратилась в энергетически очень напряженный, отнимающий много сил и эмоций, анонимный институт, в котором нет одушевленности и нет смысла.
Сейчас мужчине фактически не перед кем отвечать, происходит разрушение общности: люди, живущие на одной лестничной площадке, не знают друг друга. В общности человек виден другим: каков он по своим внутренним параметрам, в том числе и по позиции в жизни. Современный же человек анонимен — никто ничего друг о друге не знает. Жизненную позицию человека теперь сводят к роли мужчины или роли женщины.
Что такое роль? Роль отыграл и забыл, в силу чего содержательные, смысловые способы действия размылись. Формально на сегодня остался один модус мужского пути — это половые признаки и физическая сила, которая, кстати, тоже уходит: происходит и телесная инфантилизация мужчины! И женщина в этом мужчине очень «помогает».
— Вы имеете в виду преимущественно женское воспитание в семье и школе?
— Несомненно. Но оно было бы не столь влиятельным, если бы перед мальчиком, подростком, юношей был бы открытый внятный образ мужского поведения, мужских дел, мужского отношения к себе и людям.
Даже если отец для сына является кумиром, мальчик еще не может быть таким же большим и сильным, как он. Сын мог бы подражать отцу в делах — но он их не видит, отец все время занят. В своих делах он также анонимен. А потому происходит замещение мужского поведения женскими требованиями, делами, манерами.
Но есть еще более глубинные процессы, которые происходят с мужчиной, — это духовная деградация. Духовная деградация сводит преимущества мужчины к тому, что он сильнее женщины и агрессивнее — вот и все его достоинства. Возможно, при духовном возрождении какие-то вещи будут возвращаться, но их нужно специально культивировать.
— Вы думаете, что можно спасти положение?
— Я все-таки возлагаю огромную надежду на образование, которое понимаю предельно широко: оно происходит на каждом квадратном сантиметре нашей жизни.
Буквально 50–60 лет тому назад в России было много институтов образования, не только систематического школьного: деревенский уклад и община, городской двор, даже улица была неким сообществом, где все друг друга знали, было видно, кто есть кто. Эти институты рассыпались, и теперь нужно целенаправленно создавать ситуации, где бы культивировались, специально выстраивались модели осмысленного мужского поведения.
Если мы хотим увидеть своих мальчиков по всем параметрам нормальными, осмысленными мужчинами, нужны наши совместные усилия. Необходимо учить детей быть ответственными. И в этом необходимо участие всех окружающих людей.
— Как воспитывать сыновей, чтобы они не выросли инфантильными?
— Я думаю, что без восстановления иерархии в семье это в принципе невозможно.
Первым воспитательным и терапевтическим моментом для жены является следующий принцип: она должна возвышать отца перед детьми — ночью, в чулане, можно его даже и поколотить, но перед детьми он должен оставаться самым умным, самым красивым, самым любимым, самым сильным. А в современной семье соревнуются: кто умнее, кто главнее, кто успешнее, что как раз разрушает семейную иерархию.
Потом, не может быть равенства между старшим и младшим поколениями в семье, и в этом для детей нет ничего оскорбительного. Если их начинают ставить в один ряд со взрослыми, реакции долго ждать не приходится: «Значит, я имею юридическое право на все, что есть у вас, взрослых». А тут наготове ювенальная юстиция: мы вам это еще и в юридической форме обеспечим, и нормативно закрепим. Каждый твой чих законен, и никакой родитель не смеет пресекать твои действия.
Не будет семейной иерархии — ситуация не сдвинется с места, это нужно понимать и соответствующим образом выстраивать ежедневные отношения.
Мужская инфантильность — безусловно, результат неправильного воспитания в детстве. Наиболее важный период — 8—12 лет, когда ребенку необходимо передоверять ответственность за себя самого и за свои поступки.
Беда в том, что инфантильность вырастает незаметно: из незаконченных уроков, которые мама доделывает за сына, из шнурков, которые быстрее завязать маме, чем дожидаться, пока их завяжет ребенок, из невымытой посуды, которую проще вымыть самому, чем долго объяснять ребенку, почему и как это надо сделать. Ни в коем случае нельзя делать все подряд вместо ребенка: пусть это будет дольше и хуже, но ребенок это должен сделать сам.
Нужно с очень раннего возраста погружать ребенка не просто в разные формы активности, что само по себе неплохо, а в труд. Труд — категория нравственная, в отличие от любой другой формы активной деятельности, он дает опыт преодоления трудностей. Тогда у ребенка появится вкус к их преодолению, а в этом и есть миссия мужчины.
Хорошо завести хозяйство, где есть работа, где без всяких рассказов о том, что такое мальчик, мужчина и мужские дела, мгновенно все становится на свои места — тяжелую физическую работу по определению может выполнить только мальчик. Не потому, что девочек надо жалеть, — мальчик по природе сильнее и только ему под силу сделать тяжелую работу.
Мужское отношение к жизни выстраивается естественным путем — путем труда.
— Инфантильный муж. Может ли и должна ли жена с этим бороться? Как это делать правильно?
— Ничего хорошего не принесут морализаторство, приведение примеров, разоблачение и т.п. — это может привести лишь к разрыву в семье.
Боюсь, тут проблема не только в мужчинах. Уж очень велик у современных женщин соблазн самости, самоутверждения за счет другого. Современная жизнь вынуждает женщину рваться к успешности и эффективности. И тут напрашивается совет жене: «Погляди прежде всего на себя, являешься ли ты женщиной. Каково твое женское поведение, в чем для тебя твоя женская суть?»
— В чем же она?
— В служении, а это значит — в ограничении, самопожертвовании. И хотя мотивы женского и мужского служения разные, самое главное, что скрепляет семью, — взаимное служение, но никак не взаимное удовлетворение.
Служение возникает в свете высших смыслов жизни и ответственности перед ними. Если нет этих смыслов жизни, все носит функционально поведенческий характер, как у животных. В сознании разных народов брак, семья — это божественное право, а не юридическое и тем более не экономическое. Только во взаимном служении складывается симфония отношений — от биологии до этики и метафизики.
Если самым главным мотивом деятельности будет служение — все остальное приложится.
А сегодняшний цивилизационный тайфун направлен прямо противоположно: только в сторону достижения успешности, эффективности и владения, в сторону безграничной самореализации — реализации собственной капризной самости как основного мотива поведения и мужчины, и женщины! И этот тайфун втягивает в свою гибельную воронку честь, совесть, ответственность, жертвенность — все то, что продолжает жизнь и делает ее осмысленной и счастливой.
СВЯЩЕННИК ДИМИТРИЙ РОЩИН: Инфантилизм — это воплощенное самолюбие
— Какого мужчину можно назвать инфантильным?
Священник Димитрий Рощин
В семейной жизни инфантилизм проявляется в безответственности.
В чем заключается безответственность? Не просто в том, что мужчина лежит на диване и ничего не делает. Мужчина — это человек, который обязан все решать. В идеале — абсолютно все. Женщина принимает какие-то решения, но по совету и с благословения супруга, потому что они единое целое и муж является главой.
Если муж не в состоянии принимать решения или отдает принятие решений на откуп обстоятельствам, случаю, другим людям — это и есть инфантилизм. То есть человек не дорос до возможности управлять чем-то, в данном случае — семьей. С ребенка не спрашивают, может ли он чем-то управлять, это не входит в круг его обязанностей.
Мужской инфантилизм — самая серьезная социальная проблема сегодняшнего дня. Я не борец за права женщин, но приходится признать, что сегодня есть много женщин, которые достойны брака, — а рядом с ними нет мужчин, которые способны были бы взять на себя брачные обязательства, то есть возглавить семью, возглавить брак.
— В этом случае может ли женщина брать на себя инициативу в вопросе создания семьи?
— В 90% случаев семьи распадаются из-за того, что женщина создает семью сама. Выбирает женщина, а не мужчина, и это неправильно. Женщине просто выбрать мужчину, поскольку она по своей природе более эмоциональна. Она думает, что вот оно, долгожданное — «я искала тебя годами долгими»… У нее гипертрофированное представление о собственной личности — о том, чего она заслуживает; в результате женщина получает то, чего она совершенно не заслуживает, что она не потянет.
Мужчина, который послушно идет у нее на поводу, очень быстро понимает, что это не его решение, а дальше, может быть, и лучше, что он инфантилен — потому что чем более он инфантилен, тем дольше продержится этот брак.
— Может ли в браке с инфантильным супругом осуществляться евангельская заповедь о послушании жены мужу?
— Женщина всегда может оказывать послушание мужу. Потому что женщина должна мужа своего почитать, как Церковь почитает Христа. Христос не является нам каждый день и не ставит нам определенные условия. Условия взаимоотношений с Ним нам уже известны через Евангелие.
Если у жены есть голова на плечах, если она осведомлена о своем положении в браке, она может спокойно исполнять свои обязанности, независимо от личности мужа. Это сложно понять человеку неверующему, но персона мужа и не важна в такой ситуации.
Мы можем тысячи раз прочитать в житиях монахов, что был монах радивый, а старец у него был нерадивый. Это не мешало монахам слушаться и спасаться. А нерадивые старцы потом восхищались, какие у них были святые ученики.
Все зависит от того, какую человек ставит себе цель. Если брать просто психологию, без Христа, то любая проблема неразрешима. Она решается только одним образом: это тяжелая обуза, я избавляюсь от нее. Без Бога, сам по себе, человек изменить ничего не может. Это будет замещение одного другим. Человек может избавиться от инфантильности и стать злобным тираном. Одна страсть заменит другую. И какая разница, в чем человек будет неправ, если он одной неправдой заменит другую?
Или проблемы решаются любовью. Любовь побеждает все, и инфантилизм в том числе; но дело в том, что инфантилизм не подразумевает любви — это есть воплощенное самолюбие. Если человек освобождается от инфантилизма и становится тираном — в том и в другом случае это нехватка любви. Он зациклен на самом себе.
Муж может раздавать приказы направо и налево, но счастья от этого не прибавится. Он может все решать, но это будет полная узурпация власти, поскольку все решения так или иначе должны приниматься на совете внутри семьи.
— А может ли жена каким-то образом бороться с инфантилизмом мужа?
— Женщине приходится быть такому мужу не только женой, но и матерью одновременно, а родители воспитывают своих детей, приучая их к самостоятельности.
К примеру, возник вопрос: какое молоко купить — 3,2% или 1,5%? Надо прийти к мужу и спросить: как ты считаешь, какое молоко надо купить? Он скажет: мне все равно. А какое тебе больше хотелось бы? Ну, 3,2%. Человека можно вывести на какое-то решение. Это несложно.
Женщина должна воспитывать инфантильного мужа, как ребенка. Только очень осторожно.
— А как воспитывать сыновей, чтобы они не выросли инфантильными?
— Воспитание — несложная вещь. Человека воспитывает среда, в которой он живет. И если отец инфантилен, то и сын, скорее всего, вырастет инфантильным. Сильная личность формируется в результате взаимодействия с другими сильными личностями.
Можно постараться повлиять на эту ситуацию, предлагая мальчикам примеры героев, кто бы они ни были: Зоя Космодемьянская, или какие-то рыцари, или великие князья… Дети должны быть воспитаны на таких примерах. И эти примеры должны быть им истолкованы, понятны.
Взаимоотношения мужа и жены — это еще не все, есть более широкая палитра. И даже если человека потом унесет куда-то в сторону, он все равно будет понимать, что живет не так, как надо, как правильно.
Мы живем в эпоху, когда люди жалеют своих детей, поэтому на земле исчезает подвиг. Ведь откуда берется инфантилизм? Из того времени, из которого мы все вышли. Поколение тех, кто сегодня должен создавать семьи, рожать детей — они попали на очень сложный излом: идеологический; путаница Востока и Запада; воспитание по Споку… Мы росли по одному в семьях — а это и есть самый главный задаток инфантилизма.
Родители пытались спрятать нас от тяжелой жизни. Перед тобой трудность, а тебя от нее прячут. И ты привыкаешь к этому. Трудность — спрятали, трудность — спрятали. Ты привыкаешь определенным образом относиться к трудностям. Отсюда и желание уклониться от принятия решений.
Поэтому и происходит колоссальный рост наркомании, отказа от брака, педерастии — это все болезненные проявления инфантилизма. Это уход от реальности, неумение вести себя соответственно обстоятельствам. Мы должны признать, что стали крайне слабыми.
— А есть ли выход из создавшейся ситуации?
— Все может изменить сверхзадача, а сверхзадачу ставит Церковь. Но это сложный и длительный процесс, который не только затрагивает проблемы внутрисемейного быта, но и вообще проблему отношения человека к самому себе и к реальности.
Дело в том, что Церковь не занимается сиюминутными чудесами. Это неправильно, когда человек ждет от Церкви, что она поможет справиться с семейными трудностями, или найти любимого, или еще что-то. Это все у колдунов. Церковь берет человека от рождения и подготавливает его к смерти, объясняет ему задачу его на земле.
Если в процессе этого шествия возникают какие-то побочные положительные эффекты, это прекрасно, но это не цель Церкви. Центральное прошение Литургии: «Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа апостолам Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся».
Это самое главное прошение — «обнови». Но какова будет суть этого обновления, как это Господь устроит, мы не знаем.
Текст подготовили Савельева Ф. Н., Берсенева А. А.
Журнал «Виноград» №1 (45) 2012 г.
Читайте также:
Инфантильность – это нежелание искать свой смысл, развиваться. Поиски смысла трудный и болезненный процесс. Инфантильный человек предпочитает закрыть глаза на стоящие перед ним проблемы. Инфантилизм – неукротимая жажда детства.
Священник Андрей Лоргус | Продолжение
Взрослые, не желающие взрослеть, существовали всегда. Но сейчас пришло их время, когда миллионы жизней проходят за компьютерной игрой. Инфантильность — не заграничная болезнь. Многие из нас ходят с ее симптомами.
Журнал «Нескучный Сад» | Продолжение
Современный мужчина никак не может себя проявить. Если он займется бизнесом, то его задушит или коррупция, или налоги, или рэкет. То же с сельским хозяйством. Вырождается мужчина, а вслед за этим страдает и женщина.
Протоиерей Александр Ильяшенко | Продолжение
Лет десять назад ко мне подошел мужчина и сказал, что он убил человека. Произошло это давно, в середине пятидесятых годов, в городе Магнитогорске. Этот мужчина, тогда еще молодой человек, шел поздно вечером по улице и увидел группу парней, которые волокли куда-то девушку.
Протоиерей Александр Ильяшенко | Продолжение
www.pravmir.ru
Инфантильный человек — это личность, не желающая взрослеть
Смотреть на мир удивленно и восторженно, как ребенок, совсем неплохо. Непосредственность и детский восторг тоже не самые худшие качества. А вот безответственное отношение к жизни и детское поведение взрослого человека – это весьма негативная черта характера.
Инфантильный человек – это личность с наивным детским подходом к быту, политике и так далее. Все это психология инфантильности. Невозможно стать взрослым человеком без возможности самостоятельно принимать решения и отвечать за них, быть готовым к последствиям. В Википедии значится, что инфантильный человек — это личность, желающая удовлетворять свои потребности, ничего при этом не делая.
Что значит инфантильность
Инфантилизм — сходное понятие инфантильности, хотя немного другое. Под этим словом понимают незрелость развития и черты поведения, которые присущи более ранним возрастным периодам. Что значит инфантильный человек? В принципе, инфантильность относят к заболеваниям, но на самом деле это не болезнь. Это лень, глупость, нежелание взрослеть – все, что угодно. Взрослый человек ведет себя, как ребенок, хочет казаться глупее, чем есть в действительности. Такое поведение, сходное с мировосприятием и манерами ребенка, не сулит ничего хорошего.
Инфантильный человек — это человек, отстающий в развитии. Ему может быть 30 лет, но его поведение аналогично поведению 10-го ребенка. Почему так происходит? Потому что детство — это беззаботная пора, можно играть и ни за что не отвечать. Основная задача ребенка заключается в том, чтобы расти здоровым, хорошо учиться и слушать своих родителей.
Причины инфантильности
Эта неприятная черта характера чаще всего развивается в результате неправильного воспитания. Когда родители стремятся уберечь свое чадо (даже уже достаточно взрослое чадо) от ответственности и всех неприятностей. Если человек сам не захочет учиться решать свои проблемы без сторонней помощи, то инфантильные черты его характера будут только расти и набирать обороты.
Инфантильный человек — это большая проблема для окружающих
Для человека, который не желает взрослеть, нет такого понятия, как ответственность за свои поступки и слова. Он с легкостью дает обещания и не считает нужным их выполнять. Для него такое поведение является нормой. Как и многие наши проблемы, инфантильность всегда идет с детства. Эта проблема вырастает из комплексов, таких как: «Не хочу становиться большим» и боязнь ответственности. Есть еще комплекс избалованности, то есть человек привык, что ему все что-то должны.
Но есть и другие грани инфантильности, например, нежелание принимать свой возраст, стремление казаться моложе. Но инфантильная личность и человек, молодой духом — это совершенно разные, не связанные между собой понятия. Инфантильность – это уход от реальной жизни, нежелание развиваться. С такими людьми сложно общаться, так как они принимают во внимание только свои потребности и желания.
Стоит также отметить, что инфантильность заразительна. Ведь это очень интересно и увлекательно: вернуться в детство и вести себя, как ребенок. Действительно, иногда очень важно побыть ребенком, но при этом нужно не забывать, что вас окружают люди – не стоит их обижать своим инфантильным поведением.
fb.ru
это… Признаки инфантильности. Как избавиться от инфантильности :: SYL.ru
Есть медицинские понятия, которые стали настолько разговорными, что приобрели, по сути, второе, а то и третье значение. К таким многозначным словам относится и термин «инфантильность».
Физиологический инфантилизм
Для описания отставания в физическом развитии врачи используют термин «инфантильность».
Это в психологии он означает неспособность принимать ответственные решения, наивность и чрезмерную непосредственность. Эндокринолог использует данный термин, описывая, к примеру, сбои в работе желез внутренней секреции, вызванные задержкой физического развития пациента.
То есть для медиков инфантильность – это прежде всего физиологический дефект организма. Он может быть вызван проблемной беременностью и особенностями развития плода, перенесенными в раннем детстве заболеваниями, нарушениями в работе желез внутренней секреции. Люди, страдающие инфантилизмом, плохо растут, их тела долго сохраняют «детские» пропорции, замедляется половое созревание.
Психологический инфантилизм
В психологии инфантильность – это незрелость личности, задержка развитии волевой и эмоциональной сферы. Она может существовать как сугубо психологическая проблема либо выступать одним из симптомов общего отставания в развитии.
Обыватели употребляют этот термин именно в таком значении. Они не имеют в виду, что человек действительно похож на ребенка, а всего лишь подчеркивают некоторые особенности его поведения.
Безответственность, излишняя эмоциональность, легкомысленность, неспособность сосредотачиваться на поставленной цели – все это зачастую характеризуется словом «инфантильность». Признаки такого поведения определяются на интуитивном уровне, более того, каждый вкладывает в это определение свой смысл. Одному инфантильным кажется человек, увлекающийся онлайн-играми, другому – часто капризничающая девушка, третьему – художник, не желающий искать регулярный заработок.
Инфантилизм и представления о нем
Зачастую в представлении окружающих инфантильность – это не девиации поведения, а просто несоответствие ожиданиям критиков. Критерии оценки полностью субъективны. Люди ответственные и серьезные могут считать инфантильными представителей творческих профессий только на том основании, что их образ жизни выглядит хаотичным и неорганизованным. Старики часто полагают, что молодые люди, не торопящиеся создать семью, инфантильны и не хотят обременять себя ответственностью.
Но подобные претензии – всего лишь подтверждение неоправдавшихся ожиданий. У каждого человека есть собственное представление о том, каким именно должен быть взрослый. Вот только от объективности подобные шаблонные образы далеки. Основываются они исключительно на общем опыте и на существующих в обществе стереотипах.
Что такое инфантильность
Для того чтобы определить, свойственен ли человеку инфантилизм, требуется специалист-психолог.
Потому что взрослого человека от ребенка отличают вовсе не внешние атрибуты, такие как хорошая работа, дорогая машина или большая семья. Инфантильность – это, прежде всего неумение, неспособность брать на себя ответственность. Взрослый человек четко понимает, что именно он управляет своей жизнью. Нет никого, кого можно было бы обвинить в неудачах, он сам отвечает за себя. Более того, он отвечает за других. Ребенок, объясняя свою неудачу, может сказать, что ему не повезло или другие вели себя неправильно, лишили его шанса на успех. Взрослый точно знает, что невезения не бывает, бывают ошибки. Не понял, не предусмотрел, не приготовился, не продумал. Очень мало в жизни ситуаций, которые действительно нельзя предотвратить. Все остальное – результат небрежности и недомыслия.
Инфантильный или просто другой?
Взрослый отличается от взрослого ребенка способностью признать себя главным виновником как успеха, так и провала. Вот только это качество внешне обычно никак не проявляется, поэтому сделать вывод о чьей-то инфантильности, опираясь только на критику его поведения, сложно.
Собственно, если оценивать внешнюю сторону поступков, то и царевич Гаутама, оставивший трон и дворец ради того, чтобы сидеть под деревом, дожидаясь просветления, тоже не слишком ответственный человек. Бросил работу – вверенный ему ответственный пост руководителя страны, оставил семью. И ради чего? Ради духовного роста? Разве это поступок взрослого серьезного мужчины?
Чтобы не допускать подобных ошибок в оценках, психологи используют тест на инфантильность. Точнее, тесты, потому что их много. Психолог может предложить посетителю ответить на вопросы, нарисовать картинку на заданную тему, рассмотреть бесформенные кляксы, рассказав о своих ассоциациях.
Метод оценки ситуации
Достаточно популярный метод — предлагать человеку представить себе различные жизненные ситуации и найти ответственного за их исход. К примеру, посетитель должен вообразить, что он гуляет с ребенком в дождливую погоду. Малыш не послушался и залез в лужу, простудился и заболел. Кто виноват: взрослый или ребенок?
Или клиенту предлагают представить, что он сдает экзамен, к которому подготовился не слишком хорошо – выучил только 18-й билет из 20. Если, вопреки теории вероятностей, достался незнакомый вопрос, это неудача или результат небрежности? Ответы на такие вопросы довольно четко показывают, как именно оценивает человек свое поведение, считает ли он себя ответственным за происходящее в его жизни или нет.
Забавный нюанс. Те же ситуации, но в отвлеченной форме, не привязанной к личности опрашиваемого, будут оценены совсем по-другому. Скажем, в сценке с промокшим малышом инфантильный человек, скорее всего, заявит, что он ни в чем не виноват. Он же сделал все, что нужно – запретил ребенку лезть в лужу. Малыш не послушался, это его вина! Но если перефразировать вопрос, предложить оценить ситуацию, в которой с ребенком гуляет не сам опрашиваемый, а, к примеру, мать или бабушка… Наверняка окажется, что виновата нерадивая нянька, которая не смогла присмотреть за несмышленышем. Такое мышление – явственный симптом запущенного инфантилизма.
Как избавиться от недостатка?
Откуда же берется инфантильность? Причины этого явления кроются обычно в воспитании (конечно, кроме тех случаев, когда это результат заболевания).
Строгие родители, воспитывая хорошего мальчика или послушную девочку, даже не задумываются, что таким образом не решают проблемы, а создают их. Ребенок, не привыкший принимать решения, согласившийся с тем, что за его жизнь полностью отвечают другие люди, просто не сможет потом справиться с грузом ответственности.
И плоды такого воспитания трудно исправить. Пожалуй, даже труднее, чем излечить человека от алкоголизма. Пьющему, пусть и с трудом, но можно доказать, что такое поведение приносит вред и ему, и окружающим. Не всем, не всегда, но можно. А как избавиться от инфантильности, если главный ее постулат – отрицание ответственности? Но если уж такой вопрос возник, значит, первый шаг сделан. Потому что главное – это признать наличие проблемы. Инфантильный человек, который осознал свой недостаток, уже сделал шаг к самосовершенствованию. Все, что нужно потом – это учиться принимать решения самостоятельно и, в случае неудачи, не позволять себе перекладывать вину на других. Если рядом будет любящий человек, который сможет поддержать в трудную минуту, процесс запоздалого взросления пройдет намного легче и безболезненнее.
www.syl.ru
Психический инфантилизм — причины, симптомы, диагностика и лечение
Психический инфантилизм – психопатологическое состояние, основанное на задержке темпов эмоционально-личностного развития. Проявляется детскостью, незрелостью поведения, неспособностью принимать решения, самостоятельно делать выбор. У школьников преобладают игровые интересы, учебная мотивация слабая, затруднено принятие правил поведения, дисциплинарных требований. Диагностика включает клинические и психологические методы, направлена на исследование особенностей эмоционально-волевой и личностной сферы, социальных взаимоотношений, уровня адаптации. Лечение симптоматическое, предполагает медикаментозную, психотерапевтическую и консультационную помощь.
Общие сведения
Термин «инфантилизм» произошел из латинского языка, означает «младенческий, детский». Психический инфантилизм понимается как несоответствие поведения, эмоциональных реакций, волевых функций возрастным требованиям. В повседневной жизни инфантильными называют людей, отличающихся наивностью, зависимостью, недостаточным владением общих бытовых навыков. Международной классификацией болезней (МКБ-10) выделена отдельная нозологическая единица – инфантильное расстройство личности. Кроме этого, психический инфантилизм является симптомом неврозов, психопатий, реакций на стресс. Распространенность среди детей достигает 1,6%, соотношение мальчиков и девочек примерно равное.
Психический инфантилизм
Причины психического инфантилизма
Предпосылками психической инфантильности являются патологии нервной, эндокринной системы, наследственная предрасположенность, неправильное воспитание. К факторам риска относятся:
- Легкие поражения головного мозга. Психический инфантилизм чаще развивается после воздействия неблагоприятных пренатальных, натальных и постнатальных факторов. К ним относятся инфекции, интоксикации, травмы, гипоксии, асфиксии.
- Психические расстройства. У детей с умственной отсталостью, аутизмом, шизофренией, задержкой психического развития риск возникновения психического инфантилизма выше. Синдром формируется на базе социальной дезадаптации.
- Наследственная отягощенность. Существуют генетические и конституциональные особенности, передающиеся ребенку от родителей. Скорость созревания корковых структур, метаболические процессы, инертность нервной системы – факторы, влияющие на формирование инфантилизма.
- Стиль воспитания. Развитию инфантильности способствует ограничение свободы ребенка, повышенный родительский контроль. Психическая незрелость – результат гиперопеки или деспотического воспитания.
Патогенез
Существует три варианта патогенеза психического инфантилизма. Первый основан на задержанном развитии лобных долей мозга, отвечающих за формирование мотивов, целенаправленное поведение, программирование, регуляцию и контроль психической деятельности. Причинами являются объективные факторы – травмы, интоксикации, инфекции. Второй вариант патогенеза – общая психофизическая незрелость. Задержка развития определяется в лобных и других отделах мозга. Незрелость тотальна: ребенок миниатюрен, выглядит младше своего возраста, поведение соответствует внешнему виду. Третий вариант – искусственная задержка социализации дисгармоничным стилем воспитания. Развитие лобных функций тормозится гиперопекой, чрезмерной заботой, тотальным контролем.
Классификация
Этиологически расстройство подразделяется на врожденное и приобретенное. Более подробная классификация выделяет 4 вида психического инфантилизма:
- Органический. Возникает при поражении ЦНС. Является результатом черепно-мозговой травмы, асфиксии, инфекционного заболевания, интоксикации. Психической незрелости сопутствует легкий психоорганический синдром.
- Соматогенно обусловленный. Наблюдается при эндокринных болезнях, хронических истощающих заболеваниях, поражениях внутренних органов. Психическая незрелость формируется на фоне симптомов основной патологии, астенических проявлений.
- Психогенно обусловленный. Развивается как результат изнеживающего воспитания, гиперпротекции либо деспотического отношения. Иное название – психологический инфантилизм.
Другая классификация основана на особенностях клинической картины. Выделяют два типа психического инфантилизма:
- Тотальный. Ребенок отстает в росте, весе, физическом и психическом развитии. Внешний вид, поведение, эмоции соответствуют более раннему возрасту.
- Частичный. Незрелость психики сочетается с нормальным, опережающим физическим развитием. Ребенок неуравновешен, раздражителен, зависим от взрослых.
Симптомы психического инфантилизма
Психическая незрелость проявляется отсутствием устойчивости внимания, поспешными необоснованными суждениями, неспособностью анализировать, выстраивать план, контролировать деятельность. Поведение беззаботное, легкомысленное, эгоцентричное. Выражена тенденция к фантазированию. Понимание, принятие норм и правил затруднено, дети часто не владеют понятиями «надо», «нельзя», не соблюдают социальную дистанцию при общении с незнакомыми, взрослыми людьми. Невозможность оценить ситуацию, изменить поведение согласно внешним условиям снижает адаптационные возможности.
Дети тяжело приспосабливаются к образовательному учреждению, дублируют классы. Часто ребенок дошкольного возраста остается в ясельной группе, младший школьник – в подготовительной группе детского сада. Отставания в умственном развитии нет: пациенты вовремя начинают говорить, задают вопросы, рисуют, лепят из пластилина, собирают конструктор в соответствии с возрастными нормами. Интеллектуальная задержка формируется вторично, на основе дезадаптации в обществе, проявляется в период школьного обучения. Эмоциональная сфера характеризуется неустойчивостью: преобладающая жизнерадостность резко сменяется плачем, гневливостью при неудачах. Негативные состояния быстро проходят. Целенаправленного желания причинить вред, отомстить не возникает. Эмоции безудержны, поверхностны, пантомимика живая, выразительная. Истинные глубокие чувства не формируются.
Эгоцентрическая направленность личности проявляется стремлением быть в центре внимания, получать похвалу, восхищение от окружающих. При дисгармоничном психическом инфантилизме дети воспринимаются сверстниками как равные, но общение не складывается. Постепенно возникает изолированность, обостряющая истероидные черты инфантила. Дети с тотальным инфантилизмом заводят друзей на год-два помладше. Сверстники проявляют стремление заботиться, оберегать. Социализация проходит более успешно, чем при частичном инфантилизме.
Осложнения
Основное осложнение психического инфантилизма – социальная дезадаптация. Она происходит из-за неумения принять социальные нормы, контролировать поведение, оценивать ситуацию. Формируются невротические и личностные расстройства: депрессия, тревожность, истероидная психопатия. Отставание в эмоциональном развитии приводит к вторичной интеллектуальной задержке. Преобладает конкретно-действенное и наглядно-образное мышление, склонность к подражательному виду деятельности при выполнении интеллектуальных заданий, недостаточная целенаправленность психической активности, слабость логической памяти. К средним классам проявляется учебная неуспеваемость.
Диагностика
Диагностика психического инфантилизма выполняется в дошкольном и старшем школьном возрасте. Причиной обращения к врачам становятся трудности адаптации ребенка к условиям, режиму, нагрузке образовательных учреждений. Обследование включает:
- Беседу с врачом-психиатром. Специалист проводит опрос: уточняет симптомы, их продолжительность, выраженность, особенности адаптации к школе, детскому саду. Отмечает поведенческие и эмоциональные реакции ребенка: адекватность, умение соблюдать дистанцию, поддерживать продуктивный разговор.
- Рисуночные тесты. Используются методики «Рисунок человека», «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное». Инфантилизм проявляется неспособностью удержать инструкцию, очеловечиванием животного, упрощением элементов (прямой ствол, руки) и другими признаками. Результаты информативны при обследовании дошкольников, младших школьников.
- Тесты интерпретации ситуаций. Применяются методики «РАТ», «САТ», фрустрационный тест Розенцвейга. Характерно восприятие ситуаций как игровых, шуточных, веселых. Затруднено пояснение мыслей и чувств людей на картинках. Методики используются для обследования школьников различных возрастов.
- Опросники. Распространено применение опросника акцентуаций характера Леонгарда-Шмишека, патохарактерологического диагностического опросника. По результатам определяется эмоциональная неустойчивость, черты истероидного, гипертимного типов. Тесты подходят для диагностики психического инфантилизма у пациентов старше 10-12 лет.
Дифференциальный диагноз психического инфантилизма проводится с олигофренией, аутизмом, поведенческими расстройствами. Отличие от умственной отсталости – способность к абстрактно-логическому мышлению, умение использовать помощь, переносить усвоенные знания на новые ситуации. Различение с аутизмом основано на оценке социальных отношений: ребенок нуждается в них, но устанавливает с трудом. Поведенческие расстройства отличаются большим разнообразием проявлений, прогрессирующей динамикой. Психический инфантилизм может быть предпосылкой для психопатий, симптомом олигофрении, аутизма.
Лечение психического инфантилизма
Лечебные мероприятия определяются причинами, формой расстройства. При соматогенном и органическом психическом инфантилизме усилия направлены на устранение основного заболевания, при психогенном – на психотерапевтическую коррекцию. Комплексный подход включает:
- Фармакотерапию. Выраженные поведенческие, эмоциональные нарушения купируются нейролептиками, транквилизаторами, антидепрессантами. Трудности обучения, снижение когнитивных функций корректируются ноотропами.
- Психотерапию. Наиболее распространено использование когнитивно-бихевиорального подхода. Проводится комплексная работа психотерапевта с эмоциями, установками и поведенческими шаблонами. Ребенок обучается новым адаптивным способам социального функционирования.
- Консультирование родителей. Психолог, психотерапевт рассказывает об особенностях психического, социального развития детей, влиянии воспитания на этот процесс. Подчеркивает взаимосвязь между гиперопекой, чрезмерным контролем и формированием психического инфантилизма.
Прогноз и профилактика
Тотальный психический инфантилизм имеет наиболее благоприятный прогноз: при психолого-педагогической поддержке ребенок постепенно становится самостоятельным, активным, проявляет интерес к исследованиям, творчеству. Симптомы расстройства исчезают к 10-11 годам. Дисгармоничная форма синдрома требует более глубокого и длительного медико-психологического вмешательства, ассоциирована с риском возникновения когнитивного дефицита, психопатического развития личности. Основа профилактики – правильное воспитание, ориентация родителей на актуальные потребности ребенка, зону его ближайшего развития. Необходимо побуждать ребенка быть самостоятельным, подавать пример адекватного переживания неудач, ориентировать на достижение целей.
www.krasotaimedicina.ru
Инфантильный — это… Что такое Инфантильный?
Инфантилизм (от лат. infantilis — детский) — отставание в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам.
Термин употребляется как в отношении физиологических, так и психических явлений.
В переносном смысле инфантилизм (как детскость) — проявление наивного подхода в быту, в политике и т. д.
Физиологический инфантилизм
- В медицине понятием «инфантилизм» обозначают отставание в физическом развитии, которое проявляется у некоторых людей как следствие охлаждения, отравления или инфицирования плода в период беременности, кислородного голодания при родах, тяжёлых заболеваний в первые месяцы жизни, нарушения обмена веществ, нарушений в деятельности некоторых желёз внутренней секреции (половых желёз, щитовидной железы, гипофиза) и других факторов. У таких людей замедляются рост и развитие всех физиологических систем организма.
Существует генетически сцепленные варианты инфантилизма.
Психологический инфантилизм
Психический инфантилизм — незрелость человека, выражающаяся в задержке становления личности, при которой поведение человека не соответствует возрастным требованиям к нему. Преимущественно отставание проявляется в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранении детских качеств личности. Естественно, что инфантильные люди не самостоятельны, т.е. они привыкли к тому, что другие всё решают за них.
В раннем возрасте признаки инфантилизма, снижения уровня поведенческих мотиваций выявляются с трудом. Поэтому о психическом инфантилизме обычно говорят лишь начиная со школьного и подросткового возраста, когда соответствующие особенности начинают выступать более отчетливо.
Одним из наиболее важных факторов развития психического инфантилизма являются родители человека, которые недостаточно серьёзно относятся к человеку в детстве, не позволяя принимать самостоятельные решения — тем самым ограничивая подростка (но не ребёнка) в свободе. То есть в инфантилизме человека, родившегося нормальным, могут быть повинны сами родители.
Типичными для инфантильных детей являются преобладание игровых интересов над учебными, неприятие школьных ситуаций и связанных с ними дисциплинарных требований. Это приводит к школьной дезадаптации, а в дальнейшем — и к социальным проблемам. Однако инфантильные дети сильно отличаются от умственно отсталых или аутичных. Они отличаются более высоким уровнем абстрактно-логического мышления, способны переносить усвоенные понятия на новые конкретные задачи, более продуктивны и самостоятельны. Динамика возникающей интеллектуальной недостаточности при инфантилизме характеризуется благоприятностью с тенденцией к сглаживанию нарушений познавательной деятельности.
Простой инфантилизм следует отличать от дисгармонического, который может приводить к психопатиям.
См. также
Wikimedia Foundation. 2010.
med.academic.ru