Институты социализации: Институты социализации индивида

Институты социализации | Psylist.net

На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия можно свести вслед за Ж. Пиаже к следующему: это нормы, ценности и знаки. Иными словами, можно сказать, что общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. Выявление их роли в процессе социализации опирается на общий социологический анализ роли социальных институтов в обществе.

На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства – семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения. Семья рассматривалась традиционно как важнейший институт социализации в ряде концепций. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли (в том числе – половые роли, формирование черт маскулинности и фемининности), осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка «образа-Я» (Берне, 1986). Роль семьи как института социализации, естественно, зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм. Несмотря на то, что современная семья не может претендовать на ту роль, которую она играла в традиционных обществах (увеличение числа разводов, малодетность, ослабление традиционной позиции отца, трудовая занятость женщины), ее роль в процессе социализации все же остается весьма значимой (Кон, 1989. С. 26).

Что касается дошкольных детских учреждений, то их анализ до сих пор не получил прав гражданства в социальной психологии. «Оправданием» этому служит утверждение о том, что социальная психология имеет дело с группами, где функционирует развитая личность и поэтому вся область групп, связанных именно со становлением личности, просто выпадает из анализа. Правомерность такого решения является предметом дискуссий, но надо отметить, что предложения либо о включении в социальную психологию раздела возрастной социальной психологии, либо о создании такой самостоятельной области исследований можно встретить все чаще. Я.Л. Коломинский, например, употребляет понятие «возрастная социальная психология» и активно отстаивает право на существование такой области психологической науки (Коломинский, 1972). Так или иначе, но до сих пор детские дошкольные учреждения оказываются объектом исследования лишь возрастной психологии, в то время как специфические социально-психологические аспекты при этом не получают полного освещения. Практическая же необходимость в социально-психологическом анализе тех систем отношений, которые складываются в дошкольных учреждениях, абсолютно очевидна. К сожалению, нет таких лонгитюдных исследований, которые показали бы зависимость формирования личности от того, какой тип социальных институтов был включен в процесс социализации в раннем детстве.

Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Наряду с возрастной и педагогической психологией социальная психология проявляет естественно большой интерес к этому объекту исследования. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства, хотя эта зависимость и различна в тоталитарных и демократических обществах. Но так или иначе школа задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует (или препятствует!) его вхождению в гражданскую жизнь. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации. Привлекательность этой среды в том, что она независима от контроля взрослых, а иногда и противоречит ему. Мера и степень значимости групп сверстников в процессе социализации варьируют в обществах разного типа (Бронфенбреннер, 1976).

Для социального психолога особенно важен акцент в исследованиях на проблемы старших возрастов, на тот период жизни школьника, который связан с юностью. С точки зрения социализации, это чрезвычайно важный период в становлении личности, период «ролевого моратория», потому что он связан с постоянным осуществлением выбора (в самом широком смысле этого слова): профессии, партнера по браку, системы ценностей и т. д. (Кон, 1967. С. 166). Если в теоретическом плане активность личности может быть определена самым различным образом, то в экспериментальном исследовании она изучается часто через анализ способов принятия решения. Юность с этой точки зрения — хорошая естественная лаборатория для социального психолога: это период наиболее интенсивного принятия жизненно важных решений. При этом принципиальное значение имеет исследование того, насколько такой институт социализации, как школа, обеспечивает, облегчает или обучает принятию таких решений.

В зависимости от того, включается ли во вторую стадию социализации период высшего образования, должен решаться вопрос и о таком социальном институте, как вуз. Пока исследований высших учебных заведений в данном контексте нет, хотя сама проблематика студенчества занимает все более значительное место в системе различных общественных наук.

Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив. В социальной психологии огромное большинство исследований выполнено именно на материале трудовых коллективов, хотя надо признать, что выявление их роли именно как институтов социализации еще недостаточно. Конечно, можно интерпретировать любое исследование трудового коллектива в этом плане: в определенном смысле, действительно, всякий анализ, например стиля лидерства или группового принятия решений, характеризует какие-то стороны трудового коллектива как института социализации. Однако не все аспекты проблемы при этом освещаются: можно сказать, к примеру, о таком повороте этой проблемы, как причины отрыва личности от трудового коллектива, уход ее в группы антисоциального характера, когда на смену институту социализации приходит своеобразный институт «десоциализации» в виде преступной группы, группы пьяниц и т.д. Идея референтной группы наполняется новым содержанием, если ее рассмотреть в контексте институтов социализации, их силы и слабости, их возможности выполнить роль передачи социально-позитивного опыта.

Таким же спорным, как сам вопрос о существовании послетрудовой стадии социализации, является вопрос о ее институтах. Можно, конечно, назвать на основе житейских наблюдений в качестве таких институтов различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры, но это не есть разработка проблемы. Если для пожилых возрастов закономерно признание понятия социализации, то предстоит исследовать вопрос и об институтах этой стадии.

Естественно, что каждый из названных здесь институтов социализации обладает целым рядом других функций, его деятельность не может быть сведена только к функции передачи социального опыта. Рассмотрение названных учреждений в контексте социализации означает лишь своеобразное «извлечение» из всей совокупности выполняемых ими общественных задач.

При анализе больших групп был выяснен тот факт, что психология таких групп фиксирует социально-типическое, в разной степени представленное в психологии отдельных личностей, составляющих группу. Мера представленное в индивидуальной психологии социально-типического должна быть объяснена. Процесс социализации позволяет подойти к поискам такого объяснения. Для личности небезразлично, в условиях какой большой группы осуществляется процесс социализации. Так, при определении стадий социализации необходимо учитывать социально-экономические различия города и деревни, историко-культурные различия стран и т. п. Сам институт социализации, осуществляя свое воздействие на личность, как бы сталкивается с системой воздействия, которая задается большой социальной группой, в частности, через традиции, обычаи, привычки, образ жизни. От того, какой будет та равнодействующая, которая сложится из систем таких воздействий, зависит конкретный результат социализации (Мудрик, 1994). Таким образом, проблема социализации при дальнейшем развитии исследований должна предстать как своеобразное связующее звено в изучении соотносительной роли малых и больших групп в развитии личности.

Похожие материалы в разделе Социальная психология:

  • Основные характеристики группы
  • Средства коммуникации. Речь
  • Проблема межгрупповых отношений в рамках принципа деятельности
  • Основные стадии конфликта. Управление конфликтом
  • Развитие предпосылок социально-психологического знания в системе марксизма
  • Понятие социальной перцепции
  • Типы структур организации
  • Экспериментальные схемы регистрации взаимодействий
  • Специфика социально-психологической проблематики личности
  • Единство общения и деятельности

Институты социализации | Студент-Сервис

На дотрудовой стадии выделяют следующие институты социализации: семья, дошкольные детские учреждения, школа, различные внешкольные образовательные учреждения. Семья традиционно рассматривалась в системе психоаналитических теорий как единственный институт социализации.

Дошкольные детские учреждения, как указывает Г. М. Андреева, до последнего времени не «получили прав гражданства в социальной психологии». Объяснением этому служит утверждение о том, что социальная психология имеет дело с группами, где функционирует развитая личность, и поэтому вся область групп, связанных именно со становлением личности, выпадает из ее анализа.

Однако в настоящее время сделан существенный прорыв в этой области, например, изданием книги двух ведущих психологов и педагогов страны — Я. Л. Коломинского и А. А. Реана «Социальная педагогическая психология», в которой проблемы взаимоотношений учащихся, взаимодействия учителя и школьника рас¬смотрены в рамках нового направления — одновременно и социально-психологического, и педагогико-психологического.

В нашей работе, посвященной творческому становлению личности, в качестве институтов социализации наряду с семьей и школой рассматривались дошкольные детские учреждения (кружки, секции, детские сады) и внешкольные детские организации (ДПШ, музыкальные, художественные, спортивные школы, театральные студии и т. д. как дополнительное образование).

А. И. Антонов и В. М. Медков указывают, что «семейная социализация может пониматься двояко: как, с одной стороны, подготовка к будущим семейным ролям, и, с другой стороны, — как влияние, оказываемое семьей на формированние социально компетентной, зрелой личности».

Институтами социализации на трудовой стадии являются трудовые коллективы, общественные группы (например, разного рода клубы и союзы — спортивные, туристические, оздоровительные, творческие), церковь.

Семью не принято рассматривать как институт социализации на трудовой стадии, однако на основании ряда психологических работ можно утверждать, что семья продолжает оставаться институтом социализации личности: во-первых, в качестве родительской семьи, так как по ее модели люди выстраивают собственную семью, а также в смысле ее влияния на особенности творческого становления, направленности интересов и активности личности и ее жизненного пути в целом; во-вторых, институтом социализации личности в зрелом возрасте является и собственная семья, которую создает человек на дотрудовой стадии (вуз) или в период трудовой стадии социализации.

Несомненно, что семья (супруги, дети, другие родственники) оказывает влияние на формирование личности: становление характера, изменения ценностей, ведущих приоритетов, зрелости личности.

Столетиями вступление в брак и успешная жизнь в семье рассматривались как составляющие зрелости человека, а затянувшееся холостячество и дружба с более молодыми людьми — как то, что не вызывало уважения. Наши исследования сельских семей показали, что семья может выступать для молодых мужчин и средством коррекции личности, и, несомненно, успешной социализации на стадии взрослости (трудовой стадии социализации) даже при негативном «старте» в юности и молодости (сиротство, безнадзорность, нетрезвый образ жизни).

Вопрос об институтах социализации на послетрудовой стадии, по замечанию Г. М. Андреевой, является таким же спорным, как и сама эта стадия. Предположительно автор называет общественные организации, в которых участвуют пенсионеры, но замечает, что вопрос об институтах еще предстоит исследовать.

В последнее время появились публикации, касающиеся пожилых людей, которые, по сути, называют социализаторами церковь, семью в продолжении ее развития — внуков и взаимодействия с ними как фактор обретения нового смысла жизни. Это ли не социализация — становление более зрелого, мудрого человека?

Существуют и «институты десоциализации» (термин, употребляемый Андреевой Г. М.) в виде преступных групп, групп с алкогольной зависимостью, наркоманов и т. д.

На роль семьи в социализации личности указывали Т. Парсонс и Р. Бейлз, Дж. Мид, Кон И. С., МуздыбаевК. Кон отмечал, что семья как фактор социализации несколько потеснилась другими институтами — прежде всего, сообществом сверстников, однако при этом не утратила своей роли.

Значение, виды и агенты социализации Социальные науки

Значение социализации

Социализация – это процесс, посредством которого индивиды приобретают языки, убеждения, ценности и технические навыки своего общества. Социализация — это жизненный процесс, из которого мы всегда учимся. Процесс изучения культуры сообщества называется социализацией. Каждое общество сталкивается с необходимостью сделать из каждого рожденного в нем ребенка ответственного члена. Ребенок должен узнать ожидания общества, чтобы на его поведение можно было положиться. Он должен усвоить групповые нормы. Общество должно социализировать каждого члена, чтобы его поведение было осмысленным с точки зрения групповых норм.

Типы социализации

Существует два типа социализации:

  1. Первичная социализация
  2. Вторичная социализация

Первичная социализация: рождение беспомощного ребенка. Большую часть того, что он узнает, он получает благодаря усилиям пожилых людей.

Вторичная социализация:  Это время, когда человек достаточно взрослый, чтобы учиться самостоятельно. Он учится новым ролям, новым навыкам и новым способам.

Агенты социализации

Существует множество агентов социализации, посредством которых люди социализируются в сообщество. They are:

  1. The family and home
  2. Peer group
  3. The school or educational institutions
  4. Religious organizations
  5. Mass media
  6. Age group
  7. The community
  8. Voluntary organizations

The Family

Это первый опыт ребенка в мире. Это основной агент социализации; так как все мы знаем, что каждый ребенок рождается в семье. Социализированные взрослые члены семьи учат ребенка языку, базовым ценностям, например, как разговаривать со старшими и т. д.

Группа сверстников

Когда ребенок растет, он ходит в школу и играет со своей возрастной группой. У этих товарищей по играм или групп сверстников есть свои правила и положения, которым должны подчиняться участники. Например. Ребенок учится вести себя в группе.

Школа

Процесс социализации, начавшийся дома, продолжается и в школе. В школе ребенку дается всестороннее образование по физическому развитию (психомоторное), поведенческому развитию (аффективное) и интеллектуальному развитию (познавательное).

Религиозные учреждения

Через религиозные учреждения членов учат желаемым ценностям, таким как любовь, верность, честность и т. д. Все это повышает осведомленность детей и взрослых о том, что происходит вокруг них и во всем мире.

Возрастная группа

В любом традиционном обществе возрастная группа является наиболее важным фактором социализации.

Сообщество

Сообщество определяет приемлемые способы поведения членов. Он восхваляет и чтит тех, кто соблюдает его правила и предписания, а тех, кто не подчиняется, позорят и наказывают.

Добровольные организации

К ним относятся Красный Крест, Бригада мальчиков, Ротари-клуб, Клуб безопасности дорожного движения и т. д. Они прививают своим членам определенные навыки и ценности.

ОЦЕНКА

  1. Дайте определение социализации.
  2. Назовите и объясните два типа социализации.
  3. Каково значение социализации.
  4. Назовите пять агентов социализации.
  5. Какой из агентов социализации первичен?

Теория первичной социализации. Стадии развития, духовность, государственные институты, поиск ощущений и теоретические выводы. В

. 1999 июнь; 34 (7): 947-82.

дои: 10.3109/10826089909039389.

Э Р Оттинг 1

принадлежность

  • 1 Трехэтнический центр профилактических исследований, Университет штата Колорадо, Форт-Коллинз 80523-1879, США.
  • PMID: 10359215
  • DOI: 10.3109/10826089909039389

E R Оттинг. Неправильное использование Subst. 1999 июнь

. 1999 июнь; 34 (7): 947-82.

дои: 10.3109/10826089909039389.

Автор

Э Р Оттинг 1

принадлежность

  • 1 Трехэтнический центр профилактических исследований, Университет штата Колорадо, Форт-Коллинз 80523-1879, США.
  • PMID: 10359215
  • DOI: 10.
    3109/10826089909039389

Абстрактный

Эта пятая и последняя статья из серии, посвященной теории первичной социализации, включает обсуждение вопросов, поднятых участниками теоретического форума. Теория утверждает, что употребление наркотиков и девиантное поведение возникают в результате связи с первичными источниками социализации и передачи норм через эти источники. Личные качества и источники вторичной социализации влияют на употребление наркотиков и девиантность косвенно и через их воздействие на процесс первичной социализации. С точки зрения развития единственным основным источником социализации дошкольника является семья. В младших классах школы основными источниками социализации являются семья и школа. Кластеры сверстников становятся основным источником социализации позже, и их наибольший эффект проявляется в подростковом возрасте. Взрослые имеют различные модели первичной социализации.

Уровни развития эго у взрослых могут изменить первичный процесс социализации. Дается определение духовности и обсуждается ее влияние на употребление наркотиков. Государственные институты, такие как система уголовного правосудия, службы социального обеспечения и защиты детей, теперь включены в число вторичных источников социализации. Обсуждается тот факт, что общая теория первичной социализации не является ни этноцентрической, ни темпороцентрической. Обсуждаются последствия теории для понимания существующих или потенциальных факторов риска и защитных факторов отклонения, а также для повышения эффективности профилактики и лечения. [Переводы представлены в разделе международных рефератов этого выпуска.]

Похожие статьи

  • Сети сверстников и поиск ощущений: некоторые последствия для теории первичной социализации.

    Донохью Л., Клейтон Р.Р., Скиннер В. Ф., Колон С. Донохью Л. и соавт. Неправильное использование Subst. 1999 июнь;34(7):1013-23. дои: 10.3109/10826089909039393. Неправильное использование Subst. 1999. PMID: 10359219

  • Дополнительный взгляд на теорию первичной социализации.

    Нурко Д.Н., Лернер М. Нурко Д.Н. и соавт. Неправильное использование Subst. 1999 июнь; 34 (7): 993-1003. дои: 10.3109/10826089909039391. Неправильное использование Subst. 1999. PMID: 10359217

  • Теория первичной социализации. Роль личностных черт в этиологии наркомании и девиантности. II.

    Оттинг Э.Р., Деффенбахер Дж.Л., Доннермейер Дж.Ф. Оттинг Э.Р. и соавт. Неправильное использование Subst. 1998 г., май; 33(6):1337-66. дои: 10.3109/10826089809062220. Неправильное использование Subst. 1998. PMID: 9603274

  • Теория первичной социализации: этиология употребления наркотиков и отклонений. Я.

    Оттинг Э.Р., Доннермейер Дж.Ф. Оттинг Э.Р. и соавт. Неправильное использование Subst. 1998 март; 33 (4): 995-1026. дои: 10.3109/10826089809056252. Неправильное использование Subst. 1998. PMID: 9548633 Обзор.

  • Психоагрессивные стадии психологического развития в процессе властной социализации.

    Пирсон В.С. Пирсон В.С. Am J Психоанал. 1988 Зима; 48 (4): 328-46. дои: 10.1007/BF01256657. Am J Психоанал. 1988 год. PMID: 3066226 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Скрытые классы представлений о никотине коррелируют с воспринимаемой восприимчивостью и серьезностью употребления никотина и табачных изделий у молодых людей в США.

    Вилланти А.С., Науд С., Уэст Дж.К., Пирсон Дж.Л., Ваковски О.А., Волосы Э., Рат Дж.М., Ниаура Р.С. Вилланти А.С. и др. Никотин Тоб Res. 23 декабря 2019 г.; 21 (Приложение 1): S91-S100. doi: 10.1093/ntr/ntz156. Никотин Тоб Res. 2019. PMID: 31867640 Бесплатная статья ЧВК.

  • Распространенность и корреляции восприятия никотина и никотиновых продуктов среди молодежи США, 2016 г.

    Вилланти А.С., Науд С., Уэст Дж.К., Пирсон Дж.Л., Ваковски О.А., Ниаура Р.С., Волос Э., Рат Дж.М. Вилланти А.С. и др. Поведение наркомана. 2019ноябрь;98:106020. doi: 10.1016/j.addbeh.2019.06.009. Epub 2019 10 июня. Поведение наркомана. 2019. PMID: 31238235 Бесплатная статья ЧВК.

  • Культурно значимые факторы риска и защиты от немедицинского использования опиоидов, отпускаемых по рецепту, среди заключенных афроамериканцев.

    Уиллер П.Б., Стивенс-Уоткинс Д., Муди М., Доган Дж., Льюис Д. Уилер П.Б. и др. Поведение наркомана. 2019 июнь;93:46-51. doi: 10.1016/j.addbeh.2019.01.014. Epub 2019 17 января. Поведение наркомана. 2019. PMID: 30690415 Бесплатная статья ЧВК.

  • Выявление «социального курения» молодых людей в США с использованием эмпирического подхода.

    Вилланти А.С., Джонсон А.Л., Рат Дж.М., Уильямс В., Валлоне Д.М., Абрамс Д.Б., Хедекер Д., Мермельштейн Р.Дж. Вилланти А.С. и др. Поведение наркомана. 2017 июль;70:83-89. doi: 10.1016/j.addbeh.2017.02.004. Epub 2017 10 февраля. Поведение наркомана. 2017. PMID: 28214741 Бесплатная статья ЧВК.

  • Объяснение того, как общение родителей и детей усиливает намерения латиноамериканских и европейских американских подростков вмешиваться в употребление психоактивных веществ другом.

Добавить комментарий