Искажения в процессе восприятия: Искажение в процессе восприятия

Типичные искажения восприятия и понимания людей

3.10.2014

Используя логический способ понимания особенностей другого человека (рефлексию), мы довольно часто искаженно и ошибочно воспринимаем личность, поведение, действия других людей. Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Основные из них таковы:

  1. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.
  2. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.
  3. Стремлением сделать преждевременные заключения у личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют «готовое» суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его.
  4. Безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается;
  5. Эффект «ореола» проявляется в том, что первоначальное отношение к какой то одной частной стороне личности обобщается на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке переносится на оценку его отдельных качеств. Если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются. И наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательно, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются превратно как своекорыстные.
  6. Эффект «проецирования» проявляется в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества иэмоциональные состояния. Человек, воспринимая и оценивая людей, склонен логически предположить: «все люди подобны мне» или «другие противоположны мне». Упрямый подозрительный человек склонен видеть эти же качества характера у партнера по общению, даже если они объективно отсутствуют. Добрый, отзывчивый, честный человек, наоборот, может воспринять незнакомого через «розовые очки» и ошибиться. Поэтому, если ктото жалуется, какие, мол, все вокруг жестокие, жадные, нечестные, не исключено, что он судит по себе.
  7. «Эффект первичности» проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии является очень существенной и малозабываемой, способной влиять на все последующее отношение к этому человеку. И если даже потом вы получите информацию, которая будет опровергать первичную информацию, все равно помнить и учитывать вы больше будете первичную информацию. На восприятие другого влияет и настроение самого человека: если оно мрачное (например изза плохого самочувствия), в первом впечатлении о человеке могут преобладать негативные чувства. Чтобы первое впечатление о незнакомом человеке было полнее и точнее, важно положительно «настроиться на него».
  8. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.
  9. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.

Важное значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет явление казуальной атрибуции. Оно представляет собой объяснение субъектом межличностного восприятия причин и методов поведения других людей. Объяснение причин поведения человека может быть через внутренние причины (внутренние диспозиции человека, устойчивые черты, мотивы, склонности человека) либо через внешние причины (влияние внешних ситуаций).

Можно выделить следующие критерии анализа поведения:

  • постоянное поведение — в сходных ситуациях поведение однотипно;
  • отличающееся поведение — в других случаях поведение проявляется иначе;
  • обычное поведение — в сходных обстоятельствах такое поведение свойственно большинству людей.

Когнитивный психолог Келли в исследованиях показал, что постоянное, малоотличающееся поведение, да к тому же необычное — объясняется через внутренние причины, через специфику личности и характера человека («Таким он уродился»).

Если в похожих ситуациях у человека постоянное поведение, а в других случаях — другое, отличающееся поведение, и к тому же это обычное поведение (то есть как и у других людей в таких же ситуациях) — то такое поведение люди склонны объяснять через внешние причины («в этой ситуации так вынуждены вести»).

Фриц Хайдер, известный как автор теории атрибуции, проанализировал «психологию здравого смысла», посредством которой человек объясняет повседневные события. Хайдер считает, что чаще всего люди дают разумные интерпретации. Но человек склонен приходить к заключению, будто намерения и диспозиции других людей соответствуют их действиям.

Процессы казуальной атрибуции подчиняются следующим закономерностям, которые оказывают влияние на понимание людьми друг друга.

  1. Те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему, обычно рассматриваются как его возможные причины.
  2. Если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен и ему предшествовало какоенибудь уникальное событие, то мы склонны именно его считать основной причиной совершенного поступка.
  3. Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных, равновероятностных возможностей для их интерпретации, и человек, предлагающий свое объяснение, волен выбирать устраивающий его вариант.
  4. Фундаментальная ошибка атрибуции проявляется в тенденции наблюдателей недооценивать ситуационные и переоценивать диспозиционные влияния на поведение других, в тенденции считать, что поведение соответствует диспозициям. Поведение других людей мы склонны объяснять их диспозициями, их индивидуальными особенностями личности и характера («это человек со сложным характером»), а свое поведение склонны объяснять как зависящее от ситуации («в этой ситуации невозможно было вести иначе, а вообще я — совсем не такой»).
    Таким образом, люди объясняют свое собственное поведение ситуацией («я не виноват, уж такая сложилась ситуация»), но считают, что другие сами несут ответственность за свое поведение.

Мы совершаем эту ошибку атрибуции отчасти потому, что, когда наблюдаем за чьим либо действием, именно эта личность находится в центре нашего внимания, а ситуация относительно незаметна. Когда мы сами действуем, наше внимание обычно направлено на то, на что мы реагируем — и ситуация проявляется более явно. Культура также влияет на ошибку атрибуции. Западное мировоззрение склонно считать, что люди, а не ситуации являются причиной событий. Но индусы с меньшей вероятностью, чем американцы, истолкуют поведение с точки зрения диспозиции, скорее они придадут большее значение ситуации.

На восприятие людей влияют стереотипы — привычные упрощенные представления о других группах людей, о которых мы располагаем скудной информацией. Стереотипы редко бывают плодом личного опыта, чаще мы их приобретаем от той группы, к которой принадлежим, от родителей, учителей в детстве, средств массовой информации.

Стереотипы стираются, если люди разных групп начинают тесно взаимодействовать, узнавать больше друг о друге, добиваться общих целей. На восприятие людей влияют и предубеждения — эмоциональная оценка каких либо людей как хороших или плохих, даже не зная ни их самих, ни мотивов их поступков.

На восприятие и понимание людей влияют установки — неосознанная готовность человека определенным привычным образом воспринимать и оценивать каких либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа конкретной ситуации. Установки имеют три измерения:

  • когнитивное измерение — мнения, убеждения, которых придерживается человек относительно какоголибо субъекта или предмета;
  • аффективное измерение — положительные или отрицательные эмоции, отношение к конкретному человеку или информации;
  • поведенческое измерение — готовность к определенным реакциям поведения, соответствующим убеждениям и переживаниям человека.

Установки формируются:

  1. под влиянием других людей (родителей, СМИ) и «кристаллизируются» к возрасту между 20 и 30 годами, а затем меняются с трудом;
  2. на основе личного опыта в многократно повторяющихся ситуациях.

Предвзятое мнение человека руководит тем, как он воспринимает и интерпретирует информацию. Изображение лица человека на фотографии может совершенно по разному восприниматься (это жестокий или добрый человек?), в зависимости от того, что известно о данном человеке: гестаповец или герой. Эксперименты показали, что очень трудно опровергнуть ложную идею, неправду, если человек логически обосновал ее. Этот феномен, названный «стойкостью убеждений», показывает, что убеждения могут жить своей собственной жизнью и выживать после дискредитации доказательства, которое их породило. Неверное мнение о других людях или даже о себе может продолжать существовать, несмотря на дискредитацию. Для того чтобы изменить убеждение, часто требуются более убедительные доказательства, чем для того, чтобы создать его.

Ключевые слова: Восприятие, Общение

Источник: Столяренко Л.Д., Основы психологии

Материалы по теме

Механизмы межличностного восприятия

Слотина Т. В., Психология общения

Механизмы восприятия в межгрупповом общении

Горанчук В.В., Психология делового общения и управленческих воздействий

Сущность взаимопонимания и этапы его установления

Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с….

Восприятие партнера по общению и возникновение первого впечатления о нем

Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с….

Общение как восприятие людьми друг друга

Столяренко Л.Д., Основы психологии

Воспринимаемый риск

Фролова Ю.Г., Психосоматика и психология здоровья

Выбор партнера по общению: причины и факторы, обусловливающие его

Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с….

Механизмы взаимопонимания в процессе общения

Руденский Е.В., Социальная психология

Ментальные ловушки в восприятии информации

Разбираем самые частотные и именно сейчас ярко проявляющиеся искажения восприятия действительности. В частности, такие ментальные ошибки, как ложный консенсус, наивный реализм и наивный цинизм, склонность к подтверждению своей точки зрения, эффект третьего лица, бумеранга и пр. Зная их «в лицо», сможете сами не попасть в ловушку когнитивных искажений, а также распознаете в окружающих, если кто-то окажется им подвержен. В итоге это поможет адекватно воспринимать информацию извне и не расстраиваться из-за того, что на самом деле является следствием таких искажений.

Если отринуть в сторону страхи, тревоги и панику, которые накрывают многих в сложившихся обстоятельствах, то останется еще один важный вопрос, который не только бередит умы, но и провоцирует агрессию, раздор и споры. Речь идет о корректном восприятии входящей информации и грамотной ее аналитике. Казалось бы, все здесь очевидно: анализируй разные точки зрения и контент-каналы, отделяй зерна от плевел (то есть правду от фейков), делай выводы. Но на деле слишком часто в этот процесс включаются различные когнитивные искажения, которые очень сильно извращают не только ход той самой аналитики, но и формирование выводов. Как итог – ​столкновение интересов.

Итак, давайте рассмотрим самые распространенные искажения восприятия действительности.

Связанный материал

Как выключить «тревожную кнопку»?

№ 04 / 2022

См. статью «Как выключить “тревожную кнопку”?» в № 4’ 2022

Ложный консенсус

Другое название этого когнитивного искажения – ​эффект ложного согласия. Заключается он в том, что некоторым индивидам свойственно проецировать собственный способ мышления на других людей, то есть человек предполагает, что все должны думать так же, как он. Ложный консенсус может быть свойственен как отдельным личностям, так и группам лиц, которые считают, что их пристрастия (верования, точка зрения) являются доминирующими в обществе. Причем эта уверенность ничем не подтверждается, в том числе статистическими данными. Она строится исключительно на внутреннем восприятии индивида. Таким образом, при ложном консенсусе ему кажется, что людей, которые поддерживают его мнение, значительно больше, чем их есть на самом деле.

Чаще всего этот эффект достигает апогея, когда человек состоит в некоей группе, в которой есть коллективное мнение по какому-либо вопросу (это может быть и компания друзей, и рабочий коллектив, и семья, и община, и даже круг подписчиков, который формировался по схожести мировосприятия и с помощью блокировки всех несогласных). В итоге члены такой группы приходят к некоему консенсусу и считают, что остальные члены общества однозначно разделяют их точку зрения. Если же вдруг они сталкиваются с теми, кто думает иначе или прямо не соглашается с их мнением, они абсолютно уверены, что эти люди в чем-то неполноценны, а потому совершенно точно не правы. Далее следует либо агрессивное желание их убедить в неправильности их взгляда, либо прямое обвинение (бывает, что и с оскорблениями) в неполноценности.

Связанный материал

Как справиться с агрессией в коллективе

№ 08 / 2021

См. статью «Как справиться с агрессией в коллективе» в № 9’ 2021

Достаточно вспомнить недавние споры между прививочниками и антипрививочниками, согласными с QR-кодами и несогласными. Кстати, как только видите в контексте спора оскорбления и уничижительные слова (куркоды, боты и т. п.), велика вероятность того, что вы имеете дело либо с ложным консенсусом, либо с одним из других типов когнитивных искажений.

Заметьте, что споры относительно политической ситуации сейчас проходят ровно по тому же сценарию: взаимные оскорбления, ссылки на то, что одна из сторон точно не владеет информацией («выкиньте телевизор»), обвинения в распространении фейков или том, что человек является ботом, необразованным или его мнение куплено. То есть снова работает принцип: если ты не согласен, то ты неполноценен.

Когда люди, вовлеченные в эффект ложного консенсуса, сталкиваются со статистикой, которая показывает, что их мнение отнюдь не является доминирующим в обществе, они опять же агрессивно заявляют о том, что исследования «куплены» и являются враньем.

Феномен множественного невежества

Этот феномен противопоставляется эффекту ложного консенсуса. Множественное невежество заключается в том, что люди про себя не согласны с доминирующей нормой или точкой зрения. Более того, они даже могут презирать тех, кто с ней согласен. Но при этом в обществе и в публичном пространстве они поддерживают эту самую норму, потому что считают, что большая часть общества является ее сторонниками. Множественное невежество описывают выражением «Никто не верит, но каждый думает, что верят все».

В итоге мы получаем эффект, когда многие отдельно взятые личности не согласны с чем-либо происходящим, но в целом общество оказывается согласным, так как индивиды транслируют точку зрения, как им кажется, большинства. Типичный литературный пример того, как это работает, сказка Ганса Христиана Андерсена «Новое платье короля».

Наивный реализм

При этом виде когнитивного искажения человек считает свою точку зрения объективным взглядом на мир и происходящее в нем, а отличные от своего мнения определяет как глупые или предвзятые. При наивном реализме человек опирается в интерпретации событий на собственные органы чувств и личный опыт, считая, что это и есть объективное восприятие. Более того, он полагает, что другие люди, оказавшись в тех же условиях, что и он, обязательно придут к тем же выводам, которые свойственны ему. У тех, кто подвержен наивному реализму, часто бывают проблемы с критическим восприятием действительности.

Наивный реализм заставляет человека опираться только на свои органы чувств, и при этом он считает, что остальные чувствуют так же. Типичный бытовой пример: мы считаем, что музыка у соседа играет слишком громко, но чаще всего не берем в расчет того, что для него этот звук может быть совершенно нормальным.

Кстати, именно это когнитивное искажение лежит в основе «эффекта враждебных СМИ», когда человек, у которого есть ярко выраженная позиция, ощущает нейтральное освещение этого вопроса в СМИ как антагонистское, предвзятое и поддерживающее оппонента. То есть один и тот же совершенно нейтральный материал может быть воспринят по-разному людьми, поддерживающими противоположные точки зрения. Причем каждый из оппонентов воспримет материал как враждебный своему мнению.

Связанный материал

Ментальные ошибки, мешающие правильному решению

№ 09 / 2016

См. статью «Ментальные ошибки, мешающие правильному решению» в № 9’ 2016

Классический пример эффекта враждебных СМИ – ​это результаты исследования, которое проводилось в 1982 г. среди студентов Стэндфордского университета. Из них выбрали тех, кто в палестино-израильском конфликте яро поддерживал Израиль, и тех, кто, напротив, был откровенным апологетом Палестины. Респондентам показали часть фильма о резне в Сабре и Шатиле. В итоге после просмотра сторонники израильской стороны назвали фильм враждебным Израилю, приведя антиизраильские высказывания из ленты, а сторонники Палестины заявили, что фильм носит явную антипалестинскую направленность. И все респонденты сказали, что если бы фильм смотрел сторонний нейтральный наблюдатель, то он обязательно бы получил негативное восприятие их стороны, но при этом у него бы сложилось позитивное мнение об оппоненте. Именно так действует эффект враждебных СМИ. А в основе – ​наивный реализм, предполагающий, что эмоции и чувства у всех должны быть такие же, как у тебя самого.

Сейчас наивный реализм представлен крайне ярко. Обратите внимание, как набрасываются активисты, даже когда видят, что человек просто не высказывает никакого мнения о происходящем. Им сразу кажется, что он поддерживает противоположную точку зрения. И даже если человек высказывается нейтрально или просто перечисляет факты, его ждет такое же обвинение в поддержке стороны, которая является оппонирующей к комментатору.

Склонность к подтверждению своей точки зрения

Усугубляет все предыдущие когнитивные искажения ментальная ошибка, которая называется «склонность к подтверждению своей точки зрения». Она заключается в том, что из всего массива информации человек отдает предпочтение лишь той, которая согласуется с его мнением по вопросу, а ту, которая опровергает или хотя бы просто «расшатывает» его взгляды, игнорирует либо считает ложной или проплаченной. В итоге такого подхода человек может принимать желаемое за действительное.

В настоящих реалиях людям, у которых изначально есть склонность к подтверждению своей точки зрения, а также отсутствует критическое мышление и гибкость сознания, легко создать эфемерный мир, поддерживающий их взгляды. Для этого достаточно быть подписанным в социальных сетях только на тех, кто обладает такой же позицией и жестко исключать из поля всех с альтернативным взглядом на положение дел.

Связанный материал

Как создавать позитивный настрой

№ 02 / 2021

См.  статью «Как создавать позитивный настрой» в № 2’ 2021

Эффект третьего лица

Еще одно когнитивное искажение связано с тем, что человек искренне верит в то, что реклама и прочие способы убеждения масс влияют на кого угодно, кроме него самого. Ему кажется, что он беспристрастен и сознательно противодействует влиянию массовых манипулятивных воздействий, а других людей начинает оценивать по степени того, насколько они, как он считает, подвержены влиянию рекламы или пропаганды.

В результате эффекта третьего лица люди переоценивают воздействие массовых коммуникаций на других, но при этом недооценивают это же воздействие на себя. Типичный пример последнего времени – ​это агрессивные нападки в соцсетях в стиле «вам телевизор промыл мозги», но при этом полное игнорирование гораздо большего манипулирующего воздействия социальных сетей.

Связанный материал

Эмоции под контролем

№ 03 / 2021

См.  статью «Эмоции под контролем» в № 3’ 2021

Наивный цинизм

Эффект третьего лица чем-то похож на искажение наивного цинизма. При этом искажении человеку кажется, что его мнение однозначно непредвзято, а противоположное мнение других однозначно корыстно. Соответственно, в его парадигме мира альтернативное мнение автоматически предполагает корыстные цели. Отсюда начинаются обвинения наподобие: «тебе заплатили, чтобы ты так говорил», «ты продажный», «отрабатываешь повестку» и пр.

При наивном цинизме человек склонен считать, что все окружающие гораздо более эгоистичны и склонны к корыстным поступкам, чем он сам.

Эффект ореола

В силу того, что людям свойственно выбирать себе тех, кто является для них примерами для подражания, появляется когнитивное искажение, именуемое эффектом ореола, или эффектом гало. Оно заключается в том, что человек начинает разделять мнение и одобрять поступки того индивида, который ему симпатичен. То есть в расчет берется не экспертность, ум, опыт, научные знания и труды, а принцип того, что человек и, скажем так, его лайфстайл оказались привлекающими. Лояльная и подражающая аудитория многих блогеров подпадает именно под эффект ореола, полностью доверяя любой точке зрения, транслируемой любимым «автором». То есть общее впечатление от человека (он может быть приятным, красивым, стильным, располагающе говорить) влияет на восприятие его других характеристик, представляя их как бы в ореоле, идеализированно. Начинает казаться, что и в политике он разбирается так же хорошо, как готовит вафли, и его взгляд на пандемию столь же правилен, как кубики на его прессе. Кстати, тот же эффект ореола свойственен многим работодателям, которые предпочитают брать на работу более привлекательных внешне людей, считая их более умными и экспертными.

Классический пример воздействия эффекта ореола – ​это история серийного убийцы Теодора Банди. Даже после того, как вся его вина была доказана, очень многие не верили, что такой красивый и располагающий к себе мужчина мог убивать. А судья при вынесении приговора отметил, что если бы Банди стал адвокатом, а не преступником, то он был бы счастлив с ним работать.

Связанный материал

Манипуляции и эмоциональный шантаж: вскрыть, пресечь, блокировать

№ 03 / 2022

См. статью «Манипуляции и эмоциональный шантаж: вскрыть, пресечь, блокировать» в № 3’ 2022

Эффект бумеранга

Противоположным по действию относительно эффекта ореола является эффект бумеранга. Это весьма любопытное когнитивное искажение. Заключается оно в том, что когда один человек начинает яростно критиковать действия или мнение другого либо явно отрицательно высказываться о каких-либо событиях, это может вызвать ровно противоположное мнение. То, что называется «перегнул палку». Аудитория начинает, напротив, за счет этой агрессивной критики формировать положительное мнение об объекте нападок. То есть критика оппонента для того, чтобы улучшить свою позицию, может привести к тому, что аудитория начинает симпатизировать как раз конкуренту.

Соответственно, ярая критика QR-кодов у многих вызвала их поддержку, а явные нападки на действия России в текущей ситуации вызывают рост патриотизма даже у тех, кто ранее в этом замечен не был.

К классическим действиям эффекта бумеранга относят, например, то, как на волне массовой критики Бориса Ельцина в СМИ в конце 1980-х он выиграл выборы в 1991 г. Или то, как прямое издевательство и смех над Владимиром Жириновским в тех же СМИ привели его партию в 1993 г. к уверенной победе на выборах в Государственную Думу (ЛДПР заняла первое место в голосовании).

Ложное знание

Людям свойственно думать, что остальные знают примерно то же, что они сами. И это когнитивное искажение носит название «ложное знание». В итоге этого искажения человеку кажется, что остальные точно должны обладать теми же знаниями в истории, юридическом праве, психологии, что и он сам.

При большой доле разрыва в степени владения предметом может возникать огромное недопонимание, потому что картина восприятия мира и анализа событий у оппонентов резко отличаются.

Проективная идентификация

Ну и закончить рассуждение о когнитивных искажениях хотелось бы рассмотрением одной из психозащит, тоже влияющей на восприятие мира. Проективная идентификация предполагает, что один человек всеми силами пытается повлиять на другого, чтобы тот начал вести себя в соответствии с внутренним желанием влияющего.

Как работает механизм такой идентификации? Предположим, что человек, с которым вы общаетесь, считает вас агрессором. При проективной идентификации он начинает провоцировать вас на агрессивное поведение, злить, раздражать, унижать, обзывать, обвинять в несостоятельности и т. п., и ровно в тот момент, когда вы перестанете контролировать себя и резко ответите, он скажет: «Ну я же говорил, что ты агрессивный!» Затем начинается условная «дрессировка», когда провокатор продолжает вызывать в вас те же эмоции и действия. И таким образом, провокатор становится жертвой, а вы – ​садистом и агрессором. То есть фактически происходит смена ролей.

Проективная идентификация может происходить и на уровне человек – ​человек, и на уровне человек – ​группа, и на уровне межгрупповом, а значит, и межгосударственном. Но когда понимаешь, как действует этот механизм, отслеживать его становится значительно проще.

Не теряйте ясность ума и ловите когнитивные искажения! Аналитика разных источников, выстраивание причинно-следственных связей и критическое мышление – ​это то, что становится в наше время самым необходимым для принятия решений и трезвости осознания действительности.

Связанный материал

Когда в работе важен эмоциональный интеллект

№ 09 / 2021

См. статью «Когда в работе важен эмоциональный интеллект» в № 9’ 2021

Искажения в восприятии и действии

Рави Рамамурти

Рави Рамамурти

Попечитель Фонда Аашвасан и главный инноватор, генеральный директор Epiance

Опубликовано 4 июля 2021 г.

+ Подписаться

Что произойдет, если человеческая система будет в синтонии с окружающей средой? Каковы последствия искажения человеческих интерпретаций?

Искажение интерпретации может происходить на нескольких уровнях. Например, наш организм может принять дружественную бактерию за врага и предпринять энергичную атаку. Или может впустить коварный организм, ошибочно полагая, что он безвреден.

Искажение также может происходить на уровне восприятия, и это имеет далеко идущие последствия. Цель этой статьи — изучить эти ответвления более подробно. Рассмотрим сценарий. Ваш начальник подверг резкой критике ваше недавнее задание. Разные люди реагируют по-разному. Большинство даже не остановились бы, чтобы подумать о том, что произошло. Вместо этого они прыгали на несколько шагов вперед и приходили к выводам, далеким от реальности. Но об этом позже. Среди тех, кто останавливается и смотрит на то, что произошло, даже здесь возможны многочисленные интерпретации. Некоторые могут рассматривать это как несправедливую критику; некоторые могут углубиться и понять, что они действительно совершили глупость, и определить точный источник проблемы. Также возможно, что вы выполнили свою работу на отлично, но начальник упустил какую-то информацию, что и послужило причиной его неправильной оценки. Другой причиной затуманенной перспективы может быть то, что у них был жестокий спор дома.

Типичная человеческая склонность делать поспешные выводы, не принимая во внимание реальную ситуацию. Полученные таким образом выводы не имеют отношения к действительности. Наоборот, это функция убеждений и обусловленности человека. Например, если мое мнение гласит, что все пытаются эксплуатировать, я могу упустить из виду свою роль в фиаско и возложить вину на своего начальника.

Неправильное истолкование реальности — это первое искажение восприятия, которое впоследствии приводит к неуместным действиям. Как только я понимаю, что произошло, мне нужно вынести суждение или прийти к выводу, резюмируя событие. Здесь снова люди склонны колебаться. Оценки обычно страдают от предвзятости или влияния системы убеждений. В приведенном выше сценарии паникёр может прийти к выводу, что начальник хочет его уволить. Более уравновешенный человек может допустить возможность того, что потасовка произошла из-за плохого настроения.

Как только мы придем к выводу, что происходит, пора действовать. К сожалению, наши действия также страдают от искажения наших мыслительных процессов. Некоторые склонны избегать конфронтации, и даже если того требует ситуация, воздерживаются от любых напористых действий. Некоторым всегда не терпится попробовать, и им может быть трудно спокойно обдумать ситуацию и начать по-настоящему интерактивный разговор.

В каждой ситуации есть праведный поступок, который возможен. От нас зависит постичь акт праведности. Когда мы освобождаемся от отупляющих разум ограничений и привычек, мы можем достичь целостности в наших усилиях. Ошибочные действия могут быть связаны как с нашим нежеланием действовать, так и с неправильными суждениями или неуместным пониманием реальности (искажение восприятия).

Последствия искажения восприятия и неправильных действий разнообразны. Искажение восприятия обычно создает в системе дисбаланс, беспокойство, тревогу, страх или стресс. Например, если я ошибочно приду к выводу, что мой начальник пытается меня уволить, меня может охватить сильное волнение. Неправильное действие усугубляет напряжение в системе.

Другим последствием является воздействие на окружающую среду. Наши искажения имеют эффект домино. Неправильное восприятие приводит к неуместным действиям, а неправильные действия увековечивают искажения восприятия у других. Таким образом, мы являемся свидетелями бесконечного каскадного воздействия непонимания и ошибок в действиях. На каком-то уровне это ставит под угрозу всю планету.

Не нужно быть гением, чтобы понять последствия ситуации, не омраченной искажениями восприятия. Идиллический и утопический мир, которого мы все желаем, ближе к нам, чем мы думаем. И корень всего этого лежит в искажениях восприятия и неуместных действиях.

Восприятие в переговорах — Объяснение

Как восприятие влияет на переговоры

Написано Джейсоном Гордоном

Обновлено 15 апреля 2022 г.

  • Маркетинг, реклама, продажи и PR

    Принципы маркетинга Продажи Реклама Связи с общественностью SEO, социальные сети, прямой маркетинг

  • Бухгалтерский учет, налогообложение и отчетность

    Управленческий и финансовый учет и отчетность Налогообложение бизнеса

  • Профессионализм и карьерный рост
  • Право, сделки и управление рисками

    Правительство, правовая система, административное право и конституционное право Юридические споры — гражданское и уголовное право Агентское право HR, занятость, труд и дискриминация Субъекты бизнеса, корпоративное управление и собственность Деловые операции, антимонопольное право и право ценных бумаг Недвижимость, личная и интеллектуальная собственность Коммерческое право: договор, платежи, обеспечительные интересы и банкротство Защита потребителя Страхование и управление рисками Иммиграционное право Закон об охране окружающей среды Наследство, поместья и трасты

  • Управление бизнесом и операции

    Управление операциями, проектами и цепочками поставок Стратегия, предпринимательство и инновации Деловая этика и социальная ответственность Глобальный бизнес, международное право и отношения Деловые коммуникации и переговоры Менеджмент, лидерство и организационное поведение

  • Экономика, финансы и аналитика

    Экономический анализ и денежно-кредитная политика Исследования, количественный анализ и принятие решений Инвестиции, трейдинг и финансовые рынки Банковское дело, кредитование и кредитная индустрия Деловые финансы, личные финансы и принципы оценки

  • Курсы
+ Еще

Содержание

Что такое восприятие в переговорах?Что такое искажение восприятия?Что такое стереотипизация?Что такое эффекты ореола?Что такое избирательное восприятие?Что такое проекция?

Восприятие — это процесс, посредством которого люди соединяются со своим окружением, приписывая значение сообщениям и событиям. На этот процесс сильно влияет текущее состояние ума воспринимающего, его роль и понимание более ранних сообщений.

Вернуться к:  Переговоры и коммуникации
Индивидуальное восприятие во время переговоров

Что такое искажение восприятия?

Искажение восприятия — обычное явление на переговорах. Собственные потребности, желания, мотивация и личный опыт воспринимающего могут создать предрасположенность к другой стороне. Это может привести к предубеждениям и ошибкам в восприятии и последующем общении.

Что такое стереотипы?

Примером искажения восприятия является стереотипизация , которая возникает, когда один человек приписывает атрибуты другому исключительно на основании принадлежности другого к определенной социальной или демографической категории. Эта тенденция обычно проявляется во время конфликтов, связанных с ценностями, идеологиями и прямой конкуренцией за ресурсы.

Что такое эффекты ореола?

Другим важным искажением восприятия является эффекты ореола , которые возникают, когда люди обобщают множество атрибутов, основываясь на знании одного атрибута человека. Эта тенденция наиболее распространена, когда очень мало опыта общения с человеком в каком-то измерении, человек хорошо известен и когда его качества имеют сильное моральное значение.

Что такое избирательное восприятие?

Другая тенденция, известная как избирательное восприятие , возникает, когда воспринимающий выделяет определенную информацию, которая поддерживает или усиливает предшествующее убеждение, и отфильтровывает информацию, которая не подтверждает это убеждение. Избирательное восприятие тесно связано с смещение подтверждения .

Что такое проекция?

Еще одним искажением восприятия является проекция , которая возникает, когда люди приписывают другим характеристики или чувства, которыми обладают они сами.

Добавить комментарий