Методы изучения психики человека: Урок 2. Методы психологии

Содержание

методы психологии | методы изучения психики человека | методы изучения деятельности человека | net22.ru

Психология, как и любая другая наука, имеет свои особые методы исследования, выбор которых зависит от исходных позиций ее в понимании психики. Российская  психология при выборе методов изучения психики людей исходит из следующих принципов.

Принципы применяемые при выборе методов изучения психики человека

Принцип детерминизма

1.Принцип детерминизма, причинной обусловленности психической деятельности. В мире не существует беспричинных явлений. Это относится и к психике. Любой психический акт животного и человека имеет свою причину. Психическая деятельность людей детерминирована социальными условиями их жизни, особенностями их воспитания и деятельности. Научная психология не ограничивается простым описанием психических явлений, она обязательно ищет причины их возникновения. Метод самонаблюдения, который эмпирическая психология XIX в. считала основным, очень мало помог науке, так как он не позволял вскрыть объективные причины психической деятельности людей.

Принцип развития психики

2. Принцип развития психики. Психическая деятельность человека не может быть понятой до конца, если ее изучать статично, вне движения и развития. Так, нельзя понять поведение взрослого человека без учета истории его жизни. Невозможно объяснить и особенности психики людей, игнорируя предысторию человеческого сознания —• психику животных. Следует помнить, что научная психология понимает развитие не только в количественном, но и в качественном отношении. Так, психическая деятельность школьника качественно отлична от психической деятельности ребенка дошкольного возраста. Школьник не только больше знает и имеет больше умений и навыков, чем дошкольник, но его знания, умения, переживания, действия, взаимоотношения с людьми иные, чем у дошкольника. Общая психология, изучая психику главным образом взрослых людей, использует для доказательства ряда положений данные, добытые детской психологией, например данные о развитии у ребенка отдельных психических процессов — ощущений, восприятий и пр. Один из методов общей психологии — биографический — позволяет изучать личность человека в ее развитии.

Принцип ведущей роли деятельности в развитии психики

3.Принцип ведущей роли деятельности в развитии психики. Психика человека, будучи субъективным отражением объективного мира, развивается в процессе активного взаимодействия человека с другими людьми, в различных видах его деятельности, начиная с простейших игр маленького ребенка и кончая творческим трудом взрослого. Вне деятельности человека не может быть развития его психики — важнейшего компонента деятельности. Поэтому среди методов психологии должны быть такие методы, которые позволяют произвести всесторонний психологический анализ выполнения человеком разнообразных умственных и практических заданий, характерных для той или иной деятельности (игровой, учебной, трудовой, организаторской и пр.).

Принцип единства психической деятельности человека

4.Принцип единства психической деятельности человека. Психика человека, его субъективный мир — это единое, нераздельное целое, продукт системной деятельности мозга, в котором психолог лишь с целью исследования в известной мере искусственно выделяет различные психические процессы, состояния и свойства. Изучая отдельные проявления психики, сознания, исследователь обязан помнить о целом, о личности, видеть взаимные связи и зависимости между восприятием, мышлением, памятью, чувствами, интересами, установками человека и специально изучать их. Принцип единства сознания особенно важно соблюдать в лабораторном эксперименте, когда в силу особенностей этого метода психолог отвлекается от многих сторон личности изучаемого им человека, кроме одной, которую он исследует.

Принцип объективности в изучении психики

5. Принцип объективности в изучении психики. Важнейшее требование любой науки — объективность исследования, его точность. Это означает, что ученый не должен ничего привносить от себя в изучаемые явления, а исследовать их такими, какими они есть в действительности. Но можно ли объективно изучать субъективный мир человека? Можно ли узнать о мыслях, чувствах, желаниях других людей? Многие буржуазные психологи считают субъективный мир человека непознаваемым или познаваемым лишь в той мере, в какой о нем может судить сам субъект. Это мнение ложное. Психическая жизнь людей (и животных) так же познаваема, как и все явления действительности. О переживаниях человека, его мыслях и желаниях можно судить по его поступкам, содержанию и характеру его речи, результатам (продуктам) его деятельности, т. е. объективно. Современная психология пользуется несколькими методами объективного исследования психики человека; главными из них являются наблюдение и эксперимент.

Принцип конкретности исследования психики

6. Принцип конкретности исследования психики. Человек живет и развивается в конкретных условиях семьи, школы, производства. У него устанавливаются совершенно определенные взаимоотношения с людьми, что существенно влияет на поведение и психическое развитие этого человека. Так, ребенок в многодетной семье может быть старшим или младшим, и от этого часто зависят его взаимоотношения с родителями, братьями, сестрами, что влияет на развитие его потребностей, интересов, привычек, на понимание им своих обязанностей. То же и в школе. К данному ребенку учитель и товарищи могут относиться иначе, чем к другим детям, и это опять способствует или препятствует развитию определенных качеств его личности. Принцип конкретности требует от психолога выбора таких методов исследования, которые позволили бы ему изучать личность человека в конкретных, определенных условиях его жизни. Соблюдение этого принципа обязательно при изучении целостного поведения личности, например при составлении психолого-педагогической характеристики ученика.

Здесь вы можете прочесть О моделировании психической деятельности

Охарактеризуем основные методы современной научной психологии.

Наблюдение.

Это такой метод, при помощи которого психолог целенаправленно и планомерно воспринимает и фиксирует многообразные проявления психической деятельности изучаемых им людей и условий ее протекания. При наблюдении исследователь не вмешивается ни в естественный ход психической деятельности этих людей, ни в условия ее протекания. Например, психологу надо изучить особенности учебной работы пятиклассников. С этой целью он отбирает нескольких учеников и систематически посещает уроки, на которых незаметно наблюдает за вниманием, действиями и поступками этих учеников, подробно записывает их ответы на вопросы учителя, их собственные вопросы, выражения лиц, позы и т. п. Наблюдения в классе он дополняет наблюдениями за учебной работой учащихся в домашних условиях, затем собранные материалы анализирует, обобщает и делает на них определенные выводы. Пользуясь методом психологического наблюдения, можно довольно полно и объективно фиксировать внешние проявления психики человека в различных условиях его жизни и деятельности—в условиях труда, учения, игры и пр.

В зависимости от цели исследования наблюдение может быть сплошным и выборочным. При сплошном наблюдении исследователь фиксирует все проявления психики изучаемых им людей и по возможности в разнообразных условиях их жизни. Пользуясь сплошным наблюдением, можно, например, изучать возрастные психологические особенности младшего школьника, подростка, старшего школьника или же выявлять индивидуальные особенности личности определенных учеников и затем составлять на них психолого-педагогические характеристики. При выборочном наблюдении психолог фиксирует только те проявления психики, которые имеют прямое отношение к теме его исследования. Так, изучая внимание первоклассников, он записывает лишь факты, которые могут характеризовать внимание ребенка — его сосредоточенность, устойчивость и пр.

Психологические наблюдения должны отвечать нескольким требованиям. Прежде всего исследователь обязан подготовить себя к их проведению: изучить научную литературу по теме исследования, точно осознать задачу, которую он себе ставит, отобрать объекты наблюдения, составить план, разработать формы фиксации материала наблюдения (собственная запись, звукозапись, фотографирование, киносъемка и пр.). В процессе самого наблюдения исследователю нужно умело отбирать факты для фиксации в соответствии с целью исследования, но при этом быть вполне объективным и фиксировать не только то, что подтверждает его предположение, но и то, что, возможно, противоречит ему. По окончании наблюдений (а их должно быть много) исследователь обязан подвергнуть собранный материал тщательному психологическому анализу и сделать лишь те научные выводы, которые действительно из него вытекают.

Достоинство метода психологического наблюдения в практике научного исследования заключается в том, что с его помощью можно собрать богатый фактический материал непосредственно из жизни и деятельности личности. Однако возможности использования этого метода все же ограничены. Во-первых, используя метод наблюдения, психолог не может вмешиваться в естественный ход изучаемого психического явления, поэтому он не в состоянии изменить его, ускорить, замедлить, повторить нужное количество раз. Во-вторых, некоторые психические явления метут быть вызваны несколькими одновременно действующими причинами, и какая из них основная, при простом наблюдении не всегда удается выявить. Кроме того, в сложных условиях деятельности человека случайные обстоятельства могут маскировать истинные причины явления. В-третьих, фактические данные, собранные методом наблюдения, с трудом поддаются точной количественной обработке, и исследователю часто приходится ограничиваться только качественным анализом.

Эксперимент.

Указанных недостатков лишен другой основной метод психологии — эксперимент. Посредством эксперимента исследователь может вызвать изучаемое явление психики, создав для этого необходимые условия, может до предела упростить эти условия, заменить их другими, ускорить или замедлить протекание психического процесса, может несколько раз повторить изучаемый процесс и ввиду равенства экспериментальных условий подвергнуть собранный материал количественной обработке.

Существует два вида эксперимента — лабораторный и естественный. Лабораторный психологический эксперимент обычно проводится в специально созданных, лабораториях, оборудованных соответствующими техническими средствами. В нашей стране существует немало проблемных психологических лабораторий, оснащенных новейшими приборами, техническими экспериментальными установками, кибернетическими устройствами. Проблемные лаборатории имеются в Москве в Научно-исследовательском институте психологии — лаборатории по изучению различных видов ощущений, восприятия, памяти, мышления и речи, лаборатория по изучению типов высшей нервной деятельности и темперамента и др. Проблемные психологические лаборатории созданы в Ленинграде, Киеве, Казани, Тбилиси и других крупных городах страны.

Лабораторный эксперимент можно проводить и без психологической аппаратуры.

Метод лабораторного эксперимента имеет некоторые недостатки. Изучаемые лица (испытуемые) всегда знают, что над ними ставят какой-то опыт, цель которого им точно неизвестна. Этот факт может вызвать у испытуемых излишнее нервное напряжение. Сами условия лабораторного эксперимента необычны, искусственны. Наконец, посредством лабораторного эксперимента трудно изучать сложные, но жизненно важные явления психики человека — чувства, волю, интересы, характер и др.

Психологический лабораторный эксперимент значительно труднее эксперимента физического или физиологического. Дело в том, что объект эксперимента — испытуемый, независимо от желания экспериментатора, может регулировать свои реакции во время эксперимента: намеренно (а иногда и непроизвольно) убыстрять или замедлять их, т. е. вести себя несвойственным ему образом. На поведение испытуемого влияет физическое и психическое состояние его во время эксперимента (усталость, рассеянность, напряженность, степень заинтересованности в результатах эксперимента и пр.), а также отношение к экспериментатору, степень доверия к нему.

Естественный эксперимент в отличие от лабораторного ставится в привычных для испытуемого условиях — в детском саду, в классе во время урока, у станка и пр. Испытуемый не подозревает, что он является объектом исследования, и выполняет экспериментальные задания так же естественно, как и все другие задания. Когда исследователь ставит цель раскрыть некоторые закономерности психики учащихся в процессе обучения и воспитания, он проводит эксперимент непосредственно в школе, нередко выступая перед учащимися в качестве учителя. Такой вид естественного эксперимента называется психолого-педагогическим.

Успешность применения естественного эксперимента зависит от разработанности экспериментальных заданий, тщательности учета условий эксперимента, точности и полноты фиксирования хода его.

Метод беседы.

Он состоит в том, что некоторые явления психики исследователь изучает посредством анализа словесных реакций человека на специально сформулированные вопросы, вытекающие из цели исследования. Успех проведения беседы зависит от подготовленности к ней исследователя. Он заранее должен составить план беседы, продумать и точно сформулировать вопросы, не допуская вопросов, трудных для пони* мания, а также вопросов внушающего и сбивающего характера. Беседу следует вести спокойно, непринужденно, в тоне доброжелательного отношения к испытуемому, с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Все вопросы и ответы точно регистрируются, например при помощи магнитофона. Методом беседы изучают представления и понятия человека об окружающем мире, интересы и склонности, мотивы действий и поступков. Беседа нередко служит подсобным методом в соединении с наблюдением и экспериментом.

Метод анализа продуктов деятельности человека.

Суть этого метода состоит в том, что некоторые психические процессы и свойства личности изучаются опосредствованно, по материальным результатам (продуктам) деятельности человека. Вещи, созданные человеком, обязательно носят на себе отпечаток их творца. Объектами психологического анализа могут быть произведения писателя, картины художника, изобретения конструктора и пр. Особенно ценны черновые варианты, эскизы, чертежные наброски и другие незаконченные продукты творческой деятельности человека, по которым можно судить о самом процессе творчества. С этой же целью психологическому анализу подвергают дневники, письма, воспоминания изучаемых лиц. При изучении детей психолог анализирует продукты их детского творчества и учебной деятельности — рисунки, предметы лепки, аппликации, модели, письменные работы, чертежи. Даже беглое ознакомление с творческими и учебными работами учащихся дает некоторое представление об умениях и навыках этих детей, об их способностях и отношении к делу. Однако суждения, полученные на основе анализа продуктов деятельности человека, должны быть проверены другими методами исследования.

Биографический метод.

Пользуясь им, психолог изучает человека на основании данных истории его жизни. Так, узнав, что ученик в течение последних лет трижды переходил из школы в школу, можно предположить, что неуспеваемость его по математике объясняется частой сменой учителей. Биографический метод обычно используется в сочетании с другими методами исследования.

Анкетный метод

Анкетный метод — это психологическое исследование путем массового опроса. Анкета — лист с вопросами в количестве от 5 до 25, предлагаемыми для ответа людям определенной категории — учащимся, молодым рабочим, лицам какой-либо профессии и пр. По ответам на вопросы исследователь судит о тех или иных сторонах психики опрошенных лиц, например об их интересах, идеалах, стремлениях, суждениях о книгах, кинокартинах, событиях общественной жизни. Анкеты обычно не подписываются. Этот метод исследования хорош тем, что охватывает сразу большое количество людей, однако достоверность анкетных данных лишь вероятная: некоторые из опрошенных лиц дают неточные и неполные, а то и заведомо неверные ответы, другие оставляют вопросы без ответов. Анкета дает исследователю лишь предварительную ориентировку в материале.

Метод тестов.

Тесты — небольшие серии специально подобранных вопросов и заданий диагностического характера. Существуют, например, тесты для определения профессиональной пригодности человека (машиниста, диспетчера, летчика). Задания составлены так, что по выполнению их можно судить об уровне знаний, умений и навыков человека и о тех его личных качествах, которые необходимы для выполнения определенного вида работы. Метод тестов широко распространен на Западе, в частности для определения умственного развития школьников.

 

Понравилась статья? Подпишись на обновления!
Твитнуть

⇐ Задача психологии. Связь психологии с другими науками

О моделировании психической деятельности ⇒

§4. Методы изучения психической жизни человека. Психология. Учебник для средней школы.

§4. Методы изучения психической жизни человека. Психология. Учебник для средней школы.

ВикиЧтение

Психология. Учебник для средней школы.
Теплов Б. М.

Содержание

§4. Методы изучения психической жизни человека

Основными методами психологии являются наблюдение и эксперимент.

Важнейшей особенностью подлинно научной психологии является объективное изучение психики. «Неисчислимые выгоды и чрезвычайное могущество над собой получит человек,— говорил И. П. Павлов — когда естествоиспытатель другого человека подвергнет такому же внешнему анализу, как должен он это делать со всяким объектом природы, когда человеческий ум посмотрит на себя не изнутри, а снаружи».

Мы знаем уже, что психика неразрывно связана с деятельностью, что она проявляется в действиях, поступках человека. Поэтому наблюдения за действиями людей и анализ их высказываний, речевых реакций дают возможность судить об их душевной жизни.

Работа психолога не может, конечно, ограничиваться непосредственным наблюдением за теми людьми, с которыми он может лично общаться. Материалы прямого наблюдения дополняются изучением продуктов деятельности и таких документов, как дневники, письма, воспоминания.

Очень велико в психологии значение эксперимента.

При экспериментах исследователь не дожидается случайного наступления интересующих его психических процессов, а сам создаёт условия, чтобы вызвать эти процессы у испытуемых. (Испытуемыми называются лица, над которыми производится психологический эксперимент.) С помощью специальных приборов и методов создаётся возможность измерять некоторые стороны психических процессов, например скорость восприятия, точность и прочность памяти и т.

п. Повторяя при одинаковых условиях тот же эксперимент с разными людьми, можно установить индивидуальные особенности данного процесса у каждого из этих людей.

В эксперименте исследователь по собственному желанию меняет некоторые из условий, в которых протекает процесс, и наблюдает, к каким это приводит последствиям. Например, изменяя по очереди условия заучивания какого-нибудь материала (скажем, иностранных слов), можно выяснить, при каких из этих условий оно происходит быстрее, при каких бывает более прочным. Тем самым открывается возможность устанавливать причину явления и научиться им управлять.

Все психические процессы и свойства личности изучаются в процессе их становления, развития. При этом психологический анализ исходит из социальной обусловленности личности. Нельзя изучать психику человека, особенности его личности, не учитывая эпохи, в которой человек живёт, условий его жизни, его классовой принадлежности, его места в общественной жизни.

Научная психология стремится к раскрытию физиологической основы психических явлений. Наряду с изучением социальной обусловленности психики важнейшей задачей психологии является выяснение мозговых механизмов психики на основе учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности.

III. Благополучие человека сквозь призму его психической эволюции

III. Благополучие человека сквозь призму его психической эволюции Благополучие можно определить как существование человека в соответствии с его природой. Отталкиваясь от этой общей формулировки, мы задаемся вопросом: что в современных условиях существования есть

Глава VII. Экспериментальные модели и методы изучения информационного стресса

Глава VII. Экспериментальные модели и методы изучения информационного стресса 7.1. Методы моделирования информационного стресса Изучение проблемы информационного стресса в операторской деятельности, а также решение прикладных задач экспертизы и отбора кандидатов на

МЕТОДЫ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ

МЕТОДЫ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ То, что мышечная деятельность связана с эмоциональной сферой, замечено давно. В разговорной речи достаточно распространены выражения «окаменевшее лицо», «нервная дрожь». Так характеризуют напряжение мышц при отрицательных эмоциях.

§ 2. Стадии психической смерти человека

§ 2. Стадии психической смерти человека Если осознание неизбежности смерти вызывает глубокую фрустрацию даже у молодых и полных жизненных сил людей, то что же говорить о старых больных людях. Напомню, что под фрустрацией в современной психологии понимают такое

6. Методы изучения родительских позиций и мотивов семейного воспитания

6. Методы изучения родительских позиций и мотивов семейного воспитания В процессе работы с семьей психолога или социального педагога возникает необходимость выявить и проанализировать истинные мотивы, побуждающие родителей реализовывать тот или иной тип поведения по

Благополучие человека сквозь призму его психической эволюции

Благополучие человека сквозь призму его психической эволюции Благополучие можно определить как существование человека в соответствии с его природой.

Отталкиваясь от этой общей формулировки, мы задаемся вопросом: что в современных условиях существования есть

ЗИГМУНД ФРЕЙД — ВЫДАЮЩИЙСЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

ЗИГМУНД ФРЕЙД — ВЫДАЮЩИЙСЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Среди психологов XX века австрийскому доктору Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. Его главный труд «Толкование сновидений» увидел свет в 1900 г. С тех пор в психологии восходили, сменяя друг друга,

Глава 4. Методы изучения конфликта

Глава 4. Методы изучения конфликта В главе «Методы изучения конфликта» описываются основные подходы к исследованию конфликтов, приемы их изучения, попытки экспериментального исследования и методики изучения реальных конфликтов.· Экспериментальные исследования

17. Методы изучения мотивации и мотивов

17.  Методы изучения мотивации и мотивов Насколько важно знание людьми мотивов друг друга, особенно в совместной деятельности, много объяснять не надо. Приведу лишь один пример. Ю. Г. Мутафова (1970) показала, что информированность игроков спортивной команды о мотивах занятий

17.1. Методы изучения мотивировок и мотиваторов

17.1. Методы изучения мотивировок и мотиваторов Для изучения мотивировок и мотиваторов используются беседа, опрос, анкетирование. Устный или письменный опрос человека о причинах и целях его реального поступка или действия является наиболее коротким путем выявления

Глава 13. Методы изучения волевых качеств

Глава 13. Методы изучения волевых качеств 13.1. Что пытаются измерить В отношении того, какие конкретные волевые феномены измеряются с помощью разработанных методик, имеются различные мнения.

В. А. Иванников, например, считает, что измеряют волевое усилие, и сетует на то, что

13.3. Методы изучения волевых качеств

13.3. Методы изучения волевых качеств Изучение личностных качеств, в том числе и волевых, сводится к разработке методов получения L —, Q —, T — данных, где L (life record data) — это описание качеств по их «жизненным проявлениям», Q (questionnaire data) — данные, полученныеметодом опроса, Т

Методы изучения психотерапевтического взаимодействия

Методы изучения психотерапевтического взаимодействия Методы исследования психотерапевтического процесса в целом и – более узко – психотерапевтического взаимодействия можно классифицировать в соответствии со следующими категориями измерений: методы прямого –

7 методов изучения человеческого поведения

РЕКЛАМА:

Вот некоторые важные методы изучения человеческого поведения, сформулированные психологами: 1. Метод самоанализа 2. Метод наблюдения 3. Экспериментальный метод 4. Клинический метод/метод истории болезни 5. Метод обследования. 6. Генетический метод. 7. Метод тестирования.

1. Метод самоанализа :

Этот метод был введен Э. Б. Титченером. Этот метод также известен как метод самонаблюдения. Самоанализ означает «смотреть внутрь».

Невозможно понять внутренние чувства и переживания других людей. Но сам человек может наблюдать и сообщать.

Пример: Больной может сообщить о своих болях и других нарушениях лучше, чем медсестра. Он заглянет внутрь себя и объяснит, что он чувствует. Это поможет лучшему лечению. Хотя самоанализ является полезным методом, он также имеет некоторые недостатки.

Это:

(a) Мы не можем проверить отчеты наблюдателя, поэтому мы должны принять его отчет. Иногда, даже если он сообщает правильно, могут быть искажения

(б) Этот метод не может быть использован для исследования детей, животных и лиц, страдающих психическими расстройствами. Но это дешевый и простой способ.

2. Метод наблюдения :

Этот метод очень полезен в областях, где нельзя проводить эксперименты. В этом методе наблюдатель будет наблюдать и собирать данные. Пример: В больнице медсестра будет наблюдать за температурой, пульсом, АД, мимикой и т. д.

Этот метод очень полезен для изучения детей, психически больных, животных и пациентов без сознания. Время от времени наблюдатель обращается к естественным условиям, ситуациям и т. д., чтобы получить объективные данные.

Поскольку в естественной обстановке человек, за которым наблюдают, не будет осознавать, что за ним наблюдают, его поведение будет естественным/оригинальным. Следовательно, этот метод также известен как метод «натуралистического наблюдения» или «объективного наблюдения».

Это очень хороший и полезный метод. Но вот минусы:

(а) Есть вероятность субъективного сообщения, и могут закрасться предубеждения наблюдателя. Иногда для наблюдения за естественным поведением наблюдателю может потребоваться больше времени, энергии и денег.

3. Экспериментальный метод :

Это наиболее объективный способ изучения поведения. В этом методе эксперименты проводятся в лабораториях в контролируемых условиях. В экспериментах обычно изучается влияние независимой переменной на зависимую переменную.

Следовательно, будет две переменные, а именно: независимая и зависимая переменная. Будут некоторые другие переменные, которые не нужны экспериментатору, и их вмешательство может повлиять на результаты эксперимента.

Такие переменные должны контролироваться. Эти нежелательные переменные называются «посторонними» или «промежуточными» переменными. Эксперименты проводятся в контролируемых условиях, чтобы контролировать влияние этих посторонних переменных.

Примеры: Влияние музыки на уровень артериального давления можно изучить в лабораторных условиях. Здесь музыка является независимой переменной, а АД — зависимой переменной. Все остальные звуки, кроме музыки, являются посторонними переменными, которые необходимо контролировать, чтобы можно было оценить влияние только музыки. Точно так же можно изучать влияние различных лекарств, пищи и т. д.

Эксперименты также могут проводиться с использованием двух групп, называемых экспериментальной и контрольной. В таких экспериментах независимая переменная используется только в экспериментальной группе, а контрольная группа остается постоянной.

В противном случае эксперимент может быть проведен на одной и той же группе в двух условиях, а именно экспериментальных и контролируемых условиях.

Обычно в эксперименте используются следующие этапы:

a. Выявление проблемы

б. Формулировка гипотезы

c. Планирование эксперимента

d. Проверка гипотезы экспериментом

e. Анализ результатов

ф. Интерпретация результатов.

Преимущество этого метода в том, что результаты эксперимента можно проверить путем повторения того же эксперимента. Но у этого метода есть и некоторые недостатки.

Это:

(а) Проведение эксперимента требует больших затрат и времени;

(b) Еще одна особенность заключается в том, что эксперименты нельзя проводить вне лаборатории.

4. Клинический метод/метод истории болезни :

Этот метод очень часто используется в больницах, а также в образовательных учреждениях. В больницах при поступлении пациента медсестра может собрать подробную информацию о заболевании пациента. Информация включает в себя предыдущую историю болезни, уже проведенное лечение, изменения, если таковые имеются, — улучшение, текущее состояние, вероятные причины, признаки и симптомы и т. д. Эта информация может быть получена от пациента, его близких родственников, таких как родители, братья и сестры или другие, которые сопровождают его или от его друзей, соседей и т. д.

5. Метод опроса :

Используется для сбора информации от большого количества людей. Для сбора необходимой информации используются анкеты, чек-листы, рейтинговые шкалы, инвентаризации. Этот метод обычно используется для сбора информации о политических взглядах, предпочтениях клиентов и т. д. Его также можно использовать для получения информации, относящейся к медицинской профессии, например, осведомленности о болезнях и лечебных программах, недоедании, мнениях о потребностях в области здравоохранения, доступных медицинских учреждениях. и т. д.

6. Генетический метод :

Этот метод также называется методом развития. Большая часть нашего поведения является результатом предыдущего опыта. В некоторых случаях, когда нам нужно понять какое-то поведение, нам нужно также знать аспекты его развития. Например, чтобы понять поведение взрослых, нам нужно знать их развитие в детстве.

Это можно сделать двумя способами:

(а) Поперечное исследование, при котором одновременно исследуются дети разных возрастных групп,

(b) лонгитюдное исследование, в котором один и тот же человек будет изучаться на разных этапах жизни. Это более полезный метод для понимания поведения с точки зрения наследственных и средовых влияний.

7. Метод тестирования :

Психологи разрабатывают различные тесты для изучения различных аспектов поведения. Отношения, интересы, способности, интеллект, приспособления, личность и другие факторы, влияющие на поведение, можно изучить, проводя соответствующие тесты.

Главная ›› Научные методы

Можно ли научно изучать поведение человека?

Перейти к содержимому

Главная » Спросите у эксперта: можно ли научно изучить поведение человека?

Для нашей серии блогов Спросите эксперта мы спросили доцента Национального университета Пола Дженкинса, Можно ли человеческое поведение изучать научно ?

Доктор Дженкинс является соавтором Исследование для психотерапевта и семь опубликованных статей. Он более 30 лет работал в области клинической психологии по специальности судебная психология и психические заболевания. Дженкинс является региональным руководителем программы магистра искусств в области консультирования Национального университета Ранчо Кордова, проводя как онлайн, так и очные занятия.

Изучение человеческого поведения опирается на научный метод так же, как и в других областях исследований. Исследователи человеческого поведения выдвигают теории, а затем разрабатывают эксперименты для эмпирической проверки этих теорий.

«Научный метод является абсолютной основой того, как люди в академическом мире изучают человеческое поведение», — говорит Дженкинс, добавляя, что научные подходы могут принимать различные формы и могут исследовать многие аспекты человеческого поведения. «Мы изучаем человеческое поведение в различных областях социальных наук. Что мы обычно делаем, так это выбираем методы, практики, типы статистического анализа, различия в том, как мы сообщаем о наших результатах, и мы корректируем все это в зависимости от нашей специальности и того, какое человеческое поведение мы изучаем».

Краткая история поведенческой психологии человека

Дженкинс говорит, что наука о человеческом поведении возникла как реакция на работу Зигмунда Фрейда. В конце 19-го и начале 20-го века Фрейд работал с человеческим поведением по-своему, сосредотачиваясь на бессознательной мотивации. Точка зрения Фрейда заключалась в том, что наше возможное поведение было лишь знаком бессознательных мотивов, движущих им. В ответ на это академическая психология в начале 20 века разработала то, что мы называем бихевиоризмом.

«Эти люди сказали: «Вся эта психоаналитическая, теоретическая чепуха — просто куча чепухи», — говорит Дженкинс. «Они считали, что мы должны смотреть, если мы серьезные ученые, на то, что мы можем измерить и на самом деле доказать, что это правда. Итак, что мы можем академически, научно доказать? Мы можем наблюдать за поведением и можем контролировать некоторые основные факторы, определяющие это поведение. Например, использование награды или наказания. Они упростили все это, чтобы сделать его объективным, эмпирическим, научным. И это распространилось на лечение, потому что люди научились не только понимать поведение, но и на самом деле формировать поведение, на самом деле изменять поведение».

Далее Дженкинс говорит, что некоторые попытки применить результаты исследований вызвали негативную реакцию академических кругов. «Одним из первых успешных практических применений психологии в начале 20-го века было то, что крупный бизнес сказал: «Эй, есть новая научная область о том, как контролировать поведение людей». и сообщения, которые были бы наиболее эффективными для того, чтобы заставить людей покупать продукты». Для многих исследователей это было этически проблематичным.

«В этой области стало своего рода внутренним явлением задаваться вопросом, должны ли мы действительно выйти из академических кругов и использовать эту информацию в реальном мире», — говорит он. «Я думаю, что сегодня битва затихла, потому что 99 процентов прикладного использования информации предназначено для добрых дел, а не для зарабатывания денег».

Являются ли исследования поведения человека и бихевиоризм синонимами?

«На одном уровне — да», — говорит Дженкинс. «Если вы сосредоточены именно на самом поведении, отдельно от лежащих в его основе когнитивных или эмоциональных факторов, тогда бихевиоризм является корнем этого. С другой стороны, если вы рассматриваете термин «человеческое поведение» в более широком смысле, вам действительно нужно принимать во внимание другие факторы: глубинные мотивы, когнитивные факторы, эмоциональные факторы. Так что, как правило, если вы разговариваете с психологом и говорите: «Эй, я смотрю на человеческое поведение», большинство из них, вероятно, автоматически думают о ряде различных факторов, которые приводят к тому или иному конкретному поведению. Теперь, если вы разговариваете с кем-то, кто занимается собственно бихевиоризмом, он может сказать: «А, вы говорите о наградах и наказаниях». Так что думайте о бихевиоризме как о узком направлении в области психологии».

Измерение нематериальных активов

Человеческое поведение можно изучать с научной точки зрения, но методы для этого различаются в зависимости от того, исследуете ли вы поведение или его причины и причины. Но даже если ответ на наш первоначальный вопрос: «Можно ли человеческое поведение изучать с научной точки зрения» положительный, это не означает, что его можно легко изучить.

«Поведение — это часть психологии, которую легче всего применить и изучить с научной точки зрения, но лежащие в ее основе познание и эмоции очень сложны», — объясняет Дженкинс. «Я не думаю, что невозможно найти творческие, творческие способы измерения этих понятий, это просто сложно, и это большой вызов для людей, заинтересованных в исследованиях человеческого поведения».

Многие открытия в бихевиоризме были сделаны при изучении других животных, таких как крысы, и было бы несправедливо задаться вопросом, как наблюдение за нечеловеческим поведением может пролить свет на человеческое поведение. По словам Дженкинса, можно фактически предположить, что самые основные реакции млекопитающих являются общими для всех видов. Но обнаружение невидимых мотивов, стоящих за наблюдаемым поведением, заставляет исследователей разрабатывать очень сложные тесты, часто анкеты, которые проводятся большому количеству людей в течение длительных периодов времени.

Многие из нас знакомы с личностными тестами, которые распределяют нас по категориям. Мыслители и чувствующие, экспрессивные и техничные, поддерживающие и контролирующие. Мы можем взять их онлайн или попросить взять их на работу. Эти тесты могут иметь некоторую ценность, помогая нам задуматься о наших собственных стилях мышления, но Дженкинс избегает какого-либо общего одобрения этих инструментов. «Многие специалисты в области психологии не в восторге от таких тестов, потому что мы сомневаемся в том, сколько исследований было проведено при их разработке. Действительно хорошие тесты по психологии проходят через годы разработки, исследований и тонкой настройки».

Еще более сложной задачей для разработчика тестов, добавляет Дженкинс, является помнить, что прохождение теста само по себе является поведением. Это означает, что тесты должны учитывать отношение испытуемых во время прохождения теста. «Когда мы говорим о тестах, мы говорим о чем-то, о чем сообщают сами. Где кто-то садится и отвечает на вопросы. Это не прямая мера основной динамики, это чей-то самоотчет об основной динамике». Это означает, что некоторые люди могут отвечать на вопросы, основываясь на том, как они хотят, чтобы их воспринимали, а не на том, каковы они на самом деле. По словам Дженкинса, чтобы объяснить неточные самоотчеты, исследователи будут посыпать тесты вопросами, на которые, если ответить определенным образом, возникнут сомнения в надежности других ответов.

Одно из самых сложных препятствий для исследователей, наблюдающих за человеческим поведением, состоит в том, как поступить с реальностью, когда испытуемые-люди всегда осознают, что их изучают, и могут изменять свое поведение — намеренно или бессознательно — в ответ.

Что такое интеллект и как мы можем разумно его использовать?

Дженкинс приводит интеллект как пример особенно досадного явления, которое нужно попытаться измерить количественно. «Во-первых, я должен предположить, что существует нечто, называемое интеллектом. Затем, если у меня есть какое-то представление о том, что я думаю о нем — каков его состав — я должен сделать следующий шаг и подумать: «Как мне его измерить?» Это то, что мы называем операционализацией: взять понятие и преобразовать его. во что-то, что можно измерить. Поэтому мы разрабатываем эти бумажные и карандашные тесты, которые люди проходят, и мы надеемся, что они затрагивают эту основную концепцию. Но о каждом из этих факторов ведутся огромные споры и споры: о том, что представляет собой интеллект, и о достоверности бумажно-карандашных тестов».

Тестирование IQ также связано с другим явлением, наблюдаемым в психологии, которое называется прайминг. Когда людям даются определенные предложения перед тестированием, результаты их тестов, скорее всего, будут отражать эти предложения. Дженкинс указывает на исследования, показывающие, что если испытуемым заранее сказать, что они вряд ли наберут высокие баллы, они на самом деле получат более низкие баллы, чем люди, которым этого не сказали. Кажется, это гораздо меньше говорит нам о трудно определяемом понятии интеллекта — Дженкинс называет его «грубой лошадиной силой мозга» — и гораздо больше о связи между интеллектом и отношением. Если показатели интеллекта различаются в зависимости от установки, заложенной в головах испытуемых, то интеллект может быть не неким неизменным качеством, а атрибутом, который следует развивать.

Дженкинс поднимает еще один интересный момент, а именно то, что показатели IQ неуклонно росли в течение последних нескольких поколений, и никто не знает, почему. «Об этом было много дискуссий, и появилось несколько идей. Во-первых, мы в некотором смысле становимся умнее, потому что все больше людей получают хорошее образование. Но это противоречит одному из предположений тестирования интеллекта, которое заключается в том, что это мера некоторого врожденного качества мозга, которое нельзя улучшить с помощью образования».

Каким бы ни было объяснение наших коллективных успехов в повышении IQ, преподаватели могут поощрять отношение и поведение, которые приводят к положительным результатам в школьной успеваемости. «Мы обнаружили, что наиболее эффективно давать ученикам отзывы не о том, насколько они умны, а о том, насколько усердно они работают. Если кто-то хорошо справляется с заданием, мы советуем учителям не говорить: «О, посмотрите, какой вы умный», а скорее: «Посмотрите, как усердно вы работали над этим». Вы хотите поощрять усилия».

Обратная сторона жестких данных

Поскольку эксперименты с человеческим поведением так сложно планировать, Дженкинс предупреждает, что стремление к измеримости может привести к тому, что исследовательские усилия могут пойти по менее строгому пути. Исследование может показать конкретные результаты, но это не обязательно означает, что результаты значимы. Дженкинс приводит пример исследования, проведенного на крысах, которых голодали в течение нескольких дней, а затем предлагали пищу на другой стороне электрифицированного пола. Исследование могло бы элегантно произвести наборы данных, сравнивающие уровни напряжения, которые крысы были готовы терпеть, в зависимости от количества дней голодания. Но, как отмечает Дженкинс, «кого это волнует? Очевидно, что если вы голодаете, у вас будет больше мотивации добыть еду. Это настолько элементарно, почему вы утруждаете себя изучением этого? Что ж, мы утруждаем себя его изучением, потому что можем его измерить. Это становится искажением в области исследований».

Будущие рубежи

Это не значит, что начинающие исследователи должны планировать свою карьеру в борьбе с грызунами. Как и в других областях научных исследований, технологии предоставляют сложные методы, позволяющие заглянуть внутрь человеческого поведения.

Дженкинс указывает на фМРТ (функциональную магнитно-резонансную томографию) как на потенциально преобразующий инструмент для локализации: определения части мозга, которая работает, когда она инициирует действия. Ограничение, конечно, состоит в том, что люди должны быть заключены в гигантские и непомерно дорогие машины. Это ограничивает как виды задач, которые могут выполнять испытуемые, так и количество лабораторий, которые могут позволить себе наблюдать за тем, как они это делают.

Но Дженкинс надеется, что технический прогресс сделает фМРТ более доступным и портативным. «Вот так все и происходит, и нам придется дойти до того, что вы просто будете носить маленький шлем или что-то в этом роде». Но даже это было бы неоптимальным инструментом исследования, размышляет он, потому что «человек все еще осознает, что его измеряют, и это меняет то, что он делает». Дженкинс предвидит будущее исследований человеческого поведения, в котором человека можно будет оснастить небольшим устройством, которое можно будет носить долгое время и забыть о нем. Это позволит собирать данные, охватывающие широкий спектр повседневной человеческой деятельности, и не будет зависеть от осведомленности испытуемого о тесте.

Бесконечные вопросы

Дженкинс уверяет, что всегда найдется место для людей, которые хотят изучать человеческое поведение с научной точки зрения. По сути: чем больше мы знаем, тем больше мы знаем, что мы не знаем. «Что происходит, так это то, что каждый раз, когда вы проводите исследование и что-то изучаете, возникает все больше вопросов, на которые нужно ответить», — смеется Дженкинс.

Он также отмечает, что с момента своего появления в 19 веке области психологии и изучения поведения расширились в геометрической прогрессии, создавая специальности, удовлетворяющие практически любым интересам. «На рубеже 20-го века было от полудюжины до дюжины профессиональных журналов, — говорит он. «Сегодня существуют сотни и сотни профессиональных журналов по каждой специальности, которую вы только можете себе представить. Психология распространила свои щупальца практически во все области человеческого функционирования».

Но Дженкинс уверяет потенциальных ученых, что им не нужно беспокоиться о том, что бурный рост подполей чрезмерно разделил академические круги. Скорее, он говорит, что сегодня наблюдается беспрецедентное количество междисциплинарного и многонационального сотрудничества в области психологии и всех социальных наук.

Степень практического применения человеческого поведения

Разгадка тайн разума — не единственный интересный вариант для тех, кто получил диплом по человеческому поведению или психологии.

Существует бесчисленное множество областей, в которых можно эффективно использовать степень человеческого поведения. Одна из возможностей заключается в прикладном поведенческом анализе (ABA), который основан на науке бихевиоризма. Этот раздел науки о поведении человека имеет процесс сертификации для терапевтов, которые хотят использовать его в своей практике. Он известен в основном тем, что широко используется для помощи людям с аутизмом, но он используется и во многих других целях, включая помощь людям в лечении черепно-мозговых травм и деменции.

Основные принципы бихевиоризма также хорошо интегрированы в сферу образования. «Учителей, безусловно, учат вводным принципам бихевиоризма, в основном через призму управления классом», — говорит Дженкинс. «В школах, особенно в школах с детьми с проблемами поведения, у вас обычно есть такая система управления поведением. У них может быть что-то вроде классного магазина, где, если ученик демонстрирует положительное поведение, он получает баллы, которые можно обменять на настоящие вещи, такие как карандаши или маленькие игрушки».

Науки о поведении человека также используются в исправительной системе, чтобы помочь уменьшить рецидивизм и оценить, когда заключенные готовы к условно-досрочному освобождению.

Знания о человеческом поведении также можно использовать для того, чтобы убедить людей действовать таким образом, чтобы улучшить благосостояние, будь то их собственное, их сообщества или планеты. Примеры могут включать в себя поощрение людей пристегиваться ремнями безопасности, питаться здоровой пищей и бросить курить, заниматься волонтерством или делать пожертвования на благотворительность, перерабатывать и водить экономичные автомобили. Политические кампании и лоббисты могут использовать человеческое поведение аналогичным образом.

Рабочее место — еще один этап, на котором знания о человеческом поведении играют главную роль. Менеджеры и руководители могут способствовать сплочению команды и повышать производительность и мотивацию персонала, умело применяя принципы исследования человеческого поведения. (Магистр искусств в области психологии поведения человека Национального университета уделяет особое внимание этой цели.)

Те, кто больше заинтересован в открытии, чем в применении принципов человеческого поведения, могут продолжить карьеру в области исследований и пополнить постоянно растущую базу знаний в этой области.

Что можно сделать со степенью по человеческому поведению

На вопрос, кто изучает человеческое поведение, Дженкинс решительно отвечает: «Мы все это изучаем!» Действительно, частью человеческого бытия является отражение нашего поведения и взаимодействие с другими способами, которые, как мы надеемся, принесут желаемые результаты. Но если вас привлекают виды карьеры, которые выигрывают от всестороннего понимания исследований человеческого поведения, таких как организационный менеджмент и администрирование, то получение степени по человеческому поведению может помочь вам выделиться среди конкурентов.

Магистр гуманитарных наук в области психологии поведения Национального университета предназначен для подготовки студентов к лидерству в организациях, вооружая их знанием тем человеческого поведения, включая теорию общения и этику. Программа также способствует личному и профессиональному росту студентов и закладывает основу для тех, кто хочет продолжить докторскую и исследовательскую работу.

Дженкинс рекомендует Национальную программу за упор на исследовательскую практику. «Профессор, который руководит программой, доктор Чарльз Татум, является мастером-исследователем, и он проделывает фантастическую работу, обучая студентов основам того, как мы изучаем этот материал». Сообщение в блоге доктора Татума под названием «Предсказуемо ли поведение человека?» является отличным источником, чтобы начать изучать поведение человека.

Курсы магистра гуманитарных наук в области психологии поведения человека в Национальном университете доступны очно, а также онлайн, чтобы удовлетворить потребности студентов с работой, семьей или другими обязанностями. Занятия проводятся по одному в течение четырех недель каждое, что позволяет полностью погрузиться в каждую тему и быстро закончить обучение. Программа может быть завершена в течение полутора лет.

Назад ко всему блогу

Узнайте больше о нашем университете и стипендиях

Подпишитесь на нашу рассылку!

Последние ресурсы

Ваша страсть.

Наши программы.

Выберите направление обучения

Преподавание и образование Бизнес-маркетинг Здравоохранение и уход Социальные науки и психология Инженерная технология Уголовное правосудие и право Искусство и гуманитарные науки Наука и математика

Ваша страсть. Наши программы.

Выберите уровень образования

Просмотр программ

Поиск по сайту

Модальное окно с поиском по сайту и полезными ссылками

Сроки и условия

Отправляя вашу информацию Национальному университету в качестве моей электронной подписи и отправляя эту форму, нажав кнопку «Запросить информацию» выше, я даю свое явно выраженное письменное согласие представителям Национального университета и филиалам Национальной университетской системы (Городской университет Сиэтла). и Northcentral University), чтобы связаться со мной по поводу образовательных возможностей, а также для отправки телефонных звонков и/или SMS/текстовых сообщений – с использованием автоматизированных технологий, включая систему автоматического набора номера и предварительно записанные и искусственные голосовые сообщения – на телефонные номера (включая сотовые) и адрес(а) электронной почты, которые я предоставил.

Добавить комментарий