Как провести социометрию: Социометрия для школьников (образец)

Содержание

Провести социометрию.

Социометрия коллектива. Социометрия — (от лат. societas — общество и греч. metreo — измеряю) разработанная Якобом Морено теория исследования межличностных отношений в малых группах. Метод позволяет оценить и измерить межличностные и межгрупповые отношения и эмоциональные связи в группе с целью дальнейшего их совершенствования. Может использоваться для изучения и коррекции психологического климата в коллективе, хотя и не является панацеей при решении внутригрупповых проблем.

Целью проведения социометрического исследования является:

Измерение степени сплоченности (разобщенности) в группе.

Выявление социометрических позиций членов группы (от «лидера» до «аутсайдера»).

Выявление внутренних малых группировок в группе.

При проведении социометрического исследования используются различные процедуры:

Представляю вниманию коллег-эйчаров пример социометрического исследования, в котором консультант отошел от эталона процедуры, творчески модифицировав систему проведения опроса и упростив процесс обработки результатов.

Исследование проводили в одном из отделов (диспетчерском центре) ОАО «ХХХ», сфера деятельности которого — продажа и сервисное обслуживание торгового оборудования. В силу специфики компании работа отдела очень важна и ответственна. В нем работают девять человек: начальник отдела и рядовые диспетчеры (семь девушек и два парня в возрасте от 22 до 27 лет). Эти люди трудятся вместе лишь около полугода (кроме трех человек, из которых двое работают около трех лет и один — полтора года).

Начальник отдела — Татьяна (23 года, в компании около трех лет), ценный сотрудник, отлично знающий специфику работы подразделения. Татьяна является работником компании с момента ее основания. Сначала она занимала должность рядового диспетчера, но, проявив себя ответственным сотрудником, через год получила назначение на должность руководителя диспетчерского центра.

К сожалению, в силу молодости и некоторой эмоциональной незрелости начальник диспетчерского центра не обладала необходимыми управленческими качествами. Она сверхлояльна к руководству, но в отношениях с подчиненными авторитарна, а с сотрудниками других подразделений, стоящих ниже ее на иерархической лестнице, ведет себя высокомерно. Субъективным, предвзятым отношением к людям, неумением разбираться в сложных ситуациях межличностного общения Татьяна настроила подчиненных против себя. При этом у руководителей компании она числится на отличном счету, поскольку подчеркнуто лояльна к вышестоящим.

В частных разговорах диспетчеры и сотрудники других отделов неоднократно негативно оценивали стиль руководства и манеру общения начальника, жаловались на ее предвзятость. Они не желали выполнять «самодурные» требования, угрожали уволиться. Кроме того, нарастала разобщенность в коллективе, отдельные его члены (особенно мужчины) «выпадали» из общего круга общения.

Ухудшение ситуации требовало немедленного вмешательства со стороны руководства: снижение эффективности работы отдела могло негативно сказаться на продуктивности работы компании в целом. Топ-менеджер принял решение провести исследование, которое помогло бы скорректировать отношения между руководителем и подчиненными, выявить и устранить (или смягчить) разногласия в коллективе.

При планировании социометрического исследования были намечены следующие цели:

Определить социометрическую позицию начальника отдела — является ли она неформальным «лидером».

Определить социометрические позиции, занимаемые остальными сотрудниками отдела, выявить «аутсайдеров».

Наметить шаги по коррекции существующей ситуации.

Следует сказать, что рабочие места всех сотрудников офиса (35 человек) расположены в одном помещении. В качестве консультанта выступал штатный HR-менеджер, рабочее место которого находится рядом с исследуемым отделом. Именно он вовремя заметил начало и эскалацию конфликта. Исследование проводилось по «облегченному» сценарию.

Процедура проведения.

Чтобы получить беспристрастную оценку существующей ситуации, сотрудникам диспетчерского центра сообщили, что в их подразделении будет проведена диагностика психологического климата, причем о результатах им обязательно расскажут. Сначала большинство членов коллектива восприняли эту идею скептически. Но по итогам исследования были приняты меры для решения проблемы, ситуация в отделе улучшилась, поэтому работу эйчара они оценили в целом положительно.

Сотрудников отдела собрали за круглым столом в комнате переговоров (места было достаточно, чтобы обеспечить конфиденциальность при заполнении анкет). Консультант прочитал участникам инструкцию и раздал необходимые материалы.

Материалы: по одному карандашу и чистому листу бумаги формата А4, а также по четыре маркера (красного, синего, зеленого и черного цвета) на каждого тестируемого.

Инструкция: «Представьте себе, что все вы перенеслись в средневековье и оказались во дворце великого королевства, которое сейчас находится в упадке. Ваша миссия — вернуть ему былую славу и мощь. Для этого вы должны за короткое время научиться правильно им управлять. На начальном этапе следует выбрать из Вашей группы четырех человек, которые займут следующие позиции:

Король. Глава королевства — опора и поддержка для всех подданных. Это умный, справедливый, надежный, сильный, уверенный в себе человек. Он может адекватно оценить сложившуюся ситуацию и разрешить проблему, учитывая при этом интересы всех сторон, а также урегулировать конфликт или предотвратить его. Это центральная фигура в королевстве, наделенная неоспоримой властью.

Канцлер. Советник Короля по важным вопросам, обладающий существенной, но незримой для окружающих властью. Это умный, хитрый, смелый, решительный, предприимчивый человек. Он умеет настоять на своем, отлично разбирается в вопросах управления и постоянно генерирует новые идеи. Имеет значительное влияние на Короля.

Шут. Человек веселый и жизнерадостный, затейник и организатор различных увеселительных мероприятий. Он помогает остальным членам команды не пасть духом в сложных ситуациях, если необходимо — дает советы. Этот человек всегда полон оптимизма, никогда не унывает; с ним легко общаться, жизнь без него в королевстве была бы скучной и монотонной.

Паж. Вносит существенный вклад в общее дело, но при этом предпочитает всегда оставаться в тени. Он не пытается завязать более тесные отношения с остальными членами двора Короля, держится отстраненно, из-за чего не пользуется особенным расположением окружающих. Паж охотно выполняет многочисленные мелкие поручения руководства.

На каждую предложенную роль Вам необходимо выбрать одного из членов Вашей группы, который максимально точно соответствует описанию роли, и был бы эффективен на этой позиции. На каждую роль нужно назначить только одного человека, при этом одного и того же человека можно выбрать на несколько ролей. Например, Вы можете выбрать одного коллегу на роль Канцлера, и его же — на роль Короля.

Нарисуйте карандашом в центре листа бумаги круг, напишите в нем «Я» (или свое имя). Вокруг нарисуйте еще восемь кругов, в каждый из которых впишите имя одного из сотрудников Вашего отдела. Свой выбор обозначьте на листе: соедините стрелкой центральный (свой) круг с кругом, в котором вписано имя выбранного Вами человека. При этом используйте маркеры разных цветов: Король — красный цвет, Канцлер — синий, Шут — зеленый; Паж — черный. Использование разных цветов для каждой роли облегчит Вам выполнение задания. Сейчас Вам будут повторно зачитаны описания каждой роли. Прослушайте их и сделайте свой выбор. Вся процедура заняла около 20 минут. После окончания работы консультант собрал листы бумаги с рисунками (пример выполнения задания приведен в приложении) и объявил сотрудникам, что о результатах исследования расскажет через неделю.

. Общее количество выборов, полученных каждым сотрудником

Испытуемые

Король

Канцлер

Шут

Паж

Всего

Иванова А.

Т.

***

******

3

Кирий Р.Д.

**

*

***

9

Светкач Е.Д.

9

Липина Л.Г.

*

*

2

Флагманов В.С.

*

1

Дурова С. Я.

********

8

Лебедев А.С.

**

2

Штукин П.Л.

*****

5

Ферман Я.И.

***

3

Рекомендации по повышению эффективности группы

1. В области планирования и управления социальным развитием трудовых коллективов:

  • анализ уровня социального развития трудовых коллективов, подготовка предложений к проектам программ социального развития коллективов;

  • изучение социальных аспектов научно-технического прогресса, разработка мероприятий по преодолению социальной неоднородности труда, социально-психологическому обеспечению внедрения новой технологии и техники, сокращению тяжелого, монотонного и малоквалифицированного ручного труда;

  • проведение социологических и социально-психологических исследований, анализ и прогнозирование развития социальных процессов, подготовка предложений по учету социально-психологических факторов в организации производства и быта;

  • пропаганда социологических и психологических знаний;

  • участие в организации и проведении экспериментов, разработке предложений по социально-психологическим аспектам совершенствования хозяйственного механизма;

  • участие в экспертизе проектов строительства и реконструкции объектов производственного и непроизводственного назначения в части обеспечения учета в них социальных требований и нормативов.

2. В области совершенствования социальной структуры и стабилизации трудовых коллективов:

  • прогнозирование социальных процессов в связи с намеченными программами технического перевооружения производства, анализ изменений и разработка предложений по совершенствованию социальной структуры кадров;

  • изучение причин текучести кадров, разработка мер по закреплению кадров и стабилизации трудовых коллективов.

3. В области внедрения прогрессивных форм организации труда:

  • разработка и внедрение мероприятий по повышению удовлетворенности трудом. Обеспечению престижности профессий, усилению творческого характера труда;

  • проведение аттестации и рационализации рабочих мест соответствии с социальными требованиями;

  • подготовка мероприятий по оздоровлению и созданию безопасных и благоприятных условий и повышению культуры труда, улучшению труда и производственного быта женщин;

  • разработка предложений по повышению качества нормирования труда.

4. В области развития трудовой и социальной активности работников:

  • разработка и внедрение мероприятий по повышению социальной роли личности, созданию благоприятного социально-психологического климата в трудовых коллективах;

  • проведение социологических консультаций для трудящихся по производственным и бытовым вопросам.

  • 5. В области социального обслуживания:

  • разработка предложений по совершенствованию и развитию социальной инфраструктуры и созданию условий для удовлетворения социально-культурных и бытовых потребностей работников;

  • анализ организации досуга и разработка предложений по улучшению использования свободного времени, обеспечению более благоприятных условий отдыха работников и членов их семей, ветеранов труда и пенсионеров.

Метод социометрии в деятельности психолога

    Федеральное агентство по образованию

    ГУ  ВПО Волжский государственный инженерно  – педагогический университет

    Кафедра психологии 
 
 

    Курсовая  работа

    По  дисциплине: Психология управления

    Тема: Метод социометрии в деятельности психолога.  
 
 

    Выполнил:

    студент гр. ПС-07

    Бельская  А.В.

    Научный руководитель:

    Кочнева Е. М. 
 

    г. Нижний Новгород

    2011 г.

 

    

    Содержание

    Введение .…………………………………….………………..……….……3

    Глава 1. Теоретические основы изучения метода социометрии …………6

    1. История возникновения и развития социометрии ….…..….…….6
    2. Границы применимости и перспективы развития социометрических методов …………………………………………………………..13
    3. Этапы и фазы проведения социометрического исследования………………………………………………..……………………18

    Глава 2.  Экспериментальное изучение межличностных отношений с помощью метода социометрии

    2. 1.  Организация проведения исследования ….…………………26

    2.2. Анализ полученных результатов  исследования………..……………

    2.3. Коррекционная программа

    Заключение……………………………………………….…………………

    Список  литературы………..…………………………………………………

    Приложение

 

    

Введение.

    Социометрия одна из часто используемых психодиагностических процедур в социально-психологическом  анализе групповых отношений. Со времени своего создания этот метод  пользуется  успехом у специалистов, и получает свое развитие в различных процедурах обсчета данных и интерпретации полученных результатов. Социометрические методы предоставляют широкие возможности изучения структуры межличностных отношений в группе, их использование в сочетании с другими методами психодиагностики позволяет получать важную информацию о динамике развития отношений в группе. Социометрический подход используется также и для изучения личности, ее возможного влияния на других членов группы. Метод социометрии применяется  в научных, а так же в прикладных исследованиях. Практикующие психологи используют ее для изучения психологического климата коллектива,  для определения эффективности групповой тренинговой работы, для диагностики наблюдательности, с целью правильного распределения по командам, бригадам и так далее.

    Являясь простым в проведении, этот метод  требует тщательной подготовки и  специальных знаний, поэтому его  освоению отводится особое место  в процессе обучения на психологическом  факультете. Социометрия является не единственным, но важным средством для осуществления этого процесса. Несмотря на множество вариантов использования социометрии, для всех них общим остается одно — сущность метода, который можно определить следующим образом: социометрия — метод, направленный на выявление структуры межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы.

    Традиционно фиксация отношений происходит во время  социометрического опроса, однако существуют и другие формы социометрического  исследования. Знакомство с аутосоциометрическим вариантом изучения внутригрупповых отношений позволяет углубить знание и понимание явлений межличностного познания в коллективе. Различные способы проведения социометрии делают ее более доступной в применении, начиная с групп детского сада. В данном пособии подробно описаны способы обработки получаемых данных, однако мы уверены, что окончательное освоение метода возможно только в процессе самостоятельного его использования и обсуждения результатов со специалистом.

    В 30-е годы нашего столетия Дж. Морено предложил термин «социометрия», а также разработал особую социопсихологическую теорию, согласно которой изменение психологических отношений в малой группе является якобы главным условием изменений во всей социальной системе.

    Данный  подход правомерно подвергался критике за свой утопизм (Л. Десев,  В.А.Ядов). В то же время социометрия в качестве системы прикладных методов для изучения отношений в группах нашла широкое применение среди зарубежных и отечественных ученых. Внедрение этого метода в исследования связано с именами Е.С.Кузьмина, Я.Л. Коломинского, В.А. Ядова, В.И.Паниотто и др.

    Объект  исследования – социометрия как метод изучения отношений у младших школьников.

    Предмет исследования — особенности метода социометрии как способа 

изучения отношений (выявление «социометрических позиций», т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии — антипатии).

    Цель: теоретическое обоснование и  экспериментальная демонстрация социометрии  как метода изучения отношений в  группе.

    Гипотеза: чем выше статус ребенка в группе, тем более высокий  уровень  самооценки выявляется в процессе экспериментов (дети с низким статусным положением имеют более низкую самооценку, чем дети,

    имеющие высокий статус).

         Задачи:

    1) Проанализировать литературные источники по данной проблеме;

    2) Подготовить и провести необходимые исследования, позволяющие подтвердить или опровергнуть гипотезу.

    3) Обработать результаты и сделать соответствующие выводы

    4) Ознакомить работников школьного учреждения с полученными результатами,  а также дать необходимые рекомендации. 

      Методы исследования:

       Для проведения диагностики межличностных  отношений  в  группе  подростков  была использована методика выявления  социометрического  статуса   личности  и структуры межличностных  связей в группе (Социометрическое исследование (по Коломинскому Я.Л.)).

    Для оценки состояние психологической атмосферы в классе была использована методика оценки психологического климата в группе (А. Ф. Фидлер)

    Для комплексной оценки уровня развития в группе отношений, характерных для коллектива была проведена социально-психологическая самоаттестация группы. (Немов Р. С.)

    Новизна работы состоит в том, что социометрия  рассматривается как единство теоретического направления в социологии и социальной психологии и прикладного направления, которое включает изучение, совершенствование и использование соответствующего инструментария для решения прикладных задач.

    Теоретическая значимость работы обусловлена расширением  представлений о социометрии  как единстве теоретического и прикладного направления в психологии.

    Любой специалист, применяющий этот метод, в первую очередь должен понимать его назначение, сильные  и слабые  стороны. 


    Глава 1. Теоретические  основы изучения метода социомтрии.

    1. История возникновения и  развития социометрии.

    Возникновение и развитие социометрии (как теоретической  системы и как системы практических методов) самым теснейшим образом  связаны с жизнью и творчеством  получившего широкую известность  в наше время социолога, психиатра  и социального психолога Джекоба Л. Морено, который по праву считается ее основателем.

    Социометрия, по мнению Морено, «последнее слово» современной социальной мысли и  является «подлинно американским движением». При всех ограничениях, присущих подходу  Морено к социометрии, ее роли и месте в системе социальных наук, его понимание социометрии оказало огромное влияние на возникновение и развитие и социометрической теории, и практических социометрических методик, в том числе на их применение в процессе изучения отношений в группах. Чтобы лучше понять истоки  положений «социометрической науки» о взаимоотношениях в группах, необходимо рассмотреть мировоззренческие позиции ее основателя Морено, а также описать процесс распространения социометрии среди исследователей всего мира.

    Морено, постепенно «отходит» oт психоанализа и гештальтпсихологии, хотя он причисляется к представителям неофрейдизма в Америке и в действительности остается верен основным принципам и идеалистической линии 3. Фрейда. Под влиянием Г. Зиммеля, Ч. Кули, Л. фон Визе он обращается к исследованию психологических взаимоотношений между людьми в малых группах. Основы социометрической системы и микросоциологии были им заложены в период 1908-1925 гг.

    «В  бурях и натиске первой мировой  войны,- пишет Морено,- мне пришла  в голову идея социометрии как единственного пути к новому порядку в обществе».

    Наиболее  значимыми сочинениями Морено являются: «Социометрическая статистика социальных конфигураций» (1937), «Социометрия в действии» (1942), «Вклад социометрии в методы исследования» (1947), «Социометрия в отношении к другим социальным наукам» (1947), «Социометрия субчеловеческих культур» (1948), «Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе» (1951), «Социометрия и наука о человеке» (1956), «Групповая психотерапия и психодрама» (1958), «Социометрический читатель» (1960), «Основы социометрии. Пути к новому строю общества» (1967), В 1937 г. Морено основывает журнал «Социометрия», в котором печатаются статьи психологов, социологов, антропологов, психиатров и педагогов и который с 1956 г. становится официальным органом Американского социологического общества.

    Дж. Л. Морено — создатель первого терапевтического театра, основатель и главный врач клиники в Бикон-Хилле (теперь санаторий  им. Морено), организатор первой социометрической конференции, профессор университета в Нью-Йорке. Созданный им институт социометрии, который позднее будет носить его имя, является первым научно-исследовательским институтом такого рода. Он привлек к себе сотни сотрудников, и ему удалось создать широко разветвленную социометрическую школу.

    Основным  произведением Дж. Л. Морено и одновременно первым систематическим изложением социометрии стала его книга «Кто  выживет?», благодаря которой он утвердился как один из выдающихся представителей западной психологии и  социологии. . В этой книге мы можем найти три смысла понятия «социометрия». Во-первых, социометрия понимается как  часть социономии, занимающаяся математическими исследованиями психологических свойств популяций, во-вторых, это экспериментальная методика (социометрический тест) применения количественных методов, в-третьих, это сами результаты, получаемые с помощью социометрии. 

    Дж. Л. Морено относится к тем социальным теоретикам, которые оказали большое  влияние на развитие современной  западной социологии и социальной психологии. Идеи и особенно методы социометрии получили широкое распространение и используются во многих странах мира.

    Помимо  экспериментального института социометрии  им. Морено в Нью-Йорке — специального исследовательского учреждения по прикладной микросоциологии, — существует ряд лабораторий психологии социометрического направления в университетах некоторых городов США и Сорбонне, в ФРГ — по «индустриальной микросоциологпи», «промышленно-социологическому микроанализу» и т. д.

    Влияние социометрии на другие отрасли социальных наук-антропологию, социологию, психологию, психиатрию и т, д.- Морено называет «социометрическим движением». Чтобы показать его размах и доказать, что социометрия превращается в «главное идейное течение», он утверждает, (на мой взгляд, не совсем правомерно), что такие известные направления социальной психологии, как «групповая динамика», «человеческие отношения», «теория ролей» и т. д., — это лишь различные наименования и модификации социометрии.

    Последователи Морено в западной социологии развивают социометрию, освещая ее с позиций ряда новых проблем: Л. Д. Зелени «Социометрия морали», Э. Ф. Боргатта и Р. Ф. Бейле «Взаимодействие индивидов в реконструированных группах», X. Р. Бекли «Социометрия Морено и ее психогигиеническое значение», А. Бнейрштедт «Интерпретации социометрического выборного статуса», С. Энгельмейер «Развитие социального сознания в свете социометрического анализа мотивации». Обосабливается политическая социометрия, военная социометрия и т.д. Применяя социометрические процедуры к проблемам национальной обороны, Э. X. Дженнингс издает специальную работу «Военное использование социометрических и ситуационных тестов в Великобритании, Франции, Германии и Соединенных Штатах».

Что такое социометрия? — Мичиганский центр психодрамы

Дж. Л. Морено был психиатром, родившимся в 1889 году в Румынии. Ему приписывают развитие групповой терапии, социодрамы и психодрамы. Одним из его основных вкладов является социометрия. Социометрия — это измерение социального выбора, то есть решений, как сознательных, так и бессознательных, которые принимаются в отношении межличностной принадлежности. Эти инструменты измерения могут быть использованы для облегчения изменений. (Гарсия и Бьюкенен, 2000, стр. 166). На самом базовом уровне социометрия рассматривает различные аспекты человеческих отношений. Мы постоянно выбираем, с кем нам сотрудничать. Социометрия — это метод, который можно использовать для конкретизации и изучения этих вариантов. По словам Тиана Дейтона, тренера-преподавателя и практикующего психодраму, «ощущение себя избранным, неизбранным, отвергнутым, невидимым, изолированным или обладающим звездным статусом — это проблемы, которые естественным образом возникают в группах и в ходе социометрического исследования. Таким образом, социометрия предлагает способ изучения групп в их конкретной форме». (Дейтон, 2005, стр. 73).

Разрабатывая социометрию, Морено стремился создать научную методологию и набор инструментов вмешательства, которые можно было бы использовать для изучения и изменения основных человеческих чувств, таких как принятие и неприятие, особенно применительно к групповому процессу. Кроме того, изучать и, при необходимости, вмешиваться в способы организации групп с использованием различных социометрических показателей, таких как пары, кластеры, треугольники, расщепления и другие групповые образования. Это включает в себя оценку тех, к кому нас тянет, и тех, кто нас отталкивает. Мореноо хотел создать метод для изучения этого. (Дейтон, 2005, стр. 75).

Социометрия полезна при рассмотрении и измерении выбора, сделанного группой, а также отдельным человеком. Рассматривая социометрию, можно рассматривать ее с точки зрения группы или отдельного человека. «При использовании социометрии в группе выделяют четыре основные позиции, которые занимают индивидуумы: положительная звезда, звезда отторжения, изоляция и звезда несоответствия. Все эти должности имеют преимущества и обязательства». (Гарсия и Бьюкенен, 2000, стр. 166). Индивидов, которые проходят тщательный отбор, то есть получают наибольший выбор, называют «социометрическими звездами». Поскольку выбор может быть как положительным, так и отрицательным, как и социометрический титул, положительная социометрическая звезда логически получает наиболее положительный выбор, в то время как социометрическая звезда отказа — это человек, получивший наибольшее количество отрицательных выборов. (Гарсия и Бьюкенен, 2000, стр. 166).

Легко понять привлекательность популярности, то есть позитивной звезды, а не непопулярности, то есть отказной звезды. При дальнейшем рассмотрении становится ясно, что высокая избранность за положительное качество, навык или поведение также сопряжена с определенными потерями. Каждый положительный выбор несет в себе предполагаемую потребность ответить взаимностью или предпринять какое-либо другое действие, так как наличие такого количества положительных вариантов может стать бременем.

Противоположное верно тому, чтобы быть звездой отказа. Этот человек не нуждается во взаимности, и ему или ей не вменяется никакой ответственности. «Она также свободна от норм, правил и ожиданий группы. Было сказано, что положительный старт принадлежит группе, а звезда отказа принадлежит ему или ей самой». (Гарсия и Бьюкенен, 2000, стр. 166). Тем не менее, быть звездой отказа несет в себе свое потенциальное бремя. Когда это продолжается слишком долго или слишком экстремально, группа может начать запугивать или делать из негативной звезды козлов отпущения.

«Человек может находиться в изоляции, если он или она не выбирает и не выбирается на основании определенных критериев. Те, кто упорно выбирает изоляцию и кого упорно не выбирают, являются настоящими изолятами. Звезда несоответствия — это человек, который получает наибольшее количество несоответствующих решений». (Гарсия и Бьюкенен, 2000, стр. 166).

  • Автор
  • Последние сообщения

Патрик Бароне

Патрик Т. Бароне – адвокат по уголовным делам в Мичигане и соучредитель Мичиганского центра психодрамы. Он является сертифицированным тренером, преподавателем и практиком психодрамы, социометрии и групповой психотерапии. Патрик применил свои психодраматические навыки в своей уголовно-правовой практике, а также при обучении юриспруденции и навыкам судебного разбирательства. Он также использовал социодраму, дополнительную форму психодрамы в деловой среде и библиодраму в религиозной среде. Он является автором главы под названием «Оживление Писания с помощью библиодрамы» для книги Адама Блатнера «Исследования действием: использование психодраматических методов в нетерапевтических условиях» (Paralax Productions, 23 февраля 2019 г. ).).

В качестве бизнес-консультанта г-н Бароне работал с владельцами и руководителями компаний всех размеров по всему Мичигану.

Кроме того, г-н Бароне продолжает заниматься юридической практикой и является партнером-основателем и генеральным директором Barone Defense Firm.

Последние сообщения Патрика Бароне (посмотреть все)

Определение и значение социометрии — Merriam-Webster

так что·​ci·​om·​e·​попробуйте ˌsō-sē-ō-ˈä-mə-trē

ˌsō-shē-

: изучение и измерение межличностных отношений в группе людей

социометрический

ˌsō-sē-ə-ˈme-trik

ˌsō-shē-

прилагательное

История слов

Этимология

Международный научный словарь

Первое известное использование

1900, в значении, определенном выше

Путешественник во времени

Первое известное использование социометрии было в 1900 году

Посмотреть другие слова того же года

Словарные статьи рядом с

социометрия

социометрист

социометрия

социопат

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись «Социометрия».

Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/sociometry. По состоянию на 5 июня 2023 г.

Копия цитирования

Медицинское определение

Социометрия

существительное

так что·​ci·​om·​e·​попробуйте ˌsō-sē-ˈäm-ə-trēˌsō-shē-

: изучение и измерение межличностных отношений в группе людей

социометрический

ˌsō-sē-ə-ˈme-trik ˌsō-shē- 

прилагательное

Еще от Merriam-Webster о социометрии

Britannica.

Добавить комментарий