Как разрешить конфликт в классе: Как разрешить конфликт в классе – Учительская газета

Содержание

Как разрешить конфликт в классе – Учительская газета

Конфликт в классе. Классный руководитель не в состоянии «разрулить» ситуацию и обращается за помощью к директору. Ваши действия? Надо ли собирать весь класс и стыдить при всех зачинщика? Или имеет смысл ограничиться приватной беседой? Обсудим тему разрешения конфликтных ситуаций на сегодняшнем заседании «Директорского клуба». Кстати, вы можете подключиться к обсуждению – наш адрес [email protected].

Галина ВАСИЛЬЕВА, заместитель директора по воспитательной работе школы №302, Санкт-Петербург:

Инцидент исчерпан

Как и в любой городской школе, у нас учатся ребята разных национальностей. И армяне, и грузины, и азербайджанцы. Припоминаю ситуацию, когда мальчик-старшеклассник из армянской семьи стал относиться к учителям и сверстникам с некоторым высокомерием, начал унижать ребят. Классный руководитель не знала, что делать. Ситуацию, как ни странно, «разрулила» девочка из армянской семьи, которая провела со своим соотечественником беседу. Как мы знаем, главным аргументом в ней стало то, что если ты живешь в России, то будь добр – соблюдай ее традиции и законы. Мера оказалась действенной: мальчик пересмотрел свою позицию. А мы поняли, что в любой конфликтной ситуации на помощь нам могут прийти сами дети.

Конечно, разного рода конфликтные ситуации в ребячьем коллективе случаются, и классный руководитель, если ему нужна помощь, в первую очередь приходит ко мне. Я стараюсь сначала поговорить с классом без присутствия виновника конфликта, потом с ребенком, а потом уже выйти на общий разговор в классе. Очень часто это принимает характер задушевной беседы, когда ребята достаточно откровенны. Плюс я стараюсь этих ребят вовлечь в общешкольные мероприятия, после которых мы обычно чаевничаем.

Если анализировать причины конфликтов, то, как правило, это межличностные отношения. Учитель может не понимать своеобразного ученика. Пытается его уравнять со всеми, не учитывая, что у него есть свое мнение. Тогда классный руководитель приходит ко мне, и мы пытаемся вместе понять причины поведения этого ребенка. Трения, как правило, заканчиваются после беседы с той и другой стороной.

Кстати, коллективное творчество очень сплачивает ребят и является профилактикой конфликтов. Приведу пример. У нас два класса не то чтобы враждовали, но и не дружили. И когда стали готовить Последний звонок, эта конкуренция продолжалась из-за ролей. Но праздник прошел, причем очень яркий, интересный, трогательный. Ко мне подошла девочка из одного класса и сказала: «Галина Никитична, мы на празднике забыли, что были соперниками, и выступили как единая команда».

Анатолий КУЛИКОВ, директор большереченской школы №1, Омская область:

Нельзя «типизировать» ребенка

Сейчас в районе на базе нашей школы проходит олимпиада классных руководителей. Одно из заданий – как раз разрешение конфликтных ситуаций на практике. Причем участие в олимпиаде принимают и молодые, и опытные педагоги.

Важна постоянная методическая помощь классным руководителям. Поскольку в нашей школе, как и вообще в районе, работают сильные методические объединения, то помощь классному руководителю логичнее получить там, чем у директора. Так что ко мне теперь советоваться по поводу конфликтов приходят редко. Впрочем, конфликтов стало значительно меньше. Молодые учителя быстро втягиваются в процесс обучения. И уж главное они узнают быстро: можно разделить на типы конфликты, но нельзя «типизировать» ребенка. Любому педагогу, как классному руководителю, так и предметнику, необходимо знать ребенка, его характер, его интересы, его семью. А лучшее противоядие от всяческих конфликтов – уверенность ребенка в своих силах, ощущение собственной неповторимости. Если детей увлечь делом, споров становится гораздо меньше. Но это требует от педагога умения раскрыть способности каждого ученика.

Ольга СУРАВОВА, директор Хитровской школы, Рассказовский район, Тамбовская область:

В нужное русло

Конечно, бывают ситуации, когда в классах возникают конфликты, хотелось бы этого избежать, но не всегда получается. В центре событий часто оказываются дети непростого поведения, или, как мы их называем, девиантного. Такой ребенок может не выполнить домашнее задание, нагрубить одноклассникам и даже взрослым. Если классный руководитель говорит, что перепробовал все меры, но ребенок не реагирует на замечания и не слушается, я, как директор, поступаю следующим образом: стараюсь выслушать классного руководителя и обязательно поговорить с ребенком. И как бы тяжело ни было, стараюсь беседовать, не повышая голоса, очень ровным тоном – и с ребенком, и с учителем. И всегда говорю коллегам: учитель старше, мудрее и должен предвидеть конфликт, постараться направить поведение ребенка в нужное русло, ведь это тоже работа учителя. Только нельзя усугублять конфликт собственным раздражением и криком. А если ребенок агрессивный, тем более не допускать агрессии в его присутствии и вообще в присутствии детей. Бывает, ребенок дома лишен элементарной ласки и достаточно его просто по головке погладить или руки коснуться: «Какая ты умничка!» Если видите агрессию, не отвечайте тем же, а лучше расскажите, что такое поведение неправильно. Удивитесь агрессии! Чтобы ребенок видел, что она может восприниматься не как в его семье и окружении – буднично, а как будто это что-то ненормальное.

Больше всего конфликтов возникает между детьми в переходном возрасте. В прошлом году одна наша девочка-семиклассница никак не могла наладить отношения с классом, такие отношения, в которых она видела себя лидером. Ей казалось, что ее обижают и не любят, причем не только одноклассники, но и учителя, и классный руководитель. Поэтому она пыталась защитить себя грубостью, старалась одеваться не как все, иногда даже вызывающе, грубила. Классный руководитель беседовала с девочкой, с классом, старалась их примирить – ничего не получалось. Ребята ее словно не слышали.

Я начала работать с этим конфликтом. Выслушала классного руководителя, та рассказала, что девочка уже начала пропускать уроки, что даже на любое, самое легкое замечание она реагирует неправильно. Я стала анализировать причины, смотреть, какая семья. А там далеко не все благополучно: воспитывает одна мама, материальное положение на низком уровне. Я посоветовала классному руководителю дать девочке возможность как-то раскрыть себя. Можно ведь обратить внимание и на то, как хорошо она убирает в классе, и на то, какой замечательный вырастила цветок. То есть классный руководитель должен помочь ей показать себя, чтобы к ней не было пренебрежения, чтобы дети увидели ее достоинства. Ведь она как ежик, иголками наружу! Все это я попыталась объяснить классному руководителю, стараясь делать это тактично.

У девочки было увлечение, она начала ходить в школьный кружок по вязанию. Я увидела, какой красивый у нее получился ободочек для волос. Почему бы не организовать в классе выставку ее работ?

Следующий мой шаг был таким: я побеседовала с девочкой. Но сделала это не в директорском кабинете, а в ее классе, потом попросила помочь найти мне книгу в кабинете русского языка и литературы, где сама веду уроки. Она откликнулась, стала мне помогать, а я старалась понять, в чем причины ее недовольства. И одновременно рассказывала ей о ее одноклассниках, особенно о тех, с кем у нее произошел конфликт. Она призадумалась: может, и правда не все так плохо.

Потом у нас появилась возможность подарить девочке пряжу, чтобы она связала себе жилетку, – ей очень хотелось. И она связала, причем такую красивую! Конечно, классный руководитель обратила внимание на это и похвалила девочку. Сейчас она уже в восьмом классе, конфликт гаснет, и я очень надеюсь, что все будет хорошо. Надо направлять энергию ребенка в нужное русло. А самое главное – дать понять, что он любим, что он человек и он ценен!

К сведению

Методика посредничества в конфликте заключается в следующем:

Выбор времени для разговора. На данном этапе учитель-посредник помогает участникам договориться о времени и месте переговоров. Необходимо соблюдать следующие условия: разговор должен длиться достаточно долго, для старшеклассников, например, 2 часа; никто никуда не спешит; запрещается давить на собеседника.

Учитель как посредник перед началом разговора объясняет конфликтующим, что ни один из них не обязан уступать другому, но в ходе предстоящего разговора будет выработана новая позиция, в которой будут учтены пожелания всех сторон.

Нужно дать выговориться всем. Через некоторое время в разговоре наступит момент, когда его участники психологически будут готовы к примирению. Этот результат нужно подчеркнуть и закрепить.

Екатерина СИБИРЦЕВА, директор гимназии №9, Екатеринбург:

Мы создали комиссию по примирению

Не могу сказать, что конфликты между детьми у нас происходят часто. Но бывают, конечно. Если проанализировать по какой причине, то чаще всего это борьба за самоутверждение. В параллели восьмых в гимназии полностью меняется состав классов, приходят дети из других школ. Начинаются процесс притирки, «раздел сфер влияния» между ребятами, выстраивание иерархии отношений, борьба за лидерство.

Если ситуация доходит до обострений и классный руководитель не в силах ее «разрулить», в работу включаются психологи, их два в штате гимназии. Кроме того, с нынешнего года у нас создана комиссия по примирению. Я проводила мониторинг опыта действия различных школьных «служб примирения», в основном они занимаются урегулированием отношений между детьми. Мы поставили задачу шире: разрешение всех видов конфликтов между всеми участниками образовательного процесса.

В комиссию входят педагоги, представители администрации, родительского комитета и председатель совета старшеклассников. Собирать комиссию будем не по расписанию, а по надобности.

Способы разрешения школьных конфликтов (из опыта работы)

Разгневан — потерпи, немного охладев,
Рассудку уступи, смени на милость гнев.
Разбить любой рубин недолго и несложно,
Но вновь соединить осколки невозможно.
Саади, великий персидский писатель и мыслитель.

Работа в школе связана с быстро меняющимися ситуациями, что, в свою очередь, может привести к возникновению конфликтов. Как только возникает конфликт, сразу «срабатывают» эмоции, люди испытываем напряжение, дискомфорт, что может нанести вред здоровью всех участников конфликта.

Поэтому классному руководителю важно иметь элементарные представления о конфликтах, о том, как предотвратить конфликт, грозящий погубить добрые отношения между детьми, как вести себя в ходе конфликта, чтобы снизить его накал, как завершить конфликт с наименьшими потерями или разрешить его на пользу обеим сторонам.

Одной из важнейших задач педагога является формирование у детей умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, привычки такими, какие они есть. Важно обучать детей навыкам общения и в случае необходимости корректировать их поведение, иначе у ребенка могут закрепиться такие формы поведения, которые станут помехой в его отношениях с окружающими и окажутся деструктивными для его собственного развития

Для современной психологии характерно признание двойственной природы конфликта, в том числе и его позитивной роли. Самая главная позитивная функция конфликта состоит в том, что он может являться сигналом к изменению, возможностью сближения, разрядки напряжения, «оздоровления» отношений и источником развития, то есть конфликты — при правильном к ним подходе — могут стать эффективным фактором педагогического процесса, воспитательного воздействия на детей, но при этом необходимо обязательно создать доброжелательную атмосферу.

Я хочу поделиться опытом разрешения одного из школьных конфликтов. Когда я была классным руководителем 5 класса, в начале учебного года в классе возник конфликт, с которым, полагаю, встречаются многие классные руководители.

I. Предконфликтная ситуация.

В 1 четверти появились сложности, связанные с обострением межличностных отношений: постоянные жалобы детей на то, что их не понимают, не слышат и не слушают одноклассники, дразнят, обзывают, на них кричат, появились взаимные обиды, претензии друг к другу, прослеживались отдельные случаи драк, также на почве недопонимания. Все эти действия представляют собой цепочку (эскалацию) конфликтогенов, которые сыграли главную роль в возникновении конфликта. Присутствовали следующие типы конфликтогенов: это и стремление к превосходству (7 человек в статусе «крутых»), проявление агрессии (в некоторых случаях происходили драки) и проявление эгоизма (каждый считал, что не слушают именно его, хотя сам и не пытался прислушиваться к мнению окружающих).

Было ясно, что в классе возникла конфликтная ситуация.

Да, конфликту предшествовали объективные жизненные ситуации, в которых находились дети. Истоками возникновения

конфликтных отношений явились потребности детей в безопасности, общении, контактах, взаимодействии, уважении, самовыражении и самоутверждении.

И, действительно, дети были перевозбуждены. Они резко реагировали на малейшие укоры, обвинения в свой адрес. По моим наблюдениям, примерно 80% ребят находились на грани «психологического срыва», они не могли спокойно разговаривать друг с другом, кричали, а когда я начинала с ними беседовать с целью разобраться в ситуации (это происходило каждый день), то большинство из них «срывались», начинали плакать, а обиды друг на друга не проходили, а только усиливались. На данном этапе моя задача состояла в том, чтоб

предупредить надвигающийся конфликт. С этой целью я каждый день проводила индивидуальные, групповые беседы, в которых использовала метод убеждения. Я старалась проявлять внимание и уважительное отношение к каждому ребенку, понять его ситуацию, мысленно ставила себя на его место, давала каждому выговориться, упор делала на его положительные качества. Но было время, когда я использовала авторитарные методы во время «разборок» с детьми. И, казалось бы, разрешили противоречие, но во время проведения следующего мероприятия, обязательно возникала ссора. Обстановка с каждым днем накалялась. Было ясно, что такими отношения оставлять дальше нельзя. «Последней каплей» моего терпения стал конкурс на «природе», который был просто «сорван» из-за разногласий между командами. Все ребята снова рассорились, настроение было испорчено.

II. Непосредственно конфликт.

И это уже был, действительно, конфликт, поскольку произошло столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом позиций в межличностных отношениях детей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.

По типу это был межличностный конфликт, так как он возник между учащимися класса из-за несовместимости взглядов, интересов, целей, потребностей.

Причинами конфликта были: недостаточное понимание в процессе общения, индивидуально-личностные особенности детей класса (60% детей класса имеют способности и стремление быть лидерами, эта группа ребят стремится доминировать, быть первыми, сказать свое последнее слово; командир класса, девочка, настолько принципиальна, что иногда это подталкивает других ребят к «враждебным» действиям, многим детям данного класса присуща излишняя прямолинейность в высказываниях, суждениях, стремление сказать правду в глаза, настойчивость (кстати, мне эти качества импонирует в ребятах), но это нравится далеко не всем, повышенная эмоциональность, недостаточно развитое качество личности - толерантность, неумение контролировать свое эмоциональное состояние бестактность отдельной группы ребят).

Я также четко осознавала и другие причины конфликта в этом изумительном классе. Пятый класс — это период адаптации к новым условиям обучения. Дети включаются в новую систему отношений и общения со взрослыми и товарищами. Кроме того,

это ранний подростковый период. Дают о себе знать физиологические факторы в развитии, начинается перестройка гармональной системы, что приводит к перепадам самочувствия, настроения. Становясь подростком, ребенок часто теряют психологическое равновесие. Эти факторы способствуют обострению межличностных отношений в коллективе. Доминирующим становится потребность в самоутверждении, которая может проявляться в увеличении требовательности к другим, чувствительности к несправедливости других, в повышенной потребности в признании, внимании уважении со стороны сверстников и взрослых. Более того, у подростка появляется
неадекватная самооценка
, комплексы неполноценности, связанные с переживанием своих недостатков, в отношении которых они болезненно ранимы. Завышенная самооценка ведет к проявлению нахальства, болезненного самолюбия, обидчивости, а заниженная — рождает тревожность, неуверенность, страхи.

Поэтому я решила провести классный час, на котором мне было важно:

  • подвести детей к осознаванию конфликта в классе,
  • обсуждению разных стратегий взаимодействия в конфликте;
  • привести их к пониманию негативных последствий использования деструктивной стратегии, которая преобладала в их взаимоотношениях и важности использования конструктивной стратегии;
  • мне было необходимо, чтоб дети сами выявили причины такого положения в классе;
  • вместе с ними определить пути разрешения конфликта,
  • то есть моя задача состояла в том, чтоб данный конфликт послужил способом выявления и разрешения противоречий.

Предварительная подготовка к классному часу

состояла в более глубоком изучении межличностных отношений в классе. Кроме наблюдения за детьми, беседы с каждым в отдельности, я провела социометрическое исследование, которое дополнило мое представление об эмоциональной структуре класса. Я провела анкету, которая включала в себя такие вопросы, как «Всегда ли тебя устраивает то, как с тобой общаются одноклассники? Что тебя не устраивает в общении с одноклассниками? Что тебе нравится в общении с одноклассниками? О каком общении ты мечтаешь? Были ли такие моменты, когда тебя не поняли?»

Для проведения классного часа мною была создана презентация, в которую вошел небольшой сюжет видеозаписи из жизни класса. (Один из родителей «снимал» на телефон отдельные моменты отдыха детей в том самом однодневном походе и небольшая часть конкурса, где произошла ссора, тоже попала на камеру. Но, к сожалению, это был уже достаточно спокойный этап их ссоры). Тем не менее, данный сюжет явился удачным материалом для классного часа.

Моя стратегия поведения в конфликте.

По способу разрешения конфликта мною был выбран конструктивный способ, отдав предпочтение двум стилям разрешения данного конфликта: сотрудничеству и компромиссу.

Поскольку, сотрудничество предполагает поиск решения, удовлетворяющего интересы всех детей класса. Оно предполагает умение сдерживать свои эмоции, объяснять свои решения и выслушивать другую сторону. При сотрудничестве происходит приобретение совместного опыта работы и вырабатываются навыки слушания.

А компромисс — это урегулирование разногласий через взаимные уступки. Партнеры по общению сходятся на «золотой середине», то есть на частичном удовлетворении интересов каждого ребенка. Я предположила, что такая стратегия также будет эффективной, т.к. было ясно, что все дети желают одного и того же — улучшения отношений. Как правило, компромисс позволяет хоть что-то получить, чем все потерять, и дает возможность выработать временное решение, если на выработку другого нет времени.

Во время проведения классного часа мною были использованы приемы конструктивного взаимодействия: убеждение, аргументация, попытка договориться.

Использовала метод аргументативной дискуссии, цель которой содействовать разрешению конфликта во мнениях. Я использовала все положительные стороны такого известного приема взаимодействия, как конструктивный спор по С. Кратохвилу. Во время обсуждения нашей проблемы речь шла о конкретной ситуации и обсуждалось конкретное поведение ребят (конкретность). Все дети были вовлечены в беседу (вовлеченность). Демонстрировалась ясная, открытая коммуникация, где каждый говорил за себя и думал то, что говорил, была хорошая «обратная связь». Это была «честная игра».

III. Стадия разрешения конфликта

Последствия конфликта.

Возможно, что конфликт оказался единственным выходом из напряженной ситуации.

Говоря о позитивных сторонах конфликта, следует отметить, что, частным последствием конфликта явилось усиление группового взаимодействия.

Таким образом, налицо интегративные последствия, которые определили выход из сложной ситуации, конфликт привел к разрешению проблем, усилил групповую сплоченность, привел к взаимопониманию.

Результаты конструктивного спора (по С. Кратохвилу) были также положительными.

Каждый ребенок что-то узнал новое, чему-то научился новому (информативность), исчезла напряженность, уменьшилось озлобление, выяснили претензии (отреагирование), обсуждение ситуации привело к взаимопониманию, некоторому сближению. Есть ощущение, что обсуждаемая проблема их волнует, было сохранено чувство собственного достоинства каждого участника беседы (сближение). Ситуация была разрешена, проблема понята и практически разрешена, были извинения (совершенно неожиданно для всех в конце классного часа командир класса извинилась перед своей одноклассницей, оправдалась за свое поведение) и, наконец, были составлены правила взаимодействия в классе (улучшение).

Меры по предотвращению конфликтов в будущем

1) Проведена еще серия классных часов по данной теме. Главная идея заключалась в том, чтоб дети в шуточной форме «проигрывали» разные «конфликтные ситуации из их жизни» и научились сдерживать свои эмоции во время конфликта. Мне было важно «донести» до них идею о том, что в конфликте у человека доминирует не разум, а эмоции, что ведет к аффекту, когда сознание просто отключается и человек не отвечает за свои слова и действия.

Специалисты в области конфликтологии разработали кодекс поведения в конфликте. (Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. — Ростов — на Дону, 1997. — с.468-472).

Данные правила поведения в конфликте мы проигрывали на классных часах. Все это было представлено в юмористической форме, причем, разные приемы поведения были детьми подготовлены заранее. Было смешно и весело. А дети обучались очень важным навыкам взаимодействия.

Вот эти правила:

  1. Дайте партнеру » выпустить пар». Если партнер раздражен и агрессивен, договориться с ним зачастую невозможно, поэтому постарайтесь помочь ему снизить внутреннее напряжение. Во время его «взрыва» рекомендуется вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно.
  2. Сбивайте агрессию неожиданными приемами. Например, задайте неожиданный вопрос совсем о другом, но значимом для партнера деле или доверительно попросите у конфликтующего собеседника совета.
  3. Не давайте партнеру отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах. Не говорите: «Вы меня обманываете», а лучше звучит: «Я чувствую себя обманутым».
  4. Попросите сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цепь препятствий. Проблема — это то, что надо решать, а отношение к человеку — это фон, условия, в которых приходится принимать решение. Не позволяйте эмоциям управлять вами. Вместе с собеседником определите проблему и сосредоточьтесь на ней: отделите проблему от личности.
  5. Предложите клиенту высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения. Не надо искать виновных и объяснять создавшееся положение. Ищите выход из него. Вариантов должно быть много, чтобы выбрать лучший, который сможет удовлетворить интересы обоих партнеров по общению.
  6. В любом случае дайте партнеру «сохранить свое лицо». Не следует отвечать агрессией на агрессию и задевать достоинства партнера. Давайте оценку поступкам, а не личности.
  7. Отражайте, как эхо, смысл высказываний и претензий. Употребление фраз типа «Правильно ли я Вас понял?», «Вы хотели сказать:» устраняет недоразумения и демонстрирует внимание к собеседнику, что уменьшает его агрессию.
  8. Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину. К извинениям способны уверенные и зрелые люди, поэтому это обезоруживает партнера по общению и и вызывает у него уважение и доверие.
  9. Ничего не надо доказывать. В конфликте никто никогда и никому ничего не смог доказать, так как отрицательные эмоции блокируют способность понимать и соглашаться. Это пустая трата времени и бесполезное занятие.
  10. Замолчите первым. Не от собеседника - «противника» требуйте: «Замолчи», «Прекрати», а от себя. Но молчание не должно быть окрашено злорадством и вызовом.
  11. Не характеризуйте состояние оппонента. Такие фразы отрицательного эмоционального состояния партнера, как «Что ты злишься/ нервничаешь/ бесишься», только укрепляют и усиливают конфликт.
  12. Независимо от результата разрешения противоречий старайтесь не разрушать отношения.

2) Те правила толерантного общения, которые были выработаны на классном часе, мы с детьми доработали и поместили их в наш классный уголок. (Кстати, название нашего класса — города «Волшебники». В форме звезд эти правила расположены над нашим «городом»). В конце каждой недели, когда мы подводим итоги, каждый ученик «оценивает» свое поведение, учитывая то, как он выполнял «законы города «Волшебники», после своей оценки, идет обсуждение в «звездочках», если возникают разногласия, тогда «подключается» коллектив всего класса. Думаю, что это хороший опыт, т.к. такой прием «работает» на развитие толерантности, и, в результате, на предотвращение конфликтов.

3) Ни одно противоречие, недовольство, спор не остается незамеченным. Мы «разбираемся» на месте, анализируем ситуацию, обсуждаем вместе с детьми.

4) В будущем планирую продолжать работу по обучению детей навыкам эффективного поведения в конфликтах и их конструктивного разрешения. Сейчас накоплен большой опыт по работе с детьми в данном направлении. (Так, например, книга под названием «Как научить детей сотрудничать?» (1998, автор — К. Фопель) содержит большое количество интерактивных игр, направленных на развитие «эмоционального» интеллекта детей.

Кроме того, в настоящее время существуют восстановительные технологии, которые включает в себя обучение школьников навыкам медиаторской деятельности. В нашей школе имеется сборник методических материалов «Организация работы школьной службы примирения» (г. Пермь, 2007), который содержит материалы по организации служб примирения в образовательном учреждении. Одной из целей работы школьной службы примирения (ШСП) является социальная реабилитация участников конфликтных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия. Задачами ШСП является проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов; обучение школьников методам урегулирования конфликтов. В скором времени, надеюсь, такая служба появится и в нашей школе.

5) Как известно, одной из основных причин конфликтов может быть недостаточно развитое качество личности — толерантность. Авторы книги «Воспитание толерантности у школьников» предлагают программы работы с детьми разного возраста, методические разработки различных форм воспитания толерантности у детей. В своей работе я буду продолжать пользоваться материалами данной книги.

Спустя 4 месяца, я снова провела анкетирование среди детей, которое показало, что конфликт разрешен, 65% детей довольны отношениями в классе, дразнятся и обзываются 25%, все отметили, что им приятно, что появился запрет на фамилии (без имени) и клички. Дети стали более уравновешенными, чуть спокойнее. В очень редких случаях переходят на крик, но их тут же кто-нибудь останавливает. Обстановка нормализовалась.

Литература.

  1. Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2005.
  2. Домашний репетитор. Обществознание для абитуриентов (под научной редакцией В.Н. Князева и др.) — М.: Айрис пресс, 2007.
  3. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. — М., 1995.
  4. Кан-Калик В.И. Учителю о педагогическом общении. — М.: Просвещение. 1992.
  5. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. — М., 1999.
  6. Организация работы школьной службы примирения (сборник методических материалов).- Пермь, 2007.
  7. Рогов Е.И. Психология общения. — М.: Владос, 2001.
  8. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников. - Ярославль: Академия развития Академия Холдинг, 2003
  9. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. — М., 1991.
  10. Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. «Школьные технологии» 1999, № 6.
  11. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения. — М.: Academa, 2004.
  12. «Школьный психолог».: Изд. Дом Первое сентября, 2007, № 13.
  13. «Школьный психолог».: Изд. Дом Первое сентября, 2008, № 10.

Как справляться с конфликтами между учащимися (для учителей)

Причины конфликтов между учащимися

Понимание некоторых распространенных причин споров между учащимися является решающим фактором в смягчении конфликтов и предотвращении их возникновения. Конфликт в классе может быть спровоцирован различными причинами, от случаев издевательств или домогательств, соперничества за контрольные оценки или просто от скуки. Когда молодые умы развиваются, эмоции слишком легко выходят на передний план и вызывают плохое поведение учеников.

Запугивание и домогательства

Когда вы представляете студенческий конфликт, запугивание, вероятно, является одной из первых вещей, которые приходят на ум. Хотя издевательства и домогательства являются неприемлемым поведением, полностью предотвратить их появление невозможно. На самом деле, несмотря на то, что в последние годы большое внимание уделяется профилактике, целых 49% учащихся в возрасте от 4 до 12 классов сообщили, что подвергались издевательствам хотя бы один раз во время учебы в школе. Как ни прискорбно распространено, издевательства являются серьезной причиной конфликтов в школах по всему миру.

Различие мнений других учащихся

Для взрослых с развитыми эмоциональными навыками наличие расхождения во мнениях с другом или коллегой является общепринятым фактом жизни и даже может считаться хорошей вещью. Это дает возможность узнать новую точку зрения и расти как личность. Однако для детей с развивающимся умом разные мнения могут слишком быстро стать причиной конфликта. Поспешные суждения, оскорбления и непонимание с обеих сторон могут способствовать обидам и развитию спора.

Соревнования между учащимися

Соревнования играют огромную роль в школьной среде, от спортивных соревнований до результатов тестов. Независимо от того, учащиеся мчатся на самую быструю милю или стремятся получить высшую оценку в сложном тесте или задании, с конкуренцией возникает потенциал для конфликта.

Нарушения в классе

Нарушения в классе могут проявляться по-разному. Студенты могут быть громкими, шумными, часто опаздывать с входами, предназначенными для привлечения внимания, чрезмерно реактивными или неподготовленными к уроку. Все эти срывы могут порождать обиду, разочарование и гнев в их одноклассниках, создавая идеальный шторм для того, чтобы гнев выплеснулся и перерос в спор или конфронтацию. Хотя это может быть тем вниманием, которое ищет рассматриваемый ученик, оно наносит ущерб остальной части класса и должно быть устранено как можно скорее.

Отсутствие вовлеченности учащихся

Когда студентов заставляют сидеть неподвижно, тихо слушать и делать записи в течение всего дня, вполне естественно, что они теряют чувство вовлеченности и ищут другие способы отвлечься или развлечься. Поощрение студентов к более полному изучению материала курса осмысленными способами, требующими их полного внимания, может творить чудеса для устранения этого потенциального источника конфликта.

Способы разрешения конфликтов между учениками

Урегулирование конфликта — это стрессовый и сложный процесс, который требует большого количества эмоциональных навыков и навыков решения проблем, часто в моменты сильных эмоций или напряжения. Однако не бойтесь; вам не нужно разбираться во всем самостоятельно. Несколько разных стратегий могут помочь вам разрешить конфликтные ситуации в классе и, возможно, превратить споры в обучающие моменты. Важно помнить, что основное внимание при разрешении студенческих конфликтов уделяется тому, чтобы помочь учащимся учиться на своих действиях и совершенствоваться, а не наказывать их за повторение одних и тех же ошибок снова и снова.

Создание сообщества в классе

Создание и поддержание сообщества учащихся, работающих над достижением одной цели в вашем классе, — сложная задача, но она того стоит. Потратьте время на то, чтобы научить своих студентов жизненно важным эмоциональным навыкам и навыкам решения проблем, таким как активное слушание, поиск компромисса, переговоры и сотрудничество — всем навыкам, которые помогут им справляться со своими спорами и не допустить их превращения в более серьезные проблемы. Помните, что для многих учащихся школа может быть крупнейшим источником межличностного взаимодействия. Обучение этих студентов ценности близкого сообщества может иметь эффект, изменяющий жизнь многих из них.

Обучение эмпатии и пониманию

Легко забыть, что эмоциональным навыкам нужно обучать и развивать так же, как и физическим. Точно так же, как вы не будете шокированы, если ребенок, который никогда не катался на велосипеде, упадет во время своей первой самостоятельной поездки, не должно вызывать удивления и то, что ребенок, которого не учили сочувствию и пониманию перед лицом конфликт не сможет этого сделать. Возьмите за правило внедрять и укреплять эти навыки всякий раз, когда они актуальны.

Проведите групповое обсуждение в классе в начале года

Чтобы помочь сформировать сообщество, основанное на одних и тех же принципах в вашем классе, проведите групповое обсуждение со своими учениками в начале года. Установите свои основные правила и ожидания относительно того, как все в классе будут взаимодействовать друг с другом, и продолжайте требовать от учащихся ответственности в течение всего учебного года.

Если между учащимися возникает конфликт, не игнорируйте его

Важным первым шагом в разрешении конфликтов учащихся, когда они возникают, является их признание. Если вы будете избегать или действовать так, как будто проблемы нет, это только усугубит ее и потенциально перерастет во что-то гораздо более серьезное. Когда конфликт поднимает голову в вашем классе, найдите время, чтобы подумать SOAR:

  • S top
  • O bserve
  • A ssess
  • 90 003 R действовать

Не реагировать на студента споры в непринужденной манере; сохраняйте спокойствие, решайте проблему вместо студентов и делайте все возможное, чтобы способствовать эффективному диалогу, который решает проблемы и направляет всех участников к компромиссу или решению.

Сохраняйте спокойствие и обращайтесь к учащимся по отдельности

Одна из худших реакций учителя на конфликт учащихся — это чрезмерная реакция. Когда происходит так много других вещей, заманчиво попытаться остановить конфликт на своем пути, перекричав его или (метафорически) бросив книгу в своих учеников. Вместо этого найдите время, чтобы проработать конфликт со всеми его участниками. Помните, что из любого заданного количества студентов у каждого из них может быть своя точка зрения, которая может помочь привести конфликт к разрешению. Выясните основную проблему, перефразируйте ее каждому учащемуся, чтобы все были на одной волне, и попытайтесь найти компромисс, который наилучшим образом удовлетворит потребности каждого.

Выберите время и место для продуктивного диалога

Середина урока не обязательно самое подходящее время для разрешения спора. Часто время и место проведения беседы по урегулированию конфликта могут существенно повлиять на исход спора. Проводите свои беседы в комфортной обстановке, которая не оказывает давления со стороны сверстников или других факторов стресса на ваших студентов.

При необходимости привлечь администрацию или третью сторону

Иногда природа конфликта находится за пределами вашей индивидуальной способности или ваших коллег. Не бойтесь полагаться на административный персонал вашей школы — это одна из причин их присутствия. Ваши коллеги, директор здания и окружной суперинтендант — это ресурсы, к которым вы можете обратиться за помощью в разрешении серьезного конфликта. знать, когда просить о помощи; не позволяйте своей гордости или самоуверенности замедлять разрешение конфликта. Помните, что цель состоит в том, чтобы свести к минимуму сбои в процессе обучения и помочь каждому из ваших учеников добиться успеха. Если спор слишком большой или серьезный, чтобы решить его самостоятельно, обратитесь за помощью!

Создание безопасной и эффективной среды обучения

Безопасная и эффективная среда обучения не обязательно бесконфликтна; действительно мало мест. Вместо этого миролюбивый класс фокусируется на создании группы учащихся, которые хотят и способны разрешать конфликты и помогать смягчать их, прежде чем они перерастут в более серьезные проблемы. Внедрите эту концепцию в свой класс с первого дня, обеспечив безопасность, удобство и инклюзивность вашего пространства для каждого учащегося в нем.

Создание мирного класса в классе

Мирный класс в классе — это модель управления классом, которая поощряет гармонию, мир, комфорт и хорошие привычки для каждого учащегося. В нем подчеркиваются четкие правила, инклюзивная культура и чувство общности среди учащихся, которые могут помочь предотвратить возникновение конфликтов и сделать их управляемыми, когда они возникают.

Акцент на культуре инклюзивной школы

Инклюзивная культура в кампусе может сыграть важную роль в сокращении и смягчении конфликтов по всем направлениям. Когда учащиеся чувствуют себя участниками своего образования, а не зрителями, они с большей вероятностью захотят работать вместе со своими одноклассниками над созданием безопасной, комфортной и продуктивной учебной среды.

Свяжитесь с TEEN TRUTH для получения дополнительной информации о студенческих конфликтах

Межличностные конфликты сложны и часто требуют решения. К сожалению, они приходят с территорией педагогов. Тем не менее, есть множество ресурсов и стратегий, с которыми вы можете работать, чтобы лучше ориентироваться в этих неспокойных водах. Чтобы получить дополнительную помощь по урегулированию и смягчению конфликтов между учащимися, свяжитесь с TEEN TRUTH сегодня.

Стратегии разрешения конфликтов в классе |

Стратегии разрешения конфликтов в классе

 

Что такое разрешение конфликтов? Разрешение конфликтов — это процесс рассмотрения и управления противоположными взглядами и идеями, который может включать переговоры, компромисс и компромисс интересов. Разрешение конфликтов направлено на поиск решения, которое является взаимовыгодным для обеих сторон и основано на интересах обеих сторон. Это способ помочь двум или более людям найти решение разногласий, сохраняя при этом отношения между ними. Разрешение конфликтов может быть использовано для решения как межличностных, так и организационных конфликтов. В этой статье мы обсудим стратегии разрешения конфликтов в классе.

 

Разрешение конфликтов для детей

Разрешение конфликтов для детей — это важный навык, которому необходимо научиться, поскольку он помогает им справляться со сложными жизненными ситуациями. Один из ключевых способов помочь детям научиться разрешать конфликты — это смоделировать хорошие навыки разрешения конфликтов и предоставить им соответствующие возрасту инструменты и ресурсы для понимания процесса.

Вы можете начать с обучения детей основам общения, таким как активное слушание и конструктивное выражение чувств. Также полезно поговорить с ними о сопереживании и о том, как думать о точке зрения другого человека. Еще один полезный инструмент — предоставить им стратегии решения проблем, которые могут помочь им определить причину конфликта, а затем провести мозговой штурм. Наконец, помогая им практиковать эти навыки в благоприятной среде, вы поможете им развить свои навыки разрешения конфликтов.

 

Разрешение конфликтов в классе

Разрешение конфликтов является важным навыком для обучения учащихся. Важно научить детей, как эффективно общаться, как решать проблемы и как управлять своими эмоциями, когда у них возникают разногласия. Есть много стратегий, которые могут помочь в этом. Одна из стратегий состоит в том, чтобы предложить учащимся мозговой штурм составить список шагов по разрешению конфликтов. Это может помочь им осознать варианты, которые у них есть, когда они имеют дело с разногласиями.

Другая стратегия состоит в том, чтобы предоставить учащимся четкие представления о том, как разрешить конфликт. Дайте им такие стратегии, как обсуждение по очереди, выслушивание мнения другого человека и поиск решения, с которым могут согласиться обе стороны. Наконец, важно обеспечить безопасную и благоприятную среду, в которой все учащиеся могут чувствовать себя комфортно, выражая свои чувства и мнения. Обучая студентов тому, как эффективно справляться с конфликтами, мы можем помочь им вырасти добрыми и уважительными людьми.

Стратегии разрешения конфликтов в классе

Стратегии разрешения конфликтов в классе могут различаться в зависимости от возраста учащихся и серьезности конфликта. Тем не менее, некоторые общие стратегии, которые можно использовать, включают:

1. Установите четкие правила и ожидания в отношении поведения.

Как учителя важно установить четкие правила и требования к поведению учащихся в классе. Это поможет создать эффективную учебную среду и обеспечит понимание учащимися того, что от них ожидается. Также важно дать учащимся четкое представление о последствиях несоблюдения правил и ожиданий. Создание уважительной и безопасной атмосферы в классе необходимо для продуктивного обучения и развития.

2. Образцовое уважительное поведение и язык.

Все люди должны проявлять уважение к другим, их мнению и их работе. Все стороны должны относиться друг к другу с добротой. Учитель должен следить за тем, чтобы все воздерживались от использования оскорбительных выражений или любого поведения, которое может быть сочтено вредным.

3. Призывайте учащихся брать на себя ответственность за свои действия.

Учителя должны побуждать учащихся брать на себя ответственность за свои действия, чтобы научить их тому, как важно нести ответственность за свои решения. Взять на себя ответственность — ключевой жизненный навык, и учащиеся должны освоить его, чтобы стать успешными и ответственными взрослыми. Когда учащиеся берут на себя ответственность за свои действия, это помогает им учиться на своих ошибках и принимать более правильные решения в будущем.

4. Создавайте позитивную атмосферу в классе и позитивные отношения между учащимися.

Создание позитивной атмосферы в классе и позитивных отношений между учащимися необходимо для создания атмосферы обучения и роста. Позитивная атмосфера в классе помогает учащимся чувствовать себя желанными, уважаемыми и поддерживаемыми. Это также побуждает их идти на риск, проявлять творческий подход и участвовать в содержательных разговорах. Когда учащиеся имеют позитивные отношения друг с другом, они с большей вероятностью будут работать вместе и учиться друг у друга.

5. Признавайте и подтверждайте чувства каждого учащегося.

Признание и подтверждение чувств каждого ученика — важная часть работы эффективного учителя. Эта практика помогает создать в классе атмосферу, в которой учащиеся чувствуют себя в безопасности, уважают и принимают. Это также способствует созданию атмосферы доверия, общения и поддержки. Выслушивая каждого ученика и подтверждая его чувства, учителя могут помочь ученикам развить уверенность в себе и позитивные стратегии выживания.

6. Предложите учащимся провести мозговой штурм.

Учителя должны поощрять учащихся к мозговому штурму решений конфликтов, потому что это поощряет творческие навыки решения проблем и помогает учащимся развивать важные навыки, такие как общение, ведение переговоров и поиск компромисса. Мозговой штурм также позволяет учащимся работать вместе, чтобы найти новые решения, о которых они, возможно, не подумали бы сами.

7. Используйте успокаивающие техники, такие как глубокое дыхание и обратный отсчет.

Учителя должны использовать успокаивающие техники, такие как глубокое дыхание и обратный отсчет, при разрешении конфликта, потому что эти техники помогают снизить эмоциональную напряженность ситуации. Потратив несколько минут на то, чтобы сосредоточиться на глубоком дыхании и обратном счете, учителя могут помочь создать ощущение безопасности и контроля в классе, позволяя всем сторонам работать над достижением мирного решения.

8. Вовлекайте учащихся в установление правил и ожиданий в классе.

Разработка правил и ожиданий в классе в сотрудничестве с учащимися может стать отличным способом воспитать чувство сопричастности и ответственности за обучение. Когда учащиеся вовлечены в процесс принятия решений, они с большей вероятностью поймут и будут следовать правилам и ожиданиям.

Обучая учащихся этим стратегиям и предоставляя им необходимую поддержку, учителя могут создать атмосферу сотрудничества и понимания.

 

Заключение

Учителя должны применять упреждающий подход к разрешению конфликтов в классе. Развитие позитивной культуры в классе является ключом к предотвращению и разрешению конфликтов между учащимися. Очень важно, чтобы учителя установили четкие правила и ожидания, а также были последовательны и справедливы при их соблюдении. Учителя должны поощрять учащихся общаться друг с другом и практиковать активное слушание. Они также должны дать учащимся инструменты для решения проблем, которые помогут им преодолевать разногласия, и обязательно хвалить их, когда они используют эти навыки.

При возникновении конфликтов учителя должны сосредоточиться на том, чтобы помочь учащимся понять точки зрения друг друга и найти взаимоприемлемые решения. Прежде всего, учителя должны быть терпеливыми и понимающими. Конфликт — естественная часть жизни. Научиться уважительно разрешать конфликты может оказаться бесценным жизненным навыком. Надеемся, что эти стратегии разрешения конфликтов в классе помогут создать более позитивную атмосферу в школах.

INcompassing Education обеспечивает профессиональное развитие учителей в Индиане, а также профессиональное развитие учителей в режиме онлайн.

Добавить комментарий