Как развить воображение и фантазию у взрослых и детей: эффективные приемы и упражнения
Доброго дня, уважаемые подписчики и гости!
Как вы думаете, влияет ли воображение на достижение успеха в жизни? Альберт Эйнштейн говорил: “Успешный человек – всегда потрясающий художник своего воображения”. Именно творческая фантазия помогает нам придумывать что-то новое, находить нестандартные способы решения проблем.
Сегодня с вами поговорим о том, как развить воображение.
Что это такое и чем отличается от фантазииВоображение – это способность человека создавать в голове образы, представления и идеи объектов, основанных на реальности.
Именно логическая обоснованность отличает воображение от фантазии, которая представляет собой вымышленную ситуацию, создаваемую нашим сознанием. Фантазия не соответствует реальности, не подчиняется здравому смыслу, а лишь выражает желания человека.
Приведем простой пример. Представьте себе кошку. Получилось? У каждого из вас она вышла разного окраса, размера. Кто-то вообразил обобщенный образ с четырьмя лапами и ушами, а кто-то представил питомца в мельчайших деталях. Так сработало ваше воображение. Вы не раз видели в реальной жизни кошку, а потому воссоздать ее в своей голове вам не составило труда.
А теперь другой эксперимент. Если вас попросить придумать необычное животное, вы начнете фантазировать, т. е. сочинять. Ваши представления не будут основаны на пережитом опыте, физических законах и прочих знаниях. Можно насочинять что угодно, никаких ограничений нет. Вот это и называется фантазией.
Для чего нужно воображениеМногие полагают, что воображение необходимо в первую очередь творческим людям: художникам, композиторам, поэтам. Но это далеко не верно. Воображение является фундаментом креативного мышления. Без него невозможно было бы мечтать, строить планы, ставить цели, наслаждаться красотой. Воображение – это то, что отличает всех нас от животного мира.
Вот еще ряд преимуществ, говорящих в пользу этой способности:
- Расширяет границы возможного. Если ставить цели только на основе уже приобретенного опыта, то не получится достигать новых высот и границ.
- Дарит миру изобретения. Люди мечтали летать как птицы и придумали самолет. Они фантазировали о том, что смогут когда-нибудь беседовать с близкими, которые находятся далеко, и создали телефон. Все окружающие нас вещи, которые кажутся привычными, когда-то были созданы чьим-то воображением.
- Помогает решать проблемы нестандартно. Вместо того чтобы поступить как обычно, мы можем подключить креатив и найти новый необычный выход из ситуации. Иногда он оказывается гениальным и существенно упрощает жизнь.
- Приводит к открытиям. К примеру, Альберт Эйнштейн мечтал о таком месте, где было бы возможно остановить время и запечатлеть лучшие моменты своей жизни. Его размышления привели к созданию общей теории относительности, без которой человечество по-прежнему считало бы время величиной постоянной.
- Позволяет творить. Именно воображение способствовало созданию вселенной Marvel, знаменитых музыкальных композиций, величественных небоскребов, дизайнерской одежды и т. п. Без чьей-то фантазии в нашем детстве даже не было бы сказок и игр.
- Дает возможность любоваться красотой мира. Слышали когда-нибудь фразу “Поражает воображение”? Так говорят о глубоком звездном небе, бескрайних горных пейзажах, волнующейся морской глади. Человек, не наделенный творческим воображением, не станет подолгу смотреть, как горит огонь или льется водопад, ведь с практической точки зрения это бессмысленно.
Ученые утверждают, что воображение помогает создавать новые нейронные связи в головном мозге. За счет этого человек способен оказывать влияние не только на собственные привычки и действия, но и создавать вокруг себя желаемую реальность.
Существует несколько классификаций. Приведём самые распространенные.
По степени целенаправленности выделяют следующие виды воображения: активное и пассивное.
Активное стимулирует человека к созиданию, позволяет создавать что-то новое в профессиональной и творческой деятельности.
Оно делится на:
- Репродуктивное. Представляет собой воссоздание реальных образов, в основе которых лежит пережитый опыт.
- Продуктивное (или творческое). Образы создаются по собственному замыслу, почти без обращения к опыту.
Пассивное не имеет цели реализовать придуманные идеи.
Оно бывает двух форм:
- Непроизвольное. Это непреднамеренное воображение, которое бывает сложно или невозможно контролировать.
- Произвольное. Поддается контролю и связано преимущественно с маловероятными либо невероятными прогнозами на будущее. Это наши мечтания и грезы.
Воображение есть у каждого. Просто у одних оно развито хорошо, а у других, в силу логического склада ума, отодвинуто на второй план, и его нужно “расшевелить”.
Рассмотрим, что нужно делать, чтобы стимулировать развитие воображения:
- Заменить просмотр телевизора подходящим хобби. Сериалы и телепередачи – это вид пассивного отдыха, который не предполагает умственных и творческих усилий. А вот любая созидательная деятельность отлично развивает воображение и заодно делает счастливее. Отнюдь не обязательно быть экспертом в рисовании, лепке или сочинении стихов – творите в свое удовольствие. А вот о том, как развить творческие способности, вы можете прочитать в нашей отдельной публикации.
- Слушать музыку без слов. Готовые песенные тексты внушают нам чужие мысли. Даже когда мы слушаем песни на незнакомом для нас языке, это все равно ограничивает простор для размышлений. Соберите подборку самых разных мелодий и попробуйте подобрать для них собственные слова или образы. Лучше использовать для этого блюз, джаз или классику. Но тут, как говорится, дело вкуса. Кстати, можно также попробовать смотреть фильмы без звука, стараясь понять, о чем идет речь.
- Читайте книги разных жанров. В особенности полезна для воображения фантастика, фэнтези.
- Заведите дневник. Вы можете записывать туда любые интересные мысли, придумывать истории или просто рассказывать, как прошел ваш день. Писательская деятельность здорово подстегивает воображение и полет мыслей.
- Получайте новые впечатления. Ходите на выставки, посещайте музеи, общайтесь с интересными людьми, заменяйте привычные маршруты новыми, учитесь, путешествуйте.
- Не стесняйтесь мечтать. Мечты – это не только прерогатива маленьких детей. Взрослым тоже полезно пофантазировать о светлом будущем. Это развеет скуку и разовьет воображение.
А вот несколько задачек.
Задача № 1. Представьте в уме треугольник, каждая сторона которого равна 2 метрам. Теперь от основания этого треугольника мысленно проведите линию вправо, еще на 2 метра. Затем проведите точно такую же линию вправо от вершины параллельно первой и соедините их концы между собой. Какая фигура у вас получилась? Только никаких блокнотов! Задействуйте лишь свое воображение.
Задача № 2. В этом упражнении понадобится самопроверка. Ниже мы будем называть слова, а вы должны представить их в голове. Каждому образу вам нужно присвоить балл:
- если образа нет совсем – 0;
- если он слабый – 1;
- хороший образ – 2;
- очень яркий и отчетливый – 3.
Итак, слова будут разделены на несколько категорий:
- Зрительные образы – автомобиль, воробей, вишня, супермаркет.
- Слуховые – лай собаки, школьный звонок с урока, раскаты грома.
- Осязательные – кошачья шерсть, ветер, ползущая по руке божья коровка.
- Обонятельные – клубника, свежескошенная трава, чеснок, костер.
Вы можете добавлять любые образы в приведенные категории.
Перед выполнением следующего упражнения советуем почитать о том, что такое ассоциации.
Задача № 3. Вам нужно подобрать объекты-ассоциации к разным цветам. К примеру, когда вы слышите “фиолетовый”, что приходит на ум? Возможно, это баклажан, машина такого цвета, оттенок радуги и т. п. А оранжевый, серый, бордовый? Подберите как можно больше предметов или явлений.
Задача № 4. Нам помогут друдлы. Это графические головоломки, представляющие собой условные изображения, которые нужно дорисовать до осмысленного предмета. Этим можно заниматься как в одиночку, так и в компании.
Как может происходить процесс:
- Каждый игрок по очереди приводит свою версию того, что изображено на картинке. У кого нет версии, тот вылетает из игры. Действие продолжается до тех пор, пока не останется один победитель.
- Один игрок-ведущий рисует графическую заготовку и предлагает остальным участникам придумать продолжение. Выигрывает тот, у кого будет больше идей.
Мы привели пример того, как выглядят друдлы.
Методы и упражнения для детейМалыши в первую очередь копируют поведение взрослых. А потому если вы хотите развивать у своего ребенка воображение и фантазию, то взращивайте эти способности у себя.
Приведём некоторые рекомендации:
- Читайте вместе с ребенком книги с фантастическим сюжетом, а после обсуждайте детали, спрашивайте, как могли бы выглядеть герои, если бы их рисовал сам малыш. Подросткам можно предложить для прочтения произведения Жюля Верна, братьев Стругацких.
- Задавайте необычные вопросы. К примеру, поинтересуйтесь, какой сверхъестественной способностью ребенок хотел бы быть наделен или какого животного, по его мнению, не хватает в природе. Что будет, если электричество навсегда исчезнет или люди будут жить под водой, а рыбы обитать на суше?
- Спросите, как изменилась бы жизнь ребенка, если бы он вдруг стал величиной с карандаш или, наоборот, стал большим, как великан. Пусть пофантазирует и расскажет, как может проходить его обычный день.
- Предложите ребенку представить себя растением, камнем, птицей, динозавром, акулой, насекомым и пр. Задавайте вопросы о том, что он чувствует, какие желания у него возникают, чего или кого он боится и т. п.
- Включите мультфильм, который ребенок еще не смотрел, и попросите озвучить его наугад. Кстати, можно взять на себя роли разных героев и тренироваться вместе.
В завершение приведём небольшую подборку литературы для тех, кто хочет больше углубиться в тему воображения:
- Майкл Микалко “Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно”
- Майкл Микалко “Взлом креатива. Как увидеть то, что не видят другие”
- Дэн Роэм “Визуальное мышление”
- Асоскова Ю., Кинякина О., Захарова Т. “Мозг на 100 %. Интеллект. Память. Креатив. Интуиция”
- Кристоф Ниманн “Скетчи по воскресеньям”
- Эстанислао Бахрах “Гибкий ум”
- Марк Леви “Гениальность на заказ”
- Эдвард де Боно “Шесть шляп мышления”
- Остин Клеон “Кради как художник. 10 уроков творческого самовыражения”
- Марина Москвина “Учись видеть. Уроки творческих взлетов”
- Джона Лерер “Вообрази. Как работает креативность”
Также рекомендуем Курс на развитие творческого мышления от платформы Викиум.
Он поможет не только развить воображение и внимание, но и научиться создавать и воплощать свои идеи, находить нестандартные решения.
Программа состоит из 16 уроков с видео, графическими схемами и заданиями.
ЗаключениеМы с вами узнали, насколько важно воображение для человека и какими методами можно развить эту полезную способность. Следуйте приведенным инструкциям, и пусть в вашей жизни будет больше места для творчества и созидания.
А какие упражнения вам понравились больше всего? Что возьмете на заметку?
Не забудьте подписаться на обновления Quasa Media. У нас готовится еще много интересного для вас. Желаем удачи!
Как развить воображение
Важным аспектом творческого мышления является способность к воображению. По сути воображение является источником всех форм человеческих достижений и кардинально меняет мир. Без воображения наша способность генерировать идеи, видеть вещи не такими, как они есть, а такими, какими они могут быть, сильно ограничена. Наше воображение питают наши знания. По своей природе мы сравниваем новый опыт с тем, который у нас уже есть.
Поэтому развить свое воображение можно при накоплении знаний. Чтение книг или публикаций, но не тех, которые вам кажутся интересными, а с которыми вы изначально не согласны или которые кажутся скучными, — один из способов накопить знания. Чтение, особенно художественной литературы, является лучшей тренировкой воображения, так как мозг должен представлять образы и концентрироваться на них. Хорошей, но менее доступной, особенно в текущей ситуации, возможностью развить свое воображение являются путешествия. Знакомство с незнакомой культурой, людьми, кухней стимулируют воображение. Вот еще несколько проверенных способов развить воображение.
Жажда знаний на протяжении всей жизни способствует креативности. Постоянно учась и развиваясь, вы наполняете свой ум идеями и расширяете свое мышление. Стремитесь быть открытым для новых концепций и подходов. Это включает в себя готовность попробовать разные идеи, а не просто отклонять что-то, с чем вы не согласны. Это также означает готовность подвергать сомнению все концепции, сохранять мотивацию и интерес к окружающему вас миру. Работайте над развитием знаний как вертикально, глубоко погружаясь в конкретную тему, так и горизонтально, накапливая информацию в самых разных областях. Обладая широким спектром знаний, вы сможете генерировать более интересные новые идеи.
Для развития воображения любопытство необходимо, однако все из нас устают от непрерывного информационного потока. Медитация в течение 15–20 минут после и перед сном помогает успокоить мозг и устраняет информационный шум, которым мы наполняем наши головы каждый день. Хорошо отдохнувший ум обладает более высоким потенциалом, чтобы изучать новые вещи и выдвигать креативные идеи.
Существуют различные методы медитации, которые вы можете использовать, чтобы улучшить воображение. Если вы не готовы медитировать, то можете использовать любое медитативное занятие: вязание, рисование, вышивка. В частности, рисование уменьшает стресс и помогает найти решения текущих проблем. Возьмите с собой блокнот или загрузите приложение для рисования и просто дайте волю своему воображению. Вам не обязательно быть хорошим художником, просто рисуйте то, что появляется в вашей голове.
Хорошим медитативным процессом может стать и ведение дневника. Когда вы описываете события из своей жизни, воспоминания или просто делитесь своими мыслями, то реконструируете и заново анализируете свой день и даже целую жизнь. Это исследование приводит к интересным выводам и вы подмечаете то, что никогда не заметили бы ранее и просто прошли бы мимо. Кроме того, вы начинаете понимать, почему отреагировали или поступили определенным образом и, возможно, представить, как вы будете действовать по-другому в будущем.
Физическая активность также стимулирует наш разум. Неважно, какие упражнения вы делаете или какой спорт предпочитаете, любая нагрузка снижает стресс и дает выход новым идеям.
Не поддавайтесь мифу о том, что люди с развитым правым полушарием более креативны. Истинное творчество приходит от использования двух полушарий мозга. Самые творческие идеи должны быть логичными и рациональными, чтобы работать. А наиболее научные и аналитические подходы должны быть уникальными, продуманными и изобретательными. Поэтому попробуйте делать вещи нестандартно: писать свое имя или чистить зубы не доминирующей рукой, надеть часы на другую руку или писать задом наперед (как Леонардо да Винчи). Когда вы едите на работу, то старайтесь менять маршрут. Смена декораций, даже простая, может помочь запустить вашу творческую сторону. И чтобы ваш разум мог отдохнуть, попробуйте хотя бы иногда ездить на работу без музыки.
Нестандартное поведение тесно согласуется с поиском новых впечатлений. Не бойтесь делать что-то новое и будьте открыты для нового опыта. Найдите для себя хобби, запишитесь на курсы, посетите новое кафе или место в городе, в котором вы никогда ранее не были. Впечатления дают пищу для размышлений, способствуют знакомствам и общению с людьми. Коммуникация и наблюдение за людьми также развивают воображение.
Еще один эффективный способ улучшить воображение — упражнение с визуализацией. Мы приведем один вариант такого упражнения ниже.
1) Начните с того, что закройте глаза и сделайте несколько успокаивающих вдохов, чтобы заглушить волнующие вас мысли.
2) Представьте, что вы входите в новую комнату дома. Вы открываете дверь и начинаете осматривать комнату стена за стеной. Не торопитесь, визуализируйте первую стену, мебель, окна, декор и т. п. Это должно занять минуту или две. Позвольте себе увидеть цвета этой комнаты, формы, общий контур и так далее.
3) Теперь перейдите к следующей стене и повторите процесс для каждой стены комнаты.
4) Как только вы осмотрите каждую сторону, позвольте себе заполнить детали. Остались ли какие-то предметы? Что-нибудь неуместно? Свет включен или выключен?
5) Откройте глаза и попытайтесь вспомнить смоделированную вами комнату. Вам будет сложнее, потому что информация, которая поступает к вам через зрение, мешает ментальной картине. Чем больше вы будете выполнять это упражнение, тем более ясно и творчески вы будете мыслить в повседневной жизни.
Заключение
Хорошее воображение — это источник творчества и инноваций, который может найти свое выражение во всех сферах деятельности: от технологий и науки до искусства и литературы. Работа над воображением поможет вам мыслить нестандартно, что точно пригодится как на работе, так и в личной жизни.
Роль притворства во взрослой жизни
«Вы не можете изменить прошлое, но вы можете изменить свое отношение к прошлому».
Мы часто слышим, как важно для детей использовать свое воображение. Но знаете ли вы, что взрослые могут стратегически использовать воображение и играть, чтобы управлять своими эмоциями и чувствовать себя лучше? На самом деле использование фантазии — это один из способов, с помощью которых травматологи залечивают психологические раны.
Удивительный научный факт: Мозг не может отличить фантазию от реальности. Например, когда я представляю, что бегу, данные показывают, что мой мозг в значительной степени реагирует так, как будто я действительно бегу. Это помогает объяснить, почему использование воображения и фантазии является мощным инструментом для улучшения самочувствия.
Попробуйте этот быстрый эксперимент:
Замедлите темп, сделав четыре или пять глубоких вдохов. Создайте яркий образ кого-то или чего-то, что приносит вам радость и покой: церковь, пляж, ваш партнер или лучший друг, вкусная еда, выигрыш в спортивном матче, ваша любимая песня — все, что вызывает у вас улыбку. Оставайтесь с изображением и продолжайте повышать его резкость.
Заметили изменения в своем физическом состоянии? Изменилось ли ваше дыхание или частота сердечных сокращений? Вам стало теплее? Более раслабленный? Если это так, поздравляем! Вы просто использовали свое воображение, чтобы сделать что-то физическое. Чтобы чувствовать себя лучше, физически.
Хотя известно, что эта техника невероятно хороша для повышения чувства эмоционального благополучия, в нашей культуре существует предубеждение против взрослых, использующих фантазию и игры с воображением. Некоторые считают фантазирование морально неправильным — например, представление о том, что вы делаете что-то плохое, может считаться табу — таким же вопиющим, как и реальное совершение чего-то плохого.
Одним из примеров табу на фантазии являются сексуальные фантазии. Почти каждый, с кем я говорил о сексе, чувствовал себя виноватым из-за своих сексуальных фантазий.
Что, если бы вы могли использовать фантазии без чувства вины или стыда и могли бы свободно фантазировать, чтобы чувствовать себя лучше и вместо причинения вреда другим? Это часть того, чему я (и многие другие терапевты) учу.
Вот четыре способа использовать свое воображение, чтобы почувствовать себя лучше:
1. Представьте спокойное место, где можно успокоиться
Когда вы расстроены, представьте как можно живее спокойное, удобное место по вашему выбору и глубоко вдохните. Почувствуйте себя расслабленным. Добавьте ощущений, чтобы сделать вашу фантазию более реалистичной. Например, если вы представляете себе пляж, почувствуйте запах соленого воздуха и приятный ветерок на своей коже.
2. Высвободите гнев, представив, что вы хотите сделать с человеком, который вас разозлил (Родители, это отличный способ помочь рассердившемуся ребенку. )
Ваше истинное истинное Я — любящее и сострадательное. Но когда срабатывает гнев, вами овладевает конкретная биологическая повестка дня: вы хотите атаковать, чтобы защитить и защитить себя! Чтобы безопасно разрядить интенсивную эмоциональную энергию в вашем организме, попробуйте представить, что ваш гнев «хочет сделать».
Например, когда мне было 4 года, я иногда пытался ударить свою младшую сестру, когда она привлекала внимание, которого я хотел. Мама учила меня, что злиться на сестру — это нормально, но бить ее — это нормально. Она учила: «Мы не бьем людей!» Она купила мне надутую боксерскую грушу клоуна Бозо и сказала, что я могу притвориться, что это моя сестра, и бить ее, сколько захочу! Мне понравилась эта идея.
Мне приятно, даже когда я вспоминаю об этом 45 лет спустя. Моя мать, во многом опередившая свое время, знала, что если заставить меня чувствовать себя виноватой, это только разожжет негативные чувства между моей сестрой и мной. Предоставление мне выхода для моего воображения превратило что-то ядовитое в игру. Моя сестра остается моим лучшим другом.
3. Представьте, что ваш собственный идеальный «родитель», созданный на заказ, будет любить вас именно так, как вам нужно. Вы можете выбрать реального человека, вымышленного персонажа, Бога в той форме, которая кажется вам подходящей, или даже животное.
Прелесть фантазии в том, что нам не нужно ограничиваться логикой. Пусть это существо утешит тебя. Представьте, насколько глубоко вы чувствуете его или ее любовь. Если вам нравятся объятия (как и мне), используйте свое воображение, чтобы на самом деле почувствовать объятия на своей коже. Сотвори все, что тебе нужно.
4. Используйте сексуальные фантазии, чтобы оживить долгосрочные отношения. Постарайтесь отложить в сторону чувство вины и приблизиться к фантазии, как к чистому холсту.
Представьте себе все, что вас волнует, и передайте эту энергию своему партнеру. Это далеко не предательство вашего партнера. Это любящее дополнение к вашим отношениям, которое помогает поддерживать вашу реальную человеческую связь.
Подводя итог:
Дайте себе радикальное разрешение использовать свое воображение любым удобным для вас способом. Эксперимент! Делайте больше воображаемой игры, которая вам больше нравится. Если что-то не приносит облегчения, не корите себя — просто продолжайте тестировать и играть. Использование воображения и фантазии поддерживает наш творческий потенциал, держит наш мозг «в форме» и — теперь вы знаете — в буквальном смысле заставляет нас чувствовать себя лучше.
Сильный предиктор творческого потенциала взрослых – Роуз и Рекс
Глядя на наших детей, счастливо играющих на полу, мы часто задаемся вопросом, какими взрослыми они вырастут. Ранние признаки атлетизма или определенные навыки, такие как сильные способности к рисованию, могут дать нам очевидные подсказки, но для тех детей, которым суждено оставить свой след в мире в интеллектуальном плане, признаки менее очевидны.
Мишель Рут-Бернштейн, ученый, специализирующийся на изучении истоков творчества, потратил годы на изучение увлекательной теории: дети, создающие сложные воображаемые миры, вырастут и внесут значительный вклад в мир необычным творческим образом. Возможно, этим вкладом станут новаторские литературные шедевры, новаторские технологические достижения или новаторская реорганизация традиционных социальных условностей. Независимо от обстановки, Рут-Бернштейн предполагает, что уровень творческого успеха можно предсказать по этой безобидной детской деятельности.
В мире научного анализа воображаемый мир известен как «паракосм», а процесс игры в нем известен как «мировая игра». Рут-Бернштейн посвятила целую главу своей теории книге «Международный справочник по одаренности», где она описывает все предыдущие исследования, подтверждающие ее гипотезу, и описывает тонкости примечательного паракосма.
Ролевые игры начинаются в возрасте около двух лет, обычно с куклами и фигурками. Примерно 1 из 30 детей продолжит развивать эту деятельность в чрезвычайно сложном мире, созданном по их собственному проекту. Не просто несколько зданий Lego для их фигурки Супермена, чтобы прыгать или охотиться на злодеев, но и совершенно новый мир, созданный их воображением, со своими картами и территориями, социальными правилами и действиями и, возможно, даже языком. В течение месяцев или лет они снова и снова будут возвращаться в этот мир, играя в нем и продолжая вносить в него очень целенаправленный и решительный вклад. Рут-Бернштейн описывает характеристики мировой игры как включающие в себя «воображаемое поглощение, обучение со свободным выбором и страстное упорство».
Исторически сложилось так, что многие известные творческие взрослые, в первую очередь, сестры Бронте, сообщают, что большую часть своего детства занимались проектированием и игрой в своих собственных уникальных воображаемых мирах. Шарлотта, Эмили, Энн и их брат Бронвелл создали «Великий стеклянный город», столицу «Вердополиса», воображаемой африканской страны. Начавшись с игрушечных солдатиков, военные кампании которых контролировались братьями и сестрами, воображаемый мир расширился и превратился в полностью реализованную цивилизацию с сотнями воображаемых граждан (с сюжетными линиями), пейзажами (с иллюстрациями) и аксессуарами (включая журналы, которые изготавливали дети).
Различные другие известные авторы также сообщают о создании столь же сложных миров, в том числе Роберт Льюис Стивенсон, К. С. Льюис и Гертруда Стайн; однако литературные достижения — не единственный продукт этого особого вида детского творчества. Актер Питер Устинов, философ Фридрих Ницше и композитор Вольфганг Амадей Моцарт оставили свидетельства детской игры в мир.
Роберт Силви, имя менее известное, но не менее важное с исторической точки зрения, в детстве создал тщательно продуманный паракосм с картами, газетами, историей, конституцией, календарями и финансовыми таблицами. Он вырос, чтобы создать совершенно новую область исследований аудитории для BBC, сочетающую статистику, социологию и психологию. В знак признания его успеха в карьере он был награжден OBE (Офицер Ордена Британской империи) в 1960. Его история иллюстрирует, как замечательное творчество может проявляться не только в художественных занятиях, но и в статистической или научной деятельности.
Согласно Рут-Бернштейну, мировая игра в детстве также является важным показателем интеллектуальной одаренности.