какие воспоминания вытесняет наше сознание и стоит ли их возвращать
Память — это сложный познавательный психический процесс, который позволяет человеку запоминать, сохранять и воспроизводить опыт из прошлого. Именно благодаря памяти в нашем сознании возникают не только отдельные предметы, люди, моменты, но и выстраиваются целые образы и линии событий. Память формирует нашу личность с рождения и до нашей смерти. Но порой воспоминания могут и разрушать нас. О том, как это происходит, рассказала эксперт платформы DoTherapy при Московском институте психоанализа Екатерина Сурат.
Что происходит с воспоминаниями?
Если говорить о феномене памяти в целом, то в первую очередь стоит понимать, что человек не может помнить все. Если бы мы накапливали в голове весь прожитый опыт без механизма забывания, мы бы просто сошли с ума. Наш мозг подобен компьютеру: есть оперативная память (сознание), а есть накопительная (бессознательное).
Говоря о бессознательном, сразу вспоминается Зигмунд Фрейд, однако он был не первым. Философы начала XIX века в лице Фридриха Шеллинга, Артура Шопенгауэра, Эдуарда фон Гартмана, французские ученые конца XIX века, такие как Пьер Жане и Альфред Бине, уже активно использовали этот термин в своих работах. Но Зигмунд Фрейд был первым, кто на многочисленных примерах и обильном клиническом материале показал, как именно бессознательное влияет на нашу сознательную жизнь.
Благодаря нервной системе человек воспринимает окружающий мир через обширную схему рецепторов, чувствительных к внешним импульсам: цвет, свет, звуки, запахи, прикосновения и т. д. При сознательном фиксировании эти впечатления остаются с нами, откладываются в памяти. Мы можем их воспроизводить и анализировать. Остальной огромный объем информации, которая проходит через нас, чаще всего не воспринимается сознательно. На то есть две причины: она не актуальна для нас, так как не окрашена эмоционально и не соответствует нашим потребностям, или же она, наоборот, имеет слишком сильный эмоциональный заряд, который не может быть разрешен по ряду независящих от нас причин. Однако такая информация не исчезает бесследно: эти впечатления оседают в бессознательном.
Наша психика устроена так: если мы чего-то очень желаем, но цель остается недостижимой, мы просто вытесняем эти желания в бессознательное. Подобное вытеснение происходит из-за конфликта сознательного и бессознательного: сам этот процесс является неотъемлемой частью работы психического аппарата.
Откуда берется этот конфликт?
Человеческий вид в своем развитии проходил эволюционные этапы, и из существа биологического он становился существом социальным. Можно утверждать, что появление психики у человека связано с появлением способности к общению. Ведь через психические процессы мы отражаем действительность для ориентирования и активного взаимодействия с ней, а также управляем своим поведением в окружающем мире. Кроме того, человек остается биологическим видом, который должен подчинить свои потребности жизни в обществе. В этом ему и помогает сформировавшаяся способность психики защищать себя от недопустимого внутреннего возбуждения или неприятного внешнего воздействия. Такие предохранители поддерживают нашу способность нормально функционировать и взаимодействовать с другими людьми, и при этом удовлетворять свои биологические потребности.
Если человеческая история кажется далекой и неоднозначной, можно обратиться к ребенку. Ведь он, подобно древнему человеку, рождается девственным, наделенным только биологическими инстинктами. Малышу нужна пища, безопасность, тепло и забота, чтобы продолжить жить. Для удовлетворения своих потребностей он вступает в контакт со взрослым, с которым и устанавливается коммуникация: сначала невербальная, тактильная на уровне ощущений, по мере роста она усложняется. Ребенок проходит разные стадии развития, возрастные кризисы, тем самым формируя основу своей психики. Как именно сработает механизм вытеснения воспоминаний, зависит от того, как человек рос, в какой среде, в каких обстоятельствах, какие отношения у него сформировались с близкими, как удовлетворялись его базовые потребности. Разные события и травматичный опыт влияют на становление и формирование нашей личности. Поэтому не существует универсального определения, какие именно воспоминания вытесняются, а какие нет. Для каждого человека этот процесс происходит индивидуально.
Как влияет бессознательное на сознательную жизнь?
Вытесненное совсем не значит забытое. В своих исследованиях Зигмунд Фрейд показал широту, силу и многоликость влияния бессознательного. От сновидения до невроза, от «случайных» оговорок до возникновения религии, от сексуальности до формирования общественных институций, от раннего развития ребенка до характера и поступков зрелого человека — везде бессознательное переплетается с сознательным. В душе отдельного человека, в семье, в группе людей и в обществе в целом значимые причинно-следственные связи между явлениями могут людьми осознаваться (ассоциироваться) или не осознаваться (диссоциироваться). Всегда есть причина для вытеснения чего-либо из сознания, и причина этого — бессознательное желание не знать, не брать на себя ответственность за какие-то собственные мысли, желания и действия. Яркий пример — письмо, на которое не хочется отвечать, легче оставить на потом, а затем и вовсе забыть — вытеснить, а конфликт в том, что отвечать надо: хочется по причине вежливости и чтобы корреспондент не обиделся, и не хочется по каким-то другим причинам.
Еще в детстве в нашей психике формируется тот самый внутренний конфликт сознательного и бессознательного. А вытеснение в дальнейшем становится следствием этих процессов. Во взрослой жизни какие-то обстоятельства могут пробудить в нас этот внутренний конфликт, вызвать реакцию, которая может проявиться в самых разных формах. И зачастую, пока человек не осознает его, он может чувствовать себя беспомощным под натиском проявляющихся невротических симптомов.
В большинстве случаев самостоятельно разобраться с подобной ситуацией почти невозможно. Человек может постоянно ощущать, что что-то не так, но не осознавать, в чем кроется корень. Поэтому для решения таких конфликтов необходим человек извне, который поможет посмотреть на ситуацию со стороны и перенести вытесненные воспоминания из бессознательного в сознательную область для проживания. Так работает психотерапия. Все современные психодинамические подходы вышли из психоанализа, потому что именно он показал, что проблемы человека лежат не только в плоскости «здесь и сейчас», но и уходят вглубь нашей личной истории.
Можно ли вспомнить все? И стоит ли?
Главный инструмент для тех, кто решает «вспомнить все», — психоанализ. Он дает возможность настоящего знакомства с самим собой, с теми мыслями и воспоминаниями, которые раньше мы не осознавали, но которые всегда были частью нашей жизни, формировали нашу личность, оставляли следы конфликтных для психики ситуаций.
Важно понимать, что такое «знакомство с собой» — самое увлекательное приключение, но не обязательное. Далеко не всегда стоит вспоминать забытые вещи, чтобы обнажить истину. Такой подход необходим только в случаях, когда внутренний конфликт сознательного и бессознательного становится очевидным и буквально мешающим жить фактором, перерастая в клиническую проблему.
Так, характерным признаком внутреннего конфликта могут стать навязчивые мысли, девиантное поведение, возникновение страхов, фобий, проблемы с социальной жизнью, коммуникацией с другими людьми. То есть стоит беспокоиться о ментальном здоровье тогда, когда мы превращаемся в заложников повторяющихся реакций и событий, причины которых мы не в силах определить.
В целом вытесненные события не являются угрозой для нас. Мы выросли с ними, они нас сформировали, поэтому, если не возникает критических ситуаций, лучше их не беспокоить. Если же вы замечаете, что смены настроения и постоянный стресс становятся неконтролируемыми, навязчивыми, — придется разбираться с внутренними состояниями.
Назад в прошлое
Возвращаясь к вытесненным воспоминаниям, стоит в первую очередь обратить внимание не на их содержание, а на события, происходившие вокруг, и наши реакции на них. Именно они сформировали привычку определенного поведения в нашем настоящем.
Если говорить о методике выуживания из памяти вытесненных моментов, то здесь главный инструмент — ассоциация. Она запускает в нас автоматическую цепочку реакций, которые связаны с событиями из детства. Но не всегда то событие, на котором был сфокусирован человек в момент получения воспоминания, является причиной невроза. Порой событие и реакция на него не соответствуют друг другу — в таких случаях принято анализировать другие произошедшие в то же время моменты и оценивать степень их влияния на психику конкретного человека. Поэтому сложность самоанализа заключается в том, что нам очень трудно эти несоответствия в себе заметить.
В практике со специалистом также существуют различные нюансы — так сказать, «оживление» таких воспоминаний. Например, есть случаи, когда эксперт видит, что человек хорошо рефлексирует, способен смотреть на ситуации под разными углами, спокойно реагирует на небольшие раздражители, — тогда он может напрямую задать провокационный вопрос, который станет тем самым триггером, вырвет из памяти цепочку событий прошлого. Однако если в ходе терапии или анализа эксперт понимает, что подобное может спровоцировать кризис и буквально навредить человеку, то подбираются иные способы решения проблемы в настоящем.
Психика человека — тонкая материя, которая требуется бережного и профессионального подхода. Поэтому, самостоятельно экспериментируя над своими внутренними состояниями, нужно быть невероятно аккуратными и помнить, что серьезные невротические проблемы лучше решать с помощью специалиста.
Читать онлайн «Как вспомнить свою жизнь», Александр Макушенко – Литрес
© Александр Макушенко, 2021
ISBN 978-5-0053-6545-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
У тебя такое было, что у тебя вспомнилась реальность? Не важно когда: два года, восемьдесят. Ты вспомнил все, что забыл. Как получил кому в пятнадцать лет, как остервенело звал апостолов на ужин и получил отказ, а потом… запил с Христом на целую вечность и попал в вытрезвитель с ясной головой.
Когда ни будь ты вспомнишь свою жизнь. И важно знать, что это будет последний этап в твоей жизни. Во первых, что ты умеешь на самом деле? Любой опыт будет ценен, только пойми, что ты не на работу принимаешься, а просто учишься жить. И все что ты вспомнишь, будет просто посильной ношей на все века. Скажем так, ты отрицаешь действительность, говоря, что у тебя есть опыт, которого нету у нас. Мы были правильные. И не просто правильные, а единственные, кто допущен к управлению Планетой, под именем Земля, которая расцветает и множится под своим именем. Все что надо знать, ты знаешь. Твоя работа всегда будет зависеть от тебя, и все, что надо знать, ты имеешь с лихвой. Все что ты умеешь, поверь, отражает всего лишь твой путь. А свой путь ты забыл.
Вспомнить все во сне. Ты узнаешь как. Проблема в том, что во сне ты вспомнить будущее. А это очень трудный опыт.
Конечно, пытаясь примирится с реальностью, ты забудешь все как только проснешься. И будет целая головная боль – вспомнить все то, что ты забыл на утро. Никто не помнит своих снов. А иначе бы ждали их каждое утро и молились лишь о том, а да, поверь, всего лишь о том, чтобы вспомнить все свои сны и прикоснутся к реальности, которая Существует.
Не все проанализировано. Замечено, что люди, которые бросили курить, очень мечтают о том, чтобы снова взяться за интересное себе дело: поглощать никотин в дозах, едва соизмеримых с реальностью. Но потом становится ясно, что они тайком курят. И как всегда – во сне!
Нет ничего страшного, если ты получил оживленный сон, в котором начинаешь понимать суть происходящего. Лично я во сне не пью. Но однажды…. нажрался, как евнух. И все стало на свои места. И все мои товарищи, которые едва ли понимают, что такое кошелек, принялись считать деньги, усекая внимание на том, как скорее привести себя в чувство, что будет аналогично солидной пьянке на вечер. И это они???
Последний сон во вселенной: ты правишь и считаешь свои деньги. Если ты такой упрямый, то сосчитай деньги маразматика, что правит вместе с тобой. Он евнух, тратит их направо и налево. Все что ты хотел, это пачку чая, отличную сигару и престижный автомобиль, чтобы тебя доставили к трону чуть быстрее, чем на трамвае. И свой, потому что такси для последнего из правителей планеты уже надоел.
Все, что ты просил у Царя Вселенной, это выпивка, пару сигарилл и девушку. Девушку он одобрил и подарил всех, что только видел. Сердцем они твои и бредят о тщеславии Времени, что сокрыта в твоем наследии. Но о ни бредят меньше. Отчаянные и незыблемые. Первая ошибка. «Молчи», сказал тебе голос и успокоился. «Ты потеряешь все».
7 приемов, которые помогут вам запомнить почти все
Опубликовано: 26 мая 2023 г.
Резюме
Методы запоминания могут помочь вам запомнить имена, даты и многое другое, чтобы повысить свою продуктивность и деловые отношения. Попробуйте эти семь простых приемов, чтобы улучшить память.
Объем памяти нашего мозга безграничен. Однако припоминание — фактический доступ к информации в наших воспоминаниях — является камнем преткновения.
Такая простая вещь, как запоминание имени, может показать, что вы активный слушатель, и будет рассматриваться как знак уважения. Это может создать определенный уровень комфорта, особенно с кем-то, кого вы только что встретили, что делает его полезным инструментом для установления новых деловых отношений.
Некоторые люди могут обнаружить, что лучше запоминают визуальную информацию, в то время как другие могут обнаружить, что лучше всего запоминают слуховую информацию. Некоторые люди обладают фотографической памятью и могут запомнить все, что видят.
Однако можно тренировать память, чтобы помнить больше, чем вы когда-либо считали возможным. Есть также несколько приложений и методов, которые могут помочь вам запомнить практически все.
Преимущества методов запоминания
Увеличение емкости памяти дает множество преимуществ. Вот некоторые из них:
Повышение производительности труда
Применяя на рабочем месте трюки с памятью, вы сможете лучше запоминать информацию, которая вам нужна ежедневно. Это поможет вам работать эффективнее и совершать меньше ошибок.
Уменьшение стресса и беспокойства
Методы запоминания могут помочь вам вызвать положительные воспоминания во время стрессовой ситуации, чтобы потенциально уменьшить беспокойство. Когда ваша нервная система спокойнее, вы можете чувствовать себя более непринужденно и сосредоточиться на настоящем моменте, чтобы справиться с трудностями.
Построение отношений
Вы можете получить большую пользу в построении отношений, если вспомните что-то о других людях, особенно конкретные детали. Это поможет друзьям, семье и сотрудникам почувствовать, что их ценят и ценят.
7 способов запоминать вещи
Если ваша память нуждается в ускорении, вам повезло.
1. Используйте визуальную ассоциацию.
Этот трюк с памятью работает по двум причинам. Мы естественным образом запоминаем визуальные сигналы лучше, чем слова. Кроме того, чем больше органов чувств вы задействуете при изучении или запоминании чего-либо, тем лучше вы будете это вспоминать.
Скажем, вам нужно не забыть представить предложение клиенту к 10 утра. Вы можете запомнить свою задачу, визуализируя свое предложение поверх будильника, на котором написано «10 утра». Хитрость здесь заключается в том, чтобы сделать картинку максимально яркой. Представьте себе будильник с мигающим временем и звоном будильника и сфокусируйтесь на нем, чтобы он стал полностью реальным в вашем уме.
2. Используйте метод фрагментации.
Техника фрагментации — это трюк с памятью, используемый нашим мозгом для разделения больших фрагментов информации на более мелкие, более удобоваримые блоки.
Три основных этапа фрагментации включают группировку, поиск шаблонов и организацию информации по смыслу. Например, лучше запомнить номер телефона тремя отдельными фрагментами, а не одной длинной последовательностью цифр.
3. Придерживайтесь режима.
Если вы выстроите распорядок дня в областях, где у вас недостаточно памяти, вы, вероятно, будете лучше запоминать вещи. Например, если у вас есть ужасная привычка терять ключи, попробуйте создать привычку вешать их на крючок прямо у входной двери, как только вы вернетесь домой.
Естественно, мы лучше запоминаем зрительные образы, чем слова. Чем больше органов чувств вы задействуете при изучении или запоминании чего-либо, тем лучше вы будете это вспоминать.
Вскоре это войдет в привычку, и вы всегда будете знать, где ваши ключи, когда выходите за дверь.
4. Используйте стишки и песни в качестве методов запоминания.
Стихи могут стать мощным средством для улучшения вашей памяти. Если я спрошу вас, где в Испании идут дожди, вы ответите: «В основном на равнине». Если вы увидели Моя прекрасная леди Вы сразу вспоминаете песню «Дождь в Испании».
Создание собственной быстрой и простой песни для тренировки памяти может быть полезным и забавным. Например, вы можете создать песню, чтобы запомнить краткий список задач, которые вам нужно выполнить, или краткий список продуктов. Вы даже можете придумывать короткие мелодии, когда узнаете что-то новое для работы или учебы, и это может помочь вам вспомнить подробности о людях.
5. Используйте сокращения.
Одним из популярных методов являются мнемонические приемы. Этот метод включает в себя создание простой, запоминающейся фразы или изображения для представления большей части информации. Фразу «Каждый хороший мальчик заслуживает помадки» можно использовать для запоминания нот на линиях скрипичного нотоносца (ми, соль, си, ре, фа).
6. Используйте приемы памяти, чтобы запомнить имена.
Если вы помните имя нового знакомого или коллеги, вы показываете, что они важны для вас. Стоит потратить некоторое время на создание специальных приемов для запоминания имен, которые могут помочь людям запомнить вас на рабочем месте и за его пределами.
Вот некоторые из них:
- Повторяйте имя человека, когда он представляет себя. Повторение помогает закрепить новую информацию в вашем сознании. Повторите это позже, либо вслух, либо прямо, чтобы помочь ему закрепиться.
- Сосредоточьтесь на некоторых особенностях человека, которые помогут вам его запомнить. Может, Гейл носит очки, а у Барри карие глаза. Это особенно полезно, если вы встречаете более одного человека с одним и тем же именем. Вы можете создать ассоциацию и практиковать ее в уме.
- Еще одна полезная стратегия — попытаться связать новую информацию с чем-то, что вы уже знаете. Таким образом, новая информация менее изолирована и легче запоминается.
- Свяжите их имя с чем-то конкретным из телевидения, истории или личного опыта. Например, когда вы впервые встречаете человека по имени Ричард, вы можете представить его с короной на голове. Когда вы встречаете человека по имени Елена, вы представляете его на корабле, осаждающем Трою.
7. Загрузите приложение, которое поможет вам запоминать вещи.
Дополнительную помощь в запоминании вещей можно просто загрузить. Есть несколько приложений, которые могут помочь улучшить вашу память и сохранить важные события и информацию на ладони.
Приложения и устройства автоматизации
IFTT (If This Then That) – это приложение, которое может подключаться к другим приложениям и помогать вам устанавливать для себя распорядок дня. Например, вы можете автоматически запланировать электронное письмо или текстовое сообщение с днем рождения своим контактам в их особый день, если они установлены в вашем календаре Google. Когда что-то происходит в одной службе, это может инициировать действие в другой. Это как иметь личного помощника. К подобным приложениям относятся приложение Apple Shortcuts и Automate для Android. Вы также можете использовать различные умные колонки для создания автоматизированных процедур дома и в офисе.
Приложения для хранения паролей
Нет необходимости запоминать все ваши пароли. Здесь может помочь приложение для пароля. Такие приложения, как диспетчер паролей Google, LastPass и связка ключей iCloud, могут безопасно хранить такую информацию, как ваши имена пользователей, пароли и пароль Wi-Fi. Он также может хранить личные данные, такие как ваше имя, адрес и информацию о кредитной карте.
Приложения для заметок
Evernote, Google Keep и Apple Notes могут быть полезны для запоминания таких вещей, как списки покупок, даты рождения или заметки. В этих приложениях можно создавать контрольные списки, сохранять фотографии и даже сканировать документы. Вы можете синхронизировать приложение с другими устройствами, такими как iPad или ноутбук, чтобы они всегда были с вами.
The Takeaway
Хотя эти хитрости и инструменты не могут гарантировать идеальную память, они могут помочь вам чувствовать себя менее напряженным, более продуктивным и непринужденным. Вы можете начать с того, что попробуете один или два и посмотрите, будет ли это иметь значение.
Версия этой статьи была впервые опубликована 05 сентября 2013 г.
Но большинство людей не используют правильные стратегии.
На самом деле, большинство людей не используют никакой стратегии — они используют несколько тактик, которые не очень хорошо работают. Итак, позвольте мне быть с вами откровенным: если вы используете карточки или повторения, чтобы попытаться вбить что-то в свой мозг, вы усложняете себе задачу.
Пришло время работать умнее, а не усерднее.
Вот в чем дело: ваш разум — это суперкар, которым вы еще не научились управлять. С практикой вы научитесь запоминать
О, и научиться запоминать быстро тоже не обязательно должно быть отстойно — это даже может быть весело. Серьезно. Это руководство покажет вам, как запоминать быстро и легко — умным способом.
Пристегнитесь.
Начните продавать онлайн прямо сейчас с Shopify
Начните бесплатный пробный период6 советов о том, как быстро и легко запоминать
Если вы хотите научиться запоминать быстро и легко, вам нужно действовать стратегически. Вот шесть советов о том, как быстро запоминать, о которых вы узнаете из этой статьи:
- Поймите свой стиль обучения
- Изучите 3 правила запоминания
- Практикуйте метод замещения
- Изучите метод истории и связи
- Используйте метод дворца памяти
- Стратегически применяйте интервальные повторения 9008 5
Шаг 1.
Понимание Ваш стиль обученияПрежде чем вы попытаетесь научиться быстро запоминать, полезно иметь общее представление о том, как лучше интерпретировать и усваивать новые знания.
В настоящее время существует четыре основных стиля обучения, которые обычно обозначаются аббревиатурой «ВАРК»:
- Визуальный
- Слуховой
- Чтение/письмо
- Кинестетический
Рассмотрим подробнее каждый из них.
1. Визуальный
Визуальные учащиеся лучше всего учатся через зрение. Им нравится, когда информация представлена визуально, и они предпочитают видеть и наблюдать за вещами, такими как диаграммы, картинки и демонстрации. Многие визуалы также любят делать наброски, рисовать и составлять списки.
2. Аудиальная
Слуховые учащиеся лучше всего учатся, слушая и когда предмет передается через звук.
Они предпочитают слушать подкасты, лекции и аудиокниги, чем читать книги и заметки. Если им нужно прочитать книгу, они, скорее всего, усвоят больше информации, если прочитают ее вслух про себя. Многие аудиалы также любят участвовать в дискуссиях.
3. Чтение/письмо
Учащиеся, изучающие чтение/письмо, предпочитают учиться с помощью письменного слова.
Лучше всего они учатся, читая книги и статьи. Они также хорошо учатся, делая и просматривая заметки. Этот стиль обучения пересекается с визуальным обучением, однако эти учащиеся, как правило, предпочитают выражать себя через письмо.
Традиционные западные системы образования ориентированы на учащихся, изучающих чтение/письмо, уделяя особое внимание чтению книг и написанию эссе.
4. Кинестетические
Кинестетические учащиеся лучше всего учатся, испытывая или делая что-то. Их иногда называют «тактильными учениками».
Этот тип учащихся любит двигаться и использовать свои руки. Они преуспевают, когда могут интерпретировать предмет с помощью своих физических чувств. Они предпочитают практические упражнения, а не изучение книг каждый день недели.
Какой стиль обучения вы предпочитаете?
Очевидно, какой стиль обучения вы предпочитаете. Например, мне ясно, что я визуал и учусь читать/писать — в конце концов, я писатель.
Однако, если вы не уверены, какой стиль – или стили – обучения вы предпочитаете, ознакомьтесь с этой анкетой VARK, чтобы узнать.
Также стоит отметить, что большинство людей отдают предпочтение более чем одному стилю. О, и если вам интересно, ни один из стилей обучения не лучше других. Они просто другие!
Шаг 2. Изучите три правила запоминания
Пришло время понять основы того, как быстро и легко запоминать: три правила запоминания.
Эти три шага являются стратегией, которая вам нужна, чтобы научиться быстро запоминать. Вот как они работают:
- Регистрация: Первый шаг — записать новое воспоминание в уме с намерением сохранить его в долговременной памяти. Чтобы научиться быстро запоминать, полезно практиковать эффективные приемы регистрации.
- Сохранение: На этом этапе вы работаете над тем, чтобы сохранить информацию в своем мозгу и переместить ее из краткосрочной памяти в долговременную, чтобы вы могли вспомнить ее позже.
- Отзыв: На заключительном этапе запоминания вы можете использовать техники для извлечения информации, хранящейся в вашем уме.
Люди относятся к этим шагам по-разному — например, некоторые люди называют их «кодировать, сохранять и извлекать», — но основные принципы одинаковы.
Большинство советов по запоминанию пропускают один или несколько из этих шагов.
Например, повторение может помочь с запоминанием. Однако чтение чего-либо снова и снова не способствует намеренному кодированию информации в вашем уме. Кроме того, он не предоставляет механизма, с помощью которого можно было бы вспомнить информацию.
Короче говоря, чтобы научиться запоминать быстрее, вам нужно использовать все три «R».
Шаг 3.
Научитесь быстро и легко запоминатьТеперь, когда у вас есть основы, пришло время научиться запоминать что-то быстро. Итак, как проще всего что-то запомнить?
Лучший способ запоминать вещи — это использовать мнемоническое устройство, которое представляет собой просто причудливый способ назвать запоминающее устройство.
Что такое мнемоническое устройство?
Проще говоря, мнемотехника — это все, что помогает вам что-то вспомнить. Например, фраза «I» перед «E», кроме «C» — это мнемонический прием.
Вот пример визуального мнемонического устройства, помогающего запомнить количество дней в месяцах, где каждый сустав представляет 31-дневный месяц:
Всякий раз, когда вы слышите о «спортсменах памяти», которые могут вспомнить порядок шести колод игральных карт, они используют мнемонические приемы.
Это не магия. Это просто практика, и вы тоже можете это делать.
Существует бесчисленное множество мнемонических устройств. Тем не менее, мы сосредоточимся на трех самых популярных и эффективных методах, которые вы можете использовать, чтобы научиться запоминать что-то быстрее.
В отличие от повторения и карточек, каждое из этих мнемонических устройств использует три «R» запоминания – регистрацию, запоминание и припоминание.
1. Метод подстановки
Этот первый метод запоминания очень прост. Все, что вам нужно сделать, это взять то, что вы хотите запомнить, и заменить это чем-то более запоминающимся.
Например, предположим, что вы пытаетесь запомнить периодическую таблицу элементов. Пытаясь вспомнить первый элемент, «водород», вы можете связать его со словом «гидрант», потому что они звучат одинаково.
Для второго элемента, гелия, вы можете представить воздушный шар, наполненный гелием, и так далее.
Затем подумайте, к какому стилю обучения вы склоняетесь, и используйте эту информацию, чтобы установить прочную связь. Например:
- Если вы визуал, вы можете визуализировать ярко-красный пожарный гидрант на тротуаре.
- Учащиеся со слуховым аппаратом могут потренироваться произносить слова «водород, гидрант» вслух, чтобы подчеркнуть сходство их звучания.
- Учащиеся, умеющие читать/писать, могут записывать слова, подчеркивая сходство их написания, причем оба слова начинаются с «h, y, d, r».
- Каждый раз, проходя мимо гидранта, кинестетики могут коснуться гидранта рукой и попрактиковаться в произнесении вслух слова «водород».
Когда вам нужно вспомнить первый элемент периодической таблицы, будет намного проще сначала вспомнить красный пожарный гидрант, который вызовет воспоминание о «водороде».
Замена — это эффективный способ зарегистрировать новую информацию в вашем мозгу и иметь возможность легко вспомнить ее позже.
Кроме того, этот метод работает не только со словами — вы также можете использовать его для запоминания идей, понятий, имен, дат или даже ключевых тезисов речи.
2.
Метод связи и историиЗдесь все становится интереснее: После того, как вы создали несколько замен запоминающихся слов и объектов, вы можете связать их вместе с историей.
Вот пример того, как можно связать «пожарный гидрант» (водород) с «воздушным шаром» (гелий):
Представьте себе ярко-красный гидрант (водород) на залитом солнцем тротуаре у входа в парк. Рядом с гидрантом у входа в парк стоит продавец, продающий воздушные шары (гелий) детям, входящим в парк.
Вот в чем хитрость: преувеличивайте историю, чтобы она лучше запомнилась — это поможет удержать и вспомнить.
Например, возможно, гидрант сломан и вода разбрызгивается повсюду. Или, может быть, продавец воздушных шаров одет как клоун. Используйте то, что лучше всего подходит для вас!
Как только вы создадите эффективные ассоциации и свяжете их вместе с захватывающей историей, вам будет очень легко запоминать вещи.
Этот метод — отличный способ зарегистрировать в уме большие объемы информации, а также предоставить механизм ее воспроизведения.
3. Метод дворца памяти
Если вы хотите научиться запоминать много информации, попробуйте метод дворца памяти.
Этот метод выдержал испытание временем – впервые он был представлен в книге под названием «Rhetorica ad Herennium», написанной в 80 г. до н.э. неизвестного автора.
Вот как его использовать:
- Подумайте о месте или о путешествии, которое вы хорошо знаете, например, о своем доме или ежедневных поездках на работу.
- Назовите важные места в вашем доме или в дороге.
- Свяжите то, что вы хотите запомнить, с каждым из этих пунктов.
Например, скажите, что вам нужно запомнить речь.
Вы можете разбить свою речь на пункты, такие как вступление, три основные темы, резюме и заключительные мысли. Затем вы можете связать каждую из этих точек с чем-то в своем дворце памяти.
Входная дверь вашего дома может представлять собой введение вашей речи. Тогда вашими тремя главными точками для разговора могут быть гостиная, кухня и ванная комната. Итогом может быть коридор, ведущий из дома, а вашими последними мыслями может быть передний двор.
Затем, всякий раз, когда вы практикуете свою речь, вы можете представить себе, как вы ходите по дому для каждой точки.
Если вам нужно запомнить длинную речь или большой объем информации, вы можете разбить информацию на более мелкие фрагменты и связать их с вещами в каждой комнате.
Например, предположим, что в первой точке разговора (гостиной) у вас есть три аспекта. Вы можете связать каждый из них с предметом мебели, например, с диваном, журнальным столиком и торшером.
Если вы практикуете метод дворца памяти, вы должны быть в состоянии мысленно ходить по дому или пробегать дорогу на работу и вспоминать всю информацию.
Опять же, этот метод соответствует всем трем R, предоставляя способ кодирования, сохранения и воспроизведения информации.
Шаг 4. Применение интервальных повторений
После того, как вы зафиксировали новую информацию в своем уме, как вы можете помешать себе забыть ее? Применяйте интервальные повторения.
Еще в 1885 году Герман Эббингауз создал «Кривую забывания». Эта концепция демонстрирует, как мы забываем вещи. Проще говоря, как только мы что-то узнаем, это начинает стираться из нашей памяти.
Однако мы можем предотвратить это отклонение, периодически просматривая информацию. Когда мы делаем это, мы можем увеличить силу памяти.
Если вы визуал, вот как это выглядит:
Итак, когда вы должны просмотреть предмет?
Поначалу полезно часто просматривать вещи — например, вы можете сначала просматривать что-то ежедневно, затем раз в две недели, а затем еженедельно, пока не будете уверены, что не забудете это.
Опять же, обратите внимание на предпочитаемый вами стиль обучения, который поможет вам. Например:
- Визуальные учащиеся могут нарисовать раскадровку или набросать свой дворец памяти.
- Аудиалы могут рассказать свою историю вслух или описать прогулку по своему дворцу памяти.
- Учащиеся, умеющие читать и писать, могут записать свой рассказ и регулярно его просматривать.
- Кинестетики могут разыграть историю или пройтись по своему дворцу памяти в реальной жизни.
Вы также можете просмотреть материал поздно вечером перед сном.
Почему? Исследования показывают, что люди, которые занимаются перед сном, часто могут вспомнить больше того, что узнали днем позже. Кроме того, они также чувствовали себя более уверенно в своих ответах.
Резюме: Как быстро запоминать
Если вы хотите научиться быстро запоминать, одно повторение не поможет – вы должны действовать стратегически.
Начните с определения того, как вы учитесь лучше всего. Являетесь ли вы визуалом, аудиалом, читателем/письмом или кинестетиком?
Затем поймите три «Р» запоминания (регистрация, удержание и припоминание) и заставьте их работать:
- Сначала закодируйте информацию в уме, используя мнемонический прием, например, метод подстановки.