Как заглушить совесть: Как заглушить совесть? Советы психологов, консультации

Лучший способ заглушить совесть: все относительно

Как часто приходится слышать замечательные слова: «У каждого свое мнение (свой взгляд, свои критерии, свое понимание)». Это просто девиз нашего времени: все относительно. Так говорят, когда не хотят с соглашаться с чьей-то позицией по какому-то вопросу. На первый взгляд, очень вежливая фраза, примеряющая разные взгляды без обиды для участников беседы.

И даже уважение тут сквозит к позициям друг друга. Вроде как мы взрослые люди, имеем каждый свое мнение и уважаем право другого иметь свое. Но только на первый взгляд… Чаще всего за словами: «все относительно, у каждого свое» скрывается совсем не уважение, а определенная жизненная позиция, называемая на языке философии релятивизм или просто желание заглушить совесть.

Каждый все понимает по-своему?

Что любопытно, речи о том, что у каждого свое мнение и все относительно, никогда не звучат в разговорах о погоде или о курсе валют, скажем. Они всегда касаются того, что касается душевной жизни, а точнее — вопросов нравственности. Это вопросы ценностей, мотивов — добра и зла, по большому счету. За эту сферу, как известно, у нас отвечает такой атавизм, как совесть.

— Любовь — это то-то и то-то, а это и это — нельзя назвать «любовью»

— Каждый любовь понимает по-своему…

(Типичный диалог)

Дожили! Как же можно вообще оперировать понятием, которое каждый понимает по своему? Как можно признаться в любви, если возлюбленный 100% не поймет что ты имеешь в виду — ведь он-то понимает это слово по-своему? Или, все-таки, мы тут лукавим и имеем в виду что-то другое? Ведь спроси у человека: «какое же твое-то понимание?» — не ответит…

Да, важные для нашей душевной жизни слова имеют не одно прочтение, а несколько. Но несколько — это далеко не бесконечность, равная числу людей! Да, в вопросах нравственности разобраться очень непросто. Там нет универсальных рецептов и больше значения имеют мотивы, чем сами действия.

 И тысячи лет умы людей терзали вопросы правильного понимания сути явлений.

Реальность такова, что человеческая природа двойственна, его тянет одновременно в две стороны — добра и зла, скажем. Эта двойственность является сущими проклятием, с которым человечество пыталось справиться на протяжении всей истории, но так и не справилось. Что бы не придумывали и какие бы выходы не находили философия и религия, все равно каждому человеку приходиться совершать свой нравственный выбор самостоятельно и выбирать в своей жизни ту или иную сторону. Принять сторону добра не всегда хватает твердости, зло часто слишком притягательно… А совесть не дремлет и обличает.

И тогда на помощь нашей слабости приходит разум. С его помощью можно назвать черное — белым, можно подредактировать систему ценностей, кое-что «незаметно» переставив местами,  можно представить зло в красивой и полезной упаковке, можно подменить нравственные законы моралью и традициями… И заткнуть этими умозаключениями противную совесть.

Если такую операцию произвел человек, владеющий словом и влиянием, ее результаты пойдут в массы и будут подхвачены теми, кто  так же ищет способа заткнуть свою совесть. Так рождаются ложные учения и модные течения в общественном сознании, которые потом многими выдаются за «личное мнение». Зачем самому заниматься спекуляциями, если это уже сделал кто-то другой? Достаточно выбрать себе ложь по вкусу.

Универсальная ложь для всех: все относительно

Но любые спекуляции, все-таки, опровержимы, и совесть может найти лазейку. Гораздо проще решить проблему с совестью одним махом. Объявим, что все относительно, то есть никакого «добра и зла», по сути, не существует, а есть лишь частные предпочтения — и дело в шляпе. Совесть просто не имеет больше права голоса — она несовременна, не-толерантна и твердит о том, что давно не признается просвещенным человечеством!

И все было бы хорошо, если бы вопрос был только у нас в голове, и задача была бы только достичь душевного равновесия. Но, к сожалению, это не так. Добро  и зло существуют объективно совершенно независимо от того, верим мы в них или нет. И хуже того, они могут быть только абсолютными. Относительное добро и зло, то, что «у каждого свое» — это уже не добро и зло, а всего лишь вкусовые предпочтения, не несущие никакой нравственной нагрузки.

И еще, человек не может быть вне нравственности. Если называть вещи своими именами, вне-нравственность — это безнравственность. Отказ от добра и отказ от самого различения добра и зла имеет одинаковые последствия — человек принимает «сторону зла». Следовательно, человек, который считает, что все относительно — безнравственен. Вот так все просто.

Можно еще проще. Непризнание абсолютности нравственных законов — то есть сама позиция релятивизма «все относительно» является ложью с корыстной целью — обмануть и заглушить совесть. А уж ложь-то, по определению, сторона зла…

И ложь тут не одна. Когда человек говорит, что у каждого свое мнение и свой взгляд, он совсем не имеет при этом ввиду какой-то свой взгляд. Свое мнение предполагает осознание проблемы во всей красе и ответственный выбор. А там нет ни осознания, ни выбора — просто человеку удобно (приятно, выгодно, все так делают, напрягаться неохота — нужное подчеркнуть) не принимать правды. Ну, не нравится ему она!

И поспорить-то с ней он не может, зато может объявить ее лишь чьим-то частным мнением — и тогда она волшебным образом перестает быть правдой. «У каждого свое мнение» переводится — «это всего лишь чье-то мнение». Особо продвинутые умудряются объявить всего лишь частным мнением и открытия науки, и библейские заповеди…

И тогда — красота! Можно спокойно нарядить свои эгоистические стремления, предпочтения и желания, которые совесть назвала бы пороками, в одежды «своей правды» и «своего личного добра». И не придерешься — ведь мы же знаем, уже все знаем,что для каждого хорошо и плохо — свое, и все относительно.

Иметь свое мнение — смертный грех!

Позиция «все относительно» до такой степени уже стала общей, что когда у нас кто-то на самом деле имеет свое мнение и глупость его высказывать и отстаивать, а уж тем более заикаться о правде и абсолютной нравственности — его обвиняют во всех смертных грехах.  Точнее, грех в философии релятивизма один.

Как это ни парадоксально, самое большое преступление во времена всеобщей толерантности, декларирующей право каждого на свое мнение — это иметь свое мнение и считать его верным. Но как же, простите, можно называть своим мнением то, в чем человек не уверен? Это не мнение, не точка зрения, не позиция, а досужие сплетни какие-то… Точка зрения и реальная позиция, из которой можно действовать, должна быть твердой и определенной.

То есть, именно это — хорошо, а то — плохо, так — верно, а этак — не верно. Если же человек не знает, что верно, не имеет четких ориентиров, то он не может продуктивно действовать и двигаться в направлении вперед. Топтаться на месте, бегать по кругу, болтаться как дерьмо фиалка в поруби — может. Это вниз можно катиться по инерции, не прилагая никаких усилий, а для того, чтобы стоять на стороне добра необходима активная позиция, четкое видение пути и различение добра и зла.

Эх, мне бы лозунги писать, правда? Или рекламные тексты 🙂 Столько пафоса опять развела! Но, это крик души.  Вам показалось. что меня кто-то задел несогласием? Если бы! Случаи несогласия меня, наоборот, радуют. Но так грустно бывает, когда человек, вроде, и выскажет свое мнение и тут же испуганно поправляется: «Я не претендую на истину, это всего лишь мое мнение» — не дай Бог заподозрят, что он в чем-то убежден…

Ведь беда-то не в том, что человек не согласен принять что-то за истину, а в том, что он вообще отказывает истине в праве на существование. Он ее не только не нашел, но и не ищет, и искать не собирается — ибо ее для него нет и быть не может. Само слово «истина» стало чуть не ругательством. Мнения — вопрос вкуса, а не убеждений.

Сейчас мне нравится косметика этой фирмы и колбаса того завода. Найду колбасу вкуснее и косметику эффективнее — сменю, не задумываясь. И это отношение распространяется на все — и на убеждения, и на веру, и на любовь. Ну, кроме убежденности, что все относительно, естественно 🙂 Добродетель у нас осталась тоже одна единственная — терпимость, ко всему равная и все смешивающая в один котел, нетерпимая только к ориентирам. ..

Это до чего же мы дожили, люди? На этом фоне даже адепты самых диких сект выглядят лучше — они хоть во что-то верят, что-то выбирают… Собственно, потому и секты плодятся так активно (и это тоже исключительная черта современности), что человеку не очень-то уютно в мире абсолютной относительности. Не каждый может настолько заглушить свою совесть, чтобы так жить. Нужны, все-таки, человеку твердые ориентиры и абсолютные критерии, как думаете?

А если реально у каждого есть свое мнение?

Случаи, когда у каждого реально есть свое мнение, и эти люди мирно уважают позицию друг друга, выглядят несколько иначе. Начиная с того, что свою позицию каждый высказывает и отстаивает, приводя аргументы и доводы в ее пользу. Позиция таких людей ясна, осознана и является результатом их выбора, за который они несут ответственность в жизни.

И естественно, в таком раскладе каждый из них считает свой взгляд верным, а взгляд собеседника — ошибочным. Но мы же люди цивилизованные и признаем за ближним право даже ошибаться и отвечать за свои ошибки? Вот тогда, если переубедить друг друга не удалось, и говорится: «останемся при своем». Никакой речи о том, что «все относительно, истины никто не знает» и прочих признаков релятивизма здесь не наблюдается.

Свое мнение, оно же своя точка зрения или позиция, предполагает признание чего-то верным, а чего-то — нет, на каких-то основаниях. И четкие критерии отличия одного от другого. Если выразиться метафорически: человек, идущий своим путем, хорошо знает дорогу и с необходимостью отказывается от всех остальных путей. Личность и релятивизм — вещи несовместимые.

А каково ваше мнение о релятивизме? Согласны, что это не нормально, когда все относительно? Или я слишком сгущаю краски, и релятивизм — признак прогресса и философия светлого будущего, а твердые убеждения — отсталость и мракобесие? Ваши отзывы будут поводом для новой статьи 🙂

© Надежда Дьяченко

Совесть — Как научиться не переживать — Жизненные советы / НВ

Рационализация позволяет сделать любую подлость, оправдав это высокими целями

Каждый раз, когда я провожу тренинг или воркшоп, когда делюсь собой с другими, постфактум меня нападает тяжелая рефлексия. Я перебираю посекундно, что сделала не так, где недосказала, в чем налажала. Как следствие этого самопожирания — бессонная ночь.

Видео дня

Я решила, что с меня хватит, и начала изучать, как можно перестать себя пожирать и все же сохранить для потомков. Что не дает мне спать ночью? Это моя совесть, которая сомневается, что я оправдала ожидания пришедших на мой воркшоп, и не подвела их.

Совесть — это ответственность и чувство вины перед самим собой, основанные на нравственных ценностях. А ценности формируются в процессе воспитания. То есть личная нравственность каждого — это то, что этот каждый взял из морали собственного окружения, то есть своего социума. В то же время мораль вашего социума может не совпадать с моралью иного социума. Именно поэтому совесть у всех такая разная — у людей разные ценности.

Александр Пушкин точно отметил: «Совесть — когтистый зверь, скребущий душу». Как же сделать, чтобы зверь был не тигром, а хотя бы котиком, и не раздирал в клочья? Оказывается, для этого существуют специально разработанные концепции психологической защиты. Первые способы описал еще Зигмунд Фрейд, с тех пор его коллеги их доработали, и сейчас известны вот такие обереги от угрызений совести.

Неблагодарность тесно связана с вытеснением

1. Еще в детстве формируется такая психологическая защита, как отрицание: «я хороший, у меня не было плохих намерений, я просто выполнял свой долг». Пример: Олеся рассказала знакомой, что видела ее мужа в ресторане в достаточно интимных обстоятельствах с молодой красавицей. Супруги развелись, но это не вина Олеси. Так сделала бы каждая женщина, и Олеся бы хотела, чтобы и с ней так поступили. Возражение закрывает глаза совести: я совершенно искренне не вижу у себя каких-то отрицательных черт или позорных мотивов.

2. Что такое регрессия, наверное, понятно из названия. Это возвращение в детство. Можно успокоить свою совесть, изображая наивность: «Я сделал что-то подлое, но я не знал, к чему это приведет!» Например, Марина сидит в гостях у подруги и как бы невзначай из-под тесной юбки виднеется кружево чулка. Нечего обвинять девушку в том, что она соблазняет мужа подруги — она же вообще ничего не делала.

3. Еще одна психологическая защита известна как компенсация. Чувство неудовлетворенности, подавленности, вины или стыда мы компенсируем, подчеркивая свои сильные стороны. У Ирины, конечно, характер скверный, но отношений нет из-за того, что мужчины боятся умных— Ирина кандидат каких-то наук. Или коуч. Или астропсихолог.

4. Проекция. Здесь все просто. Ответственность за то, что мне не нравится во мне, я перевожу на другого. Я паркуюсь, где попало, проскакиваю на желтый, подрезают и не придерживаюсь скоростного режима не потому, что я — свинья невоспитанная, а потому, что вокруг одни сволочи. «Раз ты такой, то и я такая. Раз ты плохой, то и я плохая».

5. Еще один способ защиты от собственной совести — рационализация. Ее суть — цель оправдывает средства. Я вру, подтасовывая данные, не для себя, а чтобы мои дети были сыты и счастливы. Дети — это святое! Рационализация позволяет сделать любую подлость, оправдав это высокими целями, и жить со спокойной совестью.

Читайте также:

6. Вытеснение. Вы просто забываете о проблеме. Неблагодарность тесно связана с вытеснением. Этот вид психологической защиты позволяет нам что-то у кого-то брать и благополучно об этом забывать. Фишка в том, что мы действительно забываем о чьей-то услуге, доброте и помощи. Совесть спокойна, мы же не изображаем, мы правда просто не помним. Знаете почему? Оказывается, сложнее всего человеческой совести справиться не с виной и не со стыдом. Самым неприятным для нее является чувство благодарности. Нести это бремя тяжело и хочется его сбросить. Именно поэтому популярно выражение «благодарность — это болезнь» — здоровый человек старается благодарностью не болеть. Я, наоборот, очень советую вам работать над тем, чтобы искренне и открыто благодарить, как можно больше, всех и за все. Начиная с себя. Искренняя благодарность — это положительная энергия, которая меняет мир. Но об этом — в другой раз.

Из всех перечисленных способов я решила пробовать практиковать компенсацию. Буду настойчиво уверять свою совесть, что сделала все, что могла. Что я профессионал в маркетинговых коммуникациях, эксперт по общению, полезный тренер. Или хотя бы блоггер интересный. Вот.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Больше блогов здесь

Теги:   Жизненные советы Тревожность

14 способов успокоить свой разум, объясненные

изображения, предоставленные:

1) Photock Photos

2) Thinkstock Photos

3) Thinkstock Photos

4) Thinkstock Photos

5) Rawpixel / Unsplash

6) Thinkstock

5) Rawpixel / unsplash

6). Фотографии

7) Thinkstock Фотографии

8) Thinkstock Фотографии

9) Thinkstock Photos и Kuo Chiao Lin / Unsplash

10) Thinkstock Photos

11) Thinkstock Photos

12) Thinkstock Photos

13) Thinkstock Photos

14) Thinkstock Photos

 

ИСТОЧНИКИ:

Mindful: «5-минутная дыхательная медитация для развития внимательности».

Кливлендская клиника: «Упражнения: упражнения для разума и тела и здоровье сердца», «3 причины, по которым раскраска для взрослых может действительно расслабить ваш мозг».

Селени: «Как мне остановить скачущие мысли?»

Национальный фонд сна: «Расслабляющие упражнения для засыпания».

Психологические отчеты: «Преимущества, проблемы и характеристики владельцев домашних аквариумов».

Anthrozoös : «Влияние аквариумов на пациентов, получающих электрошоковую терапию».

Marriage & Family Review : «Здоровье, аквариумы и пожилые люди, не находящиеся в интернатах».

BBC: «Аквариумы приносят значительную пользу для здоровья». »

Журнал экологической психологии : «Синее пространство: важность воды для оценок предпочтения, воздействия и восстановительной способности природных и искусственных сцен.»

WallaceJNichols.org: «Познавательные преимущества пребывания у воды».

Окружающая среда и поведение : «Морская биота и психологическое благополучие: предварительное исследование эффектов доза-реакция в условиях аквариума».

Американская ассоциация борьбы с тревогой и депрессией: «Упражнения от стресса и тревоги».

Фонд психического здоровья: «Физическая активность и психическое здоровье», «Альтруизм и благополучие».

Американский совет по физическим упражнениям: «8 причин, по которым тренировки HIIT настолько эффективны».

PLOS ONE : «Двенадцать недель спринтерских интервальных тренировок улучшают показатели кардиометаболического здоровья, как и при традиционной тренировке на выносливость, несмотря на пятикратное снижение объема упражнений и времени».

Американский журнал общественного здравоохранения : «Связь между искусством, исцелением и общественным здравоохранением: обзор современной литературы».

Фонд Дана: «Миндалевидное тело: схема сигнализации тела».

Британский журнал общей практики : «Музыка: лучшая альтернатива боли?»

Разум: «Как мне может помочь расслабление?»

MentalHelp.net: «Социализация и альтруистические действия для снятия стресса».

Оздоровительный центр Беркли: «Преимущества благотворительности».

Экотерапия — экологическая повестка дня для психического здоровья , Mind, 2007.

Пикок, Дж. Польза для психического здоровья экологических упражнений и зеленого ухода , Отчет о неделе разума, февраль 2007 г.

Frontiers in Психология : «Отличный отдых на свежем воздухе? ​​Изучение преимуществ естественной среды для психического здоровья», «Психосоциальные и психофизиологические эффекты взаимодействия человека и животных: возможная роль окситоцина».

Журнал расстройств внимания : «Дети с дефицитом внимания лучше концентрируются после прогулки в парке».

Университет Миннесоты, Забота о вашем здоровье и благополучии: «Как природа влияет на наше благополучие?»

Heart.org: «Проведите время на природе, чтобы уменьшить стресс и беспокойство».

AnxietyCanada: «Как выполнять прогрессивную мышечную релаксацию».

Сеть гормонального здоровья: «Что такое окситоцин?»

РАЗНООБРАЗИЕ : «Кошки — отличные животные для терапии».

Anxiety Canada Youth: «Визуализации: умственные каникулы».

Издательство Harvard Health Publishing: «Йога — польза за пределами коврика», «Йога против беспокойства и депрессии».

Национальный центр комплементарного и интегративного здоровья: «Йога: в деталях», «Методы релаксации для здоровья».

Клиника Майо: «Депрессия и тревога: упражнения облегчают симптомы».

Harvard Business Review: «Быстрые и простые способы успокоить свой разум».

Национальная федерация дикой природы: «Это в грязи! Бактерии в почве могут сделать нас счастливее и умнее».

Отчеты профилактической медицины : «Садоводство полезно для здоровья: метаанализ».

Journal of Health Psychology : «Садоводство способствует нейроэндокринному и аффективному восстановлению после стресса».

Психическое здоровье в семейной медицине : «Биоуправление в медицине: кто, когда, почему и как?»

6 способов избавиться от чувства вины

Просмотры сообщений: 40 331

просмотров

Чувство вины может быть здоровой эмоцией и мощным мотиватором — до тех пор, пока вы не позволите ему овладеть собой.

Отпустите сожаление, чтобы перенаправить свое внимание на позитивные действия.

Длительные эффекты биполярного настроения Эпизод

Чтобы эффективно справляться с симптомами биполярного расстройства, распознавать триггеры, восстанавливать отношения и устранять любые личные обиды после эпизода биполярного расстройства, требуется время, чтобы подумать о том, что произошло до и во время смены настроения.

Поскольку депрессия, гипомания и мания влияют на наше мышление, принятие решений, действия и способности, оглядывание назад на то, что произошло, может вызвать сильные эмоции и вызвать у нас чувство смущения, унижения, стыда или даже бесполезности. Слишком часто это приводит к тому, что мы накапливаем самообвинение и стыд, но ни то, ни другое не помогает нам двигаться вперед.

Конечно, важно взять на себя ответственность за то, что произошло — что мы сказали или не сказали, что мы сделали или не сделали, и причинили ли мы какой-либо вред другим. Признание и принятие этих последствий, возмещение ущерба и работа над смягчением будущих эпизодов — все это делает стабильность настроения более достижимой.

Если вы обнаружите, что негативные разговоры о себе подрывают вашу самооценку, возможно, чувство вины превратилось из полезной эмоции, которая помогает установить ваш моральный компас, в препятствие на вашем пути к биполярному расстройству. Изучение того, как избавиться от обид после приступа настроения, требует сосредоточенных усилий, но это время и энергия, потраченные с пользой. Вот как начать:

#1 Будь смелым и перестань винить себя

Чувство вины может причинить коварный вред отношениям независимо от любого стресса, вызванного вашими действиями или словами, говорит Демиан С. Браун, частный психотерапевт из Торонто.

«Это может быть уловка-22», — говорит он. «Вы чувствуете себя плохо из-за того, что сделали, поэтому не можете приблизиться к человеку, которого расстроили. Это приводит к ощущению отстраненности, изоляции и снижению самооценки, что отражается окружающими людьми и может привести к будущим эпизодам».

Его совет: будь смелым. Научитесь говорить о конфликте, который является естественной частью жизни, чтобы увеличить шансы на разрешение. Дайте понять, что вы принимаете на себя ответственность за то, что вы сделали, и сопереживаете боли другого человека. Затем извинитесь и поработайте над тем, чтобы загладить свою вину.

«Это право собственности, но не вина», — говорит Браун. Этот процесс распространяется как на других людей, так и внутренне. Приложите усилия, чтобы признать и освободиться от вины за то, что у вас биполярное расстройство. Вы отличаетесь от своего диагноза.

#2 Установите четкие границы и ожидания

Используйте проактивный подход, устанавливая границы и ожидания перед депрессивным или маниакальным эпизодом, чтобы свести к минимуму будущие поводы для чувства вины.

В период стабильности, а не в разгар перепадов настроения, поговорите с людьми в вашей жизни, чтобы они знали, чего ожидать, когда возникают депрессия и/или мания. И убедитесь, что вы четко понимаете, чего они от вас ожидают.

«Соглашение о границах — это большое дело, — отмечает психотерапевт Браун. Исследуйте способы, с помощью которых окружающие могут быть тверды в своих ожиданиях, не осуждая их. Наличие плана действий, чтобы все знали, что делать, может помочь смягчить обиду в долгосрочной перспективе.

#3 Найдите сострадание

То, как мы думаем о себе и о своем поведении, влияет на наше общее представление о себе и самовосприятие. Например, исследования показывают, что если человек размышляет о прошлых действиях, которые он считает «неэтичными», он неправильно оценивает свой внешний вид, думая, что весит больше, чем на самом деле.

Кроме того, преодоление неразрешенного чувства вины подрывает нашу иммунную систему, увеличивает риск сердечных заболеваний и усугубляет существующие заболевания. Для стабильности настроения и за ваше физическое здоровье, старайтесь относиться к себе бережнее.

«Будьте добры к себе и примите тот факт, что никто не идеален», — говорит Кира Х.

, страдающая биполярным расстройством I типа. Практикуйте нежный внутренний диалог. «Ты делаешь все, что можешь» — это важно для меня, потому что часто мне кажется, что я могла бы делать больше», — говорит она.

№ 4 Повышение самосознания

Стресс, тревога и размышления часто идут рука об руку, и это может вызвать у вас чувство вины. В дополнение к тому, чтобы говорить с собой более дружелюбно, подумайте о том, чтобы улучшить свое самосознание и лучше справляться с ежедневным стрессом и триггерами.

Чтобы развить понимание и лучше понять свои мысли и поведение, подумайте о терапии беседой, которая включает в себя когнитивно-поведенческие техники и подходы, основанные на сострадании, советует психотерапевт Чанти Д. Уильямс, доктор философии.

Она также рекомендует изучить курс по снижению стресса, основанный на осознанности, с семинарами, проводимыми сертифицированными тренерами, посвященными медитации осознанности, сканированию тела и простым позам йоги.

#5 Примите меры и начните с малого

Задержки с решением проблем, которые кажутся непреодолимыми или слишком большими, чтобы их решать, только ухудшают или усиливают наш стресс и тревогу. Как гласит известная поговорка: «Путешествие в 1000 миль начинается с одного шага». И часто именно этот первый шаг оказывается самым трудным. Но, подталкивая себя начать с малого — очень

малого, если необходимо, — мы переходим от страха и стыда к действию и решению проблем. А ориентация на действие может помочь облегчить это тяжелое чувство вины.

Когда Энн Р. из Коннектикута изо всех сил пыталась отпраздновать праздники со своими детьми из-за приступа депрессии, она чувствовала себя виноватой. Поскольку она не может изменить прошлое, Энн начала предпринимать шаги, чтобы предотвратить будущие изменения настроения, которые позволили бы ей больше присутствовать со своими детьми. Это означало решение проблемы с лекарствами, которые не работали должным образом, затем смену поставщиков первичной медико-санитарной помощи, а затем консультацию с диетологом.

Добавить комментарий