Как завоевать и удержать внимание аудитории: Как привлечь и удержать внимание аудитории?

Содержание

Как привлечь и удержать внимание аудитории?

Как привлечь и удержать внимание аудитории?

22-03-2021

 

 

обучение на курсе

 

Содержание:

  1. Вопросно-ответный план
  2. Обращение к внешним обстоятельствам
  3. Элементы юмора
  4. Отсылки к речи предыдущего оратора
  5. Ссылки на авторитетные источники
  6. Подбор тематики с учетом обстановки
  7. Голосовые приемы
  8. Примеры из личной жизни или литературы
  9. Презентация и раздаточный материал
  10. Интерактивность
  11. Перемещение в пространстве
  12. Демонстрация

Страшный сон любого начинающего оратора: в разгар своего выступления он вдруг замечает, что зрители начали перешептываться, копаться в телефонах, а то и дремать в креслах. Наверняка и сами вы, бывая на чужих выступлениях, ловили себя на том, что поглядываете на часы и думаете, когда же это все закончится, или что приготовить на ужин, какой интересный фильм вы посмотрели на выходных.

Подобная ситуация происходит, когда спикер не умеет удерживать внимание аудитории. Это грозит выступлению провалом, ведь его основная цель – донесение конкретной информации до слушателя – не будет выполнена. В этом материале мы осветим наиболее эффективные приемы, как привлечь и удержать внимание аудитории и провести успешное публичное выступление.

Вопросно-ответный план

Этот прием особенно полезен при выступлении перед маленькими группами слушателей, так как на большой аудитории его реализовать сложнее. Суть в том, что вы должны вовлекать слушателей в обсуждение проблемы при помощи вопросов и ответов, превратив длинную монологическую речь в живой диалог. К тому же это делает выступление более эмоционально окрашенным, оригинальным.

Вопросы вообще считаются одним из сильных приемов привлечения внимания. Человек автоматически реагирует на вопросительную интонацию, понимая, что от него ждут реакции. Стройте текст выступления, используя такие конструкции:

  • «Задумывались ли вы когда-нибудь над тем…»;

  • «Приходило ли вам в голову, что…»;

  • «Задайте себе вопрос и честно ответьте на него: случалось ли вам…»;

  • «Как вы думаете, почему я выбрал именно эту тематику для выступления?».

Если вы работаете с малыми группами, то стоит дождаться ответов слушателей. Однако при выступлении перед большой аудиторией нецелесообразно ждать реакции, тем более что вы скорее всего не расслышите слов зрителей. Поэтому отвечайте на поставленные вопросы сами: «Задайте себе честный вопрос: … ? Я почти уверен, что многие из вас сейчас мысленно ответили, что…».

Обращение к внешним обстоятельствам

Делайте обстоятельства внешнего мира своими помощниками. Например, во время выступления используйте такие формулировки: «Особенно приятно выступать перед вами в такой ясный весенний день», «Я благодарен, что, несмотря на проливной дождь, вы все сюда добрались».

Обращаться можно не только к погодным обстоятельствам, но также времени, месту. Например: «Я рад, что мое выступление было назначено именно на этот день, ведь сегодня исполняется 150 лет со дня рождения знаменитого общественного деятеля…» или «В этом красивом и элегантном зале когда-то произносил свою речь известный писатель и поэт…».

А можно ссылаться и на последние события в мире: «Сегодня утром, когда я ехал сюда, по радио передали очень важную, как я считаю, новость», «В свете недавнего очередного разлива топлива в Тихом океане я считаю важным подчеркнуть…».

Элементы юмора

Один из наиболее мощных ораторских приемов – это юмор. Он позволяет снять напряжение, разрядить обстановку, повысить уровень доверия публики к выступающему. А если зрители еще и оценят шутку по достоинству, то станут как бы вашими соучастниками. Помимо шуток можно использовать анекдоты, ироничные высказывания.

Но оратору следует всегда знать меру. Юмор не должен быть обидным или уничижительным. Крайне неуместно, да и недостойно шутить с использованием расовых или национальных стереотипов. Желательно воздержаться и от шуток на тему религии, от черного юмора. Конечно, стоит учитывать, и перед кем именно вы выступаете. Шутка, которая зайдет одной аудитории, вызовет отторжение у другой.

Отсылки к речи предыдущего оратора

Если выступаете не первым, подогреть интерес слушателей к своему высказыванию можно простым способом. Обратите их внимание на какие-то моменты из предыдущей речи. При этом замечательно, если вы внимательно следили за прошлым выступлением и анализировали реакцию публики.

Например, вы заметили, что зрители заулыбались на каком-то этапе предыдущей речи. Сошлитесь на это: «Как справедливо отметил только что уважаемый Алексей, мы действительно…». Можно и вежливо не согласиться с предыдущим оратором: «Я внимательно сейчас слушал выступление Александры. Она верно отмечает, что… Но я лично от себя хотел бы добавить…»

Ссылки на авторитетные источники

Когда вы выступаете перед незнакомой аудиторией, вам необходимо завоевать доверие и расположение присутствующих. Только тогда они начнут внимательно слушать вас, анализировать сказанное, соглашаться с вашей точкой зрения. Чтобы производить более благоприятное впечатление на публику и увлекать ее за собой, необходимо придать вес своему выступлению.

Сделать это просто. Подкрепляйте то, о чем рассказываете, ссылками на авторитеты: крупные издания, словари, энциклопедии, научные исследования, статистические данные.

Причем подавать это можно достаточно интересно, совмещая с вопросно-ответной формой высказывания. Например: «Вы когда-нибудь пробовали подсчитать, сколько килограммов мусора вы производите ежегодно? Чтобы вы не мучились сейчас математическими подсчетами, я сообщу вам эти данные сам. За год в среднем житель мегаполиса производит…»

Другие варианты:

  • «Готовясь к сегодняшнему выступлению, я специально проверил по словарю значение слова “консервативный”. Даль определяет его как…»;

  • «Недавно я наткнулся в Сети на довольно необычное исследование норвежских ученых»;

  • «Издание The Guardian отреагировало на эту политическую новость следующим образом».

итоговое выступление

 

Подбор тематики с учетом обстановки

Этот прием касается не столько самого выступления, сколько подготовки. Подбирая тематику и готовя текст публичного высказывания, проверьте, насколько он соответствует характеру вашей аудитории: их возрасту, интеллектуальному развитию, полу, профессии, взглядам.

Словом, составьте портрет вашего слушателя и постарайтесь «прощупать» его. Согласитесь, что невозможно произносить одинаковую речь перед коллегами, пенсионерами, подростками, менеджерами среднего звена, крупными бизнесменами и т. д. Даже если тематика выступления одна и та же.

Например, разговаривая с молодежью на тему экологии, важно пояснить, как проблемы с окружающей средой затрагивают непосредственно каждого и влияют на его будущее. А ведя на ту же тему разговор с бизнесменами, стоит подчеркнуть, каким образом проблемы с экологией нанесут урон бизнесу.

В обстановку также входит цель выступления. Продумайте ее заранее и не отклоняйтесь от выбранного вектора.

Голосовые приемы

Голос – главный инструмент оратора, который позволяет доносить точку зрения и отношение, подчеркивать значимые моменты высказывания и привлекать внимание аудитории. Следует избегать монотонной речи в среднем или медленном темпе: она усыпляет. Слишком быстро и эмоционально говорить тоже не стоит: слушатели потеряют способность воспринимать информацию.

В идеале речь говорящего не должна быть однообразной. Он должен постоянно изменять ее характеристики: силу голоса, темп, выразительность. Начните высказывание в среднем темпе и не слишком громко, замедлитесь и увеличьте силу голоса в важных моментах. В серьезных моментах, призывающих к размышлению, полезно понизить тон голоса, говорить тихо, сосредоточенно. Помогайте себе интонацией.

Еще одно отличное средство – паузы. Помолчите пару секунд после особенно важной фразы, чтобы зрители могли ее осмыслить. Или наоборот, сделайте паузу перед значимой фразой, чтобы аудитория заинтересовалась: почему это оратор замолчал? Фактически пауза – это прекращение раздражения (а голосовое воздействие – это все-таки раздражающий фактор). А значит, на нее невозможно не обратить внимание.

Примеры из личной жизни или литературы

На аудиторию чудесно действует, когда выступающий «приближается» к ней, становится ее частью, «своим». А для достижения этой цели полезно делиться с публикой личными историями, случаями из жизни – вашей или ваших близких. Это не только роднит спикера со слушателями, но и просто интересно.

Начните выступление так: «Недавно со мной произошла интересная история, имеющая отношение к теме моего высказывания» или «Хочу поделиться забавным случаем, который произошел с моей дочерью по дороге в школу». На этом этапе оратор перестает быть просто вещательной машиной за трибуной, а становится обычным человеком, у которого есть дети, близкие, личные проблемы.

Также можно использовать отсылки к литературным произведениям, к трудам классиков. Выбирать для этого стоит наиболее известные вещи, ставшие культовыми. Например, рассуждая о политической обстановке, можно сослаться на романы «1984», «О дивный новый мир» или «451 градус по Фаренгейту». Подойдут для публичных выступлений отсылки и на иные известные произведения:

  • «Мастер и Маргарита»;

  • «Собачье сердце»;

  • «Герой нашего времени»;

  • «Гарри Поттер»;

  • «Унесенные ветром»;

  • «Дневник Анны Франк»;

  • «Над пропастью во ржи»;

  • «Анна Каренина»;

  • «Война и мир» и др.

Презентация и раздаточный материал

Полезно привлекать внимание с помощью не только аудиального, но и визуального и даже тактильного воздействия: человек получает информацию через различные органы чувств. Чтобы задействовать зрение, подготовьте презентацию. Не нужно размещать на слайдах обилие мелкого текста. Лучше поместить на них важные иллюстрации, дополняющие высказывание, а также фактические данные, которые сложно воспринимать на слух: статистику, сложные имена, даты.

Также можно подготовить раздаточные материалы. Скажем, вы проводите презентацию на тему парфюмерии, швейных принадлежностей. Образцы духов или ниток непременно следует раздать зрителям, чтобы воздействовать на другие их органы чувств: обоняние, осязание.

Интерактивность

Это слово буквально означает «взаимодействие». Выше уже было отмечено, как важно добавлять в выступление элементы диалога, а не превращать его в однотонное монологическое высказывание. Раздаточные материалы – отличный способ повысить интерактивность. Но есть и другие: опросы, тесты, игра

Например, вы можете провести простейший опрос: «Я попрошу поднять руки тех, кто недоволен размером своей заработной платы. Спасибо, я вижу, таких больше половины, верно? А теперь еще одна просьба: поднимите руки те, чей доход упал более чем на четверть за прошедший год».

Перемещение в пространстве

Спикеру очень полезно не стоять как приклеенному за трибуной, а изменять место и положение тела в пространстве – конечно, если позволяет помещение. Например, во время презентации можно подойти к экрану и показать что-то на слайде. Также можно ходить по сцене и даже приближаться к зрителям, прохаживаться между ними, потом опять возвращаться на сцену. Приемом нередко пользуются и лекторы в университетах: это позволяет активизировать даже «галерку». Не стоит при этом забывать о правильной жестикуляции: она тоже позволит удерживать внимание публики.

Демонстрация

При подготовке к выступлению запаситесь одним или несколькими «помощниками». Это должен быть предмет, связанный с тематикой речи, который вы сможете продемонстрировать зрителям. Лучше делать это не в начале выступления, а когда почувствуете, что внимание начинает рассеиваться.

Например: «Отправляясь на сегодняшнее выступление, я захватил с собой из дома очень любопытный предмет. Вы скажете: это же обычные старые ржавые часы. А я возражу. Дело в том, что я сейчас держу в руках артефакт ушедшей эпохи. И я призываю всех взглянуть на него внимательнее…»

Это лишь некоторые эффективные приемы, с помощью которых оратор может удерживать и подогревать внимание аудитории, ее интерес. Более подробно с этими и другими техниками можно познакомиться на нашем обучающем курсе в школе риторики КОРОЛЬ ГОВОРИТ! Вы научитесь правильно держаться на сцене, забыв о скованности и смущении, сможете управлять голосом, сделав его главным помощником. Вы узнаете, как спикер может убедить аудиторию в своей правоте, подчеркнуть ключевые моменты выступления, добиться расположения и доверия зрителя.

Приходите на курс ораторского мастерства школы КОРОЛЬ ГОВОРИТ! Вы избавитесь от страха публичных выступлений, поставите голос, почувствуете уверенность в себе и будете поражены, сравнивая видео своего первого и финального выступлений!

Рекомендованные статьи

Поделиться:

Теги:

  • Публичные выступления

Комментарии

Как привлечь и удержать внимание аудитории?

Отправить статью или инфоповод

6 июня 2013